Научная статья на тему 'Оценка развития налогового потенциала регионов'

Оценка развития налогового потенциала регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ / REGIONAL TAX CAPACITY / TAX BASE / FEDERAL BUILDING FUND DEVELOPMENT TAX / COMPARATIVE ANALYSIS / TAX CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Генгина А. В.

В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема роста регионального налогового потенциала, что, в свою очередь, требует адекватного экономическим условиям развития инструментария его оценки. Основой проведения сравнительного анализа является сопоставимость показателей. Для решения проблемы сопоставимости показателей регионов с различным уровнем развития и масштабов деятельности в статье предложена первичная группировка регионов по доле ВРП (валового регионального продукта). Автором предложена альтернативная применяемой комплексной оценки налогового потенциала – методика целевых рейтингов для определения лучших регионов по росту налогового потенциала. Применение методики позволит более точно ранжировать регионы как в федеральных округах, так и по России. Предлагаемая методика может применяться и на этапе планирования с целью выявления перспектив развития налогового потенциала регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE REGIONS OF THE TAX

In article is considered relevant at the present time, the problem of growth of the regional tax potential, which, in turn, requires adequate economic conditions development of the tools of his assessment. The basis for the comparative analysis is the comparability of the indicators. To solve the problem of the comparability of the performance of regions with different levels of development and the scale of the activities proposed in the article the primary grouping of the regions according to the share of GRP (gross regional product). The author of the alternative applied integrated assessment of the tax potential of the " methodology of the trust ratings for determining the best regions for the growth of tax capacity. Application of the methodology would allow more precise ranking of regions as in the Federal districts and in Russia. The offered technique can be applied at the planning stage in order to identify prospects of development of the tax potential of regions.

Текст научной работы на тему «Оценка развития налогового потенциала регионов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 336.02

А.В. Генгина

старший преподаватель, кафедра «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема роста регионального налогового потенциала, что, в свою очередь, требует адекватного экономическим условиям развития инструментария его оценки.

Основой проведения сравнительного анализа является сопоставимость показателей. Для решения проблемы сопоставимости показателей регионов с различным уровнем развития и масштабов деятельности в статье предложена первичная группировка регионов по доле ВРП (валового регионального продукта).

Автором предложена альтернативная применяемой комплексной оценки налогового потенциала - методика целевых рейтингов для определения лучших регионов по росту налогового потенциала.

Применение методики позволит более точно ранжировать регионы как в федеральных округах, так и по России. Предлагаемая методика может применяться и на этапе планирования с целью выявления перспектив развития налогового потенциала регионов.

Ключевые слова: налоговый потенциал региона, налоговая база, федеральный фонд развития налогового потенциала, сравнительный анализ, налоговый паспорт.

A.V. Gengina, Senior teacher, Penza State University, Penza

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE REGIONS OF THE TAX

Abstract. In article is considered relevant at the present time, the problem of growth of the regional tax potential, which, in turn, requires adequate economic conditions development of the tools of his assessment.

The basis for the comparative analysis is the comparability of the indicators. To solve the problem of the comparability of the performance of regions with different levels of development and the scale of the activities proposed in the article the primary grouping of the regions according to the share of GRP (gross regional product).

The author of the alternative applied integrated assessment of the tax potential of the " methodology of the trust ratings for determining the best regions for the growth of tax capacity.

Application of the methodology would allow more precise ranking of regions as in the Federal districts and in Russia. The offered technique can be applied at the planning stage in order to identify prospects of development of the tax potential of regions.

Keywords: regional tax capacity, tax base, federal building fund development tax, comparative analysis, tax certificate.

В теории финансов в последние годы активно рассматриваются проблемы роста доходной базы регионов за счет повышения и развития налогового потенциала. Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации был принят ряд нормативных документов, отражающих концепции развития и методику оценки налогового потенциала регионов.

В частности, в 2011 году Правительством РФ было принято постановление № 798 «О распределении в 2011 году дотаций бюджетам субъектов Российской Феде-

рации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала», целью которого является стимулирование регионов к наращиванию собственного налогового потенциала. Согласно данному постановлению субъектам Федерации, достигшим наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала, должны выделяться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов [1].

В бюджетном законодательстве Российской Федерации (ст. ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта [2]. Однако простое арифметическое сложение объектов налогообложения некорректно для расчета налогового потенциала и оценки его развития в силу особенностей налоговой системы Российской Федерации.

В качестве единого показателя, более точно отражающего ресурсные возможности налоговой системы региона, целесообразно использовать такой показатель как налоговая база.

При этом ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения». Трактуемая законодательством формулировка налогового потенциала недостаточно точно отражает суть данного понятия. Безусловно, основой определения налогового потенциала является налоговая база, однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход [5].

При этом точность и обоснованность оценок развития налогового потенциала субъекта РФ во многом зависят от используемых методических подходов. Выбор последних определяется, с одной стороны, спецификой содержательной трактовки налогового потенциала и его развития, а, с другой стороны, целями и задачами оценки. Различие таких трактовок, а также исследовательских целей и задач обусловливает многообразие методов оценки, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, при этом в рамках одного метода возможны различные вариации, что, в конечном итоге, влияет на результаты оценки развития налогового потенциала [6]. Проведенный анализ существующих методик оценки налогового потенциала выявил необходимость разработки единой оптимальной методики, которая могла бы быть адаптирована к особенностям экономического развития каждого региона, не теряя при этом высокого уровня точности, комплексности и актуальности в разрезе дифференцированного подхода к неоднородности социально-экономического развития субъектов Федерации.

Для этого предлагается при проведении оценки развития налогового потенциала выделять постоянную и переменную части налоговой базы региона.

К постоянной части налоговой базы можно отнести имущество - его величина практически постоянна. Земельный налог, например, практически стабилен год за годом и изменения его поступлений связаны в первую очередь с недоимкой, чем с изменением совокупной налоговой базы. С налогом на имущество дело обстоит несколько сложнее в связи с тем, что еще есть поступление нового имущества, что увеличивает налоговую базу (возможно применение корректирующего или поправочного коэффи-

циента). А переменная часть налоговой базы - это, в первую очередь, доходы, т.е. налоговая база по налогу на прибыль, и, главное, НДС.

Переменная часть налоговой базы - та часть налогового потенциала, от которой зависит развитие регионов и которая может влиять на его увеличение за счет развития бизнеса, поэтому важнейшим моментом становится анализ доли переменной части налоговой базы между регионов и в динамике (за ряд лет).

Такой анализ позволит выявить при сравнении регионов их место по уровню развития налогового потенциала. Источником информации для оценки является налоговый паспорт региона, раздел 2. «Основные показатели налоговой базы по адми-нистрируемым доходам».

В нем же отражены показатели, дающие общую экономическую и социальную характеристику региона, основные показатели, характеризующие налоговую базу, разделы с показателями объемов и структуры поступлений налогов и сборов и задолженности по ним, в том числе по видам экономической деятельности, объемам налоговых льгот.

Для осуществления достоверной оценки развития налогового потенциала региона его необходимо дополнить разделом, где налоговая база была бы разделена на постоянную и переменную части. Только в этом случае возможно провести сравнение регионов и выявить их место по уровню развития налогового потенциала.

Для проведения сравнительного анализа, прежде всего, должна быть произведена первичная группировка по доле валового регионального продукта (ВРП), которая представлена в таблице на примере Приволжского федерального округа.

Таблица 1 - Данные о валовом региональном продукте по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Приволжского федерального округа по данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 г.

Регион ВРП, млн руб. доля ВРП в общем объеме округа, %

Республика Татарстан 884 232,90 17,97

Республика Башкортостан 645 526,30 13,12

Самарская область 579 023,20 11,77

Нижегородская область 545 940,10 11,10

Пермский край 544 541,30 11,07

Оренбургская область 414 537,20 8,43

Саратовская область 327 181,10 6,65

Удмуртская Республика 229 369,10 4,66

Ульяновская область 152 627,40 3,10

Пензенская область 150 851,00 3,07

Кировская область 144 989,10 2,95

Чувашская Республика 139 481,80 2,84

Республика Мордовия 92 855,10 1,89

Республика Марий Эл 68 768,00 1,40

Приволжский федеральный округ всего 4 919 923,60 100 %

Предлагаются следующие интервалы группировок для составления целевого рейтинга по доле ВРП в общем объеме на примере Приволжского федерального округа (таблица 2)

Таблица 2 - Интервалы группировок

Группа регионов Удельная доля

Доминирующие регионы свыше 12 %

Регионы с высоким уровнем ВРП 8-12 %

Регионы со средним уровнем ВРП 4-8 %

Регионы с уровнем ВРП ниже среднего 2-4 %

Регионы с низким уровнем ВРП менее 2 %

Таблица 3 - Первичная группировка регионов по доле ВРП

Номер группы Группа регионов Удельная доля Наименование региона

1 Доминирующие регионы свыше 12 % 1. Республика Татарстан 2. Республика Башкортостан

2 Регионы с высоким уровнем ВРП 8-12 % 1 .Самарская область 2. Нижегородская область 3. Пермский край 4. Оренбургская область

3 Регионы со средним уровнем ВРП 4- 8 % 1 .Саратовская область 2.Удмуртская Республика

4 Регионы с уровнем ВРП ниже среднего 2-4 % 1 .Ульяновская область 2.Пензенская область 3.Кировская область 4.Чувашская Республика

5 Регионы с низким уровнем ВРП менее 2% 1.Республика Мордовия 2.Республика Марий Эл

Налоговая база - основной показатель уровня развития региона, а также результирующая практической реализации основных направлений налоговой политики. Данный показатель может быть основным и для оценки развития налогового потенциала.

Используя показатель переменной части налоговой базы и взяв данный критерий за основу, можно построить рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа. Для этого необходимо выделить переменную часть налоговой базы (например, по налогу на прибыль и НДС) за несколько лет и рассчитать коэффициент роста. На сегодняшний день проблема заключается в отсутствии информации на официальных сайтах Управлений Федеральных налоговых служб по субъектам, где информация по налоговому паспорту должна размещаться ежегодно в открытом доступе.

Далее необходимо установить величину интервала для формирования групп оценки развития переменной части налоговой базы регионов. Каждый уровень должен соответствовать определенному интервалу, и, соответственно, получать свою оценку (отличная, недостаточно высокая, хорошая, не достигающая хорошего уровня и удовлетворительная). Для решения проблемы сопоставимости показателей регионов с различным уровнем экономического развития и масштабов деятельности, место каждого региона должно определяться в своей группе.

Подобный рейтинг по отдельно взятому блоку регионов отражает возможности экономического роста и соответствующего роста налоговых поступлений и играет важную роль в своевременном и обоснованном составлении бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Дотации бюджетам субъектов должны выделяться лидерам или субъектам, занимающим первые несколько мест в своих группах (независимо от округов).

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011г. № 798 «О распределении в 2011 году дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала» // Собрание законодательства РФ. - № 40 . - 03.10.2011. - статья 5560.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - статья 3823.

3. Силуанов, А.Г. Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. - 2011. - №6. - С. 3-8.

4. Силуанов, А.Г. О создании Федерального фонда развития налогового потенциала в 2011 году // Финансы. - 2011. - №8. - С. 3-7.

5. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития //«Налоги и налогообложение». - 2009г. - №7

6. Алиев Б.Х. Эффективность налогового планирования в регионах: проблемы и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. -2009.

List of references:

1. The decree of the Government of the Russian Federation from 27.09.2011 г. № 798 «On the distribution of in 2011 subsidies to budgets of subjects of the Russian Federation on supporting measures on provision of balanced budgets of the Russian Federation who have reached the best results in the increase of regional tax potential» / / collected legislation of the Russian Federation. - №40. - 03.10.2011. -article 5560.

2. The budget code of the Russian Federation of 31.07.1998 №145-FZ (as amended on 03.12.2011) / / Collection of legislation of the Russian Federation. - №31. - 03.08.1998. - article 3823.

3. Siluanov, A.G. Estimation of expenditure needs of subnational budgets in order to budget leveling / / Finance. - 2011. - №6. - With. 3-8.

4. Siluanov, A.G. On the establishment of the Federal Fund of development of tax capacity in 2011 / / Finance. - 2011. - №8. - With. 3-7.

5. Suglobov, A.E., Slobodchikov N.A. The economic content of the tax potential of the modern models of economic growth //«Taxes and the taxation». - 2009. - №7

6. Aliyev BK. The efficiency of tax planning in the regions: problems and prospects / / Regional Economics: theory and practice. - 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.