Научная статья на тему 'Особенность методики применения физических упражнений для школьников с разным типом вегетативной регуляции'

Особенность методики применения физических упражнений для школьников с разным типом вегетативной регуляции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / АВТОНОМНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СИМПАТИЧЕСКИЙ И ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / CARDIOVASCULAR SYSTEM / AUTONOMOUS REGULATION / CENTRAL REGULATION / FUNCTIONAL CHARACTERISTICS / THE SYMPATHETIC AND PARASYMPATHETIC DIVISION OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович

В условиях учебного процесса общеобразовательных школ оценивались типы вегетативной регуляции школьников с помощью прибора пульсоксиметр «ЭЛОКС-01С2» до и после урока физической культуры. Учитывая, определенный тип вегетативной регуляции школьников и корректируя физическую нагрузку, предупреждали дезрегуляторные проявления организма учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелик Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF THE METHODS OF PHYSICAL EXERCISES USAGE FOR PUPILS WITH DIFFERENT TYPES OF VEGETATIVE REGULATION

The types of vegetative regulation of pupils were evaluated with the help of the device oximeter “ELOKS-01 С 2” before and after physical culture lesson in the conditions of secondary schools’ educational process. Thinking about a certain type of schoolchildren’ vegetative regulation and correcting the physical load we warned desregular manifestation of students’ body.

Текст научной работы на тему «Особенность методики применения физических упражнений для школьников с разным типом вегетативной регуляции»

УДК: 796.011.3:612 ББК: 75.1:28.073

Горелик В.В.

ОСОБЕННОСТЬ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Gorelik V. V.

THE PECULIARITY OF THE METHODS OF PHYSICAL EXERCISES USAGE FOR PUPILS WITH DIFFERENT TYPES OF VEGETATIVE REGULATION

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, автономная регуляция, центральная регуляция, функциональные характеристики, симпатический и парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

Keywords: cardiovascular system, autonomous regulation, central regulation, functional characteristics, the sympathetic and parasympathetic division of the autonomic nervous system.

Аннотация: в условиях учебного процесса общеобразовательных школ оценивались типы вегетативной регуляции школьников с помощью прибора пульсоксиметр «ЭЛОКС-01С2» до и после урока физической культуры. Учитывая, определенный тип вегетативной регуляции школьников и корректируя физическую нагрузку, предупреждали дезрегуляторные проявления организма учащихся.

Abstract: the types of vegetative regulation of pupils were evaluated with the help of the device oximeter “EL0KS-01C2” before and after physical culture lesson in the conditions of secondary schools ’ educational process. Thinking about a certain type of schoolchildren’ vegetative regulation and correcting the physical load we warned desregular manifestation of students’ body.

Актуальность исследования. Дальнейший научно-технический прогресс общества, сохранение цивилизации все больше и больше зависят от здоровья подрастающего поколения. Это позволит в будущем быть квалифицированным специалистом и отвечать задачам своего времени. По информации Минздрава РФ за 2012 год, среди школьников, прошедших диспансеризацию, первую группу здоровья имеют лишь 16,4%, вторую - 54,3%, к третьей группе здоровья причислены 24,2% учащихся, у которых выявлены хронические заболевания1.

Большое значение в формировании здоровья учащихся имеет правильная организация учебного процесса в общеобразовательной школе2.

По мнению Н.И. Шлык, учителям физической культуры чрезвычайно важно сле-

1 Александрова, Н.Э. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок / Н.Э. Александрова, М.И. Степанова // ЗНИСО. - 2003. - № 9. - С. 21.

2 Громбах, С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / С.М. Громбах. - М.: Медицина, 1988. - С. 131-139.

дить за степенью переносимости физических нагрузок не только по частоте сердечных сокращений, но и учитывая состояние регуляторных систем3.

Р.М. Баевский, А.Р. Галлеев, Н.И. Шлык убеждены, что это позволит объективно оценивать функциональное состояние и адаптивные возможности организма школьников, обеспечит максимально экономное функционирование сердца в покое и обусловит достижение высоких функциональных показателей при физической нагрузке4.

Проведенное исследование направлено на повышение эффективности оздоровительной направленности учебного процесса,

3 Шлык, Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей / Н.И. Шлык. - Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет, 1991. - 417 с.

4 Баевский, P.M. Научно-теоретические основы использования анализа вариабельности сердечного ритма для оценки степени напряжения регуляторных систем организма / Р.М. Баевский // Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий : тез. докл. Междунар. симп. (Россия, г. Москва, 27-30 апр.

1999 г.). - М., 1999. - С. 116-119.

предупреждение дезрегуляторных проявлений организма школьников и сохранение их здоровья.

Цель исследования: изучить влияние физических упражнений на учащихся с центральным контуром Ц-я и П-я группы) и автономным контуром (Ш-я и IV группы) вегетативной регуляции.

Основные задачи исследования:

1. Изучить особенности психофизиологических показателей школьников при разных режимах двигательной активности на уроке физической культуре.

2. Подобрать необходимую двигательную активность школьников с центральным контуром и автономным контуром вегетативной регуляции на уроке физической культуры.

Методы и организация исследования

Исследование показателей кардиорес-пираторной системы школьников с помощью пульсоксиметра «ЭЛОКС-01С2» проходило с сентября 2010 по май 2011 г. в общеобразовательных школах г. Тольятти МОУ № 90 и школе МОУ № 5.

В исследовании приняли участие школьники (128 учащихся). В одинаковых условиях происходила регистрация пульсовой волны прибором «ЭЛОКС» в экспериментальной группе школы № 90 (64 школьника) и в контрольной группе школы № 5 (64 учащихся) до и после урока физической культуры.

На первом этапе исследования (сентябрь 2010 г.) была изучена научная литература, проведены педагогические наблюдения, подобраны методики для проведения эксперимента.

На втором этапе (октябрь-декабрь 2010 г.) происходила регистрации пульсовой волны с одного из пальцев кисти прибором «ЭЛОКС» с применением оптических излучателей и фотоприемника учащихся.

На третьем этапе (январь 2011 г.) происходила обработка полученных данных, их систематизация.

Результаты исследования

По результатам было установлено, что школьники в экспериментальной и

контрольной группах значительно не отличались по типу вегетативной регуляции сердечного ритма в начале эксперимента. Соотношение типов вегетативной регуляции на начало эксперимента в экспериментальной группе УПЦР (I группа) - 19,5%, в контрольной 17,5%; ВПЦР (II группа) - 19% в экспериментальной, в контрольной -19%; УПАР (III группа) - в основной группе -43,5%,в группе сравнения - 43,5%; ВПРА (IV группа) в экспериментальной - 18%, в контрольной - 20% (рисунок 1).

Функциональные показатели различных типов регуляции сердечного ритма на начальном этапе эксперимента (до и после урока физкультуры)

Анализируя показатели частоты сердечных сокращений за период проведения исследования, мы наблюдаем примерно одинаковые показатели (ЧСС) в начале эксперимента как в контрольной, так и экспериментальной группах у всех четырех типов вегетативной регуляции, показатели различались (ЧСС) по типам регуляции: так, у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели в экспериментальной группе составляли (87,02±1,2) в контрольной группе (87,7±1,3); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, средние показатели составляли (85,8±1,04) в экспериментальной и (87,42±0,75) в контрольной группе; УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли (73,4±1,4) в экспериментальной и (71,9±0,6); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели, были в пределах (68,4±1,5) в экспериментальной и (70,9±1,5). Данные результаты свидетельствуют о примерно одинаковых функциональных характеристиках детей обеих групп на момент начала исследования как в начале, так и в конце урока физической культуры.

Показатель активности парасимпатического звена вегетативной регуляции (RMSSD, мс) в наблюдаемых группах на начало и конец урока физической культуры значительно так же не отличались, различие (RMSSD, мс) наблюдалось только по типам

Рисунок 1 - Различия в средних показателях ВСР у школьников, занимающихся по программе «Спортивный выбор» и занимающихся по обычной учебной программе, экспериментальная группа школы № 90 и контрольная школы № 5 в начале урока физкультуры

от 11 до 16 лет в начале эксперимента (осень)

вегетативной регуляции и были следующими: так у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели в экспериментальной группе составляли (3 8,1 ±0,8), в контрольной группе (36,8±0,8); у ВПЦР (IIгруппа) -выраженное преобладание центральной ре-

гуляции, средние показатели составляли в экспериментальной группе (30,8±1,1) в контрольной (25±1,3); УПАР (III группа) -умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли в основной группе (65,3±1,9), в группе сравнения (65,9±1); ВПРА (IV группа) - выраженное

преобладание автономной регуляции, показатели были в экспериментальной в пределах (120,4±6,9) и в контрольной (123,7±8,66). Данные результаты (RMSSD, мс) свидетельствуют о примерно одинаковых показателях функциональных характеристиках активности парасимпатического звена вегетативной регуляции детей обеих групп как в начале, так и в конце урока физической культуры

Активность симпатического звена регуляции (Amo50%/ 50МС) в наблюдаемых группах на начало и конец урока физической культуры значительно так же не отличались, различие (Amo50%/ 50МС) наблюдалось только по типам вегетативной регуляции и были следующими: так у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции средние показатели в экспериментальной группе составляли (50,2±1,2) в контрольной группе (48,8±0,8); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции средние показатели составляли (65,1±1,2) в экспериментальной и (65±0,7) в контрольной группе; УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции результаты составляли (31,9±0,9) в экспериментальной и (31,4±0,75); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели были в пределах (23,4±0,7) в экспериментальной и (19,2±0,8). Данные результаты (Amo50%/ 50МС) свидетельствуют о примерно одинаковых показателях функциональных характеристиках активности симпатического звена вегетативной регуляции детей обеих групп в начале так и в конце урока физической культуры. Изначально функциональные характеристики были равными.

Данные индекса напряжения регуляторных систем ^) в наблюдаемых группах на начало, и конец урока физической культуры были примерно равными, различие ^) наблюдалось только по типам вегетативной регуляции, и были следующими: так у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции средние показатели в экспериментальной группе составляли (144,3±12,4) в контрольной группе (150,5±10,8); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регу-

ляции средние показатели составляли

(301,2±11,3) в экспериментальной и

(293±53,4) в контрольной группе; УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции результаты составляли (46,6±2,2) в экспериментальной и (50,3±2,5); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели были в пределах (14,6±1) в экспериментальной и (14,1±1,16). Данные результаты ^) свидетельствуют о примерно одинаковых показателях функциональных характеристиках детей обеих групп в начале так и в конце урока физической культуры, но при анализе можно обратить внимание на наиболее высокий индекс напряжение у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, по сравнении с другими группами. Это необходимо учитывать при работе с данной категорией школьников.

Показатели суммарной мощности спектра ВСР (ТР, мс2) в наблюдаемых группах в своих диапазонах незначительно отличались друг от друга до и после урока физической культуры. Так, у УПЦР (I группа)

- умеренное преобладание центральной регуляции средние показатели в экспериментальной группе составляли (2140,3±87) в контрольной группе (2132,9±65,4); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции средние показатели составляли (1029,3±46) в экспериментальной и (1036,6±90) в контрольной группе; УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции результаты составляли (4207,2±253,2) в экспериментальной и (4169,3±49,8); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели были в пределах (11065,4±455) в экспериментальной и (10739,6±180,91). Результаты (ТР,мс2) изменяются однонаправлено при возрастании ^) наблюдается уменьшение показателей (ТР,мс2), при уменьшении ^) характерно увеличение суммарной мощности спектра ВСР. Самые низкие показатели (ТР,мс2) наблюдались у ВПЦР (II группа) выраженное преобладание центральной регуляции, самые высокие показатели характерны для ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели.

Поскольку наблюдаются самые низкие значение индекса напряжения ^).

Функциональные показатели различных типов регуляции сердечного ритма на конечном этапе эксперимента (до и после урока физкультуры)

Показатели частоты сердечных сокращений в конце исследования были следующему: так, у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели в экспериментальной группе в начале урока составляли

(85,7±1,4), в контрольной группе

(88,3±1,04), в конце урока в экспериментальной группе (106,8±2,5), в контрольной группе (117,3±0,83); у ВПЦР (II группа) -выраженное преобладание центральной регуляции, в экспериментальной группе в начале урока составляли (84,3±1,1), в контрольной (87,3±0,8), в конце урока в экспериментальной группе (103,6± 1,1), в контрольной (115±2); УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции, в экспериментальной группе на начало урока физкультуры результаты составляли (72,6±0,3), в контрольной группе (78±0,44), в конце урока в основной группе (99,4±2,8), в группе сравнения (109,3±3,6); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции, в экспериментальной группе в начале урока показатели были в пределах (67,6±0,9), в контрольной (72,8±1,08), в конце урока в экспериментальной группе (90,9±2,6), в контрольной (97±2,1). Данные результаты свидетельствуют о примерно одинаковых функциональных характеристиках детей обеих групп на момент начала исследования, хотя незначительно результаты лучше в экспериментальной группе в конце урока, наблюдаются меньшие показатели ЧСС в конце урока в основной группе, что говорит о более лучших адаптационный показателях детей, занимающихся по разным режимам двигательной активности в сравнении с контрольной группой. В начале урока показатели ЧСС отличаются незначительно, это возможно, потому что дети приходят на урок физкультуры с других предметов и не всегда восстанавливаются эмоционально.

Активность парасимпатического звена

вегетативной регуляции (RMSSD, мс) в конце эксперимента в наблюдаемых группах на начало и конец урока физической культуры были следующими: так, у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели до урока в экспериментальной группе составляли (32,1±1,5), в контрольной группе (31±2,9), в конце урока в экспериментальной группе (25,2±2,2) и в контрольной (19,8±1,6); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, средние показатели составляли в экспериментальной группе (30,9±1,3), в контрольной (27,3±2,5), в конце урока в экспериментальной группе (21,6±2,16), в контрольной (17,7±1,25). УПАР (III группа) -умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли в экспериментальной группе (75,1±4,3), в контрольной (64±3,9), в конце урока в экспериментальной (45,4±3,7) и контрольной (34,9±4); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции, показатели наблюдались в пределах в экспериментальной группе (123,4±5,7) и в контрольной в начале урока (110±9,2), в конце урока (90±7,3) и контрольной (81,6±6,5). Данные результаты (RMSSD, мс) свидетельствуют о повышенных показателях в экспериментальной группе вследствии более низких показателей индекса напряжения регуляторных систем ^), и низких показателей в контрольной группе вследствие более высокого значения ^).Это говорит о лучшей организованности функциональных показателях основной группы школьников.

Показатели активности симпатического звена регуляции (Amo50%/ 50МС) в наблюдаемых группах в конце эксперимента были следующими: так, у УПЦР (I группа) -умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели в экспериментальной группе в начале урока составляли (40,9±4,9), в контрольной группе (47,9±3,7), в конце урока (60,6±3,8) в контрольной группе (68±2,5); у ВПЦР (IIгруппа) - выраженное преобладание центральной регуляции, средние показатели составляли (64,5±1,2) в экспериментальной и (67,9±1,7) в контрольной группе после урока физкультуры в экспериментальной

(76,7±2,6) и контрольной (67,9±0,7); УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли в начале урока в основной группе (32,1±0,9), в группе сравнения (31,1±1,83) и в конце урока (52,8±3,6) в экспериментальной и (58,6±4,6); ВПРА (IV группа) -выраженное преобладание автономной регуляции показатели в начале урока были в основной школе в пределах (18,6±1,1) в контрольной (22,6±0,49) в конце урока, в основной школе (28,7±1,25), в школе сравнения (34,3±1,8).

Данные результаты свидетельствуют о низких показателях (Amo50%/ 50МС) в экспериментальной школе и высоких в контрольной школе. В зависимости от индекса напряжения регуляторных систем ^) происходит снижение или увеличение показателя (Amo50%/ 50МС). В контрольной группе наблюдается увеличение показателя (Amo50%/ 50МС) вследствие более высокого показателя индекса напряжения регуляторных систем ^).

Данные индекса напряжения регуляторных систем ^) в наблюдаемых школах на начало и конец урока физической культуры были следующими: так, у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции, средние показатели в экспериментальной группе составляли (136,5±14,8), в контрольной группе (138,2±14,6), в конце урока в экспериментальной (258,7±18,7), в контрольной группе (362,7±53,5); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, средние показатели в начале урока составляли (273,6±14,7) в экспериментальной и (309,6±10,4) в контрольной группе, в конце урока (332,4±17,3) в экспериментальной и (435±25,8) в контрольной группе; УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли в начале урока в экспериментальной школе (41,4±2,3), в контрольной (50,7±3,7), в конце урока (158,8±36) в экспериментальной и (234,6±39,1); ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции, показатели были в экспериментальной в пределах (13,9±1,04), в контрольной (17,2±1,12), в конце урока (129,6±15,4) и контрольной (193,2±13,08).

У УПАР (III группа) умеренное преобладание автономной регуляции, не наблюдается такого перенапряжения регуляторных систем, как у 1 - 2 типа, что позволяет говорить о более высоких показателях адаптивных и резервных возможностей организма детей.

Показатели суммарной мощности

спектра ВСР (ТР, мс2) в наблюдаемых группах в своих диапазонах на начало и конец урока физической культуры были следующими: так, у УПЦР (I группа) - умеренное преобладание центральной регуляции,

средние показатели в экспериментальной группе составляли (2274,5±51), в контрольной группе (2172,5±153,9), в конце урока (1292±70), в контрольной группе (1050,7±124,5); у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, средние показатели составляли

(1342,2±69,7) в экспериментальной и (1163,7±123,7) в контрольной группе, в конце урока (1180,8±42,3) в экспериментальной и контрольной (945,1±62,8); УПАР (III группа) - умеренное преобладание автономной регуляции, результаты составляли в начале урока в экспериментальной школе (4715,7±171,9), в контрольной (4343±119,4), в конце урока (1919,1 ±575) в экспериментальной, (1515,6±316) в контрольной; ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции показатели были в начале урока физкультуры в пределах (12076,3±510,7) в экспериментальной и (10631,9±309) в контрольной и в конце урока физкультуры (3962,6±199,3) в экспериментальной и (3572,4±158,1) в контрольной.

Результаты (ТР, мс2) изменяются однонаправленно, при возрастании ^) наблюдается уменьшение показателей (ТР, мс2), при уменьшении ^) характерно увеличение суммарной мощности спектра ВСР. Самые низкие показатели (ТР, мс2) наблюдались у ВПЦР (II группа) - выраженное преобладание центральной регуляции, самые высокие показатели характерны для ВПРА (IV группа) - выраженное преобладание автономной регуляции. Поскольку наблюдаются самые низкие значение индекса напряжения ^).Оптимальные показатели (ТР, мс2) наблюдаются в УПАР (III группа) -

умеренное преобладание автономной регу- ной деятельности без напряжения системы

ляции позволяет школьником с этим типам управления (рисунок 2).

регуляции достигать оптимума двигатель-

Рисунок 2 - Различия в средних показателях ВСР у школьников, занимающихся по программе «Спортивный выбор» и занимающихся по обычной учебной программе (M+m), экспериментальная группа школы № 90 и контрольная школы № 5 в конце урока физкультуры от 11 до 16 лет в конце эксперимента (весна)

Вид физической нагрузки отражается на показателях ВСР. Меняя методику применения физических упражнений, включая силовые нагрузки, упражнений на расслабление, и наоборот, выполнение скоростных и скоростно-силовых нагрузок позволяет корректировать учебный процесс и не допускали переутомление детей1.

Соотношение типов регуляции в конце эксперимента:

- УПЦР (I группа): в экспериментальной группе - 11%, в контрольной 19,5%;

- ВПЦР (II группа): в эксперимен-

тальной группе - 7%, в контрольной -18,5%;

- УПАР (III группа): в основной группе - 69%, в группе сравнения - 44%;

- ВПАР (IV группа): в экспериментальной группе - 13%, в контрольной -18%.

Из результатов исследования видно, что в экспериментальной школе по рассмотренным типам вегетативной регуляции - УПЦР (I группа), ВПЦР (II группа),

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова, Н.Э. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок / Н.Э. Александрова, М.И. Степанова // ЗНИСО. - 2003. - № 9. - С. 21-25.

2. Баевский, P.M. Научно-теоретические основы использования анализа вариабельности сердечного ритма для оценки степени напряжения регуляторных систем организма / Р.М. Баевский // Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий : тез. докл. Меж-дунар. симп. (Россия, г. Москва, 27-30 апр. 1999 г.). - М., 1999. - С. 116-119.

3. Горелик В.В. Особенности адаптационных показателей сердечно-сосудистой систем школьников, занимающихся физической культурой // Вестник ОГУ. - 2011. - № 5. - С. 102-106.

4. Галеев, А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / А.Р. Галеев. - Новосибирск, 1999. - 21 с.

5. Громбах, С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / С.М. Громбах. - М.: Медицина, 1988. - С. 131-139.

6. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

7. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет, 2009. - С. 5-254.

1Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. -Ижевск: ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет, 2009. - С. 5-254.

2Горелик, В.В. Особенности адаптационных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, занимающихся физической культурой // Вестник ОГУ. - 2011. - № 5. - С. 102-106.

ВПАР (IV группа) - наблюдаются пониженные значения. Кроме того, отмечено большее количество школьников с типом вегетативной регуляции УПАР (III группа), что является показателем наиболее оптимального режима функционирования организма школьников2.

Выводы

1. В начале исследования показатели обеих групп, контрольной и экспериментальной, значительно не отличались по кар-диореспираторным показателям, на конец исследования в экспериментальной группе наблюдались более экономичные показатели психофизиологических характеристик в сравнении с контрольной.

2. С учетом разной методики применения физических упражнений на конец исследования установлена положительная динамика физиологических показателей для школьников с разным типом вегетативной регуляции в экспериментальной группе в сравнении с контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.