Научная статья на тему 'Оценка прогноза вероятности продолжения табакокурения во время беременности'

Оценка прогноза вероятности продолжения табакокурения во время беременности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
69
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка прогноза вероятности продолжения табакокурения во время беременности»

Суицидология и аддиктология

15-19 лет - 0%, 20-29 лет - 7,4%, 30-39 лет -20,5%, 40-49 лет - 23,5%, 50-59 лет - 25,3%, 60-69 лет - 12,2%, 70 лет и старше - 6,3%, возраст неизвестен был у 4,2%. Следовательно, среди умерших преобладают лица трудоспособного возраста.

Чтобы подробнее оценить сложившуюся ситуацию со смертельными отравлениями алкоголем, были проанализированы данные, полученные из статистических карт умерших по этой причине в 2010 году. Всего в исследование было включено 329 случаев, что составило 100% от всех отравлений, зарегистрированных на территории региона.

Мужчин среди них было 67,2%, женщин -32,8% (соотношение 2,1 : 1). Умершие были в возрасте от 1 до 82 лет, средний возраст составил 47,1±0,67 лет (мужчин - 46,7±0,78 лет, женщин -47,9±1,26 лет). Из них 73,6% были в трудоспособном возрасте (79,7% мужчин и 60,6% женщин; соотношение между мужчинами и женщинами составило 2,1 : 1).

Проживали в городской местности 47,0%, в городской - 53,0%. Жили с семьей на момент смерти 68,0%, разведенными были 12,0%, вдовыми - 4,8%, холостыми - 13,6%, данных не было у 11,6%. Не работали 61,6%, работающими были 12,0%, пенсионерами - 26,4%.

При анализе сезонности смертельных отравлений алкоголем выявлен один максимум - январь-февраль (17,3% и 13,4%), меньшее число отравлений регистрируется в июне-июле (по 4,8%).

Суррогаты алкоголя были обнаружены в крови у умерших в 10,6% случаев. При этом у 6,8% отравившихся было комбинированное отравление (этанол и суррогаты); в 3,8% случаев этанол в крови не обнаруживался, что связано было с отравлением исключительно суррогатами алкоголя. Среди суррогатов преобладал метиловый спирт, только два смертельных случая было связано с отравлением изопропиловым спиртом и сивушными маслами. Средняя концентрация этанола в крови умерших составила 4,36±0,08%о.

Заключение.

Таким образом, в Российской Федерации в последние годы отмечается снижение смертности по причине случайных отравлений алкоголем. Аналогичная ситуация наблюдается и в Забайкальском крае, хотя показатели в регионе остаются существенно выше, чем в России и Сибирском Федеральном округе.

Наиболее высокая распространенность смертельных отравлений алкоголем зарегистрирована среди мужчин трудоспособного возраста. При этом суррогаты алкоголя были обнаружены в крови у умерших в 10,6% случаев. Четко отмечается и се-

зонность отравлений - максимум приходится на январь-февраль - 30,7% всех летальных исходов.

ОЦЕНКА ПРОГНОЗА ВЕРОЯТНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

О.А. Харькова, А.Г. Соловьев Северный ГМУ, г. Архангельск, Россия E-mail авторов: harkovaolga@yandex.ru

Табакизм - заболевание, не имеющее аналогов по своей распространенности и пораженности населения. В перечне МКБ-10 табакокурение находится в рубрике F17 «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака». Однако превалентность данного явления продолжает расти, как среди мужчин, так и представительниц женского пола (особенно фертильного возраста).

Отказ от табакокурения до и, особенно, во время беременности обусловлен необходимостью снятия негативного влияния никотина и его составляющих на течение беременности, плод и последующее развитие ребенка. В то же время часть женщин не в силах избавиться от вредной привычки в пользу здоровья ребенка. Проведенные нами ранее исследования показали, что неспособность отказаться от табакокурения во время беременности определена психологической и социальной составляющими психической индивидуальности.

С целью прогнозирования вероятности продолжения табакокурения во время беременности нами предложена модель, направленная на поиск адекватных подходов в разработке индивидуальной психокоррекционной программы. Для этого на основе изучения психологических особенностей личности применен множественный регрессионный анализ. В качестве предполагаемых прогностических признаков были отобраны показатели двух методик - теста В. Гарбузова, направленного на выявление доминирующего инстинкта, и клинико - психологического метода определения типа психологической компоненты гестационной доминанты - для выявления стиля переживания беременности.

На основании полученных регрессионных коэффициентов и значений взвешенных отношений шансов для каждого из признаков можно сделать вывод о том, что инстинкт доминирования является самым значимым признаком, отвечающим за продолжение табакокурения во время беременности; далее по значимости располагаются инстинкт

№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал

41

Суицидология и аддиктология

самосохранения и наличие элементов депрессивного типа психологической компоненты гестационной доминанты.

Таким образом, психотерапевтическая работа для беременных женщин должна быть направлена на коррекцию тех личностных особенностей, которые и лежат в основе данной химической аддик-ции.

АДДИКТОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ

С.И. Ворошилин

Уральская ГМА, г. Екатеринбург, Россия E-mail автора: voros04@gmail.com

Феномен вовлечения людей в активную религиозную и парарелигиозную активность известен с древности. При этом можно видеть в одних случаях необычно активную деятельность людей, придерживающихся традиционной, принятой в данном обществе системы верований или религии, которая может в одних случаях вызывать особое одобрение со стороны членов общества, так и негативное отношение к таковой. С другой стороны, можно видеть активность, которая принимается данным обществом как неприемлемая, а потому может преследоваться, вплоть до применения к таким лицам самых суровых мер воздействия -изгнания из общины, заключение и даже смертную казнь.

В 1990-е годы в России в связи с прекращением антирелигиозной деятельности со стороны коммунистической партии, комсомола и государства произошел значительный рост интереса к религии, главным образом, к традиционным для России. Одновременно произошло внедрение в общественную и личную жизнь людей деятельности множества сект и религиозных направлений, возникших первоначально в других обществах и культурах. При этом в 1990-е годы были организованы секты, никогда ранее не существовавшие, создатели которых сами провозглашали себя пророками или божественными личностями. В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех нетрадиционных религий, некоторые из которых

характеризуются в печати, как «тоталитарные» или «деструктивные» секты.

В литературе предлагается для обозначения сект употреблять более толерантный термин -«новые религиозные движения» (НРД, New Religious Movement - NRM). Используют также такие термины, как новые религиозные сообщества, новые религии, нетрадиционные религии, нетрадиционные культы, нетрадиционные религиозные сообщества, альтернативные религии. К ним предлагают относить культы, которые имеют историю менее 50-100 лет.

После 2000 года процесс возникновения и расширения таких организаций замедлился или даже прекратился, возможно, в связи с ростом авторитета традиционных религий России, в первую очередь православия и ислама. С другой стороны, мы видим появление в стране множества новых религиозных направлений. В России на их основе пока не возникло реально крупных конфессиональных образований, тогда как опыт ЗападноЕвропейских стран и США показывает, что только за послевоенные годы XX века там возникли религиозные образования, число последователей, которых соперничает с числом верующих в традиционных конфессиях. Успех таких образований, как церковь Муна, Иеговисты и некоторых других отчасти был обусловлен умелым управлением финансовыми потоками этих организаций [1, 2].

В числе сект (НРД) в России появились псевдохристианские культы западной религиозной ориентации зарубежного происхождения, включая Свидетелей Иеговы, Неопятидесятников, использующих в разных городах различные названия -Новая жизнь, Движение веры и т.д., Мормонов, Церкви Объединения (Мунистов). Возникли новые псевдохристианские культы западной ориентации российского происхождения (Богородичный центр, Церковь Откровения, Ревнители истинного благочестия). Распространилось множество псевдоиндуистских и псевдобуддистских культов, из которых наиболее многочисленны последователи культа Кришны (Кришнаиты). Но кроме них имеются почитатели культов Шива (Кали), такие как Ананда Марга, Брахма Кумарис, Тантра-Сангха, культ Раджниша (Ошо). Имеются также культы йога ("Ананда"), культы Ауробиндо Гхоша, Сатья Сан Бабы, Бабаджи, псевдобуддистские культы (Аум Синрике, Рейки, Эмерсенс, Фалуньгун). Возродились культы, основанные на идеях теософии и оккультизма западного происхождения (Агни-йога - Рерихианство). Появились новые культы западного происхождения (Сайентология, Дианетика), а также вновь возникшие на российской почве: секта Порфирия Иванова, Белое Братство, секта Висса-

42

Тюменский медицинский журнал № 1, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.