Яковлева Е.А.1
ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ключевые слова: национальный проект, государственная программа, субъекты Российской Федерации.
Национальный проект представляет собой часть платформы социально-экономического и стратегического развития страны, которая направлена на конкретную сферу общественных отношений и предусматривает достижение конкретных целей в этой сфере. Значимость программно-целевых методов управления возрастает в связи с необходимостью выравнивания социально-экономического развития территорий, создания условий для повышения устойчивости региональной экономики. Структурная государственная политика посредством национальных проектов концентрируется на решении системных проблем инвестиционного и научно-технического характера.
На территории Воронежской области реализуется 11 национальных проектов по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда», «Экономический рост» (рис. 1).
Человеческий капитал
•Здравоохранение •Образование •Демография •Культура
Комфортная среда для жизни
•Жилье и городская среда •Экология •Безопасные и качественные автомобильные дороги
Экономический рост
•Цифровая экономика •Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы •Международная кооперация и экспорт •Произоводительность труда и поддержка занятости
Рисунок 1.
Национальные проекты, реализуемые в Воронежской области2
Участие субъектов Российской Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов (рис. 2), и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Как правило, в каждом субъекте Федерации действует несколько десятков региональных проектов, они включены в состав практически всех региональных государственных программ. Поэтому достаточно сложно управлять обеспечением координации действий по реализации проектов, входящих в состав одного национального проекта.
В соответствии с методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ) в их паспортах должны быть указаны его цели и целевые показатели, а также задачи проекта. По результатам анализа, можно сделать вывод о том, что в некоторых проектах цели и целевые показатели совпадают, например, в проектах «Культура» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Также следует отметить, что большая часть целей и целевых показателей имеют количественное содержание, что делает их более понятными для восприятия и оценки. Однако в проектах сформулированы цели, не указывающие на количественное значение, необходимое для ее достижения, например, «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». К каждому из указанных направлений в Воронежской области разработаны свои составляющие - региональные проекты. В 2019 г. на территории Воронежской области реализовывалось 48 региональных составляющих федеральных проектов 11 национальных проектов. В настоящее время на территории Воро-
1 Яковлева Елена Александровна - д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой и национальной экономики, Воронежский го-
тв
2
ргоеЫоу
сударственныи лесотехническии университет.
2 Портфель региональных проектов // Официальный портал органов власти. - https://www.govvrn.ru/portfel-regional-nyh-
нежской области не реализуется только один национальный проект - «Наука», поскольку он реализуется на базе федеральных научно-исследовательских институтов, которые в нашем регионе не представлены.
Национальный проект •Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204
Федеральный проект (в составе национального проекта) •Достижение целей, целевых показателей и выполнение задач национального проекта
Региональный проект •Достижение целей, показателей и результатов федерального проекта •Для реализации возможно заключение нефинансового соглашения с субъектом РФ
Рисунок 2.
Структура реализации национальных проектов1
Следует отметить, что документы стратегического планирования должны быть увязаны по срокам, этапам и показателям реализации. Региональные проекты, реализуемые в рамках нацпроекта, также отражены в государственных программах Воронежской области. На рис. 3 показана взаимосвязь между нацпроектом «Образование» и государственной программой Воронежской области «Развитие образования».
Рисунок 3.
Отражение региональных проектов в мероприятиях государственной программы2
1 О подготовке региональных проектов // Проектная деятельность. Кировская область. - https://project.csr43.ru/training/
2 Отчет № 1.22-2019 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации на территории Воронежской области региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов» / Контрольно-счетная палата Воронежской области. - https://ksp-vrn.ru/upload/iblock/7d9/28_Otchet-1.22-Natsproekty_305_315.pdf; Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитиеобразования»: постановление Правительства Воронежской области от 17 декабря 2013 г. №1102 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - http://docs.cntd.ru/document/ 424073653
Анализ паспортов региональных проектов на предмет их соответствия приоритетам, целям и задачам государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области, определенных в документах стратегического планирования региона, показал, что 7 региональных проектов не отражены в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Воронежской области, в том числе:
- РП «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в ГП ВО «Содействие занятости населения»;
- РП «Информационная инфраструктура» в ГП ВО «Информационное общество»;
- РП «Информационная безопасность» в ГП ВО «Информационное общество»;
- РП «Цифровые технологии» в ГП ВО «Информационное общество»;
- РП «Цифровое государственное управление» в ГП ВО «Информационное общество»;
- РП «Кадры для цифровой экономики» в ГП ВО «Информационное общество».
В утвержденных проектах и Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года наблюдается несоответствие некоторых показателей1. Например, в рамках регионального проекта «Промышленный экспорт» одним из показателей является достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции к концу 2019 года в размере 1,041 млрд. долларов США, к 2024 году - 2,006 млрд. долларов США. Однако в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года объем экспорта промышленной продукции к концу 2019 года - 0,8992 млрд. долларов США, к 2024 году - 1,0886. млрд. долларов США.
Как показал анализ паспорта региональных проектов, имеются следующие недостатки формирования паспортов проектов и отчетов об их реализации:
- в некоторых паспортах региональных проектов встречаются некорректные формулировки результатов и их характеристик;
- установлено наличие расхождения сведений в разных документах о реализации региональных проектов;
- отсутствует методика расчета показателей по региональному проекту «Чистая вода».
В табл. 1 представлено финансовое обеспечение 8 региональных проектов в 2019 году. Как видим, реализация проектов в 2020 г. составляет 82% от изначально запланированного. Наиболее высокое исполнение - 91,3% наблюдается в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а наименьшее - 56,2% по проекту «Экология».
Таблица 1
Финансовое обеспечение национальных проектов в 2019 году2
Наименование регионального проекта План на год, млн. руб. Исполнено, млн. руб. Исполнение плана (%)
Демография 5016,70 4093,70 81,6
Здравоохранение 1 868,80 1493,60 79,9
Образование 1473,80 1301,80 88,3
Жилье и городская среда 3883,60 2878,60 74,1
Экология 177 99,5 56,2
Безопасные и качественные автомобильные дороги 4931,90 4253,20 86,2
Производительность труда и поддержка занятости 0 0 0
Цифровая экономика 0 0 0
Культура 135,9 112 82,4
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 414,1 378,1 91,3
Международная кооперация и экспорт 0 0 0
ВСЕГО 17 901,80 14 610,50 82
Наиболее затратным является проект «Демография». На его реализацию предусмотрено 5016,70 млн. рублей или 28% от общих запланированных расходов. На второй позиции находится проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализация которого требует 4931,90 млн. рублей или 27,5% от всех расходов. На исполнение 3 региональных проектов денежные средства в 2019 году не были предусмотрены, а именно «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт».
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом реализация национальных проектов на территории Воронежской области находится на высоком уровне - 82%. Анализ процесса разработки и реализации программно-целевого метода в Воронежской области, показывает, что необходима его корректировка не только на региональном, но и на федеральном и муниципальном уровнях.
Меры по совершенствованию программно-целевого планирования необходимо применить на всех 3 этапах его применения: разработки, реализации и оценки реализации. Разработка государственной программы должна осуществляться в рамках бюджетных возможностей региона, а не определять финансовые ресурсы под цели, что приводит к корректировке плановых показателей в конце отчетного периода, и соответственно теряется весь смысл данного ме-
1 Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года / Департамент экономического развития Воронежской области. - https://econom.govvrn.ru/its/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
2 Отчет № 1.22-2019 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации на территории Воронежской области региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов» / Контрольно-счетная палата Воронежской области. - https://ksp-vrn.ru/upload/iblock/7d9/28_Otchet-1.22-Natsproekty_305_315.pdf
тода. Важным моментом является увязка государственных программ с другими документами планирования на всех уровнях, а также создание единой информационной системы планирования, включающей всех участников процесса. При модернизации данного метода на региональном уровне необходимо учитывать опыт других субъектов Российской Федерации, также необходимо обратиться и к опыту зарубежных стран, где программно-целевое планирование является наиболее эффективным инструментом бюджетирования. Мониторинг программы в момент ее реализации позволит контролирующим органам своевременно среагировать на допущенные ошибки и появившиеся проблемы и исправить их для наиболее эффективной реализации программы. Создание унифицированной для всех регионов системы оценки результатов реализации программ, позволит наиболее достоверно отражать развитие региона и страны в целом.
Анализ паспортов региональных проектов на предмет их соответствия приоритетам, целям и задачам государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области, определенным в документах стратегического планирования региона, показал, что 7 региональных проектов не отражены в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Воронежской области. В утвержденных проектах и Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года наблюдается несоответствие показателей.
Также следует обратить внимание на то, что денежные средства в 2019 году были предоставлены на реализацию лишь 8 региональных проектов из 11. Наиболее дорогостоящими проектами являются «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В результате анализа утвержденных в Воронежской области документов стратегического планирования, можно сделать вывод о том, что один из ключевых принципов программно-целевого управления - взаимоувязка документов стратегического планирования соблюдается не в полной мере.