4. Ступаков И. Н. Доказательная медицина в практике руководителей всех уровней системы здравоохранения / И. Н. Ступаков, И. В. Самородская; под общ. ред. ВИ Стародубова. - М.: МЦФЭР, 2006. - 448с.
Yu.A. Mavlikaeva
NECESSITY IN COMPLEX REHABILITATION OF ABLE-BODIED INVALIDS WITH CEREBROVASCULAR DISEASES
Investigation of primary invalidity prevalence among able-bodied inhabitants with cerebrovascular diseases, as well as analysis of their need in complex rehabilitation resulting from the given pathology were carried out. In the region, as well as in Russian Federation, there is a tendency towards growth of invalidization of the able-bodied population as a result of cere-
bral vascular diseases. High need of the group examined in medical, social and professional rehabilitation was revealed. Medical (100%) and social rehabilitation (98,6 per 100 examined) are the most relevant. Need in professional rehabilitation was 54,9 per 100 subjects examined. Results of investigation are important for perfection of individual complex rehabilitation programs of invalids with the given pathology; they permit to range rehabilitation measures by the degree of their significance from both medicosocial and economic positions.
Keywords: invalidity, able-bodied invalids, medical, social, professional rehabilitation.
Пермская государственная медицинская академия Е.А. Вагнера Материал поступил в редакцию 28.11.06
© Мавликаева Ю.А., 2006
УДК 612.766.1/053.5
Л.М. Белозерова, Н.В. Соломатина
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ
В настоящее время в России возросла значимость факторов риска нарушения здоровья и физического развития детей и подростков. Остро ощущается недостаток знаний об особенностях физического развития, функциональных и адаптивных возможностях организма детей и подростков, особенно в сенситивные периоды, которые благоприятны для целенаправленного профилактического воздействия и коррекции физиологических сдвигов в состоянии здоровья [4]. Поэтому ряд исследователей [1-5] изучают особенности физического развития детей и подростков, влияние на
них социально-экономических факторов, методы обучения их по инновационным программам.
Цель нашего исследования - оценить особенности биологического созревания детей и подростков школьного возраста. Мы предлагаем вниманию читателей часть запланированного объема исследований, которые выполняем при поддержке гранта РГНФ «Определение биологического созревания, уровней умственной и физической работоспособности детей школьного возраста с разной массой тела» (№ 07-06-82629 а/У).
Были обследованы 54 школьника. О состоянии здоровья обследуемых судили по медицинским картам и результатам предварительного медицинского осмотра. Для обследования приглашались дети, не имеющие противопоказаний к выполнению проб с нагрузкой.
Тест-программа оценки умственной работоспособности (Белозерова Л.М., 1993) состояла из следующих методик: определение кратковременной памяти по Мучнику-Смирнову, психической продуктивности по таблицам Анфимова, мышления (классификации, толкование пословиц, метод исклю-
Кратковременная память девочек и мальчиков в возрасте 11, 12 лет существенно не изменяется. Мы не выявили достоверных различий в объемах непосредственной и оперативной памяти, в индексах кратковременной памяти при сравнении возрастных групп 11, 12 лет и мальчиков, и девочек.
чения, подбор синонимов и антонимов, ассоциативный опыт), внимания (таблицы Шульте-Платонова, тахистоскопия). На основе результатов обследования рассчитывался показатель умственной работоспособности.
Физическую работоспособность измеряли методом степэргометрии с нарастающей прерывистой нагрузкой до достижения субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний.
Результаты исследования умственной работоспособности представлены в табл. 1.
При оценке психической продуктивности наблюдали достоверное повышение психомоторной деятельности у девочек. Другие показатели психической продуктивности у девочек при сравнении возрастных групп 11, 12 лет не имели значимых различий. У мальчиков произошло существенное
Таблица 1
Показатели умственной работоспособности девочек и мальчиков в возрасте 11, 12 лет (усл. ед.)
Показатель умственной работоспособности Мальчики Девочки
11 лет 12 лет 11 лет 12 лет
Непосредственная память 4,72±0,19 4,8±0,30 5,02±0,22 5,01 ±0,12
Оперативная память 4,10±0,61 3,96±0,65 4,07±0,41 4,27±0,17
Индекс кратковременной памяти 7,85±1,59 7,45±1,65 7,55±1,01 7,79±0,38
Психическая продуктивность 36,53±4,53 47,38±4,39 45,01 ±2,06 51,36±2,34*
Количество ошибок на 500 знаков 16,76±2,67 8,37±1,75** 14,9±3,50 13,36±2,22
Количество ошибок на 200 знаков 8,58±1,99 5,82±1,4 9,10±1,57 9,26±1,56
Классификации 13,80±1,32 14,11 ±2,63 14,64±0,94 13,95±0,66
Пословицы 2,20±0,52 2,44±0,51 2,64±0,31 2,14±0,22
Синонимы и антонимы 6,60±1,05 7,89±0,91 6,50±0,64 8,00±0,36*
Метод исключения 0,70±0,23 0,44±0,24 0,79±0,14 0,86±0,09
Ассоциации 11,10±1,62 11,56±0,87 11,07±0,71 12,00±0,76
Шульте -Платонова 1,40±0,15 2,36±0,25*** 2,03±0,17 2,14±0,12
Тахистоскопия 8,90±1,56 10,67±0,78 9,36±1,01 11,05±0,50
Общая умственная работоспособность 74,11 ±10,02 100,45±8,91* 92,47±4,34 97,67±4,98
Примечание: * - р < 0,05, ** р - < 0,01, *** - р < 0,001 - достоверность различий с величиной показателя
в предшествующей возрастной группе
снижение количества ошибок на 500 знаков корректурного текста. Улучшение других показателей проявилось в виде тенденций. При сравнении результатов между мальчиками и девочками мы не установили математически значимой разницы. Но, хотелось бы отметить, что у мальчиков при сравнении возрастных групп 11, 12 лет улучшились все показатели теста, в то время как у девочек повысился только количественный показатель, а качественные не изменились.
У детей 11, 12 лет в способностях к мышлению наблюдалось достоверное повышение способности к подбору синонимов и антонимов у девочек. Другие способности (классификация, толкование пословиц, метод исключения, ассоциативное мышление) математически значимо не изменились и были одинаковыми у мальчиков и девочек.
Объем простого внимания у девочек и мальчиков увеличивался с 11 до 12 лет, но повышение не достоверно. Разницы в объе-
мах внимания между девочками и мальчиками не выявлено. Объем сложного внимания у девочек в возрасте 11, 12 лет не изменился. У мальчиков произошло значимое увеличение объема сложного внимания. В возрасте 11 лет мы наблюдали достоверно больший объем сложного внимания у девочек по сравнению с мальчиками. При сравнении 12-летних возрастных групп девочек и мальчиков разницы в объемах сложного внимания не выявили.
Общая умственная работоспособность девочек в возрасте 11, 12 лет оставалась на одном уровне. У мальчиков общая умственная работоспособность математически значимо увеличилась. Разницы в уровнях общей умственной работоспособности между девочками и мальчиками мы не наблюдали, но ошибка среднего показателя общей умственной работоспособности у мальчиков в 2 раза выше, что свидетельствует о большей вариабельности уровней работоспособности у обследованных мальчиков.
Таблица 2
Показатели субмаксимальной физической работоспособности девочек и мальчиков в возрасте 11, 12 лет
Показатель Мальчики Девочки
11 лет 12 лет 11 лет 12 лет
Субмаксимальная физическая работоспособность (абсолютный показатель, кгммин) 488,90±40,00 544,4±71,10 378,6±23,31 415,40±22,96
Субмаксимальная физическая работоспособность (относительный показатель, кгмин/кг) 12,09±1,04 12,19±0,79 10,29±0,88 10,25±0,74
Частота сердечных сокращений на высоте субмаксимльной нагрузки (уд./ мин) 171 ±4,5 173±3,0 169±1,23 171 ±1,78
Систолическое артериальное давление (мм рт.ст.) 125,0±3,43 129,0±5,83 120,0±2,80 120,0±5,14
Диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.) 65,3±9,78 59,1 ±5,82 65,7±3,10 57,2±6,46
Абсолютный показатель уровня субмаксимальной физической работоспособности (табл. 2) девочек и мальчиков в возрастном периоде 11-12 лет увеличивался, но
не достоверно. Уровень субмаксимальной физической работоспособности в 11 лет значимо выше у мальчиков, чем у девочек. В 12-летнем возрасте этой разницы мы не
наблюдали из-за высокого значения средней ошибки у мальчиков, что говорит о делении мальчиков на группы детей с более высоким и более низким уровнями работоспособности.
Относительный показатель уровня физической работоспособности не изменялся в возрастном периоде 11, 12 лет ни у девочек, ни у мальчиков. Это свидетельствует о пропорциональном увеличении массы тела к показателю уровня работоспособности. Показатель выше у мальчиков в 11 и 12 лет, но это математически не значимо.
Разницы в уровнях артериального давления систолического и диастолического на высоте субмаксимальной физической нагрузки мы не наблюдали при сравнении разных возрастных групп и при сравнении уровня давления у мальчиков и девочек.
Таким образом, на основании провед-ленного исследования можно сделать следующие выводы:
- в возрасте 11, 12 лет мальчики и девочки имеют одинаковый уровень общей умственной и субмаксимальной физической работоспособности;
- разница между мальчиками и девочками в одинаковых возрастных группах наблюдается по отдельным показателям умственной работоспособности, по уровню субмаксимальной физической работоспособности в группе 11-летних;
- в возрасте 11-12 лет у мальчиков произошло значимое повышение качества психической продуктивности, объема сложного внимания, уровня общей умственной работоспособности;
- в возрасте 11-12 лет для девочек характерно достоверное улучшение психомо-
торной деятельности, развитие способностей к подбору синонимов и антонимов.
Библиографический список
1. Белозерова, ЛМ. Поперечные и продольные исследования физического здоровья детей и подростков / ЛМ. Белозерова. -Пермь, 2007. - 98 с.
2. Белозерова, ЛМ. Поперечные и продольные исследования физического здоровья детей и подростков / ЛМ. Белозерова, ЛН. Власова. - Пермь, 2007. - 98 с.
3. Давыденко, Л А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда / Л А. Давыденко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 2. - С. 45-47.
4. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения / ИА. Камае, ТВ. Поздеев, АВ. Дмитроченко, С А. Ананьин. - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. мед. акад., 2005. - С. 70-76.
5. Соколов, АЯ. Особенности физического развития детей и подростков Магадана / АЯ. Соколов, ЮР. Шеверева // Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С. 40-41.
L.M. Belozerova, N.V. Solomatina
ESTIMATION OF MENTAL AND PHYSICAL CAPACITY FOR WORK AMONG CHILDREN AGED 11-12
Estimation of mental and physical capacity for work among children aged 11-12 was given. Test-program of mental capacity for work was suggested by L.M. Belozerova (1993). Physical capacity for work was measured by the method of step-ergometry with gradually (by steps) growing load until submaximally possible heart rate was reached. At the age of 11-12, boys and girls have the same level of general
mental and submaximal physical capacity for work. Difference between boys and girls in identical age groups was revealed while determining complex attention and level of submaximal physical capacity for work in 11 - age group. At the age of 11-12, boys were found to show significant increase in quality of mental productivity, complex attention volume, level of general mental capacity for work. At the age of 11-12, girls demonstrated reliable improve-
ment of psychomotor activity, raising of ability to choose synonyms and antonyms.
Keywords: school age, mental capacity for work, physical capacity for work.
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера Материал поступил в редакцию 09.12.06
© Белозерова Л.М., Соломатина Н.В., 2006
УДК 616.314-08-039.77
Е.С. Гилева
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭСТЕТИКИ УЛЫБКИ
Специалисты отмечают, что все чаще мотивация стоматологических пациентов связана с эстетическим результатом лечения. Так, анализ причин обращаемости к терапевту-стоматологу показал [3,4], что 23,0% пациентов желали улучшить эстетический вид зубов, а 71,2% ортодонтических пациентов наряду с восстановлением целостности зубного рядов хотели улучшить эстетику лица и зубов [1]. Эстетические результаты стоматологического лечения способны повысить самооценку пациента и являются облигатными маркерами социального благополучия. Доказано [3,7], что эстетически значимые результаты стоматологического лечения благоприятно воздействуют на психику, снижают выраженность депрессивных состояний, улучшают психоэмоциональный и общесоматический статус, повышают эффективность комплексной терапии сочетанной патологии и качество жизни больного.
Эстетические нарушения (ЭН) челюст-но-лицевой области анализируются пре-
имущественно с позиций оценки гармонии лица в целом [2,6]. Однако в последние годы эстетический облик лица все чаще ассоциируется с «зоной улыбки» (ЗУ) - особой структурно-функциональной и эстетически значимой областью лица, представленной совокупностью макро- (лицевых и губных) и микро- (коронковых и десневых) эстетических параметров (ЭП). Диагностика эстетики в зоне ЗУ является сложной проблемой, малоизученной, требуется систематизация её аспектов. Комплексный подход к оценке эстетики улыбки (ЭУ) предполагает особое «партнерство» врача и пациента на основе учета субъективного мнения пациента и профессионального заключения врача-стоматолога; междисциплинарный подход к определению степени утраты естественного признака, нарушающего гармонию лица и улыбки. Большинство исследований по оценке ЭУ выполнено за рубежом [6,7], преимущественно они связаны с ортодонтиче-ским лечением (индекс дентальной эстетики DAI, 1986; эстетический индекс Eastman,