УДК 332.14
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СИБИРИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОГНОЗА
Борис Викторович Мелентьев
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, ведущий научный сотрудник, тел. (383)330-89-55, e-mail: [email protected]
В представленной одной из версий прогноза развития экономики на перспективу автор, стараясь не приукрашивать реальную ситуацию, рассматривает вероятную, но как относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, так и относительно благоприятное положение по внешним и другим условиям. Положительной особенностью материала является его трактовка в производственных показателях выпуска продукции, являющегося базой целевого роста конечного потребления, входящего в состав более широко используемого в научных публикациях и СМИ показателя ВВП (ВРП).
Ключевые слова: прогнозирование экономического развития, региональная экономическая политика межрегиональные межотраслевые модели.
ESTIMATION OF PROSPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF SIBERIA IN THE FORECAST OBSCHEROSSIYCKOGO
Boris V. Melent'ev
Federal State Institution of Science Institute of Economics and Industrial Engineering of the Russian Academy of Sciences, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Ac. Lavrentyev, Leading researcher, tel. (383)330-89-55, e-mail: [email protected]
In the present one version of the forecast of economic development for the future authors, trying not to embellish the real situation, consider the probability, but as a relatively less favorable combination of external and internal conditions, and relatively favorable position on foreign and other conditions. A positive feature of the material is its interpretation in terms of production output, which is the base of the target growth of final consumption, which is part of a more widely used in scientific publications and media GDP (GRP).
Key words: forecasting of economic development, regional economic policy interregional cross-sectoral model.
Исходные условия. Прогноз развития рассматривается в условиях складывающейся непростой ситуации в стране. Она определена влиянием мирового финансово-экономического кризиса, продолжающимся периодическим сокращением доходности от экспорта нефти и газа, экономическими санкциями Запада против России, приводящие, в конечном счёте, к ухудшающимся экономическим тенденциям по стране.
За два года после прошлого кризиса 2007-2008 гг. экономика страны восстановилась, но сигналы прошлого, к сожалению, не были услышаны. С 20132014 гг. снова начались негативные процессы: сокращение темпов роста промышленности, строительства, грузооборота транспорта и особенно инвестиций.
Как следствие нового возможного кризиса наблюдается отток капитала и увеличение внешнего совокупного долга страны. Обслуживание последнего может составить значительные суммы в млрд. долл. [2], уменьшая вес конечного потребления в ВВП. Конечное потребление может не расти при положительном росте производства. Выплаты долга требуют соответствующего превышения экспорта без гашения его импортными поставками в Россию и т.д. Мы попытаемся дать возможную расчётную перспективу в условиях имеющейся информации и разработанных инструментальных средств, учитывающих межотраслевое сбалансирование по региональным хозяйствам.
В качестве аппарата расчётов использовался один из вариантов классической межрегиональной межотраслевой модели [1]. Массивы задач в 53 отрасли и 20 районов с выделением всех субъектов Сибирского ФО объединены в динамическую систему периода 2015-2035 гг. Важно, что вариантные расчёты по районам проводились в рамках сценариев, вписанных в общий прогноз страны в целом. Информационная база во многом опиралась на данные [3,2 и др.] и дополнительные экспертные оценки.
После известных событий на юго-востоке Украины и юго-западе России наступило время санкций против нашей страны и продолжающихся угроз. Очевидная задача экономистов дать хотя бы примерную количественную оценку их последствий. В качестве ориентира варианта сравнения принят базовый прогноз с умеренными темпами развития: 3-5% среднегодовых темпов прироста общего производства по пятилеткам [3] с сохранением оптимистических тенденций во временном периоде по 2035 г. Наш основной расчётный вариант будем назвать «Санкции». Расчёты приведены в виде двух сценариев с общей производственной характеристикой для динамики страны в целом.
1. Минимальный (по стране), собственно вариант «Санкции» - соответствует средним, близким к отчётным, трендам развития экономики районов страны. Он включает в себя и вероятную, но относительно менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий.
2. Умеренный (по стране) - соответствует относительно более благоприятным внешним и другим условиям. Он основан на базовом прогнозе, хотя и в условиях сохранения, но несколько ослабленных санкций Запада, обеспечивая также и возможность дополнительного расширения региональных хозяйственных комплексов. В тексте мы будем оперировать в основном с данными по варианту 1. Вариант 2 положительно отличается от альтернативного по темпам прироста валового выпуска по стране в среднем на 0.3-0.6 п.п.
Прогноз направлений экономического развития. Естественным шагом с оппонентской стороны нужно ожидать действия в направлении ограничения нашего экспортного рынка. При их реализации это снизит поступление валюты и соответственно сократит возможности необходимых для России импортных поставок. Расчёты показывают (табл. 1, 2), что постепенное сокращение возможностей экспорта топливно-энергетических ресурсов с 2014 к 2020 гг. на 30% от предполагаемого по официальному базовому прогнозу развития.
Таблица 1
Отклонение показателей (абс.) варианта «Санкции» от базового прогноза по экономике России (млрд. руб)
Показатели Россия
2015 2020 2025 2030 2035
Конечный продукт - - -690 -2 870 -8 500
Валовый выпуск - - -1 070 -4 160 -9 500
Среднегод. темпы инвестиций (п.п.) -0,20 0,32 -0,31 -0,10 0,05
Доля межрегион. прибытия в потреблении 0 0,11 0,19 0,23 0,8
Доля транзита в межрегион. грузообороте -0,96 2,38 -3,69 -0,14 8,42
Общий вывоз с экспортом -8 483 -823 3 665 3 600 8 286
Общий ввоз с импортом -8 863 -1 474 5 372 5 600 7 951
Таблица 2
Отклонение показателей (абс.) варианта «Санкции» от текущего прогноза по экономике Сибири (млрд. руб)
Показатели Сибирь
2015 2020 2025 2030 2035
Валовый выпуск 617 366 125 100 1 094
Инвестиции 74 189 133 -115 1 880
Доля транзита в межрег. грузообороте -6,85 1,67 -5,73 -2,24 -1,74
Общий вывоз с экспортом 677 5 717 14 399 13 481 15 899
Общий ввоз с импортом 8 351 15 017 17 190 16 027 24 637
Ожидаемые последствия приведут к значительным отклонениям по валовому выпуску и конечному потреблению по интервальным значениям вариантов 1 (минимальный) и 2 (умеренный) за счёт структурных изменений в пользу перерабатывающих отраслей и практически сохранения в текущие годы базовых проектировок по инвестициям. Наиболее сильные потенциальные потери возможны за пределами пятилетки (2016-2020 гг.). В последующем экономика страны сохраняет неплохой темп (4-3% прироста), обеспечивая близкую динамику и по показателям конечного непроизводственного потребления, являющегося главной целью развития экономики страны. Заметим, что указанное откло-
нение по выпуску продукции (объёму общего производства) в 2030 г. ожидается значительно большим, чем по конечному потреблению. Учитывая, что содержательно по составу валовой выпуск - это в большей своей части и необходимые затраты для обеспечения конечного потребления, то в принятых условиях экономическая структурная замена произойдёт менее затратно. После 2030 г. экономика развивается в стационарном положительном режиме, причём в более прогрессивном структурном составе, но относительных потерь было бы меньше при выполнении посылок базового прогноза (см. последний столбец табл. 1).
По инвестиционным издержкам отличия менее значительны, чем по валовому выпуску (строка 3, табл. 1), что говорит о необходимости больших внутренних капитальных затратах в жёстких условиях применения санкций.
Данный вариант развития характеризуется серьёзными изменениями размещения и структурного состава производственных программ регионов. Серьёзная смена поставщиков и потребителей косвенно подтверждается приростом интенсивности потоков межрегиональных поставок по вывозу и ввозу продукции (строки 4-5 табл. 1, 6-7 табл. 3) со связанной с этим необходимостью развития отраслей транспорта (табл. 4). Но структура их, как и собственно в сфере производства, другая - в пользу перерабатывающих отраслей. Дополнительная потребность в грузообороте может составить по периодам от 14 до 40 трлн. руб. его стоимости, а за пределами 2030 г. может возрасти ещё больше. Ожидается повышение нагрузки на железнодорожный транспорт со значениями среднегодовых темпов роста по пятилеткам 2,0 - 3,0%.
Таблица 3
Отклонение показателей варианта «Санкции» от базового прогноза (млрд руб)
Показатели Сибирь
2015 2020 2025 2030 2035
Валовый выпуск 617 366 125 100 1 094
Инвестиции 74 189 133 -115 1 880
Доля транзита в межрег. грузообороте -6,85 1,67 -5,73 -2,24 -1,74
Общий вывоз с экспортом 677 5 717 14 399 3 481 15 899
Общий ввоз с импортом 8 351 15 017 27 190 36 027 74 637
Следует подчеркнуть, что данный процесс реакции экономики на вынужденные изменения во внешней торговле России неодинаково проходит по районам страны. Характерная неожиданная особенность его - возможное усиление нагрузки на экономику восточных районов. В частности, в Сибири на всём рассматриваемом временном периоде наблюдается более высокая нагрузка на производство (темп прироста превышает среднероссийский), инвестиции и интен-
сивность межрегионального обмена (табл. 4, 5) по отношению к сравниваемому варианту, т.е. рост основных производственных характеристик в сравнении с базовым вариантом.
Складывающаяся динамика по темпам роста региональных хозяйств тяготеет к необходимости устойчивого роста по большинству отраслей с тенденцией приоритета роста производств обрабатывающего комплекса.
Таблица 4
Среднегодовые темпы развития районов Сибири (2020-2035 гг, %)
Отрасль Кемеровская обл. К] асноярский край
2020 2025 2030 2035 2020 2025 2030 2035
Трубопроводный 99,2 98,8 100,2 101,0 103,3 107,9 106,4 103,2
Автотранспорт 108,3 102, 104,2 106,0 111,5 106,4 109,9 106,4
Авиатранспорт 106,7 103,5 104,5 103,4 110,9 107,0 106,5 106,0
Погрузочные 106,8 105,9 106,4 105,8 104,1 102,3 102,4 105,8
Валовый выпуск 103,8 103,2 104,4 105,1 103,2 106,6 104,0 104,8
Транспорт в целом 99,8 99,8 102,7 103,0 104,2 106,5 105,7 103,7
Промышленность 102,1 103,0 102,9 103,1 101,0 103,8 102,4 104,3
Таблица 5
Среднегодовые темпы развития районов Сибири (2020-2035гг.,%)
Отрасль Новосиби эская обл. Томская обл.
2020 2025 2030 2035 2020 2025 2030 2035
Трубопроводный 102,1 108,1 100,2 101,2 101,5 102,5 102,8 102,4
Автотранспорт 102,5 102,6 105,3 106,4 103,3 104,3 103,1 103,4
Авиатранспорт 102,1 103,1 103,3 104,2 101,6 102,2 103,5 103,8
Погрузочные 104,4 104,0 105,1 104,6 102,0 103,2 103,8 104,2
Валовый выпуск 106,0 104,6 104,0 104,1 103,5 104,3 104,4 104,2
Транспорт в целом 103,1 105,4 103,8 102,2 102,9 103,6 103,7 102,1
Промышленность 102,8 105,6 103,0 102,6 101,4 103,5 103,6 102,8
Очевидно, что отмеченные структурные изменения реально потребуют соответствующего инвестиционного обеспечения. Данная область экономики тоже может стать объектом будущих санкций в форме перекрытия поставок нам современного оборудования и технологий. Как это и бывало в прошлом в
отношениях между Западом и Востоком. Такие действия могут усилить последствия для развития производственной сферы России. Негативное влияние и последствия отмеченных действий может быть значительно смягчено дополнительным развитием собственной машиностроительной базы и современных технологий. Это потребует по расчётам в рассматриваемом периоде среднегодового роста по России инвестиций до 4,5-6,0% со средним превышением по Сибири на 1,5-3,0 п.п. одноимённых показателей. По исходным технологическим посылкам и ожидаемому росту производительности данный вариант достижим.
В изложенной характеристике процесса адаптации нашей экономики есть ещё осложняющие прямые и косвенные обстоятельства, давно требующие по многочисленным материалам аналитиков, очевидных изменений в экономической политике.
К сожалению, за последние 20-25 лет произошло реальное превращение страны в сырьевой придаток мировой экономики. Именно это требует не простой переориентации экономической политики, без чего безопасного развития России в будущем не будет. К этому подталкивают и условия снижения доходности ресурсного сектора в силу как естественного истощения запасов на наиболее эффективных и доступных месторождениях, значительного роста капиталоёмкости на новых, так и общего уменьшения веса налоговых доходов от нефтегазового сектора.
Россия в своём экономическом развитии подошла к определённому порогу: доходы от нефтегазовых отраслей, несмотря на их номинальный рост, уже перестают покрывать растущие расходы бюджета. Начиная с 2000 г. доля последнего в общих доходах страны неуклонно уменьшалась. За 2000-2012 гг. она сократилась почти в 2 раза, с 78 до 48%. При этом если за 2000-2007 гг. наблюдалось лишь относительное уменьшение прироста налоговых доходов, то с 2008 г. в отдельные годы налоговые поступления из отраслей не добывающего сектора стали сокращаться и абсолютно (кроме доходов за счёт улучшения администрирования).
Впервые за последние 15 лет расходы бюджета на 2014 г. и последующие два года пришлось секвестрировать. Это следствие углубления деиндустриализации, поскольку с 2000 г. в экономике допущен колоссальный структурный сдвиг в сторону сырьевых отраслей и производства первого передела. Наглядным свидетельством масштабной деиндустриализации является нарастающее превосходство сырьевых отраслей над обрабатывающей промышленностью по экономическим показателям. Так по объёму основных фондов только за последние 7 лет (2005-2012 гг.) превышение возросло в 6,5 раза с 941 до 6120 млрд. руб., по инвестициям - в 4,6 раза, с 256 до 1185 млрд. руб., по чистой прибыли - в 1,9 раза, с 1082 до 2013 млрд. руб., по амортизационным отчислениям - в 6,2 раза, с 86 до 537 млрд. руб [2].
Не поддержка сектора производства новых технологий и оборудования, недостаточность мер стимулирующих их эффективное саморазвитие, недостаточное перераспределение средств из нефтегазового сектора в указанную сферу и т.д. привели, к сожалению, к слабеющей общей экономической динамике.
Сохранение такой ситуации способствует и принятая в России система льготного налогообложения физических лиц и повышенная для юридических без стимулирующего налогообложения для обрабатывающих производств. (В США наоборот.) Такая система экономического регулирования скрытно направляет развитие в сырьевое русло. В России за 1990-2008 гг. производство подшипников качения - элементов большинства машин и оборудования - сократилось больше, чем в 7 раз, металлорежущих станков - больше 15 раз, прядильных машин - почти в 50 раз, авто-и полуавтоматических линий для машиностроения - почти в 140 раз [4] и т.д.
Приведённые табличные материалы вариантов возможного прогноза количественно подтверждают многие предложения о необходимости разработки серьёзных подготовительных мер по структурным и организационным изменениям в экономике.
Экономика России избавится в ближайшем будущем от последствий санкций, тем не менее, потери от них в ближайшие годы будут. Количественно полученные оценки достаточно разумны, даже если пессимистически считать, что искажения результатов расчётов вследствие погрешностей используемой информации и ошибок агрегирования составят 1,2-1,5 раза. Указанные осложнения достоверности данных могут привести к дополнительным колебаниям расчётных темпов развития (табл.3-5) на 0,5-1,0 п.п. Тем не менее, полученные оценки являются серьёзной помощью нашим экспертам, аналитические выводы которых предупредительного характера, так или иначе, влияют на лица, реально принимающие решения.
Поэтому структурный состав российской экономики должен скрупулёзно и досконально переориентироваться в направлении резкого наращивания отраслей конечных стадий переработки и обеспечения роста производительности. Этому учат уроки реального не равного отношения к нам так называемой «цивилизованной Европы и Америки».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Суслов В.И., Костин В.С., Забиняко Г.И., Котельников Е.А., Мелентьев Б.В. Мо-дельно-программный комплекс прогнозирования укрупнённых финансовых потоков по отраслям и регионам страны. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011617654 / М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам... - зарегистрировано 30.09.2011.
2. Аганбегян А.Г., Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 4. - С. 3-16.
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/d oc20131108_5 (30.06.2014)
4. Соколов М. Амортизация и как её использовать для подъёма экономики // Экономист. - 2014. - № 2. - С. 24-42.
© Б. В. Мелентьев, 2015