_Аннотация
Авторами проанализированы существующие методики оценки потенциала университетов, отдельно изучены подходы по выявлению степени эффективности инновационной инфраструктуры образовательных учреждений. Предложена методика, включающая в себя набор индикаторов и профили оценки. Кроме того, предложен алгоритм оценивания потенциала университета, являющийся методологической основой для применения данного инструмента.
Ключевые слова: научный, образовательный, инновационный потенциал, методики оценки, высшие учебные заведения, системный подход, инфраструктура, человеческий капитал, региональная экономика, управление организацией, инновационный менеджмент, бизнес-инкубатор, кадры, творческие способности
Чистякова Наталья Олеговна
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Томский политехнический
университет
Краковецкая Инна В.
канд. экон. наук, доцент кафедры инженерного предпринимательства, Томский
политехнический университет
Воробьева Екатерина С.
канд. экон. наук, руководитель центра карьеры, Государственная корпорация «Росатом», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» [email protected]
способности по возможностям1
оценка потенциала университета
как элемента инновационной среды региона
Продолжение. Начало в «кэ» № 7(79) /2013
Методологические подходы к оценке инновационного потенциала университетов отраже-
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 13-32-01213 «Методика оценки инновационной среды региона в современных экономических условиях»).
ны в работах исследователей из Томска - Е.С. Воробьевой, И.В. Краковецкой, Е.А. Монастырного, Н.О. Чистяковой [11, 12]. На основе проведенного анализа методологических подходов можно сделать следующие выводы: 1. Несмотря многочисленные исследования и высокую публикационную
активность в этом направлении, в настоящее время в России нет единого устоявшегося определения потенциала университета, а также отсутствует функционирующая на регулярной основе система показателей оценки потенциала вузов и комплексные методики его оценки.
2. Оценка потенциала высшей школы требует создания единой системы мониторинга как в общенациональном масштабе, так и в разрезе регионов, отраслей, отдельных предприятий.
3. Любая из разработанных методик оценки инновационного потенциала конкретного вуза требует учета специфики его профиля с целью получения максимально достоверной информации и использования объективных методов ее оценивания, так как деятельность вузов многогранна и специфична одновременно.
При этом, несмотря на то, что существующие отечественные подходы к оценке потенциала высших учебных заведений в значительной степени отличаются друг от друга, в итоге они нацелены на получение конечного интегрального показателя, определяющий ранг вуза в рейтинге. Интегральный показатель является одновременно и сильной и слабой стороной рейтинговой системы оценивания. С одной стороны, он позволяет определить ранг каждого вуза и определить лидеров, а с другой стороны, не дает возможности увидеть «слабые» и «сильные» стороны высших учебных заведений и специфику их развития. Ведь в основе деятельности каждого из вузов лежит своя модель развития. Таким образом, особенности стратегий развития университетов разного типа определяют условия формирования их потенциала. Следовательно, для объективной оценки потенциала уни-
верситетов необходимо разработать такую систему индикаторов, которая позволила бы объективно оценивать как общие тенденции формирования и развития вузов, так и специфику их развития.
Цели оценки потенциала вуза
В ходе анализа и систематизации основных методологических подходов к оценке деятельности университетов, проведенного в данном исследовании, выявлены ключевые критерии качества и успешной деятельности вузов, которые послужили основой для совершенствования предлагаемой методики оценки потенциала университетов. Предлагаемый инструментарий позволяет оперативно проводить оценку и предварительный анализ потенциала вузов по отдельным направлениям его деятельности. Основные функции, реализуемые университетом, соответствуют разделам анализа оценки, это «Наука», «Образование», «Инновации». Основными целями оценки потенциала университета являются:
1. Определение сильных и слабых сторон основных элементов потенциала вуза.
2. Анализ динамики количественных индикаторов потенциала высшего учебного заведения.
3. Оценка влияния крупных Федеральных программ и проектов на изменение уровня развития потенциала вуза.
интегральный показатель является одновременно
и сильной и слабой стороной рейтинговой системы оценивания
—I I—
Выбор раздела анализа оценки потенциала вуза
«Наука»
«Образование»
-1 1-
Определение целей оценки потенциала вуза
* *
Определение сильных и слабых сторон основных элементов НП вуза Динамика количественных индикаторов НП вуза Оценка влияние крупных Федеральных программ и проектов
-1 1-
Формирование системы индикаторов оценки потенциала вуза
Оценивание количественных индикаторов оценки потенциала вуза
Выбор базового показателя (Рб)
Определение «Нормы» для базового показателя (Рб)
Выбор корректирующих показателей (Рк)
Определение «Нормы» для корректирующих показателей (Рк)
Расчет количественных показателей оценки потенциала вуза
-1 1-
Обработка результатов оценки научного потенциала вуза
-I 1-
Презентация результатов оценки потенциала вуза
Форма презентации
Профиль раздела анализа Карта раздела анализа
-1 1-
Принятие управленческих решений в области формирования и развития потенциала вуза
Рис. 1. Алгоритм оценки потенциала высших учебных заведений
На рисунке 1 схематично приведен алгоритм оценки потенциала высших учебных заведений.
В таблице представлены исходные индикаторы, которые используются при оценке потенциала университета.
Таблица
Индикаторы разделов анализа комплексной оценки потенциала университета
Индикатор Показатели
НАУКА
1.Уровень фундаментальных научных исследований Po - объем бюджетного финансирования на одного исследователя (%) РК1 - объем финансирования зарубежных грантов на одного исследователя (%) PK1 - количество грантов на сто исследователей (%) PK2 - количество ведущих научно-педагогических школ, поддержанных грантом Президента (ед) PK2 - количество публикаций в зарубежных изданиях (ед) PK2 - количество регулярных периодических изданий, из перечня ВАК (ед)
2.Уровень прикладных научных исследований Po - объем финансирования научных исследований и разработок из средств хозяйствующих субъектов на одного исследователя (%); PK1 - объем финансирования зарубежных контрактов на одного исследователя (%) PK2 - объем финансирования научных исследований и разработок из средств хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона на одного исследователя (%)
З.Состояние материально-технической базы фундаментальных и прикладных исследований Po - стоимость машин и оборудования на одного исследователя (%) PK1 - коэффициент обновления машин и оборудования (%) PK2 - наличие центров коллективного пользования (ед) PK2 - наличие объектов уникального и дорогостоящего оборудования (ед)
4.Квалификация научно-исследовательского коллектива Po - доля работников высшей научной квалификации приведенная к количеству исследователей (%) PK1 - общий объем финансирования НИР на одного исследователя (%) PK1 - количество публикаций на сто исследователей (%) PK2 - возрастной состав исследовательского коллектива (%) PK2 - количество ведущих научно-педагогических школ (ед)
5.Подготовка кадров высшей научной квалификации Po - количество докторантов, аспирантов, соискателей, приведенное к 100 исследователям (%) PK1 - количество диссертационных советов, приведенное к 100 исследователям (%) PK1 - количество защищенных диссертаций работниками вузов, приведенное к ста исследователям (%)
7. Международная кооперация Po - объем финансирования зарубежных грантов и контрактов на одного исследователя (%) PK1 - количество международных конференций в которых участвовали сотрудники вузов, приведенное к 100 исследователям (%) PK1 - количество международных публикаций на сто исследователей (%).
ОБРАЗОВАНИЕ
1.Образовательные продукты университета Po - количество учебников, учебных пособий с грифом УМО и НМС на сто (НПР) научно-педагогических работников (%) PK1 - количество монографий на сто НПР (%) PK2- количество электронных образовательных ресурсов (ед) PK2- наличие образовательных электронных сайтов (ед) PK2- количество регулярных периодических изданий университета (ед)
Окончание таблицы
Индикатор Показатели
2.Материально-техни-ческое обеспечение учебного процесса Po - стоимость основных фондов на одного исследователя (%) PK1 - коэффициент обновления основных фондов (%) PK2 - количество центров коллективного пользования оборудованием (ед) PK2 - количество аудиторий с мультимедийным оборудованием (ед) PK2 - библиотечный фонд вуза (тыс. экз.) PK2 - количество компьютеров на одного студента очной формы обучения (%)
3.Структура непрерывного образовательного процесса 1. Наличие системы непрерывного образования: - лицеи при университете; - система отбора выпускников школ (профильные классы); - довузовская подготовка: в университете, в филиалах и других регионах; 2. Наличие многоступенчатой модели образования; 3. Наличие системы сертификации по стандарту качества; 4. Реакция на изменение рынка труда: - открытие новых специальностей, востребованных на рынке труда; - подготовка специалистов по заказу предприятий; - формирование областей компетенций (междисциплинарные курсы и программы).
4.Кадровый потенциал университета Po - доля работников высшей научной квалификации к количеству научно-педагогических работников (%) PK1 - эффективность работы аспирантуры (%) PK1 - эффективность работы докторантуры (%) PK2 - наличие членов госакадемий РФ, лауреатов премий государственного уровня (чел.) PK2 - сбалансированность возрастного состава научно-педагогического коллектива (%)
5.Включенность университета в мировое и российское образовательное пространство 1. Доля студентов из других регионов к количеству студентов очной формы обучения (%); 2. Включение университета в перечень АО по повышению квалификации ППС; 3. Наличие системы подготовки преподавателей университета в области владения и применения иностранных языков; 4. Академическая мобильность: - стажировки преподавателей и студентов за рубежом; - участие в образовательном процессе иностранных преподавателей; - преподавательская деятельность сотрудников вуза за рубежом. 5. Наличие системы партнерства с зарубежными вузами: - выдача совместных дипломов; - наличие филиалов за рубежом; - наличие филиалов зарубежных вузов. 6. Доля иностранных студентов на сто студентов очной формы обучения (%).
б.Результат оказания образовательной услуги 1. Трудоустройство выпускников очной формы обучения (%); 2. Наличие системы мониторинга внешней среды и маркетинга рынка труда; 3. Наличие службы трудоустройства выпускников; 4. Наличие широкого спектра дополнительных образовательных услуг.
№ Индикаторы Оценка
1 Риск 2 Слабость 3 Норма 4 Достоинство 5 Преимущество
1 Индикатор 1 ----
2 Индикатор 2 ---
3 Индикатор 3 •С
4 Индикатор 4 > 1
5 Индикатор 5 •С
6 Индикатор 6
Рис. 2. Пример профиля раздела анализа «Наука»
Профиль раздела анализа
В зависимости от типа индикатора применяется различная процедура оценивания. По разработанным процедурам оценивания и картам оценки определяется состояние индикаторов и строятся профили разделов анализа. Под «профилем раздела анализа» понимается комплексная оценка раздела, представленная в виде таблицы, включающей все индикаторы раздела с проставленными оценками.
Важной особенностью данной методики является возможность наглядного графического представления на профиле сильных и слабых сторон деятельности университетов (см. рис. 2).
Возможности предлагаемой методики
Представляется целесообразным описать возможности предлагаемой мето-
дики, выявленные в результате ее апробации на вузах Томской области:
• инструментарий оценки потенциала вузов является динамичным и адаптируемым (в зависимости от целей анализа);
• методика отражает и позволяет учитывать специфические черты и особенности в деятельности различных групп университетов;
• методика позволяет оперативно (в короткие сроки) выявить сильные и
особенности стратегий развития университетов разного типа определяют условия формирования их потенциала
основные функции, реализуемые университетом, соответствуют разделам анализа оценки,
это «Наука», «Образование», «Инновации»
слабые стороны основных направлений деятельности университетов;
• при анализе потенциала высших учебных заведений возможно наглядное графическое представление на профиле и карте сильных и слабых сторон деятельности университетов;
• достоверность и открытость информации, которая берется за основу анализа, а также простой в понимании алгоритм оценивания потенциала высшей школы;
• результаты оценивания потенциала могут учитываться при формировании и корректировке стратегий развития университетов.
На наш взгляд, данная методика может являться основой для формирования методического инструментария оценки вуза как элемента инновационной
методика позволяет оперативно (в короткие сроки) выявить сильные и слабые стороны основных направлений деятельности университетов
среды региона, поскольку позволяет выявить сильные и слабые стороны университета и принять соответствующие оперативные управленческие решения.
Окончание следует
Литература
1. Воробьева Е.С. Глобальные рейтинги - индикатор конкурентоспособности вузов в мировом образовательном пространстве // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы модернизации экономики России» - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
2. TACIS. Проект FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды в России». Инновации для экономического развития регионов. - М, 2002. - С. 18.
3. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России / Юж.-Рос.гос. техн.ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - С. 14.
4. Шукшунов В.Е. История, состояние и задачи по дальнейшему развитию и повышению эффективности инновационной деятельности в высшей школе России / Юж.Рос.гос.техн. ун-т. -Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. - С. 22-25.
5. Шукшунов В.Е., Нырков Е.А., Варюха А.М. Инновационный потенциал высшей школы России/Юж.-Рос.гос. техн.ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - C. 22.
6. Максимов Ю., Митяков С., Митякова О. Методика оценки инновационного потенциала УНИК многопрофильного технического университета // Образование и инновации. - № 2. -2004. - С. 28.
7. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов
УрФО // Инновационный менеджмент. - 2004. - № 1(29). - С.42.
8. Начаркин В.А. Анализ формирования и оценки инновационного потенциала высшей школы // Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании. - М.: Экшен, 2005. - Вып.5. - С.103-109.
9. Инновационные программы вузов (Электронный ресурс]. -. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/vuz/.
10. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н., Цуканова Н.Е. Интегрированная оценка инновационного потенциала
вуза // Инновации. - 2006. - № 6 (93). -С. 93-98.
11. Краковецкая И.В., Монастырный Е.А., Чистякова Н.О. Комплексная оценка потенциала университета как ключевого элемента инновационной системы региона //Экономика и управление. - 2007. - С. 96-98.
12. Воробьева Е.С., Монастырный Е.А., Краковецкая И.В., Чистякова Н.О. Оценка потенциала высших учебных заведений //«Инновации». - 2010. - № 2. - С. 46-56.
Natalia O. Chistyakova
Candidate for economy sciences,
associate professor of management department
Inna V. Krakovetskaya
Candidate for economics sciences,
department of engineering entrepreneurship, associate professor Polytechnical university of Tomsk Ekaterina S. Vorobieva
Candidate for economy science, head of career center
State corporation "Rosatom"
National Research Nuclear University "MEPI"
Assessment of an University Potential as the Element of the Regional Innovational Sphere
_Abstract
The authors analyzes the existing methodic of the universities potential assessment, the approaches towards educational institutions innovation structure efficiency grade are also separately studied. They offered the methodic which includes the series of the indicators and assessment profile. Besides, there was offered the algorithm of university potential assessment, which serves as methodology basis for the use of the present instrument.
Key words: scientific, educational, innovational potential, assessment methodlcs, higher educational institutions, system approach, infrastructure, human capital, regional economy, organization management, innovation management, business-incubator, human resources, creative abilities