Научная статья на тему 'Оценка психического компонента функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой востока'

Оценка психического компонента функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой востока Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
338
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПАМЯТЬ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / SPORTSMEN / INTEGRATED CONTROL / FUNCTIONAL CONDITION / MENTAL COMPONENT / MEMORY / LOGICAL THINKING / ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пустозеров Анатолий Иванович, Петрушкина Надежда Петровна, Миловидов Виктор Константинович

Изучены некоторые показатели, характеризующие психический компонент функционального состояния студентов, занимающихся преимущественно физической культурой востока и студентов других специализаций, обучающихся в физкультурном вузе. Показано положительное влияние восточных практик на изученные показатели. Обсуждются возможности включения последних в тренировочный процесс спортсмена и восстановительные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пустозеров Анатолий Иванович, Петрушкина Надежда Петровна, Миловидов Виктор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of students’ doing Eastern physical culture functional condition mental component

Some indices characterizing mental component of students’ doing mainly Eastern physical culture functional condition and students of other specialties studying at high educational establishments of physical culture are studied. Eastern physical culture practices influence the studied indices positively. The possibilities of including them into sportsmen’s training process, as well as the list of rehabilitation measures are also discussed in the work.

Текст научной работы на тему «Оценка психического компонента функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой востока»

УДК796:612 ББК 75:28.903

Пустозеров Анатолий Иванович

кандидат медицинских наук, доцент кафедра физиологи Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Петрушкина Надежда Петровна доктор медицинских наук, старший научный сотрудник кафедра физиологии Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Миловидов Виктор Константинович профессор

кафедра теории и методики гимнастики и оздоровительного плавания Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск Pustozerov Anatolij Ivanovich Candidate of Medical Science,

Assistant Professor Physiology Chair Ural State Univerof Physical Culture Chelyabinsk Petrushkina Nadezhda Petrovna Doctor of Medical Science,

Senior Research Scientist Physiology Chair Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk Milovidov Viktor Konstantinovich Professor

Theory and Methods of Gymnastics and Therapeutic Swimming chair Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk butaki@bk.ru

Оценка психического компонента функционального состояния студентов, занимающихся физической культурой востока Evaluation of students’ doing Eastern physical culture functional condition

mental component

Изучены некоторые показатели, характеризующие психический компонент функционального состояния студентов, занимающихся преимущественно физической культурой востока и студентов других специализаций, обучающихся в физкультурном вузе. Показано положительное влияние восточных практик на изученные показатели. Обсуждются возможности включения последних в тренировочный процесс спортсмена и восстановительные мероприятия.

Some indices characterizing mental component of students’ doing mainly Eastern physical culture functional condition and students of other specialties studying at high educational establishments of physical culture are studied. Eastern physical culture practices influence the studied indices positively. The possibilities of including them into sportsmen’s training process, as well as the list of rehabilitation measures are also discussed in the work.

Ключевые слова: спортсмены, комплексный контроль, функциональное состояние, психический компонент, память, логическое мышление, внимание.

Key words: sportsmen, integrated control, functional condition, mental component, memory, logical thinking, attention.

Введение. Занятия физическими упражнениями являются сильным средством изменения психического и физического состояния человека. Корректно организованные занятия спортом укрепляют здоровье, не только улучшают физическое и психическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, но и совершенствуют функциональные системы организма человека.

Управление подготовкой спортсмена невозможно без диагностики и прогнозирования его функционального состояния. Контроль над развитием тренированности, динамикой общей и специальной работоспособности, функциональных возможностей спортсмена в течение спортивной подготовки базируется на оценке индивидуального морфофункционального профиля, а его результаты являются основой для построения этапных моделей разносторонней физической и функциональной подготовленности.

В соответствии с концепцией системного подхода, разработанной П.К. Анохиным, любая функциональная система направлена на достижение конкретного полезного результата, который и является системообразующим фактором [1]. В спортивной деятельности, таким фактором является наилучший

спортивный результат. Известно, что функциональная система спортсмена

286

представляет собой сложное взаимодействие психического, нейродинамическо-го, энергетического и двигательного компонентов спортивной деятельности, которое организуется корой головного мозга и направлено на достижение спортивного результата [3-5,7,8]. Психические состояния - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата [5-6]. Функциональное психическое состояние для спортсмена - это характеристика психической деятельности, связанной с исполнением конкретных спортивных функций. Исследование психических состояний спортсменов - сложная задача.

Цель исследования состояла в оценке психического компонента функционального состояния студентов, обучающихся в группах различных специализаций физкультурного вуза.

Организация и методы исследования. Для достижения поставленной цели были обследованы студенты различных специализаций, занимающиеся преимущественно: физической культурой Востока (19 чел.), легкой атлетикой (18 чел.), гимнастикой (17 чел.), спортивными играми (18 чел.), футболом (19 чел.) - всего 91 человек.

Для оценки психического компонента функциональной системы спортсменов аппаратно применяли диагностический комплекс «НС-Психотест», включающий программное обеспечение для 1ВМ РС совместимого компьютера под управлением Windows и внешний высокоточный контролер. Были исследованы результаты выполнения тестов на логическое мышление (баллы), внимание (секунды) и память на числа (баллы) [7].

При анализе полученных данных пользовались общепринятыми методами биостатистики: рассчитывали средние значения изученных показателей, их ошибку и распределение студентов по оценкам выполнения тестов. Достоверность различий (95% уровень значимости) определяли по критерию Стъюдента (количественные показатели) и критерию Фишера (качественные оценки).

Результаты исследования и обсуждение. Полученные результаты представлены в таблице. Как следует из этих данных, все средние значения изученных показателей в группе студентов оказались достоверно лучше, чем в группах студентов, занимающихся преимущественно другими видами спорта.

Так, среднее время выполнения теста на внимание в группе «восточников» составило 32,03±1,25с, в то время как в группе студентов, занимающихся преимущественно легкой атлетикой - 36,29±1,32с (р<0,05), гимнастикой -

38,35±1,65с (р<0,05), спортивными играми - 35,90±1,37с (р<0,05), футболом -36,69±1,31с (р<0,05). Частота «высокой» оценки выполнения теста Шульте-Платонова на внимание в группе студентов, занимающихся физической культурой востока, составила 85,3%, а других группах спортсменов -39,8-50,0%. Выявленные различия можно объяснить применением при занятиях физической культурой Востока упражнений, направленных на концентрацию внимания, а относительно «неплохие» результаты оценки внимания в группе студентов, занимающихся спортивными играми, обусловлены высокими требованиями именно к особенностями внимания, которые и обусловливают эффективность их спортивной деятельности. Для остальных видов спорта внимание, по-видимому, не является ведущим качеством.

Показатели результатов выполнения теста «Логическое мышление» -12,56±0,72 б - у студентов, занимающихся физической культуры Востока, также оказались лучше, чем у студентов других специализаций: легкая атлетика -10,76±0,54 б (р<0,05), гимнастика - 10,29±0,71 б (р<0,05), спортивные игры -10,21±0,58 б (р<0,05), футбол - 9,82±0,68 б (р<0,05). При оценке распределения студентов по оценкам выполнения этого теста установлено, что «высокая» оценка чаще регистрировалась у студентов-«восточников» (у 85,3%), чем у студентов других специализаций (от 31,0% до 64,7%), а «низкая» - чаще у студентов, занимающихся преимущественно легкой атлетикой (у 69%). В группе студентов, занимающихся физической культурой востока «низкие» оценки выполнения этого теста не встречались.

Таблица - Средние значения (М±т) показателей, характеризующих психический компонент функционального состояния студентов-спортсменов__________

Специализация Тесты, средние значения (М±т) результатов выполнения (секунды, баллы), достоверность различий (р)*

Внимание, с Логическое мышление, б Память, б

Физическая культуры Востока 32,03±1,25 12,56±0,7 8,88±0,36

Легкая атлетики 36,29± 1,32 р< 0,05 10,76± 0,5 р< 0,05 7,68 ± 0,38 р< 0,05

Гимнастика 38,35±1,65 р< 0,05 10,29±0,70 р< 0,05 7,77±0,31 р< 0,05

Спортивные игры 35,90±1,37 р< 0,05 10,21±0,58 р< 0,05 7,61±0,41 р< 0,05

Футбол 36,69±1,31 р < 0,05 9,82± 0,58 р< 0,05 7,76±0,35 р< 0,05

Известно, что показатели продуктивного и интуитивного мышления подвержены периодическим колебаниям, причем их спектральные характеристики имеют особо четкую структуру. Подсознательный тренинг психоритмов путем подачи в определенном ритме чередующихся сильных и слабых раздражителей лежит в основе восточных техник [2], в частности, при занятиях йогой имеет место такое чередование раздражителей различных спектров (сильных и слабых) путем подачи в определенном ритме, что, по-видимому, и привело к улучшению показателей, характеризующих логическое мышление, у студентов, занимающихся физической культурой востока.

При оценке результатов выполнения теста «Память» выявлена аналогичная картина. Средние значения оценок в группе восточников оказались достоверно выше (8,88±0,6 б), чем в группах студентов других специализаций: легкая атлетика - 7,68±0,38 б (р<0,05), гимнастика - 7,77±0,31 б (р<0,05), спортивные игры - 7,6±0,41 б (р<0,05), футбол - 7,76±0,35 б (р<0,05). Анализ распределения студентов по результатам выполнения этого теста показала, что суммарно «высокие» и «средние» оценки у студентов, занимающихся физической

культурой востока, также встречалась чаще (у 73%), чем у студентов других специализаций (от 27% до 35,3%).

Известно, что суточные биоритмы человека синхронизированы по фазе с ритмами функциональных систем, ответственных за многие психофизиологические функции, в том числе, за зрительную память. В первой половине сна происходит восстановление за повышения секреции гормонов, отвечающих на анаболические процессы (пролактина, соматотропина, тиреотропного и лютеи-низирующего гормонов). Во время сна увеличивается митотическая активность клеток, которым свойственно непрерывное самообновление. Преобладание парасимпатических влияний в конце активного периода сна способствует накоплению гликогена в печени, который расходуется во время сна на биоэнергетические потребности организма при отсутствии внешних поступлений биоэнергетических субстратов. Наряду со структурно-функциональным восстановлением первая половина сна играет важную роль в процессах долговременного запоминания информации, накопленной в активный период. Предполагается, что повышенная секреция соматотропного гормона во время медленно-волнового сна активирует синтез белков в коре головного мозга и способствует формированию долговременной памяти [4].

Учитывая выше сказанное, можно предполагать, что студенты, занимающиеся физической культурой востока, не только применяют аутотренинги, но и чаще соблюдают режим дня, в частности, режим сна и отдыха, что и объясняет выявленные в ходе исследования особенности.

Заключение. Таким образом, полученные результаты подтверждают положительное влияние на ритмические процессы в центральной нервной системе лиц, занимающихся физической культурой востока, что проявляется более высокими, чем у студентов других специализаций, изученными показателями психического компонента. В связи с этим очевидно значение включения восточных практик, влияющих на концентрацию внимания, развитие логического мышления и эффективность восстановительных процессов (аутотренинг, йога и

др.), в тренировочный процесс спортсменов, нуждающихся в развитии психического компонента их функциональных систем.

Библиографический список

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М., 1975. - 121 с.

2. Аминев, Э. Г. Многоуровневые коды индивидуальных различий памяти / Э. Г. Аминев. - Уфа : БГУ, 1996. -180 с.

3. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет : автореф. дис. канд. пед. наук / А. М. Власов; ВНИИФК . - М., 2004 . - 20 с.

4. Деряпа, Н.Р. Проблемы медицинской биоритмологии : монография / Н.Р. Деряба, В.С. Мошкин, В.С. Посный. - М. : Медицина,1985. - 207с.

5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин, СПБ, : Питер, 2002.-223с.

6. Комплексный и педагогический контроль как средство управление тренировкой / Е. А. Грозин, В. С. Селезнев, Г. А. Хрисанфов, А. А. Злыднев // Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой : сб. науч. тр. / гл. ред. Е. А. Грозин. - Л. : ЛННИФК, 1984. - с. 50

7. Петрушкина, Н. П. Комплексный контроль в системе управления подготовкой высококвалифицированных хоккеистов : учебное пособие / Н. П. Петрушкина, Е. Ф. Сурина-Марышева, В. А. Пономарев. - Челябинск : УралГУФК, 2007. - 74 с.

8. Пустозеров, А.И. Комплексный подход к анализу функционального состояния студентов УралГУФК / А.И. Пустозёров, В.К. Миловидов.-Челябинск : Вестник Уральского государственного университета физической культуры. - 2010. - №2. - с.42-46.

Bibliography

1. Anokhin, P.K. Outline on functional systems physiology / P.K. Anokhin. -M., 1975. - 121 p.

2. Aminev, E.G. Individual differences of memory multilevel patterns / E.G. Aminev. - Ufa.: Bashkortostan State University (BSU) 1996. - 180 p.

3. Vlasov, A.M. Integrated control of physical training and morphofunctional conditions of junior basketball players (12 - 15 years) : author’s abstract of candidate of pedagogical sciences thesis / A.M. Vlasov; All-Russian scientific-research institute of physical culture (ARSRIPC). - M., 2004. - 20 p.

4. Deryapa, N.R. Medical biorhythmology problems : monograph / N.R.Deryapa, V.S. Moshkin, V.S.Posnyj. - M., Medicine, 1985. - 207 p.

5. Ilyin, Ye.P. Differential psycho physiology / Ye.P. Ilyin, St-Petersburg (SPB), : Piter, 2002. - 223 p.

6. Integrated and pedagogical control as means of training management / Ye.A. Grozin, V.S. Seleznev, G.A. Khrisanfov, A.A.Zlyidnev // Integrated pedagogical control in process of training management : collection of scientific papers / chief editor Ye.A. Grozin. - L. : Leningrad scientific-research institute, 1984. - p. 50.

7. Petrushkina, N.P. Integrated control in the system of managing highly-qualified ice-hockey players training : study guide / N.P. Petroushkina, Ye.F. Sourina-Marysheva, V.A. Ponomoryov. - Chelyabinsk. : Ural State University of Physical Culture (UralSUPC), 2007. - 74 p.

8. Pustozerov, A.I. Integrated approach to students’ of the Ural State University of Physical Culture (UralSUPC) functional conditions analysis. / A.I. Pustozerov, V.K. Milovidov. - Chelyabinsk : Bulletin of Ural State University of Physical Culture (UralSUPC). - 2010. - № 2. -p. 42-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.