Научная статья на тему 'Влияние работы за компьютером на умственную работоспособность девочек и мальчиков 10 лет'

Влияние работы за компьютером на умственную работоспособность девочек и мальчиков 10 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
504
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ 10 ЛЕТ / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / КОМПЬЮТЕР / 10-YEAR-OLD BOYS AND GIRLS / MENTAL WORKING CAPACITY / WORKING ON THE COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н.

Изучена умственная работоспособность детей 8-10 лет в процессе работы на компьютере. Исследования показали, что динамика показателей умственной работоспособности в процессе работы на компьютере у учащихся 10 лет была более благоприятной по сравнению с детьми младшего возраста и характеризовалась улучшением большинства показателей, что может свидетельствовать о повышении устойчивости их организма к нагрузкам, связанным с работой на компьютере. Выявлены различия по некоторым показателям умственной работоспособности между девочками и мальчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental working capacity of 8-10-year-old children during their work on the computer was studied. The research showed that dynamics of indices of mental working capacity during computer work turned to be more favourable in 10-year-old children than in younger children. The work of older children was characterized by the improvement of most indices which can mean higher resistance of child organism at this age to the computer work load.

Текст научной работы на тему «Влияние работы за компьютером на умственную работоспособность девочек и мальчиков 10 лет»

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 10 ЛЕТ

Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец УРАО «Институт возрастной физиологии», Москва

Изучена умственная работоспособность детей 8-10 лет в процессе работы на компьютере. Исследования показали, что динамика показателей умственной работоспособности в процессе работы на компьютере у учащихся 10 лет была более благоприятной по сравнению с детьми младшего возраста и характеризовалась улучшением большинства показателей, что может свидетельствовать о повышении устойчивости их организма к нагрузкам, связанным с работой на компьютере. Выявлены различия по некоторым показателям умственной работоспособности между девочками и мальчиками.

Ключевые слова: дети 10 лет, мальчики, девочки, умственная работоспособность, утомление, компьютер

Influence of working on the computer on mental working capacity of 10-year-old boys and girls. Mental working capacity of 8-10-year-old children during their work on the computer was studied. The research showed that dynamics of indices of mental working capacity during computer work turned to be more favourable in 10-year-old children than in younger children. The work of older children was characterized by the improvement of most indices which can mean higher resistance of child organism at this age to the computer work load.

Key words: 10-year-old boys and girls, mental working capacity, working on the computer

Последние годы отличаются активным проведением реформирования системы образования. Появилось множество новых типов учебно-воспитательных учреждений (лицеи, гимназии, учебно-воспитательные комплексы и т.д.), разрабатываются новые методики преподавания, внедряются новые технологии обучения, в том числе информационные и коммуникационные. С начала введения информатики в учебный процесс общеобразовательной школы произошли существенные изменения. Изменилось и отношение к компьютеру. Сегодня уже никто не воспринимает его как диковинку. Для всех уже очевидно, что построение прогрессивного информационного общества не возможно без компьютерной грамотности. И начинать процесс обучения необходимо уже с младших школьников. Современное общество несет огромную ответственность перед детьми за их будущее. Любое достижение цивилизации имеет и негативную составляющую. Компьютер, при его бездумном использовании, может оказать вредное воздействие, как на развитие ребенка, так и на его здоровье.

История использования компьютеров в системе образования насчитывает уже не один десяток лет. И не смотря на это, интерес к данной проблеме не снижается. Изменяется лишь спектр интересующих общество вопросов. И это не случайно. Совершенствование технологий происходит постоянно и чрезвычайно высокими темпами. Кардинальным образом изменилось качество видеотерминалов, поража-

Контакты:1 Макарова Л.В., E-mail: [email protected]

ет разнообразие компьютерных программ, появились новые виды электронных носителей информации и т.д. Не всегда эти изменения позитивны. Предсказать каким образом они будут влиять на организм пользователей не возможно. В каждом конкретном случае необходимо проведение научных исследований с учетом всех имеющих место факторов и обстоятельств.

Важными вопросами, требующими научного решения, являются возрастные и половые особенности реактивности физиологических систем детского организма в процессе их работы на компьютере. Одним из критериев, отражающим изменение функционального состояния организма, является состояние умственной работоспособности. В связи с этим, изучение особенностей динамики ее показателей в процессе работы на компьютере у детей 8-10 лет и было задачей данного исследования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе ГОУ ЦО №1498 Москвы. Под наблюдением находились 90 учащихся 8-10 лет. Исследования проводились на уроке информатики в утренние часы во вторник, четверг. Дети работали на компьютере в течение 15 минут не более одного раза в день. Занятия проводились по подгруппам поочередно 1 раз в неделю. Условия работы в компьютерном зале соответствовали гигиеническим требованиям.

До и после работы на компьютере у детей проводилось исследование умственной работоспособности методикой дозирования работы во времени с помощью буквенных корректурных таблиц. Предварительно с детьми в индивидуальном порядке было проведено обучение работе с корректурными таблицами и пробное исследование. При каждом исследовании задания менялись, что позволяло исключить их запоминание. Для каждой работы рассчитывались показатели интенсивности (количество просмотренных знаков) и качества (количество допущенных ошибок). Затем данные обрабатывались с помощью компьютерной программы для статистической обработки результатов корректурного тестирования детей и подростков (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН). Учитывались средние показатели интенсивности работы (количество прослеженных знаков), ее качества (количество ошибок на 500 знаков). Вычислялся коэффициент продуктивности. Проводилась комплексная оценка каждой работы (с учетом скорости и точности ее выполнения) по пятибалльной системе. Работе присваивалась оценка "отлично" при хорошей скорости и хорошей точности; "хорошо"- в том случае, если один из показателей относится к хорошим значениям; "удовлетворительно" - если оба показателя относятся к средним значениям или один из показателей к хорошим, а другой к плохим; "неудовлетворительно" - если один из показателей относится к средним величинам, а другой к плохим, "плохо" - при плохой скорости и плохой точности. Для оценки состояния коллектива в целом учитывалось процентное распределение работ по комплексной оценке, и вычислялся коэффициент преобладания "П" по формуле, характеризующий отношение количества отличных и хороших работ к количеству неудовлетворительных и плохих.

Помимо этого определялся характер индивидуальных сдвигов по схеме, где каждому сочетанию изменений скорости и точности присваивался определенный

номер сдвига. За изменения принимались колебания в ту или иную сторону скорости работы на 5% и качества работы на 0,5 ошибки на 100 знаков. Учитывалось количество благоприятных сдвигов (№ 1-4), сдвигов, отражающих начальные признаки утомления (№ 5-6), утомление (№7,8) и выраженное утомление (№9). Дополнительно рассчитывался «Коэффициент снижения работоспособности» КСР [3]. Он характеризует степень снижения работоспособности исследуемого коллектива. Каждому индивидуальному сдвигу работоспособности соответствует свой балл. Коэффициент рассчитывался по следующей формуле:

п 1 (0) + п 2-4 (-1) + п 5-6 (+1) + п 7-8 (+2) + п 9 (+3)

КСР =......................................................................,

N

где п 1 - число сдвигов №1, п 2-4 - число сдвигов №2,3,4, п 5-6 - число сдвигов №5,6, п 7-8 - число сдвигов №7,8, п 9 - число сдвигов №9, N - общее число сдвигов.

После окончания экспериментального исследования и статистической обработки проведен сравнительный анализ полученных результатов отдельно для мальчиков и девочек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования умственной работоспособности детей 8-10 лет в процессе работы на компьютере представлены в таблице 1. Анализ полученных данных показал, что учащиеся 8 и 9 лет имели близкие по уровню исходные показатели, соответствующие возрастным нормативам[2]. Динамика их характеризовалась отсутствием значимых изменений скорости работы и достоверным увеличением количества ошибок (соответственно на 3,7 ош., р<0,01; и на 1,6 ош., р<0,05), что свидетельствовало о снижении умственной работоспособности детей от начала к концу работы на компьютере.

Таблица 1

Изменение показателей умственной работоспособности детей 8-10 лет в динамике работы на компьютере (М ± т)

Показатель Время исследования Возраст, лет

8 9 10

Интенсивность работы, кол-во знаков До работы на компьютере 183,7 ± 9,3 186,2 ± 5,5 241,1 ± 6,7*

После работы на компьютере 188,9 ± 8,4 197,7 ± 6,5 253,1 ± 6,7

Качество работы, кол-во ошибок на 500 зн. До работы на компьютере 7,1 ± 0,4 8,2 ± 0,4 7,6 ± 0,3

После работы на компьютере 10,8 ± 0,6* 9,8 ± 0,5* 7,8 ± 0,3

Примечания: * - достоверные различия

Исходный уровень показателей у учащихся 10 лет так же соответствовал нормативам для детей этого возраста [2] и характеризовался достоверно более высоким уровнем интенсивности работы по сравнению с детьми 8-9 лет. В процессе работы на компьютере достоверных изменений не отмечалось, что может свидетельствовать о повышении устойчивости 10-летних детей к нагрузкам, связанным с работой на компьютере. Это подтверждалось и результатами индивидуального анализа данных: снижением доли неблагоприятных изменений показателей к концу работы на компьютере и уменьшение КСР у учащихся этого возраста по сравнению с детьми 8-9 лет (табл. 2).

Таблица 2

Распределение детей по характеру индивидуальных сдвигов показателей умственной работоспособности в процессе работы на компьютере (число случаев в %)

Возраст, лет Характер изменений КСР, усл.ед.

Благоприятные Начальные признаки утомления Утомление Выраженное утомление

8 11,4 60,0 11,4 17,2 1,2

9 38,3 36,2 8,5 17,0 0,7

10 32,9 44,7 11,8 10,6 0,7

Интерес представляют и гендерные аспекты взаимодействия детей с компьютером. С этой целью результаты были обработаны и проанализированы отдельно для мальчиков и девочек. Данные представлены в табл. 3. Как показали исследования исходный уровень работоспособности у девочек выше по сравнению с мальчиками 0=3,2, р <0,05), что согласуется с данными литературы [1, 4].

Динамика показателей умственной работоспособности в процессе работы на компьютере была сходной: и у девочек и у мальчиков она имела благоприятное течение. К концу работы отмечалась тенденция к улучшению большинства показателей: увеличению скорости работы, снижению количества допущенных ошибок, увеличению коэффициента продуктивности и коэффициента преобладания П. При сходной благоприятной картине изменений обращает на себя внимание тот факт, что степень улучшения показателей у мальчиков более выражена, чем у девочек.

Некоторые различия выявились в динамике отдельных показателей умственной работоспособности. Так, количество сдвигов, характеризующих утомление и выраженное утомление, у девочек было выявлено значительно больше, чем у мальчиков: 34,8% против 7,7%, КСР (рис. 1) также был значительно выше (1,0 против 0,33 усл. ед.).

Таблица 3

Изменение показателей умственной работоспособности девочек и мальчиков 10 лет в динамике работы на компьютере (М ± т)

Девочки Мальчики

Показатель До работы После рабо- До работы После рабо-

на компью- ты на ком- на компью- ты на ком-

тере пьютере тере пьютере

Интенсивность работы, 259,1±9,5 265,9±9,2 221,3±6,7* 243,6±9,3

кол-во знаков

Качество работы, кол-во 7,6±0,4 7,1±0,4 8,2±0,5 8,0±0,4

ошибок на 500 зн.

Коэффициент продук- 23,0±0,9 23,1±0,8 19,2±0,7 21,0±0,9

тивности, усл.ед.

Кол-во работ отличных 32,6 30,4 33,3 41,0

и хороших, %

Кол-во работ удовлетво- 41,3 43,5 33,4 38,5

рительных, %

Кол-во работ неудовл. и 26,1 26,1 33,3 20,5

плохих, %

Коэффициент преобла- 1,3 1,2 1,0 2,0

дания, усл.ед.

Индивидуаль- №1-4 23,9 43,6

ные сдвиги №5-6 41,3 48,7

работоспособ- №7-8 21,7 0

ности, % №9 13,1 7,7

КСР, 1,0 0,33

усл. ед.

Примечания:* - достоверные изменения

Рис. 1. Коэффициент снижения работоспособности у детей 8-10 лет после работы на компьютере.

ВЫВОДЫ

1. Уровень исходных показателей умственной работоспособности учащихся 8, 9 и 10 лет соответствовал нормативам для детей данного возраста.

2. Динамика показателей умственной работоспособности в процессе работы на компьютере у учащихся 10 лет была более благоприятной по сравнению с детьми младшего возраста и характеризовалась улучшением большинства показателей, что может свидетельствовать о повышении устойчивости их организма к нагрузкам, связанным с работой на компьютере.

3. Выявлены различия по отдельным показателям умственной работоспособности между девочками и мальчиками: больший процент сдвигов, характеризующих утомление и выраженное утомление, и более высокий коэффициент снижения работоспособности к концу работы на компьютере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В. Функциональное состояние ЦНС детей 10 лет в процессе работы на компьютере // Мат-лы XXI международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире". - Коломна, 2011. - С. 52-57.

2. Нормативы физического развития показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, деятельности сердечнососудистой системы, адаптационного потенциала детей 8, 9, 10 лет: пособие для врачей. - М., 2006. - 65 с.

3. Степанова М.И. Гигиеническая характеристика основных факторов, определяющих утомительность уроков в начальной школе: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1984. - 20 с.

4. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. автореф. дисс. ... доктора мед наук. - М. - 2003. -48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.