Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕННОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР)'

ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕННОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Мария Владимировна, Пушкарёва Елена Александровна

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования образованной личности в межкультурном взаимодействии. Цель исследования - анализ и обобщение исследовательских подходов к содержанию иноязычного образования в ценностном становлении личности. Методология. Основа методологии заключается в сравнительном анализе и обобщении исследовательских трактовок и методологических подходов в контексте исследуемой проблемы. Методологической основой исследования выступают основные принципы философии образования, имеющей своим объектом образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих междисциплинарные факторы развития системы образования. Сравнение проводится на основе обзора научной литературы по проблеме в области философии и истории образования, лингвокультурологии, педагогики. Результаты. Авторами раскрывается современное измерение содержания проблемы формирования иноязычного образования в ценностном становлении личности в следующих основных ее контекстах: иноязычное образование в практике образования рассматривается в первую очередь как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности; иноязычное образование - как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации; иноязычное образование - как единый процесс познания мировой культуры. Заключение. В заключении авторами обобщается основное содержание проблемы формирования иноязычного образования с акцентом на ценностное становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Мария Владимировна, Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND VALUE FORMATION OF A PERSONALITY: ANALYSIS OF CONTEMPORARY TRENDS AND DEVELOPMENTS (REVIEW)

Introduction. The article considers personal development through intercultural communication. The purpose of the study is to analyze and summarize approaches to researching the content of foreign language education with the main focus on the value formation of a personality. Materials and Methods. The research methodology comprises a comparative analysis and generalization of research interpretations and methodological approaches to intercultural language teaching and learning. The study follows the basic principles of philosophy of education, which considers education in its value, system, procedural and productive characteristics, taking into account the interdisciplinary factors of the development of the education system. The comparative analysis is based on scholarly literature on the problem in the fields of philosophy and history of education, linguistics, cultural and education studies. Results. The authors reveal the modern dimension in studying the content of foreign language education with the main focus on the value-based formation of a personality in the following main contexts: (1) foreign language education as a holistic process of teaching and learning and moral education; (2) foreign language education as an integrated process of developing a linguistic personality capable of dialogue and communication; (3) foreign language education as an integrated process of learning world culture. Conclusions. In conclusion, the authors summarize the main content of foreign language education with an emphasis on value formation of a personality.

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕННОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР)»

Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

УДК 101+13+316+372.016:811 Научная статья / Research Full Article

DOI: 10.15293/2658-6762.2201.03 Язык статьи: русский / Article language: Russian

Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор)

М. В. Кузнецова не1, Е. А. Пушкарёва1

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема формирования образованной личности в межкультурном взаимодействии.

Цель исследования - анализ и обобщение исследовательских подходов к содержанию иноязычного образования в ценностном становлении личности.

Методология. Основа методологии заключается в сравнительном анализе и обобщении исследовательских трактовок и методологических подходов в контексте исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования выступают основные принципы философии образования, имеющей своим объектом образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих междисциплинарные факторы развития системы образования.

Сравнение проводится на основе обзора научной литературы по проблеме в области философии и истории образования, лингвокультурологии, педагогики.

Результаты. Авторами раскрывается современное измерение содержания проблемы формирования иноязычного образования в ценностном становлении личности в следующих основных ее контекстах: иноязычное образование в практике образования рассматривается в первую очередь как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности; иноязычное образование - как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации; иноязычное образование - как единый процесс познания мировой культуры.

Заключение. В заключении авторами обобщается основное содержание проблемы формирования иноязычного образования с акцентом на ценностное становление личности.

Ключевые слова: формирование образованной личности; межкультурное взаимодействие; иноязычное образование; ценностное становление личности; философия образования.

Библиографическая ссылка: Кузнецова М. В., Пушкарёва Е. А. Иноязычное образование в ценностном становлении личности: анализ развития и современное измерение содержания проблемы (обзор) // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 1. - С. 55-75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03

Н Автор для корреспонденции: Мария Владимировна Кузнецова, golubeval9952001 (cfyyandex.ni

© М. В. Кузнецова, Е. А. Пушкарёва, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Постановка проблемы

Проблема иноязычного образования в становлении личности является актуальной в связи с интенсивным развитием глобального информационного общества и коммуникационных технологий [1-4]. В настоящее время складывается проблема неоднозначного отношения членов информационного общества к использованию цифровых технологий в образовании [5-10]; исследуется многовекторное воздействие информационного развития на личность в образовательной среде [11-14]; выявляются пути совершенствования обучения языку в виртуальном образовательном пространстве [15-18]. Указанные тенденции показывают необходимость российского общества в специалистах, способных использовать иностранный язык в профессиональных, образовательных целях как внутри своей страны, так и на международном уровне.

Целью данной работы был анализ различий в содержании трактовок иноязычное образование. Авторы предположили, что различие подходов связано с интегративным содержанием данного понятия и акцентом исследователей на отдельных аспектах такого содержания. Были рассмотрены философское, культурологическое, педагогическое содержание и

1 Наливайко Н. В. Философия образования. Некоторые проблемы формирования концепции. - Новосибирск, 2000. - 140 с.; Паршиков В. И. Философские основания современного образования: монография. - Новосибирск: ГЦРО, 2001. - 264 с.; Майер Б. О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монография. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - 276 с.; Пушкарева Е. А., Нали-вайко Н. В. Формирование отечественной системы образования в современных условиях // Философия образования. - 2010. - № 1. - С. 24-29.

2 Гершунский Б. С. Философия образования: учебное

пособие для студентов высших и средних педагоги-

ческих учебных заведений. - М.: Московский психо-

лого-социальный институт, 1998. - 432 с.

выявлены соответствующие исследовательские акценты и современная специфика исследуемых проблем в данной области.

Методология исследования

Методологической основой исследования выступает философия образования1. Философия образования имеет своим объектом образование во всех его ценностных, системных, процессуальных и результативных характеристиках, учитывающих, междисциплинарные, внешние, фоновые параметры и факторы, так или иначе влияющие на функционирование и развитие сферы образования2.

Основные положения философии образования были разработаны такими учеными, как Б. С. Гершунский3, В. В. Краевский4, Н. В. Наливайко5. Научные труды данных исследователей посвящены философским и теоретическим основаниям отечественной системы образования, что создает фундаментальную (онтологическую, гносеологическую, аксиологическую) основу для изучения развития личности в процессе иноязычного образования.

Б. С. Гершунский6 показывает, что философия образования - это самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются не столько общефилософские

3 Там же.

4 Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 244 с.

5 Наливайко Н. В., Паршиков В. И. Философия образования как объект комплексного исследования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. - 192 с.

6 Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

56

2022. Том 12. № 1

учения, обращенные к образованию, сколько объективные закономерности развития собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования.

Предметом философии образования как науки являются наиболее общие, фундаментальные основания функционирования и развития образования, определяющие, в свою очередь, критериальные основы оценки тоже достаточно общих, междисциплинарных теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, терминов, принципов, постулатов, правил, методов, гипотез, идей и фактов, относящихся к образованию7.

Положения культурологического подхода, выдвинутые М. С. Каган8, И. А. Колес" 9

никовой9, дают возможность для анализа и обобщения проблем формирования иноязычного образования через систему таких понятий, как культура, культурные образцы, нормы, идеалы, ценности.

М. С. Каган10 подчеркивает, что в философском анализе культура предстает как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, охватывая:

- качества самого человека как субъекта деятельности - качества сверхприродные, т. е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления индивида;

- те способы деятельности, которые не врождены человеку, - ни виду, ни индивиду, но которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение,

ISSN 2658-6762

благодаря обучению, образованию, воспитанию;

- многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, - в которых опредмечиваются процессы деятельности, которые становятся «второй природой», творимой из материала «первой», подлинной природы для того, чтобы удовлетворять сверхприродные, специфически человеческие потребности и служить передатчиком этого человеческого начала другим людям;

- вторичные способы деятельности, служащие уже не опредмечиванию, а распредмечиванию тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры;

- вновь человек, вторая роль которого в культуре обусловливается тем, что в процессе распредмечивания он растет, меняется, обогащается, развивается, становится продуктом культуры;

- связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением участвующих в них людей как особым аспектом человеческой деятельности и, соответственно, феноменом культуры.

Определяя понятие «педагогическая культура», И. А. Колесникова акцентирует внимание на социально-исторически обусловленном контексте и результате проявления вовне внутренней специфики субъекта (носителя), рождающего педагогическое качество реальности. Автор отмечает, что именно в ориентации на творение человеческого образа, а не на добросовестное усвоение содержания учебного знания кроются подлинные истоки гуманизации современного образования и его

http://sciforedu.ru

7 Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.

8 Каган М. С. Философия культуры. - СПб,1996. -

415 с.

9 Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 242 с.

10 Каган М. С. Философия культуры. - СПб,1996. -415 с.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

57

2022. Том 12. № 1

гуманитарная сущность. И. А. Колесникова подчеркивает, что пафос педагогической деятельности, ее центральное назначение следует искать в поле человеческих смыслов, постоянно ориентируясь на получение не столько формального, предметного, сколько сугубо человеческого результата.

Определение лингвистических оснований проблемы формирования иноязычного образования в становлении личности позволяет выявить особенности языковой личности, ее содержания, определить специфику ее лингвистических компонентов культуры. Так, Л. В. Щерба отмечал особое значение изучения языка для формирования образа человека в образовательном процессе: «Сравнивая детально разные языки, мы разрушаем ту иллюзию, к которой нас приучает знание лишь одного языка, - иллюзию, будто существуют незыблемые понятия, которые одинаковы для всех времен и для всех народов. В результате получается освобождение мысли из плена слова, из плена языка и придание ей истинной диалектической научности» 11.

Результаты исследования

Раскроем содержание проблемы формирования иноязычного образования в следующих основных ее контекстах:

- иноязычное образование как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности;

- иноязычное образование как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации;

ISSN 2658-6762

- иноязычное образование как единый процесс познания мировой культуры.

Иноязычное образование как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности

Иноязычное образование - это целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития учащихся в рамках предмета «Иностранный язык», который способствует становлению опыта творческой деятельности, духовному развитию личности обучающихся и формированию их культуры (М. Н. Ветчинова)12

Акцент в данном определении направлен на средства и содержание предмета, на основе которого происходит процесс научения знанию иного языка.

Иноязычное личностно ориентированное образование - единый процесс обучения, воспитания и развития целостной личности и субъектности учащегося содержанием и средствами предмета «Иностранный язык» (Е. В. Борзова)13.

Иноязычное образование - целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык» (И. П. Селезнева, И. А. Майер [19, с. 115]).

Как правило, исследователями в данном направлении раскрываются этапы и уровни такого образования в соответствии с уровневой структурой системы образования: дошкольное, общеобразовательное, дополнительное образование, профессиональное образование.

http://sciforedu.ru

11 Цит. по: Бекасова Е. Ю. Личностные характеристики студентов в условиях формирования профессионального билингвизма: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2017. - 27 с.

12 Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного об-

разования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: автореф... дис. д-ра. пед.

наук. - М., 2009. - С. 3-4. URL: https ://www.elibrary.ru/item. asp?id=15950134 13 Борзова Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование на старшей ступени средней школы: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 10. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=15867365

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

58

Science for Education Today

2022. Том 12. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Школьное иноязычное образование является средством приобщения обучаемых к иноязычной культуре, содействует формированию опыта межкультурного общения в процессе организованного овладения его содержанием (Е. Я. Григорьева)14.

Специфика раннего иноязычного образования, способствующая формированию культурного самоопределения младшего школьника, заключается в возможности становления ребенка путем его вхождения в культуру, обеспечения у него восприятия адекватной современному уровню знаний картины мира и его интеграции в систему мировой и национальной культур (Е. А. Исаев)15.

Начальное развивающее иноязычное образование - это:

- способ введения ученика начальной школы в образовательную область «Филология», создающей функциональный базис для развития достижений дошкольного возраста и подготовки к овладению иностранным языком на второй ступени общего школьного образования;

- процесс духовно-нравственного, когнитивного и коммуникативного развития и саморазвития младшего школьника, овладевающего иностранным языком, формирования его нравственных ценностей, эмоционально-

14 Григорьева Е. Я. Проектирование содержания школьного иноязычного образования в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. - Нижний Новгород, 2014. - С. 14. URL: https ://elibrary. ru/item.asp?id=30406598

15 Исаев Е. А. Культурное самоопределение младшего школьника в процессе раннего иноязычного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. - Елец, 2011. - С. 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19349062

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Никитенко З. Н. Теория и технология развивающего

иноязычного образования в начальной школе: авто-

реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Нижний Новгород,

волевой сферы, учебной деятельности и становления иноязычной речевой деятельности как нового средства взаимодействия с окружающим многоязычным и поликультурным миром (З. Н. Никитенко)16.

Дополнительное профессиональное иноязычное образование - подсистема дополнительного образования взрослых, методология которого реализует комплекс принципов, при этом ведущим из них является концепция диалога культур, и отвечает современной ситуации в России - сближению образования с экономикой (Л. В. Журавлева)17.

Иноязычное образование - процесс овладения совокупностью межкультурных, языковых и профессионально-коммуникативных знаний и умений, результатом которого является иноязычная компетентность будущих специалистов (И. В. Касьянова)18.

Иноязычное лингвистическое образование - это процесс и результат подготовки специалистов высшей квалификации, обладающих совокупностью компетенций, систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки для педагогической, переводческой, дипломатической и другой деятельности, требующей знания иностранного языка (Л. А. Дейкова)19.

2011. - С. 14. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=19361637

17 Журавлева Л. В. Развитие гуманитарного потенциала педагога в дополнительном иноязычном образовании: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. -С. 16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19355867

18 Касьянова И. В. Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15831943

19 Дейкова Л. А. Становление и развитие иноязычного лингвистического образования в вузах России (исто-рико-теоретический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. -

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

59

Science for Education Today

2022. Том 12. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Отдельное внимание исследователей уделяется вопросам истории формирования профессиональной подготовки учителей [20; 21] и специалистов иностранного языка [22; 23] в ретроспективе развития педагогического образования [24-26]. Исторический контекст проблемы связан с необходимостью поиска ответов на современные проблемы развития.

Проблемы же современного этапа развития исследователи связывают:

- с выбором новых средств и методов преподавания20 [27; 28];

- с выбором содержания учебного предмета в соответствии с целью и возрастным психолого-педагогическим подходом в обра-зовании21 [29];

- с выявлением специфики формирования иноязычной компетенции22 [30] в процессе научения иностранному языку [31].

Иноязычное образование как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации

Иноязычное образование есть интегра-тивное образование личности, имеющее системную ориентацию и сложную структуру и выступающее как совокупность межкультурных, языковых и профессионально-коммуникативных знаний и умений, в основе которых

Ульяновск, 2011. - С. 10. URL: https ://elibrary. ru/item.asp?id=30357367

20 Стратегия индивидуализации высшего иноязычного профессионально-ориентированного образования: подходы, методы, технологии / Н. И. Алмазова, А. В. Рубцова, Е. А. Крылова и др. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020. - 128 с. ISBN 978-57422-6895-6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42488222

21 Преемственность в иноязычном образовании: про-

блемы и перспективы / Е. В. Бессонова, О. А. Бли-

нова, Е. А. Исакович и др.; Волгоградский государственный институт искусств и культуры. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. -

лежит концепт развития языковой личности, способной к продуктивной коммуникации, предрасположенной к диалогу, взаимопониманию людей (Е. П. Звягинцева, Н. Г. Кондра-хина [32, с. 113]).

Иноязычное образование - процесс овладения совокупностью межкультурных, языковых и профессионально-коммуникативных знаний и умений, в основе которых лежит концепт развития личности, способной к продуктивной коммуникации, к диалогу культур, взаимопониманию людей, более глубокому познанию психологии и культуры других народов (И. В. Касьянова)23.

Интеграция содержания осуществляется вокруг образа языковой личности, ее качеств, формируемых посредством языка.

Под иноязычным филологическим образованием, т. е. видом филологического образования, в центре которого - обучение иностранным языкам, мы предлагаем понимать культу-роцентристское/социо- и поликультурное становление личности, которое происходит благодаря изучению языка и явлений, связанных со сферами (ино-/многоязычной) коммуникации, познанию культур стран изучаемых языков (и через их призму - своей культуры) за

154 с. ISBN 978-5-00072-181-0 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26105887

22 Иноязычная профессиональная компетентность в поликультурном образовании: коллективная научная монография / А. П. Лиферов, Л. П. Костикова, О. Н. Исаева и др. - Рязань: Рязанский Издательско-Полиграфический Дом «ПервопечатникЪ», 2015. -120 с. ISBN 978-5-00050-042-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24894452

23 Касьянова И. В. Педагогическое управление иноязычным образованием будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - С. 9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15831943

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

60

2022. Том 12. № 1

счёт изучения языковых продуктов этих культур, вхождению обучающегося в социокультурную, поликультурную среду и участие в диалоге культур в ходе иноязычной коммуникативной деятельности; формирование компетенций в рамках научной области «Филология», способствующих выполнению различных видов филологической (учебной, научной и практической) деятельности, а также развитие качеств, характеристик, свойств индивида, способствующих социализации в современном глобальном, информационно-коммуникативном обществе средствами предметов филологического цикла (в нашем случае имеется в виду иноязычная/инокультурная филология) (А. А. Колесников [33, с. 63].

Проблемы современного этапа развития исследователи связывают с современной спецификой:

- социокультурного и поликультурного становления личности [34];

- становления личностных качеств, формируемых посредством языка [35; 36];

- личностной социализации в современном глобальном обществе [37];

- информационно-коммуникативного влияния на развитие личности [11; 17].

Полиязычное образование - это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам [38, с. 8].

ISSN 2658-6762

Под ино- и многоязычным филологическим образованием мы предлагаем понимать комплексное образование, ориентированное:

1) на социо-, меж- и поликультурное становление личности, которое происходит благодаря:

- изучению языков и явлений, связанных со сферами ино-, многоязычной, межкультурной коммуникации, познанию культур стран изучаемых языков и переосмыслению своей культуры через их призму за счет изучения текстовых/дискурсивных продуктов этих культур,

- вхождению обучающегося в социокультурную, поликультурную среду,

- участию в диалоге культур за счет иноязычной коммуникативной деятельности;

2) на формирование у обучающегося компетенций, которые сопрягаются с научной областью «Филология» и способствуют выполнению различных видов филологической (учебной, научной и практической) деятельности;

3) на развитие качеств, характеристик, свойств индивида, способствующих его социализации в современном глобальном, информационно-коммуникативном и поликультурном обществе средствами предметов филологического цикла (имеется в виду иноязыч-ная/инокультурная филология).

Вышеописанное позволяет сделать вывод: в русле личностно ориентированного подхода наиболее обобщенной образовательной целью иноязычного филологического образования является становление социо-/поли-/межкультурной личности как плюрилинг-вального субъекта непрерывного развития (А. А. Колесников [33 с. 11]).

http://sciforedu.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

61

2022. Том 12. № 1

Иноязычное образование как единый процесс познания мировой культуры

Иноязычное образование - это образование, осуществляемое посредством иностранного языка как инструмента познания мировой культуры, нацеленное на становление личности обучающегося (В. Н. Карташова)24.

Кроме того, Б. С. Гершунский отмечает, что только на основе реальной оценки собственной образовательной сферы и сравнения уровня образования с международным уровнем высших образовательных достижений любая страна может рассчитывать на полноправное и многоаспектное партнерство в мировом сообществе, конкурентоспособность экономики, уважение к духовным, культурным и ментальным традициям и ценностям ее народов.

Поликультурное воспитание - это целенаправленный гуманистический процесс освоения культурообразовательных ценностей, предусматривающий развитие навыков межличностного взаимодействия в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию к иным культурным ценностям (Н. В. Кагуй)25.

Интеграция и акцент в данном измерении содержания проблемы осуществляется вокруг понимания ценностного компонента культуры26 [39], нацеленности на формирование единой картины мира в ее разнообразии.

ISSN 2658-6762

В данном контексте лингвистическое образование представляет собой специально организованную образовательную среду, опосредующую процесс такого вхождения в ино-культуру, при котором эта культура начинает трансформироваться в ценностно-смысловые составляющие образа мира человека, расширяя его жизненное пространство, предопределяя тем самым возможности трансформации образа жизни (в том числе и профессионального самоопределения) (Н. Н. Истомина)27.

Проблемы современного этапа развития исследователи связывают с проблемами формирования:

- толерантности и эмпатии [34];

- единства и многообразия культурных цен-

ностей [40; 41];

- глобализации [42] и интернационализации

культурного развития, формирования

национальной идентичности [43].

Отдельным направлением исследования становится проблема возникновения, становления и развития так называемого мульти-культурного образования [44] в мировом образовательном процессе. Его отдельными аспектами называют бикультурное (билингвизм)28 и поликультурное языковое образование.

http://sciforedu.ru

24 Карташова В. Н. Формирование лингвогуманитар-ной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образованию: автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Елец., 2003. - С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15778377

25 Кагуй Н. В. Поликультурное воспитание детей до-

школьного возраста в процессе билингвального обра-

зования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Екате-

ринбург, 2004. - 23 с. URL: https ://elibrary. ru/item.asp?id=15889266

26 Культуроведческие аспекты языкового образования. - М.: Еврошкола, 1998. - 165 с. ISBN 5-93285001-9 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26073747

27 Истомина Н. Н. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению в лингвистическом образовании: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Томск, 2006. - С. 8. URL: https ://elibrary. ru/item. asp?id=15913844

28 Круглякова, Т. А. Проблемы изучения билингвизма: книга для чтения. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2014. - 278 с. - ISBN 978-5-86547-000-0 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30667813

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

62

2022. Том 12. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Иноязычное образование в контексте бикультурного и поликультурного развития личности

Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров ввели такой термин, как «лингвострановеде-ние», и определили межкультурное общение как «адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам». Они показали, что «поведенческий быт входит в речевые формулы, т. е. речевой этикет тесно связан с культурой»29. Исследователи отмечают, что в процессе формирования культуры иноязычного общения необходимо вырабатывать в сознании студентов понятия о новых предметах и явлениях, не находящих аналогии ни в их родной культуре, ни в их родном

30

языке30.

Билингвальное образование - это целенаправленная педагогически организованная социализация индивида, осуществляемая в условиях естественного или искусственного билингвизма, в процессе которого обеспечивается освоение обучающимися образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов. Билинг-

вальное образование включает в себя билинг-вальное обучение и поликультурное воспитание (А. Г. Ширин)31.

Л. В. Щерба32 полагал, что «под двуязычием подразумевается способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках», с уточнением: «Так как язык является функцией социальных группировок, то быть двуязычным значит принадлежать одновременно к двум таким различным группировкам». Он рассматривает билингвизм не только с лингвистической, но и с социокультурной точки зрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поликультурное образование как социальное явление представляет собой процесс обучения и воспитания, предусматривающий привитие студентам системы разнообразных и взаимодействующих культурных ценностей. Результатом поликультурного образования является формирование личности, способной к адекватному взаимодействию с представителями других культурных сообществ, сохраняющей и приумножающей (благодаря переосмыслению) ее собственную культуру33.

Поликультурность как свойство личности представляет собой качество, основанное на синтезе толерантности, эмпатии и переоценки собственной культуры; поликультурность может и должна формироваться у обучающихся в ходе поликультурного образова-

ния

34

29 Игнатенко И. И. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования: монография. - М.: МПГУ, 2018. - С. 73.

30 Там же.

31 Ширин А. Г. Билингвальное образование в отече-

ственной и зарубежной педагогике: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Великий Новгород, 2007. - С. 18.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15846275

32 Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. - 4-е изд. - Ленинград : ЛКИ, 2008. 432 с.

33 Межкультурное иноязычное образование: лингводи-дактические стратегии и тактики / Е. Г. Тарева, А. В. Анненкова, Е. С. Дикова и др. - М.: ООО "Издательская группа "Логос", 2014. - С. 30. URL: https ://elibrary.ru/item. asp?id=23628853

34 Межкультурное иноязычное образование: лингводи-дактические стратегии и тактики / Е. Г. Тарева,

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

63

2022. Том 12. № 1

Поликультурное образование следует понимать как процесс управляемого присвоения системы культурных ценностей, присущих различным общностям, формирование и развитие на основе особых черт личности обучающихся как субъектов культуры (толерантность, эмпатия, способность к переоценке своей культуры); эти черты проявляют себя в отношении человека к поликультурному миру, ценностных ориентациях и

35

поведении35.

Межкультурный подход в иноязычном образовании

Межкультурный подход - это учет в процессе обучения обязательного взаимодействия равноправных контактирующих языковых и концептуальных систем участников коммуникации - представителей двух лингвосоциумов - родного и иного36.

Целесообразность - направленность на формирование вторичной языковой личности (И. И. Халеева), обладающей языковой и концептуальной картинами мира родного и иного лингвосоциума и осознающей собственную универсальную сущность как культурно-исторического субъекта37

Межкультурное образование включает следующие аспекты: страноведческую и культурно-специфическую информацию, а также лингвистический компонент, развивающий в индивидууме способность к адекватному поведению в определенных ситуациях и имеющих межкультурное значение (Г. В. Телегина [45, с. 27]).

ISSN 2658-6762

Заключение

В заключение раскроем выявленное в данном исследовании современное измерение содержания проблемы формирования иноязычного образования в ценностном становлении личности в следующих основных ее контекстах.

1. Иноязычное образование в практике образования рассматривается в первую очередь как целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания личности в рамках учебного предмета «Иностранный язык».

Акцент в данном измерении содержания проблемы направлен на средства и содержание учебного предмета, на основе которого происходит процесс научения.

Как правило, исследователями в данном направлении в соответствии с уровневой структурой системы образования раскрываются этапы и уровни такого образования: дошкольное, общеобразовательное, дополнительное образование, профессиональное образование.

Проблемы же современного этапа развития исследователи связывают:

- с выбором новых средств и методов преподавания;

- с выбором содержания учебного предмета в соответствии с целью и возрастным психолого-педагогическим подходом в образовании;

- с выявлением специфики формирования иноязычной компетенции в процессе научения иностранному языку.

http://sciforedu.ru

А. В. Анненкова, Е. С. Дикова и др. - М.: ООО "Издательская группа "Логос", 2014. - С. 33. URL:

https ://elibrary. ru/item.asp?id=23628853

35 Там же. - С. 34.

36 Там же. - С. 48.

37 Там же. - С. 53.

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

64

2022. Том 12. № 1

2. Иноязычное образование как процесс интегративного развития языковой личности, способной к диалогу и коммуникации.

Иноязычное образование в данном контексте есть интегративное образование личности, имеющее системную ориентацию и сложную структуру и выступающее как совокупность межкультурных, языковых и профессионально-коммуникативных знаний и умений, в основе которых лежит концепт развития языковой личности, способной к продуктивной коммуникации, предрасположенной к диалогу.

Интеграция и акцент в данном измерении содержания проблемы осуществляется вокруг образа языковой личности, ее качеств, формируемых посредством языка.

В данном контексте основное содержание вкладывается в такие аспекты становления личности, как культуроцентристское, социокультурное и поликультурное становление личности. Что предполагает развитие таких качеств, характеристик, свойств индивида, которые бы способствовали его социализации в современном глобальном, информационно-коммуникативном обществе.

Проблемы современного этапа развития исследователи связывают с современной спецификой:

- социокультурного и поликультурного становления личности;

- становления личностных качеств, формируемых посредством языка;

- личностной социализации в современном глобальном обществе;

ISSN 2658-6762

- информационно-коммуникативного влияния на развитие личности.

3. Иноязычное образование как единый процесс познания мировой культуры.

Иноязычное образование в данном контексте - это образование, осуществляемое посредством иностранного языка как инструмента познания мировой культуры, нацеленное на становление личности обучающегося.

Интеграция и акцент в данном измерении содержания проблемы осуществляется вокруг понимания ценностного компонента культуры, нацеленности образования на формирование единой картины мира в ее разнообразии.

В данном контексте лингвистическое образование представляет собой специально организованную образовательную среду, опосредующую процесс такого вхождения в ино-культуру.

Проблемы современного этапа развития исследователи связывают с проблемами формирования:

- толерантности и эмпатии;

- единства и многообразия культурных ценностей;

- глобализации и интернационализации культурного развития, формирования национальной идентичности.

Отдельным направлением исследования становится проблема возникновения, становления и развития так называемого мульти-культурного образования в мировом образовательном процессе.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Kobylarek A. Post-pandemic challenges for learning communities // Journal of Education Culture and Society. - 2021. - Vol. 12 (1). - P. 5-11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.L5.11

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

65

Science for Education Today

2022. Том 12. № l

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

2. Kobylarek A., Plavcan P., & Amini Golestani T. Educational priorities in a post pandemic world // Journal of Education Culture and Society. - 2021. - Vol. 12 (2). - P. 5-11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.2.5.11

3. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication // XLinguae. - 2018. -Vol. 11 (3). - P. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17

4. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: tendencies of contemporary development // XLinguae. - 2019. - Vol. 12 (4). - P. 212-218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18

5. Barnett R. The risk of digital reason: Fearing interactive technologies in higher education // Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. - Educational Philosophy and Theory. - 2020. - Vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

6. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research Trends and Features of Critical Thinking Studies in E-Learning Environments // Journal of Educational Computing Research. - 2019. - Vol. 57 (4). -P. 1038-1077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118774350

7. Cuadrado D., Salgado J. F., Moscoso S. Personality, intelligence, and counterproductive academic behaviors: A meta-analysis // Journal of Personality and Social Psychology. - 2021. - Vol. 120 (2). -P. 504-537. DOI: https://doi.org/10.1037/psP0000285

8. Hanafy S. M., Jumaa M. I., Arafa M. A. A comparative study of online learning in response to the coronavirus disease 2019 pandemic versus conventional learning // Saudi Medical Journal. -2021. - Vol. 42 (3). - P. 324-331. DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2021.42.320200741

9. Petrovic F., Murgas F., Kralik R. Happiness in Czechia during the COVID-19 pandemic // Sustain-ability. - 2021. - Vol. 13 (19), - P. 1-17. DOI: https://doi.org/10.3390/su131910826

10. Pavlíkova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia // Sustainability. - 2021. - Vol. 13 (18). -P. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350

11. Caskurlu S., Richardson J. C., Maeda Y., Kozan K. The qualitative evidence behind the factors impacting online learning experiences as informed by the community of inquiry framework: A thematic synthesis // Computers and Education. - 2021. - Vol. 165 (2). - P. 104111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104111

12. Chen Ch.-Ch., Wang N.-Ch., Tu Y.-F., Lin H. J. Research trends from a decade (2011-2020) for information literacy in higher education: Content and bibliometric mapping analysis // Proceedings of the Association for Information Science and Technology. - 2021. - Vol. 58 (1). DOI: https://doi.org/ 10.1002/pra2.435

13. Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019 // Journal of Computer Assisted Learning. - 2021. -Vol. 37 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538

14. Oliveira G., Teixeira J. G., Torres A., Morais C. An exploratory study on the emergency remote education experience of higher education students and teachers during the COVID-19 pandemic // British Journal of Educational Technology. - 2021. - Vol. 5 (4). - P. 1357-1376. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13112

15. Arco-Tirado J. L., Fernández-Martín F. D., Hervás-Torres M. Evidence-based peer-tutoring program to improve students' performance at the university // Studies in Higher Education. - 2020. -Vol. 45 (11). - P. 2190-2202. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1597038

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2022. Том 12. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

16. Azizi M., Pavlikova M., Slobodova Novakova K., Baghana J. The differential effects of dynamic assessment versus coded focused feedback on the process writing of EFL learners // European Journal of Contemporary Education. - 2021. - Vol. 10 (2). - P. 273-284. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.202L2.273

17. Charters M., Murphy C. Taking art school online in response to COVID 19: From rapid response to realising potential // International Journal of Art and Design Education. - 2021. - Vol. 40 (4). DOI: https://doi.org/ 10.1111/jade.12384

18. Khonamri F., Kralik R., Viteckova M., Petrikovicova L.Self-assessment and EFL literature students' oral reproduction of short stories // European Journal of Contemporary Education. - 2021. -Vol. 10 (1). - P. 77-88. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.L77

19. Селезнева И. П., Майер И. А. Метапредметное проектирование магистерских программ в сфере иноязычного образования: монография. - Красноярск, 2021. - 172 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45787226

20. Локтюшина Е. А. Из истории становления отечественной теории и практики языкового образования в профессиональных целях // Бизнес. Образование. Право. - 2012. - № 4. - С. 221225. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18137722

21. Саламатина И. И., Ковалёва Е. А. Основные подходы к анализу истории отечественного иноязычного образования // Российский научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 114-120. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=23300854

22. Воевода Е. В., Жилина Л. В. Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 12. - С. 58-60. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=25512410

23. Колесников А. А. Становление концепции профориентационного обучения иностранным языкам в системе филологического образования: история и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. - 2018. - № 2. - С. 67-76. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=35411025

24. Клименко Т. К., Левченко О. Ю. Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования (XIX - начало XX века) // Ученые записки забайкальского государственного университета. - 2016. - Т. 11, № 5. - С. 48-52. DOI:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

brary.ru/item.asp?id=28859188

25. Левченко О. Ю. Иностранные языки в профессиональной подготовке специалистов (XIX в.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 2. - С. 191196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44211243

26. Лифанцев И. Б. Генезис иноязычной подготовки в советский период // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9, № 1-1. - С. 620-630. DOI: https://doi.Org/10.34670/AR.2019.44.1.094 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=38513205

27. Воробьева Е. И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография. - Архангельск: Поморский ун-т, 2011. ISBN 978-5-88086-952-7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20033979

28. Обдалова О. А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2014. - 180 с. ISBN 978-5-7511-2259-1 URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=24787834

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

https://doi.org/10.21209/2542-0089-2016-11-5-48-52

URL:

https://www.eli-

Science for Education Today

2022. Том 12. № l

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

29. Ярославова Е. Н. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации: монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 27 с. ISBN 978-5-69604303-6 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20082481

30. Багатеева А. О., Ахметзянова Г. Н. Теоретико-методологические основы развития иноязычной коммуникативной компетентности студентов технического вуза в условиях модульного обучения: монография. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. - 121 с. ISBN 978-5-7882-1725-3 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29994794

31. Сидакова Н. В. Профессионально-компетентностная модель иноязычного обучения: пути формирования в условиях многоуровневого образования: монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 179 с. ISBN 978-5-8336-0715-2 URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=20063086

32. Звягинцева Е. П., Кондрахина Н. Г. Поликультурный компонент профессионально ориентированного иноязычного образования будущих экономистов // Иностранные языки в экономических вузах России. - 2013. - С. 111-120. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=23722528

33. Колесников А. А. Научные основы профориентационного обучения иностранным языкам в системе непрерывного филологического образования: моногр.; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2016. - 428 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26590482

34. Byram M., Porto M., Wagner M. Ethical issues in teaching for intercultural citizenship in world / Foreign Language Education // TESOL Quarterly. - 2021. - Vol. 55 (1). - P. 308-321. DOI: https://doi.org/10/1002/tesq.3008

35. Hlas A. C. Grand challenges and great potential in foreign language teaching and learning // Foreign Language Annals. - 2018. - Vol. 51 (1). - P. 46-54. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12317

36. Александрова О. М., Биболетова М. З. Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме. - М.: Изд-во "Экон-Информ", 2014. - 145 с. ISBN 978-5-99062441-2 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25708267

37. Peker H., Regalla M. Making exemption the exception, not the rule: Inclusion of all students in foreign language education // Foreign Language Annals. - 2021. - Vol. 54 (1). - P. 73-90. DOI: https://doi.org/10.11111/flan.12513

38. Калижанова А. Н., Ибраева Б. М., Ишмуратова М. Ю., Бобеш Р. С., Павленко Е. Г. Инновации и лидерство в иноязычном образовании: коллективная монография. - Караганды: РИО «Болашак-Баспа», 2017. - 152 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35165962

39. Телегина Г. В., Штыкова Н. В., Золотавина Ф. Г. Языковое образование и интеграция культур; Тюменский государственный университет. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. - 114 с. ISBN 5-88081-341-X URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563

40. Тараскина Я. В. Иноязычное образование в Германии: история и современность // Ученые записки забайкальского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 184-192. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=21087874

41. Соболь Н. В. Генезис и развитие культурологических ориентиров современного иноязычного образования в истории гуманитарного знания // Известия российской академии образования. - 2011. - № 1. - С. 26-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16269322

42. Федюковский А. А. Лингвистическое образование в условиях социально-экономических преобразований // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2015. - № 4. - С. 84-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24836603

© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2022. Том 12. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

43. Петрова Н. Е. Языковое образование в истории России как фактор формирования национальной идентичности // Нижегородское образование. - 2013. - № 1. - С. 70-75. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=20149139

44. Еныгин Д. В. История возникновения мультикультурного образования в мировой педагогике // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 3. - С. 12-17. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.3.23368 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36323351

45. Телегина Г. В. Языковое образование и интеграция культур. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003. - 114 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563

Поступила: 03 Ноября 2021 Принята: 10 января 2022 Опубликована: 28 февраля 2022

Заявленный вклад авторов:

Кузнецова Мария Владимировна: сбор материалов, подготовка начального варианта текста; постановка научной проблемы исследования, анализ данных исследования.

Пушкарёва Елена Александровна: определение методологии исследования; определение основных направлений решения проблемы; структурирование и обобщение данных; общее руководство исследованием.

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах

Кузнецова Мария Владимировна

старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования,

Новосибирский государственный педагогический университет. Аспирант кафедры права и философии,

Новосибирский государственный педагогический университет. 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1959-6671 E-mail: golubeva19952001@yandex.ru Пушкарёва Елена Александровна

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. Профессор кафедры психологии и педагогики, Институт естественных и социально-экономических наук,

Новосибирский государственный педагогический университет. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783 E-mail: pushkarev73@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2022, vol. 12, issue 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2201.03

Research Full Article / Article language: Russian

Foreign language education and value formation of a personality: Analysis of contemporary trends and developments (review)

Maria V. Kuznetsova s l1, Elena A. Pushkareva1 1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article considers personal development through intercultural communication.

The purpose of the study is to analyze and summarize approaches to researching the content of foreign language education with the main focus on the value formation of a personality.

Materials and Methods. The research methodology comprises a comparative analysis and generalization of research interpretations and methodological approaches to intercultural language teaching and learning.

The study follows the basic principles of philosophy of education, which considers education in its value, system, procedural and productive characteristics, taking into account the interdisciplinary factors of the development of the education system.

The comparative analysis is based on scholarly literature on the problem in the fields of philosophy and history of education, linguistics, cultural and education studies.

Results. The authors reveal the modern dimension in studying the content of foreign language education with the main focus on the value-based formation of a personality in the following main contexts:

(1) foreign language education as a holistic process of teaching and learning and moral education;

(2) foreign language education as an integrated process of developing a linguistic personality capable of dialogue and communication;

(3) foreign language education as an integrated process of learning world culture.

Conclusions. In conclusion, the authors summarize the main content of foreign language

education with an emphasis on value formation of a personality.

Keywords

Formation of an educated personality; Intercultural interaction; Foreign language education; Value formation ofpersonality; Philosophy of education.

For citation

Kuznetsova M. V., Pushkareva E. A. Foreign language education and value formation of a personality: Analysis of contemporary trends and developments (review). Science for Education Today, 2022, vol. 12 (1), pp. 55-75. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2201.03

s Corresponding Author: Maria Vladimirovna Kuznetsova, goliibeval9952001@yandex.ru © Maria V. Kuznetsova, Elena A. Pushkareva, 2022

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

70

REFERENCES

1. Kobylarek A. Post-pandemic challenges for learning communities. Journal of Education Culture and Society, 2021, vol. 12 (1), pp. 5-11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.L5.11

2. Kobylarek A., Plavcan P., & Amini Golestani T. Educational priorities in a post pandemic world. Journal of Education Culture and Society, 2021, vol. 12 (2), pp. 5-11. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.2.5.11

3. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Philosophical interpretation of knowledge and information: Knowledge value and information diversity in modern communication. XLinguae, 2018, vol. 11 (3), pp. 176-184. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.03.17

4. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Communication foundation for intellectual culture: Tendencies of contemporary development. XLinguae, 2019, vol. 12 (4), pp. 212-218. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2019.12.04.18

5. Barnett R. The risk of digital reason: Fearing interactive technologies in higher education. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19. Educational Philosophy and Theory, 2020, vol. 52. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655

6. Chou T.-L., Wu J.-J., Tsai C.-C. Research trends and features of critical thinking studies in e-learning environments. Journal of Educational Computing Research, 2019, vol. 57 (4), pp. 10381077. DOI: https://doi.org/10.1177/0735633118707356

7. Cuadrado D, Salgado J. F, Moscoso S. Personality, intelligence, and counterproductive academic behaviors: A meta-analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 2021, vol. 120 (2), pp. 504-537. DOI: https://doi.org/10.1037/psP0000285

8. Hanafy S. M., Jumaa M. I., Arafa M. A. A comparative study of online learning in response to the coronavirus disease 2019 pandemic versus conventional learning. Saudi Medical Journal, 2021, vol. 42 (3), pp. 324-331. DOI: https://doi.org/10.15537/smj.2021.42.3.20200741

9. Petrovic, F., Murgas, F., Kralik, R. Happiness in Czechia during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 2021, vol. 13 (19), pp. 1-17. DOI: https://doi.org/10.3390/su131910826

10. Pavlikova M., Sirotkin A., Kralik R., Petrikovicova L., Garcia M. J. How to keep university active during COVID-19 pandemic: Experience from Slovakia. Sustainability, 2021, vol. 13 (18), pp. 14. DOI: https://doi.org/10.3390/su131810350

11. Caskurlu S., Richardson J. C., Maeda Y., Kozan K. The qualitative evidence behind the factors impacting online learning experiences as informed by the community of inquiry framework: A thematic synthesis. Computers & Education, 2021, vol. 165 (2), pp. 104111. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104111

12. Chen Ch.-Ch., Wang N.-Ch., Tu Y.-F., Lin H. J. Research trends from a decade (2011-2020) for information literacy in higher education: Content and bibliometric mapping analysis. Proceedings of the Association for Information Science and Technology, 2021, vol. 58 (1). DOI: https://doi.org/10.1002/pra2.435

13. Luo H., Li G., Feng Q., Yang Y., Zuo M. Virtual reality in K-12 and higher education: A systematic review of the literature from 2000 to 2019. Journal of Computer Assisted Learning, 2021, vol. 37 (3). DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12538

14. Oliveira G., Teixeira J. G., Torres A., Morais C. An exploratory study on the emergency remote education experience of higher education students and teachers during the COVID-19 pandemic. British Journal of Educational Technology, 2021, vol. 5 (4), pp. 1357-1376. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.13112

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

71

15. Arco-Tirado J. L., Fernández-Martín F. D., Hervás-Torres M. Evidence-based peer-tutoring program to improve students' performance at the university. Studies in Higher Education, 2020, vol. 45 (11), pp. 2190-2202. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1597038

16. Azizi M., Pavlíková M., Slobodová Nováková K., Baghana J. The differential effects of dynamic assessment versus coded focused feedback on the process writing of EFL learners. European Journal of Contemporary Education, 2021, vol. 10 (2), pp. 273-284. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.202L2.273

17. Charters M., Murphy C. Taking art school online in response to COVID 19: From rapid response to realising potential. International Journal of Art & Design Education, 2021, vol. 40 (4). DOI: https://doi.org/10.1111/jade. 12384

18. Khonamri F., Kralik R., Vitecková M., Petrikovicová L.Self-assessment and EFL literature students' oral reproduction of short stories. European Journal of Contemporary Education, 2021, vol. 10 (1), pp. 77-88. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2021.L77

19. Selezneva I. P., Mayer I. A. Metasubject design of master's programs in the field of foreign language education: monograph. Krasnoyarsk, 2021. 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45787226

20. Loktyushina E. A. From the history of the formation of the national theory and practice of language education for professional purposes. Business. Education. Right, 2012, no. 4, pp. 221-225. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18137722

21. Salamatina I. I., Kovaleva E. A. The main approaches to the historical analysis of language teaching in Russia. Russian Scientific Journal, 2015, no. 1, pp. 114-120. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23300854

22. Voevoda E. V., Zhilina L. V. Some aspects of specialists' foreign language training in the domestic vocational education: History and modernity. Secondary Vocational Education, 2015, no. 12, pp. 58-60. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25512410

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kolesnikov A. A. Concept formation of vocation-guided foreign languages teaching in the system of philological education: History and prospects. Foreign Languages in High School, 2018, no. 2, pp. 67-76. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35411025

24. Klimenko T. K., Levchenko O. Yu. Training of foreign language teachers in the retrospective of the development of pedagogical education (XIX - early XX century). Scientific notes of the TransBaikal State University, 2016, vol. 11 (5), pp. 48-52. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21209/2542-0089-2016-11-5-48-52 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28859188

25. Levchenko O. Yu. Foreign languages in the professional training of specialists (XIX century). Vocational Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2, pp. 191-196. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44211243

26. Lifantsev I. B. The foreign languages training genesis in the soviet period. Pedagogical Journal, 2019, vol. 9 (1-1), pp. 620-630. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2019.44.L094 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38513205

27. Vorobyova E. I. Informatization of foreign language education: main directions and prospects: monograph. Arkhangelsk: Pomorsky Univ., 2011. ISBN 978-5-88086-952-7 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20033979

28. Obdalova O. A. Foreign language education in the XXI century in the context of socio-cultural and pedagogical innovations. Tomsk: National Research Tomsk State University, 2014. 180 p. ISBN 978-5-7511-2259-1 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24787834

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

72

29. Yaroslavova E. N. The concept of continuous professionally-oriented foreign language education as a condition for self-realization of a future highly qualified specialist: monograph. Chelyabinsk: SUSU Publishing Center, 2010. 27 p. ISBN 978-5-696-04303-6 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20082481

30. Bagateeva A. O., Akhmetzyanova G. N. Theoretical and methodological foundations of the development of foreign language communicative competence of technical university students in the conditions of modular training: monograph. Kazan: Kazan National Research Technological University, 2014. 121 p. ISBN 978-5-7882-1725-3 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29994794

31. Sidakova N. V. Professional competence model of foreign language teaching: ways of formation in conditions of multilevel education: monograph. Vladikavkaz: Publishing House of SOGU, 2012. 179 p. ISBN 978-5-8336-0715-2 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20063086

32. Zvyagintseva E. P., Kondrakhina N. G. Multicultural component of professionally oriented foreign language education of future economists. Foreign Languages in Economic Universities of Russia, 2013, pp. 111-120. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23722528

33. Kolesnikov A. A. Scientific foundations of career-oriented teaching of foreign languages in the system of continuous philological education: monograph. Ryazan, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, 2016. 428 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26590482

34. Byram M., Porto M., Wagner M. Ethical issues in teaching for intercultural citizenship in world / Foreign Language Education. TESOL Quarterly, 2021, vol. 55 (1), pp. 308-321. DOI: https://doi.org/10/1002/tesq.3008

35. Hlas A. C. Grand challenges and great potential in foreign language teaching and learning. Foreign Language Annals, 2018, vol. 51 (1), pp. 46-54. DOI: https://doi.org/10.1111/flan.12317

36. Alexandrova O. M., Biboletova M. Z. The content of language education in polyethnic Russian society. Moscow: Limited Liability Company "Ekon-Inform Publishing House", 2014. 145 p. ISBN 978-5-9906244-1-2 (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25708267

37. Peker H., Regalla M. Making exemption the exception, not the rule: Inclusion of all students in foreign language education. Foreign Language Annals, 2021, vol. 54 (1), pp. 73-90. DOI: https://doi.org/10.11111/flan.12513

38. Kalizhanova A. N., Ibraeva B. M., Ishmuratova M. Y., Bobesh R. S., Pavlenko E. G. Innovations and leadership in foreign language education: a collective monograph. Karaganda: RIO "Bolashak-Baspa", 2017. 152 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35165962

39. Telegina G. V., Shtykova N. V., Zolotavina F. G. Language education and integration of cultures. Tyumen: Tyumen State University, 2003. 114 p. ISBN 5-88081-341-X (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563

40. Taraskina Ya. V. Foreign languages teaching in Germany: Past and present. Scientific notes of the Trans-Baikal State University, 2013, no. 6, pp. 184-192. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21087874

41. Sobol' N. V. Culturological guidelines genesis and development for the modern foreign language education in the humanities history. Proceedings of the Russian Academy of Education, 2011, no. 1, pp. 26-38. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16269322

42. Fedyukovsky A. A. Linguistic education in the conditions of social and economic transformations. Scientific notes of the St. Petersburg University of Management and Economics, 2015, no. 4, pp. 84-90. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24836603

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

73

43. Petrova N. E. Language education in the history of Russia as a factor of formation of national identity. Nizhny Novgorod Education, 2013, no. 1, pp. 70-75. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20149139

44. Enygin D. V. The history of the emergence of multicultural education in world pedagogy. Pedagogy and Enlightenment, 2018, no. 3, p. 12-17. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.3.23368 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36323351

45. Telegina G. V. Language education and integration of cultures. Tyumen: Tyumen state University, 2003. 114 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19767563

Submitted: 03 November 2021 Accepted: 10 January 2022 Published: 28 February 2022

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Maria Vladimirovna Kuznetsova

Contribution of the co-author: collection of materials, preparation of the initial version of the text; formulation of the scientific problem of research, analysis of research data. Elena Aleksandrovna Pushkareva

Contribution of the co-author: definition of research methodology; definition of the main directions of solving the problem; structuring and generalization of data; general management of the study.

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Maria Vladimirovna Kuznetsova

Post-Graduate Student, Department of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University; Senior Lecturer,

Department of preschool education theory and methodology,

Novosibirsk State Pedagogical University,

Vilyuyskaya St., 28, 630126, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1959-6671

E-mail: golubeva19952001@yandex.ru (Corresponding Author)

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

74

Elena Aleksandrovna Pushkareva

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Law and Philosophy Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Professor,

Department of Psychology and Pedagogy,

Institute of Natural and Socio-Economic Sciences,

Novosibirsk State Pedagogical University,

Vilyuyskaya St., 28, 630126, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783

E-mail: pushkarev73@mail.ru

© 2011-2022 Science for Education Today

All rights reserved

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.