Научная статья на тему 'Оценка оздоровительного эффекта планирования по физической культуре в школе'

Оценка оздоровительного эффекта планирования по физической культуре в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ / УЧЕБНЫЕ И ДОСУГОВЫЕ НАГРУЗКИ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептикина Тамара Сергеевна, Шептикин Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы повышения адаптационных возможностей организма школьников в процессе уроков физической культуры на основе управления состоянием регуляторных механизмов, зависящих от совокупной величины и характера нагрузок, переносимых современными школьниками. Показано, что функциональное состояние организма определяется количеством одновременно действующих на него факторов, среди которых высокий удельный вес имеет содержание и напряженность учебной деятельности учащихся, особенности проведения досуговой деятельности, а также условий внешней среды. Особое место в определении силы влияния этого комплекса принадлежит двигательной активности, определенные параметры которой ухудшают протекание адаптационных процессов. Планирование характера двигательной активности на уроках физической культуры обеспечивает управление адаптационными возможностями организма школьников, повышает степень устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды в определенные периоды учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шептикина Тамара Сергеевна, Шептикин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the health effect of planning the physical culture at schools

The article deals with the problems of improving the adaptive capabilities of schoolchildren during the physical education lessons based on the state control of the regulatory mechanisms, depending on the total amount, and nature of the loads carried out by the modern children. It is shown, that the functional state of the organism is determined by the number of simultaneous factors, among which a high importance is given to the content and intensity of schoolchildren learning activities, recreational activities as well as the environmental factors. A special place in determining the influence of these factors belongs to the motor activity, certain parameters of which worsen the course of the adaptation processes. Motor activity planning during the physical education lessons provides the management of the schoolchildren adaptation abilities, increases the resistance to adverse environmental factors during the certain periods of the school year.

Текст научной работы на тему «Оценка оздоровительного эффекта планирования по физической культуре в школе»

научная организация имеет индекс i, если не менее i учёных из неё имеют h-индекс не менее i. С точки зрения авторов, методика оценки научного потенциала организации также нуждается в уточнении (хотя бы из соображений роли личности в истории). Со-

W

гласно авторской методике, научный потенциал организации (m-индекс) m = —, где i -

i

индекс Хирша организации (число наиболее продуктивных учёных), hj - индекс Хирша

w W/ для j-го учёного, W = У hj . Ещё более точная модель расчёта: m =-, где r - число

7=1 г

наиболее продуктивных учёных (с индексом продуктивности не менее r каждый),

r

W = У Г - , rj - индекс продуктивности j-го учёного.

i =

Заключение. Важнейшее достоинство авторского метода оценки продуктивности учёного - отсутствие принципиальных ограничений, связанных с количеством публикаций. Применение предложенного метода позволит обеспечить более тесную взаимосвязь между цитируемостью и продуктивностью научного работника.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 в рамках темы "Мониторинг качества непрерывного образования".

ЛИТЕРАТУРА

1. Корсаков, С.В. Личностное портфолио руководителя как отражение его профессионализма / С.В. Корсаков // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 8. - С. 26-30.

2. Хлопова, Т.П. Мониторинг качества образования в современных условиях / Т.П. Хлопова, М.Л. Романова, Т.Л. Шапошникова. - Краснодар : Изд-во Кубан. гос. технолог. ун-та, 2013. - 166 с.

REFERENCES

1. Boldyirev, E.V. and Skamnitskiy, A.A. (2013), "Competencies of project and innovative activity of bachelor in education", Sredneeprofessionalnoe obrazovanie, No 11, pp. 3-8.

2. Hlopova, T.P., Romanova, M.L. and Shaposhnikova, T.L. (2013), Education quality monitoring in modern conditions, publishing house Kuban State Technological University, Krasnodar.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2015.

УДК 796.011

ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Тамара Сергеевна Шептикина, аспирантка, Сергей Алексеевич Шептикин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения адаптационных возможностей организма школьников в процессе уроков физической культуры на основе управления состоянием регулятор-ных механизмов, зависящих от совокупной величины и характера нагрузок, переносимых современными школьниками. Показано, что функциональное состояние организма определяется количе-

ством одновременно действующих на него факторов, среди которых высокий удельный вес имеет содержание и напряженность учебной деятельности учащихся, особенности проведения досуговой деятельности, а также условий внешней среды. Особое место в определении силы влияния этого комплекса принадлежит двигательной активности, определенные параметры которой ухудшают протекание адаптационных процессов. Планирование характера двигательной активности на уроках физической культуры обеспечивает управление адаптационными возможностями организма школьников, повышает степень устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды в определенные периоды учебного года.

Ключевые слова: здоровье, адаптационные возможности, двигательные, учебные и досу-говые нагрузки, регуляторные механизмы, распределение двигательных нагрузок.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p186-192

EVALUATION OF THE HEALTH EFFECT OF PLANNING THE PHYSICAL

CULTURE AT SCHOOLS

Tamara Sergeyevna Sheptikina, the post-graduate student, Sergey Alekseevich Sheptikin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

The article deals with the problems of improving the adaptive capabilities of schoolchildren during the physical education lessons based on the state control of the regulatory mechanisms, depending on the total amount, and nature of the loads carried out by the modern children. It is shown, that the functional state of the organism is determined by the number of simultaneous factors, among which a high importance is given to the content and intensity of schoolchildren learning activities, recreational activities as well as the environmental factors. A special place in determining the influence of these factors belongs to the motor activity, certain parameters of which worsen the course of the adaptation processes. Motor activity planning during the physical education lessons provides the management of the schoolchildren adaptation abilities, increases the resistance to adverse environmental factors during the certain periods of the school year.

Keywords: health, adaptation capabilities, propulsion, educational and recreational loads, regulatory mechanisms, distribution of motor loads.

ВВЕДЕНИЕ

Функциональное состояние организма, его реакции на внешние раздражители во многом определяется состоянием механизмов регуляции [2, 1, 6]. Количество действующих факторов и их сила постоянно меняется, усиливая или ослабляя величину воздействия на систему регуляторных механизмов, следовательно, меняется и способность организма противодействовать этим факторам. К числу таких постоянно действующих видов нагрузок, переносимых школьниками, относятся учебная и пассивная досуговая деятельность подростков, а к переменным и эпизодически действующим - двигательные нагрузки и простудные инфекции [4].

В последние годы отмечается выраженная цикличность в сезонной инфекционной простудной заболеваемости (ранней осенью и в середине зимы). Эти периоды были определены как «зоны риска» [3], во время которых школы закрываются на карантин в связи с массовой заболеваемостью. По нашему мнению, это свидетельствует о низком адаптационном потенциале подростков.

Одной из причин подобной ситуации, по нашему мнению, является дисбаланс в характере и совокупной величине нагрузок, испытуемых школьниками в переходные периоды, и функциональным состоянием их организма, возникающим при нерациональном планировании учебного процесса в школе, в том числе и по физической культуре. По своим срокам эти периоды совпадают с моментами перехода от длительного отдыха после каникул (летних и зимних) к учебной деятельности.

Обеспечение необходимого уровня адаптационного потенциала у школьников для противодействия неблагоприятным факторам внешней среды является непосредственной функцией планирования учебно-воспитательного процесса. Это предполагает учет действия основных факторов на систему регуляторных механизмов [5] и достигается путем управления направленностью воздействия физических упражнений.

Вышеизложенное позволило сделать предположение, что содержание планирования по физической культуре в школе, особенно в плане распределения нагрузок, как по величине, так и по направленности, не учитывает исходного состояния регуляторных механизмов, его динамики под воздействием учебных нагрузок и досуговой деятельности учащихся и не обеспечивает должной оздоровительной направленности.

Целью данного исследования стало изучение динамики функционального состояния организма школьников при различных вариантах планирования учебного материала по физической культуре в школе с учетом действия внешних неблагоприятных факторов, учебных и досуговых нагрузок.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ходе исследований были изучены документов планирования, проведены опрос учителей физической культуры г. Волгограда по проблеме планирования параметров двигательных нагрузок и оценка состояния регуляторных механизмов по показателям вариабельности сердечного ритма. Интерпретация полученных результатов по показателям ВСР осуществлялась на основе рекомендаций Н.И. Шлык [6].

Исследования проводились на базе средней школы № 99 г. Волгограда. Всего в эксперименте приняло участие 48 учащихся 6-7 классов. В контрольную группу вошли учащиеся 7-х классов, а в экспериментальную - школьники 6-х классов. По уровню физической подготовленности группы были однородными. В 7-х классах уроки физической культуры проводились по сложившейся практике распределения учебного материала, в 6-х классах - по экспериментальной модели. Кроме этого, в экспериментальной группе половина учащихся (ЭГ2) дополнительно выполняла в конце занятия специализированный дыхательно-силовой комплекс упражнений. Эксперимент проводился на протяжении сентября - первой половины октября. Анализ содержания и направленности планирования по физической культуре был проведен на основании изучения документации 18 школ г. Волгограда.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На предварительном этапе был проведено анкетирование учителей физической культуры г. Волгограда по поводу их отношения к планированию величины и направленности физической нагрузки. В результате опроса было выявлено, что ее уровень и направленность в течение учебного периода осуществляются стихийно, не учитывает характера воздействия различных средовых факторов, учебной и досуговой деятельно -сти.

В качестве основного критерия эффективности планирования была выбрана динамика показателей ВСР и уровень респираторной вирусной инфекционной заболеваемости. Вышеизложенное позволило разработать модель планирования двигательных нагрузок на уроках физической культуры (табл. 1).

В ходе анализа исходного уровня состояния регуляторных механизмов, было выявлено, что у наблюдаемой группы в основном преобладала ваготония и эйтония (рис. 1). Оценка функционального состояния организма школьников показала, что большинство из них находились в неблагоприятном функциональном состоянии: более 80% наблюдаемых школьников.

Таблица 1

Модель распределения направленности воздействий физических упражнений с учетом уровня функционального состояния (А) и традиционной схемы (Б)

А)

Учебные периоды I четверть 27 ч II четверть 21 ч III четверть 30 ч IV четверть 24 ч

IX X XI XII I II III IV V

1пол 2 пол 1пол 2 пол

Направленность уроков ФК В, БС, КС КС, Ск-сил КС, Ск-сил КС, Ск-сил В, КС соб. сила БС, КС, В БС, КС, В Ск-сил, Ск Соб. сила, ск-сил., В В, Ск., Ск-сил, Соб сил Ск., Ск-сил,

Величина нагрузки М М Ср Ср Ср М М Ср Ср Ср Ср

Интенсивность ФУ 120130 уд мин 120130 уд/ мин 130140 уд/ мин 140160 уд/ мин 140160 уд/ мин 120130 уд/ мин 120130 уд/ мин 120160 уд/ мин 120160 уд/ мин 120170 уд/ мин 120170 уд/ мин

Проблемныепериоды

(Б)

Направленность уроков ФК Ск., Ск-сил В Ск-сил, КС Ск-сил, КС, В Ск-сил В Ск-сил

Итого 27 21 30 24

Примечание: ск - скоростные способности; ск-сил - скоростно-силовые качества; В - выносливость; КС - координационные способности; БС - быстрая сила; соб.сила - собственно-силовые способности; величина нагрузки - М (малая), Ср (средняя). | | - периоды сезонных заболеваний;

Рис. 1. Распределение учащихся по вегетативному тонусу в начале учебного года по индексу напряжения Р.М. Баевского (ИН)

Аналогично о дисбалансе в состоянии регуляторных механизмов свидетельствовали показатели частотного спектра сердечного ритма (рис. 2). Анализ этого показателя выявил следующее: в контрольной группе, занимавшейся по традиционному варианту планирования, заболело 11 школьников из 23. При этом следует отметить, что по характеру заболевания были выявлены отличия: часть школьников переболела с проявлением температуры, другие - без нее, но с кашлем и насморком. В экспериментальной группе заболеванию всего подверглось 4 человека, входивших в подгруппу ЭГ1, занимавшихся только по экспериментальной модели, в подгруппе ЭГ2 дополнительно выполнявших специализированный комплекс восстановительных упражнений, заболевших не было.

Сопоставление исходного уровня физической подготовленности, характера и направленности двигательной активности, сроков заболеваемости и особенностей ее протекания выявило следующее: при стандартной последовательности прохождения учебного материала высокий уровень двигательной активности школьников в этот период сопровождался более быстрым наступлением заболевания, при умеренном или низком уровне физических нагрузок заболевание отмечалось позднее. Исходный же уровень физической подготовленности в свою очередь оказывал влияние на сроки заболевания: чем

он был выше, тем позже наступал факт заболеваемости, или же заболевание протекало более легко.

I - ваготоники;

- эитоники;

■ симпатикотоники

Рис. 2. Показатели суммарной мощности частотного спектра ВСР у учащихся с различным типом регуляции, (по оси абсцисс - количество школьников)

Изучение динамики показателей ВСР у лиц, заболевших в процессе наблюдений, выявило (рис. 3), что при исходных низких показателях индекса напряжения отмечалось дальнейшее его снижение, причем подобная динамика фиксировалась у 14 человек из 19.

Рис. 3. Тренд изменений показателей ВСР в первые недели учебного года у заболевших

участников контрольной группы

В экспериментальной группе (рис. 4) отмечалась противоположная тенденция, характеризующаяся нормализацией состояния механизмов регуляции.

80,00

10 11 12 13 14

Испытуемые

¡Измерение 1 ■ Измерение 2 Измерение 3 ¡Измерение 4 Измерение 5 Измерение 6

Рис. 4. Тренд изменений показателей ВСР в первые недели учебного года у участников

экспериментальной группы

Сопоставление характера и структуры всех видов деятельности в обеих группах испытуемых и динамики показателей ВСР позволило сделать заключение, что именно изменения в характере двигательной активности в процессе школьной физической культуры привели к нормализации состояния регуляторных механизмов. Этот вывод косвен-

но подтверждает и то обстоятельство, что школьники, входившие в состав контрольной группы и пропускавшие в этот период уроки физической культуры, имели более благоприятную динамику в состоянии регуляторных механизмов.

ВЫВОДЫ

1. Существующая практика планирования по физической культуре в школе фактически не предусматривает управление параметрами двигательных нагрузок, не учитывает степени напряженности учебной деятельности, особенностей проведения досуга вне школы, количество и силу действующих неблагоприятных факторов внешней среды и не имеет серьезного научного обоснования.

2. После каникулярный период сопровождается резким увеличением совокупной нагрузки на организм школьников и сопровождается ухудшением состояния регулятор-ных механизмов.

3. Процесс по физическому воспитанию в школе начинается с использования скоростно-силовых упражнений, оказывающих мощное влияние на состояние регулятор-ных механизмов и ухудшающих протекание адаптационных процессов, и сопровождается ростом инфекционной респираторной заболеваемости.

4. Изменение направленности воздействия физических упражнений и низкий уровень двигательной нагрузки в после каникулярный период способствует нормализации показателей ВСР и повышению адаптационного потенциала организма школьников, снижению респираторной заболеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2006. - 288 с.

2. Гаркави, Л.Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, Т.С. Кузьменко. - М. : Имедис, 1998. - 565 с.

3. Плешакова, О.И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Плешакова О.И. - Волгоград, 1998. - 23 с.

4. Шептикина, Т.С. Направленность физических упражнений как предмет планирования в школьном физическом воспитании / Т. С. Шептикина, С. А. Шептикин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 190-194.

5. Шептикина, Т.С. Режим жизнедеятельности школьников и стратегия планирования физического воспитания / Т.С. Шептикина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2014. - № 4 (10). - С. 44-49.

6. Шлык, Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

REFERENCES

1. Agadzhanjan, N.A., Baevskij, R.M. and Berseneva A.P. (2006), Problems of adaptation and learning about health, publishing house RUDN, Moscow.

2. Garkavi, L.H., Kvakina, E.B. and Kuzmenko, T.S. (1998), Antistress reactions and activation therapy, Imedis, Moscow.

3. Pleshakova, O.I. (1998), Planning exercise to a seasonally adjusted "risk areas" health age children, dissertation, Volgograd.

4. Sheptikina, T.S. and Sheptikin, S.A. (2014), "Orientation of physical exercise as a subject planning in school physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 190-194.

5. Sheptikina, T.S. (2014), "Mode of life and school planning strategy of physical education", Physical education and sports training, No. 4 (10), pp.44-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shlyk, N.I. (2009), The heart rate and regulation type of children, teenagers and sportsmen, publishing House "Udmurt State University", Izhevsk 2009. - 259 p.

Контактная информация: shept1380@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2015.

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД

РФ

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Военный институт физической культуры (ВИФК)

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург; Павел Анатольевич Солдатов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт

внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье рассматриваются показатели влияния занятий различными военно-прикладными физическими упражнениями, приемами и действиями на формирование командных и социально-личностных качеств наиболее значимых для повышения эффективности профессиональной социализации курсантов образовательных организаций внутренних войск МВД РФ. Установлено, что повышение эффективности профессиональной социализации курсантов вызывается как характером их военно-профессионального взаимодействия, так и является следствием активной совместной физкультурно-спортивной деятельности, создающей благоприятные условия для развития командных, лидерских и других проявлениях личности, особенно при выполнении сложных физических упражнений, выполняемых в составе подразделений (марш-броска, преодоление водных преград и других препятствий). Совместное выполнение комплексных физических упражнений, испытание и преодоление трудностей, особенно при совершении марш-бросков с оружием и снаряжением, групповых рукопашных схватках и выполнение нормативов по комплексу упражнений в составе подразделений, где требуются трудолюбие, выдержка, товарищеская взаимопомощь, ответственность, коллективизм - все это, позволяет изменить направленность межличностных отношений, укрепить войсковое товарищество, развивать личностные и лидерские качества у курсантов.

Ключевые слова: профессиональная социализация, командные и социально-личностные качества, курсанты, внутренние войска МВД РФ, военно-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p192-

INFLUENCE OF OCCUPATIONS OF MILITARY AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION ON FORMATION OF THE COMMAND AND SOCIAL AND PERSONAL QUALITIES AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE

RUSSIAN FEDERATION Valery Aleksandrovich Shchyogolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Pavel Anatolevich Soldatov, the competitor, St. Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

The article considers the indicators of influence of occupations of the different military applied physical exercises, actions on formation of the command and social and personal qualities considered as the most significant for increase of efficiency of the professional socialization of cadets of the educational organizations of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. It is established that increase of efficiency of the professional socialization of cadets is caused as by nature of their military and professional interaction, and is considered as the consequence of the vigorous joint sports activity creating favorable conditions for development of the team, leader and other manifestations of the personality, especially when performing the difficult physical exercises which are carried out as a part of divisions (a battle march, overcoming of water barriers and other obstacles). Joint performance of the complex physical exercises, tests and overcoming of difficulties, especially at commission of the battle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.