Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
332
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный проект / государственная программа / субъекты Российской Федерации
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Яковлева Е.А.1

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: национальный проект, государственная программа, субъекты Российской Федерации.

Национальный проект представляет собой часть платформы социально-экономического и стратегического развития страны, которая направлена на конкретную сферу общественных отношений и предусматривает достижение конкретных целей в этой сфере. Значимость программно-целевых методов управления возрастает в связи с необходимостью выравнивания социально-экономического развития территорий, создания условий для повышения устойчивости региональной экономики. Структурная государственная политика посредством национальных проектов концентрируется на решении системных проблем инвестиционного и научно-технического характера.

На территории Воронежской области реализуется 11 национальных проектов по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная для жизни среда», «Экономический рост» (рис. 1).

Человеческий капитал

•Здравоохранение •Образование •Демография •Культура

Комфортная среда для жизни

•Жилье и городская среда •Экология •Безопасные и качественные автомобильные дороги

Экономический рост

•Цифровая экономика •Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы •Международная кооперация и экспорт •Произоводительность труда и поддержка занятости

Рисунок 1.

Национальные проекты, реализуемые в Воронежской области2

Участие субъектов Российской Федерации в реализации национальных проектов осуществляется через формат региональных проектов (рис. 2), и, следовательно, их структура должна соответствовать структуре одноименных федеральных проектов. Как правило, в каждом субъекте Федерации действует несколько десятков региональных проектов, они включены в состав практически всех региональных государственных программ. Поэтому достаточно сложно управлять обеспечением координации действий по реализации проектов, входящих в состав одного национального проекта.

В соответствии с методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ) в их паспортах должны быть указаны его цели и целевые показатели, а также задачи проекта. По результатам анализа, можно сделать вывод о том, что в некоторых проектах цели и целевые показатели совпадают, например, в проектах «Культура» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Также следует отметить, что большая часть целей и целевых показателей имеют количественное содержание, что делает их более понятными для восприятия и оценки. Однако в проектах сформулированы цели, не указывающие на количественное значение, необходимое для ее достижения, например, «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». К каждому из указанных направлений в Воронежской области разработаны свои составляющие - региональные проекты. В 2019 г. на территории Воронежской области реализовывалось 48 региональных составляющих федеральных проектов 11 национальных проектов. В настоящее время на территории Воро-

1 Яковлева Елена Александровна - д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой и национальной экономики, Воронежский го-

тв

2

ргоеЫоу

сударственныи лесотехническии университет.

2 Портфель региональных проектов // Официальный портал органов власти. - https://www.govvrn.ru/portfel-regional-nyh-

нежской области не реализуется только один национальный проект - «Наука», поскольку он реализуется на базе федеральных научно-исследовательских институтов, которые в нашем регионе не представлены.

Национальный проект •Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204

Федеральный проект (в составе национального проекта) •Достижение целей, целевых показателей и выполнение задач национального проекта

Региональный проект •Достижение целей, показателей и результатов федерального проекта •Для реализации возможно заключение нефинансового соглашения с субъектом РФ

Рисунок 2.

Структура реализации национальных проектов1

Следует отметить, что документы стратегического планирования должны быть увязаны по срокам, этапам и показателям реализации. Региональные проекты, реализуемые в рамках нацпроекта, также отражены в государственных программах Воронежской области. На рис. 3 показана взаимосвязь между нацпроектом «Образование» и государственной программой Воронежской области «Развитие образования».

Рисунок 3.

Отражение региональных проектов в мероприятиях государственной программы2

1 О подготовке региональных проектов // Проектная деятельность. Кировская область. - https://project.csr43.ru/training/

2 Отчет № 1.22-2019 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации на территории Воронежской области региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов» / Контрольно-счетная палата Воронежской области. - https://ksp-vrn.ru/upload/iblock/7d9/28_Otchet-1.22-Natsproekty_305_315.pdf; Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитиеобразования»: постановление Правительства Воронежской области от 17 декабря 2013 г. №1102 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - http://docs.cntd.ru/document/ 424073653

Анализ паспортов региональных проектов на предмет их соответствия приоритетам, целям и задачам государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области, определенных в документах стратегического планирования региона, показал, что 7 региональных проектов не отражены в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Воронежской области, в том числе:

- РП «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в ГП ВО «Содействие занятости населения»;

- РП «Информационная инфраструктура» в ГП ВО «Информационное общество»;

- РП «Информационная безопасность» в ГП ВО «Информационное общество»;

- РП «Цифровые технологии» в ГП ВО «Информационное общество»;

- РП «Цифровое государственное управление» в ГП ВО «Информационное общество»;

- РП «Кадры для цифровой экономики» в ГП ВО «Информационное общество».

В утвержденных проектах и Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года наблюдается несоответствие некоторых показателей1. Например, в рамках регионального проекта «Промышленный экспорт» одним из показателей является достижение объема экспорта конкурентоспособной промышленной продукции к концу 2019 года в размере 1,041 млрд. долларов США, к 2024 году - 2,006 млрд. долларов США. Однако в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года объем экспорта промышленной продукции к концу 2019 года - 0,8992 млрд. долларов США, к 2024 году - 1,0886. млрд. долларов США.

Как показал анализ паспорта региональных проектов, имеются следующие недостатки формирования паспортов проектов и отчетов об их реализации:

- в некоторых паспортах региональных проектов встречаются некорректные формулировки результатов и их характеристик;

- установлено наличие расхождения сведений в разных документах о реализации региональных проектов;

- отсутствует методика расчета показателей по региональному проекту «Чистая вода».

В табл. 1 представлено финансовое обеспечение 8 региональных проектов в 2019 году. Как видим, реализация проектов в 2020 г. составляет 82% от изначально запланированного. Наиболее высокое исполнение - 91,3% наблюдается в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а наименьшее - 56,2% по проекту «Экология».

Таблица 1

Финансовое обеспечение национальных проектов в 2019 году2

Наименование регионального проекта План на год, млн. руб. Исполнено, млн. руб. Исполнение плана (%)

Демография 5016,70 4093,70 81,6

Здравоохранение 1 868,80 1493,60 79,9

Образование 1473,80 1301,80 88,3

Жилье и городская среда 3883,60 2878,60 74,1

Экология 177 99,5 56,2

Безопасные и качественные автомобильные дороги 4931,90 4253,20 86,2

Производительность труда и поддержка занятости 0 0 0

Цифровая экономика 0 0 0

Культура 135,9 112 82,4

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 414,1 378,1 91,3

Международная кооперация и экспорт 0 0 0

ВСЕГО 17 901,80 14 610,50 82

Наиболее затратным является проект «Демография». На его реализацию предусмотрено 5016,70 млн. рублей или 28% от общих запланированных расходов. На второй позиции находится проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализация которого требует 4931,90 млн. рублей или 27,5% от всех расходов. На исполнение 3 региональных проектов денежные средства в 2019 году не были предусмотрены, а именно «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт».

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом реализация национальных проектов на территории Воронежской области находится на высоком уровне - 82%. Анализ процесса разработки и реализации программно-целевого метода в Воронежской области, показывает, что необходима его корректировка не только на региональном, но и на федеральном и муниципальном уровнях.

Меры по совершенствованию программно-целевого планирования необходимо применить на всех 3 этапах его применения: разработки, реализации и оценки реализации. Разработка государственной программы должна осуществляться в рамках бюджетных возможностей региона, а не определять финансовые ресурсы под цели, что приводит к корректировке плановых показателей в конце отчетного периода, и соответственно теряется весь смысл данного ме-

1 Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года / Департамент экономического развития Воронежской области. - https://econom.govvrn.ru/its/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya

2 Отчет № 1.22-2019 о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации на территории Воронежской области региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов» / Контрольно-счетная палата Воронежской области. - https://ksp-vrn.ru/upload/iblock/7d9/28_Otchet-1.22-Natsproekty_305_315.pdf

тода. Важным моментом является увязка государственных программ с другими документами планирования на всех уровнях, а также создание единой информационной системы планирования, включающей всех участников процесса. При модернизации данного метода на региональном уровне необходимо учитывать опыт других субъектов Российской Федерации, также необходимо обратиться и к опыту зарубежных стран, где программно-целевое планирование является наиболее эффективным инструментом бюджетирования. Мониторинг программы в момент ее реализации позволит контролирующим органам своевременно среагировать на допущенные ошибки и появившиеся проблемы и исправить их для наиболее эффективной реализации программы. Создание унифицированной для всех регионов системы оценки результатов реализации программ, позволит наиболее достоверно отражать развитие региона и страны в целом.

Анализ паспортов региональных проектов на предмет их соответствия приоритетам, целям и задачам государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области, определенным в документах стратегического планирования региона, показал, что 7 региональных проектов не отражены в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Воронежской области. В утвержденных проектах и Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года наблюдается несоответствие показателей.

Также следует обратить внимание на то, что денежные средства в 2019 году были предоставлены на реализацию лишь 8 региональных проектов из 11. Наиболее дорогостоящими проектами являются «Демография» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В результате анализа утвержденных в Воронежской области документов стратегического планирования, можно сделать вывод о том, что один из ключевых принципов программно-целевого управления - взаимоувязка документов стратегического планирования соблюдается не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.