Научная статья на тему 'Оценка результативности сетевого взаимодействия учреждения общего образования и его социальных партнеров в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся группы социального риска'

Оценка результативности сетевого взаимодействия учреждения общего образования и его социальных партнеров в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся группы социального риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭТАЛОННЫЙ РЯД ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / STANDARD MODEL OF INDICATORS TO ASSESS NETWORK INTERACTION / STANDARD SET OF INDICATORS / STUDENTS FROM GROUPS OF SOCIAL RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Оксана Леонидовна

В современной России, реализующей инновационный тип экономического развития, велика роль образования. Задачу удовлетворения образовательных потребностей школьников, которые в силу разных причин имеют низкую мотивацию к обучению, силами только одного образовательного учреждения решить достаточно сложно. Организационноэкономический аспект решения проблемы сводится к организации сотрудничества сторон, заинтересованных в предоставлении этой группе школьников качественного образования. При помощи экспертного метода, нами представлена нормативная модель показателей оценки сетевых взаимодействий школы и ее партнеров по социальным проектам. Предложен способ формирования эталонного набора показателей для оценки эффективности, качества и результативности взаимодействия специалистов, работающих с обучающимися группы социального риска. Сравнение фактического упорядочения темпов роста показателей с их эталонным соотношением в нормативной системе отражает реальные условия в организации исследуемых сетевых взаимодействий и дает возможность своевременно привлекать необходимые ресурсы для обеспечения эталонного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF NETWORK INTERACTION BETWEEN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS SOCIAL PARTNERS TO MEET EDUCATIONAL REQUIREMENTS OF STUDENTS FROM GROUPS OF SOCIAL RISK

In presentday Russia with its innovative type of economic development, the role of education cannot be underestimated. It is rather difficult to satisfy educational demands of the contemporary students, who have low motivation to study, by means of one educational institution. To solve the socioeconomic aspect of this problem it is necessary to develop cooperation between parties that are interested in providing highquality education to this group of students. Using the expert method the author works out a standard model of indicators to assess network interaction between the school and its partners in social projects, and proposes a way of forming a standard set of indicators to assess efficiency, quality and productivity of interaction between specialists dealing with students from groups of social risk. Comparison of actual growth rates of indicators with their standard ratio in the norm system demonstrates real state of affairs in the studied network interactions and helps to timely attract required resources to ensure the standard order.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности сетевого взаимодействия учреждения общего образования и его социальных партнеров в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся группы социального риска»

УДК 37.01 ББК Ч44

О. Л. Кондратьева

Средняя образовательная школа № 44

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

В современной России, реализующей инновационный тип экономического развития, велика роль образования. Задачу удовлетворения образовательных потребностей школьников, которые в силу разных причин имеют низкую мотивацию к обучению, силами только одного образовательного учреждения решить достаточно сложно. Организационно-экономический аспект решения проблемы сводится к организации сотрудничества сторон, заинтересованных в предоставлении этой группе школьников качественного образования. При помощи экспертного метода, нами представлена нормативная модель показателей оценки сетевых взаимодействий школы и ее партнеров по социальным проектам. Предложен способ формирования эталонного набора показателей для оценки эффективности, качества и результативности взаимодействия специалистов, работающих с обучающимися группы социального риска. Сравнение фактического упорядочения темпов роста показателей с их эталонным соотношением в нормативной системе отражает реальные условия в организации исследуемых сетевых взаимодействий и дает возможность своевременно привлекать необходимые ресурсы для обеспечения эталонного порядка.

Ключевые слова: нормативная модель показателей оценки сетевого взаимодействия; эталонный ряд показателей; обучающиеся группы социального риска.

O. L. Kondratyeva

Secondary school № 44

ASSESSMENT OF PRODUCTIVITY OF NETWORK INTERACTION BETWEEN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS SOCIAL PARTNERS TO MEET EDUCATIONAL REQUIREMENTS OF STUDENTS FROM GROUPS OF SOCIAL RISK

In present-day Russia with its innovative type of economic development, the role of education cannot be underestimated. It is rather difficult to satisfy educational demands of the contemporary students, who have low motivation to study, by means of one educational institution. To solve the socio-economic aspect of this problem it is necessary to develop co-operation between parties that are interested in providing high-quality education to this group of students. Using the expert method the author works out a standard model of indicators to assess network interaction between the school and its partners in social projects, and proposes a way of forming a standard set of indicators to assess efficiency, quality and productivity of interaction between specialists dealing with students from groups of social risk. Comparison of actual growth rates of indicators with their standard ratio in the norm system demonstrates real state of affairs in the studied network interactions and helps to timely attract required resources to ensure the standard order.

Keywords: standard model of indicators to assess network interaction; standard set of indicators; students from groups of social risk.

© О. Л. Кондратьева, 2013

В современной экономической литературе представлены разные подходы к оценке результативности сетевых взаимодействий. Чаще всего они находят применение в коммерческих организациях и редко в учреждениях образования, где в основном реализуются социальные проекты. В общем образовании существует актуальная задача удовлетворения образовательных потребностей обучающихся группы социального риска (ОГСР), т. е. тех школьников, которые в силу разных причин имеют низкую мотивацию к обучению и требуют применения специальных мер. Часть из них может быть осуществлена как сетевые взаимодействия общеобразовательной школы и ее социальных партнеров, сущность и содержание которых позволяет понять, разработанная нами трехмерная парадигма (рис.).

Источники развития сети

Условия создания и формирования сети

Условия обеспечения качества общего образования

Трехмерная парадигма сетевого взаимодействия

В организационной системе сетевого типа качество образования ОГСР может занимать различное место: от внешнего и второстепенного до внутреннего и определяющего. Для обеспечения его роста нужны связи и отношения, которые придают черты целостности и смысловой завершенности устремлениям общеобразовательной школы и ее социальных партнеров. Заметим, степень зрелости взаимодействия определяется ценностями участников сети.

Поскольку ценности, как правило, бессознательны, а процесс их изменения далеко не тривиален, то именно неформальные (экспертные) процедуры должны осуществляться в связи с определением показателей нормативной модели. Экспертная часть работы основывалась на представленной ранее трехмерной парадигме и заключалась в определении перечня показателей как инструмента измерения качества и эффективности взаимодействия учреждения общего образования и его социальных партнеров в процессах обеспечения ОГСР качественным образованием. Осуществлена она была поэтапно.

Задача первого этапа — определение исходного перечня показателей нормативной модели. Ее решение заключалось в изучении мнения специалистов, имеющих опыт работы с ОГСР (административные работники и педагоги общеобразовательных школ, специалисты КГКУ «Центр социальной помощи

населению», комиссии по делам несовершеннолетних, медицинские работники). По основанию «уровень риска демотивации к обучению» установлено три группы ОГСР — «СОП» (лица, находящиеся в социально опасном положении и систематически нарушающие нормы поведения), «Риск» (лица, нарушающие нормы поведения от случая к случаю), «Норма — Риск» (лица, проявляющие склонность к нарушению установленных норм).

Всего было опрошено 118 чел. Каждый специалист, исходя из собственного опыта работы, представил свой перечень показателей. В выборке их число изменялось от 12 до 30.

Задача второго этапа — определение окончательного перечня показателей нормативной модели. В ходе его реализации, основываясь на методе частотного анализа, было осуществлено сопоставление представленных каждым респондентом показателей. В итоге получен перечень из 20 показателей, в отношении которого на следующем этапе решался вопрос о закреплении нормативного режима динамики сетевого взаимодействия общеобразовательной школы и ее социальных партнеров. Результаты осуществления второго и третьего этапа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Нормативная модель оценки сетевых взаимодействий

Показатель Эталон

Количество положительных решений о переводе обучающихся из группы «СОП» в другие группы социального риска 1

Количество ОГСР — субъектов дополнительного образования 2

Общее количество школьников — субъектов дополнительного образования 3

Количество выпускников 9 класса, продолживших обучение в школе 4

Количество ОГРС — призеров олимпиад разного уровня организации 5

Количество специалистов, вовлеченных в сетевые взаимодействия 6

Количество организаций, включенных в сетевые взаимодействия 7

Количество мероприятий, организованных социальными партнерами школы 8

Количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией 9

Количество научно-методических школ, организованных для педагогов 10

Количество внеклассных мероприятий, организованных педагогами школы 11

Общее количество школьников, отнесенных к спецмедгруппе 12

Количество школьников группы «Норма-Риск» 13

Количество школьников группы «Риск» 14

Общее количество школьников специальных (коррекционных) классов 15

Количество школьников группы «СОП» 16

Количество отрицательных решений о переводе обучающихся из группы «СОП» в другие группы социального риска 17

Количество семей обучающихся, состоящих на учете в КГКУ «ЦСПН» 18

Количество обучающихся, состоящих на учете в школе и на учете в КДН 19

Количество преступлений и опасных деяний, совершенных ОГСР 20

Задача третьего этапа — установить нормативный (эталонный) порядок путем экспертизы по методикам, изложенным в работах [2; 3]. Эталон эксперт устанавливал для идеально отрегулированных процессов организации и самоорганизации участников сети. Фактически участниками опроса стали 29 чел. (представители управления образования администрации г. Хабаровск, преподаватели и научные работники вузов, педагоги и социальные работники учреждений общего образования Хабаровского края). В ходе эк-

спертизы наиболее важному показателю присваивался ранг 1, а наименее важному — 20.

Далее на четвертом этапе применительно к МБОУ СОШ № 44 (г. Хабаровск) в соответствии с методикой, разработанной И. М. Сыроежиным [4], были осуществлены формальные процедуры оценки изменения во времени темпов роста (ускорений) показателей нормативной модели и выявлен уровень их внутренней однородности. В целом за 2006-2012 гг. по 18 показателям из 20 изменения оказались положительными (ускорение больше 1). Исключением стали показатели: «количество выпускников 9 класса, продолживших обучение в школе» и «количество школьников группы «Норма — Риск».

На пятом этапе по каждому году исследуемого периода полученные значения ускорения показателей нормативной системы были упорядочены от первого ранга (наибольшее значение) до двадцатого (наименьшее значение). Предлагаемый подход не позволяет судить о величине изменения между ускорениями показателей, но дает возможность рассчитать показатель результативности сетевого взаимодействия или индекс устойчивости (Кр) (табл. 2).

Таблица 2

Результаты оценки сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 44 и его социальных партнеров 2007-2012 гг.

Индексы 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Оценка качества Кинв -0,080 0,074 0,074 -0,263 -0,158 0,032

Оценка эффективности Коткл -0,160 0,168 0,101 -0,287 -0,226 0,086

Оценка результативности Кр 0,193 0,561 0,544 0,131 0,163 0,529

На заключительном шестом этапе произведено сравнение фактического упорядочения темпов роста показателей с их эталонным соотношением в нормативной системе и оценена степень их близости на основе коэффициентов ранговой корреляции Кендэла (Кинв) и Спирмэна (Коткл) [1]. Коткл представляет собой оценку эффективности сетевого взаимодействия, поскольку отражает объемную сторону фактического движения показателей по сравнению с эталоном. Кинв определяет качество реализации взаимодействия участников сети, так как отражает структурную динамику результатов и характеризует траекторию ее движения к эталону. Оба коэффициента изменяются в интервале от -1 до +1 и являются составляющими (Кр), который не убывает с их ростом, имеет интервал изменения от 0 (полная разнонаправленность порядков в фактической и нормативной системе) до 1 (полное совпадение порядков в фактической и нормативной системе).

Данные табл. 2 отражают реальные условия в организации исследуемых сетевых взаимодействий и свидетельствуют об отсутствии ресурсов, которые необходимы их участникам для обеспечения эталонного порядка. Повышение оценки результативности в 2008, 2009 и 2012 гг. является свидетельством того, что процессы организации и самоорганизации идут в правильном направлении и цели достигаются наиболее рациональным способом. Ее низкий уровень в 2010-2011 гг. означает смену режимов функционирования сети, что, скорее всего, связано со стратегическими, а не тактическими, решениями в системе общего образования.

Список использованной литературы

1. Кендэл М. Ранговые корреляции : пер. с англ. / М. Кендэл. — М. : Статистика, 1975. — 216 с.

2. Лукичева Л. И. Управленческие решения / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев. — М. : Омега-Л, 2009. — 383 с.

3. Петров А. Ю. Интегральная методика оценки коммерческого потенциала инвестиционного продукта / А. Ю. Петров. — М. : Московский печатник, 2010. — 23 с.

4. Сыроежин И. М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества / И. М. Сыроежин. — М. : Экономика, 1980. — 191 с.

References

1. Kendall M. G. Rank correlation methods. 4th ed. London, Griffin, 1970 (Kendel M. Rangovye korrelyatsii. Moscow, Statistika Publ., 1975. 216 p.)

2. Lukicheva L. I., Egorychev D. N. Upravlencheskie resheniya [Managerial Decisions]. Moscow, Omega-L Publ., 2009. 383 p.

3. Petrov A. Yu. Integralnaya metodika otsenki kommercheskogo potentsiala investitsionnogo produkta [Integral method of estimating commercial potential of investment product]. Moscow, Moskovskii pechatnik Publ., 2010. 23 p.

4. Syroezhin I. M. Sovershenstvovanie sistemy pokazatelei effektivnosti i kachestva [Improvement of the system of indicators of efficiency and quality]. Moscow, Ekonomika Publ., 1980. 191 p.

Информация об авторе

Кондратьева Оксана Леонидовна — директор, Средняя образовательная школа № 44, 680054, г. Хабаровск, ул. Трехгорная, 80а, e-mail: [email protected].

Author

Kondratyeva Oksana Leonidovna — Director, Secondary school № 44, 80a Trehgor-naya st., 680054, Khabarovsk, Russia, e-mail: [email protected].

ой» < I

Î

See «

H

H

о

H M

со

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.