Научная статья на тему 'Оценка потерь общества от наркобизнеса (на примере Красноярского края)'

Оценка потерь общества от наркобизнеса (на примере Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕРИ ОБЩЕСТВА ОТ НАРКОБИЗНЕСА / ПОКАЗАТЕЛИ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Килин А.З., Павлова С.А., Полякова И.А., Горбач Н.А.

В статье рассматриваются показатели, позволяющие систематизировать потери общества от наркобизнеса в пределах региона. Изучены проблемы определения размера наркорынка и его социально-экономических последствий для общества. Дана оценка потерь общества от наркобизнеса на примере Красноярского края, сделан вывод о необходимости особых организационно-правовых и социально-экономических мер по предупреждению и сокращению наркоторговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка потерь общества от наркобизнеса (на примере Красноярского края)»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

42 (231) - 2013

УДК 339.1:343.9

ОЦЕНКА потерь ОБщЕСТВА ОТ НАРКОБИЗНЕСА (на примере Красноярского края)

а. з. килин,

зам. начальника УФСКН России по Красноярскому краю

Е-mail: adb@gnk. krasnoyarsk. ru

Управление Федеральной службы

Российской Федерации по контролю

за оборотом наркотиков по Красноярскому краю

С. А. ПАВЛОВА,

кандидат технических наук,

доцент кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

E-mail: Post@sibli. ru

Сибирский юридический институт ФСКН России,

г. Красноярск

И. А. ПОЛЯКОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета

E-mail: buruchenko@mail. ru

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск Н. А. ГОРБАЧ,

доктор медицинских наук, профессор, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин E-mail: gorbn@mail. ru

Сибирский юридический институт ФСКН России, г. Красноярск

В статье рассматриваются показатели, позволяющие систематизировать потери общества от наркобизнеса в пределах региона. Изучены проблемы определения размера наркорынка и его социально-экономических последствий для общества. Дана оценка потерь общества от наркобизнеса на примере Красноярского края, сделан вывод о необходимости особых организационно-правовых и социально-экономических мер по предупреждению и сокращению наркоторговли.

Ключевые слова: потери общества от наркобизнеса, показатели, наркотические средства.

Наркоторговля оказывает негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации и является одним из основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности России. Деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, представляет угрозу безопасности в охране государственной границы. А его последствия — наркомания и наркотизм — наносят ущерб здоровью и

качеству жизни российских граждан. По существу, наркоэкспансия — это суровая «цена», которую платит наша страна, включившись в глобальное мировое пространство.

В современных условиях необходимо не только оценить масштабы наркобизнеса и его последствий в виде материального ущерба, который наносится обществу и государству, но и структурировать эти последствия по различным признакам. Слагаемые социально-экономических издержек наркомании для общества, имеющие наибольший удельный вес, выражаемые как потери денежных средств рыночных субъектов и бюджетов всех уровней от недополученных доходов в результате распространения наркомании в обществе, подробно отражены в работе [3].

Исходя из этого, объектом исследования в рамках данной статьи являются проблемы определения размера наркорынка и его социально-экономических последствий для общества, а целью исследования — оценка потерь общества от наркобизнеса на примере Красноярского края.

При выполнении данного исследования использовались теоретические (анализ, синтез, сравнительный, статистический) и эмпирические (выборочный опрос, экспертные оценки) методы. Для анализа и оценки состояния наркоситуации в качестве исходной информации использовались данные официальной статистической отчетности, получаемые из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также результаты социологических исследований. В рамках исследования выявлялись источники формирования материальных потерь государства и общества, связанные с наркобизнесом, и определялись социально-экономические параметры (показатели) как виды потерь, которые делятся по экономическим субъектам на индивидуальные, коллективные и национальные.

Объективной особенностью механизма функционирования наркорынка является то, что он формируется вне правовых норм, но имеет институциональную структуру экономического воспроизводства антиобщественных благ (наркотиков), порождающего отрицательные внешние экстерналии (наркоманию, наркопреступность, аномию).

Главное отличие рынка наркотиков от любых других (в том числе нелегальных) рынков составляют экономическое поведение потребителя — боль-

ного, страдающего наркоманией, его хронический рецидивный характер (до 70 %) [2]. Это означает, что спрос на рынке наркотиков имеет тенденцию к самодетерминации, причем складывается и увеличивается за счет:

• лиц, осужденных за наркопреступления (в том числе потребляющих наркотики) и вышедших после освобождения на свободу (рецидивная наркопреступность);

• лиц, больных наркоманией, и лиц, имеющих вредные последствия для здоровья от употребления наркотиков [3];

• новых потребителей наркотиков и психоактивных веществ.

Анализ наркоситуации на территории Красноярского края свидетельствует, что местный наркорынок находится в постоянном динамическом развитии. В незаконном обороте на территории края присутствуют свыше 10 видов наркотических средств, в том числе героин, опий, маковая солома, марихуана, гашиш, гашишное масло, кокаин и различные группы синтетических наркотиков. Удельный вес изымаемых основных групп наркотиков в 2005—2011 гг. представлен в табл. 1.

Анализ полученных данных показал, что соотношение изымаемых на территории Красноярского края основных групп наркотиков на протяжении изученного периода изменялось.

Традиционно преобладали наркотические средства каннабисной группы (марихуана, гашиш, гашишное масло) — в среднем 75 % ежегодного изъятия с тенденцией к росту (с 73,4 % в 2005 г. до 84,8 % в 2011 г.). Примерно 25 % выявленных наркотических средств приходилось на опийную группу (героин, опий, маковая солома) и кокаин, хотя за изученный период времени их доля снизилась практически в два раза (с 25,7 % в 2005 г. до 12,8 % в 2011 г.).

В последние 2—3 года наблюдалась тенденция распространения синтетических наркотиков, в том числе дезоморфина, а также стимуляторов амфетаминового ряда и других психоактивных подконтрольных (неподконтрольных) веществ, поставляемых в основном из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В общей массе изъятий удельный вес дезоморфина невелик (менее 1 %), однако данный вид синтетического наркотика обладает высокой опасностью для здоровья человека. Это выражается в приобретении зависимости, как правило, при потреблении с первого раза, а также

Угрозы и безопасность

42 (231) - 2013

Таблица 1

Соотношение изымаемых на территории Красноярского края основных групп наркотиков в 2005—2011 гг., % от общего количества изъятых средств

Основные группы наркотических средств Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Наркотические средства опийной группы (маковая солома, опий, героин), кокаин 25,7 27,9 34,9 29,7 27,8 11,3 12,8

Дезоморфин — — — — — 0,02 0,3

Наркотические средства каннабисной группы (марихуана, гашиш, гашишное масло) 74,1 71,9 64,3 70,1 71,7 88,3 84,8

Наркотические средства амфетаминного ряда — — — — — 0,06 2,1

Иные наркотические средства 0,2 0,2 0,8 0,2 0,5 0,32 —

в высокой возможности летального исхода из-за передозировки.

Негативному развитию ситуации с распространением новых синтетических наркотиков способствовали следующие факторы:

1) отсутствие административных барьеров и, как следствие, доступность кодеинсодержащих препаратов в качестве исходного сырья для изготовления дезоморфина, получившего среди наркопотребителей название «крокодил» (рецептурный отпуск данных препаратов введен только с 1 июня 2012 г., при этом система предметно-количественного учета их в аптечных учреждениях до сих пор должным образом не отлажена);

2) низкие экономические барьеры — дешевизна кодеинсодержащих препаратов;

3) низкие информационные барьеры — широкая доступность информации (в том числе через Интернет) о простоте изготовления ряда наркотиков в домашних условиях;

4) прогрессивные технологии изготовления новых видов синтетических наркотических средств в нелицензированных лабораториях, использование электронных платежных систем, т. е. отсутствие личного контакта сбытчика и покупателя, значительные теневые финансовые наркоприбыли;

5) реклама психоактивных подконтрольных синтетических смесей и их аналогов, главным образом через Интернет, что порождает моду и, следовательно, рост спроса на них, в первую очередь в молодежной среде;

6) отсутствие запретительных мер на изготовление психоактивных синтетических веществ (воздействующих на нервную систему аналогично наркотическим средствам) в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг, Таиланд и др.).

Динамика структурных внутригрупповых изменений наркотиков на рынке свидетельствует

о том, что в наркобизнесе разрабатываются новые способы производства наркотических материалов. Кроме того, отдается приоритет технологической обработке растительного сырья в районах его произрастания в целях снижения издержек (потерь в результате изъятий правоохранительными органами) при доставке в места сбыта. Можно предположить, что это одна из тенденций, влияющая на изменение соотношения между видами в основных группах изъятых наркотиков.

Поскольку речь идет о теневом нерегистрируе-мом секторе общественного производства, то можно лишь предположить, что развитие наркобизнеса (и это экономически закономерно) направлено на снижение издержек путем диверсификации ассортиментной (видовой) базы наркотиков, увеличение объемов сбыта путем завоевания новых потребителей и территорий, снижение официальных административных барьеров в товарно-транспортной цепи продвижения наркотиков к конечному потребителю и, как результат, — стремление к повышению прибыли. Минимизация издержек наркобизнеса происходит и за счет того, что в незаконном обороте наркотиков используются уже готовые элементы инфраструктуры, затраты на которые понесло общество — автомагистрали, железная дорога, морские суда, авто- и авиатранспорт и др.

Для оценки объема продаж на рынке наркотиков и определения потерь общества от наркобизнеса авторами были выделены следующие показатели:

1) количество потребителей наркотиков на рынке с учетом скрытого потребления (согласно опросу экспертов);

2) движение цен на наркотики;

3) средняя суточная доза приема наркотиков;

4) удельный вес от общего количества потребителей наркотиков по группам:

- потребители каннабиноидов;

Таблица 2

Составляющие и показатели потерь общества от наркобизнеса в регионе

Составляющие косвенных потерь общества от наркобизнеса в регионе Исходные показатели для расчета потерь

Недополученные доходы общества от продажи товаров и услуг на величину денежных средств, потраченных на приобретение наркотиков Среднемесячная доза потребления одного наркозависимого, г Средняя цена за грамм, руб. Среднее число наркозависимых лиц данной категории с учетом скрытого потребления, чел. [4]

Недоначисленные налоги от величины денежных средств, потраченных на приобретение наркотиков Размер денежных средств, потраченных на приобретение наркотиков, руб. Размер налоговой нагрузки для оптовой и розничной торговли

Общий размер потерянного дохода общества, если бы преступники (субъекты наркобизнеса) занимались законной экономической деятельностью Количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 228—233 УК РФ). Среднедушевые денежные доходы населения, тыс. руб./год

- потребители наркотиков опийной группы;

- потребители других наркотиков (полинаркомания).

В табл. 2 представлены необходимые показатели для оценки потерь общества от наркобизнеса в регионе.

Расчет приблизительного размера косвенных потерь общества от наркобизнеса в исследуемом регионе показал, что общие ежегодные расходы потребителей наркотиков с 2005 по 2011 г. колебались от 3,4 до 4,5 млн руб. В то же время консолидированный бюджет страны недополучил за этот период около 6,9 млн руб. в виде недоначисленных налогов от величины денежных средств, потраченных на приобретение наркотиков.

Следует подчеркнуть, что при этом размер потерянного для общества дохода (при условии, если бы субъект наркобизнеса занимался законной экономической деятельностью) вырос в 6 раз. Это связано с тем, что возросло количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, при одновременном росте среднедушевых денежных доходов населения [1].

Таким образом, проведенное исследование по определению признаков и показателей для расчета размера наркорынка, а также его социально-экономических последствий для общества позволило выявить такие особенности его развития на современном этапе, как расширение диверсификации наркотических средств и психотропных веществ по видам, свойствам, качеству, способам получения и цене. Оценка потерь общества от наркобизнеса, в частности в Красноярском крае, свидетельствует, что социально-экономическими последствиями расши-

рения наркорынка являются отчуждение собственности наркозависимых лиц и их семей и перетекание денежных средств в теневой сектор экономики. Это еще раз подчеркивает социальную опасность наркотиков, ведь происходят физиологическая и психологическая деградация человека, распад личности отдельного гражданина, а затем и определенной части общества. А с экономической точки зрения — рост криминального бизнеса и расширение теневого сектора в экономическом пространстве региона, страны и мира в целом. Следовательно, для борьбы с наркоэкспансией необходимы особые организационно-правовые и социально-экономические меры по ее предупреждению и сокращению.

Список литературы

1. Горбач Н. А., Коновалова О. В., Копытин С. В. и др. Исследование социально-экономических последствий наркомании в Красноярском крае. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

2. Инвестиции в лечение наркомании: документ для обсуждения на уровне лиц, ответственных за разработку политики. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2003 год. URL: http://unodc. org/ docs/treatment/Investing_R. pdf.

3. Павлова С. А., Горбач Н. А., Килин А.З., Коновалова О. В. Социально-экономические последствия наркотизма: методология исследования // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (Ч. 1). С. 207—211.

4. Радюк В. В. О некоторых подходах к расчету скрытого характера распространения наркомании на территории Красноярского края // В сб. «Особенности современной наркоситуации и основные направления противодействия наркопреступности». Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.