Science for Education Today
2022. Том 12. № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 101+316.3/.4+378+371 DOI: 10.15293/2658-6762.2204.05
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий
Ю. В. Пушкарёв1, Е. А. Пушкарёва1 1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования когнитивных оснований интеллектуального потенциала личности, ее способности к рефлексии и самоанализу. Цель исследования - определить и оценить особенности развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
Методология. Методологию исследования составляют содержательный анализ и обобщение научно-исследовательских работ по проблемам когнитивного развития личности, оценке такого развития в дистанционной образовательной среде, специфике проявления рефлексивных познавательных процессов. Философия образования как методологическая основа исследования предполагает выявление, оценку и обобщение основных особенностей развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
Результаты. Авторами рассматривается рефлексия в системе образования, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения, с другой - как принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание личностью себя. Представлено основное содержание рефлексивного умения личности как способности мышления к критическому самоанализу: развитые способности человека распознавать и решать сложные мыслительные задачи; развитое воображение; склонность к самоанализу, критичности мышления. Выявлены ключевые проблемы развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий (снижение качества усвоения и понимания информации и знания; сложности в удержании внимания и осуществлении рефлексии в целом; проблемы в формировании и осуществлении самоорганизации личности, развитии ее навыков самоконтроля, развитие неуверенности в положительном результате познавательной деятельности и в собственных возможностях). Отмечается, что диссонанс в развитии рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий формирует сдержанное отношение к использованию онлайн-форм обучения.
Заключение. Авторами обобщаются выявленные особенности развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: когнитивное развитие личности; интеллектуальный потенциал личности; способности к рефлексии; рефлексивные умения личности; дистанционное образование.
Библиографическая ссылка: Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 92-118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05
И Автор для корреспонденции: Е. А. Пушкарёва, pushkarev73(a}mail.ru © Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва, 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 4
Постановка проблемы
Дистанционная форма обучения наиболее активно внедрялась в образовательный процесс всех уровней в период пандемии COVID-19 как единственно возможная форма организации учебно-научного образовательного процесса. Результаты ее внедрения, активно исследуемые [1] и моделируемые [2] научным сообществом в настоящее время, неоднозначны.
С одной стороны, говорится о том, что доля применения дистанционных технологий должна и будет неуклонно возрастать [3-5]. С необходимостью исследуются проблемы и перспективы дистанционной формы обучения [6], а также выявляются особенности влияния дистанционных технологий обучения на студентов (школьников) [7] с целью определения эффективности [8; 9] и комфортности [10] образовательного процесса. В исследованиях российских авторов этой связи указывается на такой ориентир модернизации в сфере образования, которым является необходимость создания условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды1, обеспечивающей формирование ценности саморазвития и самообразования у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры [11, с. 97].
С другой стороны, исследуется и выявляется множество факторов, негативно влияющих [12; 13] на результативность учебно-научного процесса студентов вузов в условиях дистанционной формы обучения [14], анализируются и обобщаются [15] возможности повышения академических результатов [16; 17] в условиях дистанционного обучения. С этой же
ISSN 2658-6762
целью указывается на необходимость выявления конкретных способов организации он-лайн-обучения [18; 19], которые активно способствовали бы развитию когнитивных [2022] и психологических [23-25] навыков обучаемых [26; 27].
Кроме того, в настоящее время в практике образования наблюдается активный переход на очные формы образовательного процесса, отказ от дистанционного формата или сохранение его как дополнительной, сопровождающей основной процесс формы (так называемое смешанное обучение с использованием онлайн-технологий).
При этом исследователями отмечается необходимость придерживаться гибкого синтеза в развитии инновационных и традиционных педагогических технологий, способов: «Возвращение к прошлому в перспективе будущей оценки развития событий - это регресс, в то время как адаптация, совершенствование, переход в цифровое пространство и интерактивность, в чистом или смешанном виде, есть основной тренд будущего развития образования» [28, с. 111].
С чем связаны такие противоположные подходы? Определим и обобщим исследовательские данные с точки зрения развития когнитивных особенностей личности.
Цель исследования - определить и оценить особенности развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий.
http://sciforedu.ru
1 Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu.gov.ru/national-pro-ject/projects/cos/
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
93
2022. Том 12. № 4
Методология исследования
Методологической основой исследования выступает философия образования2. Основные положения философии образования раскрывают философские и теоретические основания развития системы образования, что создает фундаментальную (онтологическую, гносеологическую, аксиологическую) основу для изучения когнитивных аспектов развития личности в процессе дистанционного образования.
Ранее нами было определено основное понимание, которое вкладывают современные исследователи в понятия «рефлексия» и «рефлексивные умения личности» [29] в контексте проблем развития интеллектуального потенциала личности [30]. В рамках данного исследования будем рассматривать понятие «рефлексия» в широком смысле как способность человеческого мышления к критическому самоанализу [29].
В системе образования рефлексия определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения [31; 32] и рассматривается как метакогнитивный навык наиболее высокого уровня [33; 34]. В данном контексте рефлексия понимается как форма познавательной деятельности, осуществляемая в теоретическом и практическом познании, как принцип человеческого мышления, направляющий это мышление на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок [35]. Рефлексия становится умением отказы-
ISSN 2658-6762
ваться ради истины от своей субъективности, приручая к постоянному пересмотру и совершенствованию понятий (Б. М. Бим-Бад)3.
Внутренняя сторона индивидуализации личностного развития реализуется посредством формирования у обучающегося рефлексивных умений, которые являются механизмом и условием его развития [36, с. 11].
В содержание рефлексивных умений личности вкладывают: степень развития способности человека распознавать и решать сложные мыслительные задачи, степень развития воображения; склонность к самоанализу, критичности мышления [37].
Рефлексивные умения личности являются механизмом и условием ее развития на фоне возрастания значимости теоретической рефлексии над наукой [29] и интеграции философского и методологического уровней этих рефлексивных процессов с прогрессом самой науки [38, с. 210].
Кроме того, в рамках данного исследования интерес представляет так называемая теория дистанционного обучения, разработка которой ведется в настоящее время в связи с повсеместным применением дистанционного формата обучения, как указывается исследователями [2], в контексте развития информационно-коммуникационных технологий [39; 40], с одной стороны, и науки об обучении - с другой. По мнению исследователей [2; 41], это
http://sciforedu.ru
2 Наливайко Н. В. Философия образования. Некоторые проблемы формирования концепции. - Новосибирск, 2000. - 140 с.;
Паршиков В. И. Философские основания современного образования: монография. - Новосибирск: ГЦРО, 2001. - 264 с.;
Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 276 с.;
© 2011-2022 Science for Education Today
Пушкарева Е. А., Наливайко Н. В. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. - 2010. - № 1. -С. 24-29.
3 Бим-Бад Б. М. Философия как основа и главное содержание образования // Поиск. - 2007. - апрель. -С. 2-5.
2022. Том 12. № 4
новая междисциплинарная область, изучающая процесс обучения с целью построения эффективной среды обучения.
В контексте нашего исследования дистанционное обучение рассматривается с позиции тех изменений в рефлексивной интеллектуальной деятельности, познании и в общении, которые им опосредованы.
Результаты исследования
Оценку развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий осуществим в следующих основных аспектах, с позиции решения таких основных проблем, как:
- проблемы неприсвоенности (неусвоения) учебно-научного знания;
- проблемы формирования и осуществления самоорганизации личности (развития навыков самоконтроля);
- проблемы формирования ситуации успешности развития (мотивации к саморазвитию, развития эмоционального интеллекта, эмпатии).
1. Проблема неприсвоенности (неусвоения) учебно-научного знания
Исследователями [36] отмечается, что применение рефлексивных методик, учитывающих актуальные образовательные потребности обучающихся, их субъективный опыт в учебном процессе, позволяет приобщить обучающихся к открытому мышлению [36, с. 11], т. е. мышлению, способствующему в итоге пониманию информации и усвоению знания.
В условиях развития цифровой образовательной среды на первом месте из всех рефлексивных умений личности оказывается именноумение понимать. Данное содержание было положено в основу понятия «цифровая
ISSN 2658-6762
грамотность» [42] не только как умения использовать информацию [43; 44], но и, прежде всего, как умения понимать ее [45; 46].
Отметим при этом [29], что понять текст (смысл, информацию) обучающийся сможет лишь в том случае, если сумеет выделить в способе его организации основные элементы и определить их отношения.
По данным исследований допандемиче-ского периода [47], дистанционное обучение не обеспечивает студента высоким уровнем знаний, поскольку на этапе восприятия информации при доминировании информационных образовательных технологий присутствует эффект когнитивного искажения [47].
Пандемия коронавируса не только стала катализатором многих процессов цифровиза-ции всех сфер жизнедеятельности общества [28], но и убедила в необходимости формирования цифровой грамотности различных социальных групп населения [48]. С этой позиции в настоящее время активно проводятся исследования специфики осуществления процессов понимания [49; 50] при условии активного влияния на них коммуникационных и информационных детерминант [51], обусловливающих, с одной стороны, увеличение объемов знания, однако с другой - снижающих качество его рефлексии, качество его усвоения [52].
Если в период до пандемии исследователями отмечалось, что убыстрение информационных потоков приводит к тому, что на традиционный анализ данных не хватает времени и сами данные быстро устаревают [29]. Однако во время пандемии многие университеты признали анализ данных важнейшим средством реагирования на кризис (during the pandemic, many universities recognized data analytics as a critical asset to their response to the crisis) [53]. Поэтому анализ данных приобретает все
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
95
2022. Том 12. № 4
большее значение для операционной деятельности (Data analytics is increasingly important to the operations) [53].
В этой связи указывается, что «университеты должны оградить своих студентов от тотальной риторики науки и научить свои сообщества критически оценивать науку» (П. Гиббс [54]). Пандемия дает шанс превратить университеты не в место сбора «интеллектуальных техников», а в место, где будут собираться «люди мысли, обученные мыслить по существу, целостно, трансдисциплинарно» [Цит. по: 28].
Исследователями приводятся также примеры положительного опыта применения дистанционных образовательных технологий. Так, метод смешанного обучения, интегрированный в авторскую модель онлайн-обучения студентов эмбриологии [55], способствует повышению их академической успеваемости в сравнении с традиционной моделью обучения [обзор по: 2].
Однако приводятся примеры и негативного опыта применения дистанционных образовательных технологий. Как указывают авторы [2], в процессе исследования 41 человек (22 %) отметил ухудшение уровня усвоения учебного материала (максимально 5 баллов), а 24,1 % респондентов оценили этот фактор в 1 балл по 5-балльной шкале. В итоге 40,8 % полагают, что уровень усвоения учебного материала при дистанционной форме обучения ухудшается.
В процессе обучения школьников навыкам soft skills в условиях цифровой образовательной среды авторы исследования [56] также отметили общий низкий уровень рефлексии. Преодолеть данные трудности, а также трудности, связанные с индивидуально-типологическими особенностями личности стало возможным, по данным исследования авторов
ISSN 2658-6762
[56], при использовании дифференцированного подхода по развитию soft skills у обучающихся.
Чаще всего в исследованиях отмечается [16], что именно при непосредственном контакте студенты лучше понимают преподавателя. «Возможность быстрее выполнить задачу - это важный аргумент, но быстро справляются с задачей только хорошо успевающие студенты, а всем остальным нужен совет, рекомендация, разъяснение и контроль со стороны преподавателя или студентов (в совместном обучении), о чем они и пишут в своих анкетах: "при непосредственном контакте лучше понимаю преподавателя", "нет возможности задать сразу вопрос преподавателю и сразу же получить ответ" и др.» [16, с. 109]. В этом же исследовании обращается внимание на тот факт, что для перехода информации из кратковременной в долговременную память требуется правильная организация контроля, т. е. своевременное активное вмешательство со стороны преподавателя.
В итоге, с одной стороны, дистанционное образование в настоящее время претендует на роль всеобщей формы осуществления образовательного процесса, совершенствуя образовательные и научно-исследовательские возможности обучающихся.
С другой стороны, располагая транслирующими и принимающими устройствами, студенты в условиях данной формы обучения не имеют возможности адекватно осуществлять содержательную рефлексию получаемой информации, поэтому с необходимостью требуется высокая степень сформиро-ванности информационной грамотности участников образовательного процесса.
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
96
Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
2. Проблема формирования и осуществления самоорганизации личности (развития навыков самоконтроля)
Исследование процессов саморегулирования учебно-научной образовательной деятельности активно осуществлялось в допанде-мический период в связи с поиском адекватных механизмов планирования и самоуправления [57; 58]. К примеру, в работе [58] было установлено, что наиболее значительное влияние на успеваемость имеют саморегуляция и самоконтроль своих действий, наличие навыков планирования времени и навыков управления обучением.
Исследователями подчеркивалось, что применение рефлексивных методик, учитывающих актуальные образовательные потребности обучающихся, их субъективный опыт в учебном процессе, обеспечивает достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствует формированию адекватной самооценки [36, с. 11].
В настоящее время с необходимостью исследуются результаты формирования в условиях онлайн-обучения рефлексивного опыта, развитие которого обеспечивает устойчивость поведения [59; 60]. При этом только в некоторой части исследований отмечается улучшение у студентов показателей, столь необходимых для онлайн-обучения. Так, в некоторых работах показано, что использование в онлайн-обучении студентов-медсестер (Иран) [61] или будущих учителей (Корея) [62] технологии смешанного обучения положительно влияет на их готовность к самостоятельному обучению и на метакогни-тивное осознание [обзор по: 2].
В основном же в исследованиях периода пандемии рассматриваются в большей степени трудности в осуществлении рефлексии (формальное поверхностное отношение к процессу, перечисление выполненных действий
без самоанализа [33]). Отмечается низкая мотивация и слабая воля студентов при организации самостоятельной работы [63]. По мнению студентов, как показано в исследовании [63], с одной стороны, появляется возможность самостоятельно распоряжаться своим временем, направлять его на досуговую деятельность, с другой - понимание, что без посторонней организации процесса обучения и контроля накапливаются пробелы в знаниях, долги по выполнению заданий.
В исследовании [63] также показано, что особенно остро проблема самостоятельного обучения стоит перед студентами первого курса вследствие слабо сформированного умения к самоорганизации, отсутствия опыта совместной работы с новым для них коллективом (студенческий коллективизм как особая форма взаимодействия эффективно формируется при совместной контактной деятельности [64]). Для самостоятельного же обучения необходима высокая мотивация и способности к самоорганизации.
При оценке уровня значимости фактора, связанного с проблемами самоорганизации при дистанционной форме обучения, в исследовании [2] было показано, что 45 человек (24,06 %) присвоили ему максимально возможное значение - 5 баллов, 18 респондентов (9,63 %) оценили на 4 балла. Таким образом, более трети студентов испытывают трудности в самоорганизации при дистанционной форме обучения.
Кроме того, в процессе дистанционного взаимодействия выпадение студентов из поля внимания преподавателей становится особой проблемой. Так, в исследовании [65] отмечается, что обратная связь является неотъемлемой частью образования (Feedback is an integral part of education), и во многих работах [66] исследуется и подтверждается ее непосредственное влияние на обучение. Авторами [66]
2022. Том 12. № 4
представлены противоречивые свидетельства в пользу похвалы, оценки и обратной связи, применяемых в условиях дистанционных технологий.
В исследовании [16] авторами было показано, каким образом несформированность самоконтроля демонстрирует отрицательные результаты в условиях дистанционных образовательных технологий, поскольку, с одной стороны, существует возможность «смотреть и слушать, когда захочется и сколько захочется», а с другой - «трудно сосредоточиться, заставить себя сесть за работу» [16, с. 108]. В практике же обучения часто второй фактор доминирует, и студент отстает в учебе: не выполняет вовремя задания, накапливаются «долги». Этот же фактор нивелирует и возможность просматривать видеоматериалы несколько раз: студенту не хватает на это времени из-за расслабленности в домашних условиях, несформированного в нужной степени самоконтроля [16, с. 108].
Для достижения данной цели, как отмечается в исследовании [16], ритм обучения должен быть высоким: подача информации в более высоком темпе, четкое определение задач и времени выполнения, анализ полученных результатов и своевременная реакция на них.
В итоге, с одной стороны, проблема формирования и осуществления самоорганизации личности (развития навыков самоконтроля) в основном представлена выявлением значительного числа трудностей в условиях реализации дистанционного формата образовательного процесса: формальным поверхностным отношением к процессу; перечислением выполненных действий без самоанализа; слабой волей при организации самостоятельной работы; выпадением студентов из поля внимания преподавателей; пониманием, что вне
ISSN 2658-6762
непосредственного контакта с преподавателем, без посторонней организации процесса обучения и внешнего контроля накапливаются существенные пробелы в знаниях.
С другой стороны, в текущих условиях особо необходим поиск и применение рефлексивных методик с целью не только осознания специфики проблематичности ситуации, но и обнаружения адекватных механизмов планирования и самоуправления, способствующих формированию навыков самоорганизации личности.
3. Проблема формирования ситуации успешности развития (мотивации к саморазвитию, развития эмоционального интеллекта, эмпатии)
Применение дистанционного обучения и его различных форм выявило проблему слабой сформированности мотивации к саморазвитию. В данном аспекте, например, еще в до-пандемический период исследовалось влияние учебной тревожности и мотивации студентов на успеваемость в условиях геймифи-цированной образовательной среды [47; 67]. Отмечалось, что для мотивированных, одаренных студентов дистанционные методы и средства расширяют возможности для реализации своего потенциала; для среднего и слабого по способностям и мотивационной составляющей студента без курирующей функции преподавателя дистанционный формат превращается в формальную образовательную среду [47].
В пандемический период исследователями подчеркивалось, что для повышения эффективности обучения в дистанционном формате нужно нечто большее, чем просто доступ к учебным материалам, так как такие условия обучения давали хорошие результаты в начальный период, но они снизились под ко-
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
98
Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
нец программы [68; 69]. Кроме того, отмечалось, что в виртуальной образовательной среде нужна особая система средств мотивации [70], поскольку психологическое напряжение и долговременная работа за компьютером рассеивают внимание и снижают работоспособность [16].
В исследовании авторов [16] названы следующие причины положительной мотивации в условиях дистанционного обучения: отсутствие необходимости тратить время на дорогу в университет; комфортные условия с чашкой чая и др.; возможность повторного просмотра. Но также и такие причины отрицательной мотивации (их было названо большинство): трудность сосредоточиться; множество отвлекающих факторов; отсутствие непосредственного (живого) контакта с преподавателем; отсутствие жесткого контроля со стороны преподавателя: он не видит, как и что студенты делают, что для студента является важным стимулом к обучению [16, с. 108].
В исследовании [16] особо указывается, что в условиях онлайн-обучения именно мотивация должна стать системным компонентом в обучении и способствовать удержанию внимания на протяжении усвоения всего курса в синхронном и асинхронном онлайн-обучении, способствовать пониманию пользы от усвоения курса, а успешность учебной деятельности - формировать уверенность в положительном результате познавательной деятельности и уверенность в собственных возможностях.
В исследованиях текущего года [63; 71] также отмечается, что в дистанционном формате перед студентами в первую очередь стоит задача самостоятельного восполнения знаний с помощью инновационных технологий [71], что по силам лишь высоко мотивированным студентам [63].
В процессе же обучения школьников в условиях цифровой образовательной среды в настоящее время наблюдается фактическое отсутствие мотивации к саморазвитию, неготовность меняться, что связано, по мнению авторов [56], с индивидуально-типологическими чертами личности школьника: неуверенность в себе, завышенный уровень притязаний, эмоциональная незрелость, повышенная утомляемость.
Также отмечается, что именно цифровой характер среды воспитания является демоти-вирующим фактором [72], указывается на необходимость воспитывать контактно, на собственном примере, без поиска «принципиально другой» организации воспитания в цифровой образовательной среде, так как воспитание - контактный процесс [72].
Исследователями подчеркивается [73], что внутренняя (познавательная) мотивация как фактор, влияющий на успеваемость, оказалась важнее внешней (социальной) мотивации, как положительной, так и отрицательной.
На современном этапе содержание работы по подготовке успешной личности необходимо ориентировать на развитие таких личностных качеств, как эмоциональный интеллект, умение ладить с людьми в ситуации конфликта, навыки самоконтроля и эмпатии, конструктивное взаимодействие и умение использовать цифровые инструменты [56].
С целью развития эмоционального интеллекта в совокупности с высокой эмпатией и способностью к рефлексии исследователи указывают [74] на необходимость применения как упражнений для развития вербальных и невербальных средств выражения эмоций, способов управления эмоциональными состояниями, так и обязательно рефлексию. Развитие указанных способностей личности также подразумевает умение принимать и понимать другого, сопереживать ему, направлять
Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
его эмоциональный потенциал на личностное развитие, выполняя, таким образом, посредническую роль и способствуя установлению социальных контактов, определяя уровень успешности развития [74].
В зарубежных исследованиях описан положительный опыт развития эмоциональной составляющей в ходе специальных занятий недистанционного формата [75; 76], развития навыков психологической выносливости в условиях вынужденного дистанционного общения [77].
В целом исследователи изучают разнообразные факторы влияния на повышение уровня конфликтологической готовности личности [78; 79]. Среди таких факторов особо отмечаются терпение, чувствительность, эмоциональное равновесие, благополучие и расслабление, которые способствуют выработке чувств принятия, уважения, сотрудничества, поддержки, солидарности и интеграции [79].
Исследователями отмечается, что отсутствие навыка эмоциональной саморегуляции может привести к депрессивному состоянию и, как следствие, быстрому выгоранию [80; 81]. В связи с этим в современных условиях необходимо развитие эмоциональной сферы личности, и в итоге - сохранение как физического, так и психического здоровья личности.
В целом в исследованиях показано, что эмоциональная составляющая образовательного процесса в большей степени как бы остается «за кадром». В условиях дистанционных образовательных технологий практически невозможно научиться понимать и рефлексировать свои и чужие эмоции и управлять ими; научиться рефлексировать эмоциональное состояние других людей, получить навык управления чужими эмоциями в межличностном общении.
В итоге, с одной стороны, применение дистанционного обучения и его различных
форм выявило проблему слабой сформирован-ности мотивации к саморазвитию. Однако именно мотивация называется тем системным компонентом в обучении, который способствует удержанию внимания. Кроме того, отмечается необходимость целенаправленного формирования особой системы средств мотивации. При этом внутренняя (познавательная) мотивация как фактор, влияющий на успеваемость, оказалась важнее внешней (социальной) мотивации.
С другой стороны, важную роль в данных условиях выполняет эмоциональная составляющая образовательного процесса, однако в условиях дистанционных образовательных технологий практически невозможно научиться понимать и рефлексировать эмоциональное состояние других людей, сложно развить эмпатические умения и навыки.
Заключение
Оценка развития рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий была осуществлена с позиции решения следующих основных проблем: проблемы неприсвоенности (неусвоения) учебно-научного знания; проблемы формирования и осуществления самоорганизации личности (развития навыков самоконтроля); проблемы формирования ситуации успешности развития (мотивации к саморазвитию, развития эмоционального интеллекта, эмпатии).
По результатам оценки проблемы непри-своенности (неусвоения) учебно-научного знания выявлено, что, с одной стороны, дистанционное образование в настоящее время претендует на роль всеобщей формы осуществления образовательного процесса, совершенствуя образовательные и научно-исследовательские возможности обучающихся. С другой стороны, располагая транслирую-
2022. Том 12. № 4
щими и принимающими устройствами, студенты в условиях данной формы обучения не имеют возможности адекватно осуществлять содержательную рефлексию получаемой информации, поэтому с необходимостью требуется высокая степень сформированности информационной грамотности участников образовательного процесса.
По результатам оценки проблемы формирования и осуществления самоорганизации личности (развития навыков самоконтроля) выявлено, что, с одной стороны, данная проблема в основном представлена выявлением значительного числа трудностей в условиях реализации дистанционного формата образовательного процесса: формальным поверхностным отношением к процессу; перечислением выполненных действий без самоанализа; слабой волей при организации самостоятельной работы; выпадением студентов из поля внимания преподавателей; пониманием, что вне непосредственного контакта с преподавателем, без посторонней организации процесса обучения и внешнего контроля накапливаются существенные пробелы в знаниях. С другой стороны, в текущих условиях особо необходим поиск и применение рефлексивных методик с целью не только осознания специфики проблематичности ситуации, но и обнаружением адекватных механизмов планирования и самоуправления, способствующих формированию навыков самоорганизации личности.
ISSN 2658-6762
По результатам оценки проблемы формирования ситуации успешности развития (мотивации к саморазвитию, развития эмоционального интеллекта, эмпатии) выявлено, что, с одной стороны, применение дистанционного обучения и его различных форм выявило проблему слабой сформированности мотивации к саморазвитию. Однако именно мотивация называется тем системным компонентом в обучении, который способствует удержанию внимания. Кроме того, отмечается необходимость целенаправленного формирования особой системы средств мотивации. При этом внутренняя (познавательная) мотивация как фактор, влияющий на успеваемость, оказалась важнее внешней (социальной) мотивации. С другой стороны, важную роль в данных условиях выполняет эмоциональная составляющая образовательного процесса, однако в условиях дистанционных образовательных технологий практически невозможно научиться понимать и рефлексировать эмоциональное состояние других людей, сложно развить эмпатические умения и навыки.
Таким образом, выявленный диссонанс в развитии рефлексивных умений личности в условиях дистанционных образовательных технологий формирует в итоге в большинстве исследований сдержанное отношение к использованию онлайн-форм обучения.
http://sciforedu.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. O'Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Vol. 53 (3). - P. 437-442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211
2. Тюменцева Е. Ю., Абрамченко Н. В., Шамис В. А., Мухаметдинова С. Х. Когнитивное моделирование уровня восприятия студентами вузов дистанционной формы обучения в условиях пандемии // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 74-91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392223
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
101
Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
3. Marmolejo F. J., Groccia J. E. Reimagining and redesigning teaching and learning in the post-pandemic world // New Directions for Teaching and Learning. - 2022. - Vol. 2022 (169). - P. 2137. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tl.20480 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1002/tl.20480
4. Tkacová H., Pavlikova M., Jenisová Z., Maturkanic P., Kralik R. Social media and students' well-being: An empirical analysis during the Covid-19 pandemic // Sustainability. - 2021. -Vol. 13 (18). - P. 1-19. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442
5. Pavlíkova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia // Sustainability. - 2021. - Vol. 13 (18). -P. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350
6. Guppy N., Verpoorten D., Boud D., Lin L., Tai J., Bartolic S. The post-COVID-19 future of digital learning in higher education: Views from educators, students, and other professionals in six countries // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13212 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13212
7. Cui Y., Zhao G., Zhang D. Improving students' inquiry learning in web-based environments by providing structure: Does the teacher matter or platform matter? // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Vol. 53 (4). - P. 1049-1068. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13184 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13184
8. Topping K. J., Douglas W., Robertson D., Ferguson N. Effectiveness of online and blended learning from schools: A systematic review // Review of Education. - 2022. - Vol. 10 (2). - P. e3353. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3353 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/rev3.3353
9. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M., Dann Ch., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J., Tin-gley D. Scaling Up Behavioral Science Interventions in Online Education // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2020. - Vol. 117 (26). - Р. 14900-14905. DOI: http://dx.doi.org10.1073/pnas.1921417117
10. Conrad C., Deng Q., Caron I., Shkurska O., Skerrett P., Sundararajan B. How student perceptions about online learning difficulty influenced their satisfaction during Canada's Covid-19 response // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Vol. 53 (3). - P. 534-557. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13206 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13206
11. Рылеева А. С., Стефаник Ю. В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2. - C. 9799. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=45677559
12. Ma M., Li M., Wang Q., Qiu A., Wang T. Online self-regulated learning and academic procrastination: A moderated mediation model // Psychology in the Schools. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22730 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22730
13. Chiang F.-K., Zhu D., Yu W. A systematic review of academic dishonesty in online learning environments // Journal of Computer Assisted Learning. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12656 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12656
14. Foster C., Burkhardt H., Schoenfeld A. Crisis-ready educational design: The case of mathematics // The Curriculum Journal. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.159 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/curj .159
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
15. Zhang L., Allen Carter R., Qian X., Yang S., Rujimora J., Wen S. Academia's responses to crisis: A bibliometric analysis of literature on online learning in higher education during COVID-19 // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Vol. 53 (3). - P. 620-646. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13191 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13191
16. Коломыцева О. Н., Стативка А. М., Дин Шуцзинь, Стативка В. И. Детерминированность информационного общества и образовательной системы: возможности повышения академических результатов в условиях дистанционного обучения // Science for Education Today. -2021. - № 2. - С. 102-121. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=45741071
17. Savage A. J., McNamara P. W., Moncrieff T. W., O'Reilly G. M. Review article: E-learning in emergency medicine: A systematic review // Emergency Medicine Australasia. - 2022. -Vol. 34 (3). - P. 322-332. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1742-6723.13936 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1742-6723.13936
18. Stephens M. L., Lowney J., Ybarra C. M., Stephens S. Adult learning facilitators in any setting, instructional designers' roles as the adult learner and educator, and their perceived knowledge construction when preparing graduate faculty for teaching online: An interpretive study // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. - 2022. - Vol. 34 (1). - P. 3-15. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/nha3.20319 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/nha3.20319
19. Niu L., Wang X., Wallace M. P., Pang H., Xu Y. Digital learning of English as a foreign language among university students: How are approaches to learning linked to digital competence and technostress? // Journal of Computer Assisted Learning. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12679 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12679
20. Liu B., Xing W., Zeng Y., Wu Y. Linking cognitive processes and learning outcomes: The influence of cognitive presence on learning performance in MOOCs // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13193 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13193
21. Qiao S., Yeung S. S., Shen X., Wah Chu S. K. The effects of a gamified morphological awareness intervention on students' cognitive, motivational and affective outcomes // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Vol. 53 (4). - P. 952-976. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13178 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13178
22. Кузнецова М. В., Пушкарёва Е. А. Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор) // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 55-75. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057195
23. Erden Z. §., Aliyev R. Anxiety and psychological needs of high school students: COVID-19 period // Psychology in the Schools. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22767 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22767
24. Liu J. From offline learning to online learning: Moderating effect of relationship inertia and satisfaction // Computer Applications in Engineering Education. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/cae.22511 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/cae.22511
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
103
25. Qiao S., Yeung S. S., Zainuddin Z., Kit Ng D. T., Wah Chu S. K. Examining the effects of mixed and non-digital gamification on students' learning performance, cognitive engagement and course satisfaction // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13249 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13249
26. May R. J., Tyndall I., McTiernan A., Roderique-Davies G., McLoughlin S. The impact of the SMART program on cognitive and academic skills: A systematic review and meta-analysis // British Journal of Educational Technology. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13192 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13192
27. Packer R., Abbinett E., Morris E. 'Be prepared and give it a go!' Transitions into further education for learners with additional learning needs // British Journal of Special Education. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-8578.12409 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8578.12409
28. Бегалинов А. С., Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Об образе высшего образования в пост-ковидную эпоху: формирование и развитие мышления нового порядка // Science for Education Today. - 2021. - № 1. - С. 110-123. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44849696
29. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. - 2019. - № 2.
- С. 52-66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=38191464
30. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Философия непрерывного образования: когнитивные основания развития личности в современных условиях. - Новосибирск, 2019. - 143 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
31. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 4. - С. 54-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277
32. Gu X., Ritter S. M., Delfmann L. R., Dijksterhuis A. Stimulating Creativity: Examining the Effectiveness of Four Cognitive-based Creativity Training Techniques // The Journal of Creative Behavior. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jocb.531 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/j ocb.531
33. Шапошникова Н. Ю., Бережнова Е. В. Содействие преподавателям университетов Великобритании в освоении тьюторского сопровождения студентов // Science for Education Today.
- 2021. - № 1. - С. 92-108. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.06 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=44849695
34. Clegg S., Bradley S. The implementation of progress files in higher education: Reflection as national policy // Higher Education. - 2006. - Vol. 51 (4). - P. 465-486. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-7764-8
35. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
36. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2018. - № 5. - С. 7-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36433775
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
104
Science for Education Today
2022. Том 12. № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
37. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 196 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24960634
38. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. -Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева, 2008. - 270 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299
39. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. - 2019. - Vol. 12 (4). - P. 212-218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
40. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Специфика информационного и коммуникационного развития образования: аналитика ценностных изменений до и после 2020 (критический обзор) // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11, № 6. - С. 96-119. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447640
41. Tchoshanov M. A. Learning sciences perspective on engineering of distance learning. Part 2 // Higher education in Russia. - 2021. - Vol. 30 (3). - P. 43-58. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-43-58 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44888828
42. Baron R. J. Digital Literacy. The International Encyclopedia of Media Literacy. - 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781118978238.ieml0053 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1002/9781118978238.ieml0053
43. Hobbs R., Coiro J. Design Features of a Professional Development Program in Digital Literacy // Journal of Adolescent & Adult Literacy. - 2018. - Vol. 62 (4). - P. 401-409. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jaal.907 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1002/jaal.907
44. Detlor B., Julien H., La Rose T., Serenko A. Community-led digital literacy training: Toward a conceptual framework // Journal of the Association for Information Science and Technology. -2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/asi.24639 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/asi .24639
45. Соболева Ж. С. Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2019. - № 13. - С. 110-114. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=40629885
46. Weninger C. Skill versus Social Practice? Some Challenges in Teaching Digital Literacy in the University Classroom // TESOL Quarterly. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesq.3134 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/ 10.1002/tesq.3134
47. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Айзман Р. И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 5. - С. 48-70. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271740
48. Zahorec J., Haskova A., Munk M. Self-reflection of digital literacy of primary and secondary school teachers: case study of Slovakia // European Journal of Contemporary Education. - 2021. -Vol. 10 (2). - P. 496-508. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.202L2.496
49. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? // Reimagining Christian Education / J. Luetz, T. Dowden, B. Norsworthy. - Springer, Singapore, 2018. - P. 175-196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022. Том 12. № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
50. Буров Ю. Б. Персональный познавательный стиль студента: структура и диагностика // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 1. - С. 65-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42634823
51. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. - 2018. -Vol. 11 (3). - P. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
52. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 172 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24960640
53. Zheng H. Y., Mayberry E., Stanley L. Building an agile data analytics environment to support university decision-making: A case study of Ohio State University's rapid development of a COVID-19 dashboard system // New Directions for Institutional Research. - 2021. -Vol. 2020 (187-188). - P. 31-42. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ir.20345 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1002/ir.20345
54. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. - Educational Philosophy and Theory. - 2020. -Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
55. Guo Y., Liu H., Hao A., Liu S., Zhang X., Liu H. Blended learning model via small private online course improves active learning and academic performance of embryology // Clinical Anatomy. -2022. - Vol. 35 (2). - P. 211-221. DOI: https://doi.org/10.1002/ca.23818
56. Рылеева А. С., Хомутникова Е. А., Еманова С. В. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 1. -С. 77-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48057196
57. Pujiati E., Sonhaji A. The Effectiveness of Conflict Management in Private University Management Efforts // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. - Vol. 175 (1). -P. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1/012073
58. Zivcic-Becirevic I., Smojver-Azic S., Martinac Dorcic T. Predictors of university students' academic achievement: A prospective study // Drustvena Istrazivanja: Journal for General Social Issues. - 2017. - Vol. 26 (4). - P. 457-476. DOI: https://doi.org/10.5559/di.26.4.01
59. Dresden J., Thompson K. F. Looking Closely at Clinical Practice: A Clear-Eyed Vision for the Future of Teacher Education // Peabody Journal of Education. - 2021. - Vol. 96 (1). - P. 8-21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242
60. Bai X., Gu X. Effect of teacher autonomy support on the online self-regulated learning of students during COVID-19 in China: The chain mediating effect of parental autonomy support and students' self-efficacy // Journal of Computer Assisted Learning. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12676 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12676
61. Khodaei S., Hasanvand S., Gholami M., Mokhayeri Y., Amini M. The effect of the online flipped classroom on self-directed learning readiness and metacognitive awareness in nursing students during the COVID-19 pandemic // BMC Nursing. - 2022. - Vol. 21 (1). - P. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s12912-022-00804-6
62. Lee Y.-J., Davis R., Li Y. Implementing Synchronous Online Flipped Learning for Pre-service Teachers During COVID-19 // European Journal of Educational Research. - 2022. - Vol. 11 (2). -P. 653-661. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.1L2.653
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today 2022. Том 12. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
63. Чанчаева Е. А., Куриленко Т. К., Недельский В. О., Кругликова Е. В., Гржибовский А. М. Сравнительный анализ эффективности обучения по естественнонаучным дисциплинам при дистанционном и традиционном формате // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 149-168. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.08 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48762166
64. Курьян М. Л., Воронина Е. А. Внеаудиторное общение студентов и преподавателей: восприятие и фактический опыт // Science for Education Today. - 2019. - Т. 9, № 3. - С. 42-57. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538207
65. Morris R., Perry T., Wardle L. Formative assessment and feedback for learning in higher education: A systematic review // Review of Education. - 2021. - Vol. 9 (3). - P. e3292. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3292 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3292
66. Yang L.-P., Xin T. Changing Educational Assessments in the Post-COVID-19 Era: From Assessment of Learning (AoL) to Assessment as Learning (AaL) // Educational Measurement: Issues and Practice. - 2022. - Vol. 41 (1). - P. 54-60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/emip.12492 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/emip.12492
67. Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment // Eurasia Journal of mathematics, science and technology education. - 2017. - Vol. 13 (5). - P. 1229-1258. DOI: https://doi.org/10.12973/eura-sia.2017.00669a
68. Садыкова Р. А. Дистанционное обучение студентов: реалии и опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 9. - С. 41-56. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11063 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=43989413
69. Лешутина И. А. Мотивация к дистанционному изучению иностранных языков как вызов современности и слагаемое успеха // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 2. - С. 15-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42835913
70. Qiao S., Wah Chu S. K., Shen X., Yeung S. S. The impact of an online gamified approach embedded with self-regulated learning support on students' reading performance and intrinsic motivation: A randomized controlled trial // Journal of Computer Assisted Learning. - 2022. - Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12684 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12684
71. Cho S., Jang S. J. Nursing students' motivational and self-regulated learning during the COVID-19 pandemic: A cross-sectional study // Nursing & Health Sciences. - 2022. - Accepted Articles. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/nhs.12968 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/nhs.12968
72. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий В. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 7-30. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762157
73. Шармин В. Г., Шармина Т. Н., Шармин Д. В. Определение степени влияния различных факторов на академическую успеваемость студентов на основе их самооценки, в том числе с учетом пола студента // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 3. - С. 92-114. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762162
74. Погодаева М. В., Чепурко Ю. В. Исследование эмоциональной компетентности педагогов и ее развитие в ходе тренинговых занятий // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. -
Science for Education Today
2022. Том 12. № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
С. 51-72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48392222
75. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 65. - P. 81-85. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2014.01.052
76. Wang C. J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK) // Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education. - 2019. - Vol. 25. - P. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/jjhlste.2019.100198
77. Phungsoonthorn T., Charoensukmongkol P. How does mindfulness help university employees cope with emotional exhaustion during the COVID-19 crisis? The mediating role of psychological hardiness and the moderating effect of workload // Scandinavian Journal of Psychology. - 2022. -Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sjop.12826 URL: https://onlineli-brary.wiley.com/doi/10.1111/sjop.12826
78. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence .La meditación en espacios educativos como factor protector ante la violencia // Revista Electronica Educare. - 2021. - Vol. 25 (3). - P. 1-18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24
79. Сиврикова Н. В., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Ворожейкина А. В., Черникова Е. Г. Взаимосвязь между оценкой сформированности толерантности и желанием повысить конфликтологическую подготовку у будущих педагогов // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 33-50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48392221
80. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI Training and Pre-Service Teaher Wellbeig // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 65. - P. 81-85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052
81. Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers' emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study // Teaching and Teacher Education. - 2018. - Vol. 73 (1). - P. 151-161. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j .tate.2018.04.001
Поступила: 04 мая 2022 Принята: 11 июля 2022 Опубликована: 31 августа 2022
Каждый из авторов внес равнозначный вклад в создание публикации, включая сбор материала, написание текста и формулирование выводов.
Заявленный вклад авторов:
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
Science for Education Today
2022. Том 12. № 4
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Информация об авторах
Пушкарёв Юрий Викторович
кандидат философских наук, доцент, кафедра права и философии,
Новосибирский государственный педагогический университет, Вилюйская ул., 28, 630126, Новосибирск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5919-7221 E-mail: [email protected]
Пушкарёва Елена Александровна
доктор философских наук, профессор кафедры права и философии,
Новосибирский государственный педагогический университет, Вилюйская ул., 28, 630126, Новосибирск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783 E-mail: [email protected]
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 4
http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2204.05 Research Full Article / Article language: Russian
Evaluating the development of reflexive personality skills in the conditions of distance educational technologies
Yury V. Pushkarev1, Elena A. Pushkareva h o1 1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article examines the formation of cognitive foundations of individual's intellectual potential and their ability to reflect and introspect. The purpose of the study is to determine and evaluate the characteristic features of the development of reflexive personality skills in the conditions of distance educational technologies.
Materials and Methods. The methodology of the research includes a conceptual analysis and reviewing research papers focusing on cognitive development of the individual, the assessment of this development in a distance educational environment, and the specifics of the manifestation of reflexive cognitive processes. The philosophy of education as a methodological basis of the research involves the identification, evaluation and generalization of the main features of the development of reflexive individual skills in the conditions of distance educational technologies.
Results. The authors consider reflection in the education system, on the one hand, as a process of understanding knowledge and information through study and comparison, on the other hand, as a principle of human thinking aimed at self-understanding and self-examination. The main content of a person's reflexive ability as a cognitive ability for critical self-examination is presented: developed human abilities to recognize and solve complex mental problems, developed imagination; an aptitude to introspection and critical thinking.
The authors have identified the key problems in the development of reflexive personality skills in the conditions of distance educational technologies. They include a decrease in the quality of assimilation and understanding of information and knowledge; difficulties in retaining attention and implementing reflection in general; problems in the formation and implementation of personality self-organization, the development of self-control skills, the development of uncertainty in the positive result of cognitive activity and in their own capabilities.
It is emphasized that the dissonance in the development of reflexive personality skills in the conditions of distance learning technologies contributes to a restrained attitude to online learning.
For citation
Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Evaluating the development of reflexive personality skills in the conditions of distance educational technologies. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (4), pp. 92-118. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.05
H Corresponding Author: Elena A. Pushkareva, pushkarev 73(a}mail. ni © Yury V. Pushkarev, Elena A. Pushkareva, 2022
Conclusions. The authors summarize the main features of the development of reflexive personality skills in the conditions of distance educational technologies. Keywords
Cognitive development of personality; Intellectual potential of personality; Abilities for reflection; Reflexive personality skills; Distance educational technologies.
REFERENCES
1. O'Dea X., Stern J. Virtually the same?: Online higher education in the post Covid-19 era. British Journal of Educational Technology, 2022, vol. 53 (3), pp. 437-442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13211 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13211
2. Tyumentseva E. Y., Abramchenko N. V., Shamis V. A., Mukhametdinova S. K. Cognitive modeling the level of university students' perceptions of distance learning in the COVID-19 pandemic. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 74-91. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392223
3. Marmolejo F. J., Groccia J. E. Reimagining and redesigning teaching and learning in the post-pandemic world. New Directions for Teaching and Learning, 2022, vol. 2022 (169), pp. 21-37. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tl.20480 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tl.20480
4. Tkacova H., Pavlikova M., Jenisova Z., Maturkanic P., Kralik R. Social media and students' wellbeing: An empirical analysis during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 2021, vol. 13 (18), pp. 1-19. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810442
5. Pavlikova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia. Sustainability, vol. 13 (18), pp. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350
6. Guppy N., Verpoorten D., Boud D., Lin L., Tai J., Bartolic S. The post-COVID-19 future of digital learning in higher education: Views from educators, students, and other professionals in six countries. British Journal of Educational Technology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13212 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13212
7. Cui Y., Zhao G., Zhang D. Improving students' inquiry learning in web-based environments by providing structure: Does the teacher matter or platform matter? British Journal of Educational Technology, 2022, vol. 53 (4), pp. 1049-1068. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13184 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13184
8. Topping K. J., Douglas W., Robertson D., Ferguson N. Effectiveness of online and blended learning from schools: A systematic review. Review of Education, 2022, vol. 10 (2), pp. e3353. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3353 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3353
9. Kizilcec F., Reich J., Yeomans M., Dann Ch., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J., Tingley D. Scaling up behavioral science interventions in online education. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2020, vol. 117 (26), pp. 14900-14905. DOI: http://dx.doi.org10.1073/pnas.1921417117
10. Conrad C., Deng Q., Caron I., Shkurska O., Skerrett P., Sundararajan B. How student perceptions about online learning difficulty influenced their satisfaction during Canada's Covid-19 response. British Journal of Educational Technology, 2022, vol. 53 (3), pp. 534-557. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13206 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13206
11. Ryleeva A. S., Stefanik J. V. The model of formation of digital competence of teachers of the educational organization. The World of Science, Culture, Education, 2021, no. 2, pp. 97-99. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-97-99 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=4567755 9
12. Ma M., Li M., Wang Q., Qiu A., Wang T. Online self-regulated learning and academic procrastination: A moderated mediation model. Psychology in the Schools, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22730 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pits.22730
13. Chiang F.-K., Zhu D., Yu W. A systematic review of academic dishonesty in online learning environments. Journal of Computer Assisted Learning, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal. 12656 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal. 12656
14. Foster C., Burkhardt H., Schoenfeld A. Crisis-ready educational design: The case of mathematics. The Curriculum Journal, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/curj.159 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cuij .159
15. Zhang L., Allen Carter R., Qian X., Yang S., Rujimora J., Wen S. Academia's responses to crisis: A bibliometric analysis of literature on online learning in higher education during COVID-19. British Journal of Educational Technology, 2022, vol. 53 (3), pp. 620-646. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13191 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13191
16. Kolomytseva O. N., Statyivka A. M., Ding Shujin, Stathivka V. I. The determinism of the information society and the educational system: Enhancing academic attainments within distance learning. Science for Education Today, 2021, vol. 11, no. 2, pp. 102-121. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2102.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45741071
17. Savage A. J., McNamara P. W., Moncrieff T. W., O'Reilly G. M. Review article: E-learning in emergency medicine: A systematic review. Emergency Medicine Australasia, 2022, vol. 34 (3), pp. 322-332. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1742-6723.13936 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1742-6723.13936
18. Stephens M. L., Lowney J., Ybarra C. M., Stephens S. Adult learning facilitators in any setting, instructional designers' roles as the adult learner and educator, and their perceived knowledge construction when preparing graduate faculty for teaching online: An interpretive study. New Horizons in Adult Education and Human Resource Development, 2022, vol. 34 (1), pp. 3-15. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/nha3.20319 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/nha3.20319
19. Niu L., Wang X., Wallace M. P., Pang H., Xu Y. Digital learning of English as a foreign language among university students: How are approaches to learning linked to digital competence and technostress? Journal of Computer Assisted Learning, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal. 12679 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal. 12679
20. Liu B., Xing W., Zeng Y., Wu Y. Linking cognitive processes and learning outcomes: The influence of cognitive presence on learning performance in MOOCs. British Journal of Educational Technology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13193 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13193
21. Qiao S., Yeung S. S., Shen X., Wah Chu S. K. The effects of a gamified morphological awareness intervention on students' cognitive, motivational and affective outcomes. British Journal of Educational Technology, 2022, vol. 53 (4), pp. 952-976. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13178 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet. 13178
22. Kuznetsova M. V., Pushkareva E. A. Foreign language education and value formation of a personality: Analysis of contemporary trends and developments (review). Science for Education
Today, 2022, vol. 12 (1), pp. 55-75. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057195
23. Erden Z. §., Aliyev R. Anxiety and psychological needs of high school students: COVID-19 period. Psychology in the Schools, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/pits.22767 URL: https: //onlinelibrary .wiley.com/doi/10. 1002/pits .22767
24. Liu J. From offline learning to online learning: Moderating effect of relationship inertia and satisfaction. Computer Applications in Engineering Education, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/cae.22511 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cae.22511
25. Qiao S., Yeung S. S., Zainuddin Z., Kit Ng D. T., Wah Chu S. K. Examining the effects of mixed and non-digital gamification on students' learning performance, cognitive engagement and course satisfaction. British Journal of Educational Technology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13249 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/bjet.13249
26. May R. J., Tyndall I., McTiernan A., Roderique-Davies G., McLoughlin S. The impact of the SMART program on cognitive and academic skills: A systematic review and meta-analysis. British Journal of Educational Technology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/bjet.13192 URL: https: //onlinelibrary .wiley.com/doi/10.1111/bjet.13192
27. Packer R., Abbinett E., Morris E. 'Be prepared and give it a go!' Transitions into further education for learners with additional learning needs. British Journal of Special Education, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-8578.12409 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-8578.12409
28. Begalinov A. S., Ashilova M. S., Begalinova K. K. On the image of higher education in the post-covid world: Formation and development of the new type of thinking. Science for Education Today, 2021, vol. 11 (1), pp. 110-123. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44849696
29. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Reflexive principles of personal development in the changing information content. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (2), pp. 52-66. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191464
30. Pushkareva E. A., Pushkarev Y. V. Philosophy of continuing education: cognitive foundations of personal development in modern conditions. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2019, 143 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43300997
31. Ryapisova A. G. Reflection of the results educational activities. Journal of Pedagogical Innovations, 2015, no. 4, pp. 54-65. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277
32. Gu X., Ritter S. M., Delfmann L. R., Dijksterhuis A. Stimulating creativity: Examining the effectiveness of four cognitive-based creativity training techniques. The Journal of Creative Behavior, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jocb.531 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jocb.531
33. Shaposhnikova N. Y., Berezhnova E. V. Assisting UK university teachers in the provision of tutor support to students. Science for Education Today, 2021, vol. 11 (1), pp. 92-108. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44849695
34. Clegg S., Bradley S. The implementation of progress files in higher education: Reflection as national policy. Higher Education, 2006, vol. 51 (4), pp. 465-486. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-7764-8
35. Pushkareva E. A. Philosophical analysis of the integration of education and science. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773
36. Bayborodova L. V., Belkina V. N., Gruzdev M. V., Gushchina T. N. Student-centered educational technology of individualization within the framework of teacher education institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5, pp. 7-21. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36433775
37. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Education of knowledge society: Specificity of modern development. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 196 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634
38. Knyazev N. A. Philosophical problem of essence and existence of a science: Monograph. Krasnoyarsk, Siberian State Aerospace University Acad. M. F. Reshetnev Publ., 2008, 270 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299
39. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development. XLinguae, 2019, vol. 12 (4), pp. 212-218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18
40. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Specifics of information and communication developments in education: Analysis of value changes before and after 2020 (A critical review). Science for Education Today, 2021, vol. 11 (6), pp. 96-119. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447640
41. Tchoshanov M. A. Learning sciences perspective on engineering of distance learning. Part 2. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30 (3), pp. 43-58. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-43-58 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44888828
42. Baron R. J. Digital literacy. The International Encyclopedia of Media Literacy, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/9781118978238.ieml0053 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/9781118978238.ieml0053
43. Hobbs R., Coiro J. Design features of a professional development program in digital literacy. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2018, vol. 62 (4), pp. 401-409. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/jaal.907 URL: https: //onlinelibrary .wiley.com/doi/ 10.1002/jaal.907
44. Detlor B., Julien H., La Rose T., Serenko A. Community-led digital literacy training: Toward a conceptual framework. Journal of the Association for Information Science and Technology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/asi.24639 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10. 1002/asi.24639
45. Soboleva Zh. S. Theoretical prerequisites for the formation of the concepts of "digital literacy" and "digital competence". Actual Problems of Philology andMethods of Teaching Foreign Languages, 2019, no. 13, pp. 110-114. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40629885
46. Weninger C. Skill versus social practice? Some challenges in teaching digital literacy in the university classroom. TESOL Quarterly, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/tesq.3134 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/tesq.3134
47. Baiguzhin P. A., Shibkova D. Z., Aizman R. I. Factors affecting psychophysiological processes of information perception within the context of education informatization. Science for Education Today, 2019, vol. 5 (9), pp. 48-70. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41271740
48. Záhorec J., Hasková A., Munk M. Self-reflection of digital literacy of primary and secondary school teachers: Case study of Slovakia. European Journal of Contemporary Education, 2021, vol. 10 (2), pp. 496-508. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.202L2.496
49. Ayling D. Measured reflection to assist in dealing with conflict: Can an educative approach improve reflection and cultivate a healthier classroom community? In: Luetz J., Dowden T., Norsworthy B. (eds) Reimagining Christian Education, Springer, Singapore, 2018, pp. 175-196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0851-2_13
50. Burov Yu. B. Personal cognitive style of student: Structure and diagnostics. Innovative Development of Vocational Education, 2020, no. 1, pp. 65-72. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=42634823
51. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication. XLinguae, 2018, vol. 11 (3), pp. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17
52. Pushkareva E. A. Value foundations of interaction between modern education and science. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640
53. Zheng H. Y., Mayberry E., Stanley L. Building an agile data analytics environment to support university decision-making: A case study of Ohio state university's rapid development of a COVID-19 dashboard system. New Directions for Institutional Research, 2021, vol. 2020 (187-188), pp. 31-42. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ir.20345 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ir.20345
54. Gibbs P. Transdisciplinary possibilities after the pandemic. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. Educational Philosophy and Theory, 2020, vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655
55. Guo Y., Liu H., Hao A., Liu S., Zhang X., Liu H. Blended learning model via small private online course improves active learning and academic performance of embryology. Clinical Anatomy, 2022, vol. 35 (2), pp. 211-221. DOI: https://doi.org/10.1002/ca.23818
56. Ryleeva A. S., Khomutnikova E. A., Emanova S. V. Developing soft skills in high school students using digital tools. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (1), pp. 77-98. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48057196
57. Pujiati E., Sonhaji A. The effectiveness of conflict management in private university management efforts. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2018, vol. 175 (1), pp. 012073. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/175/1Z012073
58. Zivcic-Becirevic I., Smojver-Azic S., Martinac Dorcic T. Predictors of university students' academic achievement: A prospective study. Drustvena Istrazivanja: Journal for General Social Issues, 2017, vol. 26 (4), pp. 457-476. DOI: https://doi.org/10.5559/di.26A01
59. Dresden J., Thompson K. F. Looking closely at clinical practice: A clear-eyed vision for the future of teacher education. Peabody Journal of Education, 2021, vol. 96 (1), pp. 8-21. DOI: https://doi.org/10.1080/0161956X.2020.1864242
60. Bai X., Gu X. Effect of teacher autonomy support on the online self-regulated learning of students during COVID-19 in China: The chain mediating effect of parental autonomy support and students' self-efficacy. Journal of Computer Assisted Learning, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12676 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jcal.12676
61. Khodaei S., Hasanvand S., Gholami M., Mokhayeri Y., Amini M. The effect of the online flipped classroom on self-directed learning readiness and metacognitive awareness in nursing students
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
during the COVID-19 pandemic. BMC Nursing, 2022, vol. 21 (1), pp. 22. DOI: https://doi.org/10.1186/s12912-022-00804-6
62. Lee Y.-J., Davis R., Li Y. Implementing synchronous online flipped learning for pre-service teachers during COVID-19. European Journal of Educational Research, 2022, vol. 11 (2), pp. 653661. DOI: https://doi.org/10.12973/eu-jer.1L2.653
63. Chanchaeva E. A., Kurilenko T. K., Nedelski V. O., Kruglikova E. V., Grjibovski A. M. The effectiveness of distance and traditional teaching natural sciences: A comparative analysis. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (3), pp. 149-168. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.08 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762166
64. Kuryan M. L., Voronina E. A. Students and faculty interaction outside the classroom: Perception and actual experience. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (3), pp. 42-57. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1903.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38538207
65. Morris R., Perry T., Wardle L. Formative assessment and feedback for learning in higher education: A systematic review. Review of Education, 2022, vol. 9 (3), pp. e3292. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/rev3.3292 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/rev3.3292
66. Yang L.-P., Xin T. Changing educational assessments in the post-COVID-19 Era: From assessment of learning (AoL) to assessment as learning (AaL). Educational Measurement: Issues and Practice, 2022, vol. 41 (1), pp. 54-60. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/emip.12492 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/emip.12492
67. Su C. The effects of students' learning anxiety and motivation on the learning achievement in the activity theory based gamified learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13 (5), pp. 1229-1258. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00669a
68. Sadikova R. A. Distance learning of students: Realities and experience. Concept, 2020, no. 9, pp. 41-56. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11063 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=43989413
69. Leshutina I. A. Motivation for distance learning foreign languages as a challenge of the present and a component of success. Russian Language Abroad, 2020, no. 2, pp. 15-19. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=42835 913
70. Qiao S., Wah Chu S. K., Shen X., Yeung S. S. The impact of an online gamified approach embedded with self-regulated learning support on students' reading performance and intrinsic motivation: A randomized controlled trial. Journal of Computer Assisted Learning, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12684 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.! 111/jcal. 12684
71. Cho S., Jang S. J. Nursing students' motivational and self-regulated learning during the COVID-19 pandemic: A cross-sectional study. Nursing & Health Sciences, 2022, Accepted Articles. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/nhs.12968 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/nhs. 12968
72. Matuszak A. F., Pavlova O. Y., Akhkamova Y. A., Zyryanova A. V., Alekhina N. V., Gribacheva N. V., Tsilitsky V. S. A comparative analysis of moral education forms in the digital learning environment within educational settings and students' preferences. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (3), pp. 7-30. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=48762157
73. Sharmin V. G., Sharmina T. N., Sharmin D. V. Identifying the degree of influence of various factors on students' academic performance based on their self-assessment, taking into account students' gender. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (3), pp. 92-114. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48762162
74. Pogodaeva M. V., Chepurko Y. V. The study of teachers' emotional competence and its development during training sessions. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 51-72. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.03 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48392222
75. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI training and pre-service teacher wellbeig. Personality and Individual Differences, 2014, vol. 65, pp. 81-85. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2014.01.052
76. Wang C. J. Facilitating the emotional intelligence development of students: Use of technological pedagogical content knowledge (TRACK). Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, 2019, vol. 25, pp. 100198. DOI: https://doi.org/10.1016/jjhlste.2019.100198
77. Phungsoonthorn T., Charoensukmongkol P. How does mindfulness help university employees cope with emotional exhaustion during the COVID-19 crisis? The mediating role of psychological hardiness and the moderating effect of workload. Scandinavian Journal of Psychology, 2022, early view. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/sjop.12826 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/sjop. 12826
78. Randazzo-Eisemann F. Meditation in educational places as a protective factor against violence. Revista Electronica Educare, 2021, vol. 25 (3), pp. 1-18. DOI: https://doi.org/10.15359/ree.25-3.24
79. Sivrikova N. V., Ptashko T. G., Perebeynos A. E., Vorozheikina A. V., Chernikova E. G. Relationship between prospective teachers' self-assessment of the level of tolerance and their willingness to increase conflict resolution competence. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (2), pp. 33-50. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2202.02 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=48392221
80. Vesely A. K., Saklofske D. H., Nordstokke D. W. EI training and pre-service teacher wellbeig. Personality and Individual Differences, 2014, vol. 65, pp. 81-85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.052
81. Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers' emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education, 2018, vol. 73 (1), pp. 151-161. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2018.04.001
Submitted: 04 May 2022 Accepted: 11 July 2022 Published: 31 August 2022
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
The authors' stated contribution:
Each of the authors made an equal and significant contribution to the article creation, including the empirical material collection, the development of study design, text writing and conclusions formulating.
2022, vol. 12, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
Information about competitive interests:
The authors claim that they do not have competitive interests.
Information about the Authors
Yury Viktorovich Pushkarev
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Law and Philosophy Department,
Novosibirsk State Pedagogical University,
28 Vilyuiskaya Str., 630126, Novosibirsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5919-7221
E-mail: [email protected]
Elena Aleksandrovna Pushkareva
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Law and Philosophy Department,
Novosibirsk State Pedagogical University,
28 Vilyuiskaya Str., 630126, Novosibirsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783
E-mail: [email protected]