Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

ОЦЕНКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартышенко Сергей Николаевич

Состояние патриотического воспитания молодежи в постсоветский период нуждается в критическом анализе и осмыслении. В современном информационном пространстве многократно возросла активность по негативному влиянию на молодежь. Для разработки эффективных инструментов противодействия информационным атакам на молодежь необходимо проводить постоянный мониторинг социально-политического портрета молодежи в различных регионах страны. Цель исследования состоит в комплексном изучении процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи, как необходимого условия и важнейшей составляющей политической стабилизации современного российского общества. Эмпирической базой исследования послужили данные онлайн опросов студенческой молодежи Приморского края, проведенные в 2019 в 2021 году. Опросы производились с использованием Google-форм в интернет. В опросе приняли участие 1290 респондентов. Оценка состояния патриотических воззрений молодежи позволяет выявить риски и проблемные зоны в процессе реализации патриотического воспитания молодежи. Особое внимание в исследовании уделяется выявлению особенностей социально-политического портрета молодежи Приморского края на основе анализа отношения молодежи региона к некоторым устойчивым выражениям, связанным с темой патриотизма. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время уровень патриотического воспитания молодежи нельзя признать вполне соответствующим современным вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS OF THE STUDENT YOUTH OF THE PRIMORSKY TERRITORY

The state of patriotic education of young people in the post-Soviet period needs critical analysis and comprehension. In the modern information space, the activity on the negative impact on youth has increased many times over. To develop effective tools to counter information attacks on young people, it is necessary to constantly monitor the socio-political portrait of young people in various regions of the country. The aim of the research is to comprehensively study the process of forming patriotic consciousness and behavior of young people, as a necessary condition and the most important component of the political stabilization of modern Russian society. The empirical basis of the study was the data of online surveys of student youth of the Primorsky kray, conducted in 2019 in 2021. Surveys were conducted using Google forms on the Internet. 1290 respondents took part in the survey. Assessment of the state of patriotic views of young people makes it possible to identify risks and problem areas in the process of implementing patriotic education of young people. The study pays special attention to identifying the features of the socio-political portrait of young people in Primorsky kray based on the analysis of the attitude of young people in the region to some stable expressions associated with the theme of patriotism. According to the results of the study, it can be concluded that at present the level of patriotic education of young people cannot be recognized as fully consistent with modern challenges.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

Оценка патриотического самосознания студенческой молодежи Приморского края Сергей Николаевич Мартышенко

кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры математики и моделирования Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия sergey.martishenko@vvsu.ru 0000-0003-2817-7329

Поступила в редакцию 16.06.2021 Принята 22.07.2021 Опубликована 15.08.2021

< 10.25726/Г6310-5005-9172-с

Аннотация

Состояние патриотического воспитания молодежи в постсоветский период нуждается в критическом анализе и осмыслении. В современном информационном пространстве многократно возросла активность по негативному влиянию на молодежь. Для разработки эффективных инструментов противодействия информационным атакам на молодежь необходимо проводить постоянный мониторинг социально-политического портрета молодежи в различных регионах страны. Цель исследования состоит в комплексном изучении процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи, как необходимого условия и важнейшей составляющей политической стабилизации современного российского общества. Эмпирической базой исследования послужили данные онлайн опросов студенческой молодежи Приморского края, проведенные в 2019 в 2021 году. Опросы производились с использованием Google-форм в интернет. В опросе приняли участие 1290 респондентов. Оценка состояния патриотических воззрений молодежи позволяет выявить риски и проблемные зоны в процессе реализации патриотического воспитания молодежи. Особое внимание в исследовании уделяется выявлению особенностей социально-политического портрета молодежи Приморского края на основе анализа отношения молодежи региона к некоторым устойчивым выражениям, связанным с темой патриотизма. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что в настоящее время уровень патриотического воспитания молодежи нельзя признать вполне соответствующим современным вызовам.

Ключевые слова

патриотизм, молодежь, анкетный опрос, гражданская идентичность, социально-политический портрет молодежи

Введение

Современное российское общество проходит сложный этап развития. Изменение социально-экономического формата общества не привело к выработке новой идеологии (Пусько, 2016). Для поступательного движения вперед необходимы новая идеология, в основе которой должен стать патриотизм (Радиков, 2019).

Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма, как одной из фундаментальных ценностей нашего народа. Понятие патриотизма в известной степени девальвировалось, особенно среди молодежи. Доминирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие и индивидуализм. Это является причиной кризиса духовно-нравственных ценностей как отдельно взятой личности, так и всего общества (Айвазян, 2018).

Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению

своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление -основа существования и развития нации и государства.

В связи с высокой значимостью проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития России эта тема привлекает внимание большого количества исследователей.

Теоретические проблемы исследования патриотизма российской молодежи, сущность понятия «патриотизм» рассматриваются в работах (Асланов, 2015). В работе (Магадиев, 2017) анализируются причины снижения уровня патриотизма в российском обществе. Социальные представления молодежи о патриотизме раскрываются в публикациях (Лимонцева, 2014) В работе (Крылова, 2016) выделены и охарактеризованы основные функции патриотизма. В работе (Матвеева, 2019) выделены факторы, которые влияют на формирование чувства патриотизма в современных условиях. Факторы, блокирующие воспитание патриотических чувств, исследовались в работе (Ежов, 2018). В работе (Бессчетнова, 2017) представлены возможные пути эффективного формирования патриотических ценностей и установок. В работе (Чельцов, 2016) приведены критерии сформированности гражданственности и патриотизма молодежи. Процесс формирования патриотизма и общероссийской гражданской идентичности, как фактор формирования человеческого капитала региона, рассматривается в работах (Кашуркина, 2016). Воспитание патриотизма молодежи является одной из основных целей молодежной политики (Мартышенко, 2016).

Состояние патриотического воспитания молодежи в постсоветский период нуждается в критическом анализе и осмыслении. Цель исследования состоит в комплексном изучении процесса формирования патриотического сознания и поведения молодежи, как необходимого условия и важнейшей составляющей политической стабилизации современного российского общества.

Материалы и методы исследования

Эмпирической базой исследования послужили данные онлайн опросов студенческой молодежи Приморского края, проведенные в мае 2019 года и в мае 2021 года. Опросы производились с использованием Соод1е-форм в интернет. В опросе приняли участие 1290 респондентов. Несмотря на то, что отдельные вопросы анкеты использовались в других опросах по данной тематике, опрос не теряет своей актуальности в связи с учетом региональной и временной компоненты.

С помощью различных вопросов анкеты раскрывается восприятие молодежью понятия патриотизма. Одной из задач исследования является выявление особенностей социально-политического портрета молодежи Приморского края на основе анализа отношения молодежи региона к некоторым устойчивым выражениям, связанным с темой патриотизма

Особенность, используемого методологического подхода состоит в сопоставлении результатов ответов респондентов на различные вопросы анкеты. К особенностям еще можно отнести широкое использование в анкетном опросе открытых вопросов, для обработки которых применяется специальная компьютерная технология (Мартышенко, 2014).

Результаты и обсуждение

В работах, посвященных исследованию патриотизма в молодежной среде, практически всегда, анализируется ответы на вопрос: «Считаете ли вы себя патриотом?». Поэтому этот вопрос был выбран, как базовый вопрос настоящего исследования. Чуть меньше половины респондентов (44%) считают себя патриотами, около 17% к патриотам себя не причисляют. Полученные результаты не противоречат результатам исследований, полученных в других регионах станы (Набойченко, 2018). Количество молодых людей, не считающих себя патриотами, во всех опросах укладывается в интервал от 7% до 17% (Рис. 1).

Отличие ответов на данный вопрос скорее отличается не регионом, а периодом исследования. Большинство исследователей считают, что последние годы в молодежной среде постепенно начинает возрождаться чувство патриотизма. Это можно объяснить не столько внутренними факторами, сколько реакцией на активизацию нападок на нашу страну извне. Пока эти нападки сосредоточены, в основном,

в зарубежных средствах массовой информации и лживой информации о России, распространяемой в интернете. То есть, информационная война, развернутая против нашей страны, не дает ощутимого результата.

Рисунок. 1. Самооценка патриотизма в студенческой среде Приморского края

Однако, здесь нельзя успокаиваться. Эффект от политических провокаций, искажения исторических фактов могут зарождать сомнения среди молодых людей, не обладающих системными знаниями истории своей страны. К сожалению, нужно признать, что общая грамотность молодежи в нашей стране понижается. Большой процент молодых людей, не считающих себя патриотами, объясняется еще и тем, что патриотизм предполагает исполнение некоторые обязанностей (служение родине). Среди молодых людей, причисляющих себя к патриотам своей страны, встречаются такие, которые явно ошибаются в своей оценке. Об этом свидетельствуют их ответы на другие вопросы анкеты.

Близкий по смыслу с предыдущим является вопрос: «Имеете ли вы гражданскую позицию?». Наличие гражданской позиции предполагает некоторую активность. Вопрос задан с целью оценки связи между двумя фундаментальными понятиями: «патриотизм» и «гражданская позиция» в понимании молодежи. Результаты по самооценке своей гражданской позиции в студенческой среде Приморского края представлены на Рис. 2. Результаты показывают достаточно высокую связь между ответами на эти два вопроса. Только 1% респондентов из числа считающих себя патриотами ответили, что не имеют гражданской позиции.

Затрудняюсь

Рисунок. 2. Самооценка своей гражданской позиции в студенческой среде Приморского края

Интерес представляет не только самооценка патриотизма, но и оценка патриотизма в российском обществе. Такую оценку дают ответы на вопрос: «С Вашей точки зрения, какую часть россиян можно назвать патриотами?» (Рис. 3).

Ответы показывают, что большинство молодежи верит в сплоченность общества. 75% молодых людей считают, что патриотизм присущ российскому обществу (ответы: «большинство» - 39%; «половина» - 36%). Утрату патриотизма отмечают 25% опрошенных (ответы: «меньшинство» - 19%; «никого» - 6%). Пессимистические оценки скорей объясняются эмоциональным восприятием вопроса. Многие молодые люди, отмечают низкий уровень патриотизма в российском обществе, хотя сами считают себя патриотами (судя по их ответам). Эмоциональная оценка основывается на недоверии к властным структурам, лицемерии отдельных представителей власти и коррумпированности во власти.

Никого; 6%

Меньшинство; 19%

Большинство; 39%

Половина; 36%

Рисунок. 3. Оценка молодежью патриотизма в российском обществе

При этом выражать и отстаивать свою гражданскую позицию готовы только 28% респондентов. Около 30% не выражают готовности отстаивать свою гражданскую позицию (ответы: «скорее нет, чем да» - 21%; «нет» - 9%). Отказались высказаться по этой позиции 10%. Неопределившиеся скорее тоже можно отнести к пассивной части молодых людей.

Оценки, полученные в данном опросе, более пессимистические чем в целом по стране (Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян ФОМ, 2021).

Необходимо признать, что чувство патриотизма в обществе за последний период развития России было в определенной степени утрачено. Старшее поколение в этом не сомневается. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия четких идеологических установок. Понимание утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания присуще даже молодому поколению, которое родилось уже в 21 веке и не имеющее другого жизненного опыта. Это подтверждают ответы на вопрос анкеты: «Как вы считаете, где был выше патриотизм: при СССР или в современной России?». Большинство молодых людей (73%) признают, что патриотизм в СССР был безусловно выше, чем в современной России (Рис. 4).

Настоящих патриотов в современной России даже больше, чем при СССР

Патриотизм населения России не чуть не ниже, чем при СССР, только его проявления изменилось

Безусловно при СССР патриотизм населения был выше, чем в современной России.

5%

22%

0% 20% 40% 60% 80% Рисунок. 4. Сравнительная оценка молодежью патриотизма при СССР в современной России

Показательно, что анализ социологического портрета респондентов, указавших в своих ответах «Настоящих патриотов в современной России даже больше, чем при СССР», по ответам на другие вопросы анкеты показал их пассивную гражданскую позицию. Это молодые люди, которые вообще мало интересуются общественной жизнью страны.

Чувство патриотизма формируется под воздействием внешней среды. Оценка роли различных факторов в становлении чувства патриотизма, по мнению молодых людей, строилась на основании вопроса: «Кто на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?». При ответах на вопрос мы предоставили респондентам выделить наиболее важный фактор в воспитании патриотических чувств из пяти вариантов (Рис. 5).

Друзья

личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества

общество (окружающие люди)

средства массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.)

чтение художественной и др. литературы, мемуаров

школа и другие учебные заведения

родители и другие родственники

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% Рисунок. 5. Оценка значимости факторов, отвечающих за патриотическое воспитание молодежи

Очевидно, что все эти факторы оказывают воздействие на воспитание патриотизма. Однако главенствующую роль играют родители и учебные заведения (система образования). Снижение уровня патриотизма нужно искать в первую очередь в издержках воспитательного процесса в семье и системе образования. Взросление и становление родителей нынешних молодых людей выпало на эпоху перемен и потрясений, что не могло не отразиться на отношении к патриотизму. Многие люди в этот период чувствовали себя беззащитными и брошенными своим государством. Это чувство родители в большой степени сохранили и по сей день. И не их вина в этом. Не прекращающиеся реформы системы

# 2% % '/о 20%

Y////A*

У//////Л Í 11%

У//////////А * 16%

/////////////Ж 18

У//////////////Л

образования не в лучшей степени отразились на качестве отечественного образования. Нельзя сказать, что современная художественная литература, кинематограф уделяет достаточно внимания патриотическому воспитанию. Эти инструменты не в полной мере отвечают запросам современной России по патриотическому воспитанию молодежи.

Самое короткое и самое распространенное определение патриотизма - это любовь к своей Родине. В связи с этим в анкете исследовались ассоциации молодых людей, связанные с понятием Родина. На вопрос: «Укажите, с чем у вас ассоциируется слово «Родина»» респондентам предлагалось (отметить только три самых важных для них ответа из восьми вариантов). Самым массовым ответом стал ответ - «Место, где вы родились и выросли» (Рис. 6). Образ родины у человека начинает формироваться с рождения под влиянием национальных традиций, обычаев, культуры, родного языка. В основе привязанности (любви) к своей малой родине находится врожденный механизм запечатления навсегда в мозгу различных характеристик окружающего мира-его координат, признаков, особенностей, запахов, звуков. Такой механизм принято определять как импринтинг.

Вера, религия Ваши друзья, круг общения Ваши традиции и обычаи Ваш родной язык Государство, в котором вы живете Земля, территория, на которой вы живете

Ваша семья Место, где вы родились и выросли

ю%

^^ 18%

У////////Л 26%

У/////////А 29%

У///////////Л 36%

'//////////////À 38%

7ZZZZZZZZZZZZZZZZÁ 45%

У////////////////////////А 66%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рисунок. 6. Частотный ряд ассоциаций с понятием Родина в молодежной среде

Однако, патриотизм не ограничивается только любовью к Родине. Это еще и уважение к своему государству, к нации и многое другое. То есть, патриотизм - это сложное понятие, не имеющее четких границ. Часто различными людьми этому понятию придается различный смысл. При исследовании патриотизма более полно охарактеризовать патриотизм можно через определение личностью идентичности различным общественным группам.

В анкете был представлен ряд вопросов, требующих у респондентов определить свою идентичность по различным основаниям. Гражданская идентичность оценивалась с помощью вопроса: «Кем вы себя в большей степени ощущаете?». Для ответа респондентам предлагалось осуществить выбор из четырех вариантов. Частотный ряд встречаемости ответов представлен на Рис. 7.

Идентичность территории или государству является важной характеристикой не только патриотизма, но и миграционных настроений. Определение себя как «гражданина мира» или «европейца» свидетельствует о возможности переезда в другую страну.

Следующим вопросом, характеризующим гражданскую идентичность, является вопрос: «В какой мере вы согласны или не согласны со следующим утверждением: «Для меня лучше быть гражданином России, чем любой другой страны мира»?»». Респондентам предлагалось оценить свое отношение к утверждению по шкале Лайкерта (Рис. 8).

50% 40% 30% 20% 10% 0%

44%

32%

18%

6%

Жителем Приморского края

Гражданином России

Европейцем

Рисунок. 7. Оценка гражданской идентичности в молодежной среде Приморского края

Гражданином мира

Полностью или частично согласны с этим утверждением 46% респондентов. Лица, совершенно не согласные с этим утверждением, (15%) чаще всего идентифицируют себся с сообществом «гражданин мира».

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

30%

24%

22%

15%

Полностью согласен Частично согласен

Трудно сказать, согласен или не согласен

Частично не согласен

Совершенно не согласен

Рисунок. 8. Оцека предпочтений гражданской идентичности России по шкале Лайкерта

У молодых людей студенческого возраста очень искаженное представление о жизни в зарубежных странах. О западной жизни они судят больше по фильмам, красивым картинкам в интернете. Реальная жизнь намного сложней. Степень идеалистического восприятия молодежью жизни в развитых западных странах отражают ответы на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением: «Я хотел бы родиться и жить не в России»?». Структура ответов на этот вопрос представлена на Рис. 9. Почти половина (48%) опрошенных согласны с этим утверждением. Нельзя не согласиться, что во многих западных странах уровень жизни намного выше. Но большинство молодых людей совершенно не задумываются о том, как непросто быть эмигрантом в чужой стране. Родиться, конечно, молодые люди уже не смогут в другой стране, но и реально переехать в другую страну захотят не многие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие молодые люди не осознают, как прекрасно жить в привычной и понятной среде людей, говорящих на твоем родном языке, выросших на тех же самых книгах, фильмах, традициях. Однако, и отмахиваться от проблемы, объясняя ее только наивностью молодых людей тоже вредно. Необходимо спокойно исследовать мнения переехавших молодых людей о новой жизни по сравнению с Россией. Если отбросить некоторые обиды, то можно обнаружить проблемы в нашей стране, к которым мы в некоторой степени привыкли и смирились с ними. И это проблемы, отнюдь, не всегда материального порядка. Тут нужно искать решения, тогда молодые люди меньше будут мечтать о сладкой жизни за рубежом.

Нет, не согласен; 52%

Да, согласен; 48%

Рисунок. 9. Оценка в молодежной среде высказывания «Я хотел бы родиться и жить не в России»?»

Гордость за то, что ты живешь в великой державе Россия была подорвана предательством элит в 90-е годы. Многие выходцы из 90-х и сейчас у власти. Утрата Россией доминирующих позиций в мире нанесла удар по национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Унижение национального достоинства в тот период пережили представители нынешнего зрелого возраста. Однако это чувство они не могли не передать своим детям и внукам. Отношение к утраченному престижу страны в 90-е годы в молодежной среде оценивалось с помощью вопроса: «Как вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?». Судя по ответам, большинство молодых людей (62%) сожалеют об утрате Россией своих прежних позиций (Рис. 10).

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

33%

29%

16%

15%

Мне очень больно осознавать это

С тревогой и обеспокоенностью

Отношусь к этому спокойно

Стараюсь об этом Мне это безразлично меньше думать

Рисунок. 10. Оценка молодежью утраты престижа страны в результате распада СССР

Очень трудно не согласиться с тем, что авторитет России в мире в последние годы стал восстанавливаться. Мир перестает быть однополярным. Хотя Россия во многом пока уступает по уровню экономического развития ведущим странам мира, сегодня игнорировать мнение России по важнейшим мировым событиям уже невозможно. Степень осознания молодежью того, что они живут в великой державе, оценивалась по ответам на вопрос: «Является ли Россия сегодня, на ваш взгляд, великой державой?». Положительный ответ свидетельствует о явной или скрытой гордости за свою страну. Такого мнения придерживаются 52% респондентов (Рис. 11).

Чувство гордости основывается на осознании своей сопричастности к великим делам страны. Интересен факт, что даже респонденты, отвечавшие, что не являются патриотами России, признают, что Россия возвращает себе статус великой державы. Важность сохранения и утверждения России в роли великой державы поддерживает 54% опрошенных (Рис. 12).

У великой страны всегда есть чем гордиться. Гордость своей страной обеспечивают достижения страны в течение всей ее истории. Что вызывает у молодых людей гордость за свою страну оценивалось по ответам на вопрос: «Какие события и достижения из истории страны и сегодняшнего дня вызывают у вас чувство гордости за нашу страну?». Этот вопрос был задан в открытой форме. Респонденты могли

выражать свое мнение в текстовой форме, не ограничиваясь в количестве важных фактов, вызывающих у них чувство гордости.

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

24%

28%

23%

15%

10%

Определенно да Скорее да Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь

ответить

Рисунок. 11. Оценка восприятия молодежью России как великой державы

Затрудняюсь ответить

России не нужно претендовать на роль великой державы и ее никто не будет трогать

Россия должна сохранять роль великой державы, иначе она прекратит свое существование

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок. 12. Оценка важности сохранения и утверждения России в роли великой державы

Конечно, если бы респонденты более глубоко задумались над этим вопросом, они могли назвать целый список событий из истории страны, которыми по праву можно гордиться. Однако при ответе на этот вопрос молодые люди решили ограничиться односложными ответами. Только 18% респондентов указали более одного события или факта. Можно предположить, что при ответах они называли самое важное событие.

Текстовые ответы респондентов были подвергнуты операции типологии. В результате было выделено 17 типичных ответов (Рис. 13).

Большинство молодых людей считают, что им есть чем гордиться за свою страну (82%). Подавляющее большинство молодых людей испытывают чувство гордости за Россию за победу в Великой Отечественной войне (42%). Другие победы российского оружия выделили еще 7% респондентов. Вооруженные силы страны отметили еще 2%. Далее чувство гордости вызывают достижения в космонавтике (15%). Причем из этих 15% большинство выделили первый полет человека в космос (12% опрошенных). Важно отметить, что молодые люди «укрепление государственности и авторитета России» поставили в один ряд с «великой историей». Около 1% считают, что достижения, которыми можно гордиться, в основном в прошлом страны.

Нашлось и немало молодых людей, которые считают, что им нечем гордиться (18%). Частично, это можно объяснить не желанием задумываться над ответом и писать развернутый текстовый ответ.

Часть респондентов, скорее всего переносят свое раздражение и неприятие сегодняшнего положения дел в стране на всю историю своей страны. О чем можно только сожалеть.

мои город просторы нашей родины достижения страны больше в прошлом вооруженные силы страны современной... победы на Олимпийских играх достижения российских спортсменов достижения в космонавтике российский народ возвращение Крыма литература и исксство великая история укрепление государственности и...

достижения науки победы на полях сражений первый полет человека в космос нет таких

победа в Великой Отечественной войне

11%

\ 1%

] 1%

2 2%

23%

23%

í: 3%

УА 4%

У/ 4%

У/ 4%

7/, 5%

У/ 5%

y/j * 6°/

У/, g 7%

/////> 12% 18%

'///////Л

^íííííííííííííííí! 42%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Рисунок. 13. Типология ответов на вопрос: «Какие события и достижения из истории страны и сегодняшнего дня вызывают у вас чувство гордости за нашу страну?»

Патриотизм - явление духовное, он связан и с духовными традициями. Во многом наши духовные традиции определяются Православием. Православие - это лоно, в котором выросла вся наша культура. Значит, даже неверующий не может быть патриотом, не признавая исторически определяющей роли Православия в истории России (Ремарчук, 2014).

В связи с этим в анкету был включен вопрос: «Какие чувства у вас вызывает храмовая архитектура и христианские обряды?». Такая форма вопроса была выбрана в связи с многоконфессиональным укладом России. При упоминании христианских ценностей почти все представители российская молодежи испытывают только положительные эмоции (Рис. 14). Однако, небольшое количество (6%) испытывают неприязнь к христианским ценностям.

И все-таки, в настоящее время уровень патриотического воспитания молодежи нельзя признать вполне соответствующим современным вызовам. Даже в молодежной среде 56% респондентов считают, что в нашей стране необходимо уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи. 24% молодых людей считают, что в этом нет необходимости (20% ответили, что затрудняются с ответом).

неприязнь и раздражение сдержанные чувства и безразличие уважение симпатию восхищение и благоговение

ím f 6%

^íííííííííííííííííííííííííí 27%

íííííííííííííííííííííííííííííííííí 32%

20%

Y///////////////////,

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% Рисунок. 14. Оценка молодежи отношения к христианским ценностям

35%

Низкий уровень патриотизма у многих молодых людей объясняется пассивной жизненной позицией. Наличие собственного мировоззрения и возможность давать адекватные оценки происходящим событиям, основываются на анализе современной ситуации в стране и в мире по различным источникам. Интерес молодых людей к политической жизни в стране и мире оценивался на основе вопроса: «Следите ли вы за современными событиями в стране?» (Рис. 15).

Да, конечно слежу Очень редко Скорее нет Определенно нет Затрудняюсь слежу ответить

Рисунок. 15. Оценка интереса молодых людей к политической жизни в стране и мире

Менее половины молодых людей утвердительно ответили, что следят за современными событиями в стране (46%). Более 20% мало или совсем не интересуются жизнью страны.

В последние годы на телевидении России представлено множество передач политической направленности, для участия в которых приглашаются известные политические деятели и политические обозреватели. Обязательными стали дебаты с представителями оппозиции. Опрос показал, что только 30% молодых людей смотрят политические передачи. Телевидение вообще утрачивает свое воспитательное воздействие на современную молодежь. По данным опроса были выстроены оценки популярности известных политических передач (Рис. 16). Среди молодых людей, интересующихся политикой, наиболее популярны две телевизионные передачи: «Время покажет» и «60 минут» (с Ольгой Скабеевой и Евгением Поповым).

Большая игра (Вячеслав Новиков и Дмитрий Сайме)

Право знать (Дмитрий Куликов) Право голоса (Роман Бабаян) Вечер с Владимиром Соловьевым 60 минут (Ольга Скабеева и Евгений Попов)

Время покажет

ШШ& 24%

У//////////////7Л

У/////////////Л7А %

У//////////////ШУУЛ 2

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рисунок. 16. Оценка популярности известных политических передач на российском телевидении

Современная молодежь, в основном черпает информацию в интернете. Поэтому необходимо активизировать деятельность по созданию контента, ориентированного на воспитание патриотизма в молодежной среде нашей страны.

Для Приморского края патриотическое воспитание молодежи особенно актуально в связи с распространением миграционных настроений в молодежной среде. Значительное количество молодых людей в крае считают, что действия властей по развитию региона не эффективны (50%). При этом количество разочарованных в политике государства в Дальневосточном регионе возрастает.

Заключение

Жизненные установки современной молодежи определяют дальнейший исторический путь российского государства, а также его защиту от внешних врагов.

В современном информационном пространстве многократно возросла активность по негативному влиянию на молодежь. Для разработки эффективных инструментов противодействия информационным атакам на молодежь необходимо проводить постоянный мониторинг социально-политического портрета молодежи в различных регионах страны. Оценка состояния патриотических воззрений молодежи позволяет выявить риски и проблемные зоны в процессе реализации патриотического воспитания молодежи.

В последние годы у определенной части российской молодежи наблюдается девальвация понятия патриотизма. В отсутствии четкой государственной идеологии молодежь дезориентирована относительно истинных национальных ценностей. Во многих ответах на вопросы анкеты содержатся явные противоречия. Анализ опросов показал, что в части патриотического воспитания Приморский край по отдельным позициям показывает результаты хуже, чем в среднем по стране.

Результаты двух опросов показали абсолютную устойчивость статистических оценок. Различие по всем оценкам не превышает 1%. Это значит, что работа с молодежью по воспитанию патриотизма находится на крайне низком уровне.

Список литературы

1. Айвазян A.A., Спицина Ю.К. Патриотизм: сущность, проявление, риски II XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития. 2018. №. 21. С. 472-474.

2. Асланов Я.А. Теоретические проблемы исследования патриотизма российской студенческой молодежи II Социально-гуманитарные знания. 2015. № 9. С. 174-181.

3. Бессчетнова О. В. Патриотизм: мнение студенческой молодежи саратовской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 2. С. 127-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бутырская Е.В. Теоретические подходы к формированию патриотизма // Высшее образование сегодня. 2019. № 4. С. 34-37.

5. Гришаков Д.Ю. Условия и средства воспитания у школьников и молодежи гражданственности и патриотизма // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 345-349.

6. Ежов Д.А. Государственный патриотизм в системе политических ценностей российской молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 372-374.

7. Золотарева Т.А. К вопросу о формировании нового взгляда на воспитание патриотизма среди молодежи // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 2 (67). С. 53-60.

8. Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Роль органов власти и институтов гражданского общества в формировании патриотических ценностей и установок молодежи // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 62-67.

9. Костригин А.А., Виганд А.М. Представление и отношение к патриотизму у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 1. С. 63-80. 12

10. Кручинин С. В. Духовно-нравственный кризис современного обществ: сущность, причины и возможные пути преодоления // Глобальный научный потенциал. 2015. № 10 (55). С. 107-109.

11. Крылова Е.Л. Патриотизм как ведущая идея воспитания российской молодежи в современном социуме // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 195-199.

12. Кугай А.И. Патриотизм как фактор гражданской идентичности и национального единства // Управленческое консультирование. 2018. № 5 (113). С. 152-161.

13. Лапшинова К.В., Подольская А.А. Динамика политических настроений российской молодежи: сравнительный социологически анализ // Социально-гуманитарные технологии. 2019. № 3 (11). С. 23-31.

14. Лимонцева Г.В. Патриотизм в системе ценностей современной молодежи // Казанская наука. 2015. № 9. С. 183-186.

15. Магадиев М.Ф., Пузевич А.Н. Патриотизм как проблема современной российской молодежи и уровень его образования // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. № 3 (38). С. 99-108.

16. Мартышенко Н.С. Оценка эффективности молодежной политики по данным опросов студенческой аудитории Приморского края // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 23-29.

17. Мартышенко С.Н. Анализ факторов, влияющих на социальное самочувствие студенческой молодежи в Приморском крае // Социодинамика. 2018. № 11. С. 59-71.

18. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Современные методы обработки маркетинговой информации. Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2014. - 148 с.

19. Матвеева Е.А. Патриотизм в системе ценностей современной российской молодежи // Научная мысль. 2016. № 3 (21). С. 72-73.

20. Муращенкова Н.В. Социальные представления молодежи о патриотизме // Психология и психотехника. 2015. № 10 (85). С. 1010-1020.

21. Набойченко Е.С. Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 25-32.

22. Осянин А.Н. Смысловое наполнение понятия «патриотизм»: теоретический аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 3 (43). С. 108115.

23. Пусько В.С. Какая идеология нужна современной России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 1 (54). С. 34-43.

24. Радиков И.В. Поиск идеологических ориентиров в постсоветской России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2019. № 1 (834). С. 54-75.

25. Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян ФОМ. Патриотизм. https://fom.ru/TSennosti/14222 (дата обращения: 01.06.2021).

26. Ремарчук В.Н. «Новый патриотизм» в современной российской политике // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. № 12 (78). С. 9-17.

27. Скуденков В.А. Экономические притязания в структуре патриотизма студенческой молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 2. С. 82-84.

28. Фролко М.С., Орлов Н.С. Патриотизм в молодежной политике России // Наука-2020. 2016. № 5 (11). С. 150-153.

29. Фролов В.А. Патриотизм студенческой молодежи: миф или реальность? (патриотизм глазами студентов) // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 40-47.

30. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 67-74.

31. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 67-74.

32. Царев Р.Ю. Какая идеология нужна современной России? // Социум и власть. 2017. № 5 (67). С. 20-25.

33. Чельцов М.В. Проблемы определения критериев сформированности гражданственности патриотизма // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 6. № 2. С. 24-29.

Assessment of the patriotic self-consciousness of the student youth of the Primorsky Territory Sergey N. Martyshenko

Candidate of Technical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mathematics and Modeling Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok, Russia sergey.martishenko@vvsu.ru 0000-0003-2817-7329

Received 16.06.2021 Accepted 22.07.2021 Published 15.08.2021

1 10.25726/r6310-5005-9172-c

Abstract

The state of patriotic education of young people in the post-Soviet period needs critical analysis and comprehension. In the modern information space, the activity on the negative impact on youth has increased many times over. To develop effective tools to counter information attacks on young people, it is necessary to constantly monitor the socio-political portrait of young people in various regions of the country. The aim of the research is to comprehensively study the process of forming patriotic consciousness and behavior of young people, as a necessary condition and the most important component of the political stabilization of modern Russian society. The empirical basis of the study was the data of online surveys of student youth of the Primorsky kray, conducted in 2019 in 2021. Surveys were conducted using Google forms on the Internet. 1290 respondents took part in the survey. Assessment of the state of patriotic views of young people makes it possible to identify risks and problem areas in the process of implementing patriotic education of young people. The study pays special attention to identifying the features of the socio-political portrait of young people in Primorsky kray based

on the analysis of the attitude of young people in the region to some stable expressions associated with the theme of patriotism. According to the results of the study, it can be concluded that at present the level of patriotic education of young people cannot be recognized as fully consistent with modern challenges.

Keywords

patriotism, youth, questionnaire, civic identity, socio-political portrait of youth

References

1. Ajvazjan A.A., Spicina Ju.K. Patriotizm: sushhnost', projavlenie, riski // XXI Ural'skie sociologicheskie chtenija. Social'noe prostranstvo i vremja regiona: problemy ustojchivogo razvitija. 2018. №. 21. S. 472-474.

2. Aslanov Ja.A. Teoreticheskie problemy issledovanija patriotizma rossijskoj studencheskoj molodezhi // Social'no-gumanitarnye znanija. 2015. № 9. S. 174-181.

3. Besschetnova O.V. Patriotizm: mnenie studencheskoj molodezhi saratovskoj oblasti // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Sociologija. Politologija. 2017. T. 17. № 2. S. 127-132.

4. Butyrskaja E.V. Teoreticheskie podhody k formirovaniju patriotizma // Vysshee obrazovanie segodnja. 2019. № 4. S. 34-37.

5. Grishakov D.Ju. Uslovija i sredstva vospitanija u shkol'nikov i molodezhi grazhdanstvennosti i patriotizma // Uchenye zametki TOGU. 2016. T. 7. № 4-2. S. 345-349.

6. Ezhov D.A. Gosudarstvennyj patriotizm v sisteme politicheskih cennostej rossijskoj molodezhi // Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2018. T. 7. № 4 (25). S. 372-374.

7. Zolotareva T.A. K voprosu o formirovanii novogo vzgljada na vospitanie patriotizma sredi molodezhi // POISK: Politika. Obshhestvovedenie. Iskusstvo. Sociologija. Kul'tura. 2018. № 2 (67). S. 53-60.

8. Kashurkina S.S., Lukishina T.A. Rol' organov vlasti i institutov grazhdanskogo obshhestva v formirovanii patrioticheskih cennostej i ustanovok molodezhi // Chelovek i obrazovanie. 2016. № 4 (49). S. 6267.

9. Kostrigin A.A., Vigand A.M. Predstavlenie i otnoshenie k patriotizmu u molodezhi // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 1. S. 63-80. 12

10. Kruchinin S.V. Duhovno-nravstvennyj krizis sovremennogo obshhestv: sushhnost', prichiny i vozmozhnye puti preodolenija // Global'nyj nauchnyj potencial. 2015. № 10 (55). S. 107-109.

11. Krylova E.L. Patriotizm kak vedushhaja ideja vospitanija rossijskoj molodezhi v sovremennom sociume // Samarskij nauchnyj vestnik. 2016. № 4 (17). S. 195-199.

12. Kugaj A.I. Patriotizm kak faktor grazhdanskoj identichnosti i nacional'nogo edinstva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. № 5 (113). S. 152-161.

13. Lapshinova K.V., Podol'skaja A.A. Dinamika politicheskih nastroenij rossijskoj molodezhi: sravnitel'nyj sociologicheski analiz // Social'no-gumanitarnye tehnologii. 2019. № 3 (11). S. 23-31.

14. Limonceva G.V. Patriotizm v sisteme cennostej sovremennoj molodezhi // Kazanskaja nauka. 2015. № 9. S. 183-186.

15. Magadiev M.F., Puzevich A.N. Patriotizm kak problema sovremennoj rossijskoj molodezhi i uroven' ego obrazovanija // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2017. № 3 (38). S. 99-108.

16. Martyshenko N.S. Ocenka jeffektivnosti molodezhnoj politiki po dannym oprosov studencheskoj auditorii Primorskogo kraja // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2016. № 2. S. 23-29.

17. Martyshenko S.N. Analiz faktorov, vlijajushhih na social'noe samochuvstvie studencheskoj molodezhi v Primorskom krae // Sociodinamika. 2018. № 11. S. 59-71.

18. Martyshenko S.N., Martyshenko N.S. Sovremennye metody obrabotki marketingovoj informacii. Vladivostok: Izdatel'stvo VGUJeS, 2014. - 148 s.

19. Matveeva E.A. Patriotizm v sisteme cennostej sovremennoj rossijskoj molodezhi // Nauchnaja mysl'. 2016. № 3 (21). S. 72-73.

20. Murashhenkova N.V. Social'nye predstavlenija molodezhi o patriotizme // Psihologija i psihotehnika. 2015. № 10 (85). S. 1010-1020.

21. Nabojchenko E.S. Formirovanie nravstvenno-patrioticheskih kachestv u studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 9. S. 25-32.

22. Osjanin A.N. Smyslovoe napolnenie ponjatija «patriotizm»: teoreticheskij aspekt // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2017. № 3 (43). S. 108-115.

23. Pus'ko V.S. Kakaja ideologija nuzhna sovremennoj Rossii // POISK: Politika. Obshhestvovedenie. Iskusstvo. Sociologija. Kul'tura. 2016. № 1 (54). S. 34-43.

24. Radikov I.V. Poisk ideologicheskih orientirov v postsovetskoj Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshhestvennye nauki. 2019. № 1 (834). S. 54-75.

25. Rezul'taty oprosov obshhestvennogo mnenija o politike, jekonomike i povsednevnoj zhizni rossijan FOM. Patriotizm. https://fom.ru/TSennosti/14222 (data obrashhenija: 01.06.2021).

26. Remarchuk V.N. «Novyj patriotizm» v sovremennoj rossijskoj politike // Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura. 2014. № 12 (78). S. 9-17.

27. Skudenkov V.A. Jekonomicheskie pritjazanija v strukture patriotizma studencheskoj molodezhi // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2018. № 2. S. 82-84.

28. Frolko M.S., Orlov N.S. Patriotizm v molodezhnoj politike Rossii // Nauka-2020. 2016. № 5 (11). S. 150-153.

29. Frolov V.A. Patriotizm studencheskoj molodezhi: mif ili real'nost'? (patriotizm glazami studentov) // Izvestija Instituta sistem upravlenija SGJeU. 2015. № 2 (12). S. 40-47.

30. Halij I.A. Patriotizm v Rossii: opyt tipologizacii // Sociologicheskie issledovanija. 2017. № 2 (394). S. 67-74.

31. Halij I.A. Patriotizm v Rossii: opyt tipologizacii // Sociologicheskie issledovanija. 2017. № 2 (394). S. 67-74.

32. Carev R.Ju. Kakaja ideologija nuzhna sovremennoj Rossii? // Socium i vlast'. 2017. № 5 (67). S. 20-25.

33. Chel'cov M.V. Problemy opredelenija kriteriev sformirovannosti grazhdanstvennosti patriotizma // Interjekspo Geo-Sibir'. 2016. T. 6. № 2. S. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.