Научная статья на тему 'Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания'

Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / КАЧЕСТВО РЕФЛЕКСИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITY DEVELOPMENT / REFLEXIVE PRINCIPLES OF DEVELOPMENT / MODERN EDUCATION / PHILOSOPHICAL REFLECTION / QUALITY OF REFLECTION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY / INFORMATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёв Юрий Викторович, Пушкарёва Елена Александровна

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы развития интеллектуального потенциала личности, ее способности к рефлексии и самоанализу. Цель статьи определить основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания. Методология. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы информационного и знаниевого развития общества, рефлексивности познавательных процессов, философии образования. Философия образования как методологическая основа исследования предполагает раскрытие общих закономерностей и тенденций когнитивного развития личности в образовательном процессе. Результаты. Определено основное понимание, которое вкладывают современные исследователи в понятия «рефлексия» и «рефлексивные умения личности», в контексте проблем развития интеллектуального потенциала личности. Определяется, что рефлексивные умения личности являются механизмом и условием ее развития на фоне возрастания значимости теоретической рефлексии над наукой. Выявлены особенности влияния коммуникационных и информационных детерминант на процессы формирования информации и знания. Особое внимание уделяется выявлению причин, обусловливающих увеличение объемов знания, но снижающих и качество его рефлексии, и качество усвоения личностью. Определяются основные возможности осуществления содержательной рефлексии получаемой личностью информации. Подчеркивается, что необходимо развитие системности образовательного знания как системы мировоззренческих знаний личности, формирующихся на основе принципов философской рефлексии. Заключение. Обобщаются основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарёв Юрий Викторович, Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive principles of personal development in the changing information content

Introduction. The article examines the development of individuals’ intellectual potential, their ability to reflection and self-analysis. The purpose of the article is to identify the basic reflexive principles of personality development in the context of changing information content. Materials and Methods. The methodology of the research includes the analysis and synthesis of research works of foreign and Russian scholars who study the problems of information and knowledge development of society, reflexivity of cognitive processes, and philosophy of education. Philosophy of education as a methodological basis of this study involves the disclosure of General patterns and trends of cognitive development of the individual in the educational process. Results. The authors have clarified the basic understanding of such concepts as "reflection" and "reflexive skills of the individual" in the context of developing intellectual potential of the individual. It is argued that the reflexive skills of the individual are the mechanism and condition of their development in the conditions of increasing the role of theoretical reflection on science. Features of influence of communication and information determinants on processes of formation of information and knowledge are revealed. Particular attention is paid to the identification of the reasons for the increase in the volume of knowledge, but reducing the quality of its reflection, and the quality of knowledge acquisition. The main possibilities of the content reflection of the received information by are revealed. It is emphasized that it is necessary to develop the system of educational knowledge as a system of ideological knowledge of the individual, formed on the basis of the principles of philosophical reflection. Conclusions. Conclusions are made about reflexive principles of personality development in the conditions of changing information content.

Текст научной работы на тему «Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания»

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

© Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва DOI: 10.15293/2658-6762.1902.04

УДК 101 + 316.3/.4

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы развития интеллектуального потенциала личности, ее способности к рефлексии и самоанализу. Цель статьи - определить основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

Методология. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы информационного и знаниевого развития общества, рефлексивности познавательных процессов, философии образования. Философия образования как методологическая основа исследования предполагает раскрытие общих закономерностей и тенденций когнитивного развития личности в образовательном процессе.

Результаты. Определено основное понимание, которое вкладывают современные исследователи в понятия «рефлексия» и «рефлексивные умения личности», в контексте проблем развития интеллектуального потенциала личности. Определяется, что рефлексивные умения личности являются механизмом и условием ее развития на фоне возрастания значимости теоретической рефлексии над наукой. Выявлены особенности влияния коммуникационных и информационных детерминант на процессы формирования информации и знания. Особое внимание уделяется выявлению причин, обусловливающих увеличение объемов знания, но снижающих и качество его рефлексии, и качество усвоения личностью. Определяются основные возможности осуществления содержательной рефлексии получаемой личностью информации. Подчеркивается, что необходимо развитие системности образовательного знания как системы мировоззренческих знаний личности, формирующихся на основе принципов философской рефлексии.

Заключение. Обобщаются основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

Ключевые слова: развитие личности; рефлексивные принципы развития; современное образование; философская рефлексия; качество рефлексии; устойчивое развитие общества; информационное развитие.

Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Постановка проблемы

Современное общество становится все более зависимым от технологий (more dependent on technologies) [11]. Важным моментом современного развития являются те структурные сдвиги, которые происходят в современной науке в сторону удельного веса и значимости технических и технологических наук, занимающих сегодня лидирующее положение.

Как следствие, с одной стороны, распространение высоких технологий способствует качественно новой вовлеченности в технологический процесс современных научных знаний, расстановке акцентов не на бытии [17], а на процессуальности, необратимости во времени.

С другой стороны, распространение наукоемких технологий предъявляет совершенно новые требования к содержанию и качеству образовательного знания, к процессу подготовки современного конкурентоспособного специалиста [29].

В экономических исследованиях отмечается, что многие страны обращаются к продукции с высокой добавленной стоимостью, наукоемкой продукции и услугам, которые требуют высокой квалификации рабочей силы (high-level skills labor force) [3].

Так, актуализируются проблемы, связанные, с одной стороны, с масштабным исследованием влияния человеческого капитала на экономическую эффективность стран или региона (The effect of human capital on countries' economic efficiency) [4; 20], а с другой - с локальным исследованием влияния человеческого капитала на экономическую эффективность развития организации или отдельных сторон развития рынка труда [5; 7; 14].

С необходимостью возникают исследовательские вопросы о специфике формирования интеллектуального капитала в контексте образования взрослых [21], непрерывного образования [27; 30].

В зарубежных исследованиях отмечается, что интеллектуальный капитал представляет собой соотношение человеческого, социального и организационного капиталов (the balancing of three different intellectual capitals: human, social and organizational capitals, respectively) [22]; новые возможности и способы интеграции технологий в образовательный процесс создаются каждый день [11].

Современное образование представлено различными формами и подходами. Сегодня активно внедряются новые образовательные технологии (электронные учебники, электронные факультеты, дистанционные формы образования и др.). Происходит усиление мировоззренческой функции информатики, роста ее интегрирующей роли по отношению ко многим научным и научно-техническим дисциплинам и направлениям: кибернетика, теория управления, связь, вычислительная техника и т. д. [32].

В данных условиях становится актуален поиск индивидуальных образовательных траекторий [34]; индивидуального сопровождения [35]; индивидуализации образовательного процесса в целом [23].

Как отмечается авторами исследования [23], в настоящее время делается акцент на практико-ориентированную подготовку педагогов, персонализированное планирование обучения студентов, индивидуализированный процесс обучения и персонализированное отслеживание его результатов. В этой связи отмечается актуальность следующих технологий [обзор по: 23]: рефлексивный отчет (H. Korhonen, H. Heikkinen, U. Kiviniemi, A. Toom, J. Pietarinen, T. Soini [9; 19]), рефлексивные интервью (K. Sedova [16]), рефлексия педагогической практики (O. Ergas [6]); рефлексивный семинар (P. Svojanovsky [18]); ко-генеративный диалог (J. L. Beltramo [2]) и дискурс (J. Mena, P. Hennissen, J. Loughran [13]).

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Другими словами, с необходимостью исследуется проблема формирования рефлексии результатов образовательной деятельности [33].

Целью нашего исследования стало определение основных рефлексивных принципов развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

Методология исследования

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, исследующих проблемы информационного и знаниевого развития общества, рефлексивности познавательных процессов, философии образования.

Философия образования как методологическая основа исследования предполагает раскрытие общих закономерностей и тенденций когнитивного развития личности в образовательном процессе в условиях исторически изменяющегося глобального информационного содержания. Ее цель философская рефлексия и интегративный анализ широкого круга отдельных концептуальных идей, отражающих процессы рефлексивного развития личности.

Онтологические, гносеологические, аксиологические, праксиологические и др. аспекты анализа проблем когнитивного развития личности в образовательном процессе позволяют отрефлексировать происходящие процессы в условиях изменяющегося информационного содержания образования.

Результаты исследования

Представления о рефлексии и рефлексивности знания

Для формирования определенного контекста проводимого анализа необходимо уточнить содержание основных понятий данной области исследований. Термин «рефлексия»

(от лат. твАвхю - обращение назад) рассматривается в различных гуманитарных науках и в широком смысле понимается как способность человеческого мышления к критическому самоанализу [33]. Это в первую очередь связано с понятием интеллектуального потенциала личности как развитой способности человека распознавать и решать сложные мыслительные задачи, развитого воображения; интеллектуального потенциала как склонности к рефлексии и самоанализу, критичности мышления, а также наличие социально признанных успехов, отражаемых в показателях достижений [29].

В системе образования рефлексия определяется как процесс осмысления чего-либо с помощью изучения и сравнения; размышление, полное сомнений, противоречий, переживаний, особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущений [33].

Современное образование перешло ту грань, до которой деятельность по формированию образовательной концепции могла осуществляться без участия и контроля ее самосознания. Это самосознание функционирует через посредство выработанных в философии образования рефлексивных механизмов: представлений и понятий своего анализа, операций и приемов, критериев оценки по формированию образовательной концепции [31].

Рефлексия понимается как форма познавательной деятельности, осуществляемая в теоретическом и практическом познании, как принцип человеческого мышления, направляющий это мышление на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок [31].

В современных условиях, по словам М. Бим-Бада, «школа призвана ориентировать новые поколения в системе наук и устанавливать плодотворную связь с ними. Путь от смутных представлений к ясным понятиям

2019, том 9, № 2

лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности чувственного мышления» 1 . Рефлексия - умение отказываться ради истины от предвзятости, от своей субъективности, воспитывая отношение к истине как процессу, приручая к постоянному пересмотру и совершенствованию понятий (Б. М. Бим-Бад)2

Исследователями отмечается, что рефлексия выступает также как средство становления субъектных позиций обучающегося [23]. Внутренняя сторона индивидуализации реализуется посредством формирования у обучающегося рефлексивных умений, которые являются механизмом и условием его развития. Применение рефлексивных методик, учитывающих актуальные образовательные потребности обучающихся, их субъективный опыт в учебном процессе, позволяет приобщить обучающихся к открытому мышлению, обеспечивает достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствует формированию адекватной самооценки [23, с. 11].

Необходимо отметить, что специфика процессов рефлексивности современного знания заключается в активном влиянии на процессы его формирования коммуникационных и информационных детерминантов [15], обусловливающих, с одной стороны, увеличение объемов знания, но с другой - снижающих качество его рефлексии, качество его усвоения и определяющих ценностные основания [32].

Причины увеличения объемов информации и знания

Наука в новых условиях в целом приобретает следующие основные особенности, с которыми, по мнению Н. А. Князева [26,

ISSN 2658-6762

с. 210] и др. исследователей, связано формирование качественно нового вида научной рациональности: глобальный масштаб интеграционных процессов, происходящих не только внутри самой науки, но и взаимосвязи ее с внешней социальной средой; интенсивное освоение информационной реальности, превращение информационных технологий в основу социальной технологизации всех сфер жизнедеятельности общества; возрастание роли теоретической рефлексии над наукой, глубокая интеграция философского и методологического уровней этих рефлексивных процессов с прогрессом самой науки, достижением в данной связи качественно нового уровня управления развитием научных исследований.

Рассмотрим основные причины, обусловливающие разность скорости роста знания и информации в сферах науки и образования. Во-первых, каждое новое поколение людей при существующих способах обучения не может освоить весь объем знаний и информации, превышающий психофизические и физиологические возможности даже самых одаренных индивидов. Во-вторых, физическое время обучения имеет некоторый верхний предел и в идеале должно быть постоянным для каждой категории обучающихся. В-третьих, отсутствуют специальные технологии, позволяющие каждому индивиду усвоить весь объем знаний. Реально работающими являются общие и групповые технологии (методики) [31].

Убыстрение информационных потоков приводит к тому, что на традиционный анализ данных времени не хватает, и сами данные быстро устаревают. В этой ситуации необходимо графическое представление информа-

http://sciforedu.ru

1 Бим-Бад Б. М. Философия как основа и главное содер- 2 Там же.

жание образования // Поиск. - 2007. - апрель. - С. 2-5._

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, том 9, № 2

ции, так как оно наиболее естественно для человека и позволяет самым эффективным образом работать с информацией.

Причины снижения качества рефлексии информации и знания

Образовательная система, хотя и является по своей природе достаточно консервативной, также неизбежно подвергается мощному воздействию информационно-коммуникационных технологий. Одним из основных направлений использования информационных технологий в образовании является визуализация информации.

Однако исследователи акцентируют внимание на существенном изменении психологии восприятия текста в мультимедийной среде. В условиях распространения мультимедийных технологий изменяются способы взаимодействия читателя с информацией, возрастает количество людей, ориентированных на восприятие экранного образа [25].

Уже сейчас очевидно, что информационные технологии оказывают на образование очень мощное воздействие. Это не просто дополнительный фактор, который желательно учитывать - развивающееся информационное общество принципиально изменяет формы и методы образования (В. И. Игнатьев, Ф. И. Розанов3).

Внедрение интернет-технологий существенно изменило основания интеллектуальной деятельности и процессов познания. В настоящее время Интернет является определяющей средой научно-образовательного процесса, вне которой невозможно и существова-

ISSN 2658-6762

ние науки, и функционирование системы образования, и профессиональное развитие исследователей и преподавателей.

Подчеркивается, что пока ещё в образовательной технологии центральной фигурой остается «человек - преподаватель». В какой мере и на какой период он останется в этом статусе, а если останется, то как видоизменится его деятельность, - эти и другие аналогичные вопросы уже возникают и ждут своего решения в связи с активным внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс4 [31].

Дистанционное образование в настоящее время претендует на роль всеобщей формы как условие управления интеграцией образования и вхождения в мировое образовательное пространство. Вместе с тем располагая транслирующими и принимающими устройствами, студенты данной формы обучения не имеют возможности осуществлять содержательную рефлексию получаемой информации. Другими словами, организованное на принципах классической дидактики дистанционное образование не ориентировано на интеграционные процессы в образовании, а также на разрешение противоречий, которых оно не лишено, как и любая другая форма5 [31].

Причины снижения качества усвоения информации и знания

Проблема снижения качества рефлексии информации и знания влечет за собой и проблему снижения качества их усвоения.

Наиболее важный вопрос здесь - проблема неприсвоенности научного знания. В процессе трудовой деятельности и совре-

http://sciforedu.ru

3 Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Образование в инфор- 5 Исследовательский университет: опыт реализации мационную эпоху // Философия образования. - 2008. - инновационной образовательной программы / Под № 2. - С. 76-86. ред. Г. В. Майера; Вып. 2. - Томск : ТГУ, 2007 - 156 с.

4 Там же._

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

56

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

менной научно-технической революции возникает своеобразная человеческая форма «присвоения» мира - его мысленное отображение. Оно постепенно складывается в систему знаний, овладение которой в свою очередь становится предпосылкой и условием деятельности каждого.

Образование непосредственно связано со знанием, его накоплением и передачей. Образование связано также с переходом от единичного (открытие нового в науке и практике) к общему (присвоение открытого к существующей совокупности знания), а от него снова к единичному (присвоение и применение знаний каждым человеком). Этот процесс имеет объективный характер. Но объект образования не совпадает с объектом познания и выступает как своеобразный «второй объект». В учебном познании объективный мир опосредован знанием о нем.

При анализе причин неприсвоенности научного знания основная причина усматривается в непонимании современной науки. По мнению исследователей, это обусловлено тем, что «наша дидактика - это дидактика фактов, тогда как необходима дидактика смыслов»6. Дидактика фактов явно или неявно склоняется к тому, что чем больше преподать человеку знаний, тем лучше, и успевающим в этом образовательном марафоне становился тот, у кого лучше память и усидчивость. Вопрос о понимании как способе личностного присвоения знания особенно не акцентиру-

7

ется , так как понимание мыслится в дидактике фактов чем-то вроде бесплатного приложения к знаниям.

Исследователями данной проблематики подчеркивается, что почти не рассматриваются аспекты чтения как неинтеллектуальной,

6 Сандакова Л. Б., Бажутина Т. О. Культура понимания в современной философии образования // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 231.

интуитивной деятельности порождения смыслов, которые нельзя объяснить или передать, а можно только «открыть» в результате личных усилий. Напротив, (и это тревожит учёных) очевиден факт стремления различными способами - краткими пересказами, адаптированными переводами, ссылками на авторитеты и т. п. - облегчить «работу» читателя, предложить ему «готовые» истины [цит. по: 28]. В структуре преподавания нет средств, позволяющих управлять чтением как процессом смыслообразования и формировать основные компоненты и механизмы читательской деятельности. Читатель низводится на пассивную позицию потребителя «готовых» истин, а не в позицию активного взаимодействия с текстом, которая инициировала бы процессы смысло-образования [28].

Другими словами, исследователями подчеркивается, что понять текст учащийся сможет лишь в том случае, если сумеет выделить в способе его организации основные элементы и определить их отношения. Говоря иначе, для того чтобы возникли собственные мысли, нужно сначала разобраться в самом тексте, как разбираются в условиях задачи, анализируя их: найти главную мысль, определить отношения между темой, идеей и структурой произведения. Однако дело не может ограничиваться простым сложением умений. Чтение литературного произведения, воплощая поиск и открытие личностных смыслов, предстает структурой значительной сложности. С этим связана принципиальная множественность возможных способов понимания литературы, поэтому задачи чтения как процесса порождения смысла существенно усложнены по отношению к задачам так называемого информативного чтения [см. подробнее: 28].

7 Беляева Л. А. Образование и проблема неприсвоенно-сти научного знания // Философия образования. -2004. - № 1 (9). - С. 36-41.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

57

2019, том 9, № 2

Зарубежными исследователями также отмечается, что так называемое информационное обучение (informational learning), которое понимается как приобретение новой информации путем ее добавления, не отвечает на вызовы современного общества. Необходимо формировать преобразующее обучение (transformative learning), когда обучающиеся не только приобретают новые знания, но «преобразуют» свое мировоззрение, оценивая и адаптируя свои предположения относительно существующих проблем [8, p. 19]. Одним из основных методов, с помощью которого преобразующее обучение может быть сформировано, -это эстетический опыт (aesthetic experience), предлагающий в своей основе разнообразные смыслы и символы, позволяющие учащимся сформулировать ответ (delicate meanings) на определенные проблемы, и что не может быть легко выполнено посредством рациональной аргументации [8].

Принципы рефлексивной модели понимания

Понимание есть результат человекораз-мерности знания, т. е. только то, что «по размеру» и, наоборот, непонимание - то, что не соответствует размеру познавательного и ценностно-смыслового горизонта личности. Понимание предполагает определенные умственные операции, которые необходимо осуществить над текстом как осваиваемым фрагментом научного знания, поместив его в определенный контекст. Понимание и есть тот механизм, который приводит в движение внутренние источники, источники самодвижения, позволяющие реализовать потенциальные возможности зоны ближайшего развития, а воз-

ISSN 2658-6762

можно, и более отдаленных зон, поскольку понимание обладает, с одной стороны, свойством проективности, а с другой - нелинейности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. М. Трофимов в своем исследовании развития математической сообразительности показывает [обзор по: 36], что, к примеру, метод картирования дал основу создания интеллект-карт в индивидуальной практике концентрации мышления (эти карты используются как способ упаковки информации, активизации зрительной памяти, как поддержка при принятии сложного решения, для увеличения скорости мышления при мозговом штурме, при передаче информации другим лицам; применяются они также и при дистанционной форме обучения [1]); высокотехнологичный способ помощи слепым опирается на построение когнитивных карт [10]; изучен интересный вариант использования карты мышления всего мозга для анализа предпочтений в обучении учащихся больших классов [12].

В итоге составляющими элементами рефлексивной модели понимания являются9:

- во-первых, историко-культурная реконструкция знания, позволяющая представить знание в «жизненной пульсации» движения становления;

- во-вторых, активное участие в поисках истины самого познающего субъекта, его заинтересованность в этом процессе;

- в-третьих, учет индивидуального контекста с опорой на зону ближайшего развития обучающегося.

Принципы развития системной рефлексии личности

Углубляющаяся специализация научной деятельности, с одной стороны, усиливает

http://sciforedu.ru

8 Беляева Л. А. Образование и проблема неприсвоенно- 9 Там же.

сти научного знания // Философия образования. -2004. - № 1. - С. 36-41.

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

процессы дифференциации и интеграции различных областей научного знания, приводя их к дисциплинарной перестройке, к формированию новых междисциплинарных научных отраслей. С другой стороны, специализация научной деятельности существенно изменяет облик образовательного знания, поскольку образование как система знания является приблизительным «слепком» научного знания, и этот «слепок» столь же иерархичен, как и научное знание. В итоге знания современного человека как бы «разложены по полочкам», а целостного знания нет. Вследствие этого в современных условиях максимально необходимо развитие системности образовательного знания [30], развития системной рефлексии личности.

Философия есть, вкупе с немногими другими, совершенно необходимая составная часть любого разумного содержания образования. Познавательная теоретическая установка способствует проявлению благоразумия, мудрости, способности к наукам и искусствам. «Самодостаточное познание, созерцание истины делает возможным прикладные достижения науки. Философский разум является новой, высшей ступенью человеческого разума. Но подлинная философия должна быть лишена односторонности»10.

Философия - это не только рефлексивно-теоретическая система, выражающая наиболее общее видение мира, но и система принципов, которая учит «искусству жить» разумно. Философия предполагает развитие системы мировоззренческих знаний человека о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, смысле и цели человеческой истории и т. д. Процесс

10 Беляева Л. А. Образование и проблема неприсвоен-

ности научного знания // Философия образования. -2004. - № 1. - С. 36-41.

философского творчества формирует у человека способности разумного обоснования его места в мире, смысла жизни, исторического предназначения, личной свободы11.

Заключение

Обобщим основные рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания.

1. Рефлексия как способность человеческого мышления к критическому самоанализу в первую очередь связана с понятием интеллектуального потенциала личности, основой которого и является склонность личности к рефлексии и самоанализу, критичность мышления в целом. Рефлексия существует для преодоления личностью инертности чувственного мышления (субъективности) своей направленностью на пересмотр и совершенствование понятий.

2. Рефлексивные умения личности являются механизмом и условием ее развития на фоне возрастания значимости теоретической рефлексии над наукой, глубокая интеграция философского и методологического уровней этих рефлексивных процессов с прогрессом самой науки.

3. Коммуникационные и информационные детерминанты активно влияют на процессы формирования информации и знания, обусловливая увеличение объемов знания, но снижающие качество его рефлексии и усвоения

А. Причины увеличения объемов информации и знания: объем знаний и информации превышает психофизические возможности его усвоения даже у самых одаренных индивидов; убыстрение информационных потоков приводит к тому, что на традиционный анализ данных времени не хватает и сами данные быстро устаревают.

11 Бим-Бад Б. М. Философия как основа и главное содержание образования // Поиск. - 2007. - апрель. -С. 2-5.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

59

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Б. Причины снижения качества рефлексии информации и знания: графическое представление информации, так как оно наиболее естественно для человека позволяет эффективным образом работать с информацией; изменяются способы взаимодействия личности с информацией, возрастает ориентированность на восприятие экранного образа; развиваются информационные технологии визуализации информации в образовании. Однако при этом качество и возможности осуществления содержательной рефлексии получаемой информации личностью существенно снижаются.

В. Причины снижения качества усвоения информации и знания: вопрос о понимании как способе личностного присвоения знания. Так называемое информационное обучение (informational learning), которое понимается как приобретение новой информации путем ее добавления, не отвечает на вызовы современного общества. Необходимо формировать преобразующее обучение (transformative learning), когда

обучающиеся не только приобретают новые знания, но «преобразуют» свое мировоззрение, оценивая и адаптируя свои предположения относительно существующих проблем.

4. Составляющими элементами рефлексивной модели понимания являются: историко-культурная реконструкция знания, позволяющая представить знание в процессе его становления; активное участие в поисках истины самого познающего субъекта, его заинтересованность в этом процессе; учет индивидуального контекста с опорой на зону ближайшего развития обучающегося.

5. Усиливающиеся процессы дифференциации и интеграции различных областей научного знания приводят их к дисциплинарной перестройке. В итоге знания современной личности человека как бы «разложены по полочкам», а целостного знания нет. В следствие чего максимально необходимо развитие системности образовательного знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 174. - P. 18591866. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.848

2. Beltramo J. L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 63. - P. 326-337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.01.007

3. Chimba C. A. Lifelong learning challenges and opportunities for traditional universities // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 46. - P. 1943-1947. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.408

4. Choi K.-H., Shin S. Population aging, economic growth, and the social transmission of human capital: An analysis with an overlapping generations model // Economic Modelling. - 2015. - Vol. 50. - P. 138-147. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2015.05.015

5. Diaz-Fernandez M., Pasamar-Reyes S., Valle-Cabrera R. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: a structural perspective // BRQ Business Research Quarterly. - 2017. - Vol. 20, Issue 1. - P. 63-77. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.brq.2016.03.002

6. Ergas O. Reclaiming ethics through "self': A conceptual model of teaching practice // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 68. - P. 252-261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.013

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

7. Gogan L. M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational performance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 221. - P. 194-202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.106

8. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 180. - P. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.02.079

9. Korhonen H., Heikkinen H., Kiviniemi U., Tynjala P. Student teachers' experiences of participating in mixed peer mentoring groups of in-service and pre-service teachers in Finland // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 61. - P. 153-163. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2016.10.011

10. Koukourikos P., Papadopoulos K. Development of cognitive maps by individuals with Blindness using a multisensory application // Procedia Computer Science. - 2015. - Vol. 67. - P. 213-222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.09.265

11. Laal M. Lifelong Learning and Technology // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 83. - P. 980-984. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.182

12. Le Roux I. New large class pedagogy: developing students' whole brain thinking skills // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Vol. 15. - P. 426-435. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.116

13. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 66. -P. 47-59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.024

14. Pasban M., Nojedeh S. H. A review of the role of human capital in the organization // Procedia -Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 230. - P. 249-253. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.09.032

15. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. - 2018. -Vol. 11 (3). - P. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17

16. Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 67. - P. 278-290. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2017.06.018

17. Smajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth // Human Affairs. - 2015. -Vol. 25, Issue 3. - P. 342-361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028

18. Svojanovsky P. Supporting student teachers' reflection as a paradigm shift process // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 66. - P. 338-348. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2017.05.001

19. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhalto K. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community // Teaching and Teacher Education. - 2017. - Vol. 63. - P. 126-136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013

20. Tzeremes N. G. The effect of human capital on countries' economic efficiency // Economics Letters. - 2014. - Vol. 124, Issue 1. - P. 127-131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2014.05.006

21. Wahlgren B., Mariager-Anderson K., Sarensen S. H. Expanding the traditional role of the adult education teacher - the development of relation-al competences and actions // Teaching and Teacher Education. - 2016. - Vol. 60. - P. 303-311. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.09.005

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

22. Wohlin C., Smite D., Brede Moe N. A general theory of software engineering: balancing human, social and organizational capitals // Journal of Systems and Software. - 2015. - Vol. 109. - P. 229242. DOI: https://doi.org/10.1016/jjss.2015.08.009

23. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъ-ектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 7-21. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01

24. Далингер В. А. Рефлексивные задачи как средство, обеспечивающее понимание учебного материала по математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 8. - С. 118-121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17955339

25. Динер Е. В., Мосунова Л. А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. -С. 34-48. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.03

26. Князев Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография. - Красноярск: Сибирский гос. аэрокосмический ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева, 2008. - 270 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299

27. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования: монография. - М.: Наука, 2006. - 221 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19972847

28. Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2018. - № 2. - С. 135-152. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08

29. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 196 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24960634

30. Пушкарев Ю. В., Пушкарева Е. А. Фундаментальное знание в непрерывном образовательном процессе: методология и аксиология проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 87-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08

31. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 195 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773

32. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 172 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24960640

33. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 4. - С. 54-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277

34. Степанова Л. Н. Индивидуальные образовательные траектории в контексте вузовского образования // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 4. - С. 88-92. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=25085284

35. Судоргина Л. В. Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений как основа качественного образования // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 3. -С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737915

36. Трофимов В. М. О математической природе сообразительности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 151-170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

2019, Vol. 9, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1902.04

Yury Viktorovich Pushkarev,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Law and Philosophy Department,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5919-7221 E-mail: [email protected] Elena Aleksandrovna Pushkareva,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Law and Philosophy Department,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783 E-mail: [email protected]

Reflexive principles of personal development in the changing information content

Introduction. The article examines the development of individuals ' intellectual potential, their ability to reflection and self-analysis. The purpose of the article is to identify the basic reflexive principles ofpersonality development in the context of changing information content.

Materials and Methods. The methodology of the research includes the analysis and synthesis of research works of foreign and Russian scholars who study the problems of information and knowledge development of society, reflexivity of cognitive processes, and philosophy of education. Philosophy of education as a methodological basis of this study involves the disclosure of General patterns and trends of cognitive development of the individual in the educational process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Results. The authors have clarified the basic understanding of such concepts as "reflection" and "reflexive skills of the individual" in the context of developing intellectual potential of the individual. It is argued that the reflexive skills of the individual are the mechanism and condition of their development in the conditions of increasing the role of theoretical reflection on science. Features of influence of communication and information determinants on processes offormation of information and knowledge are revealed. Particular attention is paid to the identification of the reasons for the increase in the volume of knowledge, but reducing the quality of its reflection, and the quality of knowledge acquisition. The main possibilities of the content reflection of the received information by are revealed. It is emphasized that it is necessary to develop the system of educational knowledge as a system of ideological knowledge of the individual, formed on the basis of the principles ofphilosophical reflection.

Conclusions. Conclusions are made about reflexive principles of personality development in the conditions of changing information content.

Personality development; Reflexive principles of development; Modern education; Philosophical reflection; Quality of reflection; Sustainable development of society; Information development.

Abstract

Keywords

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

63

2019, Vol. 9, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

REFERENCES

1. Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method. Procedía - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 174, pp. 1859-1866. DOI: https://doi.org/10.10167j.sbspro.2015.01.848

2. Beltramo J. L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 63, pp. 326-337. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.tate.2017.01.007

3. Chimba C. A. Lifelong learning challenges and opportunities for traditional universities. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 46, pp. 1943-1947. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.408

4. Choi K.-H., Shin S. Population aging, economic growth, and the social transmission of human capital: An analysis with an overlapping generations model. Economic Modelling, 2015, vol. 50, pp. 138-147. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.econmod.2015.05.015

5. Diaz-Fernandez M., Pasamar-Reyes S., Valle-Cabrera R. Human capital and human resource management to achieve ambidextrous learning: a structural perspective. BRQ Business Research Quarterly, 2017, vol. 20, no. 1, pp. 63-77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brq.2016.03.002

6. Ergas O. Reclaiming ethics through "self': A conceptual model of teaching practice. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 68, pp. 252-261. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.09.013

7. Gogan L. M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 221, pp. 194-202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.106

8. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 180, pp. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079

9. Korhonen H., Heikkinen H., Kiviniemi U., Tynjâlâ P. Student teachers' experiences of participating in mixed peer mentoring groups of in-service and pre-service teachers in Finland. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 61, pp. 153-163. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.10.011

10. Koukourikos P., Papadopoulos K. Development of cognitive maps by individuals with Blindness using a multisensory application. Procedia Computer Science, 2015, vol. 67, pp. 213-222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.09.265

11. Laal M. Lifelong Learning and Technology. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 83, pp. 980-984. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.182

12. Le Roux I. New large class pedagogy: developing students' whole brain thinking skills. Procedia Social and Behavioral Sciences, 2011, vol. 15, pp. 426-435. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.03.116

13. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 66, pp. 47-59. DOI: https://doi.org/10.1016/j .tate .2017.03.024

14. Pasban M., Nojedeh S. H. A review of the role of human capital in the organization. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2016, vol. 230, pp. 249-253. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.09.032

15. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication. XLinguae, 2018, vol. 11 (3), pp. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

64

2019, Vol. 9, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

16. Sedova K. A case study of a transition to dialogic teaching as a process of gradual change. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 67, pp. 278-290. DOI: https://doi.oig/10.1016/j .tate.2017.06.018

17. Smajs J. The philosophical conception of a constitution for the Earth. Human Affairs, 2015, vol. 25, issue 3, pp. 342-361. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/humaff-2015-0028

18. Svojanovsky P. Supporting student teachers' reflection as a paradigm shift process. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 66, pp. 338-348. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.001

19. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhalto K. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community. Teaching and Teacher Education, 2017, vol. 63, pp. 126-136. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013

20. Tzeremes N. G. The effect of human capital on countries' economic efficiency. Economics Letters, 2014, vol. 124, no. 1, pp. 127-131. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econlet.2014.05.006

21. Wahlgren B., Mariager-Anderson K., Sorensen S. H. Expanding the traditional role of the adult education teacher - the development of relation-al competences and actions. Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 60, pp. 303-311. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.09.005

22. Wohlin C., Smite D., Brede Moe N. A general theory of software engineering: balancing human, social and organizational capitals. Journal of Systems and Software, 2015, vol. 109, pp. 229-242. DOI: https://doi.org/10.1016/jjss.2015.08.009

23. Bayborodova L. V., Belkina V. N., Gruzdev M. V., Gushchina T. N. Student-centered educational technology of individualization within the framework of teacher education institutions. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5, pp. 7-21. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.01

24. Dalinger V. A. Reflexive problems as a means of providing understanding of the educational material on mathematics. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2012, no. 8, pp. 118-121. (In Russian) URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=17955339

25. Diner E. V., Mosunova L. A. Imagination development in the process of reading e-books. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 2, pp. 34-48. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.03

26. Knyazev N. A. Philosophical problem of essence and existence of a science: Monograph. Krasnoyarsk, Siberian State Aerospace University Acad. M. F. Reshetnev Publ., 2008, 270 p. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20047299

27. Lomakina T. Yu. The modern principle of development of continuous education. Monograph. Moscow, Nauka Publ., 2006, 221 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19972847

28. Mosunova L. A. Managing reading of literary texts as a process of search for meaning. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 2, pp. 135-152. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08

29. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Education of knowledge society: specificity of modern development. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 196 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634

30. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Fundamental knowledge in the context of the problems lifelong learning and continuing education. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, no. 1, pp. 87-98. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1601.08

31. Pushkareva E. A. Philosophical analysis of the integration of education and science. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24174773

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

65

2019, Vol. 9, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

32. Pushkareva E. A. Value foundations of interaction between modern education and science. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640

33. Ryapisova A. G. Reflection of the results educational activities. Journal of Pedagogical Innovations, 2015, no. 4, pp. 54-65. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085277

34. Stepanova L. N. Individual learning paths in the context of higher education. Journal of Pedagogical Innovations, 2015, no. 4, pp. 88-92. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085284

35. Sudorgina L. V. Individual support of participants of educational relations as the basis for quality education. Journal of Pedagogical Innovations, 2016, no. 3, pp. 78-85. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737915

36. Trofimov V. M. About the mathematical nature of acumen. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 4, pp. 151-170. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.10

Submitted: 02 September 2018 Accepted: 09 January 2019 Published: 28 February 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.