Научная статья на тему 'Оценка результатов подготовки отраслевых кадров в системе «Отрасль - сеть отраслевых образовательных учреждений»'

Оценка результатов подготовки отраслевых кадров в системе «Отрасль - сеть отраслевых образовательных учреждений» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОТРАСЛЕВЫХ КАДРОВ / СЕТЬ ОТРАСЛЕВЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ / EVALUATION OF THE SYSTEM OF BRANCH PERSONAL / NETWORK OF INTEGRATED EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCES / QUALITY OF GRADUATE TRAINING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В.

В статье рассматриваются результаты опроса руководителей подразделений железнодорожной отрасли о сформированных компетенциях в после обучения в отраслевых образовательных учреждениях. Описаны подходы к проведению опроса и проанализированы полученные данные. Намечены перспективы дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF TRAINING RESULTS FOR INDUSTRIAL PERSONEL IN THE SYSTEM “RAILWAY-NETWORK OF RAILWAY EDUCATIONAL INSTITUTIONS”

The results of survey about developed competences after graduating the branch educational institutions are considered in this article. The article deals with approaches to survey conduct and analyses of data received. The prospect for further study are aimed.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов подготовки отраслевых кадров в системе «Отрасль - сеть отраслевых образовательных учреждений»»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДГОТОВКИ ОТРАСЛЕВЫХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ «ОТРАСЛЬ - СЕТЬ ОТРАСЛЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В.

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия

В статье рассматриваются результаты опроса руководителей подразделений железнодорожной отрасли о сформированных компетенциях в после обучения в отраслевых образовательных учреждениях. Описаны подходы к проведению опроса и проанализированы полученные данные. Намечены перспективы дальнейшей работы.

Ключевые слова: оценка существующей системы подготовки отраслевых кадров; сеть отраслевых интегрированных образовательных учреждений; информационно-образовательные ресурсы; качество результата обучения выпускников.

EVALUATION OF TRAINING RESULTS FOR INDUSTRIAL PERSONEL IN THE SYSTEM "RAILWAY-NETWORK OF RAILWAY EDUCATIONAL INSTITUTIONS"

Volegzhanina LS., Chusovlyanova S. V.

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

The results of survey about developed competences after graduating the branch educational institutions are considered in this article. The article deals with approaches to survey conduct and analyses of data received. The prospect for further study are aimed.

Keywords: evaluation of the system of branch personal; network of integrated educational institutions; information and educational resources; quality of graduate training results.

Образовательные учреждения, относящиеся к определенной отрасли экономики получили задание повысить качество результатов подготовки кадров для соответствующих отраслей. В отношении обучающихся целевого набора это особенно актуально, данное требование связано с необходимостью конкурентоспособности российских вузов на международной арене. Анализ существующего опыта в оценивании качества результата обучения отраслевых кадров показал, что такая оценка в системе «отрасль -сеть отраслевых интегрированных образовательных учреждений (ОИОУ)» [1] проводится периодически, является многоплановой и требует взаимодействия всех участников данной системы. Со стороны отрасли, главным элементом которой является корпорация, осуществляется оценка качества обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации отраслевых кадров (руководителей, специалистов, рабочих) на базе ИПКиПК отраслевых вузов, корпоративного университета, рабочих школ и т.д.

Как правило, руководством корпорации утверждается модель корпоративных компетенций для должностей различного уровня, и разрабатываются единые критерии и методики оценки сотрудников корпорации в соответствии с такой моделью. Корпорацией также осуществляется оценка качества результата обучения студентов целевого набора.

Со стороны сети ОИОУ [2], главным элементом которого является отраслевые вузы, осуществляется оценка качества образовательного процесса.

Отдельно необходимо отметить, что оценку качества результата обучения выпускников могут проводить органы отраслевого управления, как правило, для решения конкретных управленческих задач.

Для сбора данных в системе «отрасль — сеть ОИОУ» используются различные методы и инструменты оценки. Существует значительное количество научных публикаций по данной теме, в том числе применительно к обучению отраслевых кадров. Так, методы, применяемые для оценивания результатов подготовки об-

учающихся в сфере авиационного, автомобильного и железнодорожного транспорта перечислены в некоторых работах [3; 4; 5; 6].

Компетенция предполагает способность действующей личности достигать поставленной цели в определенном контексте, используя для этого имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, одним из которых являются знания. Данные знания имеют комплексную структуру, а которой можно выделить следующие компоненты: фундаментальные знания, общепрофессиональные, узкоспециальные знания и корпоративные знания [7]. Эти знания соотносятся с такими блоками компетенций, как общекулыурные, профессиональные, профессионально-специализированные, управленческие. Отсюда можно сделать вывод о важности формирования компонентов отраслевых знаний с учетом специфики жизненного цикла их формирования в системе «отрасль — сеть отраслевых образовательных учреждений» и периода полураспада [8].

С целью определения перспективных направлений работы по созданию инновационных дидактических инструментов был проведен экспертный опрос. С помощью опроса планировалось выяснить какие инновационные дидактические инструменты могут быть использованы в процессе обучения отраслевых кадров для повышения качества этого процесса.

Перед проведением опроса были определены цель проведения опроса, состав респондентов, а также форма опроса.

Форма опроса представляла собой экспертный опрос, включающий в себя две части - анкетирование и открытое экспертное интервью.

Цель проведения опроса: обследование предприятий, управляющих организаций и образовательных учреждений железнодорожной отрасли для изучения состояния обучения отраслевых кадров в системе «отрасль - сеть ОИОУ». Результаты обследования направлены на выработку рекомендаций по созданию инновационных дидактических инструментов для использования в непрерывном обучении отраслевых кадров и повышения качества этого процесса.

Эксперты были отобраны согласно следующим критериям: занимаемая должность (руководители организации или ее подразде-

ления); отрасль, к которой относится организация (железнодорожный транспорт); профиль организации (предприятия железнодорожного транспорта; образовательные организации, занимающиеся подготовкой кадров для железнодорожной отрасли; подразделения управляющей организации железнодорожного транспорта).

Далее была разработана анкета, основная часть которой состояла из 20 вопросов. Вопросы были распределены в четыре блока, включающие четыре аспекта, которые необходимо учитывать при разработке инновационных дидактических инструментов:

1) оценка существующей системы подготовки отраслевых кадров;

2) оценка качества результата обучения выпускников отраслевых образовательных учреждений;

3) оценка обучения по программам повышения квалификации отраслевых кадров;

4) оценка используемых в обучении отраслевых кадров информационно-образовательных ресурсов.

В первой части экспертов попросили оценить профессиональную компетентность молодых сотрудников — выпускников отраслевых образовательных учреждений, которая понимается как готовность личности выполнять конкретные задачи в профессиональной деятельности, применяя приобретенные за время обучения компетенции. При этом уровень профессиональной компетентности сотрудников предлагалось оценивать укрупнено в разделении их по трем условным группам - рабочие, инженеры и менеджеры. Разделение сотрудников по группам осуществлялось в зависимости от содержания вопроса: в первой части блока вопросов - по специальности, указанной в дипломе, а во второй части блока вопросов - по занимаемой должности.

Большинство экспертов считают, что в среднем профессиональная компетентность сотрудников находится на очень низком уровне. Что касается рабочих, что их профессиональная компетентность оценивается как находящаяся на недопустимом уровне. Причем, если инженеры имеют приемлемый уровень профессиональной компетентности, и это качество может быть развито са-

мостоятельно, то у менеджеров уровень профессиональной компетентности часто оказывается ниже минимальной положительной характеристики развития (удовлетворительно), однако это качество можно и нужно развивать.

При анализе ответов на вопрос об оценке компетенций выпускников отраслевых образовательных учреждений было определено, что в основном работодателями используются такие методы оценки как собеседование и наблюдение за выполнением конкретных производственных заданий. Иногда используется тестирование знаний, а такие методы как анкетирование и интервью не используются.

Исходя из структуры отраслевых знаний, для оценки уровня сформированное™ у выпускников отраслевых образовательных учреждений знаниевых компонентов, мы разделили знания на следующие категории:

1) фундаментальные знания (физика, математика, информатика, сопромат и т.д.) как основа для формирования узкоспециальных знаний;

2) узкоспециальные знания, включая сформированность общепрофессиональных понятий;

3) корпоративные знания (понимание корпоративной стратегии, корпоративной этики и т.д.).

В отдельную категорию были выделены языковые знания (русский и иностранный языки) как основа, которую можно развивать, если это окажется необходимым для будущей карьеры сотрудника.

Следует отметить, что в соответствии с ответами экспертов, одной их наиболее сильных сторон российского отраслевого образования является его фундаментальность. Данный показатель находится на удовлетворительном уровне. В этой категории самый высокий показатель отмечается у инженеров - 3,5 балла.

Результат сформированное™ узкоспециальных знаний также получил удовлетворительную оценку у инженеров и менеджеров, однако у рабочих он находится на неудовлетворительном уровне, но при определенных условиях (например, в результате обучения) его можно повысить.

Знания русского и иностранного языков получили удовлетворительную оценку только у менеджеров, тогда как у инженеров эти знания необходимо расширять. Уровень языковых знаний у рабочих оценивается как неудовлетворительный. Эксперты отмечают, что для рабочих специальностей этот показатель не является принципиально значимым, в отличие от менеджеров и, отчасти, инженеров.

Уровень сформированное™ корпоративных знаний находится на неудовлетворительном уровне у инженеров и менеджеров, а у рабочих этот показатель находится на недопустимом уровне. Однако в ходе интервью, при ответе на вопрос, следует ли сотрудников обучать элементам корпоративной культуры, практически все эксперты отметили эту необходимость.

Далее рассмотрим, как эксперты оценили уровень сформированное™ компетенций, связанных с ранее перечисленными категориями знаний. Компетенции приведены укрупнено (группами): общекультурные (кроме тех, что связаны с коммуникацией); коммуникативные (установление взаимоотношений в рабочих и проектных группах, использование современных информационно-коммуникационных средств, осуществление делового взаимодействия на русском и иностранном языках); профессиональные.

По мнению экспертов, у рабочих профессиональные и общекультурные компетенции находятся на удовлетворительном уровне, а уровень развития коммуникативных компетенций несколько ниже. Это говорит о том, что в целом ссузы обеспечивают выпускникам уровень компетенций, необходимый для выполнения производственных задач.

Что касается профессиональной компетенции инженеров, то здесь эксперты поставили оценку «удовлетворительно». Это означает, что профессиональные компетенции у инженеров могут быть развиты самостоятельно. Уровень сформированное™ общекультурных и коммуникативных компетенций оценивается одинаково - в 3,5 балла, что говорит о достаточно высоком качестве подготовки выпускников отраслевых вузов.

У менеджеров уровень профессиональных компетенций получил оценку 2,7 балла, а уровень общекультурных и коммуникативных

компетенций был оценен в 3,7 балла, что, по-видимому, связано со спецификой выбранной профессии и личностными качества, необходимыми для ее освоения. Однако, если говорить об иноязычной коммуникативной компетенции, то эксперты отмечают удовлетворительный уровень ее сформированное™. Это соответствует минимальной положительной оценке, что в условиях глобализации и интернационализации экономики не может считаться достаточным.

Вопросы раздела «Оценка используемых в обучении отраслевых кадров информационно-образовательных ресурсов» были направлены на то, чтобы узнать мнения экспертов относительно информационно-образовательных ресурсов и инструментов, используемых в обучении отраслевых кадров. В своих ответах эксперты подчеркивают необходимость взаимодействия с зарубежными партнерами по направлениям, связанным с производством, отраслевым образованием и отраслевой наукой.

Относительно информационно-образовательных ресурсов и дидактических инструментов эксперты считают, что на сегодняшний день для обучения отраслевых кадров чаще всего используются электронные обучающие комплексы, виртуальные тренажеры, а также учебники на бумажных носителях. По мнению экспертов, активно развиваются виртуальные образовательные среды и электронные библиотеки. Использование же виртуальных лабораторий, профессионально-социальных сетей, открытых мировых ресурсов и баз знаний еще не получило достаточного распространения. Поскольку развитие сотрудничества с зарубежными партнерами является важным направлением деятельности отраслевых предприятий и образовательных организаций, экспертов попросили определить, какие формы контактов в этом направлении являются наиболее продуктивными. По оценкам экспертов, лучший результат приносят совместные научно-исследовательские проекты и различные очные мероприятия (стажировки, семинары, конференции и т.д.).

При этом некоторые эксперты подчеркивают важность совместных научно-исследовательских проектов, поскольку организация совместных образовательных проектов, использование средств

дистанционной коммуникации и ресурсов совместного доступа предполагаются в рамках совместной научно-исследовательской работы.

Заключительный вопрос об информационно-образовательных ресурсах и дидактических инструментах, которые могли бы повысить качество подготовки отраслевых кадров в условиях глобализации и интернационализации транспортной отрасли, показал, что эксперты считают наиболее продуктивным ресурсом открытую базу знаний с контентом на нескольких естественных языках. Следующий по эффективности инструмент, который может способствовать повышению качества обучения, - это многоязычные электронные учебно-методические комплексы. Далее эксперты называют новые технологии в обучении (проблемное обучение, кейсы и др.), однако часть экспертов отмечает, что сегодня данные технологии теряют свою эффективность. Перспективу в развитии информационно-образовательных ресурсов и дидактических инструментов эксперты связывают с созданием баз знаний и представлением обучающего контента в компактной форме, способствующей экономии времени в обучении.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Качество результата обучения выпускников отраслевых образовательных учреждений по компонентам отраслевых знаний и их связи с соответствующими группами компетенций оценивается экспертами в 3,5 балла. Лучше всего у выпускников сформированы фундаментальные, узкоспециальные и общепрофессиональные знания.

Перспективу повышения качества результата обучения отраслевых кадров эксперты связывают с созданием и использованием мультиязычных информационно-образовательных ресурсов, контент которых представлен в компактной, структурированной форме.

Создание единой для обсуждаемой системы базы результатов мониторинга может способствовать повторному использованию этой информации в целях повышения качества результата подготовки кадров.

Список литературы

1. Мицук И.В., Хабаров В.И., Волегжанина И.С. Управление отраслевыми знаниями в системе «отрасль - отраслевое образовательное учреждение» // Образовательные технологии и общество [Электронный журнал]. Том 19. № 3 (Июль, 2016). С. 473—491. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/vl9_i3/pdf9.pdf

2. Сёмкин Б.В., Синицын В.А., Шевелева Л.В., Щербаков Н.П. Институциональные модели интегрированных образовательных учреждений // Горизонты образования, выпуск 10, 2008 [Электронный ресурс] URL: http://edu.secna.ru/publication/5/release/27/ (дата обращения 10.02.2016).

3. Куфтинова Н.Г. Методика измерения и оценки качества формирования компетенций при подготовке выпускников транспортной отрасли // Автоматизация и управление в технических системах. 2015. № 1 [Электронный ресурс] URL: auts.esrae.ru/13-246 (дата обращения: 10.08.2016).

4. Лёвин Б.А. Повышение качества отраслевого инженерного транспортного образования (Тезисы к общероссийской научно-практ. конференции «Качество инженерного образования», Томск, 24—26 ноября 2014 года) // Инженерное образование. № 15.2014. С. 105-115.

5. Олейникова О.Н. Роль оценки качества профессионального образования и обучения в Европе II Среднее профессиональное образование. 2001. № 6. С. 50-53.

6. Стеблянский Н. Развитие инструментов оценки персонала в холдинге «РЖД» II Пульт управления. № 1. 2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.pult.gudok.ru/archive/detail.php?ID=1282210 (дата обращения 26.07.2016).

7. Волегжанина И.С. Формирование понятия «отраслевые знания» // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом: коллективная монография / Отв. ред. А.Ю. Нашрнова. Глава 1. Теоретико-методологические основы развития высшего образования в России и за рубежом. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 6-20.

8. Немцев А.Д., Махмудова И.Н. Методика экономической оценки не-

обходимости и целесообразности развития персонала // Вестник ВУиТ. 2012. № 1.С. 99-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.