Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИРЕВОГО СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИРЕВОГО СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАЖНЕНИЯ ГИРЕВОГО СПОРТА / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ануров Вадим Леонидович, Скрыгин Сергей Владимирович, Рогозина Анастасия Николаевна

Исследована возможность реализации авторских общеразвивающих методик (для юношей и девушек) на основе вспомогательных и подводящих упражнений различных видов гиревого спорта на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» и элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках концепции поиска и научного обоснования новых образовательных технологий физического воспитания студентов. Проведена сравнительная количественная оценка эффективности методик занятий контрольной и экспериментальной групп, а также их гендерных подгрупп по результатам повышения силовой подготовленности студентов в течение учебного года. Получены данные о соответствии исследуемых методик общему уровню совершенствования физической подготовленности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ануров Вадим Леонидович, Скрыгин Сергей Владимирович, Рогозина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE USE OF KETTLEBELL SPORT IN PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The possibility of realization of author’s general-developmental methods (for boys and girls) on the basis of auxiliary and leading exercises of various types of kettlebell sport at the educational classes in the discipline “Physical Culture and Sport” and elective discipline “Athletic Gymnastics” in the Financial University under the Government of the Russian Federation within the framework of the concept of search and scientific substantiation of new educational technologies of physical education of students is investigated. A comparative quantitative assessment of the effectiveness of the methods of classes of the control and experimental groups, as well as their gender subgroups on the results of increasing the strength training of students during the academic year was carried out. The data on conformity of the investigated methods to the general level of improvement of physical fitness of university students have been obtained.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИРЕВОГО СПОРТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Оценка применения средств гиревого спорта в физическом воспитании студентов вуза

Ануров Вадим Леонидович,

к.п.н., доцент, кафедра «Физическое воспитание», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: vlanurov@fa.ru

Скрыгин Сергей Владимирович,

к.п.н., доцент, кафедра «Физическое воспитание», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E-mail: SVSkryigin@fa.ru Рогозина Анастасия Николаевна,

старший преподаватель, кафедра «Физическое воспитание», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E-mail: ANRogozina@fa.ru

Исследована возможность реализации авторских общеразви-вающих методик (для юношей и девушек) на основе вспомогательных и подводящих упражнений различных видов гиревого спорта на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» и элективной дисциплине «Атлетическая гимнастика» в Финансовом университете при Правительстве РФ в рамках концепции поиска и научного обоснования новых образовательных технологий физического воспитания студентов. Проведена сравнительная количественная оценка эффективности методик занятий контрольной и экспериментальной групп, а также их гендерных подгрупп по результатам повышения силовой подготовленности студентов в течение учебного года. Получены данные о соответствии исследуемых методик общему уровню совершенствования физической подготовленности студентов вуза.

Ключевые слова: упражнения гиревого спорта, атлетическая гимнастика, физическая подготовленность студентов, силовая выносливость, физическое воспитание

Введение

Одной из особенностей современного физического воспитания студентов является рост их интереса к нетрадиционным видам физкультурно-спортивной деятельности [1-3], по своему содержанию в наибольшей степени отвечающих тем целям, которые студенты обычно ставят при занятиях физической культурой: эффективной оздоровительной направленности, совершенствованию физических качеств, новизне и остроте ощущений, эмоциональной разрядке и т.д. В этой связи ряд предыдущих исследований авторов был посвящен изучению возможности использования в вузовском физическом воспитании общеразвивающих оздоровительных методик (для юношей и девушек) на основе упражнений различной сложности одного из видов гиревого спорта - силового жонглирования гирями, которое достаточно полно удовлетворяет вышеперечисленным требованиям [4, с. 130, 5]. Исследования показали педагогическую целесообразность применения разработанных методик в учебном процессе [4, с. 136, 6-8], однако авторы столкнулись с существенной проблемой широкой их реализации в виде наличия определенных специфических требований к оборудованию спортивных залов. В связи с этим методики были существенно технически упрощены с целью возможности их применения в полном объеме для любого атлетического спортивного зала.

Данное исследование имело целью оценку целесообразности введения адаптированных обще-развивающих методик на основе вспомогательных и подводящих упражнений различных видов гиревого спорта в процесс физического воспитания студентов гуманитарного вуза. Критерием целесообразности было определено увеличение силовой подготовленности студентов в течение учебного года в сравнении с контрольными методиками занятий по атлетической гимнастике. Различные показатели силовой подготовленности студентов определялись по результатам выполнения контрольных упражнений.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры «Физическое воспитание» Финансового университета при Правительстве РФ в течение учебного года среди студентов 1 курса факультетов Международных экономических отношений и Социальных наук

сз т; о m О от

З

ы о со

и массовых коммуникации с применением методов педагогического контроля и педагогического тестирования. Контингент испытуемых формировался на добровольных началах среди студентов основной медицинской группы, выбравших атлетическую гимнастику как практический раздел дисциплины «Физическая культура и спорт» и как элективную дисциплину в 1 и 2 семестрах обучения. Дополнительными критериями отбора были отсутствие у испытуемых спортивной подготовки выше начального уровня (юношеского разряда), знаков ГТО, целенаправленных тренировочных нагрузок спортивной направленности в течение последних двух лет, а также наличие опыта регулярных занятий оздоровительной направленности в тренажерных или других фитнес-залах не менее 6 месяцев.

Тренировочная нагрузка отдельного занятия в обеих группах контролировалась хронометрически по общему времени (70 мин) и моторной плотности (65-70%). Количество занятий испытуемых в неделю строго соответствовало двум без дополнительных силовых тренировочных нагрузок в свободное время. Направленные тренировки контрольных упражнений студентами в течение эксперимента не проводились.

К концу исследования в общую выборку экспериментальной группы (ЭГ) вошли 30 студентов (11 девушек и 19 юношей), контрольной группы (КГ) -55 студентов (19 девушек и 36 юношей).

Комплексы упражнений ЭГ включали в себя в различных сочетаниях координационно-силовые и кардио-силовые упражнения с гирями: вспомогательные варианты классического рывка (двумя руками, донышком гири вверх и т.д.), элементы гиревого фитнеса [9, с. 65], варианты маховых движений с гирей, перекидок гири из руки в руку, перекидок в парах, а также, для желающих, - простейшие элементы силового жонглирования [9, с. 156]. При этом вес гирь у юношей составлял для рывковых упражнений - от 12 до 24 кг, для остальных упражнений - от 12 до 16 кг; у девушек вес гирь составлял соответственно от 6 до 12 кг и от 6 до 8 кг.

Основу комплексов упражнений КГ для юношей составляли различные сочетания силовых упражнений на тренажерах и упражнений со свободными отягощениями на развитие всех крупных

мышечных групп [10]; для девушек, помимо перечисленного, до половины объема нагрузки составляли упражнения женской силовой гимнастики, системы «Пилатес» и фитбол-аэробики.

Все учебные занятия проводились в режиме оздоровительного тренинга.

Все контрольные упражнения выполнялись на одном учебном занятии. Первое тестирование проводилось в конце сентября, второе - в конце мая.

Экспериментальные данные обрабатывались методами математической статистики (критерий Манна-Уитни) с расчетом р-уровней статистической значимости.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определение показателей силовой подготовленности студентов ЭГ и КГ и степени значимости их различий в начале исследования.

2. Определение показателей увеличения силовой подготовленности студентов ЭГ и КГ и степени значимости их различий по окончании учебного года.

3. Определение степени значимости различий в силовой подготовленности студентов ЭГ и КГ по итогам исследования.

В качестве базовых параметров исследования использовались максимальные результаты студентов в выполнении контрольных упражнений на силу и силовую выносливость:

1. Мышц рук, груди и плечевого пояса:

- количество отжиманий от пола (юноши - в упоре лежа, девушки - в упоре на коленях);

- количество подтягиваний на высокой (юноши) и на низкой (девушки) перекладинах.

2. Мышц брюшного пресса:

- количество подъемов туловища с руками за головой и фиксированными ступнями (без пауз) из положения лежа на спине;

- количество подъемов ног (юноши) и бедер (девушки) выше горизонтального уровня из положения виса в упоре на предплечьях.

3. Мышц бедер: суммарное количество приседаний на каждой ноге («пистолет») с опорой о стену тыльной стороной ладони.

Таблица 1. Исходные показатели силовой подготовленности студентов контрольной и экспериментальных групп М1±т1 (кол-во раз) и значения р-уровней в начале исследования

№ Упражнения, параметры Юноши Девушки

КГ, п=36 ЭГ, п=19 р КГ, п=19 ЭГ, п=11 р

1 Отжимания от пола 36,1 ± 1,0 37,4 ± 1,6 0,47 26,9 ± 1,6 27,8 ± 2,0 0,73

2 Подтягивания 12,0 ± 0,5 12,8 ± 0,8 0,41 6,0 ± 0,5 6,6 ± 0,9 0,53

3 Упражнение на пресс лежа 52,3 ± 2,5 56,4 ± 3,2 0,33 50,1 ± 3,5 54,6 ± 4,3 0,43

4 Упражнение на пресс в упоре на предплечьях 22,5 ± 0,9 24,0 ± 1,1 0,32 31,9 ± 1,4 32,2 ± 1,9 0,90

5 Приседания на одной ноге 19,9 ± 1,2 21,5 ± 2,1 0,49 12,1 ± 1,0 14,6 ± 1,7 0,20

о с

и

со

На начальном этапе исследования была установлена практическая однородность исследуемых групп студентов, как юношей, так и девушек, по показателям силовой подготовленности. Статистически значимых различий по результатам выполнения всех контрольных упражнений выявлено не было (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, уровень силовой подготовленности студентов обеих групп был существенно выше среднего. Необходимость этого заключалась, во-первых, для обеспечения психологического комфорта и уверенности в своих силах юношей и девушек при выполнении упражнений с ранее не знакомыми им гирями, и, во-вто-

рых, - для получения значимых результатов выполнения сложного для не имеющих спортивной подготовки бывших школьников контрольного упражнения № 5.

В качестве итоговых экспериментальных параметров были выбраны разности общегрупповых результатов тестирования М по каждому упражнению в конце (М2) и в начале эксперимента (М1), характеризующие положительные изменения показателей силовой подготовленности внутри каждой группы. Рассчитывались уровни статистической значимости увеличения силовой подготовленности в КГ и ЭГ, а также в гендерных подгруппах (р КГ/ЭГ, табл. 2).

Таблица 2. Показатели увеличения силовой подготовленности студентов (кол-во раз) и соответствующие значения р-уровней контрольной и экспериментальной групп по итогам исследования

№ Упражнения, параметры Юноши Девушки

КГ, п=36 ЭГ, п=19 р КГ/ЭГ КГ, п=19 ЭГ, п=11 р КГ/ЭГ

М±m р М±m р М±m р М±m р

1 Отжимания от пола 1,4 ± 0,1 0,35 2,9 ± 0,4 0,16 0,58 1,0 ± 0,1 0,65 1,8 ± 0,3 0,52 0,73

2 Подтягивания 1,0 ± 0,1 0,20 1,3 ± 0,2 0,28 0,82 0,42 ± 0,07 0,52 1,0 ± 0,2 0,44 0,47

3 Упражнение на пресс лежа 2,0 ± 0,1 0,55 3,4 ± 0,5 0,45 0,71 3,7 ± 0,4 0,55 2,8 ± 0,6 0,71 0,81

4 Упражнение на пресс в упоре на предплечьях 1,8 ± 0,1 0,18 2,3 ± 0,6 0,14 0,84 2,7 ± 0,6 0,15 2,6 ± 0,8 0,42 0,99

5 Приседания на одной ноге 2,2 ± 0,1 0,22 4,4 ± 0,6 0,13 0,34 1,7 ± 0,2 0,22 3,9 ± 0,5 0,11 0,39

Анализ данных табл. 2 позволяет утверждать, что, как и ожидалось, статистически значимых изменений в силовой подготовленности студентов и КГ, и ЭГ по итогам учебного года вследствие сугубо оздоровительной направленности занятий с частотой 2 раза в неделю не произошло. Тем не менее, в групповых результатах ЭГ был достигнут удовлетворительный прогресс развития силовой выносливости мышц ног со значениями показателя уровня значимости, равными 0,11 у девушек и 0,22 у юношей; мышц-разгибателей плеч и груди, мышц нижней части живота у юношей со значениями р, равными 0,16 и 0,14 соответственно.

Наибольший прогресс в результатах контрольных упражнений среди гендерных подгрупп зафиксирован у юношей ЭГ, что, по-видимому, связано с комплексным воздействием каждого упражнения экспериментальной методики на крупные мышечные группы (в отличие от изолирующего воздействия большинства упражнений контрольной методики) с тренировочным весом гирь, адекватным физическим возможностям большинства студентов. Тем не менее, статистическая значимость прогресса в результатах контрольных упражнений юношей КГ вполне сопоставима с таковой в ЭГ.

В женских подгруппах прогресс в силовой подготовленности был выявлен в меньшей степени,

чем в мужских, и также сопоставим по уровням значимости. Возможно, в КГ это было связано с преимущественной проработкой большинством девушек в течение года мышц проблемных зон нижней части тела в ущерб упражнениям на исследуемые группы мышц. В ЭГ незначительный прогресс в результатах контрольных упражнений может быть объяснен недостаточным тренировочным весом отягощений (гирь) для большинства студенток (увеличение веса гирь было нежелательно по причинам, связанным с женской психологией). Девушки ЭГ достигли относительно большего прогресса в развитии силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса, девушки КГ - в развитии мышц брюшного пресса.

Данные табл. 2 по статистической значимости различий в увеличении силовой подготовленности студентов КГ и ЭГ свидетельствуют о практически полной идентичности контрольных и экспериментальных методик в обеспечении ее развития как у юношей, так и у девушек.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать предварительный вывод о возможности введения адаптированных экспериментальных методик, основанных на вспомогательных упражнениях различных видов гиревого спорта, в процесс физического воспитания студентов Финансового университета. Для создания на осно-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ве данных методик образовательных технологий необходимы дальнейшие исследования их возможностей по совершенствованию развивающей и здоровьесберегающей функций физического воспитания студентов.

Заключение

Исследование было проведено в соответствии с концепцией непрерывного поиска и научного изучения инновационных образовательных технологий для вузовских учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (практический раздел «Атлетическая гимнастика») Финансового университета при Правительстве РФ. Авторские экспериментальные методики общеразвивающей направленности на основе вспомогательных упражнений различных видов гиревого спорта для юношей и девушек были адаптированы к требованиям кафедры «Физическое воспитание» университета и апробированы студентами 1 курса на учебных занятиях в течение 1 и 2 семестров. По итогам исследования констатировались сопоставимые по статистической значимости удовлетворительные результаты увеличения силовой подготовленности как в контрольной и экспериментальной группах в целом, так и в гендерных подгруппах. Также не было выявлено значимых различий в увеличении силовой подготовленности как юношей, так и девушек при статистическом сравнении показателей, соответствующих контрольным и экспериментальным методикам учебных занятий. Сделано предварительное заключение о возможности введения методик на основе средств различных видов гиревого спорта в процесс физического воспитания студентов.

Литература

1. Ануров В.Л. Силовое жонглирование гирями как потенциальная компонента оздоровительных технологий физического воспитания студентов / В.Л. Ануров, З.Х. Низаметдинова, Й. Полишкене // Актуальные проблемы науки и образования: сборник научных трудов. - М.: АР-Консалт, 2014. - с. 148-149.

2. Боброва Г.В. Внедрение нетрадиционных видов спорта в практику физкультурно-спортивной и досуговой деятельности студентов / Г.В. Боброва // Наука-2020. - 2020. - № 7 (43). - с. 6-11.

3. Ануров В.Л. О возможности массовой популяризации упражнений с гирями / В.Л. Ануров, С.В. Конышев, Ю.В. Митусова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. - Пенза: Наука и Просвещение, 2017. - с. 78-80.

о 4. Ануров В.Л. Силовое жонглирование гирями: £ монография [Текст] / В.Л. Ануров, С.В. Коны-Я шев, А.Е. Матвеев. - М: Русайнс, 2016. - 182 с. ~ 5. Ануров В.Л. Силовые трюки с гирями как сред-^ ство физической культуры в вузе / В.Л. Ану-

ров, И.В. Николаев // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. -Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - с. 249251.

6. Ануров В.Л. Упражнения силового жонглирования гирями как средство повышения функциональной подготовленности студентов / В.Л. Ануров, С.В. Конышев, И.В. Николаев // Альманах мировой науки. - 2015. - № 3-3 (3). -с. 121-122.

7. Ануров В.Л. Повышение физической подготовленности студентов средствами силового жонглирования гирями / В.Л. Ануров, С.В. Конышев, Р.В. Линник // Вестник современной науки. - 2016. - № 4-2 (16). - с. 63-65.

8. Ануров В.Л. Исследование влияния упражнений силового жонглирования гирями на физическую и функциональную подготовленность студентов / В.Л. Ануров // Современные тенденции физической культуры и спорта: сборник докладов Международной научно-практической конференции. М: НИУ МГСУ, 2016. - т. 9. - с. 102-105.

9. Ануров В.Л. Гиревой фитнес: учебное пособие [Текст] / В.Л. Ануров, С.В. Скрыгин. - М: Кно-Рус, 2022. - 225 с.

10. Ануров В.Л. Элективная дисциплина по физической культуре и спорту «Атлетическая гимнастика»: учебное пособие [Текст] / В.Л. Ануров, С.В. Скрыгин, Н.Ю. Фокина. - М: КноРус, 2022. - 197 с.

EVALUATION OF THE USE OF KETTLEBELL SPORT IN PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Anurov V.L., Skrygin S.V., Rogozina A.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The possibility of realization of author's general-developmental methods (for boys and girls) on the basis of auxiliary and leading exercises of various types of kettlebell sport at the educational classes in the discipline "Physical Culture and Sport" and elective discipline "Athletic Gymnastics" in the Financial University under the Government of the Russian Federation within the framework of the concept of search and scientific substantiation of new educational technologies of physical education of students is investigated. A comparative quantitative assessment of the effectiveness of the methods of classes of the control and experimental groups, as well as their gender subgroups on the results of increasing the strength training of students during the academic year was carried out. The data on conformity of the investigated methods to the general level of improvement of physical fitness of university students have been obtained.

Keywords: kettlebell exercises, athletic gymnastics, physical fitness of students, strength endurance, physical education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Anurov V.L. Power juggling with kettlebells as a health technologies potential component of student's physical education / V.L. Anurov, Z. Kh. Nizametdinova, Y. Polishkene // Actual problems of science and education: collection of scientific works; -M.: AR-Konsalt, 2014. - p. 148-149.

2. Bobrova G.V. Introduction of non-traditional sports into the practice of physical culture, sports and leisure activities of students / G.V. Bobrova // Science-2020. - 2020. - 7(43). - p. 6-11.

3. Anurov V.L. About the mass popularization possibility of kettle-bells exercises / V.L. Anurov, S.V. Konishev, Yu.V. Mitusova //

Modern education: current issues, achievements and innovations: collection of articles. - Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2017. - p. 78-80.

4. Anurov V.L. Kettlebells power juggling: monograph / V.L. Anurov, S.V. Konishev, A.E. Matveev. - M.: Rusains, 2016. - 182 p.

5. Anurov V.L. Power tricks with kettlebells as a means of physical culture at the university / V.L. Anurov, I.V. Nikolaev // Education and pedagogical sciences in the XXI century: current issues, achievements and innovations: collection of articles. - Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2018. - p. 249-251.

6. Anurov V. L. Exercises of kettlebells power juggling as a means of student's functional fitness increasing / V.L. Anurov, S.V. Konishev, I.V. Nikolaev // Almanac of World Science. - 2015. -3-3(3). - p. 121-122.

7. Anurov V.L. Improving the student's physical fitness by means of kettlebells power juggling / V.L. Anurov, S.V. Konishev, R.V. Linnik // Bulletin of Modern Science. - 2016. - 4-2(16). - p. 63-65.

8. Anurov V.L. Investigation of kettlebells juggling exercises effect on student's physical and functional fitness / V.L. Anurov // Modern trends in physical culture and sports: collection of reports of the International Scientific and Practical Conference; - M.: NIU MGSU, 2016. - p. 102-105.

9. Anurov V.L. Kettlebell fitness: tutorial / V.L. Anurov, S.V. Skri-gin. - M.: KnoRus, 2022. - 225 p.

10. Anurov V.L. Elective discipline in physical culture and sports "Athletic gymnastics": textbook / V.L. Anurov, S.V. Skrigin. - M.: KnoRus, 2022. - 197 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.