УДК 339.7
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В РОССИИ
А. А. ВАЛИНУРОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]
А. А. ГУСЕВА,
магистрант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Ивановский государственный химико-технологический университет
В связи с реформированием системы российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) знакомство с новыми стандартами представляет значительный интерес для научных и практических работников с точки зрения перспектив развития бухгалтерского учета и отчетности для малых и средних предприятий. В настоящей работе рассмотрены основные упрощения МСФО для малого и среднего бизнеса в отношении признания и оценки активов и обязательств, доходов и расходов, требований к представлению и раскрытию информации. В работе выделены основные достоинства и недостатки данного стандарта, а также ключевые проблемы при переходе на новую форму отчетности. Сделан вывод о том, что применение МСФО для малого и среднего бизнеса в России упростит процесс подготовки отчетности непубличными компаниями, которые также получат возможность сформировать финансовую отчетность с меньшими затратами и за более короткий срок.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, финансовые инструменты, инвестиции.
В России субъектами малого и среднего предпринимательства (бизнеса) являются хозяйствующие субъекты (юридические лица
и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [6].
Согласно законодательству Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов
и закрытых паевых инвестиционных фондов). Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий, где среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:
микропредприятия - 60 млн руб.;
малые предприятия - 400 млн руб.;
средние предприятия - 1 000 млн руб. [6].
В целом малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает со временем обращения
капитала. Таким образом, у малого бизнеса появляется потребность либо в кредите для бизнеса, либо необходимость привлечения инвестиций, в том числе иностранных. При взятии кредита неудобство состоит в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом процентные ставки на услуги кредитования малого бизнеса выше. Если же говорить об инвестициях, то этот способ финансирования деятельности является достаточно привлекательным, но недостаточно распространенным. Отечественные инвесторы зачастую готовы вкладывать скорее в более крупный бизнес, нежели в малый. На наш взгляд, это связано с тем, что российские инвесторы нередко нацелены на извлечение прибыли, причем в короткие сроки. Вложения же в малый бизнес принесут желаемые результаты и объемы денежных средств лишь спустя длительный промежуток времени.
В данных условиях, на наш взгляд, одной из альтернатив для развития малого бизнеса в России является привлечение иностранных инвестиций. Однако одно из основных условий для данного привлечения состоит в том, что финансовая отчетность организаций должна соответствовать международным стандартам.
При этом следует отметить, что в России на 2012 г. существуют 511 627 микропредприятий и 71 632 малых предприятий [8], причем микропредприятия зачастую даже не имеют в штате квалифицированного бухгалтера. Говорить о том, что данные предприятия имеют специалистов в области международных стандартов, не предполагается возможным.
На наш взгляд, именно то, что сами малые предприятия не готовы к введению и принятию международных стандартов, а руководители данного вида организаций в силу отсутствия необходимых знаний не имеют возможности оценить преимущества их внедрения, является ключевой проблемой при переходе на новую форму отчетности.
Стоит отметить, что за последнее десятилетие МСФО претерпели значительные изменения в сторону усложнения требований к учету и все большей детализации раскрытия информации. В силу того, что требования разрабатывались для удовлетворения информационных потребностей пользователей отчетности крупных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рын-
ках, следование им в полном объеме существенно увеличивало нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса, даже несмотря на некоторые послабления, предусмотренные в стандартах для данной категории компаний. В результате Советом по МСФО было принято решение о необходимости разработки отдельного упрощенного стандарта для малых и средних предприятий. Данный стандарт 09.07.2009 был официально опубликован и вступил в силу с момента опубликования. Стандарт будет действовать как самостоятельный документ наряду с полной версией МСФО [1].
Международный стандарт финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса (IFRS for SMEs) - это самостоятельный стандарт объемом около 200 страниц, не имеющий номера, поскольку представляет собой изложение отдельных требований полного комплекта МСФО.
В качестве цели стандарта Совет по МСФО планировал предоставить упрощенный и автономный набор учетных принципов, основанных на полной версии МСФО и подходящих для менее крупных компаний.
Актуальность МСФО для малого и среднего бизнеса обусловлена рядом причин:
1) осуществлением трансграничных операций;
2) развитием международной торговли;
3) производственной деятельностью;
4) расширением рынков капитала малыми и средними предприятиями, составляющими более 90 % всех компаний в мире.
По мнению Совета по МСФО, применение стандарта будет способствовать большему распространению МСФО как в Европе, так и во всем мире.
Данная позиция обосновывается тем, что большая трудоемкость и высокая затратность подготовки финансовой отчетности в соответствии со всеми требованиями международных стандартов являлись основными сдерживающими факторами распространения МСФО среди небольших компаний, не планирующих размещать свои ценные бумаги на фондовых рынках. Существенное упрощение учетных принципов, приводящее к снижению стоимости составления отчетности, имеет большое значение для данной категории предприятий.
Важным аргументом в пользу создания упрощенного стандарта для малого и среднего бизнеса
послужило то, что недостаточные компетенция и профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов малого и среднего бизнеса, необходимые для осуществления сложных расчетов, требуемых полной версией МСФО, приводили к существенному снижению достоверности финансовой отчетности малого и среднего бизнеса. Стандарт также нацелен на удовлетворение информационных потребностей пользователей финансовой отчетности малого и среднего бизнеса, которых больше интересуют краткосрочные денежные потоки, ликвидность и платежеспособность компании, нежели стоимость компании на рынке [1].
Таким образом, целью Совета по МСФО при разработке стандарта для малого и среднего бизнеса было, с одной стороны, удовлетворение потребностей пользователей отчетности компаний малого и среднего бизнеса, а с другой - снижение стоимости составления отчетности.
Испытания по внедрению в практику учета новых стандартов проводились в 2007 г. на примере 116 непубличных компаний 20 стран, как экономически развитых (США, Франция, Дания, Нидерланды, Италия и др.), так и развивающихся (Индия, Малайзия, Танзания и др.). Тест выявил ряд серьезных недостатков проекта, которые были приняты во внимание и максимально устранены в окончательной версии стандарта, официально опубликованной 09.07.2009. В частности, из текста стандарта были исключены прямые ссылки на полную версию МСФО, позволяющие непубличным компаниям применять более сложные методы учета, если методы, описанные в стандарте, их по каким-либо причинам не устраивают. Ссылки также содержались и на темы, исключенные из стандарта по причине их неприменимости для типичного предприятия малого и среднего бизнеса. Наличие таких ссылок в стандарте вызвало больше всего недовольства среди представителей компаний, участвующих в тестировании. С одной стороны, следование ссылкам на полную версию МСФО усложняло работу бухгалтера и аудитора, которым необходимо было изучать два набора учетных принципов вместо одного упрощенного, а с другой - приводило к несопоставимости отчетных данных компаний малого и среднего бизнеса, использующих разные комбинации учетных принципов.
В результате устранения ссылок на полный текст стандартов были исключены многие сложные методы учета, а к оставшимся - добавлено руководство по их применению; окончательно удалены тематические разделы, касающиеся вопросов, с которыми типичное предприятие малого и среднего бизнеса никогда не столкнется (подробнее данные изменения будут рассмотрены ниже).
Среди последних изменений также можно отметить дальнейшее упрощение принципов признания и оценки элементов финансовой отчетности и снижение требований по раскрытию информации, игнорирование возможных будущих изменений полной версии МСФО при разработке стандарта [4].
Согласно обновленному стандарту предприятиями малого и среднего бизнеса являются те предприятия, которые:
а) не обязаны представлять своей финансовой отчетности широкому кругу пользователей,
б) выпускают финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей.
К внешним пользователям здесь относятся владельцы, не участвующие в управлении бизнесом, а также существующие и потенциальные кредиторы, кредитно-рейтинговые агентства.
Предприятие обязано представлять финансовую отчетность широкому кругу пользователей, если:
а) его долговые или долевые инструменты обращаются на открытом рынке или оно находится в процессе выпуска таких инструментов для торговли на открытом рынке (национальная или иностранная фондовая биржа или внебиржевой рынок, включая местные и региональные рынки), или
б) предприятие является фидуциаром в отношении активов широкого круга сторонних лиц, что является одним из видов его основной деятельности. Это типично для банков, кредитных союзов, страховых компаний, брокеров/дилеров ценных бумаг, паевых фондов и инвестиционных банков.
Стандарт не указывает критерий, по которым предприятия будут рассматриваться как малые и средние. Предполагается, что критерии будут устанавливаться в соответствии с законодательством той юрисдикции, в которой существует компания.
В России, например, это Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [5]. Данные границы были описаны нами ранее.
В целом МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса представляет собой упрощенный комплект МСФО, однако некоторые общеизвестные термины претерпели изменения. Например, бухгалтерский баланс назван отчетом о финансовом положении, отчет о прибылях и убытках - отчетом о совокупном доходе, о прибылях и убытках, доля меньшинства - неподконтрольным пакетом акций.
Некоторые темы, содержащиеся в МСФО, среди которых промежуточная отчетность, прибыль на акцию, учет внеоборотных активов, предназначенных для продажи, оказались исключенными из МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса.
Рассмотрим основные упрощения, приведенные в стандарте в отношении признания и оценки активов и обязательств, доходов и расходов, требований к представлению и раскрытию информации [4].
Принципы и методы учета финансовых инструментов изложены в стандарте в двух разделах.
В первом разделе «Основные финансовые инструменты» представлены требования по учету типичных финансовых инструментов, с которыми в той или иной степени сталкиваются все предприятия малого и среднего бизнеса (денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженности, займы и кредиты, депозиты, облигации и прочие долговые инструменты, неконвертируемые привилегированные акции и т. п.).
Второй раздел «Прочие финансовые инструменты» содержит руководство по учету более сложных инструментов и сделок, в том числе и принципов хеджирования. Так, малые и средние компании, встречающиеся только с типичными финансовыми активами и обязательствами, могут пользоваться только основным, более простым, разделом учета финансовых инструментов.
В качестве наиболее предпочтительного метода оценки финансовых инструментов
предложен учет по первоначальной стоимости за минусом обесценения. При этом долговые инструменты после первоначального признания должны учитываться по амортизированной стоимости с использованием эффективной ставки процента. Однако, если долевые инструменты, которыми владеет компания, котируются на открытом рынке, такие финансовые инструменты должны учитываться по справедливой стоимости.
Также был установлен более простой принцип признания выбытия финансовых активов и обязательств, упрощен учет хеджирования. Необходимо отметить, что для компаний, имеющих большой объем финансовых вложений, предусмотрена возможность применения требований полного стандарта МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (а в дальнейшем - МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты») в отношении признания и оценки финансовых активов и обязательств наряду с требованиями упрощенного стандарта в отношении раскрытия информации.
При учете инвестиций в ассоциированные и совместно контролируемые компании наиболее предпочтительным методом считается метод учета по первоначальной стоимости (включая затраты по сделке) за минусом обесценения. Доходы по дивидендам в этом случае признаются в качестве дохода независимо от того, выплачиваются ли они из прибыли, заработанной до или после осуществления инвестиций, т. е. начала участия в компаниях. Однако в стандарте указано, что, если акции ассоциированной или совместно контролируемой компании котируются на рынке и данные об их котировках официально публикуются, организация обязана учитывать такие инвестиции по справедливой стоимости с отнесением изменений на прибыль или убыток того года, в котором данное изменение произошло.
Если компания имеет вложения в дочерние предприятия, приобретенные не для продажи в течение 12 мес., то согласно стандарту она обязана предоставлять консолидированную финансовую отчетность, включающую отчетность всех принадлежащих ей дочерних компаний, в том числе и предприятия специального назначения. Освобождаются от данной обязанности только компании, которые, в свою очередь, являются дочерними, и только при
условии, что их материнская компания составляет консолидированную отчетность в соответствии с полной или упрощенной версией МСФО.
Данное требование, на наш взгляд, представляется обоснованным, поскольку отдельная отчетность материнской и дочерней компаний, скорее всего, не будет отражать реального финансового положения компаний в силу существенности внутригрупповых отношений организаций такого типа, осуществленных на нерыночных условиях. Более того, нередко предприятия малого и среднего бизнеса делятся на несколько компаний для целей оптимизации налогообложения, а на практике действуют как одна экономическая единица. В этом случае только консолидированная отчетность будет представлять интерес для пользователя.
Процедуры консолидации, по сути, не отличаются от процедур, описанных в полном тексте МСФО. Однако стандарт не содержит указаний относительно действий компании в случае потери контроля над дочерней компанией, за исключением того, что при потере контроля материнская компания учитывает оставшуюся инвестицию в дочернюю компанию (если есть) по ее первоначальной стоимости, а не по справедливой стоимости, как указано в полной версии.
Инвестиции в дочерние компании, приобретенные для краткосрочной продажи, учитываются по справедливой стоимости с отнесением изменений на финансовый результат, если справедливая стоимость акций может быть надежно оценена. В противном случае учет ведется по первоначальной стоимости за минусом обесценения.
Подготовка материнской компанией отдельной финансовой отчетности в дополнение к консолидированной не запрещена.
Дочерняя компания, не являющаяся сама по себе публичной компанией, при подготовке индивидуальной отчетности может использовать данный стандарт независимо от того, использует ли материнская компания полную версию МСФО или нет. Однако в этом случае при консолидации должны будут быть сделаны дополнительные корректировки для обеспечения сопоставимости данных.
Важным нововведением, на наш взгляд, является то, что в стандарте приведены понятие и принципы составления комбинированной отчетности, которых нет в полном тексте МСФО.
Комбинированная отчетность представляет собой сводную финансовую отчетность двух или более компаний, контролируемых одним инвестором (физическим лицом). Среди компаний малого и среднего бизнеса ситуация, когда несколько компаний принадлежат одному частному инвестору, встречается довольно часто, и комбинированная отчетность, составленная по всем компаниям, будет полезна как для собственника, так и для других пользователей отчетности, например банков.
Серьезным упрощением учета представляется разрешение амортизировать деловуюрепутацию и прочие нематериальные активы, не имеющие конечного срока использования. Если компания не может оценить срока полезного использования деловой репутации или другого нематериального актива, то предполагается, что он равен 10 годам. Такой сравнительно небольшой срок был выбран, чтобы минимизировать возможность завышения оценки нематериальных активов.
Наряду с начислением амортизации компания должна ежегодно тестировать деловую репутацию или нематериальный актив, не имеющий конечного срока использования, на выявление признаков обесценения и оценивать возмещаемую стоимость актива только при наличии таких признаков (а не ежегодно, как требуется в полной версии МСФО). В стандарте содержатся основные внутренние и внешние индикаторы, указывающие на возможное обесценение актива, а также методы определения возмещаемой стоимости актива как наибольшей величины из стоимости продажи за минусом расходов на продажу и ценности использования.
Для учета основных средств и нематериальных активов предусмотрен только один метод -метод учета по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения. Альтернативный учет по переоцененной стоимости запрещен. Пересмотр срока полезного использования, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации должен производиться только в условиях существенного изменения условий эксплуатации объекта.
Если справедливую стоимость инвестиционной недвижимости можно получить, не прилагая для этого чрезмерных затрат или усилий, то инвестиционная недвижимость должна учиты-
ваться по справедливой стоимости с отражением изменений в отчете о прибылях и убытках. В случаях, когда определение справедливой стоимости затруднено, инвестиционная собственность будет учитываться в составе основных средств компании по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и обесценения, до тех пор пока оценка по справедливой стоимости не станет доступной. Стандарт не требует раскрытия информации о справедливой стоимости инвестиционного имущества, учитываемого по первоначальной стоимости.
Существенным послаблением является возможность выбора метода оценки для каждого объекта инвестиционной недвижимости в зависимости от текущих обстоятельств. Вместе с тем необходимость учета инвестиционной недвижимости в составе основных средств по первоначальной стоимости по причине сложности получения информации о справедливой стоимости может значительно ухудшить финансовые показатели девелоперских компаний (девелоперская компания - заказчик строительства, который организует само строительство объекта [2]).
Затраты по займам независимо от целей использования заемных средств должны признаваться расходами периода. Метод списания на расходы значительно превосходит метод капитализации затрат по займам по простоте применения, однако, по мнению авторов, для обеспечения большего сходства упрощенной отчетности с отчетностью, подготовленной по всем требованиям МСФО, можно было оставить возможность капитализации затрат по целевым займам, что не представляет особой сложности для малого и среднего бизнеса.
Согласно требованиям стандарта все затраты на разработки должны списываться на расходы периода, в котором они были понесены. Возможность капитализации расходов, связанных с разработкой коммерчески жизнеспособного продукта, отсутствует. Невозможность капитализации затрат на разработки может негативно сказаться на отчетности небольших компаний, занимающихся инновационной деятельностью.
Государственные гранты всегда признаются в качестве дохода, даже если они получены на приобретение или строительство определенного актива
либо когда выполнены условия получения гранта, либо ранее, если условия не предусматривались.
Некоторые упрощения в отношении принципов признания и оценки также проводились в области учета биологических активов, пенсионных планов, выплат, основанных на акциях, аренды.
Несколько тем были полностью исключены из упрощенного стандарта в силу их слабой применимости к деятельности компаний малого и среднего бизнеса. Среди исключенных тем оказались:
- прибыль на акцию;
- промежуточная отчетность;
- отчетность по сегментам;
- учет внеоборотных активов, предназначенных для продажи.
Поскольку расчет прибыли на акцию, представление промежуточной и сегментной отчетности итак были необязательны для применения непубличными компаниями, их отмена не окажет существенного влияния на отчетность компаний малого и среднего бизнеса. Что касается отмены обособленного учета активов или групп активов, предназначенных для продажи, то данная мера может существенно сократить время подготовки отчетности. Однако, для того чтобы исключить возможность завышения стоимости активов, предназначенных для продажи, намерение компании продать внеоборотный актив или группу активов было включено в список индикаторов, указывающих на потенциальное обесценение активов.
В отношении требований к представлению информации важным упрощением является возможность не представлять отчета о финансовом положении на начальную дату самого раннего сравнительного периода, если компания ретроспективно пересматривает статьи финансовой отчетности. Стоит отметить и разрешение представлять один отчет о совокупных доходах и нераспределенной прибыли вместо двух отдельных отчетов: отчета о совокупном доходе и отчета о движении капитала, если единственными причинами изменения капитала были прибыль или убыток отчетного периода, выплата дивидендов, исправление ошибок прошлого периода или изменения в учетной политике.
Таким образом, основные упрощения заключаются в следующем [3]:
• признание финансовых инструментов происходит по специальным критериям - по себестоимости или по первоначальной стоимости за вычетом амортизации, а также по справедливой стоимости;
• гудвилл и прочие нематериальные активы, не имеющие конечного срока использования, должны амортизироваться в течение 10 лет;
• учет капитала ассоциированных и совместных компаний ведется по первоначальной стоимости, по методу долевого участия и по справедливой стоимости;
• совместные предприятия не подлежат пропорциональной консолидации;
• все затраты на исследования и разработку, а также по займам относятся на расходы периода;
• государственные гранты всегда признаются в качестве дохода;
• обзоры в отношении остаточной стоимости, срока полезного использования, амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов необходимо приводить только в том случае, если с момента предыдущего отчетного периода произошли соответствующие изменения;
• инвестиционная собственность может рассматриваться как основные средства, оцениваемые по себестоимости, если справедливая стоимость не может быть определена без неоправданных затрат.
Система российского бухгалтерского учета находится в состоянии реформирования в соответствии с МСФО, поэтому знакомство с новыми стандартами представляет значительный интерес для научных и практических работников с точки зрения перспектив развития бухгалтерского учета и отчетности для малых и средних предприятий.
Министерство финансов РФ подчеркивает, что на территории России будут параллельно применяться два комплекта стандартов. Некоторые международные стандарты, аналоги которых отсутствуют в российских стандартах, будут полностью заимствованы из МСФО. К 2015 г. должно закончиться максимальное сближение российских стандартов бухгалтерского учета и МСФО.
Во всем мире, в том числе и в России, применение МСФО ассоциируется с крупным бизнесом. Однако сближение российских стандартов с меж-
дународными, по умолчанию, приводит к тому, что и малый бизнес постепенно переводится на новые стандарты, вне зависимости от принятого предприятием решения - использовать МСФО или нет. В связи с этим положения МСФО входят в практику учета всех организаций, независимо от их величины.
Переход на МСФО для малого и среднего бизнеса - это приближение к самым современным стандартам учета и отчетности, повышение финансовой грамотности бухгалтерских работников. Кроме того, предоставление отчетности в соответствии с МСФО является основой успешного расширения международного сотрудничества, получения кредитных ресурсов.
Тем малым предприятиям, которые не собираются пока расширять связи с зарубежными компаниями, использовать МСФО в своей работе вовсе не обязательно. Однако в будущем знакомство с положениями МСФО и их использование должны стать важным шагом к успеху любой компании, независимо от ее размера и публичности [7].
Несмотря на очевидные преимущества упрощенного стандарта, больших перспектив распространения его применения в России, на наш взгляд, на сегодняшний день нет. В первую очередь это связано с недостаточной развитостью сектора малого и среднего бизнеса в целом по стране. Большая часть компаний, применяющих МСФО в России, является либо крупными публичными компаниями, либо дочерними предприятиями иностранных компаний. Для первых применение упрощенного стандарта недопустимо, для вторых - нецелесообразно, поскольку при консолидации потребуется проводить дополнительные корректировки для приведения отчетности в соответствие со всеми требованиями МСФО.
Упрощенный стандарт может использоваться небольшими российскими компаниями в целях получения кредитов международных банков, что, на наш взгляд, могут позволить себе в настоящее время единицы.
Кроме того, недостатком данного стандарта является термин «малый и средний бизнес», который не вполне точно отражает область применения стандарта. Это связано с тем, что компания может быть небольшой по численности, но при этом являться эмитентом котируемых ценных бумаг, а значит, не подпадать под действие стандарта.
Говоря о мировых тенденциях, необходимо отметить, что на данный момент единственной страной, утвердившей новый стандарт, стала Южно-Африканская Республика. Данное решение было принято на основе голосования членов Совета по бухгалтерской практике (Accounting Practices Board), входящего в состав Южно-африканского института сертифицированных присяжных бухгалтеров. Стандарт принят без изменений и дополнительных разъяснений по применению.
Страны Европейского союза пока воздерживаются от принятия определенных решений в отношении стандарта, однако особый интерес к новому стандарту демонстрировали Норвегия, Швеция, Болгария и Великобритания [4].
В целом же принятие данного стандарта очень упростит процесс подготовки отчетности непубличными компаниями, так как многие из них и не собираются выходить на рынки публичного заимствования. Они, без сомнений, окажутся в выигрыше, получив возможность сформировать финансовую отчетность с меньшими затратами и за более короткий срок.
Список литературы
1. Бикина Ю. В. МСФО для малых и средних предприятий // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009. № 8. C. 14-19.
2. Девелоперская компания. URL: http://www. vipoteku. ru/alphabet/98 (дата обращения: 25.08.2013).
3. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) для субъектов малого предпринимательства. URL: http://www. mosuruslugi. ru/articles/235/ (дата обращения: 25.08.2013).
4. МСФО для малых и средних предприятий. URL: http://www.econommsfo.ru/msfo-dlya-malykh-srednikh-predpriyatiy/page/2/ (дата обращения: 20.08.2013).
5. МСФО для малых и средних предприятий. URL: http://www.msfofm.ru/updates/247-ifrs-for-small-entities (дата обращения: 24.08.2013).
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31.
7. Переход на МСФО. Что нас ждет? URL: http:// pommp.ru/buhgalterskiy-uchet/perehod-na-msfo-chto-nas-zhdet-za-gorizontom/#ixzz2DB5fy4Bv (дата обращения: 20.08.2013) .
8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.cbsd.gks-test.ru/ (дата обращения: 25.08. 2013).