8. Akimov A.M. Stress v sem'e i social'naya podderzhka v otkrytoj muzhskoj populyacii Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2013;6 (22): 103 - 105.
9. Akimova E.V., Gakova E.I, Smaznov V.Yu., Gafarov V.V., Kuznecov V.A. Semejnyj status i serdechno-sosudistyj risk - populyacionnye harakteristiki Profilakticheskaya medicina. 2010; 5: 9 - 12.
10. Social mobility, marital status, and mortality risk in an adult life course perspective: the Malmo Preventive Project P.M. Nilsson, J.A. Nilsson, P.O. Ostergren, G. Berglund Scand J Public Health. 2005; Vol. 33: 412 - 423.
11. Living alone after myocardial infarction. Impact on prognosis R.B. Case, A.J.M. Moss, N. Case, M. Mc. Dermott, S. Eberly JAMA. 1992; Vol. 267: 515 - 519.
12. Kainth A., Hewitt A., Pattenden J. et al. Systematic review of interventions to reduce delay in patients with suspected heart attack Emerg. Med. J. 2004; Vol. 21: 506 - 508.
13. Gafarov V.V., Pak V.A., Gagulin I.V., Gafarova A.V. 'Epidemiologiya i profilaktika hronicheskih neinfekcionnyh zabolevanij v techenie 2-h desyatiletij i vperiod social'no-'ekonomicheskogo krizisa v Rossii. Novosibirsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 11.11.16
УДК 159.91
Isaev A.V., postgraduate, M.V. Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Kirtoake A.M., postgraduate, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF ANTICIPATION IN ATHLETES FIGHTERS. The work shows results of approbation of a method of forming of skills of anticipation in athletes fighters. The processes of forming of anticipation are based on reinforcement of the right forecast in the simulated decision making situation in conditions of the multiple choice. Videos of the simulated situations of carrying out acceptances of free-style wrestling are the stimulus material. During the experiment the registration of eye physical activity and registration of the electroencephalogram (EEG) are carried out at the same time. The results of the research show significant efficiency of the offered technique. After the training the researchers note decrease in the quantity of mistakes and the time spent for decision making choosing right answers. The expert evaluation shows the reliable increase of the same features at the experimental group.
Key words: athletes fighters, anticipation, sports trainings, complex assessment, forecast, electroencephalogram, eye physical activity.
А.В. Исаев, соискатель, ФБГОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,
E-mail: [email protected]
А.М. Киртоакэ, соискатель, ФБГОУ ВО Российский государственный университет физической культуры, спорта и
туризма, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИЦИПАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ
В работе представлены результаты апробации методики по формированию навыка антиципации у спортсменов-борцов. Процессы формирования антиципации была основана на подкреплении верного прогноза в смоделированной ситуации принятия решения в условиях множественного выбора. Стимульным материалом были видеозаписи смоделированных ситуаций проведения приемов вольной борьбы. Во время проведения эксперимента одновременно проводилась регистрация глазодвигательной активности и регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Результаты исследования показали значимую эффективность предложенной методики. После прохождения тренингов отмечалось снижение количество ошибок и время принятия решения при выборе ответа. Экспертная оценка показала их достоверное увеличение у экспериментальной группы.
Ключевые слова: спортсмены-борцы, антиципация, спортивные тренировки, комплексная оценка, прогноз, электроэнцефалограммы, глазодвигательная активность.
Навыки индивида определять надвигающие события и действовать с упреждением во времени имеет важное конкурентное преимущество во всех сферах человеческой деятельности [1].
В психологической науке при описании психических процессов, связанных с прогнозированием будущего, как правило, используется такой термин как «антиципация», введённый в психологию ещё В. Вундтом [2].
Процесс антиципации является многофункциональным механизмом психической организации человека и имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности [3]. В основе данного феномена лежат интегральные механизмы работы мозга, протекание психических процессов, т. е. их системность [4].
Существенными и необходимыми компонентами процесса принятия решения являются результаты прогноза. Прогноз результатов позволяет сделать активность целенаправленной и саморегулируемой, что благотворно отражается на адаптационных процессах человека в процессе онтогенеза [5 - 7].
Таким образом, основной акцент проведённого пилотного исследования был направлен на оценку степени развития навыка антиципации у борцов вольного стиля.
Материалы и методы исследования. Выборка исследования была представлена спортсменами, занимающиеся вольной борьбой, которые имели различный стаж борьбы (1 - 3 года) и (3 - 5 лет). Общее количество участников эксперимента
24 студента, возраста 18 - 21 года. Студенты спортсмены (юноши) были из разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, которые занимаются в центральной секции по вольной борьбе. Из них 8 человек - экспериментальная группа, 8 человек - контрольная группа и 8 человек - вспомогательная группа (стаж 3 - 5 лет).
Аппаратура и оборудование: Запись психологических показателей производилась с помощью: 1) Eye Tracker RED 500 (фокус внимания, диаметр зрачка, саккадические движения, задержка взгляда). 2) Энцефалограф (Brain Products 256 каналов). Отрезки ЭЭГ, отражающие активность мозга в момент выбора ответа, были обработаны методом Loretta (Low Resolution Brain Electromagnetic Tomography) с целью выявления мозговых структур, которые могли бы являться коррелятами развития навыка антиципации.
Стимульный материал: Испытуемым предъявлялись видеоряды, состоящие из видеороликов с демонстрацией приемов вольной борьбы. Ролик длится 4 секунды. Видеоряд содержит 14 или 18 роликов, в зависимости от характера тренинга - обучающий (первого и второго типа) или контрольный.
В ходе исследования проводились серии тренингов: Диагностический тренинг № 1 в ходе, которого производился подсчёт правильных ответов, фиксировалось время реакции.
Первый тренировочный тренинг: на них испытуемому показывался первый вариант обучающих видеороликов. Видеоряды в каждом тренинге состояли из 18 черно-белых роликов.
На каждом из них демонстрировались базовые приемы вольной борьбы. Велся подсчет правильных ответов испытуемого.
Диагностический тренинг № 2, где процедура была такой же, как и на первом диагностическом тренинге. Предъявлялись те же самые стимулы из 14 цветных роликов, снималась ЭЭГ, велся подсчет правильных ответов и времени реакции спортсмена.
Второй тренировочный этап, состоял из обучающей серии из 3-4 встреч. Предъявлялся видеоряд из 18 чёрно-белых роликов, которые по своему содержанию отличались от видеороликов первого тренировочного этапа. Велся подсчет правильных ответов испытуемого.
Контрольный тренинг № 3, где спортсмены экспериментальной группы проходили экспертную оценку специалистов, состоящих из трёх тренеров-преподавателей по вольной борьбе. На нём фиксировался уровень подготовки функциональной системы испытуемых по четырём фактором.
Полученные результаты и их обсуждение. В результате прохождения тренингов у всех испытуемых наблюдалось увеличение числа правильных ответов при определении возможных действий соперника.
Изучение показателя времени выбора ответа испытуемых выявил три тенденции.
1) увеличение времени реакции от первой встречи к третьей примерно в 1,5 - 2 раза (у четырех испытуемых).
2) в первой встрече наблюдается самое низкое время реакции. Оно увеличивается ко второй встрече примерно в 1,5 раза и снижается (но остается выше исходного) к третьей встрече (у двух испытуемых);
3) снижение времени реакции от первой встречи к третьей от 1,5 до 3 раз (у двух испытуемых).
Изучение времени реакции по правильным ответам показало следующую тенденцию: время реакции от первого контрольного тренинга до второго контрольного тренинга увеличивается примерно в 1,5 раза, а затем снижалось. Время реакции на втором тренировочном этапе был меньше, чем в первом.
Данное явление можно объяснить следующим образом: на первом тренинге испытуемые сталкиваются с новой для них ситуацией, поэтому тратят достаточно много времени на выбор ответа. Во втором тренинге время реакции больше, что может быть коррелятом процесса подстройки и оптимизации уже имеющейся функциональной системы.
Анализ времени реакции по неправильным ответам выявил, что реакции по времени была изначально выше, чем в ситуации с правильными ответами. От первого ко второму тренингу время увеличивалось.
По данным, полученным в результате измерения времени реакции, нельзя сделать какой-то однозначный вывод. У некоторых испытуемых имелись общие тенденции в изменениях количества времени, затрачиваемом на выбор ответа. В частности, время реакции обычно увеличивалась на первой встрече и уменьшается на второй. Такая тенденция характерна как для правильных ответов, так и для неправильных. Эту закономерность можно проинтерпретировать следующим образом. На первой и второй встрече у испытуемого еще не была сформирована адекватная ответная реакция, а на следующем этапе испытуемый уже имеет представление о содержании демонстрируемых ему видеороликов. Это знание еще не систематизировано, и поэтому для выбора правильного ответа испытуемому требуется больше времени, чем в первом случае. На окончательном этапе тренировок борцов время уменьшается по причине лучшей систематизации накопленного опыта спортсменами [8].
На первом тренинге спортсмен сталкивался с новой, непривычной для себя ситуацией. Функциональная система реагирования ещё плохо сформирована, часто на этом этапе испытуемый допускает ошибки в выборе правильного ответа. На втором тренинге испытуемый оказывался уже в знакомой для себя ситуации, но знание о содержании видеороликов еще не систематизировано. Поэтому для выбора правильного ответа испытуемому требуется больше времени, чем в первом случае. На последней же встрече время уменьшалось по причине лучшей систематизации накопленного опыта.
Анализ спектральных параметров ЭЭГ показал, что у большинства спортсменов - борцов тренинги приводят к существенному сокращению стрессового напряжения во время анализа моделируемых ситуаций, о чем говорит повышение значения индекса активации от тренинга к тренингу.
В результате анализа данных, полученных в результате расчёта индекса активации по каждому испытуемому, удалось выявить следующие общие тенденции.
Внутри серии «Начало видео - Выбор ответа - Окончание видео» значения индекса активации сначала возрастает, а затем снова снижается. Соответственно активность головного мозга выше в момент просмотра начала и окончания видео ролика. Можно предположить, что именно в эти моменты происходит активный анализ моделируемой ситуации и, соответственно, возрастает стрессовое напряжение. На этапе выбора ответа напряжение немного снижается. Такая закономерность прослеживается во всех ситуациях: 1) правильный ответ во всех тренингах; 2) неправильный ответ во всех тренингах; 3) неправильный ответ в первом - правильный во втором и третьем тренинге.
Общей динамики изменения мощности индекса активации от первого тренинга ко второму и третьему у всех испытуемых выявить не удалось. У части испытуемых наиболее хорошо прослеживается следующая закономерность изменения индекса активации в момент выбора ответа (принятия решения).
Значение индекса активации в ситуации «неправильный ответ - правильный ответ» снижался от первого ко второму тренингу и рос от второго к третьему. Почти во всех случаях в третьем тренинге значение индекса активации выше, чем в первом. Соответственно, уровень напряжения возрастает во втором тренинге, когда испытуемые впервые выбирали верный ответ, и снижалось в третьем. Это хорошо соотносится с гипотезой исследования и с данными анализа времени реакции и движения глаз.
В ситуации, когда все ответы были неправильными, динамика имела тот же характер, что и в первом случае.
В ситуации, когда ответы во всех трех встречах были правильными, индекс активации возрастал от первой встрече к третьей, т. е. происходило постепенное снижение степени стрессового напряжения.
Отмечалась тенденция к увеличению значения индекса активации в момент принятия решения от первого тренинга ко второму, и снижение его к третьему. Причем эта тенденция прослеживается во всех трех возможных ситуациях.
По данным, полученным в результате анализа Loretta, удалось выявить следующую динамику активации мозговых структур от первого тренинга к третьему.
В первой встрече наибольшая активность наблюдалась в лобной области коры (FrontalLobe). Постепенно активность перемещалась в затылочные области коры и в 18 поле Бродма-на. Можно предположить, что во второй встрече испытуемый старался гораздо внимательнее прочитать варианты ответов, чтобы не допустить повторения ошибки. В последней встрече наибольшая активность наблюдалась в 40 поле Бродмана (Brodmanarea 40) и Нижней Височной доле (Inferior Parietal Lobe). Соответственно в третьей встрече у испытуемого происходил активный критический анализ сложных профессиональных навыков.
В целом это достаточно хорошо сочетаются с известными на данный момент данными по мозговым механизмам принятия решения [9] и сочетается с данными, полученными с помощью спектрального анализа этих же участков ЭЭГ
В экспериментальной группе критерий знаковых рангов Вилкоксона выявил достоверные различия (0,041) в изменении средних показателей по качественным факторам оценки спортивной подготовки.
После экспертной оценки экспериментальная и контрольная группа провела учебно-тренировочные схватки с вспомогательной группой, которой была дана установка, выполнить десять базовых приемов каждому спортсмену за время схватки. Участники экспериментальной группы быстрее ориентировались в соревновательной ситуации и показали больше предвосхищающих действий, чем контрольная группа.
Выводы. Таким образом, по анализу полученных нами данных можно сделать следующие выводы. Разработанная методика формирования и развития навыка антиципации для борцов вольного стиля показала значимую эффективность тренировок, что подтверждается качественными и количественными изменениями развития способности предвосхищать действия соперника.
Систематические тренинги приводят к снижению количества ошибок при определении возможных действий противника и постепенному снижению времени реакции на принятие решения и выбор правильного ответа.
Анализ спектральных параметров ЭЭГ у большинства испытуемых показал постепенное снижение напряжения во время анализа моделируемых ситуаций от первого диагностического тренинга к последнему.
Разбор результатов с помощью метода Loretta показал, что на первых встречах наибольшая активность находится в лобных областях мозга и к последнему тренингу она постепенно переБиблиографический список
мещается в затылочные и височные области, ответственные за критический анализ сложных профессиональных навыков.
Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у испытуемых экспериментальной группы. На учебно-тренировочных схватках спортсмены экспериментальной группы провели больше предвосхищающих действий, чем контрольная группа.
1. Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации. Психологический журнал. 1988; Т. 9; № 6: 73 - 82.
2. Борисова И. В. Вундт. Новая философская энциклопедия. Том 1. Москва, 2000.
3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва: Наука, 1980.
4. Веккер Л.М. Психические процессы. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1981; Т. 3.
5. Глебов В.В. Учителя столичного мегаполиса: функциональное состояние и адаптационные процессы. Акмеология. Москва, РАИН-ХиГС. 2014; 4: 63 - 66.
6. Глебов В.В. Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. ВестникРУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014; 2: 89 - 95.
7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226-232.
8. Исаев А.В., Ивличева А.В., Исайчев С.А. Психофизиологические корреляты динамики развития навыка антиципации у борцов вольного стиля. Шестая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. Калининград, 2014.
9. Klucharev V., Smidts A., Fernandez G. Brain mechanisms of persuasion: how 'expert power' modulates memory and attitudes. Soc. Cogn. Affect Neurosci. 2008; 3: 353-366.
References
1. Sergienko E.A. Genezis 'elementarnyh form anticipacii. Psihologicheskij zhurnal. 1988; T. 9; № 6: 73 - 82.
2. Borisova I. V. Vundt. Novaya filosofskaya 'enciklopediya. Tom 1. Moskva, 2000.
3. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipaciya vstrukture deyatel'nosti. Moskva: Nauka, 1980.
4. Vekker L.M. Psihicheskie processy. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1981; T. 3.
5. Glebov V.V. Uchitelya stolichnogo megapolisa: funkcional'noe sostoyanie i adaptacionnye processy. Akmeologiya. Moskva, RAINHiGS. 2014; 4: 63 - 66.
6. Glebov V.V. Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.
7. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys' Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 146, 25 August 2014: 226-232.
8. Isaev A.V., Ivlicheva A.V., Isajchev S.A. Psihofiziologicheskie korrelyaty dinamiki razvitiya navyka anticipacii u borcov vol'nogo stilya. Shestaya mezhdunarodnaya konferenciya po kognitivnoj nauke: tezisy dokladov. Kaliningrad, 2014.
9. Klucharev V., Smidts A., Fernandez G. Brain mechanisms of persuasion: how 'expert power' modulates memory and attitudes. Soc. Cogn. Affect Neurosci. 2008; 3: 353-366.
Статья поступила в редакцию 11.11.16
УДК 614.2:616-053.7
Kostina L.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Continuing Professional Education, Astrakhan State Medical University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]
FORMING VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH AMONG MEDICAL STUDENTS. The article presents the basics of the valuable attitude to health after conducting a theoretical analysis. Cognitive, emotionally-evaluative, behavioral-activity components of the valuable attitude of medical students to their health are identified. The authors define and characterize three levels of formation of each of the components (low, medium and high). Particular attention is paid to the connection of the valuable attitude to health with professional self-determination of students and giving some personal meaning to this process. The results of the research about the level of formation of the valuable attitude to the health among the students of Astrakhan State Medical University are presented. The experimental work of the authors and selected psychodiagnostic methods confirm the positive dynamic changes of the valuable attitude to health in the medical students, who underwent the research. An integral system of educational work at the university and, in particular, the realization of the program "University as a territory of health" are considered as an effective way of formation of the valuable attitude to health among the medical students.
Key words: health, values, valuable attitude to health, components of valuable attitude to health, process of formation of valuable attitude to health among medical students.
Л.А. Костина, канд. мед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет», г. Астрахань, E-mail: [email protected]
Л.М. Миляева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и непрерывного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В статье на основе теоретического анализа выявлена сущность ценностного отношения к здоровью. Определены когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный компоненты ценностного отношения студентов-медиков к здоровью. Выделены и охарактеризованы три уровня сформированности каждого из компонентов: низкий, средний и высокий. Особое внимание уделено связи ценностного отношения к здоровью с профессиональным самоопределением студентов и приданию этому процессу личностного смысла. Представлены результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения к здоровью студентов Астраханского государственного медицинского университета. В качестве эффективного пути формирования ценностного отношения к здоровью студентов-медиков рассматривается целостная система воспитательной работы в университете и, в частности, реализация программы «Вуз - территория здоровья».
Ключевые слова: здоровье, ценности, ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, процесс формирования ценностного отношения к здоровью студентов-медиков.