венность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.
В соответствии с Указом президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» № 213 от 15 ноября 1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что юридические лица, зарегистрированные в качестве участников предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в международной торговле лицензиями. В связи с этим МВЭС МВЭС - Министерство внешних экономических связей России прекратило выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.
Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую базу для патентнолицензионной деятельности в стране, адекватную правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.
Действие патента означает, что только его владелец имеет право распоряжаться изобретением и решать, каким образом оно будет использовано: на собственном предприятии, на совместном предприятии или на него будет продана лицензия. Кроме того, обладатель патента имеет право запретить противоправные действия третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не разрешается: изготавливать его, предлагать к продаже, применять, вводить в
оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к использованию, предлагать к продаже продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный по этому способу, вводить такой продукт в оборот, импортировать его.
Значение патентной охраны для реализации продукции состоит в том, что патент позволяет: расширить выбор средств конкурентной борьбы; устранить с рынка или ослабить конкурента; получить исключительное право на коммерческое использование продукта; стимулировать спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более эффективной, чем простое описание; получить базу для предоставления лицензии.
Действие патента не распространяется:
- на использование изобретения: для частных целей, для проведения опытов на борту кораблей, воздушных и наземных транспортных средств, временно находящихся на территории действия патента;
- на тех, кто до момента подачи заявки на патент использовал изобретение или сделал для этого необходимые приготовления (т. н. право преждепользования);
- на те случаи, когда правительство принимает решение об отчуждении патента для использования его в интересах общества или же в интересах безопасности. В этих случаях патентообладатель имеет право на соразмерное вознаграждение.
Приобретение иностранных патентов и технологий для вывода экономики АПК на мировой уровень - традиционный способ инновационного развития. Однако не менее важным направлением инновационного развития в сфере сельского хозяйства является разработка патентных стратегий для продвижения отдельных объектов интеллектуальной собственности, созданных в России, а также привлечение российских и иностранных инвестиций в развитие объектов интеллектуальной собственности, их продвижение и судебную защиту в России и за рубежом.
ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО ДЛЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСА ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ)
М.П. Козлов, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вызвано стратегическим курсом современной внешнеэкономической политики России, который нацелен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО продолжается с середины 1995 г. и его итоги во многом будут определять права и обязанности нашей страны в этой организации, которые затронут интересы отечественной экономики, включая агропродовольственный сектор.
На долю стран-участниц ВТО приходится в настоящее время более 90% объема мировой торговли товарами и услугами. Присоединение России к ВТО позволило бы: конструктивно влиять на формирование многосторонних торговых правил с учетом национальных интересов России; сохранить достаточную защищенность отечественных товаропроиз-
водителей в условиях разумно открытой экономики; обеспечить прозрачность и унифицированность нормативно-правовой среды в сфере внешнеэкономической деятельности; повысить управляемость международной торговли. В связи с этим для полноправного участия в данной международной организации, прежде всего, будет необходимо привести национальное законодательство и сложившуюся практику регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних переговоров.
В ходе переговорного процесса о присоединении России к ВТО выявился ряд серьезных негативных последствий, которые ожидают нашу экономику. Прежде всего, находясь в рамках ВТО, Россия потеряет возможность использовать такие меры защиты отечественных товаропроизводителей как количественные ограничения во внешней торговле, включая квоты, лицензии и т.п., что может причинить ущерб отдельным отраслям российской экономики, включая
агропромышленное производство. При этом большинство отечественных товаропроизводителей еще не готовы конкурировать с Западом ни по затратам на производимую продукцию, ни по её качеству. По правилам ВТО для стран-членов этой организации практически запрещены экспортные субсидии и значительно ограничиваются промышленные и сельскохозяйственные субсидии. Кроме того, должны быть приняты требования ведущих стран-членов ВТО в отношении либерализации доступа иностранцев на рынок банковских и страховых услуг стран членов ВТО, что также негативно повлияет на развитие аграрной сферы нашей страны.
Для оздоровления сельского хозяйства России особо важное значение имеет его внутренняя поддержка. Поэтому при вступлении в ВТО было бы справедливым закрепить такие масштабы государственной поддержки отрасли, которые дали бы возможность стране восстановить дореформенный уровень производственного потенциала сельского хозяйства (материально-технического, трудового, социально-экономического).
В условиях системного кризиса для выживания и развития сельского хозяйства требуются огромные средства по линии финансово-экономического оздоровления предприятий (в отношении реструктуризации долгов, восстановления материально-технической базы, в том числе по лизингу, предоставления льготных кредитов, развития сельских территорий и другим направлениям). Подобные меры проходят в ВТО по линии «янтарной корзины» и подлежат жесткому ограничительному регулированию. В современных условиях по отношению к России речь не идет о сокращении государственной поддержки сельского хозяйства, которая пока на порядки ниже, чем в развитых западных странах, и не достаточно эффективна по формам её применения.
Однако в ходе переговорного процесса важно отстоять позиции России на перспективу, когда агро-продовольственный сектор станет приоритетным в экономической и социальной политике в России и когда существенно расширятся финансовые возможности его государственной поддержки и эффективного развития.
В подготовительный период к вступлению в ВТО целесообразно активно отстаивать и другие защитные меры по отношению к сельскому хозяйству, более гибко использовать весь арсенал механизмов, предусмотренных правилами ВТО. В этом плане важное значение имеет трансформация затрат по поддержке сельского хозяйства из «янтарной корзины» в «зелёную». Субсидии по линии «зелёной» корзины не только запрещены в ВТО, но они и не ограничиваются. Они довольно многообразны по содержанию и включают расходы на науку и образование, на борьбу с болезнями растений и животных, на развитие инфраструктуры, социальное обустройство села. Поэтому необходимо профессиональное обоснование субсидий на эти цели с учетом соответствующей документации ВТО в ходе переговорного процесса.
Необходимо подчеркнуть и крайне невыгодные исходное положение России, которое берется за основу в отношении названных выше блоков по мерам регулирования в ВТО. Это касается уровня таможенных пошлин (тарифов) за ввозимую продукцию сельского хозяйства и продовольствия, размеров внутренней поддержки сельского хозяйства и других параметров. При этом при обосновании базового периода для всех последующих оценок целесообразно принимать при расчетах годы накануне экономиче-
ской реформы. Во всяком случае для этого не следует брать годы, граничащие с дефолтом 1998 г., как это пытаются сделать в штаб-квартире ВТО, когда последствия кризисных явлений были особенно ощутимы для России.
Положение отечественного агропродовольст-венного сектора остается довольно сложным. В числе крупных проблем следует отметить возрастающий в последние годы импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что может угрожать продовольственной безопасности страны. Общий объем продовольственного импорта достиг в 2008 г. 35 млрд долл. США и возрос по сравнению с 2005 г. в 2 раза, а по сравнению с 2000 г. - в 5 раз. За это же время объем собственного производства увеличился, но на порядок меньше. Даже в рекордном по объему сельскохозяйственного производства 2008 г. рост объема продовольственного импорта по сравнению с 2007 г. опережал рост собственного производства в 2,5 раза. В силу этих причин собственное производство сдерживается, а отечественный товаропроизводитель постепенно оттесняется на периферию внутреннего агропродовольственного рынка и одновременно испытывает значительные трудности с реализацией произведенной продукции.
Среди других нерешенных проблем сельского хозяйства остаются: продолжающийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые в отрасли промышленные товары и энергетические ресурсы; критическое состояние материально-технической базы сельского хозяйства; неразвитость рыночной и социальной инфраструктуры; низкий уровень доходов сельского населения в условиях продолжающегося в стране экономического кризиса и другие.
В сложившихся условиях необходимо заранее учитывать как позитивные, так и негативные последствия, которые могут иметь место для аграрного сектора при вступлении России в ВТО. Опрос, проведенный Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ с участием автора совместно со Службой специальной связи и информации ФСО РФ в 40 субъектах РФ в апреле 2006 г. (выборка составила 2251 человек), выявил взвешенный подход руководителей аграрной сферы и сельскохозяйственных товаропроизводителей к рассматриваемой проблеме.
Пятая часть всех опрошенных полагает, что к числу возможных положительных последствий вступления России в ВТО можно отнести следующие: откроется доступ к рынкам стран - торговых партнеров и к современным технологиям (20,5% респондентов), снизятся барьеры для прямых иностранных инвестиций в АПК (20,3%), ускорится интеграция России в мировую экономику и международную торговлю (20,2%), возрастёт возможность организовать российским компаниям совместные предприятия с транснациональными компаниями (19,5%), появится возможность пользоваться деловыми услугами более высокого качества и технологического уровня (15,9%). На другие положительные изменения указали 5% респондентов. Однако более половины всех опрошенных (56%), включая 60,1% руководителей сельскохозяйственных предприятий (организаций), 54,9% руководителей сельхозпроизводства в администрациях субъектов РФ и 53,5% владельцев крестьянских (фермерских) хозяйств, пришли к выводу, что никаких положительных изменений для аграрного сектора России от вступления в ВТО не будет.
Такое мнение было аргументировано респондентами возможными негативными последствиями предстоящего членства России в этой международ-
ной организации. Участники опроса прежде всего обратили внимание на определенные изменения, которые уже начали просматриваться в экономике России в условиях растущей импортной агрессии и которые могут усугубиться после вступления нашей страны в ВТО: ухудшится общее положение в АПК в силу низкой конкурентоспособности отечественной продукции (68,6% опрошенных); возрастет глобальное вторжение импортеров на российские рынки сельхозпродукции, продовольствия и сельхозмашиностроения (59,8%); произойдет снижение продовольственной и экономической безопасности России (57,4%); ожидается ограничение внутренней государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (42,9%); ожидается спад производства в фирмах, полностью находящихся в собственности россиян и не входящих в транснациональные компании (25,3%); возможные субсидии, предназначенные ВТО для России, в значительной мере будут вывезены за рубеж (17,4%). На другие отрицательные последствия указали 7,7% респондентов.
Следует отметить, что сложность переговорного процесса о вступлении в ВТО вынуждает искать пути сбалансированной политики при отстаивании национальных интересов России, поскольку речь идет о переходе страны в новое качественное состояние. Поэтому высокая поспешность в этом вопросе должна быть исключена.
В ходе переговоров необходимо последовательно добиваться от ВТО уступок для сохранения мер поддержки отечественного агропромышленного производства в течение необходимого переходного периода без их обязательного сокращения в перспективе, поскольку механизм государственного регулирования продовольственного рынка в стране и экспортно-импортных операций с продукцией АПК еще далеко не совершенен. В связи с этим представляется целесообразным объявление ряда стратегически важных для страны видов продукции для безусловной защиты отечественных производителей по данным направлениям с тем, чтобы на них распространялись нормы и правила функционирования ВТО. Такими приоритетами в сельском хозяйстве должны стать производство зерна, говядины, мяса птицы, молока и молочных продуктов, подсолнечника, сахара.
Источники
1. Агропродовольственная политика и вступление России в ВТО. - М., «Энциклопедия российских деревень», ВИАПИ, 2003. - с. 552.
2. Экономическое и финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей (по результатам проведенного в апреле 2006 г. выборочного экспресс-опроса). М., Центр экономической коньюктуры при правительстве РФ и Служба специальной связи и информации ФСО РФ, 2006. - С. 31.
3. Основные показатели сельского хозяйств в России в 2008 году. - М.: Росстат, 2009. - С. 69.
АГРАРНЫЕ АСПЕКТЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО (позитивные и негативные последствия присоединения к ВТО российского агропродовольственного сектора)
Л.И. Раковецкая, к.геогр.н., ведущий науч. сотр. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Проблемы внешнеторговой либерализации в области сельского хозяйства являются одними из наиболее сложных в мировой экономике, что связано с ростом конкуренции стран на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Как известно, Россия обладает большим потенциалом глобализма и присоединение ее к ВТО дает возможность реализовать этот потенциал. Уникальность геополитического положения России и ее региональное многообразие является также конкурентным преимуществом при ее вступлении в ВТО. Вступление России в ВТО - это
возможность выхода на правовое пространство и правовую защиту, гарантированную нормами этой организации.
Институционально-правовой механизм ВТО обеспечит России стабильный процесс либерализации внешней торговли в масштабе всего мирового хозяйства. В период 90-х гг. значительный спад в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольствия сопровождался ростом объемов импорта. В крупных городах доля потребления импортного продовольствия составляла 60-70%. Таким образом, внутренний продовольственный рынок оказался чрезмерно открыт для импорта и доля импортной продукции превысила порог продовольственной безопасности России.
Важно рассмотреть и региональные аспекты присоединения России к ВТО, в том числе воздействие внешнеэкономической либерализации на региональный уровень развития. Одной из главных проблем процесса внешнеэкономической либерализации является фактор неравномерного регионального развития. В России причины роста региональной дифференциа-
ции связаны с неравномерностью природного потенциала территории и с ассиметрией регионального развития, что приводит к недостаточной реализации экономического потенциала регионов.
Одной из проблем на пути присоединения к ВТО является также несоответствие правового климата России международным правовым нормам. Из региональных факторов важнейшими являются противоречия федерального и регионального законодательства и проблемы выполнения требований ВТО на региональном уровне.
В настоящее время наиболее острой проблемой переговоров о присоединении России к ВТО является уровень государственного субсидирования сельского хозяйства. Страны - члены вТо требуют более низкого его уровня, хотя государства-члены Европейского Союза, а также США, в рамках единой сельскохозяйственной политики, субсидируют сельское хозяйство в значительно большей степени, чем Россия.
Как показывает опыт зарубежных стран в краткосрочный период после вступления в ВТО следует ожидать притока иностранных инвестиций в АПК России, а также притока новых технологий производства. Позитивным аспектом развития АПК после присоединения к ВТО должно стать развитие его экспортного потенциала. Вступив в ВТО, Россия в перспективе может реализовать свои преимущества в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции и стать нетто-экспортером зерна, семян подсолнечника, льна и других видов сельскохозяйственной продукции.
Имеются и другие проблемы внешнеторгового режима России и влияния его на процесс присоеди-