Научная статья на тему 'Оценка поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2006–2022 годы'

Оценка поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2006–2022 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог на добычу полезных ископаемых / налог на добычу нефти / налог на добычу газа горючего природного / налог на добычу газового конденсата / mineral extraction tax / oil extraction tax / combustible natural gas extraction tax / gas condensate extraction tax

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олег Валентинович Шумилин

Природные ресурсы нашего государства являются важнейшей составляющей национального богатства. Использование природных ресурсов строится на платности их использования. Одним из способов получения возмещения используемых природных ресурсов и пополнения бюджетной системы Российской Федерации является налог на добычу полезных ископаемых. Оценка поступлений доходов от налога на добычу полезных ископаемых предполагает применение системы показателей, представляющих всестороннюю оценку притока доходов в бюджет государства. Система показателей поступлений доходов от налога на добычу полезных ископаемых позволяет провести ретроперспективный анализ, изучить текущее состояние и наметить рациональные пути пополнения бюджета государства доходами от поступления рассматриваемого налога. В статье использованы фактические значения показателей поступления доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде временных рядов с 2006 года по 2022 год, дополненные некоторыми сравнительными значениями, расширяющими представление о значении поступлений рассматриваемого налога за исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of mineral extraction tax receipts to the consolidated budget of the Russian Federation for 2006–2022

The natural resources of our state are the most important component of the national wealth. The use of natural resources is based on the payment for their use. One of the ways to obtain compensation for the use of natural resources and replenish the budget system of the Russian Federation is a tax on the extraction of minerals. Estimation of revenues from the mineral extraction tax involves the use of a system of indicators representing a comprehensive assessment of the inflow of revenues to the state budget. The system of indicators of revenues from the mineral extraction tax allows for a retrospective analysis, to study the current state and outline rational ways to replenish the state budget with revenues from the tax in question. This article uses the actual values of the indicators of income from the mineral extraction tax in the form of time series from 2006 to 2022, supplemented by some comparative values that expand the understanding of the significance of the revenues of the tax under consideration for the period under study.

Текст научной работы на тему «Оценка поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2006–2022 годы»

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-227-233 EDN: https://elibrary.ru/xlxxgu NIION: 2015-0066-2/24-984 MOSURED: 77/27-011-2024-02-183

Оценка поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2006-2022 годы

Олег Валентинович Шумилин

Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия,

oleg0410@mail.ru

Аннотация. Природные ресурсы нашего государства являются важнейшей составляющей национального богатства. Использование природных ресурсов строится на платности их использования. Одним из способов получения возмещения используемых природных ресурсов и пополнения бюджетной системы Российской Федерации является налог на добычу полезных ископаемых.

Оценка поступлений доходов от налога на добычу полезных ископаемых предполагает применение системы показателей, представляющих всестороннюю оценку притока доходов в бюджет государства. Система показателей поступлений доходов от налога на добычу полезных ископаемых позволяет провести ретроперспективный анализ, изучить текущее состояние и наметить рациональные пути пополнения бюджета государства доходами от поступления рассматриваемого налога.

В статье использованы фактические значения показателей поступления доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде временных рядов с 2006 года по 2022 год, дополненные некоторыми сравнительными значениями, расширяющими представление о значении поступлений рассматриваемого налога за исследуемый период.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, налог на добычу нефти, налог на добычу газа горючего природного, налог на добычу газового конденсата

Для цитирования: Шумилин О. В. Оценка поступлений налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2006-2022 годы // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 227-233. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-227-233. EDN: XLXXGU.

Original article

Estimation of mineral extraction tax receipts to the consolidated budget of the Russian Federation for 2006-2022

Oleg V. Shumilin

St.- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St.-Petersburg, Russia,

oleg0410@mail.ru

Abstract. The natural resources of our state are the most important component of the national wealth. The use of natural resources is based on the payment for their use. One of the ways to obtain compensation for the use of natural resources and replenish the budget system of the Russian Federation is a tax on the extraction of minerals.

Estimation of revenues from the mineral extraction tax involves the use of a system of indicators representing a comprehensive assessment of the inflow of revenues to the state budget. The system of indicators of revenues from the mineral extraction tax allows for a retrospective analysis, to study the current state and outline rational ways to replenish the state budget with revenues from the tax in question.

This article uses the actual values of the indicators of income from the mineral extraction tax in the form of time series from 2006 to 2022, supplemented by some comparative values that expand the understanding of the significance of the revenues of the tax under consideration for the period under study.

Keywords: mineral extraction tax, oil extraction tax, combustible natural gas extraction tax, gas condensate extraction tax

For citation: Shumilin O. V Estimation of mineral extraction tax receipts to the consolidated budget of the Russian Federation for 2006-2022. Bulletin of economic security. 2024;(2):227-33. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-227-233. EDN: XLXXGU.

© Шумилин О. В., 2024

Понятия и сокращения, используемые в представляемой статье

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) -федеральный налог, взимаемый в соответствии со ст. 334 НК РФ с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость всех продуктов и услуг, созданных на экономической территории государства за какой-либо период, как правило, за год, за вычетом стоимости их промежуточного потребления [4, с. 121].

Объект исследования данной статьи - национальная экономика Российской Федерации. Предмет исследования - поступления НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации.

Среди научных публикаций, рассматривающих НДПИ с различных сторон, обратим внимание на публикации Шуваловой Е. Б. об эволюции природоресурсного налогообложения в Российской империи [11], Трояновской М. А. [10] и Картовенко И. В. [3], рассматривающих историю налогообложения природных ресурсов в Российской Федерации, Измайловой М. О. [2] и Борла-ковой Т. М. [1] о месте и роли НДПИ в налоговой системе Российской Федерации, Матвеева В. В., Мазур Л. В. и Богачевой В. В. о расхождениях распределения налогового потенциала субъектов РФ [6], Малкиной М. Ю. об изучении уровня доходности и риска поступлений по НДПИ от нефтедобычи регионов Российской Федерации [5].

Научные публикации, рассматривающие поступления от НДПИ в бюджет государства, как правило, оценивают информацию за короткий период времени, не представляют результаты анализа структуры данного налога, не приводят средние показатели [7; 8; 9]. В данном материале будут представлены фактические и расчетные данные, которые позволят шире раскрыть ценность НДПИ в доходах государства.

Цель данной статьи - представить информационную базу системы показателей поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации за 20062022 годы. Для достижения поставленной цели собрана официальная информация о поступлении НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации, а также представлены данные по ряду показателей, раскрывающих

значение НДПИ и его составляющих в системе показателей экономической безопасности Российской Федерации. В данном материале не рассматриваются причины колебаний поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации.

Источники информации

Информация о ВВП и доходах консолидированного бюджета Российской Федерации заимствована с сайта Федеральной государственной службы статистики (Росстата) [12]. Источником информации о поступлении НДПИ послужили данные отчетов по форме № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» с сайта Федеральной налоговой службы [13] и сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [14].

В первую очередь, представим в табл. 1 абсолютные данные о поступлении НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации.

По представленным данным можно лишь говорить об их постоянном увеличении, несмотря на имеющиеся колебания, но эти сведения являются основой для последующих расчетов.

Далее в табл. 2 и 3 рассмотрим абсолютные данные и доли элементов поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации.

В состав графы «Прочие поступления» включены притоки от:

- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

- НДПИ (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде природных алмазов);

- НДПИ, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1;

- НДПИ на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации;

- НДПИ в виде природных алмазов и угля.

За последние полтора десятилетия постепенно уменьшается доля налога на добычу нефти при увеличе-

Таблица 1

Поступление НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2022 годы (тысяч рублей)

2006 1 162 288 128 2012 2 459 397 777 2018 6 127 369 049

2007 1 197 395 957 2013 2 575 778 758 2019 6 106 392 213

2008 1 708 010 877 2014 2 904 200 872 2020 3 953 647 929

2009 1 053 837 251 2015 3 226 830 746 2021 7 338 112 357

2010 1 406 312 676 2016 2 929 407 888 2022 10 970 890 920

2011 2 042 549 612 2017 4 130 424 358 1-е полугодие 2023 3 578 500 000

Таблица 2

Структура поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2022 годы (миллионов рублей)

Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу нефти Прочие поступления

2006 89 860 7 543 1 038 422 26 463

2007 88 253 7 551 1 070 881 30 711

2008 90 468 8 810 1 571 570 37 163

2009 74 979 6 895 934 348 37 615

2010 85 055 9 363 1 266 816 45 078

2011 136 269 6 388 1 845 829 54 063

2012 257 386 9 797 2 132 570 59 645

2013 311 730 12 637 2 190 186 61 227

2014 357 232 16 009 2 463 561 67 399

2015 346 454 80 453 2 703 531 96 392

2016 368 224 119 725 2 342 053 99 405

2017 545 392 124 025 3 352 164 108 843

2018 630 602 146 969 5 232 278 117 520

2019 626 960 169 263 5 175 474 134 696

2020 482 233 139 120 3 198 320 133 975

2021 577 776 237 401 6 295 709 227 226

2022 1 872 113 380 095 8 391 456 327 227

Таблица 3

Структура поступлений элементов НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2022 годы (в процентах)

Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу нефти Прочие поступления

2006 7,7 0,6 89,3 2,3

2007 7,4 0,6 89,4 2,6

2008 5,3 0,5 92,0 2,2

2009 7,1 0,7 88,7 3,6

2010 6,0 0,7 90,1 3,2

2011 6,7 0,3 90,4 2,6

2012 10,5 0,4 86,7 2,4

2013 12,1 0,5 85,0 2,4

2014 12,3 0,6 84,8 2,3

2015 10,7 2,5 83,8 3,0

2016 12,6 4,1 79,9 3,4

2017 13,2 3,0 81,2 2,6

2018 10,3 2,4 85,4 1,9

2019 10,3 2,8 84,8 2,2

2020 12,2 3,5 80,9 3,4

2021 7,9 3,2 85,8 3,1

2022 17,1 3,5 76,5 3,0

В среднем за 20062022 гг. 11,3 2,4 83,5 2,7

нии доли налога на добычу газа горючего природного и газового конденсата.

Абсолютные данные и доли элементов поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации не представляют возможности дать количественную оценку изменений за рассматриваемый период времени. Поэтому абсолютные значения поступлений дополним обычным показателем динамики - темпами прироста временного ряда. В табл. 4 приведены значения темпов прироста по показателям НДПИ и его структурным элементам.

Ежегодные темпы прироста НДПИ и его структурных элементов представляют разнонаправленное движение изменений за 2007-2022 годы и по ним непросто рассмотреть направление их изменений. Бо-

Темпы прироста НДПИ и его структурных

лее наглядно рассмотреть изменения темпов прироста НДПИ и его структурных элементов возможно с помощью средних темпов прироста этих показателей. Результаты расчетов за 2007-2022 годы представлены в табл. 5.

Большую роль в общем росте НДПИ за рассматриваемый период играет рост поступлений по всем элементам НДПИ за 2021-2022 годы.

Одним из направлений изучения НДПИ является распределение поступлений НДПИ по уровням бюджетной системы Российской Федерации, данные о котором отображено в табл. 6.

В настоящее время НДПИ практически в полном объеме поступает в федеральный бюджет Российской Федерации. С 2010 года поступления НДПИ по нефти и

Таблица 4

элементов (в процентах к предыдущему году)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НДПИ Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу нефти Прочие поступления

2007 3,0 -1,8 0,1 3,1 16,0

2008 42,6 2,5 16,7 46,8 21,0

2009 -38,3 -17,1 -21,7 -40,5 1,2

2010 33,4 13,4 35,8 35,6 19,8

2011 45,2 60,2 -31,8 45,7 19,9

2012 20,4 88,9 53,4 15,5 10,3

2013 4,7 21,1 29,0 2,7 2,7

2014 12,8 14,6 26,7 12,5 10,1

2015 11,1 -3,0 402,6 9,7 43,0

2016 -9,2 6,3 48,8 -13,4 3,1

2017 41,0 48,1 3,6 43,1 9,5

2018 48,3 15,6 18,5 56,1 8,0

2019 -0,3 -0,6 15,2 -1,1 14,6

2020 -35,3 -23,1 -17,8 -38,2 -0,5

2021 85,6 19,8 70,6 96,8 69,6

2022 49,5 224,0 60,1 33,3 44,0

Таблица 5

Средние темпы прироста НДПИ и его структурных элементов за 2007-2022 годы (в процентах)

НДПИ Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья Налог на добычу нефти Прочие поступления

2007-2011 17,2 11,5 -0,2 18,1 15,6

2012-2016 8,0 25,6 112,1 5,4 13,8

2017-2021 27,9 12,0 18,0 31,4 20,2

2021-2022 67,6 121,9 65,4 65,1 56,8

2007-2020 12,8 16,1 41,4 12,7 12,8

Итого: 2007-2022 19,7 29,3 44,4 19,2 18,3

газовому конденсату были централизованы в федеральном бюджете.

Абсолютные данные, доли элементов поступлений НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации и средние показатели не позволяют оценить ценность рассматриваемого налога в системе экономической безопасности государства. Качественное значение НДПИ в системе показателей экономической безопасности государства можно определить, сравнивая поступления НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации с различными макроэкономическими показателями.

В табл. 7 показано сравнение НДПИ с нефтегазовыми доходами Российской Федерации. Источником информации о нефтегазовых доходах федерального бюджета Российской Федерации послужили «Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 20182023 году», размещенные на сайте Минфина России в разделе документы [15].

Максимальная доля НДПИ в нефтегазовых доходах составляла 94,7 % в 2022 году, а наименьшую долю -67,9 % в 2018 году.

Содержание НДПИ в нефтегазовых доходах Российской Федерации за последние пять лет увеличилось на 26,8 %. Если в 2018 году доля НДПИ составляла две трети нефтегазовых доходов, то в 2022 году уже почти 95 %.

В таблице 8 показано сравнение НДПИ в валовом внутреннем продукте и доходах консолидированного бюджета в Российской Федерации. Источником информации о валовом внутреннем продукте Российской Федерации [15] и доходах консолидированного бюджета [16] послужили данные Росстата.

Доля НДПИ в ВВП и доходах консолидированного бюджета Российской Федерации также значительно возросла. Выделим увеличение доли НДПИ в доходах консолидированного бюджета, достигшей 20,7 % в 2022 году.

Таблица 6

Поступление НДПИ в консолидированные бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет РФ бюджетной системы РФ за 2006-2022 годы (в процентах к поступлениям в бюджетную систему РФ)

Поступление в консолидированные бюджеты субъектов РФ Поступление в федеральный бюджет

2006 5,8 94,2

2007 6,2 93,8

2008 6,1 93,9

2009 6,9 93,1

2010 2,1 97,9

2011 1,7 98,3

2012 1,6 98,4

2013 1,6 98,4

2014 1,6 98,4

2015 2,1 97,9

2016 2,2 97,8

2017 1,7 98,3

2018 1,1 98,9

2019 1,3 98,7

2020 2,0 98,0

2021 1,3 98,7

2022 1,2 98,8

Таблица 7

Доля НДПИ в нефтегазовых доходах Российской Федерации

Нефтегазовые доходы, трлн руб. в том числе НДПИ

трлн руб. в процентах к нефтегазовым доходам

2018 9 018 6 127 67,9

2019 7 924 6 106 77,1

2020 5 235 3 954 75,5

2021 9 057 7 338 81,0

2022 11 586 10 971 94,7

Таблица 8

Доля НДПИ в валовом внутреннем продукте и доходах консолидированного бюджета в Российской Федерации

ВВП в рыночных ценах, трлн руб. Доходы консолидированного бюджета РФ, млрд руб. Доля НДПИ, в процентах

в ВВП в доходах консолидированного бюджета РФ

2011 60 114,0 20 855,4 3,4 9,8

2012 68 103,4 23 435,1 3,6 10,5

2013 72 985,7 24 442,7 3,5 10,5

2014 79 030,0 26 766,1 3,7 10,9

2015 83 087,4 26 922,0 3,9 12,0

2016 85 616,1 28 181,5 3,4 10,4

2017 91 843,2 31 046,7 4,5 13,3

2018 103 861,7 37 320,3 5,9 16,4

2019 109 608,3 39 497,6 5,6 15,5

2020 107 658,1 38 205,7 3,7 10,3

2021 135 295,0 48 118,4 5,4 15,3

2022 153 435,2 53 074,2 7,2 20,7

Выводы

Поступление НДПИ в доходную часть государственного бюджета имеет несколько основных тенденций. При постоянной тенденции увеличения доли поступлений НДПИ в ВВП, нефтегазовых доходах и доходах консолидированного бюджета РФ наблюдаются разнонаправленное движение поступлений за различные промежутки времени. Отметим более значительный рост налог на добычу газа горючего природного и налога на добычу газового конденсата над ростом налога на добычу нефти за 2007-2022 годы.

Предложенная система показателей поступлений НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации содействует тщательной оценке экономической безопасности, связанной с использованием сырьевых ресурсов государства.

Список источников

1. Борлакова Т. М. Роль налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной системе России / Т. М. Борлакова, Д. Ш. Семенов // Вектор экономики. 2020. № 9 (51). С. 11.

2. Измайлова М. О. Налог на добычу полезных ископаемых: место и роль в налоговой системе Российской Федерации / М. О. Измайлова // Налоги и налогообложение. 2022. № 3. С. 53-68.

3. Картовенко И. В. Динамика налогообложения нефтедобычи в современной России // Финансы и кредит, № 8 (344), 2009. С. 71-77.

4. Квитчук М. А. Экономическая статистика: Курс лекций / М. А. Квитчук, О. В. Шумилин; Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2011. 174 с.

5. Малкина М. Ю. Анализ уровня доходности и риска поступлений по НДПИ от нефтедобычи регионов

Российской Федерации / М. Ю. Малкина, О. В. Павли-нова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34(220). С. 32-42.

6. Матвеев В. В., Мазур Л. В., Богачева В. В. Неравенство распределения налогового потенциала субъектов РФ / В. В. Матвеев, Л. В. Мазур, В. В. Богачев // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 4 (42). С. 85-91.

7. Мельникова Ю. В. Совершенствование и развитие налогообложения добычи российских полезных ископаемых // Финансовая аналитика: проблемы и решения, № 9 (33), 2010. С. 77-82.

8. Набадчикова В. А. Сущность и роль налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджетной системе Российской Федерации. Нововведения в сфере налогообложения / В. А. Набадчикова // Финансы и учетная политика. 2019. № 6 (10). С. 19-24.

9. Салькина А. Р. Налог на добычу полезных ископаемых: сущность и роль в национальной экономике / А. Р. Салькина, В. В. Онопко // Дневник науки. 2022. № 12 (72).

10. Троянская М. А. Исторические аспекты налогообложения добытых полезных ископаемых / М. А. Троянская, Ю. Г. Тюрина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 330-334.

11. Шувалова Е. Б. Налог на добычу полезных ископаемых / Е. Б. Шувалова, И. С. Никитин // Экономика, статистика и информатика, Вестник УМО. 2010. № 3. С. 64-70.

12. https://rosstat.gov. тЯЪИег/10705.

13. https://www.nalog.gov.ru/m77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/.

14. https://www.fedstat.ru/indicator/42547.

15. https://minfiagov.m/m/document/?id_4=122094.

16. https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.

17. https://шsstat.gov.m/folder/210/document/13396.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Borlakova T. M. The role of the mineral extraction tax in the Russian budget system / T. M. Borlakova, D. Sh. Semenov // Vector of Economics. 2020. No. 9 (51). P. 11.

2. Izmailova M. O. Mineral extraction tax: place and role in the tax system of the Russian Federation / M. O. Izmailova // Taxes and taxation. 2022. No. 3. P. 53-68.

3. Kartovenko I. V. Dynamics of taxation of oil production in modern Russia // Finance and Credit, No. 8 (344), 2009. P. 71-77.

4. Kvitchuk M. A. Economic statistics: Course of lectures / M. A. Kvitchuk, O. V Shumilin; St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPb. : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2011. 174 p.

5. Malkina M. Yu. Analysis of the level of profitability and risk of MET revenues from oil production in the regions of the Russian Federation / M. Yu. Malkina, O. V. Pavlinova // Financial Analytics: Problems and Solutions. 2014. No. 34 (220). P. 32-42.

6. Matveev V. V., Mazur L. V., Bogacheva V V. Inequality in the distribution of the tax potential of the subjects of the Russian Federation / V.V Matveev, L. V. Mazur, V. V. Bogachev // Vestnik OrelGIET. 2017. No. 4 (42). P. 85-91.

7. Melnikova Yu. V. Improving and developing the taxation of Russian minerals production // Financial Analytics: Problems and Solutions, No. 9 (33), 2010. P. 77-82.

8. Nabadchikova V A. Essence and role of mineral extraction tax (MET) in the budget system of the Russian Federation. Innovations in the field of taxation / V. A. Nabadchikova // Finance and accounting policy. 2019. No. 6 (10). P. 19-24.

9. Salkina A. R., Onopko V. V. Mineral extraction tax: essence and role in the national economy / A. R. Salkina, V. V. Onopko // Diary of science. 2022. No. 12 (72).

10. Troyanskaya M. A. Historical aspects of taxation of mined minerals / M. A. Troyanskaya, Yu. G. Tyurina // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2018. V. 7, No. 2 (23). P. 330-334.

11. Shuvalova E. B. Tax on mining / E. B. Shuvalova, I. S. Nikitin // Economics, statistics and informatics, Vestnik UMO. 2010. No. 3. P. 64-70.

12. https://rosstat.gov. ru/folder/10705.

13. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/.

14. https://www.fedstat.ru/indicator/42547.

15. https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=122094.

16. https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.

17. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13396.

Информация об авторе

О. В. Шумилин - доцент кафедры финансового учета и анализа Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Shumilin - Associate Professor of the Department of Financial Accounting and Analysis of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 07.05.2024.

The article was submitted 20.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 07.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.