Суицидология и аддиктология
15-19 лет - 0%, 20-29 лет - 7,4%, 30-39 лет -20,5%, 40-49 лет - 23,5%, 50-59 лет - 25,3%, 60-69 лет - 12,2%, 70 лет и старше - 6,3%, возраст неизвестен был у 4,2%. Следовательно, среди умерших преобладают лица трудоспособного возраста.
Чтобы подробнее оценить сложившуюся ситуацию со смертельными отравлениями алкоголем, были проанализированы данные, полученные из статистических карт умерших по этой причине в 2010 году. Всего в исследование было включено 329 случаев, что составило 100% от всех отравлений, зарегистрированных на территории региона.
Мужчин среди них было 67,2%, женщин -32,8% (соотношение 2,1 : 1). Умершие были в возрасте от 1 до 82 лет, средний возраст составил 47,1±0,67 лет (мужчин - 46,7±0,78 лет, женщин -47,9±1,26 лет). Из них 73,6% были в трудоспособном возрасте (79,7% мужчин и 60,6% женщин; соотношение между мужчинами и женщинами составило 2,1 : 1).
Проживали в городской местности 47,0%, в городской - 53,0%. Жили с семьей на момент смерти 68,0%, разведенными были 12,0%, вдовыми - 4,8%, холостыми - 13,6%, данных не было у 11,6%. Не работали 61,6%, работающими были 12,0%, пенсионерами - 26,4%.
При анализе сезонности смертельных отравлений алкоголем выявлен один максимум - январь-февраль (17,3% и 13,4%), меньшее число отравлений регистрируется в июне-июле (по 4,8%).
Суррогаты алкоголя были обнаружены в крови у умерших в 10,6% случаев. При этом у 6,8% отравившихся было комбинированное отравление (этанол и суррогаты); в 3,8% случаев этанол в крови не обнаруживался, что связано было с отравлением исключительно суррогатами алкоголя. Среди суррогатов преобладал метиловый спирт, только два смертельных случая было связано с отравлением изопропиловым спиртом и сивушными маслами. Средняя концентрация этанола в крови умерших составила 4,36±0,08%о.
Заключение.
Таким образом, в Российской Федерации в последние годы отмечается снижение смертности по причине случайных отравлений алкоголем. Аналогичная ситуация наблюдается и в Забайкальском крае, хотя показатели в регионе остаются существенно выше, чем в России и Сибирском Федеральном округе.
Наиболее высокая распространенность смертельных отравлений алкоголем зарегистрирована среди мужчин трудоспособного возраста. При этом суррогаты алкоголя были обнаружены в крови у умерших в 10,6% случаев. Четко отмечается и се-
зонность отравлений - максимум приходится на январь-февраль - 30,7% всех летальных исходов.
ОЦЕНКА ПРОГНОЗА ВЕРОЯТНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТАБАКОКУРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
О.А. Харькова, А.Г. Соловьев Северный ГМУ, г. Архангельск, Россия E-mail авторов: [email protected]
Табакизм - заболевание, не имеющее аналогов по своей распространенности и пораженности населения. В перечне МКБ-10 табакокурение находится в рубрике F17 «Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака». Однако превалентность данного явления продолжает расти, как среди мужчин, так и представительниц женского пола (особенно фертильного возраста).
Отказ от табакокурения до и, особенно, во время беременности обусловлен необходимостью снятия негативного влияния никотина и его составляющих на течение беременности, плод и последующее развитие ребенка. В то же время часть женщин не в силах избавиться от вредной привычки в пользу здоровья ребенка. Проведенные нами ранее исследования показали, что неспособность отказаться от табакокурения во время беременности определена психологической и социальной составляющими психической индивидуальности.
С целью прогнозирования вероятности продолжения табакокурения во время беременности нами предложена модель, направленная на поиск адекватных подходов в разработке индивидуальной психокоррекционной программы. Для этого на основе изучения психологических особенностей личности применен множественный регрессионный анализ. В качестве предполагаемых прогностических признаков были отобраны показатели двух методик - теста В. Гарбузова, направленного на выявление доминирующего инстинкта, и клинико - психологического метода определения типа психологической компоненты гестационной доминанты - для выявления стиля переживания беременности.
На основании полученных регрессионных коэффициентов и значений взвешенных отношений шансов для каждого из признаков можно сделать вывод о том, что инстинкт доминирования является самым значимым признаком, отвечающим за продолжение табакокурения во время беременности; далее по значимости располагаются инстинкт
№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал
41
Суицидология и аддиктология
самосохранения и наличие элементов депрессивного типа психологической компоненты гестационной доминанты.
Таким образом, психотерапевтическая работа для беременных женщин должна быть направлена на коррекцию тех личностных особенностей, которые и лежат в основе данной химической аддик-ции.
АДДИКТОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ
С.И. Ворошилин
Уральская ГМА, г. Екатеринбург, Россия E-mail автора: [email protected]
Феномен вовлечения людей в активную религиозную и парарелигиозную активность известен с древности. При этом можно видеть в одних случаях необычно активную деятельность людей, придерживающихся традиционной, принятой в данном обществе системы верований или религии, которая может в одних случаях вызывать особое одобрение со стороны членов общества, так и негативное отношение к таковой. С другой стороны, можно видеть активность, которая принимается данным обществом как неприемлемая, а потому может преследоваться, вплоть до применения к таким лицам самых суровых мер воздействия -изгнания из общины, заключение и даже смертную казнь.
В 1990-е годы в России в связи с прекращением антирелигиозной деятельности со стороны коммунистической партии, комсомола и государства произошел значительный рост интереса к религии, главным образом, к традиционным для России. Одновременно произошло внедрение в общественную и личную жизнь людей деятельности множества сект и религиозных направлений, возникших первоначально в других обществах и культурах. При этом в 1990-е годы были организованы секты, никогда ранее не существовавшие, создатели которых сами провозглашали себя пророками или божественными личностями. В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех нетрадиционных религий, некоторые из которых
характеризуются в печати, как «тоталитарные» или «деструктивные» секты.
В литературе предлагается для обозначения сект употреблять более толерантный термин -«новые религиозные движения» (НРД, New Religious Movement - NRM). Используют также такие термины, как новые религиозные сообщества, новые религии, нетрадиционные религии, нетрадиционные культы, нетрадиционные религиозные сообщества, альтернативные религии. К ним предлагают относить культы, которые имеют историю менее 50-100 лет.
После 2000 года процесс возникновения и расширения таких организаций замедлился или даже прекратился, возможно, в связи с ростом авторитета традиционных религий России, в первую очередь православия и ислама. С другой стороны, мы видим появление в стране множества новых религиозных направлений. В России на их основе пока не возникло реально крупных конфессиональных образований, тогда как опыт ЗападноЕвропейских стран и США показывает, что только за послевоенные годы XX века там возникли религиозные образования, число последователей, которых соперничает с числом верующих в традиционных конфессиях. Успех таких образований, как церковь Муна, Иеговисты и некоторых других отчасти был обусловлен умелым управлением финансовыми потоками этих организаций [1, 2].
В числе сект (НРД) в России появились псевдохристианские культы западной религиозной ориентации зарубежного происхождения, включая Свидетелей Иеговы, Неопятидесятников, использующих в разных городах различные названия -Новая жизнь, Движение веры и т.д., Мормонов, Церкви Объединения (Мунистов). Возникли новые псевдохристианские культы западной ориентации российского происхождения (Богородичный центр, Церковь Откровения, Ревнители истинного благочестия). Распространилось множество псевдоиндуистских и псевдобуддистских культов, из которых наиболее многочисленны последователи культа Кришны (Кришнаиты). Но кроме них имеются почитатели культов Шива (Кали), такие как Ананда Марга, Брахма Кумарис, Тантра-Сангха, культ Раджниша (Ошо). Имеются также культы йога ("Ананда"), культы Ауробиндо Гхоша, Сатья Сан Бабы, Бабаджи, псевдобуддистские культы (Аум Синрике, Рейки, Эмерсенс, Фалуньгун). Возродились культы, основанные на идеях теософии и оккультизма западного происхождения (Агни-йога - Рерихианство). Появились новые культы западного происхождения (Сайентология, Дианетика), а также вновь возникшие на российской почве: секта Порфирия Иванова, Белое Братство, секта Висса-
42
Тюменский медицинский журнал № 1, 2013