Научная статья на тему 'Оценка реализации федеральной адресной инвестиционной программы в Республике Мордовия'

Оценка реализации федеральной адресной инвестиционной программы в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терёшкина Алёна Владимировна

В статье рассмотрены результаты реализации федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП), а также осуществлен анализ деятельности ФАИП в Республике Мордовия. Отмечено, что одной из проблем реализации ФАИП является проблема бюджетного финансирования и управления финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации федеральной адресной инвестиционной программы в Республике Мордовия»



SCIENCE TIME

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Терёшкина Алёна Владимировна, Московский Государственный Университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

E-mail: alena011@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены результаты реализации федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП), а также осуществлен анализ деятельности ФАИП в Республике Мордовия. Отмечено, что одной из проблем реализации ФАИП является проблема бюджетного финансирования и управления финансами.

Ключевые слова: федеральная адресная инвестиционная программа, программно-целевое планирование, федеральная целевая программа.

Развитие общества в целом и отдельных субъектов хозяйствования базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и, соответственно, национального дохода. Решение этих задач требует осуществления инвестиций как со стороны субъектов хозяйствования, так и государства.

Целевые программы как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций - один из эффективных инструментов реализации государственной инвестиционной политики.

Обеспечение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности и перевод ее на путь инновационного развития вызывает необходимость вложения значительных инвестиционных ресурсов. В большинстве стран правительства и предпринимательские структуры стремятся повысить конкурентоспособность за счет вложения инвестиций в инновационный сектор, развития научных исследований и ускорения внедрения их результатов. В инновационную сферу вкладываются огромные денежные средства, привлекаются значительные людские ресурсы.

В настоящее время государство декларирует политику оказания большей финансовой помощи отстающим регионам, которая осуществляется через

федеральные целевые программы и федеральные адресные целевые программы. Но анализ федеральных адресных целевых программ показывает, что существует большая разница между тем, что декларирует федеральный центр, и действительным положением (рис/1). Если бы строго соблюдался принцип, чем ниже ВРП, тем больше федеральные инвестиции в экономику региона, то диаграмма имела бы совершенно другой вид [4].

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются в настоящее время основным и, по существу, единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

- направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

- системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

- высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

- возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики [3].

РМ Чувашия Ставропольский кр. Брянская обл.

Марий-Эл Чукотский АО Тюменская обл. Сахалинская обл. Ханты-Мансийский АО Ненецкий АО

О 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 □ ФАЙЛ "ВРП

Рис. 1 Средние запланированные инвестиции по регионам (ФАИП) и ВРП на

душу населения в 2013 году, тыс. руб.

В 1990-х годах при начале разработки ФАИП в финансировании делался упор на средства региональных бюджетов и внебюджетных фондов. На

153 р 5811,1 785,0 7,2 7,0

151 ' ~ 244 1 ш>ъ СД 236

■ Ш 3.4М 85,1

1^71

SCIENCE TIME

сегодняшний момент, ФАИП на 90-95 % финансируется из федерального бюджета. Несмотря на позитивные изменения в порядке формирования ФАИП, не устранен такой недостаток, как «распыление» капитальных вложений. Не всегда выделяемые бюджетные ассигнования соответствуют объему средств, необходимому для завершения строительства в нормативные сроки объектов, финансируемых по программе внешних заимствований

Направления использования ФАИП в настоящее время указаны в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в которую вносятся изменения и поправки на протяжении всего 2014 года [1].

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственных комплексов. В то же время уровень финансирования социального комплекса значительно ниже среднего (рис.2).

Рис. 2 Распределение объектов ФАИП по отраслевым комплексам

В самом производственном комплексе максимальное количество средств выделено на дорожное хозяйство (!), морской транспорт и воздушный транспорт, а минимальное - на геологию. Приоритетом в социальном комплексе являются здравоохранение (!), центральные организации и жилищное строительство, а аутсайдером - наука.

Также значительно изменилась сумма финансирования, начиная с 2012 года, когда был зафиксирован максимум, наблюдается снижение (рис.3).

Рост объемов финансирования в 2012 году связан с появлением нескольких новых программ, в частности, по развитию водного хозяйства и модернизированная ФЦП по развитию системы ГЛОНАСС до 2020 года.

SCIENCE TIME

Рис. 3 Динамика бюджетного финансирования ФАИП, руб. [1]

Если затрагивать количество федеральных целевых программ, исполняемых в ФАИП, то их количество очень динамично (рис.4). Наибольшее количество было в 2012 году, наименьшее ожидается в 2016 г.

Рис. 4 Динамика количества ФЦП [1]

Если говорить о субъектах Российской Федерации с наибольшим финансированием в рамках ФАИП, то самыми финансируемыми в 2014 году являются: Москва, Московская обл., Амурская обл., Санкт-Петербург, Мурманская обл., Ленинградская обл., Краснодарский край, Республика Саха, Калининградская обл. 25% финансирования приходится на ЦФО - это максимум, 3 % на УФО - это минимум.

SCIENCE TIME

В 2014 году из общего объема финансирования ФАИП на ПФО приходится лишь 8,3 % средств (4 место). Если рассматривать финансирование субъектов ПФО, то можно заметить, что Мордовия находится на 10 месте (рис.5).

Рис. 5 Субъекты ПФО с наибольшим финансированием в рамках ФАИП

Привлечение бюджетных инвестиций для Мордовии - задача номер один. Сейчас налажено конструктивное взаимодействие Правительства РМ с профильными министерствами и ведомствами - государственными заказчиками программ, включаемых в ФАИП. Благодаря активному участию в них республика получила значительные средства на реализацию ряда социально значимых проектов. Крупные инвестиции вкладываются в развитие АПК, в модернизацию здравоохранения, образования, в строительство жилья, создание транспортной инфраструктуры.

В Республике в 2014 году действовали такие ФЦП, как:

- «Развитие образования на 2011 - 2015 годы»;

- «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»;

- «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»;

- «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)» ^д^^рамма «Гражданская авиация»;

- Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» Шдпрограмма «Автомобильные дороги»;

- «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы».

SCIENCE TIME

Также предусмотрена непрограммная часть в отраслях «культура», «центральные организации» и «связь» [1].

Рис. 6 Динамика финансирования Мордовии в рамках ФАИП [1]

Динамика размера выделяемых в рамках ФАИП денежных средств размашиста (рисунок 6). Максимум был зафиксирован в 2012 году (когда было 9 ФЦП), сумма это года же в 5 раз меньше. Также увеличения объема финансирования в 2012 году связано с выбором Саранска в качестве города-участника Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Таким образом, можно выделить следующие недостатки в реализации ФАИП:

- неравномерное распределение средств между нуждающимися регионами;

- низкое финансирование социального комплекса;

- неравномерное использование в течение года выделенных средств, связанное с поздним заключением договоров и предъявлением к оплате актов выполненных работ;

- высокая доля (30 %) не программной части;

- постепенное снижение объема финансирования.

Устранение выше перечисленных недостатков возникающих при

формировании и реализации федеральной адресной государственной программы обеспечит повышение эффективности её реализации.

Литература:

1. Департамент федеральных целевых программ и капитальных вложений: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://faip.economy.gov.ru/cgi/ uis/faip.cgi/G1/title/2014 (дата обращения : 20.03.2015).

SCIENCE TIME

2. Министерство экономического развития : официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/indexdocs (дата обращения : 20.03.2015).

3. Мукин С. В. Оценка результативности реализации федеральных адресных инвестиционных программ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2 (82). С. 27-31.

4. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения : 20.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.