Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АБИНСКИЙ РАЙОН'

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АБИНСКИЙ РАЙОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОЦЕНТ ЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ / BUDGET EXPENDITURES / EFFICIENCY INDICATORS / EFFICIENCY RATIO / PERCENTAGE OF EFFECTIVE EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самбур Ю.С.

В статье рассматриваются основные показатели, оценивающие эффективность расходов бюджета на образование. Определены и рассчитаны коэффициенты эффективности. Анализ коэффициентов и показателей проводится на основе данных по дошкольному образованию и общему образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самбур Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF BUDGET EXPENSES FOR EDUCATION IN MUNICIPALITY ABINSKY DISTRICT

The article discusses the main indicators evaluating the effectiveness of budget expenditures on education. Efficiency coefficients determined and calculated. The analysis of coefficients and indicators is carried out on the basis of data on pre-school education and general education.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АБИНСКИЙ РАЙОН»

2004.-24с.

4. Янковая В.Ф. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству)/ В.Ф. Янковая// "Секретарь-референт". -2007. - № 9.

УДК 336.5

Самбур Ю. С. студент магистратуры 3 курса факультет «Экономический» Кубанский государственный университет научный руководитель: Чулков А.С., к. э. н.

доцент Россия, г. Краснодар ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АБИНСКИЙ РАЙОН

Аннотация:

В статье рассматриваются основные показатели, оценивающие эффективность расходов бюджета на образование. Определены и рассчитаны коэффициенты эффективности. Анализ коэффициентов и показателей проводится на основе данных по дошкольному образованию и общему образованию.

Ключевые слова: бюджетные расходы, показатели эффективности, коэффициент эффективности, процент эффективных расходов.

Sambur J.S. graduate student faculty of Economics, third year Kuban State University Russia, Krasnodar city Supervisor: Chulkov A.S. сandidate of Economic Sciences, assistant professor EVALUATION OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF BUDGET EXPENSES FOR EDUCATION IN MUNICIPALITY ABINSKY DISTRICT

Annotaton:

The article discusses the main indicators evaluating the effectiveness of budget expenditures on education. Efficiency coefficients determined and calculated. The analysis of coefficients and indicators is carried out on the basis of data on pre-school education and general education.

Keywords: budget expenditures, efficiency indicators, efficiency ratio, percentage of effective expenditures.

Среди выделенных мировым опытом моделей оценки эффективности расходов (RoSI, EEI и School Matters' Error Band Model), мы видим

возможность использования модели, которая основывается на оценке показателя School Matters' Return on spending Index from Standard and Poor's.

Этот показатель применяется при выявлении эффективного учреждения, территории или промежутка времени в экономическом плане. Помимо вычисления данного показателя может осуществляться надзор за факторами, которые оказывают влияние на показатель для того, чтобы была возможность прогнозировать эффективное исполнение средств бюджета различными учреждениями сферы образования.

Эта модель относительно легка при построении и использовании, с ее помощью можно оценить эффективность расходов в сфере образования, как среди территориальных единиц, так и с течением времени. Но также существуют и некоторые ограничения в использовании модели (в случае, если в учреждениях образования существуют предметные или иные особенности, различия).

При оценке эффективности расходов в области образовательного процесса нужно не только рассчитать показатели, но и оценить их, используя определенные методы сравнения. Поэтому укажем несколько методов, с помощью которых проводится анализ показателей эффективности:

- сравниваются показатели эффективности расходов бюджета в сфере образования с плановым значением;

- сравниваются показатели с теми же показателями за предыдущий период. Этот метод помогает при выявлении тенденции снижения или повышения эффективности в сравнении с прошлым периодом, и позволяет увидеть динамику за несколько лет;

- сравниваются показатели эффективности определенной территории или учреждения образования со средним показателем по всей территориальной единице или среди всех учреждений образования. Применение данного метода дает возможность ранжирования территорий или учреждений по эффективности;

- сравниваются показатели эффективности с наивысшим по определенной территории или среди всех учреждений образования. При помощи метода сравнения определяются неосуществленные возможности по достижению наивысшего достижимого уровня показателя эффективности расходов бюджета в учреждении образования или на определенной

352

территории .

При рассмотрении показателей, оценивающих эффективность расходов бюджета в сфере образования, можно следовать следующим этапам:

1) Выделим самый основной качественный показатель результативности по уровням образования (дошкольное, основное);

352 Никитина А.Х. Сравнительный анализ методов оценки эффективности бюджетных расходов // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 74 - 78.

2) Рассчитаем показатели эффективности по определенному уровню образования.

Несмотря на то, что в каждых типах и видах учреждений существуют присущие только им показатели, характеризующие результативность бюджетных расходов на образование, выделим основной количественный и качественный показатели. Они будут выступать фундаментов при проведении оценки эффективности расходов бюджета в образовательной сфере (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели, оценивающие результативность расходов бюджета в образовательной сфере

Уровень образования Показатель

количественный качественный

Дошкольное (ДОУ) Численность детей, которые посещают ДОУ Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями

Общее Численность обучающихся Средний балл ЕГЭ по русскому и математике

На наш взгляд, в таблице указаны основные показатели, которые можно без труда измерить и оценить, а также сделать полноценные выводы.

Давайте определим, как рассчитывается показатель обеспеченности (доля охвата) детей ДОУ (Кобдоу):

Чд

Кобту = х100

ДОУ ил

Чдобщ (1)

Чд

где ДОУ - численность детей, которые посещают детские сады в возрасте 1-6 лет;

Чд, _

щ - общее количество детей в возрасте от одного до шести лет.

Если рассматривать в сравнении относительно уровня Краснодарского края или относительно других районов края, то отметим, что среднее значение показателя обеспеченности в 2017 году по Краснодарскому краю находилось на уровне 61%. Уровень Абинского айона немного ниже общекраевого (57,5%), но выше, например, Крымского района (52,3%), Славянского (56,3%), Красноармейского (55,5%) и т.д353.

Для того, чтобы оценить эффективность расходов бюджета на дошкольное образование, нужно выполнить следующие шаги:

- Рассчитать коэффициент эффективности расходов на образование

353 Управление государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:

http://krsdstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krsdstat/ru/municipal statistics/krsdMunStat/ (дата обращения: 14.11.2018).

дошкольного типа;

- Найти процент эффективных расходов бюджета на образование дошкольного типа.

Коэффициент эффективности (Кэфдоу) мы рассчитаем по следующей формуле:

Коб

КэфДОУ =

ДОУ

Р

ДОУ

(2)

где Кобдоу - обеспеченность дошкольными учреждениями, %;

Р

ДОУ - бюджетные расходы на одного ребенка, получающего образовательную услугу дошкольного типа, тыс.

По нашему мнению, вышеприведенная формула расчета эффективности хорошо показывает, сколько процентов доли охвата детей дошкольными учреждениями обеспечивает 1 тыс.р., затраченная в расчете на 1 одного ребенка, который получает дошкольную услугу.

Считаем важным коэффициент эффективности бюджетных расходов на дошкольное образование по Абинскому району рассмотреть в разрезе с некоторыми другими муниципальными образованиями Краснодарского края. Для анализа возьмем и рассчитаем данные по Северскому, Крымскому, Славянскому, Красноармейскому, Темрюкскому, Павловскому району и г. Анапе. Данные за 2017 год приведем в таблице 2.

По таблице 2, при расчете коэффициента эффективности расходов бюджета на дошкольное образование видим, что наибольший показатель наблюдается в Северском районе - 0,98, наименьший - в Крымском (0,51). Из представленным к анализу 8 районов, по данному показателю Абинский район занимаем 7 место с коэффициентов в 0,66.

Интерпретация показателя: расходы в 1 тыс.р. в расчете на одного ребенка, находящегося в ДОУ, дают эффект обеспеченности детей учреждениями дошкольного типа Абинского района в 0,66%.

Таким образом, мы можем наблюдать тот факт, что при не столь высоком уровне обеспеченности детей ДОУ, коэффициент эффективности расходов на дошкольное образование может быть высок. Здесь важны все факторы: численность детей, обеспеченность ДОУ и расходы на дошкольное образование.

Таблица 2 - Определение коэффициента эффективности на дошкольное образование по данным 2017 года (составлено автором по

354\

данным )_

Район Расходы на дошкольное образование, млн.р. Численность детей в ДОУ, тыс.чел Расходы на одного ребенка в ДОУ, тыс.р. Обеспеченность ДОУ, % КэфДОУ

Абинский 382,30 4,4 86,88 57,5 0,66

Северский 365,96 5,6 65,35 64,3 0,98

Крымский 560,56 5,5 101,92 52,3 0,51

Славянский 451,99 5,6 80,71 56,3 0,69

Красноармейски й 353,97 4,5 78,66 55,5 0,70

Павловский 265,24 2,9 91,46 63,4 0,69

Темрюкский 561,61 6,4 87,75 70,6 0,80

Анапа 823,59 9,0 91,51 66,7 0,73

Далее рассчитаем процент эффективных расходов бюджета на образование дошкольного типа (ЭфРдоу):

КобппЛг

ЭфРдоу = ДОУ / Рдоу *100

КэфДОУ max (3)

где КобдОу - доля обеспеченности детей дошкольными учреждениями,

процент;

Кэф

фДоу тах - наивысший коэффициент эффективности среди рассматриваемых территорий или рассматриваемых периодов;

Р

ДОУ - бюджетные расходы на одного ребенка, получающего образовательную услугу дошкольного типа, тыс.р.

Возьмем за максимальное значение коэффициента эффективности показатель Северского района - 0,98. Если рассчитать по формуле (3) процент эффективных расходов на дошкольное образование, то получим:

- Абинский район - 67,5;

- Крымский район - 52,4;

- Славянский район - 71,2;

- Красноармейский район - 72;

- Павловский район - 70,7;

- Темрюкский район - 82,1;

- город-курорт Анапа - 74,4.

По этим данным видно, что в Абинском районе не самый высокий процент эффективных расходов на дошкольное образование среди 8

354 Открытый бюджет Краснодарского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://openbudget23region.ru (дата обращения: 12.11.2018).

и

т.д.),

но

заключается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

муниципальных образований.

Перейдем к оценке эффективности расходов бюджета на общее образование.

По нашему убеждению, анализ эффективности расходов бюджета на общее образование следует провести по таким показателям, как средний бал по ЕГЭ русского языка и математики, и расходы бюджета на одного учащегося общеобразовательного учреждения.

Естественно, можно использовать и другое множество результативных показателей деятельности общего образования (процент учащихся, успешно получивших аттестат; % педагогов от общего количества с высшим профессиональным образованием общеобразовательных учреждений населению качественного образования.

Поэтому самой объективной оценкой качества образования сегодня остается оценка, полученная на едином государственном экзамене (ЕГЭ).

При оценке эффективности расходов на общее образование произведем расчет показателей: а) коэффициента эффективности расходов бюджета на общеобразовательную деятельность; б) % эффективных расходов бюджета на общее образование.

Показатели так же, как и по отношению к дошкольному образованию, рассмотрим в сравнении с семью района Краснодарского края.

Коэффициент эффективности расходов на общеобразовательную деятельность (Коо) вычислим по формуле:

(М1 + М 2)/2

основная цель предоставлении

К„ =■

Р„

(4)

где М1 - средний балл по русскому языку, балл; М2 - средний балл по математике, балл;

Роо - расходы бюджета на общеобразовательную деятельность на одного ученика, тыс.

Таблица 3 - Расчет коэффициента эффективности расходов бюджета на общее образование в 2017 году_

Район Расходы на общее образование, тыс.р. Численность учащихся, чел Расходы на одного уч-ся, тыс.р. Средний балл по 2 предметам Коо

Абинский 484787,4 10772 45,00 59,70 1,33

Северский 739373,8 13552 54,56 60,70 1,11

Крымский 747980,8 14164 52,80 60,80 1,15

Славянский 1082755,5 14004 77,32 65,05 0,84

Красноармейский 582752,9 12011 48,52 60,45 1,25

Павловский 417285,9 6981 59,77 61,00 1,02

Темрюкский 711868,5 13201 53,93 61,50 1,14

Анапа 896763,1 24283 36,93 62,20 1,68

Анализируя таблицу 3 можно сказать, что наибольший коэффициент наблюдается в городе-курорте Анапа - 1,68 и в рассматриваемом нами Абинском районе - 1,33. Несмотря на то, что максимальный средний балл по двум предметам ЕГЭ принадлежит Славянскому району, он находится на последнем месте по исследуемому коэффициенту эффективности расходов бюджета на общеобразовательную деятельность. Огромные средства, выделенные этому району на общее образование, не привели к высокому баллу по русскому языку и математику.

Что же касается Абинского района, то можно сказать, что одни из самых низких расходов на общее образование среди рассматриваемых МО, привели к сравнительно хорошему показателю по ЕГЭ.

Далее рассчитаем процент эффективных расходов бюджета на образование общего типа (ЭР00):

ЭРоо = (М1+М 2)/2 / РЮ,100

оо max (5)

где Коо max - максимальный коэффициент эффективности расходов на образование общего вида;

Роо - расходы бюджета на общеобразовательную деятельность на одного ученика, тыс.р.

Возьмем за максимальное значение коэффициента эффективности показатель города-курорта Анапа - 1,68. Если рассчитать по формуле (5) процент эффективных расходов на общее образование, то получим:

- Абинский район - 78,97;

- Крымский район - 68,54;

- Славянский район - 50,08;

- Красноармейский район - 74,16;

- Павловский район - 60,75;

- Темрюкский район - 67,88;

- Северский район - 66,22.

По этим данным мы видим, что Абинский район занимает лидирующие позиции среди 8 муниципальных учреждений по проценту эффективных расходов, уступая лишь Анапе.

Приведенный в статье анализ свидетельствует о том, что существует необходимость оптимизации расходов бюджета на дошкольное и общее образование. Нужно решить комплекс задач по увеличению эффективности деятельности в сфере образования в Абинском районе. С этой целью, считаем необходимым, проведение корреляционно -регрессионного анализа влияния факторов на эффективность расходов бюджета в образовательной сфере.

Использованные источники:

1. Никитина А.Х. Сравнительный анализ методов оценки эффективности бюджетных расходов // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 74 - 78.

2. Управление государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krsdstat/ru/municipal statistics/ krsdMunStat/ (дата обращения: 14.11.2018).

3. Открытый бюджет Краснодарского края. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа URL: http ://openbudget23re gion.ru (дата обращения: 12.11.2018).

УДК 338.439

Санников Д.В. аспирант

ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» научный руководитель: Исламутдинов В. Ф. Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРНЫХ СТРАНАХ МИРА

Аннотация: В данной статье рассмотрены механизмы обеспечения продовольственной безопасности в северных странах мира, которые в большинстве своем находятся среди мировых лидеров по значению индекса продовольственной безопасности. Описаны меры, применяемые для обеспечения продовольственной безопасности в таких странах, как Канада, Швеция и Финляндия.

Ключевые слова: северные территории, механизмы обеспечения продовольственной безопасности, продовольственная поддержка, продовольственные банки, малообеспеченное население, пищевая продукция.

Sannikov D. V.

Graduate student Yugra State University, FSBEI of HE Scientific adviser: Islamutdinov V.F.

Russian Federation, Khanty-Mansiysk ANALYSIS OF THE MECHANISMS FOR ENSURING FOOD SECURITY IN THE NORTHERN COUNTRIES OF THE WORLD

Abstract: This article examines the mechanisms for ensuring food security in the northern countries of the world, which are mostly among the world leaders in terms of the index of food security. The measures applied to ensure food security in countries such as Canada, Sweden and Finland are described.

Keywords: northern territories, mechanisms for ensuring food security, food support, food banks, low-income population, food products

Северные страны на современном этапе показывают отличный уровень продовольственной безопасности. Так на 2018 год по результатам исследования «The Economist Intelligence Unit Limited» [1] в рейтинге индекса продовольственной безопасности стран мира Финляндия заняла 8-е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.