Научная статья на тему 'К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии'

К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
952
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MORBIDITY OF CHILDREN OF SCHOOL AGE / ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ / SCHOOL-INDUCED PATHOLOGY / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Порецкова Галина Юрьевна, Печкуров Д. В., Рапопорт И. К.

Исследования ряда лет показывают рост хронической патологии и неблагоприятные сдвиги в структуре групп здоровья за период обучения в школе. Цель исследования разработать и предложить систематизацию школьно-обусловленной патологии. Анализ состояния здоровья школьников г. Самары позволил установить, что за период первых 4 лет обучения число здоровых детей уменьшается на 18 %, к окончанию школы их становится не более 11 %. Выделены заболевания, частота которых возрастает с началом обучения: болезни костно-мышечной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной систем, органа зрения. Развитие этих состояний у школьников во многом связано с факторами учебного процесса. Предлагается систематизация школьно-обусловленной патологии, которая учитывает систему поражения, стадию, факторы, способствующие ее развитию, и влияние нарушений на качество образовательного процесса и жизнь ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Порецкова Галина Юрьевна, Печкуров Д. В., Рапопорт И. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION OF SCHOOL-RELATED DISORDERS

Studies over several years have shown an increase in chronic pathology and adverse changes in the structure of health groups during schooling. The aim of this work is to develop and propose a systematization of school-related pathology. The analysis of the health status of Samara schoolchildren allowed to establish that during the first 4 years of education the number of healthy children decreases by 18 °%, by the end of school there are no more than 11 %. Diseases, the frequency of which increases with the beginning of training: diseases of the musculoskeletal, digestive, cardiovascular, nervous systems, organ of vision. The development of these conditions at schoolboys is largely associated with the factors of the educational process. The systematization of school-conditioned pathology, which takes into account the system of defeat, stage, factors contributing to the development and the impact of these violations on the quality of the educational process and the life of the child.

Текст научной работы на тему «К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии»

© Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К., 2018 УДК 613.955;616-02

К ВОПРОСУ О СИСТЕМАТИЗАЦИИ ШКОЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ

Г.Ю. Порецкова1, Д.В. Печкуров1, И.К. Рапопорт2

1ФБГОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России,

ул. Чапаевская, 89, г. Самара, 443099, Россия

2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»» Минздрава России, Малый Казенный переулок, 5, стр. 5, г. Москва, 105064, Россия

Исследования ряда лет показывают рост хронической патологии и неблагоприятные сдвиги в структуре групп здоровья за период обучения в школе.

Цель исследования - разработать и предложить систематизацию школьно-обусловленной патологии. Анализ состояния здоровья школьников г. Самары позволил установить, что за период первых 4 лет обучения число здоровых детей уменьшается на 18 %, к окончанию школы их становится не более 11 %. Выделены заболевания, частота которых возрастает с началом обучения: болезни костно-мышечной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной систем, органа зрения. Развитие этих состояний у школьников во многом связано с факторами учебного процесса. Предлагается систематизация школьно-обусловленной патологии, которая учитывает систему поражения, стадию, факторы, способствующие ее развитию, и влияние нарушений на качество образовательного процесса и жизнь ребенка.

Ключевые слова: заболеваемость детей школьного возраста; школьно-обусловленная патология; систематизация.

G.Yu. Poretskova, D.V. Pechkurov, I.K. Rapoport □ TO THE QUESTION OF SYSTEMATIZATION OF SCHOOL-RELATED DISORDERS □ Samara State Medical University, 89, Cha-paevskaja str., Samara, 443099, Russia; Institute of Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents of the Federal Medical Academy of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, 5, bldg. 5, Malyj Kazennyj pereulok, Moscow, 105064, Russia.

Studies over several years have shown an increase in chronic pathology and adverse changes in the structure of health groups during schooling. The aim of this work is to develop and propose a systematization of school-related pathology. The analysis of the health status of Samara schoolchildren allowed to establish that during the first 4 years of education the number of healthy children decreases by 18 %%, by the end of school there are no more than 11 %. Diseases, the frequency of which increases with the beginning of training: diseases of the musculoskeletal, digestive, cardiovascular, nervous systems, organ of vision. The development of these conditions at schoolboys is largely associated with the factors of the educational process. The systematization of school-conditioned pathology, which takes into account the system of defeat, stage, factors contributing to the development and the impact of these violations on the quality of the educational process and the life of the child.

Key words: morbidity of children of school age; school-induced pathology; systematization.

Состояние здоровья населения как основа успешного социально-экономического развития страны находится в центре внимания государства и общества. В последние годы особый упор делается на «обеспечение благополучного и защищенного детства» [12]. Значимым фактором, влияющим на состояние здоровья подрастающего поколения, является обучение в образовательных организациях, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к действию условий окружающей среды [8].

Несмотря на усилия медиков, гигиенистов, психологов, педагогов, исследования последних лет, сохраняется рост хронической патологии и неблагоприятные сдвиги в структуре медицинских групп здоровья за период обучения в школе. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, за последние 25 лет распространенность функциональных отклонений среди московских юношей возросла в 2,7 раза (с 1 350 %о до 3 645 %о), а среди девушек в 2,2 раза (с 1 720 %о до 3 743 %о), частота хронических заболеваний увеличилась среди

юношей в 1,7 раза (с 700 до 1 197 %о), девушек -в 1,2 раза (с 900 до 1 087 %о). Ведущими отклонениями в состоянии здоровья школьников являются функциональные нарушения костно-мышечной системы, системы кровообращения, органа зрения, нервно-психические расстройства, а также хронические болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения [10].

Министерство здравоохранения приводит такие данные: заболеваемость детей в Российской Федерации превышает 223 920,7 на 100 тысяч в возрасте 0-14 лет и 226 567,6 на 100 тысяч - 15-17 лет. Причем около четверти всей патологии составляют 3 класса заболеваний: болезни органов пищеварения, глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы [13].

Цель исследования - разработать и предложить систематизацию школьно-обусловленной патологии для оптимизации профилактических мероприятий.

Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ медицинских карт для оценки динамики распространенности и структуры патологии школьников за период 8 лет -686 учащихся; проспективный анализ данных диспансеризации 14-летних подростков - 788

учащихся и 15-17 лет - 6 400 учащихся. Со-^^ стояние органа зрения оценивалось на основании ^ осмотра и заключения врача-офтальмолога у 386 ^-р учащихся с 1-го по 11-й класс. В исследование были включены учащиеся нескольких городских образовательных учреждений (лицеи и общеобразовательные школы) города Самары.

Результаты исследования. Наблюдения ¡г^ показывают, что за период обучения в началь-^^ ной школе (1-4 класс) число детей первой _. группы здоровья уменьшалось почти на 18 %, а =1 к окончанию школы число здоровых подрост-^¡г ков не превышало 11 % [14]. Можно выделить классы заболеваний, частота которых в значи-1— тельной мере возрастала с началом обучения, кроме того, их патогенез, согласно современным представлениям, связан с факторами образовательного процесса, воздействующими как на начальном этапе обучения, так и при переходе к предметному (в средней школе) и углубленному (в старшей школе) обучению. К таким состояниям можно отнести заболевания кост-но-мышечной, пищеварительной, сердечнососудистой, нервной систем, органа зрения. Наибольший рост, согласно полученным данным, отмечен по патологии костно-мышечной системы. В процессе исследования чаще всего выявлялись нарушение осанки и плоскостопие (табл. 1).

В начальной школе частота этой патологии составляла 15,1 % при доверительном интервале (ДИ) 10,9-19,3 %, в подростковом возрасте уже 49,1 % (ДИ 44,4-53,8 %). В возрасте 15-17 лет более 50 % детей имели нарушение осанки, плоскостопие или сколиоз (63,02 %, ДИ 51,374,7 %). Распространенность заболеваний кост-но-мышечной системы с 2008 по 2012 год увеличилась с 473,3 %о до 821,0 %о (рис. 1). Как и в ряде исследований других авторов, установлено, что нарушение осанки связано с уменьшением двигательной активности детей, длительным пребыванием в сидячей позе во время занятий, в том числе за компьютером [2, 9]. Частично патология костно-мышечной системы может быть связана и с ослаблением мышечного корсета, снижением минеральной плотности кости на фоне нерационального питания, а

именно недостаточного потребления молочных продуктов [6].

Второе ранговое место по росту заболеваемости среди учащихся занимала патология органа зрения. Установлено, что за период обучения в младшей школе количество детей с патологией зрения увеличилось с 9,5 (ДИ 6,112,9 %) до 32,4 % в 10 лет (ДИ 28-36,8 %), в 11-17 лет такие учащиеся составляют 21-24 % (табл. 1). Распространенность нарушений зрения среди старших подростков 15-17 лет за период с 2008 по 2012 год возросла с 186,3 %о до 295 %о. Такая динамика нарушений зрения во многом объясняется неудовлетворительным уровнем освещенности в образовательных учреждениях в совокупности с высокой учебной нагрузкой и использованием технических средств обучения, неправильной организацией «рабочего места» ребенка дома [2, 4].

В структуре заболеваний пищеварительной системы, по нашим наблюдениям, преобладала функциональная диспепсия и запоры. В исследовании отмечен значительный рост этой патологии, особенно у учащихся начальной школы: так, в возрасте 7 лет нарушениями страдали 1,3 % (ДИ 0,1-2,6 %), а в 10 лет - 24,5 % (ДИ 20,5-28,5 %) школьников, далее показатель снизился до 9,5 %.

С современных позиций в качестве основного этиологического фактора функциональной диспепсии рассматривается психосоциальная дизадаптация ребенка. Запоры как «болезнь цивилизации» являются прямым следствием гиподинамии и несбалансированного питания со снижением потребления пищевых волокон [1].

Также в процессе обучения возрастало число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, которые чаще всего представлены функциональной кардиопатией, нейроциркуля-торной дистонией и артериальной гипертензи-ей. По полученным данным, уже в начальной школе у некоторых детей отмечался дебют артериальной гипертензии (АГ), кроме того, обращало внимание достаточно большое число детей с предгипертензией (высоким нормальным давлением - ВНД) среди мальчиков.

Таблица 1. Число школьников, имеющих патологию различных систем организма, в динамике обучения c 1-го по 11-й класс

Table 1. The number of students with pathology of various systems of the body, n the dynamics of learning from the 1st to 11th grade

" ——Возраст Патологические ——^^^^ состояния —— 7 лет 10 лет 14 лет 15-17 лет

Число школьников (%) M ± m (ДИ)

Нарушения осанки и плоскостопие 15,1 ДИ 10,9-19,3 49,1 ДИ 44,4-53,8 51,4 ДИ 44,2-58,6 63,0 ДИ 51,3-74,7

Нарушения органа зрения 9,5 ДИ 6,1-12,9 32,4 ДИ 28,0-36,8 24,4 ДИ 20,2-28,6 21,0 ДИ 16,5-25,5

Вегето-сосудистая дистония (НЦД) 1,3 ДИ 0,1-2,5 13,2 ДИ 10,0-16,4 9,0 ДИ 6,2-11,8 5,4 ДИ 3,1-7,7

Артериальная гипертензия 1,5 ДИ 0,5-2,5 8,7 ДИ 6,5-10,9 21,8 ДИ 18,0-25,6 16,4 ДИ 13,3-19,8

Заболевания пищеварительной системы 1,3 ДИ 0,1-2,5 24,5 ДИ 20,5-28,5 9,7 ДИ 6,2-12,9 9,5 ДИ 6,0-12,7

В средних классах число детей с ВНД и синдромом артериальной гипертензии достигало 20 %, а в старшей школе - более 25 % [5]. Это может быть связано с избыточной или недостаточной функцией симпатического отдела автономной нервной системы у школьников в условиях интенсификации умственной деятельности учащихся, дефицита учебного времени, уменьшения времени пребывания на свежем воздухе, сокращения продолжительности ночного сна. В конечном итоге это может привести к формированию артериальной ги-пертензии [11].

Во многом установленные закономерности формирования патологии у детей школьного возраста совпадают с мнениями других авторов, ведущих специалистов НИИ ГиОЗДиП и экспертов Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) [16, 18].

Выделение группы школьно-обусловленных заболеваний обосновывает необходимость выявления и систематизации факторов риска и предикторов развития, их влияния на процесс обучения, а также разработки программ профилактики именно в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса.

В настоящее время имеется потребность в такой систематизации, что связано с необходимостью понимания школьно-зависимых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также с расширением спектра патологических состояний, ассоциированных с факторами образовательного процесса [17]. Этот вопрос представляет не только теоретический (систематизация представлений и таксономия), но и практический интерес, так как систематизация позволяет более глубоко осмысливать проблему, ее причины и последствия, устанавливать взаимосвязь между классифицируемыми компонентами, а в рассматриваемых аспектах планировать меры по диагностике, профилактике и лечению школьно-зависимой патологии.

Если рассматривать здоровье как меру способности организма к оптимальному функционированию, то оно должно характеризоваться не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, то есть предболезни. Однако на границе между здоровьем и болезнью достаточно сложно понять все возможное многообразие ситуаций, где располагается целый ряд переходных состояний.

Предболезнь - это латентный (скрытый) период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию патологии, характеризующийся снижением функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущий к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма [19]. То есть имеет место постепенный переход от состояния здоровья через состояние предболезни к болезни и затем, при благоприятном течении, через состояние выздоровления обратно к состоянию здоровья.

Подчас пограничные состояния принимают вид хронических болезней, которые проходят с возрастом, бесследно исчезают в подростковом возрасте или у молодых людей. Не являясь по существу болезнью, эти состояния создают по-

вышенную чувствительность к внешним факторам, в том числе школьным.

Систематизация школьно-обусловленной патологии, на наш взгляд, должна учитывать систему поражения, стадию развития нарушений, факторы, способствующие их развитию, и влияние развившихся нарушений на качество образовательного процесса и жизни ребенка в целом.

В настоящее время имеется достаточно научных данных, чтобы отнести в группу школьно-обусловленной патологии болезни глаза и его придаточного аппарата (международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), класс VII. H00-H59), болезни кост-но-мышечной системы и соединительной ткани (класс XIII. M00-M49), болезни системы кровообращения (класс IX. I00-I99), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (класс IV. E00-E90), психические расстройства и расстройства поведения (класс V. E00-E90).

Среди стадий развития патологического процесса необходимо выделять предболезнь (функциональные отклонения) и болезнь (нозологическая форма), которая нередко приобретает хроническое течение. Целесообразность диагностики предболезни заключается в возможности обратного развития патологических изменений в этой фазе процесса и, тем самым, профилактики развития необратимой хронической патологии. В частности, у детей с увеличением школьного возраста и учебного стажа происходит ухудшение зрительных функций, преимущественно за счет формирования миопии, однако, нередко этому состоянию предшествует спазм аккомодации, который рассматривается как предболезнь и имеет полностью обратимый характер [7].

К факторам, способствующим развитию школьно-обусловленной патологии, нужно отнести нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям обучения в образовательных организациях, чрезмерную учебную нагрузку (высокая зрительная нагрузка, длительная и неправильная статическая поза, перемещение большого веса учебников, ношение нерациональной обуви), хронический школьный стресс (высокая психоэмоциональная нагрузка, конфликтные ситуации в школе) и нарушение возрастного режима (низкая физическая активность, нарушение качества и режима питания, нарушение режима сна и отдыха).

Например, среди факторов, влияющих на формирование высокого артериального давления, выделяют длительное психоэмоциональное напряжение, связанное с нарушением социализации учащегося и конфликтами со сверстниками и учителями. Согласно полученным данным, если в начальной и средней школе в структуре патологии артериального давления преобладает высокое нормальное давление (предбо-лезнь), то в старших классах уже формируется эссенциальная гипертензия (болезнь) [5].

Ряд исследователей полагает, что изменение жизненного стереотипа, возникающее с началом школьного обучения, и далее резкое увеличение стрессовых воздействий на детей приводят к росту психосоматических расстройств [3]. Так, функциональная диспепсия в двух третях случаев сопровождается вегетативной дис-

^р функцией по парасимпатическому типу, явля-Ер ясь, по сути, клинической маской этого состоя-^ ния. Вегетативные нарушения и хронические = стрессовые ситуации приводят к нарушению секреции соляной кислоты, расстройству гаст-родуоденальной моторики и изменению висцеральной чувствительности [15].

При систематизации необходимо выделять возможное влияние нарушений в состоянии здо-■—^ ровья учащихся на качество обучения и жизнь ^ ребенка в целом. К таким нарушениям можно отнести нарушение процессов восприятия учеб-¡115 ной информации, нарушение когнитивных и зрительных функций, нарушение общей работо-г5— способности, снижение переносимости физических, статических и психологических нагрузок, развитие учебной, психологической и социальной дезадаптации, нарушение физического развития и повышение общей заболеваемости.

Выявление и идентификация донозологиче-ских и преморбидных состояний позволяет в

полной мере использовать возможности профилактической медицины, что менее затратно экономически и более результативно по сравнению с проведением дорогостоящих комплексов лечебных мероприятий.

Заключение. Таким образом, на основании изложенных выше принципов предлагается систематизировать школьно-обусловленной патологии (табл. 2).

В предлагаемой систематизации группы состояний и нозологические формы приведены в соответствии с МКБ-10, что обеспечивает ее транспарентность. Группировка состояний и заболеваний представляет интерес не только для медицинских работников, позволяя рассматривать патологический процесс в динамике пред-болезнь - болезнь - исход, но и для педагогов, которые отметив исходы - трудности в процессе обучения, должны понимать, что причинами развития этих нарушений могут быть расстройства в состоянии здоровья.

Таблица 2. Группы и стадии развития школьно-обусловленных заболеваний и их влияние на качество обучения Table 1. Groups and stages of development of school-related diseases and their impact on the quality of education

Стадия развития патологическйх-...__^ состояний Предболезнь Болезнь Влияние на качество обучения

Болезни глаза и его придаточного аппарата Спазм аккомодации Аккомодационная астенопия Миопия Астигматизм Нарушение зрительного восприятия Нарушение процессов восприятия учебной информации

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани Нарушение осанки Дорсопатии Уплощение свода стопы Сколиоз Плоскостопие Нарушение общей работоспособности Снижение переносимости физических нагрузок Снижение переносимости статических нагрузок Снижение когнитивных функций

Болезни системы кровообращения Вегето-сосудистая дис-тония Аритмии Эссенциальная гипертензия Аритмогенная кардиомиопатия Сосудисто-сердечная недостаточность Нарушение общей работоспособности Снижение переносимости физических нагрузок Снижение переносимости психологических нагрузок

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Расстройства пищевого поведения Недостаточность питания Избыточность питания Белково-энергетическая недостаточность Ожирение Дефицитные состояния Нарушение физического развития Снижение когнитивных функций Повышенная заболеваемость (пропуски занятий, неуспеваемость) Снижение переносимости физических нагрузок Социальная дезадаптация

Психические расстройства и расстройства поведения Учебная дезадаптация Социальная дезадаптация Отклоняющееся (деви- антное) поведение Выраженные специфические подростковые реакции, акцентуации характера Расстройства настроения Депрессия Тревожно-фобические расстройства Реакция на тяжелый стресс и расстройство адаптации Соматоформные расстройства Неврастения Расстройства приема пищи Расстройства сна Гиперкинетические расстройства Расстройство активности и внимания Эмоциональные и поведенческие расстройства Снижение переносимости психологических нагрузок Когнитивные расстройства Нарушение социальной адаптации

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Запоры у детей: значение особенностей психоэмоционального статуса // Русский медицинский журнал. 2012. № 20 (2). С. 48-50.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Текшева Л.М. Чтение, компьютер и здоровье // Вопросы современной педиатрии. 2008. № 7 (1). С. 21-25.

3. Бельмер С.В., Разумовский А.Ю., Хавкин А.И. и др. Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки у детей: монография. М., 2017. 536 с.

4. Гурылева М.Э., Галимзянова Г.З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование // Вопросы современной педиатрии. 2011. № 10(4). С. 5-9.

5. Емелина А.А., Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю. Возможности раннего прогнозирования артериальной гипер-тензии у школьников // Медицинский Альманах. 2011. № 6 (19). С. 317-220.

6. Звездина И. В., Трофименко А. В. Роль нерационального питания в развитии неинфекционных заболеваний у школьников // Медицинский Вестник Северного Кавказа. 2010. № 3. С. 108-109.

7. Кашура О.И., Егоров В.В., Смолякова Г.П. Эффективность функциональной реабилитации зрительных расстройств у школьников младших классов // Российская педиатрическая офтальмология. 2012. № 1. С. 22-25.

8. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; 2010. 80 с.

9. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.

10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Попу-ляционное здоровье детского населения, риски здоровью и

16.

17

санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

11. Морено И.Г., Неудахин Е.В., Иванова С.В. и др. Роль вегетативных и гормонально-метаболических расстройств в развитии первичной артериальной гипертензии у детей и подростков с ожирением // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2016. Т. 95. № 3. С. 31-38.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx. (дата обращения: 02.12.2015).

13. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2015 году: статистические материалы. Часть VI: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (дата обращения: 15.02.2017). М., 2016. 143 с.

14. Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса // Социальные аспекты здоровья населения: электронное периодическое издание. 2014. № 6 (40). 8 с. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/ 25.02.2015 (дата обращения: 15.02.2017).

15. Родионова А.Н., Долгих В.В., Колесникова Л.И. и др. Факторы риска и структура психосоматической патологии у высокоинтеллектуальных школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 1. С. 90-95.

Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (логитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3 (252). С. 28-30.

Тюков Ю.А., Матвеева Е.С., Тарасова И.С. Особенности распространенности социально-значимых заболеваний среди городских школьников в зависимости от пола и возраста // Уральский медицинский журнал. 2013. № 9 (114). С. 94-99.

18. Федеральные протоколы оказания первичной медико-социальной помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях. Ч. 1. М.: РОШУМЗ, 2014. 231 с. Хомич М.М., Юрьев В. В. Подходы к оценке здоровья детей // Бюллетень Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова. Февраль 2012. С. 25-31.

REFERENCES

Antropov Yu.F., Bel'mer S.V. Zapory u detej: znachenie osoben-nostej psikhoehmotsional'nogo statusa [Constipation in children: the significance of psychoemotional status features]. Russkij meditsinskij zhurnal, 2012, no. 20 (2), pp. 48-50. (In Russ.) Baranov A.A., Kuchma V.R., Teksheva L.M. Chtenie, komp'yuter i zdorov'e [Reading, computer and health]. Voprosy sovremennoj pediatrii, 2008, no. 7(1), pp. 21-25. (In Russ.) Bel'mer S.V., Razumovskij A.Yu., Khavkin A.I. et al. Bolezni zheludka i dvenadtsatiperstnoj kishki u detej: monografiya [Diseases of the stomach and duodenum in children: monograph.]. Moscow, 2017, 536 p. (In Russ.)

Guryleva M.E., Galimzyanova G.Z. Osobennosti obraza zhizni sovremennykh shkol'nikov s miopiej: mediko-sotsiologicheskoe issledovanie [Features of a way of life of modern school students with myopia: medico-sociological research]. Voprosy sovremennoj pediatrii, 2011, no. 10(4), pp. 5-9. (In Russ.) Emelina A.A., Pechkurov D.V., Poretskova G.Yu. Vozmozhnosti rannego prognozirovaniya arterial'noj gipertenzii u shkol'nikov [Opportunities for early prediction of hypertension in schoolchildren]. Meditsinskij Al'manakh, 2011, no. 6 (19), pp. 317-220. (In Russ.) Zvezdina I.V., Trofimenko A.V. Rol' neratsional'nogo pitaniya v razvitii neinfektsionnykh zabolevanij u shkol'nikov [The role of irrational nutrition in the development of noncommunicable diseases in schoolchildren]. Meditsinskij Vestnik Severnogo Kavkaza, 2010, no. 3, pp. 108-109. (In Russ.)

Kashura O.I., Egorov V.V., Smolyakova G.P. Effektivnost' funktsional'noj reabilitatsii zritel'nykh rasstrojstv u shkol'nikov mladshikh klassov [Effectiveness of functional rehabilitation of visual disorders in primary school children]. Rossijskaya pedi-atricheskaya oftal'mologiya, 2012, no. 1, pp. 22-25. (In Russ.) Kuindzhi N.N. Gendernyj podkhod k obucheniyu i vospitaniyu detej v shkole: fiziologicheskie, gigienicheskie i sotsial'nye aspekty [A gender-sensitive approach to the education of children in school: physiological, hygienic and social aspects]. Moscow: NII gigieny i

19

2

5

7.

8.

okhrany zdorov'ya detej i podrostkov NTSZD RAMN, 2010, 80 p. (In Russ.)

9. Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Safonkina S.G. et al. Sanitarno-epidemiologicheskoe blagopoluchie i riski zdorov'yu detej i po-drostkov pri obuchenii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Sanitary and epidemiological well-being and health risks of children and adolescents in educational institutions]. Analiz riska zdorov'yu, 2014, no. 1, pp. 65-73. (In Russ.)

10. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. et al. Populyatsion-noe zdorov'e detskogo naseleniya, riski zdorov'yu i sanitarno-epidemiologicheskoe blagopoluchie obuchayushchikhsya: prob-lemy, puti resheniya, tekhnologii deyatel'nosti [Population health of children, health risks and sanitary and epidemiological well-being of students: problems, solutions, technologies]. Gigiena i sanitariya, 2017, vol. 96, no. 10, pp. 990-995. (In Russ.)

11. Moreno I.G., Neudakhin E.V., Ivanova S.V. et al. Rol' vegetativ-nykh i gormonal'no-metabolicheskikh rasstrojstv v razvitii per-vichnoj arterial'noj gipertenzii u detej i podrostkov s ozhireniem [The role of vegetative and hormonal-metabolic disorders in the development of primary hypertension in children and adolescents with obesity]. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo, 2016, vol. 95,no. 3, pp. 31-38. (In. Russ.)

12. O Natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 01.06.2012 № 761 [About the National strategy of actions in interests of children for 2012-2017: the decree of the President of the Russian Federation on 01.06.2012 no. 761]. Available at: http:// graph-kremlin. consultant.ru/page.aspx. (accessed 02.12.2015). (In Russ.)

13. Obshhaya zabolevaemost' detskogo naseleniya Rossii (0-14 let) v 2015 godu: statisticheskie materialy. Chast' VI [The total incidence of children in Russia (0-14 years) in 2015: statistical materials. Part VI]. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/ 61/22/stranitsa-979/statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii (accessed 15.02.2017). Moscow, 2016, 143 p. (In Russ.)

14. Poretskova G.Yu. Rezul'taty dispanserizatsii shkol'nikov kak os-nova dlya razrabotki individual'nykh profilakticheskikh programm v ramkakh meditsinskogo obespecheniya obrazovatel'nogo prot-sessa [The results of medical examination of schoolchildren as a basis for the development of individual preventive programs in the framework of medical support of the educational process]. Sot-sial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya: elektronnoe periodicheskoe izdanie, 2014, no. 6 (40), 8 p. Available at: http://vestnik. mednet.ru/25.02.2015 (accessed 15.02.2017). (In Russ.)

15. Rodionova A.N., Dolgikh V.V., Kolesnikova L.I. et al. Faktory riska i struktura psikhosomaticheskoj patologii u vysokointellektual'nykh shkol'nikov [Risk factors and structure of psychosomatic pathology in highly intellectual schoolchildren]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2014, no. 1, pp. 90-95. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Polenova M.A. Sostoyanie zdo-rov'ya moskovskikh shkol'nikov i faktory, vliyayushhie na ego for-mirovanie (logitudinal'noe issledovanie) [The state of health of Moscow schoolchildren and the factors influencing its formation (logitu-dinal study)]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2014, no. 3 (252), pp. 28-30. (In Russ.)

17. Tyukov Yu.A., Matveeva E.S., Tarasova I.S. Osobennosti raspros-tranennosti sotsial'no-znachimykh zabolevanij sredi gorodskikh shkol'nikov v zavisimosti ot pola i vozrasta [Features of prevalence of socially significant diseases among city school students depending on gender and age]. Ural'skij meditsinskij zhurnal, 2013, no. 9 (114), pp. 94-99. (In Russ.)

18. Federal'nye protokoly okazaniya pervichnoj mediko-sotsial'noj po-moshhi nesovershennoletnim, obuchayushhimsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh. Ch. 1 [Federal protocols for the provision of primary medico-social care for minors studying in educational institutions. Part 1]. Moscow: ROSHUMZ Publ., 2014, 231 p. (In Russ.)

19. Khomich M.M., Yur'ev V.V. Podkhody k otsenke zdorov'ya detej. [Approaches to assessing health children]. Byulleten' Federal'nogo tsentra serdtsa, krovi i endokrinologii im. V.A. Almazova, February 2012, pp. 25-31. (In Russ.)

Контактная информация:

Порецкова Галина Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации e-mail: [email protected]

Contact information

Poretskova Galina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Children's Diseases of the Samara State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation e-mail: [email protected]

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.