Научная статья на тему 'Оценка регулирующего воздействия в качестве институционального фактора развития региональной социально-экономической системы'

Оценка регулирующего воздействия в качестве институционального фактора развития региональной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА / ОРВ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРВ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГУЛЯТОРНАЯ СРЕДА / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / REGULATORY IMPACT ASSESSMENT / ECONOMIC ANALYSIS OF LAW / RIA IN THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL SYSTEM OF RIA / FACTORS OF REGIONAL DEVELOPMENT / INSTITUTIONAL FACTOR / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / REGULATORY ENVIRONMENT / REGULATORY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахмеева Ирина Игоревна

Цель статьи обосновать роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в качестве институционального фактора развития региона. Для этого автором доказана достоверность утверждений, что система ОРВ устойчивая совокупность взаимосвязанных общественных групп, внутри нее складываются нормы и правила, в целом она направлена на выполнение общественных функций и социально-экономическое развитие региона. Научной новизной является подход к обоснованию роли ОРВ в качестве институционального фактора развития региона, уточнении содержания, внутренних правил и общественных функций региональной системы ОРВ. Основной методологический подход региональный системный анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory impact assessment as the institutional factor of the development of regional socio-economic system

The purpose of the article is to justify the role of regulatory impact assessment (RIA) as an institutional factor of socio economic development of the region. By regional system analysis author shows that RIA is a public institution, that consist of interrelated social groups, whose activities are based on certain rules, and aimed at socio-economic development of territory. The traditional approach of inclusion in the system of RIA authorities and the business community is supplemented by such actors as the population, the media, scientific and educational organizations. The research systematizes the norms and rules established within the regional system of RIA. The author specifies public function of RIA. Modern challenges and threats, strategic objectives for the transition of the region to a new technological structure and digital economy, ensuring the global competitiveness of the territory must be taking into account to provide the long term effect of RIA

Текст научной работы на тему «Оценка регулирующего воздействия в качестве институционального фактора развития региональной социально-экономической системы»

218

оценка

регулирующего воздействия

в качестве

институционального фактора развития региональной

социально-экономической

системы

regulatory impact assessment as the institutional factor

of the development of regional socio-economic system

РАХМЕЕВА ИРИНА ИГОРЕВНА

Кандидат экономических наук, старший преподаватель уральского государственного экономического университета, Екатеринбург, россия

<

IRINA I. RAKHMEEVA

PhD in economics, senior lecturer, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - обосновать роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в качестве институционального фактора развития региона. Для этого автором доказана достоверность утверждений, что система ОРВ - устойчивая совокупность взаимосвязанных общественных групп, внутри нее складываются нормы и правила, в целом она направлена на выполнение общественных функций и социально-экономическое развитие региона. Научной новизной является подход к обоснованию роли ОРВ в качестве институционального фактора развития региона, уточнению содержания, внутренних правил и общественных функций региональной системы ОРВ. Основной методологический подход - региональный системный анализ.

The purpose of the article is to justify the role of regulatory impact assessment (RIA) as an institutional factor of socio - economic development of the region. By regional system analysis author shows that RIA is a public institution, that consist of interrelated social groups, whose activities are based on certain rules, and aimed at socio-economic development of territory. The traditional approach of inclusion in the system of RIA authorities and the business community is supplemented by such

ABSTRACT

actors as the population, the media, scientific and educational organizations. The research systematizes the norms and rules established within the regional system of RIA. The author specifies public function of RIA. Modern challenges and threats, strategic objectives for the transition of the region to a new technological structure and digital economy, ensuring the global competitiveness of the territory must be taking into account to provide the long - term effect of RIA.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Оценка регулирующего воздействия; экономический анализ права; ОРВ в субъектах Российской Федерации; региональная система ОРВ; факторы развития региона; институциональные факторы; социально-экономическое развитие региона; региональная экономика; регуляторная среда; регуляторная политика. KEY WORDS

Regulatory impact assessment; economic analysis of law; RIA in the region of the Russian Federation; regional system of RIA; factors of regional development; institutional factor; regional socio-economic development; regional economy; regulatory environment; regulatory policy.

Введение

Постановка проблемы и обоснование необходимости проведения исследования. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой комплекс инструментов экономического анализа принимаемых регуляторных решений и поиска баланса интересов различных общественных групп. ОРВ — сложное многоаспектное понятие, затрагивающее экономические, юридические, нравственные, политические и иные стороны жизнедеятельности общества.

Отдельные аспекты взаимовлияния права и экономики затрагивались еще в трудах Томаса Гоббса [1] (взаимосвязь экономической и правовой систем), Давида Юма [2] (необходимость правовых ограничений для эффективного сотрудничества), Адама Смита [3] (право как необходимое условие общественного блага), Иеремии Бентама [4] (первые работы по анализу уголовного права), Торстейна Веблена [5], Джона Коммонса [6] (применение экономических подходов к изучению общественных явлений) и других экономистов.

Систематизацией полученных знаний, разработкой методологии анализа с экономической точки зрения нерыночных форм взаимодействия и формированием такой самостоятельной дисциплины, как экономический анализ права, начинает заниматься с 1940-х гг. Чикагская школа экономики (А. Дайректор, X. Манне, Г. Беккер [7], Р. Познер [8], Р. Коуз [9]), сохраняющая свои лидерские позиции и в современной эпохе. Профессор Чикагского университета и нобелевский лауреат Ричард Талер повернул экономическую мысль и взгляды многих экономистов и политиков в новом направлении поведенческой экономики, предлагающей учитывать человеческую психологию для мягкого управления, «подталкивания» общества [10].

ОРВ служит основой современного экономического направления «умное регулирование», направленного на поиск оптимального вмешательства государства в функционирование свободной экономической системы, построенного на базе экономического анализа права. К 2015 году ОРВ в той или иной форме было внедрено в практику более чем в 65 странах [11].

Согласно исследованиям С. Джейкобса на примере таких стран, как Соединенные Штаты Америки, Европейский союз,

Индия, Вьетнам и других, внедрение системы ОРВ дает экономический эффект для государства в размере от 10 до 20% внутреннего валового продукта [11].

российских ученых, как и автора данного исследования, волнует идея поиска внутренних скрытых резервов для социально-экономического развития территорий. Таким инструментом, по мнению автора, может стать ОРВ. Изучению эффектов от применения ОРВ посвящены труды А.Ю. Даван-кова [12], Г.Н. Пряхина [12], Ю.В. Шамкова [13], А.Г. Шеломен-цева [13], Д.Б. Цыганкова [14,15], М.С. Шклярук [15]. Указанные работы направлены на изучение влияния ОРВ на отдельные аспекты — развитие экономики, совершенствование государственного управления, повышение качества нормотворчества. В данной работе автор ставит цель более глубоко понять сущность ОРВ и обосновать и раскрыть роль ОРВ в качестве институционального фактора развития региона.

Методы исследования. Основным методологическим подходом данного исследования выступает региональный системный анализ.

результаты исследования

В данной статье институты трактуются на основании трудов нобелевского лауреата д. Норта, исследователя в области институциональной экономики, как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [16].

Рассматривая систему ОРВ как институциональный фактор социально-экономического развития территории, автор ставит перед собой задачу доказать, что система ОРВ субъекта РФ представляет собой общественный институт, то есть

устойчивую совокупность взаимосвязанных общественных групп, чья деятельность основана на определенных нормах и правилах и направлена на выполнение общественных функций и достижение социально-экономического развития общества в рамках конкретной территории.

Проведем доказательство утверждения по элементам:

• Система ОрВ — устойчивая совокупность взаимосвязанных общественных групп.

• Внутри системы ОрВ складываются нормы и правила.

• Система ОрВ направлена на выполнение общественных функций и социально-экономическое развитие региона.

1. Иерархия и взаимосвязь общественных групп, входящих в систему ОрВ, представлена на рисунке, на котором автор предлагает дополнить традиционный подход включения в систему органов власти и предпринимательского сообщества, такими акторами, как население, СМИ, научные и учебные организации.

Федерй; иш Я , ч|чаны

Ш1КГП1

Ор[1ШЫ h-l.lL ш

Рисунок. Структура связей системы ОрВ субъекта рФ Источник: составлено автором

Как видно из рисунка, региональные органы власти выступают центральным звеном в системе ОРВ, коммуницируя со всеми акторами системы и выступая каналом взаимодействия элементов системы друг с другом.

2. Автор, основываясь на исследованиях региональных систем ОРВ [17-22] и собственных наработках, систематизирует следующие принципы и правила осуществления указанных контактов:

— Прозрачность, т.е. акторы системы имеют равный свободный доступ к информации, генерируемой системой.

— Открытость, т.е. акторы системы стремятся к максимальному раскрытию и обмену имеющейся информацией с целью снижения трансакционных издержек при достижении системой конечной цели выбора оптимального варианта регулирования.

— Регламентированность и законность, т.е. процедурные вопросы взаимодействия акторов системы закреплены нормативно.

— Гарантированность обратной связи, т.е. каждый актор системы получает обоснованный ответ на свое обращение к иному актору системы.

— Предсказуемость, т.е. путем проведения ОРВ регулятор заранее раскрывает свои намерения и по итогам публичных консультаций берет на себя обязательства реализовывать согласованный вариант регуляторной политики, а в случае отклонения результатов от заявленной цели принимать корректирующие меры.

— Сбалансированность интересов и приоритет общественного блага, т.е. все акторы системы стремятся к поиску оптимального решения, ведущего к минимальным совокупным издержкам акторов системы, максимальной выгоде для

развития региона и социальному, общественно-значимому результату.

ОРВ выступает инструментом, позволяющим хозяйствующему блоку экономики видеть намерения регулятора и влиять на принимаемые решения, корректировать действующую политику. ОРВ дает равный доступ к регулятору с прозрачной и публичной отчетностью о результатах публичных консультаций. Таким образом ОРВ — это легальный инструмент представления интересов различных групп.

Отдельные исследователи воспринимают ОРВ как «легализацию лоббирования». Автор согласен с таким подходом, если исходить из формального определения лоббирования как «деятельности, направленной на информирование политиков

0 взглядах различных заинтересованных групп и агитацию их за подготовку соответствующих законов или голосование за эти законы» [23], предполагающего, что методы лоббирования весьма вариативны от простого направления информации до применения криминальных воздействий.

Вместе с тем в целом восприятие обществом термина «лоббирование» носит негативный характер и подразумевает применение в первую очередь кулуарных, незаконных инструментов с целью продвижения интересов отдельных групп хозяйствования в ущерб общественным интересам1.

3. Функции ОРВ в качестве общественного института в субъекте РФ:

— повышать уровень доверия и конструктивного взаимодействия органов власти с бизнесом и гражданами;

1 Наиболее типичными сферами для лоббирования интересов в ущерб общественному благу служат продажа алкогольной и табачной продукции, огнестрельного оружия. В отечественной практике в качестве примера можно привести проект федерального закона о такси, разработанного в 2015 году, но так и не принятого. Проектом предполагалось, что закон будет распространяться на все службы такси, в том числе и на диспетчерские (диспетчерские, операторские и иные службы заказа, агрегаторы), которые остаются вне регулирование в настоящее время.

— создавать «качественную» регуляторную среду с низкими административными издержками и барьерами, что, в свою очередь, способствует увеличению прибыльности предприятий;

— улучшать деловой и инвестиционный климат, что, в свою очередь, стимулирует предпринимательство и обеспечивает приток дополнительных инвестиций в экономику региона;

— комплексный учет стратегических задач при формировании регуляторной политики, обеспечивающий долгосрочное социально-экономическое развитие, рост валового регионального продукта.

Автор ставит на вершину пирамиды перечисленных функций долгосрочное социально-экономическое развитие региона, с одной стороны, как высшую и наиболее значимую роль системы ОРВ, с другой стороны, как результирующую функцию, к которой ведут любые другие задачи системы ОРВ.

Так, например, В.А. Мау утверждает, что «правовая демократия имеет положительную статистическую связь с темпами роста подушевого ВВП», как минимум можно говорить о наличии «очевидной и сильной связи» между ними [24, с. 75], а А. Пжеворский продемонстрировал, что на выборке из 100 стран за 40-летний период (1950-1990 гг.) при отсутствии преимуществ в темпах экономического роста демократии демонстрируют большую по сравнению с диктатурами устойчивость темпов этого роста [25].

Право быть участником формирования регуляторной политики способствует повышению имманентности регулирования для его адресатов, принятия ими норм как внутренней данности. Что, в свою очередь, повышает исполнимость закона, а значит, эффективность права, трактуемую в классической позитивистской юридической теории как

«способность правового предписания фактически достигать той социальной цели, которая выражена в соответствующем предписании» [26, с. 45]. Кроме того, С.Ю. Глазьев отмечает необходимость «нейтрализации этих, исходящих от людей, угроз [угроз цифровой экономики — прим. автора], которая должна происходить методами правового регулирования» [27].

Экономический анализ права воспринимает институты правовой системы как средство для обеспечения эффективной аллокации ресурсов [8, 9], и ОРВ как один из механизмов правовой системы также выполняет данную задачу.

ОРВ выступает инструментом анализа трансакционных издержек с целью последующего эффективного распределения прав собственности и ответственности.

Система норм, формирующих регуляторную политику в России, зародившаяся при переходе к рыночной экономике, неуклонно разрасталась и усложнялась, в ней появлялись противоречивые и устаревшие нормы на протяжении порядка 20 лет. Этот процесс соответствует закону возрастания энтропии, согласно которому изолированная система без вмешательства стремится к хаосу. Как ответ общества на данное явление начинается административная реформа, появляется институт ОРВ, который выступает инструментом саморегуляции системы актов, той внутренней силой, которая упорядочивает систему и заменяет дефектные элементы (нормы) на эффективные. достигая цели ОРВ — устранить избыточные административные расходы как бюджетов всех уровней, так и хозяйствующих субъектов, система ОРВ субъекта Российской Федерации увеличивает эффективность экономической деятельности в стране и регионах, обеспечи-

вает увеличение внутреннего валового и регионального продукта при прочих равных условиях.

Таким образом, описанное явление отвечает поддерживаемой автором концепции саморазвития региона, то есть его способности «в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и приоритетов, так и внутрирегиональных целевых установок системного характера» [28].

Выводы

В исследовании представлена ОРВ как институциональный фактор социально-экономического развития территории, а именно, показано что система ОРВ субъекта РФ представляет собой общественный институт, то есть устойчивую совокупность взаимосвязанных общественных групп, чья деятельность основана на определенных нормах и правилах и направлена на выполнение общественных функций и достижение социально-экономического развития общества в рамках конкретной территории. Доказательство проведено в рамках регионального системного анализа.

Во-первых, автором представлена система ОРВ как устойчивая совокупность общественных групп. Традиционный подход включения в систему органов власти и предпринимательского сообщества дополнен автором такими акторами, как население, СМИ, научные и учебные организации.

Во-вторых, в исследовании систематизированы сложившиеся внутри региональной системы ОРВ нормы и правила.

В-третьих, автором уточнены общественные функции ОРВ и обоснована ее роль в социально-экономическом развитии региона. Долгосрочный эффект применения ОРВ выражается в учете при формировании регуляторной политики современных вызовов и угроз, стратегических целей по переходу региона к новому технологическому укладу и цифровой экономике, обеспечению глобальной конкурентоспособности территории.

В заключение автор подчеркивает, что, с одной стороны, ОРВ выступает в качестве инструмента анализа развития региональных социально-экономических систем. С другой — в качестве институционального фактора развития таких систем. Указанная двойственность природы данного института определяет широту направлений его дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Hobbes T. Leviathan or The Matter, Forme and Power of a CommonWealth Ecclesiasticall and Civil (1651) . — London: A. Crooke, 1651. — 396 p.

2. Hume D. An Enquiry Concerning the Principles of Morals (1751). — London: A. Millar, 1751. — 253 p.

3. Smith A. Lectures on Justice, Police, Revenue and Arms (1766). — Oxford: Clarendon Press, 1896. — 293 p.

4. Jeremy Bentham, An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. — Oxford: Clarendon Press, 1823.

5. Veblen T. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. — New York: Macmillan, 1899.

6. Commons J.R., Andrews J.B. Principles of labor legislation. — New York: Harper, 1916. — 524 p.

7. Becker G.S. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy № 76 (2), 1968. - p. 169-217; Becker G.S. Discrimination, economic // International Encyclopedia of Social Sciences, Vol. 4, 1968. - New York: Macmillan. - p. 208-210.

8. Posner R.A. Economic Analysis of Law (1973). — New York: Wolters Kluwer for Aspen Publishers, 2007. — 787 p.

9. Coase R. Law and Economics at Chicago // Journal of Law and Economics. 1993. Vol. 36, № 1. P. 239-254.

10. Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth, and Happiness. — Yale University Press, 2008. — 293 p.

11. Jacobs S. The RIA revolution // The Hindu Business Line, November, 2015.

12. Пряхин Г.Н., Шумаков А.Ю., Костарева Л.В., Анохин Л.М., Даван-ков А.Ю., Косарева Г.А. Согласование социальных, экологических и экономических интересов — основа сбалансированного развития территориальный систем / глава в книге Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики. — Ч.: Челябинский государственный университет, 2016. — с. 198-223.

13. Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В., Шамков Ю.В. Оценка регулирующего воздействия как механизм защиты экономических интересов России в условиях ВТО // Бизнес, менеджмент и право, 2013, № 1. — С. 29-32.

14. Карпова П.Г., Цыганков Д.Б. Советы по оптимизации регулирования как неотъемлемым компонент «smart regulation» // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 3. — С. 5-34.

15. Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. регуляторная политика в россии: основные тенденции и архитектура будущего. — М.: Высшая школа экономики, 2018. — 192 с.

16. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction // World Development, 1989, vol. 17, № 9. - P. 1320.

17. Баркатунов В.Ф., Попов В.В. К вопросу об оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов и управленческих решений (на примере Курской области) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 2. С. 15-18.

18. Брюханова Н.В., Чирков М.О. Правовое регулирование и методические подходы к оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов субфедерального уровня: Монография. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. — 174 с.

19. Ворожбит О.Ю., Самсонова И.А., Корниенко К.А. Концептуальная модель внедрения института оценки регулирующего воздействия на региональном уровне // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 253.

20. Зензинов Г.А. Об оценке регулирующего воздействия в Костромской области // Вестник Костромского государственного университета. 2015. Т. 21. № 2. С. 189-194.

21. Крыжановская О.А. Совершенствование механизма оценки регулирующего воздействия в регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 1 (14). С. 20-28.

22. Тургель И.Д., Вейберт С.И. Институт оценки регулирующего воздействия в странах снг: комплексный анализ: монография / И.Д. Тургель, С.И. Вейберт. — Екатеринбург: Уральский институт управления, РАНХиГС, 2015. — 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Экономика. Толковый словарь / под общ. ред. Осадчая И.М. — М.: ИНФРА-М, 2000.

24. Мау В.А., Яновский К.Э., Жаворонков С.В., Маслов Д.Ю. Институциональные предпосылки современного экономического роста: монография. — М., Ин-т экономики переход. периода, 2007. — 133 с.

25. Przevorski A., Alvarez M.E, Cheibub J.A., Limongi F. Democracy and Development. Political Institutions and WellHBeing in the World 1950-2000. — Cambridge University Press, 2000.

26. Тихомиров Ю.А. Эффективность законодательства в экономической сфере. — 384 с.

27. Глазьев С.Ю. Великая цифровая экономика: вызовы и перспективы для экономики XXI века / статья на официальном сайте С.Ю. Глазьева [электронный ресурс]. — https://www.glazev.ru/ articles/6-ekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-ekonomika-vyzovy-i-perspektivy-dlja-ekonomiki-xxi-veka, дата обращения 18.09.2017.

28. Татаркин А.И. Саморазвивающиеся регионы: макроэкономические условия и механизмы функционирования // Экономика. Налоги. Право, 2008, № 3. — С. 143-144.

References

1. Hobbes T. Leviathan or The Matter, Forme and Power of a CommonWealth Ecclesiasticall and Civil (1651) . — London: A. Crooke, 1651. — 396 p.

2. Hume D. An Enquiry Concerning the Principles of Morals (1751). — London: A. Millar, 1751. — 253 p.

3. Smith A. Lectures on Justice, Police, Revenue and Arms (1766). — Oxford: Clarendon Press, 1896. — 293 p.

4. Jeremy Bentham, An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. — Oxford: Clarendon Press, 1823.

5. Veblen T. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions. — New York: Macmillan, 1899.

6. Commons J.R., Andrews J.B. Principles of labor legislation. — New York: Harper, 1916. — 524 p.

7. Becker G.S. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy № 76 (2), 1968. — p. 169-217;

Becker G.S. Discrimination, economic // International Encyclopedia of Social Sciences, Vol. 4, 1968. - New York: Macmillan. - p. 208-210

8. Posner R.A. Economic Analysis of Law (1973). — New York: Wolters Kluwer for Aspen Publishers, 2007. — 787 p.

9. Coase R. Law and Economics at Chicago // Journal of Law and Economics. 1993. Vol. 36, № 1. P. 239-254.

10. Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth, and Happiness. — Yale University Press, 2008. — 293 p.

11. Jacobs S. The RIA revolution // The Hindu Business Line, November, 2015.

12. Prjahin G.N., Shumakov A.Ju., Kostareva L.V., Anohin L.M., Davankov A.Ju., Kosareva G.A. Soglasovanie social'nyh, jekologicheskih i jekonomicheskih interesov — osnova sbalansirovannogo razvitija territorial'nyh sistem / glava v knige Upravlenie sbalansirovannym razvitiem territorial'nyh sistem: voprosy teorii i praktiki. — Ch.: Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet, 2016. — s. 198-223.

13. Shelomencev A.G., Doroshenko S.V., Shamkov Ju.V. Ocenka reguliru-jushhego vozdejstvija kak mehanizm zashhity jekonomicheskih interesov Rossii v uslovijah VTO // Biznes, menedzhment i pravo, 2013, № 1. — S. 29-32.

14. Karpova P.G., Cygankov D.B. Sovety po optimizacii regulirovanija kak neot#emlemyj komponent «smart regulation» // Voprosy gosudarst-vennogo i municipal'nogo upravlenija, 2012, № 3. — S. 5-34.

15. Golodnikova A.E., Efremov A.A., Sobol' D.V., Cygankov D.B., Shkljaruk M.S. Reguljatornaja politika v Rossii: osnovnye tendencii i arhitektura budushhego. — M.: Vysshaja shkola jekonomiki, 2018. — 192 s.

16. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction // World Development, 1989, vol.17, № 9. — P. 1320.

17. Barkatunov V.F., Popov V.V. K voprosu ob ocenke regulirujushhego vozdejstvija normativnyh pravovyh aktov i upravlencheskih reshenij (na primere Kurskoj oblasti) // Municipal'naja sluzhba: pravovye voprosy. 2013. № 2. S. 15-18.

18. Brjuhanova N.V., Chirkov M.O. Pravovoe regulirovanie i metodicheskie podhody k ocenke regulirujushhego vozdejstvija normativnyh pravovyh aktov subfederal'nogo urovnja: Monografija. — Barnaul: Altajskij gosudarstvennyj universitet, 2014. — 174 s.

19. Vorozhbit O.Ju., Samsonova I.A., Kornienko K.A. Konceptual'naja model' vnedrenija instituta ocenki regulirujushhego vozdejstvija na regional'nom urovne // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 5. S. 253.

20. Zenzinov G.A. Ob ocenke regulirujushhego vozdejstvija v Kostromskoj oblasti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. T. 21. № 2. S. 189-194.

21. Kryzhanovskaja O.A. Sovershenstvovanie mehanizma ocenki regulirujushhego vozdejstvija v regione // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika. Sociologija. Menedzhment. 2015. № 1 (14). S. 20-28.

22. Turgel' I.D., Vejbert S.I. Institut ocenki regulirujushhego vozdejstvija v stranah sng: kompleksnyj analiz: monografija / I.D. Turgel', S.I. Vejbert. — Ekaterinburg: Ural'skij institut upravlenija, RANHiGS, 2015. — 96 s.

23. Jekonomika. Tolkovyj slovar' / pod obshh. red. Osadchaja I.M. — M.: INFRA-M, 2000.

24. Mau V.A., Janovskij K.Je., Zhavoronkov S.V., Maslov D.Ju. Institucional'nye predposylki sovremennogo jekonomicheskogo rosta: monografija. — M., In-t jekonomiki perehod. perioda, 2007. — 133 s.

25. Przevorski A., Alvarez M.E, Cheibub J.A., Limongi F. Democracy and Development. Political Institutions and WellHBeing in the World 1950-2000. -Cambridge University Press, 2000.

26. Tihomirov Ju.A. Jeffektivnost' zakonodatel'stva v jekonomicheskoj sfere. — 384 s.

27. Glaz'ev S.Ju. Velikaja cifrovaja jekonomika: vyzovy i perspektivy dlja jekonomiki XXI veka / stat'ja na oficial'nom sajte S.Ju. Glaz'eva [jelek-

tronnyj resurs]. — https://www.glazev.ru/articles/6-ekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-ekonomika-vyzovy-i-perspektivy-dlja-ekonomiki-xxi-veka, data obrashhenija 18.09.2017. 28. Tatarkin A.I. Samorazvivajushhiesja regiony: makrojekonomicheskie uslovija i mehanizmy funkcionirovanija // Jekonomika. Nalogi. Pravo, 2008, № 3. — S. 143-144.

Контактная информация / Contact information

Уральский государственный экономический университет / Ural State University of Economics

620144, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62 / 620144, Ekaterinburg, st. 8 Marta, 62, Рахмеева Ирина Игоревна / Rakhmeeva Irina Igorevna, +7 (343) 221-27-76 fram_ur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.