Формирование и оценка налогового потенциала региона
Ф.К. Туктарова канд. экон. наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза
Т.В. Талышева [email protected]
А.В. Генгина старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза
F. K. Tuktarova Candidate of Economics Associate Professor of chair of accounting, taxation and audit
The Penza state university [email protected]
T.V.. Талышева [email protected]
A.V. Gengina
Senior Lecturer of chair of accounting, taxation and audit
The Penza state university av. [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается актуальная в настоящее время проблема роста регионального налогового потенциала, что, в свою очередь, требует адекватного экономическим условиям развития инструментария его оценки. Основой проведения сравнительного анализа является сопоставимость показателей. Для решения проблемы сопоставимости показателей регионов с различным уровнем развития и масштабов деятельности в статье предложена первичная группировка регионов по доле ВРП (валового регионального продукта). Применение методики позволит более точно ранжировать регионы как в федеральных округах, так и по России. Предлагаемая методика может применяться и на этапе планирования с целью выявления перспектив развития налогового потенциала регионов.
Ключевые слова: Налоговый потенциал региона, налоговая база,
федеральный фонд развития налогового потенциала, сравнительный анализ, налоговый паспорт
Annotation: The paper considers relevant in the present, the problem of growth of regional tax capacity, which, in turn, requires an adequate economic conditions, the development of tools to assess it. The basis of the comparative analysis is comparability. To solve the problem comparability of regions with different levels of development and scale-up in the article the primary grouping of regions by share of GRP (gross regional product). Applying the methodology will more accurately rank the regions in the federal districts, and in Russia. The proposed method can be applied at the planning stage to identify the prospects of regional tax capacity.
Keys words: regional tax capacity, tax base, federal funding of tax capacity, comparative analysis, the tax certificate
Показатель «налоговый потенциал региона» имеет большое значение для региональных органов власти, так как его величина определяет размер доходов регионального бюджета, и, следовательно, возможности осуществления региональными органами своих функций. Это обусловливает актуальность исследования процессов формирования и измерения налогового потенциала субъекта Федерации, а также уровня его использования.
Как инструмент налогового регулирования налоговый потенциал используется для решения следующих задач:
- корректировка пропорций расширенного воспроизводства;
- оптимизация уровня налоговой нагрузки на экономику;
- оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов;
- определение состава и структуры системы налогообложения;
- разработка направлений налоговой политики;
- уменьшения дифференциации социально-экономического развития субъектов Федерации.
Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в последнее время был принят ряд нормативных документов, отражающих концепции развития и методику оценки налогового
потенциала регионов. Однако, несмотря на популярность проблемы роста доходной базы регионов за счет повышения и развития налогового потенциала, однозначного вывода о наиболее достоверной методике его оценки сделано так и не было. Существенной проблемой при этом представляется также обеспечение сопоставимости результатов проведенной оценки для последующего анализа.
Для проведения сравнительного анализа, можно использовать один из наиболее распространенных инструментов обеспечения сопоставимости данных -первичную группировку регионов. В зависимости от целей анализа можно применять различные группировочные критерии, однако наиболее целесообразным представляется использование такого показателя как валовой региональный продукт (ВРП). Пример подобной группировки приведен в таблицах 1-3.
Табл. 1. Данные о валовом региональном продукте по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Приволжского федерального округа по данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 г.
Регион ВРП, млн руб. доля ВРП в общем объеме округа, %
Республика Татарстан 884 232,90 17,97
Республика Башкортостан 645 526,30 13,12
Самарская область 579 023,20 11,77
Нижегородская область 545 940,10 11,10
Пермский край 544 541,30 11,07
Оренбургская область 414 537,20 8,43
Саратовская область 327 181,10 6,65
Удмуртская Республика 229 369,10 4,66
Ульяновская область 152 627,40 3,10
Пензенская область 150 851,00 3,07
Кировская область 144 989,10 2,95
Чувашская Республика 139 481,80 2,84
Республика Мордовия 92 855,10 1,89
Республика Марий Эл 68 768,00 1,40
Приволжский федеральный округ всего 4 919 923,60 100 %
Предлагаются следующие интервалы группировок для составления целевого рейтинга по доле ВРП в общем объеме на примере Приволжского
федерального округа.
Табл. 2. Интервалы группировок
Г руппа регионов Удельная доля
Доминирующие регионы свыше 12 %
Регионы с высоким уровнем ВРП 8-12 %
Регионы со средним уровнем ВРП 4-8 %
Регионы с уровнем ВРП ниже среднего 2-4 %
Регионы с низким уровнем ВРП менее 2 %
Табл. 3. Первичная группировка регионов по доле ВРП
номер группы Г руппа регионов Удельная доля Наименование региона
1 Доминирующие регионы свыше 12 % 1. Республика Татарстан 2. Республика Башкортостан
2 Регионы с высоким уровнем ВРП 8-12 % 1.Самарская область 2. Нижегородская область 3. Пермский край 4. Оренбургская область
3 Регионы со средним уровнем ВРП 4- 8 % 1.Саратовская область 2.Удмуртская Республика
4 Регионы с уровнем ВРП ниже среднего 2-4 % 1.Ульяновская область 2.Пензенская область 3.Кировская область 4.Чувашская Республика
5 Регионы с низким уровнем ВРП менее 2% 1.Республика Мордовия 2.Республика Марий Эл
После проведения группировки регионов по удельному весу ВРП региона в рамках федерального округа, можно переходить к сравнению в целом по России, обеспечив условие сопоставимости данных для проведения дальнейшего анализа.
Следующим этапом при проведении сравнительного анализа налогового потенциала регионов становится наиболее точная оценка налогового потенциала региона и поэтому встаёт вопрос выбора оптимальной методики расчета данного показателя. Точность и обоснованность оценок налогового потенциала субъекта
РФ во многом зависят от используемых методических подходов. Многообразие методов оценки, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки (при этом в рамках одного метода возможны различные вариации) в конечном итоге влияет на результаты оценки налогового потенциала при проведении сравнительного анализа в регионах.
При этом, независимо от выбранной модели оценки налогового потенциала, всегда остаются ряд неучтенных факторов, которые также называются ненаблюдаемыми. Поскольку под налоговым потенциалом подразумеваются налоговые сборы при низком уровне коррупции, высоком качестве налогового администрирования, сознательном поведении налогоплательщиков и т.д. - то наличие коррупции, плохой уровень администрирования, нечестное поведение налогоплательщиков и т.д. приводят к снижению величины оцениваемого налогового потенциала. То есть перечисленные факторы, отклоняющиеся от своего оптимального уровня, отрицательно влияют на налоговый потенциал и представляют собой факторы неэффективности, которые часто имеют несимметричное распределение [1].
Проблема оценки влияния подобных факторов неэффективности связана с невозможностью их достоверного измерения (размеры коррупции, уклонения от уплаты налогов и теневого сектора экономики очень сложно измерить).
Кроме того, существуют другие критерии отражающие эффективность, комплексность и практическую актуальность применяемой методики:
- Формирование достоверной информации о финансовых потоках в регионах;
- Доступность информативных показателей развития региона;
- Результаты методики должны отражать конкретные преимущества развития региона и давать возможность сопоставимости оценок по ряду регионов;
- Взаимосвязь результатов оценки с ресурсным потенциалом региона и направлениями его стратегического развития;
- Относительная простота расчета;
- Использование экономически корректных информативных индикаторов развития региона.
На основании данных критериев в качестве оптимальных методов оценки налогового потенциала Пензенской области были выбраны метод на основе РНС и регрессионный метод. Причём был рассчитан как полный (на основе налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ) и усеченный (на основе поступлений в консолидированный бюджет Пензенской области) налоговый потенциал.
Для построения регрессионного уравнения были отобраны следующие показатели в качестве независимых переменных: ВРП, сальдированный
финансовый результат, среднегодовая численность занятых в экономике и ставка по налогу на прибыль организаций (для расчета полного налогового потенциала совокупная ставка, а для усеченного - ставка, зачисляемая в региональный бюджет).
Табл. 4. Сопоставление оценок налогового потенциала Пензенской области,
полученных разными методиками (млн. руб.)
Год Сумма налоговых поступлений в консолидирован ный бюджет РФ по Пензенской области Оценка на основе РНС Отклонение от факта, % Оценка на основе регрессионного метода Отклонение от факта, %
Полный налоговый потенциал
2008 21 066,01 17 367,91 - 17,55 21 483,16 1,98
2009 21 418,77 20 156,16 - 5,89 22 669,23 5,84
2010 25 271,24 22 448,28 - 11,17 24 020,78 - 4,95
2011 27 068,54 21 567,34 - 20,32 33 514,49 23,81
2012 - 23 571,86 - 36 754,60 -
Усеченный налоговый потенциал
2008 15 810,00 16 726,70 5,80 13 019,87 - 17,65
2009 16 115,20 16 646,90 3,30 17 551,90 8,92
2010 19 030,10 18 130,70 - 4,73 18 866,60 - 0,86
2011 20 555,94 25 769,62 25,36 21 059,60 2,45
2012 - 30 408,56 - 23 964,40 -
Оценка налогового потенциала, полученная регрессионным методом, показала меньшее отклонение от фактических поступлений налогов, чем по методу РНС. Данный факт указывает на то, что расчеты на основе регрессионного анализа дают более достоверные результаты, так как он позволяет учитывать влияние на формирование налогового потенциала области довольно большого количества факторов, а не только налоговой составляющей. Расчет полного налогового потенциала представляет особый интерес, поскольку дает оценку всему объему возможных налоговых поступлений с территории определенного региона в бюджет страны. Полученные по регрессионному методу результаты показывают, что в 2008, 2009 и 2011 годах налоговый потенциал Пензенской области не был реализован в полном объеме. Заниженные результаты налогового потенциала по методу РНС можно объяснить отсутствием достоверной оценки формирования налоговых баз по большинству налогов, а также ввиду отсутствия всего объема необходимой информации.
В качестве единого показателя, более точно отражающего ресурсные возможности налоговой системы региона, возможно и целесообразно использование такого показателя как налоговая база, поскольку основой определения налогового потенциала является именно налоговая база, однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход. При этом, для проведения анализа, в том числе сравнительного, исчезает необходимость оценивать отрицательное влияние ненаблюдаемых факторов неэффективности.
При проведении оценки развития налогового потенциала предлагается выделять условно постоянную и условно переменную части налоговой базы региона. К условно постоянной части налоговой базы можно отнести имущество
- его величина практически постоянна. Земельный налог, например, практически стабилен год за годом и изменения его поступлений связаны в первую очередь с недоимкой, чем с изменением совокупной налоговой базы. С налогом на имущество дело обстоит несколько сложнее в связи с тем, что еще есть поступление нового имущества, что увеличивает налоговую базу (при этом
возможно применение корректирующего или поправочного коэффициента). А условно переменная часть налоговой базы - это, в первую очередь, доходы, т.е. налоговая база по налогу на прибыль, и, главное, НДС. Условно переменная часть налоговой базы - та часть налогового потенциала, от которой зависит развитие регионов и которая может влиять на его увеличение за счет развития бизнеса, поэтому важнейшим моментом становится анализ доли переменной части налоговой базы между регионами и в динамике (за ряд лет). Подобный анализ позволит выявить при сравнении регионов их место по уровню развития налогового потенциала.
Основной информационной базой для расчета налогового потенциала региона является его налоговый паспорт. В настоящее время налоговый паспорт региона содержит 11 разделов. В налоговом паспорте отражены показатели, дающие общую экономическую и социальную характеристику региона, основные показатели, характеризующие налоговую базу, разделы с показателями объемов и структуры поступлений налогов и сборов и задолженности по ним, в том числе по видам экономической деятельности, объемам налоговых льгот.
Для осуществления достоверной оценки налогового потенциала региона его необходимо дополнить следующими разделами:
- структура доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Данный раздел должен содержать информацию не только о налоговых доходах бюджета, но и о неналоговых доходах и безвозмездных поступлениях из федерального бюджета;
- информацией о состоянии видов экономической деятельности в регионе. Наличие данной информации в налоговом паспорте региона позволило бы осуществить полноценный анализ потерь региона, а также осуществить более точный прогноз налогового потенциала не только на краткосрочный период, но и на несколько лет вперёд.
Однако для создания полноценной информационной базы, позволяющей оценить налоговый потенциал региона более точными методами целесообразно
создать единую информационную систему по сбору данных из налоговых паспортов субъектов РФ и их систематизации на государственном уровне.
Можно выделить следующие основные направления по увеличению налогового потенциала региона:
- рост налоговых и неналоговых доходов;
- увеличение сбора недоимки;
- повышение инвестиционной привлекательности региона.
Главными налоговыми статьями дохода консолидированного бюджета Пензенской области являются: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и акцизы.
Таким образом, в качестве мероприятий по повышению качества оценки и увеличения налогового потенциала региона можно выделить следующие:
1. Дополнить статью 131 БК РФ определением налогового потенциала.
2. Наиболее приемлемым в российских условиях методом оценки налогового потенциала был признан регрессионный метод, поскольку позволяет учитывать влияние на формирование налогового потенциала довольно большого количества факторов, а не только налоговой составляющей. Причём необходимо рассчитывать полный налоговый потенциал, исходя из всех налоговых поступлений из регионов в консолидированный бюджет РФ.
3. Оценка налогового потенциала Пензенской области свидетельствуют о том, что он не реализован в полном объеме. В связи с чем были выявлены резервы для повышения налогового потенциала области.
Важную роль в росте налогового потенциала играет увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Увеличение инвестиций приводит и к росту налоговых поступлений. С целью улучшения инвестиционной привлекательности Пензенской области и реализации приоритетных инвестиционных проектов, необходимо:
- расширить предоставляемые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, транспортному налогу;
- предоставить государственные гарантии Пензенской области;
- финансировать строительство коммунальной инфраструктуры, необходимой для функционирования объекта вложения инвестиций;
- обеспечить рациональное использование свободных площадей на предприятиях. Это позволит увеличить производство товаров, пользующихся потребительским спросом и имеющим конкурентоспособность;
- расширить состав базовых отраслей области.
То есть, налоговая политика Пензенской области должна подчиняться основным принципам инвестиционно ориентированной налоговой политики.
4. Рассмотреть на федеральном уровне вопрос о введение норматива отчислений в региональные бюджеты от налога на добавленную стоимость, так как он формируется на территориях субъектов РФ, а зачисляется полностью в федеральный бюджет. Это позволит повысить налоговый потенциал самих территорий и бюджетную обеспеченность регионов.
5. В целях совершенствования информационной базы для определения налогового потенциала предложено дополнить структуру налогового паспорта субъектов РФ матрицей развития отраслей региона, а также создать единую информационную систему с соответствующей систематизацией и консолидацией на государственном уровне данных, полученных из уточненных по сделанным предложениям налоговых паспортов.
Библиографический список
1. Малолеткина, М.П. Систематизация факторов формирования и реализации налогового потенциала региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - 2011. - № 73 (09). -http://ej. kubagro. ru/archive .asp?n=73.
2. Силуанов, А.Г. Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. - 2011. - №6. - С. 3-8.
3. Синельников-Мурылев, Сергей Германович. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов / С. Синельников-Мурылеев, П. Кадочников, Г. Идрисов - М.: Институт Гайдара, 2011. - 180 с.
4. Шогенов, А.А. Методические аспекты расчета налогового потенциала региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2011. - № 4 (28). -http://region. mcnip.