Научная статья на тему 'Оценка результативности политических партий на выборах в муниципальных образованиях Московской области 2022 года'

Оценка результативности политических партий на выборах в муниципальных образованиях Московской области 2022 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выборы органов власти / голосование / избирательный процесс / кан' дидат в депутаты / Московская область / муниципальное образование / политические пар' тии / представители политических партий / самовыдвижение / совет депутатов / elections of authorities / voting / electoral process / candidate for deputies / Moscow Region / municipality / political parties / representatives of political parties / self%nomination / council of deputies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Забузов Олег Николаевич, Верницкий Герман Игоревич, Саберова Екатерина Вэлитовна

Целью статьи ставится проведение краткого сравнительного анализа результативно' сти самовыдвиженцев и кандидатов от политических партий на выборах муниципальных депутатов в муниципальные образования Московской области, прошедшие в сентябре 2022 г. Для достижения поставленной цели применены такие методы научного исследо' вания, как сравнительный анализ и анализ статистических данных. В результате исследования определено, что абсолютное большинство кандидатов, выбывших из предвыборной гонки, — самовыдвиженцы. Практически во всех муници' пальных образованиях данного региона избирались либо только представили партии «Единая Россия» со 100%'ным результатом избрания кандидатов, либо совместно с представителями других партий, но большинством у «Единой России». Политические партии, представленные в Государственной Думе, имеют рычаги финансовых возможно' стей и электоральных технологий при проведении выборов в Московской области. Исследование распределения мандатов в советах депутатов муниципальных образо' ваний Московской области между политическими партиями показало, что во многих му' ниципальных образованиях области принятие решений ввиду наличия большинства ман' датов принадлежит политической партии «Единая Россия». Анализ уровня конкуренции на выборах Московской области показывает, что в среднем он составляет 5,15 кандида' та на место, что значительно выше средних показателей по России. Установлено, что прослеживается корреляция между размерами территориальных образований Москов' ской области и количеством избирателей в них. Так, в малых муниципальных образова' ниях Московской области самовыдвиженцы набрали наибольшее количество голосов, тогда как в крупных территориальных образованиях самовыдвиженцы практически не во' шли в число депутатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Забузов Олег Николаевич, Верницкий Герман Игоревич, Саберова Екатерина Вэлитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PERFORMANCE OF POLITICAL PARTIES IN THE ELECTIONS IN THE MUNICIPALITIES OF THE MOSCOW REGION IN 2022

The purpose of the article is to conduct a brief comparative analysis of the performance of self% nominated candidates and candidates from political parties in the elections of municipal deputies to the municipalities of the Moscow Region, held in September 2022. To achieve this goal, the authors use scientific research methods of comparative analysis and analysis of statistical data. As a result of the study, it was determined that the vast majority of candidates who dropped out of the pre%election «race» are self%nominated. In almost all municipalities of this region, the United Russia representatives were either the only ones participating, with a 100% result in the election of candidates, or jointly with representatives of other parties, but United Russia had a majority. The political parties represented in the State Duma have the leverage of financial resources and elec% toral technologies in holding elections in the Moscow Region. A study of the distribution of mandates in the councils of deputies of municipalities of the Moscow Region between political parties showed that in many municipalities of the region, deci% sion%making belongs to the United Russia political party due to the presence of the majority of mandates. An analysis of the level of competition in the elections of the Moscow Region shows that, on average, it is 5.15 candidates per seat, which is significantly higher than the average for Russia. It has been established that there is a correlation between the size of the territorial formations of the Moscow Region and the number of voters in them. Thus, in small municipalities of the Moscow Region, self%nominated candidates received the largest number of votes, while in large territorial formations; self%nominated candidates were practically not included in the number of deputies.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности политических партий на выборах в муниципальных образованиях Московской области 2022 года»

Gurina Elena Alekseyevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economic and Financial Disciplines, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yuno-sti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-73-61. E-mail: [email protected] Arbaev Gennady Eduardovich, Postgraduate Student, All-Russian Research Institute of Labour, Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation. Postal address: 34, Zem-lyanoy Val St., Moscow, Russian Federation, 105064. Tel.: +7 (495) 917-75-79. E-mail: sovet@ vcot.info

РО!: 10.17805^ри.2023.1.15

Оценка результативности политических партий на выборах в муниципальных образованиях Московской области 2022 года

С. А. Мельков Академия гражданской защиты МЧС России, О. Н. Забузов Московский государственный лингвистический университет, Г. И. Верницкий Академия гражданской защиты МЧС России,

Е. В. Саберова Академия гражданской защиты МЧС России

Целью статьи ставится проведение краткого сравнительного анализа результативности самовыдвиженцев и кандидатов от политических партий на выборах муниципальных депутатов в муниципальные образования Московской области, прошедшие в сентябре 2022 г. Для достижения поставленной цели применены такие методы научного исследования, как сравнительный анализ и анализ статистических данных.

В результате исследования определено, что абсолютное большинство кандидатов, выбывших из предвыборной гонки, — самовыдвиженцы. Практически во всех муниципальных образованиях данного региона избирались либо только представили партии «Единая Россия» со 100%-ным результатом избрания кандидатов, либо совместно с представителями других партий, но большинством у «Единой России». Политические партии, представленные в Государственной Думе, имеют рычаги финансовых возможностей и электоральных технологий при проведении выборов в Московской области.

Исследование распределения мандатов в советах депутатов муниципальных образований Московской области между политическими партиями показало, что во многих муниципальных образованиях области принятие решений ввиду наличия большинства мандатов принадлежит политической партии «Единая Россия». Анализ уровня конкуренции на выборах Московской области показывает, что в среднем он составляет 5,15 кандидата на место, что значительно выше средних показателей по России. Установлено, что прослеживается корреляция между размерами территориальных образований Московской области и количеством избирателей в них. Так, в малых муниципальных образованиях Московской области самовыдвиженцы набрали наибольшее количество голосов, тогда как в крупных территориальных образованиях самовыдвиженцы практически не вошли в число депутатов.

Ключевые слова: выборы органов власти; голосование; избирательный процесс; кандидат в депутаты; Московская область; муниципальное образование; политические партии; представители политических партий; самовыдвижение; совет депутатов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими тезисами.

Во-первых, на настоящий момент в науке сложилось представление о том, что политическая партия является неким проводником между властью и обществом, потому именно из партий выбираются представители, которые будут на местах решать возникающие вопросы. Однако для представителей населения также обеспечены условия для самовыдвижения своей кандидатуры на муниципальные выборы, что в теории создает равные условия для участия в избирательной системе всех элементов социума. Но стоит отметить, что для самовыдвиженцев путь для регистрации и выхода на выборы несколько сложнее, чем у представителей партии, поскольку им необходимо пройти процедуру сбора подписей от жителей, зарегистрировать свою кандидатуру на выборах, а далее самовыдвиженец остается без поддержки партии (организованной электоральной структуры), что осложняет процесс.

Во-вторых, согласно данным исследования ВЦИОМ, в нашей стране лишь 15% избирателей действительно читают содержание предвыборных программ политических партий (Эксперты ... , 2022). Эта статистика позволяет прийти к выводу, что партийные цели и задачи являются второстепенным фактором при выборе депутатов, а партия как некоторый институт связи между населением (избирателями, народом, гражданами) и властью не всегда функционирует результативно. Более того, административный аппарат государственных и муниципальных органов власти не является политически нейтральным или стерильным (зачастую поддерживают тех кандидатов, на поддержку кого получен заказ «сверху») и заинтересован в монополизации политической системы (Лябах, Малека, Мель-ков, 2018: 7). Пожалуй, именно это позволяет представителям политических партий за счет административных ресурсов власти использовать большее количество электоральных механизмов привлечения избирателей в сравнении с самовыдвиженцами.

В-третьих, полагаем, в дальнейшем научном осмыслении нуждается опыт муниципальной реформы Московской области, в которой резко сократилось количество муниципальных образований за счет создания городских округов. Понятно, что данная реформа была поддержана главой Российского государства, но ее бенефициаром по факту является «Единая Россия».

Объект исследования — результаты выборов депутатов в муниципальных образованиях Московской области 2022 г.

Предмет исследования — результативность влияния политических партий на выборах в муниципальных образованиях Московской области 2022 г.

Цель данной работы — провести краткий сравнительный анализ результативности самовыдвиженцев и кандидатов от политических партий на выборах муниципальных депутатов в муниципальные образования Московской области, прошедших в сентябре 2022 г.

Методы исследования: сравнительный анализ, анализ статистических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2022 Г. В табл. 1 представлены аналитические данные о результатах выборов (довыборов) муниципальных депутатов в муниципальных образованиях Московской области 2022 г.

Таблица 1

ДАННЫЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫБОРОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕПУТАТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2022 г.

Table 1

DATA ON THE RESULTS OF ELECTIONS OF MUNICIPAL DEPUTIES IN MUNICIPALITIES OF THE MOSCOW REGION IN 2022.

Муниципальное образование Кол-во кандидатов в муниципальные депутаты, подавших документы Данные о политической принадлежности кандидатов Кол-во выбывших кандидатов Данные о политической принадлежности выбывших кандидатов Данные о политической принадлежности кандидатов, одержавших победу на довыборах (доля к кандидатам от партии)

1 2 3 4 5 6

г. о. Мытищи (довыборы) (15) 6 Самовыдвижение — 1 Единая Россия — 1 ЛДПР — 1 КПРФ — 1 Справедливая Россия — За правду — 1 Партия пенсионеров за социальную справедливость — 1 1 Самовыдвижение — 1 1 — Единая Россия (100%)

г. о. Щелково (довыборы) (4) 10 Самовыдвижение — 3 Единая Россия — 2 КПРФ — 2 Справедливая Россия — За правду — 2 ЛДПР — 1 2 Самовыдвижение — 2 2 — Единая Россия (100%)

г. о. Балашиха (довыборы) (6) 6 Самовыдвижение — 2 Единая Россия — 2 КПРФ — 1 Справедливая Россия — За правду — 1 1 Самовыдвижение — 1 2 — Единая Россия (100%)

1 2 3 4 5 6

г. о. Люберцы (выборы) (7) 122 Единая Россия — 31 КПРФ — 29 ЛДПР — 24 Самовыдвижение — 11 Родина — 10 Справедливая Россия — За правду — 8 Партия пенсионеров за социальную справедливость — 6 Новые люди — 3 11 Самовыдвижение — 7 Единая Россия — 2 Партия пенсионеров за социальную справедливость — 2 Единая Россия — 26 (83,8%) Самовыдвижение — 3 (27,3%) ЛДПР — 1 (4,2%) КПРФ — 1 (3,4%) Справедливая Россия — За правду — 1 (12,5%)

г. о. Жуковский (довыборы) (9) 5 Самовыдвижение — 1 Единая Россия — 1 ЛДПР — 1 КПРФ — 1 Справедливая Россия — За правду — 1 2 Самовыдвижение — 1 КПРФ — 1 1 — Единая Россия (100%)

г. о. Дубна (довыборы) (11) 7 Самовыдвижение — 3 Единая Россия — 1 ЛДПР — 1 КПРФ — 1 Справедливая Россия — За правду — 1 2 Самовыдвижение — 2 1 — Единая Россия (100%)

Ленинский г. о. (13) 19 Самовыдвижение — 5 Единая Россия — 3 ЛДПР — 3 Яблоко — 3 КПРФ — 2 Справедливая Россия — За правду — 2 Новые люди — 1 1 Самовыдвижение — 1 3 — Единая Россия (100%)

Источник: таблица составлена на основе данных, опубликованных на официальных сайтах муниципальных образований (Дополнительные выборы ... Щелково ... , 2022; Дополнительные выборы ... Балашиха ... , 2022; Городской округ Люберцы ... , 2022; Дополнительные выборы ... Жуковский ... , 2022; Дополнительные выборы ... Дубна ... , 2022; Дополнительные выборы ... Ленинского г. о. ... , 2022; Дополнительные выборы ... Дубна ... , 2022; Дополнительные выборы ... Мытищи ... , 2022).

По содержанию табл. 1 можно сделать ряд выводов.

Во-первых, абсолютное большинство кандидатов, выбывших из предвыборной гонки, являются самовыдвиженцами. Это можно объяснить тем, что у самовыдвиженцев могут возникать сложности при оформлении документов, своевременности подачи различных данных, создании агитационных мероприятий и информационных бюллетеней, иных материалов, кроме того, ввиду вероятного отсутствия большой команды, самовыдвиженцам сложнее отслеживать изменения в избирательном процессе и электоральное поведение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом самовыдвиженцы чаще представителей политических партий выбывают из процесса выборов на этапах до голосования по различным причинам.

Во-вторых, содержание табл. 1 показывает, что, несмотря на конкуренцию на выборах и довыборах, в основном победу одержали представители партии «Единая Россия», при том что почти во всех муниципальных образованиях избирались либо только представили этой партии со 100%-ным результатом кандидатов, либо совместно с представителями других партий, но с большинством у «Единой России». Этот факт может свидетельствовать о результативной предвыборной кампании для партии и кандидатов, которых решили поддержать граждане.

В-третьих, содержание табл. 1 показывает, что в каждом из анализируемых городских округов на выборах заявлены кандидаты от основных политических партий, представленных в Государственной Думе РФ. Данный факт позволяет прийти к выводу о том, что партии:

а) ведут системную деятельность по представлению своих кандидатов на выборы, что подразумевает наличие финансирования избирательных кампаний;

б) налицо отлаженный механизм проведения предвыборной кампании, что также подтверждает гипотезу о большей вероятности избрания кандидатов именно от политических партий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАНДАТОВ В СОВЕТАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

Далее, в табл. 2 отражены данные о распределении мандатов в советах депутатов муниципальных образований Московской области между политическими партиями для определения уровня влияния партий при решении вопросов местного значения на территории Подмосковья.

На основании анализа табл. 2 можно, во-первых, сделать вывод о том, что на настоящий момент во многих муниципальных образованиях Московской области принятие решений ввиду наличия большинства мандатов находится за политической партией «Единая Россия», которая в большей мере поддерживается населением. Данный факт, по мнению авторов исследования, можно объяснить тем, что эта политическая партия является традиционной и устоявшейся в России, представляет надежную силу, по мнению населения, так как ее стратегии и принимаемые решения можно спрогнозировать, тогда как политику деятельности самовыдвиженцев сложно предугадать.

Во-вторых, проведя анализ уровня конкуренции на выборах, можно прийти к выводу, что в среднем он составляет 5,15 кандидата на место, что значительно выше средних показателей по стране (2,79 кандидата на место) (Чадова, 2019: 70). А это дополнительно усложняет процесс избрания, а также делает предвыборную агитацию более затратной.

В-третьих, проведя сравнительный анализ размеров территориальных образований и количества населения в них, можно прийти к выводу, что в малых муниципальных образованиях (г. о. Жуковский, г. о. Дубна) самовыдвиженцы набирают наибольшее количество голосов. Тогда как в крупных территориальных образованиях (г. о. Мытищи и г. о. Щелково) самовыдвиженцы вовсе не входят в число депутатов. Авторы исследования связывают этот факт с тем, что на небольшой территории проведения агитационной кампании не требуется значительных затрат, и средств самовыдвиженца достаточно для ее эффективного проведения, тогда как крупные территориальные образования требуют охвата большой аудитории избирателей, что требует значительных средств и команды специалистов, которые имеют политические партии.

Таблица2

ДАННЫЕ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ МАНДАТОВ В СОВЕТАХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

Table 2

DATA ON THE DISTRIBUTION OF MANDATES IN COUNCILS OF DEPUTIES OF MUNICIPALITIES OF THE MOSCOW REGION BETWEEN POLITICAL PARTIES

Наименование муниципального образования Кол-во мандатов в совете депутатов муниципального образования Уровень конкуренции при проведении основных выборов (кол-во кандидатов на мандат) — без учета конкуренции на довыборах Распределение мандатов между партиями Авторский комментарий

1 2 3 4 5

г. о. Мытищи (1) 26 4,7 Единая Россия — 17 (65%) КПРФ — 3 (12%) ЛДПР — 2 (8%) Справедливая Россия — За правду — 2 (8%) Партия пенсионеров за социальную справедливость — 2 (8%) Представили партии «Единая Россия» могут принимать и поддерживать любые решения, которые им интересны или выгодны, поскольку имеют большинство голосов при решении вопросов

г. о. Щелково (3) 27 4,75 КПРФ — 11 (41%) Единая Россия — 8 (30%) Справедливая Россия — За правду — 4 (15%) ЛДПР — 2 (7%) Родина — 2 (7%) В данном городском округе принятие решения скорее коллективное, поскольку нет абсолютного первенства какой-либо партии, однако все же более сильную позицию имеет КПР

1 2 3 4 5

г. о. Балашиха (5) 37 4,1 Единая Россия — 26 (70%) КПРФ — 6 (16%) ЛДПР — 2 (5%) Справедливая Россия — За правду — 2 (5%) Самовыдвижение — 1 (3%) В данном г. о. партия «Единая Россия» получила больше всего мандатов, и потому возможность единоличного принятия решений находится за ней

г. о. Люберцы (7) 32 3,8 Единая Россия — 26 (81%) Самовыдвижение — 3 (9%) ЛДПР — 1 (3%) КПРФ — 1 (3%) Справедливая Россия — За правду — 1 (3%) Аналогичная ситуация в данном округе — возможность единоличного принятия решений — у партии «Единая Россия»

г. о. Жуковский (8) 26 3,85 Единая Россия — 16 (62%) КПРФ — 5 (19%) Справедливая Россия — За правду — 2 (8%) Яблоко — 2 (8%) Самовыдвижение — 1 (4%) Большинство мандатов у политической партии «Единая Россия», и потому они имеют преференции при принятии решения и на голосованиях совета депутатов

г. о. Дубна (10) 21 5,2 Самовыдвижение — 9 (43%) Единая Россия — 6 (29%) КПРФ — 5 (24%) ЛДПР — 1 (5%) В округе превалирует команда самовыдвиженцев, и им принадлежат 43% мандатов, на втором месте «Единая Россия», и в Дубне они имеют недостаточно мандатов для единоличного принятия решений

Ленинский г. о. (12) 33 9,7 Единая Россия — 18 (55%) Самовыдвижение — 8 (24%) КПРФ — 4 (12 %) ЛДПР — 2 (6%) Яблоко — 1 (3%) В данном округе «Единая Россия» имеет чуть больше половины мандатов, что позволяет ей лоббировать свои интересы и принимать большую часть решений благодаря своему большинству

Источник: таблица составлена на основе данных, опубликованных на официальных сайтах муниципальных образований (Городской округ Мытищи ..., 2022; Городской округ Щелково ... , 2022; Городской округ Балашиха ... , 2022; Городской округ Люберцы ... , 2022; Городской округе Жуковский ... , 2022; Городской округ Дубна ... , 2022; Ленинский городской округ ... , 2022).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог настоящей работы, обратим внимание на ряд моментов.

Во-первых, отметим несомненное влияние политических партий на результаты выборов, а впоследствии и деятельность представительного органа власти в городских округах Московской области. Поскольку за большинством мандатов находится власть при принятии решений на местном уровне управления, российские политические партии максимально стараются привести к победе большинство своих представителей для получения власти на местах. В электоральной борьбе в Московской области это четко заметно.

Во-вторых, как было выявлено путем анализа статистических данных, самовыдвиженцы чаще исключаются из предвыборной гонки (зачастую по причине неверного заполнения документации или ее отсутствия, а также возбуждения в отношении таких кандидатов судебного делопроизводства), а также практически не занимают постов в представительных органах власти муниципалитетов. Данный факт, по мнению авторов исследования и в совокупности со статистическими данными о низкой детальности предвыборных программ партий, а также отсутствием интереса у избирателей к содержанию программ партий, позволяет судить о наличии проблем в отечественной электоральной системе. Когда независимый самовыдвиженец зачастую имеет крайне низкую вероятность стать муниципальным депутатом, а население фактически не знает, какие цели преследует та или иная партия (не рассматривая ее предвыборную программу), эффективность электоральной системы для развития той или иной территории вызывает значительные сомнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Городской округ Балашиха Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46704000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Городской округ Дубна Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46718000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Городской округ Люберцы Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46748000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Городской округ Мытищи Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46746000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Городской округ Щелково Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46788000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Городской округе Жуковский Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46725000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутата Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области по одномандатному избирательному округу №4 [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/4504011366885 (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутата Совета депутатов городского округа Дубна Московской области по одномандатному избирательному округу №12 [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/4504008252587 (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутата Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области по одномандатному избирательному округу №10 [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/4504031815384 (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов городского округа Щелково по многомандатному избирательному округу №2 [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/4504062833969 (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области по многомандатному избирательному округу [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/45040011148657 (дата обращения: 04.12.2022).

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатным избирательным округам №1, №24, №29 [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/election/4504024602337 (дата обращения: 04.12.2022).

Ленинский городской округ Московской области [Электронный ресурс] // Выборы России. URL: https://russia.vote/region/46707000000/ (дата обращения: 04.12.2022).

Лябах, А. Ю., Малека, Ю. Н., Мельков, С. А. (2018) Размышления о реалиях отечественной электоральной политики // Социально-гуманитарные знания. №1. С. 7-14.

Чадова, У. И. (2019) Факторы конкуренции на выборах в муниципалитетах на примере городов Приволжского федерального округа // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. №4. С. 70-78.

Эксперты ЭИСИ сравнили предвыборные программы партий [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Regnum». URL: https://regnum.ru/news/polit/3354546.html (дата обращения: 04.12.2022).

Дата поступления: 06.12.2022 г.

ASSESSMENT OF THE PERFORMANCE OF POLITICAL PARTIES IN THE ELECTIONS IN THE MUNICIPALITIES OF THE MOSCOW REGION IN 2022

S. A. Melkov Civil Defence Academy, EMERCOM of Russia, O. N. Zabuzov Moscow State Linguistic University, G. I. Vernitsky Civil Defence Academy, EMERCOM of Russia,

E. V. Saberova Civil Defence Academy, EMERCOM of Russia

The purpose of the article is to conduct a brief comparative analysis of the performance of self-nominated candidates and candidates from political parties in the elections of municipal deputies to the municipalities of the Moscow Region, held in September 2022. To achieve this goal, the authors use scientific research methods of comparative analysis and analysis of statistical data.

As a result of the study, it was determined that the vast majority of candidates who dropped out ofthe pre-election «race» are self-nominated. In almost all municipalities ofthis region, the United Russia representatives were either the only ones participating, with a 100% result in the election of candidates, or jointly with representatives of other parties, but United Russia had a majority. The political parties represented in the State Duma have the leverage of financial resources and electoral technologies in holding elections in the Moscow Region.

A study of the distribution of mandates in the councils of deputies of municipalities of the Moscow Region between political parties showed that in many municipalities of the region, decision-making belongs to the United Russia political party due to the presence of the majority of mandates. An analysis of the level of competition in the elections of the Moscow Region shows that, on average, it is 5.15 candidates per seat, which is significantly higher than the average for Russia. It has been established that there is a correlation between the size of the territorial formations of the Moscow Region and the number of voters in them. Thus, in small municipalities of the Moscow Region, self-nominated candidates received the largest number of votes, while in large territorial formations; self-nominated candidates were practically not included in the number of deputies.

Keywords: elections of authorities; voting; electoral process; candidate for deputies; Moscow Region; municipality; political parties; representatives of political parties; self-nomination; council of deputies

REFERENCES

Gorodskoi okrug Balashikha Moskovskaia oblast'. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/region/46704000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Gorodskoi okrug Dubna Moskovskoi oblasti. Vybory Rossii [online] Available at: https:rus-sia.vote/region/46718000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Gorodskoi okrug Liubertsy Moskovskoi oblasti. Vybory Rossii [online] Available at: https:rus-sia.vote/region/46748000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Gorodskoi okrug Mytishchi Moskovskaia oblast'. Vybory Rossii [online] Available at: https:rus-sia.vote/region/46746000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Gorodskoi okrug Shchelkovo Moskovskaia oblast'. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/region/46788000000/ (accessed 04.12.2022). (In Russ.).

Gorodskoi okruge Zhukovskii Moskovskoi oblasti. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/region/46725000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Dopolnitel'nye vybory deputata Soveta deputatov gorodskogo okruga Zhukovskii Moskovskoi oblasti po odnomandatnomu izbiratel'nomu okrugu no. 4. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/election/4504011366885 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Dopolnitel'nye vybory deputata Soveta deputatov gorodskogo okruga Dubna Moskovskoi oblasti po odnomandatnomu izbiratel'nomu okrugu no. 12. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/election/4504008252587 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Dopolnitel'nye vybory deputata Soveta deputatov gorodskogo okruga Mytishchi Moskovskoi oblasti po odnomandatnomu izbiratel'nomu okrugu no. 10. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/election/4504031815384 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Dopolnitel'nye vybory deputatov Soveta deputatov gorodskogo okruga Shchelkovo po mnogo-mandatnomu izbiratel'nomu okrugu №2. Vybory Rossii [online] Available at: https:rus-sia.vote/election/4504062833969 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Dopolnitel'nye vybory deputatov Soveta deputatov gorodskogo okruga Balashikha Moskovskoi oblasti po mnogomandatnomu izbiratel'nomu okrugu. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/election/45040011148657 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dopolnitel'nye vybory deputatov Soveta deputatov Leninskogo gorodskogo okruga Mos-kovskoi oblasti po odnomandatnym izbiratel'nym okrugam no. 1, no. 24, no. 29. Vybory Rossii [online] Available at: https:russia.vote/election/4504024602337 (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Leninskii gorodskoi okrug Moskovskoi oblasti. Vybory Rossii [online] Available at: https:rus-sia.vote/region/46707000000/ (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Liabakh, A. Iu., Maleka, Iu. N. and Mel'kov, S. A. (2018) Razmyshleniia o realiiakh ote-chestvennoi elektoral'noi politiki. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, no. 1. pp. 7-14. (In Russ.).

Chadova, U. I. (2019) Faktory konkurentsii na vyborakh v munitsipalitetakh na primere gorodov Privolzhskogo Federal'nogo okruga. Vestnik Permskogo federal'nogo issledovatel'skogo tsentra, no. 4. pp. 70-78. (In Russ.).

Eksperty EISI sravnili predvybornye programmy partii. Informatsionnoe agentstvo «Regnum» [online] Available at: https:regnum.r u/news/polit/3354546.html (accessed: 04.12.2022). (In Russ.).

Submission date: 06.12.2022.

Мельков Сергей Анатольевич — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. Адрес: 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: 8 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Забузов Олег Николаевич — кандидат политических наук, доцент Московского государственного лингвистического университета. Адрес: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38, стр. 1. Тел.: +7 (499) 245-06-12. Эл. адрес: [email protected]

Верницкий Герман Игоревич — аспирант кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. Адрес: 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: 8 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Саберова Екатерина Вэлитовна — студент 5-го курса факультета (заочного обучения) Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика. Адрес: 141435, Московская область, г. Химки, микрорайон Новогорск. Тел.: 8 (498) 699-05-59. Эл. адрес: [email protected]

Melkov Sergei Anatolyevich, Doctor of Political Sciences, Professor, Head, Department of State and Municipal Administration, The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

Zabuzov Oleg Nikolayevich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Moscow State Linguistic University. Postal address: 38, Ostozhenka St., Bldg. 1, Moscow, Russian Federation, 119034. Tel.: +7 (499) 245-06-12. E-mail: [email protected]

Vernitsky German Igorevich, Postgraduate Student, Department of State and Municipal Administration, The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

Saberova Ekaterina Valitovna, 5th year Student, Faculty (Correspondence Course), The Civil Defence Academy of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Postal address: Novogorsk Microdistrict, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, 141435. Tel.: 8 (498) 699-05-59. E-mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2023.1.16

Векторные процессы реализации правового регулирования культурной политики Приднестровья

Н. А. Голубь Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна

В статье рассматривается сложившаяся за 30-летнюю историю образования Приднестровья государственно-правовая система, регулирующая культурные процессы в молодой республике, находящейся под воздействием трансформирующихся геополитических процессов. Господствующая идеология закреплена в законодательстве о культуре и культурной политике республики и представляет собой иерархически структурированную систему, состоящую из нескольких блоков законов и подзаконных актов: от докумен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.