Научная статья на тему 'Оценка профессиональной обусловленности метаболического синдрома у водителей грузового автотранспорта'

Оценка профессиональной обусловленности метаболического синдрома у водителей грузового автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА / TRUCK DRIVERS / ОЖИРЕНИЕ / OBESITY / МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / METABOLIC SYNDROME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федотова Ирина Викторовна, Бобоха М. А., Аширова С. А.

При изучении распространенности метаболического синдрома (МС) у (66,4 ± 3,6) % водителей грузовых автомобилей выявлена повышенная масса тела. Установлен статистически значимый рост распространенности метаболического синдрома с увеличением стажа работы в профессии, что диктует необходимость разработки мероприятий по корректировке нарушений метаболического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федотова Ирина Викторовна, Бобоха М. А., Аширова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF OCCUPATIONAL CONDITIONALITY OF METABOLIC SYNDROME AMONG TRUCK DRIVERS

The study of metabolic syndrome (MS) among truck drivers revealed a considerable part of persons with excess weight (66,4±3,6%). The authors found statistically significant metabolic syndrome rate increasing with increasing of length of service in this occupation. It demonstrates the need for development of measures to correct metabolic status disorders.

Текст научной работы на тему «Оценка профессиональной обусловленности метаболического синдрома у водителей грузового автотранспорта»

Ш №11 (260)

41

Страхова Л.А. и др. Состояние липидного обмена при профессиональном хроническом бронхите, ассоциированном с сахарным диабетом / Л.А. Страхова, И.А. Макаров, Т.В. Блинова, Н.А. Березина //Мед.труда. 2012. № 9. С. 27—32.

Успенский Ю.П. и др. Метаболический синдром и неалкогольный стеатогепатит: причинно-следственный континуум / Ю.П. Успенский, Е.В. Балукова //Гастроэнтерология. 2009. № 1. С. 41—45.

6. Reaven G.M. Role of insulin resistance in human disease //Diabetes. 1988. 37. Р. 1595—1607.

Контактная информация:

Федотов Василий Дмитриевич, тел.: 8 (920) 014-61-06, e-mail: [email protected] Contact information: Fedotov Vasily, phone: 8 (920) 014-61-06, e-mail: [email protected]

-V-

УДК 613.6:613.63/.65 ^

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА

И.В. Федотова, М.А. Бобоха, С.А. Аширова ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Н. Новгород

При изучении распространенности метаболического синдрома (МС) у (66,4 ± 3,6) % водителей грузовых автомобилей выявлена повышенная масса тела. Установлен статистически значимый рост распространенности метаболического синдрома с увеличением стажа работы в профессии, что диктует необходимость разработки мероприятий по корректировке нарушений метаболического статуса.

Ключевые слова: водители грузового автотранспорта, ожирение, метаболический синдром.

I.V. Fedotova, M.A. Bobokha, S.A. Ashirova □ EVALUATION OF OCCUPATIONAL CONDITIONALITY OF METABOLIC SYNDROME AMONG TRUCK DRIVERS □ FBSI «Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology», Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod.

The study of metabolic syndrome (MS) among truck drivers revealed a considerable part of persons with excess weight (66,4±3,6%). The authors found statistically significant metabolic syndrome rate increasing with increasing of length of service in this occupation. It demonstrates the need for development of measures to correct metabolic status disorders. Key words: truck drivers, obesity, metabolic syndrome.

В настоящее время водители автотранспорта оказались наиболее крупной и стабильной профессиональной группой среди мужчин трудоспособного возраста. Состояние здоровья определяет их работоспособность, а значит и безопасность дорожного движения. Управление транспортным средством сопровождается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, которое является ведущим фактором данной профессиональной деятельности, провоцирующим и поддерживающим хронический стресс [4, 6, 9]. На фоне сниженной двигательной активности и нерационального питания он рассматривается как ведущая причина значительной доли среди водителей лиц с повышенным весом [7, 8, 10]. В настоящее время ожирение является одной из важнейших медико-социальных и экономических проблем современного общества, приводящих к сокращению продолжительности жизни и ухудшению ее качества. Его называют неинфекционной эпидемией XXI века. За последние 20—25 лет как в развитых, так и в развивающихся странах существенно увеличилась численность лиц, страдающих не просто избыточной массой тела, а именно ожирением [3, 5].

Ожирение, в частности абдоминальное, является одним из основных показателей при диагностике метаболического синдрома (МС), который расценивается как фактор риска развития такой тяжелой патологии, как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет. Согласно определению Всероссийского общества кардиологов (ВНОК) «МС характеризуется увеличением массы висцерального жира, снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперинсули-

немиеи, которые вызывают развитие нарушении углеводного, липидного, пуринового обмена и артериальной гипертонии» [2]. Некоторые исследователи высказывают точку зрения, что водители имеют более высокую смертность, заболеваемость и временную нетрудоспособность из-за имеющегося у них ожирения [11].

Целью настоящей работы явилось исследование распространенности метаболического синдрома у водителей грузового автотранспорта.

Материалы и методы исследования. Специалистами ФБУН ННИИГП проведено углубленное амбулаторное обследование стажирован-ных водителей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки машинами КАМАЗ 55111, Урал 4320, ЗИЛ 4502. Следует отметить значительную долю среди водителей лиц старше 50 лет (64,2 %) и со стажем работы 30 лет и более (67,1 %); возраст водителей составил (50,76 ± 0,72) лет, водительский стаж — (30,73 ± 0,76) лет. Избыточная масса тела и степень ожирения определялась путем расчета индекса массы тела. Анализ распространенности метаболического синдрома проводился в возрастных группах: до 40 лет (22 человека), 40-49 (40), 50-59 (82) и 60 лет и более (29). По профессиональному стажу водители были также разделены на 4 группы: 1-я — со стажем работы менее 20 лет (28 человек), 2-я — 20—29 (29), 3-я - 30—39 (92), 4-я - более 40 лет (24). Для диагностики метаболического синдрома были использованы рабочие критерии комитета экспертов Национальной образовательной программы США по холестерину, посвященной выявлению, оценке и лечению высокого уровня холестерина крови у взрослых (Adult Treatment Panel III, ATP III), яв-

42

ЗНиСО ноябрь №11 (260)

¡VI лет 40-49 50-59 60 н (юлее

Рис. 1. Зависимость частоты метаболического

синдрома среди водителей грузовых автомашин от возраста

ляющиеся наиболее адаптированными к клинической практике. Согласно классификации АТР III, метаболический синдром диагностируется при наличии отклонений от нормы любых трех и более из пяти симптомов: абдоминальное ожирение (окружность талии), триглецириды, холестерин липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП), артериальное давление (АД), уровень глюкозы натощак [1]. Для статистической обработки использовали традиционные методы вариационной статистики.

Результаты и их обсуждение. Данные, полученные нами при изучении условий труда водителей грузовых автомобилей, свидетельствали о воздействии на них повышенных уровней шума и вибрации, неблагоприятного микроклимате, периодического воздействия высоких концентраций алифатических углеводородов (в 17—18 раз выше ПДК), а также оксида углерода и пыли (в 1,5—2,0 раза) при движении на крупных магистралях в период интенсивного движения транспорта. За рулем они проводили около 50 % времени при 8-часовом рабочем дне. Класс условий труда в зависимости от марки и эксплуатационных характеристик автомобиля оценивался как вредный второй или третьей степени (3.2—3.3).

Среди обследованных водителей нормальный вес имели (33,5 ± 3,6) %, доля лиц с повышенным весом составляла (66,4 ± 3,6) %, в том числе с избыточной массой тела — (38,7 ± 3,7) %, и с ожирением различной степени — (27,7 ± 3,4) %. Следует отметить, что доля лиц с повышенным весом практически не менялась с возрастом — минимальная величина — (63,6 ± 10,3) зарегистрирована в возрастной группе до 40 лет, максимальная — (67,5 ± 7,4) % — в возрастной группе 40—49 лет. Однако процент лиц, страдающих ожирением, увеличивался с возрастом и составлял, соответственно, (13,6 ± 7,7); (22,5 ± 6,6); (34,1 ± 5,2) и (27,7 ± 3,4), причем различия достоверны между первой и третьей группами 11—3 = 2,2 (р < 0,05).

Метаболический синдром, т. е. наличие у обследуемого абдоминального ожирения и двух и более вышеперечисленных маркеров, диагностирован нами у 65 водителей (37,6 ± 3,7) %, что почти в 2 раза превышало среднестатистические

ли 10 ли 19—29 ЗН) 40 и бплсс

Рис. 2. Зависимость частоты метаболического синдрома среди водителей грузовых автомашин от стажа (*различия достоверны со стажевыми группами до 20, 20—29 и 30—39 лет /р < 0,05/)

показатели. Наиболее частым признаком МС в группе автоинспекторов являлось сочетание абдоминального ожирения с повышенным АД и высоким уровнем ХС ЛПНП.

Распространенность МС среди водителей грузовых автомобилей увеличивалась с возрастом и стажем (рис. 1 и 2).

С увеличением возраста наблюдался постепенный рост частоты МС, достигающий 1,8 раза (р > 0) в самой старшей возрастной группе по сравнению с младшей. При анализе частоты МС по стажу отмечено резкое увеличение ее в 4-й стажевой группе относительно первых трех (соответственно, в 2,5; 2,3 и 1,6 раза), и эти различия статистически значимы. Полученные значения подчиняются экспоненциальной зависимости, коэффициент аппроксимации Я2 достигает 0,922.

Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование показало, что профессиональная деятельность водителей грузового автотранспорта повышает риск развития у них метаболического синдрома, наибольшее распространение которого наблюдается в стажевой группе 40+. С учетом существенной доли среди данного контингента лиц со значительным стажем работы, что связано с малой привлекательностью данной профессиональной деятельности для молодежи (тяжелый труд, небольшие заработки), актуальной задачей является разработка профилактических мероприятий для стажированных водителей с учетом обратимости изменений, характеризующих наличие метаболического синдрома, и, как следствие, — снижение риска развития тяжелых нарушений состояния здоровья, повышение надежности водителей в системе обеспечения безопасности дорожного движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербовой А.Ф. Метаболический синдром: Научно-практическое пособие. Самара: Волга-Бизнес, 2010. 98 с.

2. Всероссийское научное общество кардиологов. Проект рекомендаций экспертов всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению метаболического синдрома (второй пересмотр). М.: ВНОК, 2009. 22 с.

3. Гинзбург М.М. и др. Ожирение и метаболический синдром / М.М. Гинзбург, Н.Н. Крюков. М.: Медпрактика, 2008. 128 с.

ноябрь №11 (260)

43

Игонин Е.Х. и др. Факторы риска в развитии сердечнососудистой патологии у профессиональных водителей городского наземного транспорта / Е.Х. Игонин, В.Л. Катаева А.Т. Попкова, Ю.В. Трофименко, Н.А. Евстигнеева, К.Г. Гуревич //Материалы VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 30 октября — 1 ноября 2007 г. М.: «Дельта», 2007. С. 104—106. Крюков Н.Н. и др. Справочник терапевта / Н.Н. Крюков, М.А. Качковский, С.А. Бабанов, А.Ф. Вербовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 446 с.

Шевкун И.Г. Обоснование мероприятий по снижению профессионального риска нарушения здоровья водителей автобусов и маршрутных такси, осуществляющих внутригородские перевозки пассажиров //Материалы Всероссийской конференции, посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН «Медицина труда: Реализация Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008—2017 годы». 2008. С. 388—389.

Allman-Farinelli M.A. et al. Occupational risk of overweight and obesity: an analysis of the Australian Health Survey / M.A. Allman-Farinelli, T. Chey, D. Merom, A. E. Bauman //Journal of Occupational Medicine and Toxicology. 2010. Vol. 5 (1). P. 14—19.

УДК 613.6:613.63/.65

8. Caban A.J. et al. Obesity in US workers: the National Health Interview Survey, 1986 to 2002 / A.J. Caban, D.J. Lee, L.E. Fleming, O. Gomez-Marin, K. Chung Bridges , S.L. Christ, K. Arheart, T. Pitman //American Journal of Public Health.

2005. Vol. 95 (9). Р. 1614—1622.

9. Serum lipids and glucose disturbances at professional drivers exposed to occupational stressors / J. Jovanovic // Cent. Eur. J. Public Health. 2008. Vol.16 (2). P. 54-58.

10. Moreno C.R.C. / C.R.C. Moreno, F.M. Louzada, L.R. Teixeira, F. Borges, G. Lorenzi-Filho // Short sleep is associated with obesity among truck drivers. Chronobiology International.

2006. Vol. 23 (6). Р. 1295—1303.

11. T'uchsen F. Stroke among male professional drivers in Denmark, 1994—2003 / F. T'uchsen, H. Hannerz, C. Roepstorff, N. Krause // Occupational and Environmental Medicine. 2006. Vol. 63(7). P. 456—460._

Контактная информация:

Федотова Ирина Викторовна, тел.: 8 (831) 436-18-23, e-mail: [email protected] Contact information: Fedotova Irina, р^м: 8 (831) 436-18-23, e-mail: [email protected]

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ

Ю.Г. Пискарев, Н.Н. Потехина, Д.К. Божатков, К.Р. Генрих ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Н. Новгород

Оценены условия труда и состояние здоровья военнослужащих (специалисты: по ремонту техники, проводной и радиосвязи; стрелковые специальности и несущие караульную службу). Установлена зависимость уровня заболеваемости и функциональных резервов организма от факторов риска: высокие физические и психоэмоциональные нагрузки (наиболее характерные для лиц стрелковых специальностей), качественная неадекватность питания; интенсивность военно-профессиональной деятельности, тяжесть и напряженность трудового процесса, импульсный шум.

Ключевые слова: военнослужащие, тяжесть и напряженность труда, здоровье, факторы риска.

Yu.G. Piskarev, N.N. Potekhina, D.K. Bozhatkov, K.R. Genrikh □ HYGIENIC ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS AND HEALTH STATUS IN PERSONS OF DANGEROUS OCCUPATIONS

□ FBSI «Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology», Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod.

The authors evaluated working conditions and health status of military men (specialists on equipment maintenance, wire and radio communication; shooting specialties and guard duty men). It was found association of incidence rate and functional reserves of human body with some risk factors: high physical and psychoemotional loads (mostly in shooting specialties), qualitative inadequacy of nutrition, intensity of military — occupational activity, severity and intensity of working process, impulsive noise.

Key words: military men, severity and intensity of work, health, risk factors.

Охрана здоровья населения является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики и вопросов национальной безопасности. Особую актуальность эта проблема приобретает среди лиц опасных профессий, к числу которых относятся военнослужащие. Военно-профессиональная деятельность военнослужащих характеризуется постоянной готовностью к действиям в экстремальных условиях, воздействием факторов производственной среды и трудового процесса. Существенное влияние на состояние защитных сил организма военнослужащих оказывает и характер питания. Неадекватная обеспеченность организма макро- и микронутри-ентами может приводить к снижению адаптационных резервов и росту заболеваемости [1, 5].

Целью исследования являлась гигиеническая оценка условий труда и состояния здоровья лиц,

отличающихся по характеру выполняемой профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Для проведения исследования сформировали 4 группы наблюдения (по 30 человек в каждой) из представителей различных военных специальностей. В состав первой группы вошли специалисты по ремонту и обслуживанию военной техники (возраст /19,8 ± 0,2/ лет); второй группы — специалисты проводной и радиосвязи (/20,4 ± 0,36/ лет); третьей группы — лица, имеющие стрелковые специальности (20,4 ± 0,38 лет); четвертой группы — лица, осуществляющие несение караульной службы (/20,0 ± 0,27/ лет).

Оценили их условия труда по степени вредности и опасности [2]. С помощью аппаратно— програмного комплекса проведена диагностика функционального состояния и резервов организма специалистов вышеуказанных групп [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.