Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / задолженность / урегулирование / штрафы / пени / taxes / indebtedness / settlement / fines / penalties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Ирина Владимировна, Черненко Анастасия Сергеевна

Статья посвящена оценке результативности мероприятий по урегулированию налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае, а также анализу показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов по снижению уровня налоговой задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF A SET OF MEASURES TO SETTLE TAX DEBTS OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE ALTAI TERRITORY

The article is devoted to assessing the effectiveness of measures to resolve tax debts of legal entities and individual entrepreneurs in the Altai Territory, as well as analyzing indicators characterizing the effectiveness of the control work of tax authorities to reduce the level of tax debt.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

_ алтаискии вестник i государственной и муниципальном службы /

УДК 336.226.1

Куликова Ирина Владимировна,

доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

Черненко Анастасия Сергеевна,

старший государственный налоговый инспектор отдела сопровождения налоговых проверок и взаимодействия с правоохранительными органами МИФНС России № 16 по Алтайскому краю (Барнаул, Россия)

Статья посвящена оценке результативности мероприятий по урегулированию налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае, а также анализу показателей, характеризующих эффективность контрольной работы налоговых органов по снижению уровня налоговой задолженности. Ключевые слова: налоги, задолженность, урегулирование, штрафы, пени.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИяТИЙ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

юридических лиц и индивидуальных

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF A SET OF MEASURES TO SETTLE TAX DEBTS OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS IN THE ALTAI TERRITORY

Своевременная оплата в полном объёме налоговой задолженности является одним из важных условий существования государства и развития общества в экономическом и социальном плане, поскольку налоговые поступления формируют большую часть доходов государственного бюджета. Проблема недопоступления налоговых платежей в бюджет носит регулярный характер, в результате чего образуется налоговая задолженность. Следует отметить, что основная доля задолженности по налоговым платежам приходится на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет около 70-75% от всей суммы задолженности.

В ходе проведения анализа мероприятий, направленных на взыскание

налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае, обратимся к I и III разделу отчёта формы №4-ОР и отразим результаты каждого метода воздействия на должников по: взысканию по требованиям в соответствии со ст. 69 НК РФ; взысканию за счёт денежных средств налогоплательщика в соответствии со ст. 46 НК РФ; взысканию за счёт имущества в соответствии со ст. 47 НК РФ; взысканию за счёт ареста имущества в соответствии со ст. 77 НК РФ; взыскание по контрольной работе (по результатам выездной и камеральной налоговой проверки).

Рассмотрим организацию работы налоговых органов Алтайского края по взысканию задолженности налоговых

платежей и страховых взносов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Полученные результаты представим в таблицах 1-4, которые включают в себя основные механизмы взыскания задолженности по налогам.

Исходя из показателей, отражённых в таблице 1, мы видим, что сумма задолженности по направленным требованиям об уплате налога, сбора, пени, штрафов и процентов за анализируемый период сократилась на 38% к 2021 году, что в первую очередь, связано со снижением показателя задолженности юридических лиц и ИП. Сумма поступлений по требованиям также снизилась и составила 4 302 млн. руб. за 2021 год, что на 2 904 млн. руб., и ли на 68% ниже, чем за 2017 год.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Таблица 1. Оценка эффективности мер взыскания по ст. 69 НК РФ за 2017-2021 гг.

Меры взыскания согласно ст. 69 НК РФ Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов

Направлено 18 072 14 756 13 911 10 051 11 239

Отозвано требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов 181 249 27 0,05 0,01

Приостановлено требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов 319 100 119 94 225

Уменьшено в связи с изменением объёма обязательств 2 164 1 276 831 588 719

Погашено 7 200 6 904 4 020 3 365 4 302

Требования о возврате налога в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтённых ему) сумм налога

Направлено 9 1 10 2 0

Погашено 5 1 0,1 0 0

Остаток задолженности по требованиям, не исполненным на конец отчетного периода, увеличился в 2,5 раза и составил за 2017 год 1 065 млн. руб., за 2018 год - 1 217 млн. руб. (на 14% больше по сравнению с предыдущим годом), за 2019 год - 2 434 млн. руб. (на 100% больше по сравнению с предыду-

щим годом, за 2020 год - 2 749 млн. руб. (на 13% больше по сравнению с предыдущим годом), за 2021 год - 2 757 млн. руб. (на 0,3% больше по сравнению с предыдущим годом).

Эффективность взыскания по требованиям (с учётом отозванных и уменьшенных сумм) снизилась с 46%

Таблица 2. Эффективность работы по взысканию за счёт денежных средств налогоплательщика за 2017-2021 год

до 41% и составила в среднем около 40% от суммы направленных требований. Основной причиной низкой эффективности работы с задолженностью по требованиям является несвоевременное исполнение налогоплательщиком добровольной оплаты в указанный в требовании срок.

Меры взыскания согласно ст. 46 НК РФ Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Поручения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках, а также электронных денежных средств

Выставлено 5 988 5 350 5 028 4 666 5 400

Отозвано поручений налогового органа 1 311 1 595 7352 3 051 1 558

Приостановлено задолженности по не исполненным поручениям налогового органа 541 694 179 0 185

Погашено 2 025 1 864 1 629 1 581 2 120

Поручения о взыскании за счёт денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика

Выставлено 0 0 128 119 149

Погашено 0 0 82 85 117

По данным таблицы 2 мы видим, что за анализируемый период времени сумма по направленным инкассовым поручениям, предусматривающим бесспорное списание денежных средств

со счетов налогоплательщиков, не претерпела серьезных изменений, а именно, снизилась на 7% и составила 5548 млн. руб. к концу анализируемого периода.

Если нет возможности взыскания налоговой задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, реализуется механизм взыскания за счёт имущества.

Таблица 3. Оценка эффективности мер взыскания по ст. 47 НК РФ за 2017-2021 гг.

Меры взыскания согласно ст. 47 НК РФ Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика

Направлено 4 938 4 088 3 001 2 754 2 787

Отменено постановлений 34 29 1 1 0,3

Возвращено судебными приставами 2 034 2 566 1 750 736 168

Погашено 690 844 1 241 1 117 1 013

ш (г Ч

За анализируемый период времени (табл.3) наблюдается существенное снижение суммы - на 44% по поручениям, направленным в ФССП в целях взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика. Также отмечается рост поступлений по результатам реализации указанного механизма

взыскания задолженности, а именно, на 323 млн. руб. к 2021 г. (или на 47%). Таким образом, эффективность взыскания за счёт имущества налогоплательщика в среднем составила около 30%, что объясняется отсутствием полноценной верификации имущества и тем самым около 50% возвращенных постановлений

судебными приставами.

Кроме вышеописанных мер взыскания задолженности налоговые органы, если располагают сведениями, что должник может попытаться скрыть имеющееся у него имущество, то применяется следующий механизм - взыскание за счёт ареста имущества.

Таблица 4. Эффективность работы по взысканию за счёт ареста имущества налогоплательщика за 2017-2021 год

Меры взыскания согласно ст. 77 НК РФ Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика

Вынесено 196 194 161 60 161

Отменено постановлений 104 181 514 96 132

Погашено 87 110 97 19 53

Исходя из показателей, представленных в таблице 4, мы видим, что за анализируемый период времени сумма по вынесенным постановлениям о наложении ареста на имущество налогоплательщика существенно не изменилась и составила за 2021 год 161 млн. руб., что на 35 млн. руб., или на 18% ниже, чем за 2017 год. Также наблюдается снижение суммы поступлений на 39% при реализации мер по аресту имущества к 2021 году. Таким образом, эффективность взыскания за счёт ареста на имущество налогоплательщика в среднем составила около 45%. Низкий

процент эффективности зависит от суммы отмененных постановлений в связи с решением судьи об отсутствии оснований для применения данной меры процессуального принуждения.

Стоит отметить, что наиболее трудоёмким процессом является механизм взыскания налоговой задолженности юридических лиц и ИП, образовавшейся в результате проведения мероприятий налогового контроля, а именно - по результатам выездной или камеральной налоговой проверки.

Рассмотрим организацию работы по взысканию задолженности,

доначисленной по результатам контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП на примере процессных и проектных мер урегулирования задолженности. Также обратимся к отчёту формы ВП (Сведения о результатах проверок налогоплательщиков по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах), проанализировав сумму поступлений по результатам контрольной работы налоговых органов, а также дополнительные поступления в связи с представлением уточнённых деклараций (табл. 5).

Таблица 5. Оценка результативности контрольной деятельности налоговых органов в отношении юридических лиц и ИП за 2017-2021 гг.

Показатели Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Поступило всего по результатам контрольной работы 1 505 1 323 618 274 535

Дополнительные поступления по уточнённым декларациям 391 574 640 1 737 1 039

Проанализировав сумму поступлений по контрольной работе (табл. 5), мы видим, что данные показатели снижаются с каждым годом. Так, поступления за анализируемый период времени снизились на 970 млн. руб.,

- ш

или на 65%. Однако поступления, связанные с предоставлением уточнённых налоговых деклараций, напротив увеличились за 2017-2021 гг. на 648 млн. руб., или на 166%.

В таблице 6 отразим эффектив-

ность работы налоговых органов по мероприятиям, направленных на взыскание задолженности с юридических лиц и ИП в Алтайском крае по контрольной работе (на примере процессных мер урегулирования задолженности).

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Таблица 6. Эффективность работы мероприятий по результатам контрольной работы за 2017-2021 год

Показатели Значение на конец года, млн. руб.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов согласно ст. 69 НК РФ

Направлено 1406 915 576 383 1 790

Отозвано требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов 10 52 9 0 0

Приостановлено требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов 289 98 119 94 225

Уменьшено в связи с изменением объёма обязательств 93 37 44 42 17

Погашено 336 387 98 14 146

Поручения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках (в том числе лицевых счетах), а также электронных денежных средств согласно ст. 46 НК РФ

Выставлено 761 529 373 316 1 085

Отозвано поручений налогового органа 101 73 186 67 23

Приостановлено задолженности по не исполненным поручениям налогового органа 132 214 57 0 142

Погашено 142 90 35 14 49

Постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика согласно ст. 47 НК РФ

Направлено 1 200 418 207 194 1 179

Отменено постановлений 5 6 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращено судебными приставами 555 351 150 35 45

Погашено 52 58 31 5 63

Постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика согласно ст. 77 НК РФ

Вынесено 30 28 5 8 4

Отменено постановлений 16 15 52 8 2

Погашено 9 11 5 0,1 1

Таким образом, из таблицы 6 следует, что наиболее эффективным механизмом взыскания налоговой задолженности, доначисленной по результатам контрольных мероприятий, также является взыскание после вынесения постановлений о наложении ареста на имущество налогоплательщика, однако, сумма вынесенных и поступивших сумм является несущественной по отношению в сложившейся задолженности.

Образовавшаяся налоговая задолженность, доначисленная по результатам контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП, была

погашена в добровольном порядке до вручения требования за 2017 год в размере 133 млн. руб., за 2018 - 15 млн. руб., за 2019 год - 17 млн. руб., за 2020 год - 1 млн. руб., за 2021 год - 4 тыс. руб., что составляет около 9% поступлений по результатам мероприятий, направленных на взыскание задолженности образовавшейся в результате проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае, наличия оснований об отсутствии взыскания за счёт процессных мер, крайней формой урегулирования задолженности являются процессные меры.

Далее рассмотрим механизм взыскания задолженности, доначисленной по результатам контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП на примере проектных мер урегулирования задолженности - взыскание в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ; взыскание в соответствии со ст. 199.2 УК РФ; взыскание в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ; взыскание в порядке субсидиарной ответственности за счёт КДЛ.

_ алтайский вестник государственной и муниципальном службы

12023,

Таблица 7. Результаты принятия обеспечительных мер по результатам ВНП и КНП за 2017-2021 гг.

Значение на конец года

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

По результатам ВНП

Количество организаций и ИП, у которых при проведении ВНП выявлены нарушения 203 97 28 34 68

Сумма доначислений по ВНП, млн. руб. 1 131 1 137 410 1 423 2 583

Количество принятых решений по обеспечительным мерам н/д 21 14 12 49

Сумма по решению, млн. руб. н/д 330 137 1 238 2 101

Количество протоколов об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер н/д 76 14 22 19

Сумма по протоколу, млн. руб. н/д 807 273 185 482

По результатам КНП

Количество организаций и ИП, у которых при проведении 49 277 51 389 40 409 32 949 44 166

камеральных проверок выявлены нарушения

Количество принятых решений по обеспечительным мерам н/д 0 12 16

Количество протоколов об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер н/д 0 0 3

Из представленных в таблице 7 данных, очевидно, что с 2021 года количество решений о принятии обеспечительных мер увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 41, что связано с созданием в Алтайском краем ЦУД в функциональные обязанности которого входит обеспечение взыскания задолженности, образовавшейся по результатам контрольной работы, путём применения проектных мер взыскания. Вопрос о принятии обеспечительных мер по результатам КНП рассматривается при сумме доначислений свыше 0,5 м л н. руб.

В случае отсутствия оснований для принятия обеспечительных мер в отношении налогоплательщиков, по которым было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган составляет протокол об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер. Количество принятых решений по обеспечительным мерам превышает количество протоколов об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер.

Малое количество протоколов об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер, прежде всего, связано с низкими показателями платёжеспособности организаций и ИП на которые в наибольшей степени влияют высокие суммы доначислений по результатам ВНП.

Так как в большинстве случаев мерой обеспечительных мер является приостановление операций по счетам, что в дальнейшем отрицательно сказывается на финансово-хозяйственных результатах организаций и ИП, налоговым органам необходимо анализировать результаты ведения деятельности налогоплательщика, а именно - продолжает ли он осуществлять свою деятельность и каким образом. Так, в случае сокрытие денежных средств либо имущества, за счёт которых должно производиться взыскание налогов предусмотрена уголовная ответственность, согласно ст. 199.2 УК РФ.

Также повышению собираемости налоговых доходов и снижению долга, кроме описанных выше мероприятий по урегулированию налоговой задол-

женности, способствует технологическая оснащённость, которая включает в себя комплекс автоматизированных сервисов: личный кабинет налогоплательщика, система «АСК НДС» основной задачей, которой является повышение эффективности налогового контроля над уплатой НДС и налогового администрирования, система комплексного управления и администрирования долгом «СКУАД». В настоящее время аналитические системы позволяют определить скрытые активы и пассивы должника, выявлять реальных бенефициаров бизнеса, определять круг взаимоотношений с другими участниками сделки, что является основой эффективной стратегии по управлению долгом.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 23.11.2020) // : [сайт]. - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 27.04.2023).

2. Сайт ФНС России [сайт]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn22/about_ fts/el_usl/ (дата обращения 27.04.2023).

Kulikova Irina Vladimirovna, an associate professor of the Department of Economics and Finance, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Chernenko Anastasia Sergeevna, Senior State Tax Inspector of the Department for Support of Tax Audits and Interaction with Law Enforcement Agencies of the Ministry of Engineering and Technology of Russia № 16 in the Altai Territory (Barnaul, Russia).

The article is devoted to assessing the effectiveness of measures to resolve tax debts of legal entities and individual entrepreneurs in the Altai Territory, as well as analyzing indicators characterizing the effectiveness of the control work of tax authorities to reduce the level of tax debt.

Keywords: taxes, indebtedness, settlement, fines, penalties

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.