ноябрь №11 (260)
39
УДК 616-057:616.24:616.36
МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧЕНИ У ЛИЦ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В.Д. Федотов, И.А. Макаров, М.А. Сапожникова, М.Л. Васильевых ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Н. Новгород
При проведении клинико-лабораторного обследования больных с профессиональной легочной патологией установлено, что развитие ХОБЛ сопровождается достоверным снижением концентрации кислорода крови, влекущим за собой достоверное повышение частоты гепа-тостеатоза и гепатомегалии. На этом фоне наблюдается повышение уровней АлАт и АсАТ у женщин. У мужчин гиперферментемия не отмечена. Гипоксическая гепатопатия не затрагивает пигментную функцию органа и не влияет на уровень холестерина крови. Ключевые слова: хроническая профессиональная легочная патология, гипоксическая гепато-патия.
V.D. Fedotov, I.A. Makarov, M.A. Sapozhnicova, M.L. Vasilievikh □ MORPHO-FUNCTIONAL CONDITION OF LIVER AMONG PATIENTS WITH PROFESSIONAL CHRONIC OBSTRUCTIVE PULMONARY DISEASE □ FBSI «Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology», Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod.
Clinic and laboratory examination of patients with professional chronic obstructive pulmonary disease revealed statistically significant decrease of blood oxygenation associated with increase of rate of hepathomegaly and steatohepatitis. On top of that, a significant increase in transaminase level among women was distinguished. Hyperenzymemia was not observed among men. Hypoxic heapathopathy is not associated with dysfunction of pigment metabolism in liver and does not influence the cholesterol level.
Key words: chronic professional pulmonary pathology, hypoxic hepatopathy.
В 1988 г. G. Reaven ввел в научный оборот термин «синдром Х», включавший в себя артериальную гипертензию, ожирение, дислипидемию и нарушенную толерантность к углеводам [6]. Углубленное изучение данного симптомоком-плекса выявило некоторые дополнительные нарушения, в частности, достаточно выраженные морфо-функциональные изменения печени, названные жировым гепатозом, или гепатостеатозом [1]. Оказалось, что подобная дисфункция печени может наблюдаться не только при метаболическом синдроме, но и при некоторых других болезненных состояниях. Описываемый феномен получил официальное определение неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП). Развитие МС отмечено и у больных, страдающих хронической профессиональной легочной патологией [3—6].
Цель исследования — оценка метаболической функции печени у больных с профессиональной легочной патологией.
Материалы и методы. Объектом исследования были сопоставимые по возрасту рабочие металлургической и машиностроительной промышленности (101 мужчина и 98 женщин), находившиеся на лечении в клинике ФБУН ННИИГП на протяжении последних 10 лет по поводу профессионального необструктивного бронхита (ХНОБР) и профессиональной хронической об-структивной болезни легких (ХОБЛ). У всех исследованы функция внешнего дыхания (ФВД), напряжение кислорода в периферической крови, аланиновая и аспарагиновая трансферазы (АлАТ и АсАТ), билирубин и холестерин крови, проведена УЗИ-диагностика состояния органов брюшной полости, подсчитан индекс массы тела (ИМТ). Исключались пациенты с хроническим гепатитом, туберкулезным поражением легких. Практически все взятые в исследование мужчины курили и в той или иной степени употре-
бляли алкоголь. Полученные данные обработаны статистически с использованием программы «^аЙБЙса 6.0».
Результаты исследования. Несмотря на длительное активное курение, ХОБЛ у мужчин развилась почти на три года позже, нежели у некурящих женщин, что подтверждал общеизвестный факт большей устойчивости лиц мужского пола к неблагоприятному действию пульмотропных поллютантов (см. таблицу).
Обращало на себя внимание достоверное тендерное различие показателей ИМТ. Пищевой статус обследованных мужчин характеризовался как повышенное питание, тогда как для женщин было характерно ожирение I степени. Переход больных с хроническим бронхитом в группу больных с об-структивной болезнью легких сопровождался статистически недостоверным увеличением ИМТ в пределах прежней весовой группы.
Выявлена достоверная разница концентрации кислорода в крови между больными, страдающими хроническим пылевым бронхитом, и лицами с профессиональной хронической обструктивной болезнью легких. Если у больных с хроническим бронхитом этот показатель находился на нижней границе нормы, то у пациентов с обструктивным легочным процессом — ниже данной границы. Характерной особенностью профессиональных легочных больных был более низкий показатель сатурации у мужчин, что может быть объяснено систематическим табакокурением.
Снижение оксигенации крови сопровождалось достоверным нарастанием частоты УЗИ-симптоматики поражения печени: наблюдалось достоверное учащение проявлений гепатоза при переходе от хронического бронхита к хронической обструктивной болезни (см. таблицу). Эти гипоксические изменения органа проявлялись обеднением сосудистого рисунка, повышением
40
ЗНиСО ноябрь №11 (260)
эхогенности ткани, понижением проникающей способности ультразвука, снижением визуализации задних или средних отделов органа, сглаженностью его рисунка. Более частое выявление гепатоза у мужчин по сравнению с женщинами, вероятнее всего, являлось результатом алкогольного воздействия на печень.
У части профессиональных легочных больных ге-патостеатоз сопровождался гепатомегалией. Частота выявления гепатомегалии достоверно увеличивалась при наличии ХОБЛ у женщин, у мужчин отмечалась лишь статистически недостоверная тенденция к нарастанию данного показателя.
Отмеченные морфологические изменения печени сопровождались определенными функциональными изменениями, наиболее отчетливо выраженными у женщин. Показатели АлАТ и АсАТ у работниц пылевых профессий, страдающих ХОБЛ, достоверно превышали таковые у женщин, страдающих ХНОБР. Если средние показатели указанных ферментов при ХНОБР находились в пределах тендерной нормы, то при ХОБЛ они выходили за её верхнюю границу, и приходится говорить лишь об умеренной гиперферментемии. У мужчин с ХНОБР ферментные показатели были достоверно выше аналогичных женских (возможно, как результат систематического употребления алкоголя) и находились на верхней границе гендерной нормы. При развитии ХОБЛ у мужчин гиперферментемия отсутствовала, более того, уровень ферментов у мужчин несколько снижался. Статистически это снижение недостоверно.
О причинах выявленного снижения уровня ферментов можно только строить предположения. Возможно, это — результат активного лечения данного контингента больных с активным использованием стероидных и гепатопротекторных препаратов. Динамическое наблюдение за больными профессиональными легочными заболеваниями на протяжении достаточно длительного времени (6—10 лет) свидетельствовало о наличии у них достаточно стабильных показателей содержания печеночных ферментов в крови. Их 2—3-кратное повышение наблюдалось лишь в ситуациях развития какого-либо обострения воспалительного процесса в желчевыделительной системе. После купирования воспаления данные показатели достаточно быстро возвращались к исходному уровню либо к более низким по сравнению с исходными.
Более выраженные как морфологические, так и функциональные (АсАТ, АлАТ) изменения печени в подгруппе мужчин, имеющих достоверно меньшие признаки ожирения по сравнению с женщинами, позволяли достаточно уверенно говорить преимущественно о гипоксическом, нежели о жировом происхождении выявленных изменений печени.
Таблица. Морфо-функциональные показатели обследованных групп
Показатели Женщины Мужчины
ХНОБР (51) ХОБЛ (47) ХНОБР (41) ХОБЛ (60)
Возраст (лет) 53,5 ± 0,6 57,4 ± 0,9 Р = 0,001 56,2 ± 0,9 Р1—2 = 0,06 55,3 ± 0,8
ИМТ (кг/м2) 31,7 ± 0,7 33,1 ± 0,9 Р = 0,057 27,2 ± 0,7 Р1—2 = 0,00085 27,8 ± 0,6 Р1—2 = 0,0087
О2(%) 98,0 ± 0,1 96,3 ± 0,2 Р = 0,00085 97,4 ± 0,1 Р1—2 = 0,0007 96,3 ± 0,2 Р = 0,0008
Гепатоз 31 (60%) 42 (89%) Р = 0,0009 33 (80%) Р1—2 = 0,0007 58 (96%) Р = 0,001
Гепатомегалия 6 (11%) 13 (27%) Р = 0,01 14 (34%) Р1—2 = 0,00095 27 (45%) Р = 0,07
АлАТ (Ед/л) 24,2 ± 1,7 32,8 ± 2,7 Р = 0,04 39,1 ± 3,9 Р1—2 = 0,00093 37,0 ± 2,7 Р1—2 = 0,06
АсАТ (Ед/л) 25,4 ± 1,6 34,6 ± 2,6 Р = 0,00061 40,0 ± 3,3 Р1—2 = 0,00045 36,3 ± 3,0 Р = 0,07
Билирубин общий (мкмоль/л) 11,8 ± 0,6 11,4 ± 0,6 12,9 ± 0,7 12,6 ± 0,6
Холестерин общий (моль/л) 5,5 ± 0,2 5,5 ± 0,2 5,4 ± 0,2 5,4 ± 0,2
Выявленные морфологические и функциональные изменения печени протекали на фоне практически не меняющегося уровня общего билирубина крови. Имеющиеся у профессиональных легочных больных гипоксические изменения печени затрагивали лишь ферментную, но не пигментную её функции. Эти гипоксические изменения напоминали легкую токсическую ге-патопатию, для которой также характерна лишь небольшая гиперферментемия [2].
В ходе проведенного исследования не удалось выявить и заметных изменений содержания общего холестерина крови — его показатель был практически одинаков во всех подгруппах и незначительно превышал верхнюю границу нормы.
Выводы.
1. Развитие ХОБЛ у больных с профессиональной легочной патологией сопровождается достоверным снижением напряжения кислорода крови и гипоксическими изменениями печени, носящими характер гепатостеатоза, а у части больных — гепатомегалии.
2. Гипоксические изменения печени проявляются определенными морфологическими изменениями органа и нарушением его ферментной функции.
3. Гипоксический гепатостеатоз у больных с профессиональной легочной патологией протекает без нарушения пигментной функции органа и не влияет на содержание общего холестерина крови.
ЛИТЕРАТУРА
Березина Н.А. и др. Состояние липидного обмена при хронической обструктивной болезни легких, обусловленной вдыханием пневмотропных поллютантов, у больных с сахарным диабетом 2 типа / Н.А. Березина, И.А. Макаров, Л.А. Страхова, Т.В. Блинова, Л.Г. Стронгин //Мед.альма-нах. 2012. Т. 21. № 2. С. 84—87.
Лужников Е.А. Клиническая токсикология. М.: «Медицина», 1982. 368 с.
Макаров И.А. и др. Ассоциированный сахарный диабет при профессиональной легочной патологии: факторы риска / И.А. Макаров, Л.Р. Середнева, Л.Н. Чуранова, Ю.А. Силантьева //Мед.труда. 2010. № 5. С. 28—30.
1.
2.
3.
Ш №11 (260)
41
Страхова Л.А. и др. Состояние липидного обмена при профессиональном хроническом бронхите, ассоциированном с сахарным диабетом / Л.А. Страхова, И.А. Макаров, Т.В. Блинова, Н.А. Березина //Мед.труда. 2012. № 9. С. 27—32.
Успенский Ю.П. и др. Метаболический синдром и неалкогольный стеатогепатит: причинно-следственный континуум / Ю.П. Успенский, Е.В. Балукова //Гастроэнтерология. 2009. № 1. С. 41—45.
6. Reaven G.M. Role of insulin resistance in human disease //Diabetes. 1988. 37. Р. 1595—1607.
Контактная информация:
Федотов Василий Дмитриевич, тел.: 8 (920) 014-61-06, e-mail: [email protected] Contact information: Fedotov Vasily, рhone: 8 (920) 014-61-06, e-mail: [email protected]
-V-
УДК 613.6:613.63/.65 ^
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА
И.В. Федотова, М.А. Бобоха, С.А. Аширова ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Н. Новгород
При изучении распространенности метаболического синдрома (МС) у (66,4 ± 3,6) % водителей грузовых автомобилей выявлена повышенная масса тела. Установлен статистически значимый рост распространенности метаболического синдрома с увеличением стажа работы в профессии, что диктует необходимость разработки мероприятий по корректировке нарушений метаболического статуса.
Ключевые слова: водители грузового автотранспорта, ожирение, метаболический синдром.
I.V. Fedotova, M.A. Bobokha, S.A. Ashirova □ EVALUATION OF OCCUPATIONAL CONDITIONALITY OF METABOLIC SYNDROME AMONG TRUCK DRIVERS □ FBSI «Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology», Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod.
The study of metabolic syndrome (MS) among truck drivers revealed a considerable part of persons with excess weight (66,4±3,6%). The authors found statistically significant metabolic syndrome rate increasing with increasing of length of service in this occupation. It demonstrates the need for development of measures to correct metabolic status disorders. Key words: truck drivers, obesity, metabolic syndrome.
В настоящее время водители автотранспорта оказались наиболее крупной и стабильной профессиональной группой среди мужчин трудоспособного возраста. Состояние здоровья определяет их работоспособность, а значит и безопасность дорожного движения. Управление транспортным средством сопровождается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, которое является ведущим фактором данной профессиональной деятельности, провоцирующим и поддерживающим хронический стресс [4, 6, 9]. На фоне сниженной двигательной активности и нерационального питания он рассматривается как ведущая причина значительной доли среди водителей лиц с повышенным весом [7, 8, 10]. В настоящее время ожирение является одной из важнейших медико-социальных и экономических проблем современного общества, приводящих к сокращению продолжительности жизни и ухудшению ее качества. Его называют неинфекционной эпидемией XXI века. За последние 20—25 лет как в развитых, так и в развивающихся странах существенно увеличилась численность лиц, страдающих не просто избыточной массой тела, а именно ожирением [3, 5].
Ожирение, в частности абдоминальное, является одним из основных показателей при диагностике метаболического синдрома (МС), который расценивается как фактор риска развития такой тяжелой патологии, как ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет. Согласно определению Всероссийского общества кардиологов (ВНОК) «МС характеризуется увеличением массы висцерального жира, снижением чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперинсули-
немиеи, которые вызывают развитие нарушении углеводного, липидного, пуринового обмена и артериальной гипертонии» [2]. Некоторые исследователи высказывают точку зрения, что водители имеют более высокую смертность, заболеваемость и временную нетрудоспособность из-за имеющегося у них ожирения [11].
Целью настоящей работы явилось исследование распространенности метаболического синдрома у водителей грузового автотранспорта.
Материалы и методы исследования. Специалистами ФБУН ННИИГП проведено углубленное амбулаторное обследование стажирован-ных водителей грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки машинами КАМАЗ 55111, Урал 4320, ЗИЛ 4502. Следует отметить значительную долю среди водителей лиц старше 50 лет (64,2 %) и со стажем работы 30 лет и более (67,1 %); возраст водителей составил (50,76 ± 0,72) лет, водительский стаж — (30,73 ± 0,76) лет. Избыточная масса тела и степень ожирения определялась путем расчета индекса массы тела. Анализ распространенности метаболического синдрома проводился в возрастных группах: до 40 лет (22 человека), 40-49 (40), 50-59 (82) и 60 лет и более (29). По профессиональному стажу водители были также разделены на 4 группы: 1-я — со стажем работы менее 20 лет (28 человек), 2-я — 20—29 (29), 3-я - 30—39 (92), 4-я - более 40 лет (24). Для диагностики метаболического синдрома были использованы рабочие критерии комитета экспертов Национальной образовательной программы США по холестерину, посвященной выявлению, оценке и лечению высокого уровня холестерина крови у взрослых (Adult Treatment Panel III, ATP III), яв-