Научная статья на тему 'Личностные предпосылки вовлечения личности в тоталитарные религиозные культы'

Личностные предпосылки вовлечения личности в тоталитарные религиозные культы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные предпосылки вовлечения личности в тоталитарные религиозные культы»

Суицидология и аддиктология

самосохранения и наличие элементов депрессивного типа психологической компоненты гестационной доминанты.

Таким образом, психотерапевтическая работа для беременных женщин должна быть направлена на коррекцию тех личностных особенностей, которые и лежат в основе данной химической аддик-ции.

АДДИКТОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ

С.И. Ворошилин

Уральская ГМА, г. Екатеринбург, Россия E-mail автора: [email protected]

Феномен вовлечения людей в активную религиозную и парарелигиозную активность известен с древности. При этом можно видеть в одних случаях необычно активную деятельность людей, придерживающихся традиционной, принятой в данном обществе системы верований или религии, которая может в одних случаях вызывать особое одобрение со стороны членов общества, так и негативное отношение к таковой. С другой стороны, можно видеть активность, которая принимается данным обществом как неприемлемая, а потому может преследоваться, вплоть до применения к таким лицам самых суровых мер воздействия -изгнания из общины, заключение и даже смертную казнь.

В 1990-е годы в России в связи с прекращением антирелигиозной деятельности со стороны коммунистической партии, комсомола и государства произошел значительный рост интереса к религии, главным образом, к традиционным для России. Одновременно произошло внедрение в общественную и личную жизнь людей деятельности множества сект и религиозных направлений, возникших первоначально в других обществах и культурах. При этом в 1990-е годы были организованы секты, никогда ранее не существовавшие, создатели которых сами провозглашали себя пророками или божественными личностями. В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех нетрадиционных религий, некоторые из которых

характеризуются в печати, как «тоталитарные» или «деструктивные» секты.

В литературе предлагается для обозначения сект употреблять более толерантный термин -«новые религиозные движения» (НРД, New Religious Movement - NRM). Используют также такие термины, как новые религиозные сообщества, новые религии, нетрадиционные религии, нетрадиционные культы, нетрадиционные религиозные сообщества, альтернативные религии. К ним предлагают относить культы, которые имеют историю менее 50-100 лет.

После 2000 года процесс возникновения и расширения таких организаций замедлился или даже прекратился, возможно, в связи с ростом авторитета традиционных религий России, в первую очередь православия и ислама. С другой стороны, мы видим появление в стране множества новых религиозных направлений. В России на их основе пока не возникло реально крупных конфессиональных образований, тогда как опыт ЗападноЕвропейских стран и США показывает, что только за послевоенные годы XX века там возникли религиозные образования, число последователей, которых соперничает с числом верующих в традиционных конфессиях. Успех таких образований, как церковь Муна, Иеговисты и некоторых других отчасти был обусловлен умелым управлением финансовыми потоками этих организаций [1, 2].

В числе сект (НРД) в России появились псевдохристианские культы западной религиозной ориентации зарубежного происхождения, включая Свидетелей Иеговы, Неопятидесятников, использующих в разных городах различные названия -Новая жизнь, Движение веры и т.д., Мормонов, Церкви Объединения (Мунистов). Возникли новые псевдохристианские культы западной ориентации российского происхождения (Богородичный центр, Церковь Откровения, Ревнители истинного благочестия). Распространилось множество псевдоиндуистских и псевдобуддистских культов, из которых наиболее многочисленны последователи культа Кришны (Кришнаиты). Но кроме них имеются почитатели культов Шива (Кали), такие как Ананда Марга, Брахма Кумарис, Тантра-Сангха, культ Раджниша (Ошо). Имеются также культы йога ("Ананда"), культы Ауробиндо Гхоша, Сатья Сан Бабы, Бабаджи, псевдобуддистские культы (Аум Синрике, Рейки, Эмерсенс, Фалуньгун). Возродились культы, основанные на идеях теософии и оккультизма западного происхождения (Агни-йога - Рерихианство). Появились новые культы западного происхождения (Сайентология, Дианетика), а также вновь возникшие на российской почве: секта Порфирия Иванова, Белое Братство, секта Висса-

42

Тюменский медицинский журнал № 1, 2013

Суицидология и аддиктология

риона, Бажовцы, Движение "Анастасия", Радастея и др. Среди представителей некоторых народов страны начали искусственно воссоздаваться культы на основе дохристианских языческих верований. Появились «славянские» культы (Группа Доброслава, Троянова Тропа, Стрелы Урилы), «неславянские» (Ошмарий-Чимарий, Удмурт-Вось, Хан-Тенгри) и даже культы на основе зарубежных языческих культов, как Учение Карлоса Кастанеды, группы культа Вуду. Наиболее выраженные антисоциальные и даже агрессивные действия демонстрируют адепты сатанинских культов различного происхождения, таких как Церковь Сатаны, Общество Сатаны, Южный Крест, Церковь Нави, Черный Ангел, Орден Друзей Люцифера, Крысятницы, Братство Мадра, Черное Братство [1, 2].

Пополнение сект, происходило и происходит в значительной степени из числа молодых людей и девушек, ранее не имевших никаких знаний о религии. Традиционные религии при определенной поддержке государственных и общественных организаций отчасти играют в России роль щита от вовлечения молодёжи в деструктивные культы, связь с которыми ведет к множеству трагедий, в частности к распаду семей. У вовлеченных в культы явно обнаруживается зависимость от деструктивных групп, от неорелигиозных организаций.

Каковы особенности этих лиц. Традиционно отмечается, что легче вовлекаются лица, имеющие психологические и микросоциальные проблемы в своей жизни. Однако наблюдения показывают, что нередко в разные секты вовлекаются одни и те же люди. При этом некоторые из них сначала проходят непростой путь перемещения из одной конфессии в другую (в пределах христианских). Некоторые потом вовлекаются в НРД, переходя иногда из одной в другую. Очевидно, у этих личностей имеют место какие-то личностные особенности, которые предопределяют их стремления к присоединению к таким группам.

Что находят неофиты в религиозных общинах и сектах? Чаще всего они находят возможность жить, не принимая самостоятельных решений, поскольку и в традиционных религиях, и в НРД рядовые верующие обязаны в той или иной форме исповедываться и испрашивать благословение на свои поступки.

Второе, что находят неофиты в общинах и сектах, это получение авторитетных ответов на вопросы, объясняющие смысл всего происходящего и смысл их жизни. Это удобно для тех, кто не испытывает внутреннего понимания жизни, мира, самого себя, для тех, кто в какой-то степени пере-

живает явления легкой дереализации, деперсонализации, гипотимии.

Обычно при определении особенностей личности адептов сект различными авторами рассматриваются различные психологические и социальные характеристики таких лиц. В частности, у них отмечают сниженные способности к критическому мышлению, к самостоятельному принятию решений, непринадлежность к традиционной религии, проблемы социального или личного характера, отсутствие друзей и особых увлечений, стремящиеся к познанию чего-то нового, и загадочного, готовность к принятию эксклюзивных и «элитарных» вероучений и систем мировоззрения [3]. Такие черты можно видеть у личностей шизоидного типа (F60.1), у ананкастных (F60.5), тревожных, избегающих, уклоняющихся (F60.6), у зависимых (F60.7) личностей [4]. В этих группах НРД они оказываются в среде себе подобных.

В христианских странах такие лица, очевидно, находили свое место в обществе в монастырях (до революции в монастырях находилось 0,06 % православного населения России - 0,04 % мужского и

0. 08. женского населения). Часть оказывалась в составе различных сект, которые всегда были в России и число которых до революции заметно росло. Особенности личности склонных к зависимости от культов должны учитываться при проведении с ними психологических и психотерапевтических консультаций.

Выводы:

В любом обществе, некоторая часть населения оказывается вовлеченной в различные нетрадиционные культы (НРД), что порождает различные конфликты. Лица, вовлекающиеся в такие культы, имеют определённые личностные особенности, главным образом на уровне расстройств личности или соответствующих акцентуаций. Эти особенности личности должны учитываться при оказании таким лицам консультативной психологической и психотерапевтической помощи.

Литература:

1. Ворошилин С.И., Трифонов Б.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Екатеринбург: Изд. УрГИ, 2003. - 220 с.

2. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. -М.: Христианская библиотека, 2012. - 816 с.

3. Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // Адукацыя i выхаванне. - 2009. - № 3. - С. 59-63.

4. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. - М., Мегапро, 2010. - 132 с.

№ 1, 2013 Тюменский медицинский журнал

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.