Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
стратегическое планирование / стратегические показатели / поддержка малого и среднего предпринимательства / документы стратегического планирования / прогнозирование. / strategic planning / strategic indicators / support for small and medium-sized businesses / strategic planning documents / forecasting.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Анна Геннадьевна

Стратегическое планирование является одним из механизмов управления, использующихся для достижения национальных целей и приоритетов, таких как поддержка малого и среднего предпринимательства. Мониторинг за реализацией стратегических планов осуществляется с помощью показателей стратегического планирования. В статье проведена оценка показателей ряда стратегических документов в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с помощью методики SMART, предполагающей, что эффективные показатели должны быть конкретным, измеримым, достижимым, сопряжённым со стратегией и ограниченным во времени, что не всегда является верным для действующих стратегических документов. Результаты анализа позволили выявить ряд зон роста для стратегического планирования в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, такие как повышение обоснованности выбора показателей стратегического планирования и оценки их прогнозных значений, своевременная актуализация содержание стратегических документов и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STRATEGIC PLANNING INDICATORS IN THE FIELD OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Strategic planning is one of the management instruments used to achieve national goals and priorities, such as support for SMEs. Monitoring of the implementation of strategic plans is performed with the assistance of strategic planning indicators. The article evaluates the indicators of a range of strategic documents in the field of SME support using the SMART methodology, suggesting that effective indicators should be specific, measurable, achievable, relevant to the strategy and time-bound, which is not always accurate for current strategic documents. The results of the analysis allowed to identify a number of potential growth points for strategic planning in the sphere of SME support, such as improving the validity of the choice of strategic planning indicators and evaluation of their forecast values, timely updating of the content of strategic documents and others.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Научная статья Original article

УДК 339.972

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА EVALUATION OF STRATEGIC PLANNING INDICATORS IN THE FIELD OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Романова Анна Геннадьевна, магистрант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва, aromanova2021@mail.ru

Romanova Anna Gennadievna, Master's student, Lomonosov Moscow State University, Moscow, aromanova2021@mail.ru

Аннотация: Стратегическое планирование является одним из механизмов управления, использующихся для достижения национальных целей и приоритетов, таких как поддержка малого и среднего предпринимательства. Мониторинг за реализацией стратегических планов осуществляется с помощью показателей стратегического планирования. В статье проведена оценка показателей ряда стратегических документов в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства с помощью методики SMART, предполагающей, что эффективные показатели должны быть конкретным, измеримым, достижимым, сопряжённым со стратегией и ограниченным во времени, что не всегда является верным для действующих стратегических документов. Результаты анализа позволили выявить ряд зон роста для стратегического планирования в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, такие как повышение

обоснованности выбора показателей стратегического планирования и оценки их прогнозных значений, своевременная актуализация содержание стратегических документов и другое.

Annotation: Strategic planning is one of the management instruments used to achieve national goals and priorities, such as support for SMEs. Monitoring of the implementation of strategic plans is performed with the assistance of strategic planning indicators. The article evaluates the indicators of a range of strategic documents in the field of SME support using the SMART methodology, suggesting that effective indicators should be specific, measurable, achievable, relevant to the strategy and time-bound, which is not always accurate for current strategic documents. The results of the analysis allowed to identify a number of potential growth points for strategic planning in the sphere of SME support, such as improving the validity of the choice of strategic planning indicators and evaluation of their forecast values, timely updating of the content of strategic documents and others.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегические показатели, поддержка малого и среднего предпринимательства, документы стратегического планирования, прогнозирование.

Keywords: strategic planning, strategic indicators, support for small and medium-sized businesses, strategic planning documents, forecasting.

Поддержка малого и среднего бизнеса (далее - МСП) является одной из актуальных приоритетных направлений развития России. Нормативно правовым актом, законодательно закрепившим сферу поддержки МСП является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, в нем даётся определение поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) как деятельности органов власти всех уровней и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, осуществляемой в целях развития МСП в

соответствии с государственными стратегическими документами. Из определения следует, что только при корректно организованном, согласованном стратегическом планировании в сфере МСП возможна качественная поддержка МСП.

В нем также закреплены полномочия органов власти, касающиеся показателей деятельности МСП. Органы государственной власти РФ определяют основные показатели развития МСП на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, организуют официальный статистический учёт, а также готовят ежегодный доклад, включающий оценку эффективности применения мер по развитию МСП.

Органы государственной власти субъектов и местного самоуправления проводят анализ показателей развития МСП и эффективности применения мер по его развитию. При этом понятие эффективности не раскрывается, как и её систематизированные критерии. Предположим, что эффективность реализации мер поддержки может быть оценена достижением поставленных целевых показателей.

Для анализа рассмотрены показатели, касающиеся МСП, установленные в следующих стратегических документах:

• Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», устанавливающий национальную цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";

• Стратегия развития МСП в Российской Федерации на период до 2030 года;

• Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 2019-2024 гг.;

• Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2013 - 2030 гг.

Была проведена оценка основных показателей данных стратегических документов РФ с помощью метода SMART. Показатели в соответствии с данным методом должны быть конкретным, измеримым, достижимым, сопряжённым со стратегией и ограниченным во времени.

Что касается измеримости и ограниченности во времени, прогнозные значения показателей на определённый год установлены в каждом документе, однако не всегда на весь период действия документа. Так в госпрограмме прогноз показателей, как и другие обязательные элементы госпрограммы, отражён только до 2024 года. Можно предположить, что это связано с повышающейся неточностью прогноза с удлинением горизонта прогнозирования. В Стратегии присутствуют прогнозные значения по отдельным годам.

Для большинства показателей стратегических документов федерального уровня ведётся его фактический учёт на официальном сайте государственного информационного ресурса «Единая межведомственная информационно-статистическая система» (ЕМИСС), что делает возможность их сопоставления с прогнозом простой и доступной. Однако многие из них появляются только при закреплении в виде показателя в одном или нескольких документах, как следствие, по ним нет данных за предыдущие периоды.

В то же время способы построения прогнозов не раскрываются. Например, Счётной палатой РФ по итогам 2021 года была проведена проверка обновления и эффективности реализации программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В заключении данной проверки установлено, что «проведение оценки объективности и адекватности установленных плановых значений по новым показателям не представляется возможным по причине отсутствия методики расчётов новых показателей и обосновывающих материалов к ним». Отсутствие обоснования прогнозных значений в будущем может препятствовать их сопоставлению с фактическими значениями и, как следствие, поставить под угрозу измеримость.

Конкретность показателей в некоторых документах может быть поставлена под сомнение. Например, в Национальном проекте одним из показателей является «Удовлетворённость пользователей, получивших услуги и сервисы на Цифровой платформе». Без методики расчёта его формулировка не является конкретной, однозначно трактуемой.

Отдельное внимание уделим показателю доли малого и среднего предпринимательства в ВВП. В 2018 году в послании Федеральному собранию Президент говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%» для соответствия уровню развитых стран. Как следствие, данный показатель был в прошлой редакции стратегических документов, таких как национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» с прогнозным значением 27,5% к 2022 году; до 2020 года он присутствовал Государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика». Однако фактическая динамика показателя далека от построенных ранее прогнозов (рис. 1).

23.5%

22.9%

22.0%

2017 2018 2019 2020

Доля МСП в ВВП, % — — Прогноз в рамках нац проекта, %

Рис. 1. Доля МСП в валовом внутреннем продукте по годам

Можно предположить, что показатель был исключён из действующих версий документов в связи с его недостижимостью. То, что несмотря на это, он был одним из целевых показателей несколько лет может говорить о неэффективном планировании и прогнозировании или о неэффективной реализации запланированных мер.

Далее оценим сопряжённость стратегических документов в сфере МСП по целевым показателям. Для этого возьмём за основу Стратегию развития малого и среднего предпринимательства и рассмотрим, в каких документах есть показатели, схожие с её четырьмя базовыми индикаторами:

• Оборот в расчёте на одного работника СМСП;

• Доля обрабатывающей промышленности;

• Оборот СМСП;

• Доля количества занятых в МСП в общей численности занятого населения. Помимо рассмотренных ранее документов также случайно выбраны

региональные программы развития МСП Москвы, Иркутской области и Краснодарского края с целью демонстрации разнообразия подходов к выбору показателей, так как большую часть функций по поддержке и развитию малого предпринимательства осуществляют региональные органы власти.

Государственная программа и Национальный проект приведены в соответствие с Указом Президента в части задачи по поддержке МСП, заключающейся в повышении численности занятых в сфере МСП. Она также содержится в подпрограмме Москвы в виде задачи и в подпрограмме Краснодарского края в виде целевого показателя. В то же время в Стратегии нет показателя численности занятых, однако присутствует показатель доля количества занятых в МСП в общей численности занятого населения. Этот показатель переняла подпрограмма Иркутской области. Остальные три целевых показателя Стратегии используются только в подпрограммах Иркутской области и Краснодарского края.

Можно сделать вывод, что в программах государственной поддержки федерального и регионального уровня МСП отсутствуют единообразные системы показателей, а значит и критерии для оценки эффективности, что приводит к разнонаправленным мерам поддержки хозяйствующих субъектов. В 2021 году директор Института экономики РАН Елена Ленчук отметила, что «сейчас отсутствует методология последовательной разработки цепочки документов стратегического планирования, отсутствуют взаимоувязанные целевые индикаторы», что препятствует реализации главного принципа целевого планирования - принципа системности.

При этом наиболее распространённый показатель, единственный для сферы поддержки МСП, установленный Указом Президента - численность занятых в

сфере МСП - как основополагающий показатель общегосударственной стратегии, отражает экстенсивный рост МСП. Нацеленность на его достижение не предполагает качественного развития МСП или мер их поддержки. Кроме того, данный показатель не отвечает принципу сопоставимости, в отличие от доли количества занятых в МСП в общей численности занятого населения или доли МСП в ВВП. Спорным является и его связь с эффективностью мер поддержки МСП, он не даёт реального представления о влиянии господдержки.

На основании изложенного и учитывая отсутствие динамики и статистических данных по новым показателям, оценить достижимость показателей госпрограммы представляется довольно сложным. Проведём её на основе наиболее распространённого на текущий момент показателя в государственных стратегических документах - численности занятых в сфере МСП (рис. 2).

26.9

I II III IV I II III IV I II

2020 2021 2022

Рис. 2. Численность занятых в сфере МСП по кварталам, млн человек

Количество доступных наблюдений - 10 наблюдений, что довольно мало, однако до 2020 года показатель рассчитывался ежегодно, в 2020 и 2021 году - по кварталам, в 2022 году ежемесячно. Данную динамику можно назвать положительной, так как увеличение частоты измерения показателя делает его более информативным и пригодным для прогнозирования и т.п.

Data

2020-01 2020-07 2021-01 2021-07 2022-01

дата

Рис. 3. STL декомпозиция временного ряда

Проведём декомпозицию ряда на тренд, сезонную составляющую и остатки с помощью LOESS. (рис. 3). Тренд временного ряда показывает рост, который становится сильнее со 2 квартала 2021 года. Это может быть связано с новыми мерами поддержки МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции. Расходы по программам поддержки в это время значительно выросли, например в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» финансирование подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» выросло на 80%. Кроме того, значительное влияние оказало законодательное закрепление статуса самозанятого.

Также можно наблюдать ярко-выраженную сезонность временного ряда. Количество занятых в сфере МСП показывает больший рост в 3 квартале каждого года.

Коэффициент Херта составил 0,9423555, что больше порога 0,5. Данный временной ряд можно назвать персистентным, то есть склонным сохранять текущую тенденцию. Однако рассматриваемый временной ряд захватывает только два с половиной года, при большем количестве значений значение коэффициента может измениться.

В соответствии с тестом Дики-Фуллера рассматриваемый временной ряд является стационарным, а значит можно использовать модели ARIMA для построения прогнозов. Для модели была использована функция подбора оптимальных параметров, благодаря которой была построена модель SARIMA(0,1,0)(0,1,0)[4], которая учитывает сезонность ряда данных. Прогноз имеет положительный тренд с более резкими подъёмами каждый 3 квартал (рис.4).

Forecasts from ARIMA(0; 1 r0)(0,1 ;0)[4]

4030"

in

0

с;

™ 20-

1

q

г

10-o-

2020 2021 2022 2023 2024

дата

Рис. 4. Прогноз показателя до 4 квартала 2024 года Смоделированный прогноз показателя значительно выше прогнозных значений из стратегических документов. Это связно с высокими фактическими значениями, которые не были ими учтены (табл. 1).

Таблица 1. Прогнозные значения

Млн человек 2021 2022 2023 2024

Национальный проект 21,97 22,31 22,66 23

Гос. Программа 23,3 23,65 24,03 24,5

Прогноз модели 25,5 28,5 31,47 34,4

Интервал 95% 26,8-30,2 27,4-35,5 27,1-41,8

Источник: составлено автором

На основе построенного прогноза можно утверждать, что данный показатель является достижимым. Однако если предположить, что рост фактических значений был вызван регистрацией большого числа самозанятых, то достижение установленных в стратегических документах прогнозов является неинформативным, как и сам целевой показатель.

На основе сделанных выводов можно сформулировать ряд рекомендаций:

1. Наблюдается разрозненность целевых показателей в документах стратегического планирования поддержки МСП, в связи с чем необходимо привести их в соответствие общей стратегии.

2. Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в наибольшей степени отличается от других документов стратегического планирования в сфере МСП. Последнее её обновление происходило в 2018 году, при этом она остаётся действующим, не утратившим силу нормативно-правовым актом. Необходимо актуализировать её содержание.

3. Предлагается пересмотреть прогнозные значения показателя численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, так как наблюдался его значительный рост со 2 квартала 2021 года, который значительно превысил ранее построенный прогноз. Можно предположить, что и потенциал роста к 2024 и 2030 годам также значительно вырос. Кроме того, стоит пересмотреть методику расчёта данного показателя, чтобы он отражал последствие воздействия мер господдержки на СМСП, а не законодательное закрепление статуса самозанятого.

Предлагается дополнить № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» положением, регламентирующим обязательное дополнение документов стратегического планирования обоснованием или методикой расчёта прогнозных значений целевых показателей.

Литература

1. Адам Н.А., Аларифи Г. Инновационные практики для выживания малых и средних предприятий (МСП) во времена СОУГО-19: роль внешней поддержки // J Innov ЕПгер 10, 15. 2021. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s13731-021-00156-6

2. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 50-59.

3. Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Исаева И. М. Поддержка малому бизнесу от государства во время пандемии // Вестник УлГТУ. 2020. №4 (92)

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации N 474 [принят 21 июля 2020 года]: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон N 209-ФЗ [принят Государственной думой 6 июля 2007 года]: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

6. Росстат отчитался о сокращении доли малого и среднего бизнеса в экономике [Электронный ресурс]: New Retail: В2В портал о ритейле. — Режим доступа: https://new-retail.ru/novosti/retail/rosstat_otchitalsya_o_sokrashchenii_doli_malogo_i_srednego_bi znesa_v_ekonomike_rf3313/ (Дата обращения: 05.11.2022 г.)

7. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года: Распоряжением Правительства Российской Федерации №1083-р [утверждена 2 июня 2016 года]: (с изменениями и дополнениями). -Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

8. Счетная палата: действующая система стратегического планирования в сфере МСП не сбалансирована [Электронный ресурс] / Отчет о проверке; ред. Шилков Д. Е. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/checks/sistema-strategicheskogo-planirovaniya-v-sfere-msp (Дата обращения: 05.11.2022 г.)

9. Экономическое развитие и инновационная экономика: Распоряжение Правительства Российской Федерации №316 [утверждена 15 апреля 2014 года]: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. -Текст: электронный.

10. Экономическое развитие и инновационная экономика [Электронный ресурс] / Отчет о проверке Счётной палаты. — Режим доступа: https://goo.su/4Xpl2I (Дата обращения: 02.11.2022 г.)

References

1. Adam, N.A., Alarifi, G. Innovation practices for survival of small and medium enterprises (SMEs) in the COVID-19 times: the role of external support // J Innov Entrep 10, 15. 2021. Access mode: https://doi.org/10.1186/s13731-021-00156-6

2. Kuznetsov Y.V., Bykova N.V. Efficiency of state support for small business in Russia // Finance: theory and practice. 2017. ^ 21. № 6. C 50-59.

3. Mansurova G. I., Mansurov P. M., Isaeva I. M. Support to small business from the state during the pandemic // Vestnik UlGTU. 2020. №4 (92)

4. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation N 474 [adopted 21 July 2020]: (with amendments and additions). - Access from the reference.-legal system Garant. - Text: electronic.

5. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law N 209-FZ [adopted by the State Duma on 6 July 2007]: (with amendments and additions). - Access from the reference.-legal system Garant. - Text: electronic.

6. Rosstat reported on the reduction of the share of small and medium business in the economy [Electronic resource]: New Retail: B2B portal about retail. - Access mode: https://new-retail.ru/novosti/retail/rosstat_otchitalsya_o_sokrashchenii_doli_malogo_i_srednego_bi znesa_v_ekonomike_rf3313/ (Date of reference: 05.11.2022).

7. Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation №1083-r [approved on 2 June 2016]: (with amendments and additions). -Access from the reference.-legal system Garant. - Text: electronic.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Accounts Chamber: the current system of strategic planning in the SME sector is not balanced [Electronic resource] / Report on the audit; ed. Shilkov D.E. -Access mode: https://ach.gov.ru/checks/sistema-strategicheskogo-planirovaniya-v-sfere-msp (Date of access: 05.11.2022).

9. Economic development and innovative economy: Order of the Government of the Russian Federation № 316 [approved 15 April 2014]: (with amendments and additions). - Access from the reference.-legal system Garant. - Text: electronic.

10. Economic development and innovative economy [Electronic resource] / Report on the audit of the Accounts Chamber.- Access mode: https://goo.su/4Xpl2I (Date of access: 02.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.