Научная статья на тему 'Оценка профессионализма педагога по результатам использования корпусной лингвистики на занятиях по иностранному языку'

Оценка профессионализма педагога по результатам использования корпусной лингвистики на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / обучение иностранному языку / образовательный процесс / индивидуально-деятельностный подход / корпусная лингвистика / информационные технологии / профессионализм педагога / критерии профессионализма педагога / результаты обучения. / secondary vocational education / foreign language teaching / educational pro- cess / individual activity approach / corpus linguistics / information technologies / teacher’s professionalism / criteria of teacher’s professionalism / learning outcomes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна, Галкина Анастасия Александровна

Статья посвящена актуальным проблемам модернизации современного среднего профессионального образования с позиции индивидуально-деятельностного подхода в использовании современных педагогических технологий, обеспечение доступности качественного образования. Обосновывается назначение корпусной лингвистики в преподавании иностранных языков; обозначаются задачи преподавателя, внедряющего корпусный подход в преподавании иностранных языков; рассматривается возможность использования методов корпусной лингвистики на занятиях по иностранному (английскому) языку, приводится разработка заданий на основе корпусной лингвистики, а также показатели эффективности выполнения данных заданий студентами строительных специальностей неязыковых учебных заведений. Приведена оценка профессионализма педагога студентами по результатам работы использования методов корпусной лингвистики. Результаты анкетирования студентов выявляют среди показателей, свидетельствующих о профессионализме педагога, необходимость новых методологических путей решения образовательных задач, внедрения инновационных технологий, среди которых ведущее место занимают информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна, Галкина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TEACHER’S PROFESSIONALISM ACCORDING TO THE RESULTS OF CORPUS LINGUISTICS USAGE IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS

The article deals with the topical issues of modernization of contemporary secondary vocational education from the position of individual-activity approach in the use of modern pedagogical technologies, ensuring the availability of quality education. The purpose of corpus linguistics in teaching foreign languages is substantiated; the tasks of a teacher introducing corpus approach in teaching foreign languages are set; the possibility of using the methods of corpus linguistics in foreign (English) language classes is considered, the development of tasks on the basis of corpus linguistics is given, as well as the performance indicators of these tasks by students of constructing specialties of non-linguistic educational institutions. The assessment of teacher’s professionalism by students on work results of using methods of corpus linguistics is given. Among the indicators showing the professionalism of the teacher, the results of the student survey reveal the need for new methodological solutions to educational problems, the introduction of innovative technologies, including information technologies which take the leading place.

Текст научной работы на тему «Оценка профессионализма педагога по результатам использования корпусной лингвистики на занятиях по иностранному языку»

УДК 377.131.14+372.881.111.1 ББК 74.47

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПУСНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т. К. Меркулова, А. А. Галкина

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам модернизации современного среднего профессионального образования с позиции индивидуально-деятельностного подхода в использовании современных педагогических технологий, обеспечение доступности качественного образования. Обосновывается назначение корпусной лингвистики в преподавании иностранных языков; обозначаются .задачи преподавателя, внедряющего корпусный подход в преподавании иностранных языков; рассматривается возможность использования методов корпусной лингвистики на занятиях по иностранному (английскому) языку, приводится разработка заданий на основе корпусной лингвистики, а также показатели эффективности выполнения данных заданий студентами строительных специальностей неязыковых учебных заведений. Приведена оценка профессионализма педагога студентами по результатам работы использования методов корпусной лингвистики. Результаты анкетирования студентов выявляют среди показателей, свидетельствующих о профессионализме педагога, необходимость новых методологических путей решения образовательных задач, внедрения инновационных технологий, среди которых ведущее место занимают информационные технологии.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, обучение иностранному языку, образовательный процесс, индивидуально-деятельностный подход, корпусная лингвистика, информационные технологии, профессионализм педагога, критерии профессионализма педагога, результаты обучения.

ASSESSMENT OF TEACHER'S PROFESSIONALISM ACCORDING TO THE RESULTS OF CORPUS LINGUISTICS USAGE IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS

T. K. Merkulova, A. A. Galkina

Abstract. The article deals with the topical issues of modernization of contemporary secondary vocational education from the position of individual-activity approach in the use of modern pedagogical technologies, ensuring the availability of quality education. The purpose of corpus linguistics in teaching foreign languages is substantiated; the tasks of a teacher introducing cor-

pus approach in teaching foreign languages are set; the possibility of using the methods of corpus linguistics in foreign (English) language classes is considered, the development of tasks on the basis of corpus linguistics is given, as well as the performance indicators of these tasks by students of constructing specialties of non-linguistic educational institutions. The assessment of teacher's professionalism by students on work results of using methods of corpus linguistics is given. Among the indicators showing the professionalism of the teacher, the results of the student survey reveal the need for new methodological solutions to educational problems, the introduction of innovative technologies, including information technologies which take the leading place.

Keywords: secondary vocational education, foreign language teaching, educational process, individual activity approach, corpus linguistics, information technologies, teacher's professionalism, criteria of teacher's professionalism, learning outcomes.

В настоящее время уделяется все больше внимания организации процесса обучения будущих специалистов, бакалавров, магистров, в частности, профессионализму педагога высшего и среднего профессионального образования.

Следует отметить, что проблема профессионализма современного педагога никогда еще не приобретала такого огромного значения, как в наше время. Стремительная жизнь с ее объективными условиями, противоречие существующих окружающих обстоятельств, масштабы технологий грядущей действительности как никогда требуют, прежде всего, профессионального подхода в неизбежном становлении и развитии педагога. Это имеет и свои глубокие причины, рост педагогической мысли и педагогической практики неумолимо требует сочетания этих двух сторон, тем более что углубление в теорию, проведенное с достаточной глубиной и широтой в педагогике, само собой приведет к более устойчивым практическим выводам.

Конечно, такие вопросы коренного значения не решаются в один прием. Работа эта не первая и она, без сомнения, не последняя. Она только вклад в обсуждение данного вопроса, - ведь весь вопрос только тогда для нас станет ясным, когда в литературе он будет отмечен с достаточной энергией и освещен со всех сторон рядом работ.

Вопросами профессионализма специалистов в области процесса обучения, воспитания и развития высших и средних профессиональных учебных заведений и его оценки занимались как отечественные, так и зару-

бежные ученые. Термин «профессионализм» сегодня активно обсуждается и используется в психологической (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. В. Кузьмина), педагогической (В. А. Ми-жериков, В. П. Симонов), социологической (Ю. А. Карпова, В. П. Зинченко, С. В. Попов), экономической (С. Ю. Глазьев, Н. Д. Кондратьев) и другой литературе.

В этапах реализации государственной Программы «Развитие образования на 20162020 гг.» подчеркивается необходимость функционирования системы оценки качества образования и образовательных результатов, основанных на принципах профессионально-общественного участия. Среди множества вызовов, в условиях которых осуществляется реализация данной Программы, обоснована необходимость использования постоянно обновляющихся технологий в образовании, достижение высокого качества содержания и технологий на всех уровнях системы образования - профессиональном [1].

Для современного образовательного учреждения понимание и признание того, что современный педагог - это профессионал, есть первое и последнее слово, коренное условие требования существования и культурных запросов его востребованности.

Отметим, что невозможен педагогический рецепт становления и внутреннего содержания профессионализма педагога, поскольку требует от него активного участия, собственной инициативы, самостоятельности и ощущения живой жизни. Невозможна указка, трафарет, алгоритм того, что никогда невозможно исчерпать - профессиональное мышление -

основу профессионализма педагога. Понимание и принятие того, что максимальное раскрытие каждого обучающегося в меру его сил и одаренности включает учет края, места, времени, говорит об индивидуальных путях построения образовательного процесса, который складывается и протекает на своих особых путях, на местах, все это и многое другое составляет сущность профессионализма педагога.

Нет готовых рецептов, вполне твердых и достаточно глубоких основ для решения всех вопросов, связанных с проблемой становления профессионализма педагога, каждый самостоятельно решает свои задачи в профессиональном развитии. О традиционных методах, приемах и формах обучения к настоящему времени уже было много написано научных статей, были проделаны фундаментальные исследования. Однако наука не стоит на месте, предлагая все новые пути для изучения и подачи учебного материала.

Корпусная лингвистика в преподавании иностранных языков

В начале XX в. начинает развиваться такое направление прикладной лингвистики, как корпусная лингвистика, которая призвана создавать и обрабатывать большие массивы текстов с привлечением машинных носителей, информационных технологий и соответствующих средств доступа. Изначально среди основных задач корпусной лингвистики были такие, как статистические исследования (подсчет частоты встречаемости языковых элементов), лексикографический анализ (контекстное употребление тех или иных слов), изучение лингвистических явлений (грамматических или лексических функций слов, их связи с другими лексемами) [2].

В последнее время учеными отмечается возможность применения корпусной лингвистики не только в исследовательских целях, но и в преподавании иностранных языков. При этом они подчеркивают, что обучение с привлечением корпусной лингвистики будет более осознанным, интересным и эффективным. При использовании корпуса будут задействованы сразу несколько современных подходов в обучении: гуманистический (ориентируе-

мый на личность обучающегося, его возможности, интересы: учащийся осуществляет поиск информации самостоятельно, тем самым узнавая что-то новое); сознательно-ориентированный подход (возникший на основе индуктивного подхода в обучении), широко распространенный в компьютерном обучении с помощью баз данных. Используемый корпус является материалом, а программное обеспечение - инструментом обучения. При данном подходе обучения обучающиеся должны научиться самостоятельно извлекать необходимую лингвистическую информацию из языковых аутентичных текстов.

Задачи преподавателя, внедряющего корпусный подход в преподавании иностранных языков

Среди основных задач преподавателя, внедряющего корпусный подход при изучении иностранного языка, можно выделить следующие: знакомство с основными корпусами по изучаемому языку, выявление наличия языковых корпусов по специальности учащихся, алгоритм работы с языковым корпусом (в зависимости от поставленных перед учащимися целей), создание преподавателем собственного учебного корпуса на основе специально отобранных текстов по профилю специальности учащихся. Кроме того, сами учащиеся могут быть вовлечены в работу по созданию узкоспециализированных текстов по профилю их специальности, что в свою очередь может способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся. Следует также принимать во внимание, что для перехода к самостоятельному поиску информации в языковом корпусе для проведения исследований учащимся изначально необходимо предлагать четко продуманные методические задания, выполняемые под контролем преподавателя [3].

Пример использования методов корпусной лингвистики в преподавании иностранных языков

Рассмотрим на конкретном примере использование методов корпусной лингвистики, когда во время одного из занятий группе сту-

дентов строительной специальности был предложен ряд заданий по иностранному языку (английскому), основанных на материале корпусной лингвистики (British National Corpus). Нами были разработаны упражнения для формирования лексико-грамматических навыков обучающихся. Упражнения были направлены на определение частей речи, на определение значений слов, изучение полисемии слов, выявление различий в употреблении близких по значению слов, изучение грамматических времен и т. д. Среди разработанных и предложенных упражнений были следующие:

1. Используя данные конкорданса, определите, какой частью речи является слово paint (табл. 1).

2. Используя результаты поиска в лингвистическом корпусе, определите наиболее широко встречаемое значение слова build (табл. 2).

3. Используя данные конкорданса, постарайтесь определить, какие значения могут быть у слова hawk (табл. 3)

4. Используя результаты поиска в лингвистическом корпусе, сформулируйте правило образования прошедшего длительного времени в английском языке и определите недостающие слова (табл. 4).

5. Используя аутентичные тексты, выполните ряд заданий:

1) определите, какой синоним используется для слов walls и ceilings;

2) найдите синоним для слова hand;

3) найдите синоним для слова light;

4) какой контекстуальный синоним можно применить к слову mortar из текстов; найдите в текстах однокоренное слово к слову basis, определите, какой частью речи оно является, приведите возможные варианты перевода данного однокоренного слова на русский язык;

5) найдите синоним для слова efficient, исходя из контекста, постарайтесь объяснить разницу в употреблении между этими двумя синонимами;

6) найдите в текстах слова, значение которых можно вывести, не прибегая к использованию словаря, а только по внешнему облику и произношению;

7) определите, в каком тексте речь идет о структурной штукатурке, а в каком -о ротбанд-штукатурке (табл. 5).

В качестве домашнего задания эффективно и целесообразно задавать задания такого типа: «С помощью информационных технологий, наличия доступа в Интернет и собственной компьютерной грамотности найдите в

Таблица 1

Конкорданс слова 'paint'

1 The last time the writer heard of lead paint was in connection with an offensive toy

2 The children draw and paint their representations of the giant

3 The rain was impregnated with a special fluorescent paint and blown over the car

4 As successive layers of paint came off, the details of the zigzag carving

5 Bayer now supplies the paint industry with binding agents

Таблица 2

Конкорданс слова 'build'

1 They don't have to build their stores from scratch

2 I have worked hard to build a body like this

3 insurance endowment policies are a great way to build up a family nest egg for the future

4 whose friendship has helped to restore her health and build her confidence

5 We aim to build on the success of last year

Таблица 4

Конкорданс Past Continuous Tense

Таблица 3

Конкорданс слова 'hawk'

1 But he does give them shelter if danger threatens. If a hawk flies over or a snake appears, flies over or a snake appears

2 To fill the vertical joints, turn the hawk and separate off a small amount of mortar

3 To go with it, buy a metal hawk a square of sheet metal with a handle attached to one side

4 All Rottweilers with yellow eyes, hawk eyes, staring expression or with eyes of different colours

5 Numerous other licences were issued — to hawk fell and sell woods, plough up pastures

1 I could not help entertaining a jealousy that she was writing to somebody who stood well in her opinion

2 „Question and answer. Old ways are the best ways„! He was scoring off us all down the line

3 and answered three. I was waiting for you to delve

4 Yes, I thought your direct information approach was going to stop this thing dead in its tracks there

5 AH my friends were going to college or getting jobs

6 and she phoned him repeatedly when we were living in New York

7 it was that you were going to want at any particular moment

8 We never really got going — it xxxx getting quite interesting when they stopped it

9 and I had to come out of the West End play I xxxx appearing in at the time

10 It was really scary. People xxxx pulling at my clothes

лингвистическом корпусе (British National Corpus) пять разных значений слова coat, выпишите примеры, подберите эквиваленты данным значениям в русском языке».

Проведенные исследования с применением упражнений разработанных на основе материала языкового корпуса, показывают, что студенты, владеющие лексическими и грамматическими навыками, способны успешно справляться с предложенными заданиями: из группы (25 чел.) успешно справились со всеми предложенными упражнениями 80% учащихся (20 чел.). Следует также отметить, что задания по определению слова как части речи в предложении, а также определение наиболее часто употребляемого значения слова оказались самыми легкими для студентов: обучающиеся не допустили ни одной ошибки при выполнении такого рода заданий (рис.).

Оценка профессионализма педагога студентами по результатам работы использования методов корпусной лингвистики

Так как использование методов корпусной лингвистики в образовательном процессе в данный момент только набирает популярность, необходимо выяснить, насколько комфортно обучающимся работать с применением данной методики на занятиях по иностранному языку, насколько в их глазах профессионален преподаватель, использующий данную методику, поэтому после того, как студенты справились с заданиями, им было предложено самостоятельно составить список критериев, определяющих профессионализм педагога.

Обработка составленных студентами списков позволила выделить и сгруппи-

Таблица 5

Контекстуальные различия

A light and particularly efficient pre-mixed dry mortar on proven plaster gypsum basis with special light aggregates for smoothed interior surfaces.

Plaster for creation of smoothed, freely-structured or levelled surfaces for interior walls and ceilings. As a single-layer plaster for all kinds of masonry, concrete as well as stable plasterable substrates. Special advantages:

- light gypsum building plaster for interior applications;

- mineral based;

- light and very efficient;

- establishes a comfortable and healthy room atmosphere;

- regulates moisture and is diffusion permeable;

- fire protection effective;

- abrasion-resistant and nail-proof;

- coat thickness up to 50 mm;

- allows hand or machine application

A gypsum plaster with special lightweight additives. Due to bonding additives, it is especially suitable for concrete ceilings and walls as well as pre-cast concrete components and all common plastering substrates. Special advantages:

- lightweight gypsum plaster for interior applications;

- surface can be structured or smoothed;

- suitable for small areas and modernisation work;

- for walls and ceilings;

- for manual application;

- processing time approx. 1.5 hours

ровать критерии профессионализма педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим этапом работы со студентами было выполнение задания: ознакомиться с данными пунктами и проранжировать их, выстроив по нисходящей последовательности (от наиболее значимых к наименее значи-

30 25 20 15 10 5 0

мым). В табл. 6 представлены проранжиро-ванные критерии профессионализма педагога (по мнению 25 опрошенных студентов).

Заключение

Таким образом, профессионализм педагога определяется студентами как характери-

25

25

22

21

20

Задание 1

Задание 2

Задание 3 Обучающиеся

Задание 4

Задание 5

Рис. Количество обучающихся, успешно справившихся с предложенными заданиями на основе лингвистического корпуса

стика разнообразных взаимосвязанных критериев: компетентность, стремление к саморазвитию, использование информационных технологий, поиск новых и создание собственных методов обучения, использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, педагогический опыт. Профессионализм преподавателя определяется студентами, исходя из эффективности деятельности, правильности, грамотности выполненной работы. Значимы для студентов и нравственные качества, трудолюбие, целеустремленность, инициативность педагога.

Подводя итоги проведенным исследованиям, можно отметить, что использование методов корпусной лингвистики во время обучения иностранному языку является довольно эффективным, так как позволяет обучающимся самостоятельно извлекать необходимую информацию, проводить исследования, делать выводы и выбирать для себя необходимый темп работы. По результатам анкетирования, одним из ведущих критериев профессионализма является индивидуально-деятельностный

подход, который очень хорошо обеспечивается благодаря использованию корпусной лингвистики в процессе обучения. Кроме того, обучающиеся приветствуют инновационные методы в обучении, а также инициативу со стороны преподавателя в области разработки ориентированных на отдельно взятого учащегося заданий, создания новых методик в обучении.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». - URL: http://base.garant.ru/71044 750/ (дата обращения: 10.12.2018).

2. Соснина Е. П. Параллельные корпусы в обучении языку и переводу, 2015. - URL: http://spr.fld.mrsu.ru/2015/09/e- p-sosnina-parallelnye-korpusy-v-obuch enii-yazyku-i-perevodu/ (дата обращения: 10.12.2018).

3. Сысоев П. В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам, 2010. -

Таблица 6

Проранжированные студентами критерии профессионализма

педагога

Место № п/п Критерии профессионализма Количество (%) ответивших студентов

1 Педагогический опыт. Компетентность, стремление к саморазвитию 9 (36)

2 Использование информационных технологий. Поиск новых методов обучения, создание собственных методов обучения, использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении 8 (32)

3 Эффективность деятельности, достижение высоких результатов в данной сфере. Правильность, грамотность выполненной работы, владение терминологией 2 (8)

4 Нравственные качества. Ответственное отношение к работе, уравновешенная психика, трудолюбие, целеустремленность, инициативность, дисциплинированность 2 (8)

5 Знание основных нормативных документов об образовании 2 (8)

6 Знание возрастных особенностей обучающихся 1 (4)

7 Затрудняюсь ответить 1 (4)

Итого 25 (100)

URL: http://naukarus.com/lingvisticheski y-korpus-korpusnaya-lingvistika-i-metodi ka-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.12.2018).

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.

6. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Пед. о-во России, 2002.

7. Митина Л. М. Психология личностно-про-фессионального развития субъектов образования. - М.-СПб.: Нестор-История, 2014.

8. British National Corpus. - URL: https:// corpus.byu.edu/bnc/ (дата обращения: 10.12.2018).

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2015 No. 497 "O Federalnoy tselevoy programme razviti-ya obrazovaniya na 2016-2020 gody". Available at: http://base.garant.ru/710 44750/ (accessed: 10.12.2018).

2. Sosnina E. P. Parallelnye korpusy v obu-chenii yazyku i perevodu, 2015. Available at: http://spr.fld.mrsu.ru/2015/09/e -p-sos-nina-parallelnye-korpusy-v-obuchenii-ya-zyku-i-perevodu/ (accessed: 10.12.2018).

3. Sysoev P. V Lingvisticheskiy korpus, korpusnaya lingvistika i metodika obu-cheniya inostrannym yazykam, 2010. Available at: http://naukarus.com/lingvi sticheskiy-korpus-korpusnaya-lingvisti-ka-i-metodika-obucheniya-inostrannym-yazykam (accessed: 10.12.2018).

4. Kuzmina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstven-nogo obucheniya. Moscow, 1990.

5. Markova A. K. Psikhologiya profession-alizma. Moscow: Mezhdunarod. guman-itar. fond „Znanie", 1996.

6. Mizherikov V A., Ermolenko M. N. Vvede-nie v pedagogicheskuyu deyatelnost: ucheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zave-deniy. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2002.

7. Mitina L. M. Psikhologiya lichnostno-professionalnogo razvitiya subyektov obrazovaniya. Moscow - St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014.

8. British National Corpus. Available at: https: //corpus.byu.edu/bnc/ (accessed: 10.12.2018).

Меркулова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского e-mail: maxima078@mail.ru

Merkulova Tatiana К., PhD in Education, Associate Professor, Preschool and primary Education Department, P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University e-mail: maxima078@mail.ru

Галкина Анастасия Александровна, учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 70 г. Липецка e-mail: ana550@rambler.ru

Galkina Anastasia A., English teacher, Lipetsk secondary school No. 70 e-mail: ana550@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2018 The article was received on 20.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.