Научная статья на тему 'Оценка результативности программ дополнительного профессионального образования'

Оценка результативности программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / SATISFACTION OF LISTENERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Баикина Юлия Олеговна, Калинина Анна Викторовна

Дана оценка результативности программ дополнительного профессионального образования студентов ВУЗа на основе анализа теоретических и эмпирических данных и результатов мониторинга в образовательной среде Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Проведено социологическое исследование методом анкетирования. Результаты исследования позволили сформулировать выводы о целесообразности разработки программ ДПО в связи с изменяющимися требованиями к управлению образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Баикина Юлия Олеговна, Калинина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMES

This article is devoted to assessment of programmes of further vocational education of students of a university on the basis of theoretical and empirical data analysis, and of monitoring results in the educational environment of Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law. There was taken a social research in the form of questionnaire. The research results allowed making conclusions about practicability of FVE programmes development because of changing requirements for management of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности программ дополнительного профессионального образования»

YAK 378.147 ББК 74.484.78

A.A. ПОПКОВА, Ю.О. БАИКИНА, А.В. КАЛИНИНА

ОУЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A.A. POPKOVA, Yu.O. BAIKINA, A.V. KALININA

ASSESSMENT OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMMES

Дана оценка результативности программ дополнительного профессионального образования студентов ВУЗа на основе анализа теоретических и эмпирических данных и результатов мониторинга в образовательной среде Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. Проведено социологическое исследование методом анкетирования. Результаты исследования позволили сформулировать выводы о целесообразности разработки программ ДПО в связи с изменяющимися требованиями к управлению образовательными учреждениями.

This article is devoted to assessment of programmes of further vocational education of students of a university on the basis of theoretical and empirical data analysis, and of monitoring results in the educational environment of Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law. There was taken a social research in the form of questionnaire. The research results allowed making conclusions about practicability of FVE programmes development because of changing requirements for management of educational institutions.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, удовлетворенность слушателей.

Key words: further vocational education, satisfaction of listeners.

Дополнительное профессиональное образование направлено на непрерывное повышение профессиональных компетенций граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.

Социальная заинтересованность в эффективной системе дополнительного профессионального образования (ДПО) предопределяет ее роль и место в государственной политике в области формирования трудового потенциала региона с учетом складывающейся ситуации на рынке труда, потребностей реального сектора экономики и непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах. ДПО - это система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам и направлениям, а также сеть реализующих их образовательных учреждений [1]. В связи с изменяющимися требованиями к управлению образовательными учреждениями многие вузы разрабатывают соответствующие программы по переобучению персонала и руководящего состава.

На базе Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права были проведены курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования Российской Федерации» (144 часа).

С целью оценки результативности реализации программы курсов повышения квалификации было проведено социологическое исследование.

Задачи исследования:

1) проанализировать социально-демографические характеристики слушателей;

2) диагностировать изменения профессиональных компетенций слушателей в ходе освоения программы курсов;

3) определить востребованность различных форм обучения, применяемых на курсах;

4) оценить эффективность реализуемой программы;

5) выявить преимущества и недостатки, возникшие в ходе реализации программы.

Объектом исследования являлись участники курсов повышения квалификации - руководители, заместители руководителей муниципальных автономных образовательных учреждений муниципальных образований Тюменской области. Генеральная совокупность - 21 человек. Выборочная совокупность - 21 человек. Тип выборки - сплошная.

Исследование проводилось методом анкетирования в два этапа: в первый (21 опрошенных) и последний день (20 опрошенных) курсов повышения квалификации.

В результате анализа полученных данных был определен возрастной состав слушателей курсов, их доли в равной степени распределились между возрастными группами 36-50 лет и старше 50 лет. Доля слушателей в возрасте до 35 лет составляет всего 14 %. Анализ состава слушателей по уровню образования показал, что все имеют высшее образование (100 %).

Преобладающая доля слушателей курсов повышения квалификации в должности «заместителя директора» - 16 из 21 слушателей.

Стаж работы слушателей колеблется от 4 месяцев до 28 лет. Самое большое количество слушателей имеет стаж работы от 1 года до 5 лет.

В начале курсов повышения квалификации слушателям было предложено выделить проблемы, существующие в их работе. Систематизация их ответов позволила выделить следующие проблемные блоки, возникающие в работе управленческого персонала:

- система менеджмента качества в образовательном учреждении;

- нормативное регулирование процесса обучения;

- аттестация преподавателей, профессиональный стандарт педагога;

- повышение мотивации преподавателей к творческой деятельности;

- обеспечение качества образования;

- экономическое развитие образовательных учреждений;

- организация независимой сертификации выпускников.

2/3 слушателей повышали квалификацию в последние три года (50 % из них обучались в 2013/2014 году), поэтому спектр проблем в профессиональной деятельности достаточно разнообразный [2].

Основной целью всех слушателей данных курсов повышения квалификации является получение новых знаний, дополнительных навыков, умений для осуществления профессиональной деятельности. Это целевое назначение было обозначено слушателями в начале курсов. По их завершению слушателями было отмечено, что курсы систематизировали теоретические знания и практику их применения. Результаты также показали, что ожидания слушателей в получении дополнительных навыков, умений для осуществления профессиональной деятельности оправдались по итогам программы.

Анализ компетентности слушателей показал, что в результате курсов повышения квалификации общая компетентность обучаемых повысилась в среднем на 0,78 балла. Практически по всем направлениям произошло значительное увеличение знаний, навыков и умений в рамках профессиональной компетентности руководителя.

Этому способствовало применение различных форм обучения. Их результативность высоко оценена слушателями. При начале обучения наибольшую полезность слушатели отдавали семинарам, деловым играм, дискуссиям и практическим работам. По окончании обучения наиболее полезными слушателями были выделены также практические работы, деловые игры, дискуссии, семинары, а также консультации по самостоятельной работе и программной деятельности при этом лекции превзошли своей полезностью ожидания слушателей.

Удовлетворенность слушателей содержанием курсов повышения квалификации очень высокая - 2,81 из 3 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Удовлетворенность слушателей содержанием программы курсов повышения квалификации

Курс Оценочный балл

1 2

Профессиональная социализация руководителя образовательного учреждения в современных условиях. Профессиональная компетентность руководителя: актуальное состояние и задачи развития 2,95

Основные направления государственной политики в сфере образования: приоритеты, организационно-правовое обеспечение 2,95

ФЗ «Об образовании РФ» и новые подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере образования 2,90

Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития образования и науки на 2014-2016 годы» и другие региональные программы: задачи, направления, показатели эффективности 2,90

Технологии управления изменениями в организациях бюджетной сферы 2,80

Актуальные вопросы управления образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС 2,70

Теория и практика управления: разработка и реализация программы развития и кадрового обновления учреждения; средоориентированный подход в организации образовательного процесса 2,65

Теория и практика управления: методы принятия управленческих решений, тайм-менеджмент; интерактивные формы управления развитием коллектива 2,90

Актуальные вопросы обеспечения качества образования 2,80

Организация итоговой аттестации обучающихся 2,85

Локальное правовое регулирование деятельности образовательного учреждения 2,95

Организация делопроизводства в образовательном учреждении: виды документов, правила их оформления, учета и хранения 2,75

Изменения в правовом регулировании трудовых отношений в сфере образования. Эффективный контракт 2,80

Организация осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд образовательного учреждения 2,55

Актуальные вопросы управления воспитательным процессом в образовательном учреждении 2,85

Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении 2,75

Культура устной и письменной речи в профессиональной деятельности руководителя. Деловое письмо 2,85

Межличностное взаимодействие и конфликтологическая компетентность руководителя 2,85

Образование в культуре и культура образования. Культурологический подход к организации управленческой деятельности 2,85

Окончание табл.1

1 2

Миссия образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения 2,70

Ораторское искусство и актерское мастерство в управленческой деятельности 2,75

Имидж руководителя 2,75

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса 2,80

Социально-психологические особенности современных детей и молодежи: способы выявления и учета в образовательном процессе 2,85

Итого: 2,81

Слушателями высоко оценена эффективность программы курсов повышения квалификации - средний балл по сумме критериев 2,80 из 3 максимальных. Максимальную оценку получили критерии - «Личность и профессионализм преподавателей», «Информационно-методическая обеспеченность программы», «Организационные условия реализации программы», «Актуальность содержания программы».

Большинство слушателей (70 %) отметили отсутствие недостатков в проведении программы. При этом отдельные недостатки были выделены в следующем:

- недостаточно времени на самостоятельную работу;

- низкий уровень организационных условий по темам: «Ораторское искусство в управленческой деятельности», «Миссия образовательного учреждения», «Организационная культура образовательного процесса».

Положительные моменты в организации и содержании курсов были отмечены практически всеми слушателями, в том числе:

- высокий уровень преподавания и профессионализм преподавателей;

- высокий уровень информационно-методической обеспеченности программы, возможность использования полученных материалов;

- качественное содержательное проведение занятий;

- актуальность программы курсов;

- организация программы.

Слушателями также были сформулированы предложения организаторам курсов повышения квалификации.

В целом результаты исследования показали, что курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования Российской Федерации» (144 часа) были успешны, результативны и высоко оценены слушателями по актуальности содержательности и организованности.

Таким образом, целесообразно проведение регулярного мониторинга качества реализуемых образовательных курсов с оценкой нескольких учебных программ с подведением годовых итогов. Необходимым является налаживание каналов взаимодействия управленческого состава образовательных учреждений Тюменской области и вузов, осуществляющих их подготовку, при разработке и реализации программ ДПО, а также формирование однородных профессиональных учебных групп. В рамках учебно-методического обеспечения программ ДПО, на наш взгляд, необходимы разработка методических рекомендаций для каждого реализуемого учебного курса, расширение использования в процессе обучения ресурсов портала дистанционного обучения, повышение практической направленности материала с целью развития практических навыков слушателей.

Для повышения качества кадрового обеспечения программ дополнительного образования целесообразно регулярное прохождение преподава-

телями программ повышения квалификации и стажировок, а также более широкое привлечение к проведению занятий преподавателей-практиков. Следует осуществлять практику обязательных формализованных отчетов слушателей по результатам прохождения программы ДПО, включающих оценку положительных и отрицательных сторон, а также предложения по совершенствованию профессиональной деятельности и работы структурного подразделения образовательного учреждения и в целом по итогам прохождения образовательной программы.

Литература

1. Калинина, А.В. Перспективы электронного обучения для студентов российских вузов [Текст] / А.В. Калинина // Материалы Международного научного семинара «Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, мненеджмента и права» ; отв. ред. М.Л. Белоножко. - Тюмень : Изд-во ТИУ, 2016. - С. 28-32.

2. Попкова, А.А. Опыт социологических исследований в вузе [Текст] : монография / А.А. Попкова. - Тюмень : Изд-во ТИУ, 2016. - 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.