Научная статья на тему 'Направленность физических упражнений как предмет планирования в школьном физическом воспитании'

Направленность физических упражнений как предмет планирования в школьном физическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СЕЗОННЫЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ И УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептикина Тамара Сергеевна, Шептикин Сергей Алексеевич

Статья рассматривает роль планирования в обеспечении оздоровительной направленности физического воспитания школьников, обосновывается необходимость планирования направленности воздействия физических упражнений в ходе уроков физической культуры в различные периоды учебного года для формирования высокой степени устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды с учетом учебной деятельности школьника. Показано, что суммарная нагрузка, получаемая школьниками в ходе учебного процесса, зачастую превосходит их адаптационные возможности, приводит к росту заболеваемости, особенно сезонного происхождения. Управление функциональным состоянием школьников посредством изменения направленности воздействия физических упражнений в ходе учебного процесса и создание соответствующих резервов целесообразным, так как повышает оздоровительную эффективность школьной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шептикина Тамара Сергеевна, Шептикин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directionality of the physical exercises as a subject of the planning of school physical education

The most significant result in physical culture is human health, the high level of its defense forces to counteract the adverse environmental factors, including those of seasonal nature. Matching the level of the functional state of the body, total student strength with external factors is possible only under the regulation of the physical and mental stress. Achieving this goal can be done by proper planning process of the physical education, its orientation to the influence of seasonal environmental factors. The existing practice of the distribution of physical exercises during the school year at the school is accompanied by the negative changes in the state regulatory body systems, disruption of adaptation processes and the increasing incidence of problematic periods in the school year.

Текст научной работы на тему «Направленность физических упражнений как предмет планирования в школьном физическом воспитании»

2. Gavronina, G.A. (2009), Methods of complex application of static exercises during physical education classes students of special medical group, dissertation, Kama state Academy of physical culture, sport and tourism, Naberezhnye Chelny, Russian Federation.

3. Titov, S.V. "Application of the complex of power exercises for improving the physical and functional state of the students with vascular dystonia of the hypotonic type", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 154-159.

4. Fedjakin A.A., Kortava, Zh.G. and Fedjakina, L.K. (2010), "The efficiency of complex use of physical training in sanatorium conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64. No. 6, pp. 96-99.

Контактная информация: faart@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2014.

УДК 372.879.6

НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК ПРЕДМЕТ ПЛАНИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Тамара Сергеевна Шептикина, аспирантка, Сергей Алексеевич Шептикин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)

Аннотация

Статья рассматривает роль планирования в обеспечении оздоровительной направленности физического воспитания школьников, обосновывается необходимость планирования направленности воздействия физических упражнений в ходе уроков физической культуры в различные периоды учебного года для формирования высокой степени устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды с учетом учебной деятельности школьника. Показано, что суммарная нагрузка, получаемая школьниками в ходе учебного процесса, зачастую превосходит их адаптационные возможности, приводит к росту заболеваемости, особенно сезонного происхождения. Управление функциональным состоянием школьников посредством изменения направленности воздействия физических упражнений в ходе учебного процесса и создание соответствующих резервов целесообразным, так как повышает оздоровительную эффективность школьной физической культуры.

Ключевые слова: здоровье, сезонные неблагоприятные факторы внешней среды, физические и умственные нагрузки, направленность воздействия физических упражнений, планирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p190-194

DIRECTIONALITY OF THE PHYSICAL EXERCISES AS A SUBJECT OF THE PLANNING OF SCHOOL PHYSICAL EDUCATION

Tamara Sergeevna Sheptikina, the post-graduate student, Sergey Alekseevich Sheptikin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Culture

Annotation

The most significant result in physical culture is human health, the high level of its defense forces to counteract the adverse environmental factors, including those of seasonal nature. Matching the level of the functional state of the body, total student strength with external factors is possible only under the regulation of the physical and mental stress. Achieving this goal can be done by proper planning process of the physical education, its orientation to the influence of seasonal environmental factors. The existing practice of the distribution of physical exercises during the school year at the school is accompanied by the negative changes in the state regulatory body systems, disruption of adaptation processes and the increasing incidence of problematic periods in the school year.

Keywords: health, seasonal environmental factors, physical and mental stress, focus of the impact

of physical exercise plan.

ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Физическая культура» занимает особое положение в учебном плане школы. С одной стороны, это учебный предмет, направленный на освоение учащимися ценностей физической культуры в виде знаний и умений, с другой стороны - это система, долженствующая способствовать укреплению здоровья школьника, защитных сил его организма. Данные целевые установки присутствуют при описании роли физической культуры во всех основных учебных пособиях, от советских до современных российских. Однако, высокий уровень сезонной заболеваемости, недостаточная физическая подготовленность многих школьников свидетельствуют о том, что в настоящий момент школьная физическая культура не справляется с одной из своих важнейших задач.

Высокий уровень нагрузок различного рода, сопровождающих жизнь современных школьников, не способствует поддержанию здоровья, вызывает снижение адаптационного потенциала, защитных сил организма, причем, в этом процессе доминируют психические воздействия [8], связанные с учебной деятельностью. Если уровень психических и физических нагрузок в течение учебного года остается относительно постоянным, то воздействие средовых факторов является величиной переменной, усиливая и ослабевая свое воздействие в различные периоды учебного года.

Устранение данного противоречия возможно лишь при приведении в соответствие уровня функционального состояния организма школьника силе суммарного воздействия внешних факторов, достигаемое при регулировании физических и умственных нагрузок. Достижение этой цели может быть достигнуто при соответствующем планировании процесса физического воспитания, его направленности с учетом влияния сезонных неблагоприятных факторов внешней среды. Сложившаяся практика распределения физических упражнений в течение учебного года в школе сопровождается негативными изменениями в состоянии регуляторных систем организма, срывом процессов адаптации и ростом заболеваемости в проблемные периоды учебного года.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Физическое воспитание представляет собой достаточно сложную педагогическую систему, эффективность которой определяется не столько особенностями составляющих ее элементов, но, прежде всего последовательностью их использования. Совершенствование системы является обязательным условием повышения ее эффективности. Однако, в построении процесса физического воспитания школьников мало что изменилось за последние 20 лет. Прежде всего, это связано с планированием данного процесса.

Попытки переломить негативные тенденции начались еще в начале 90-х годов, когда была предложена концепция «конверсии высоких технологий спортивной тренировки и организации спортивной деятельности в теорию и практику физического воспитания и спорта для всех» [1] для создания резервных возможностей организма и на этой основе обеспечение высокого уровня здоровья для детей школьного возраста. Обращение к теории и практике спортивной тренировки было связано с тем, что там был накоплен огромный потенциал методических подходов по развитию физических качеств, однако, это многообразие использовалось достаточно односторонне и касалась, прежде всего, методик по направленному развитию физических способностей с использованием различных видов спорта и физических упражнений.

Наличие подобной тенденции объясняется существующим представлением о том:

• что со снижением двигательной активности ухудшаются способности организма к адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, являющейся одним из важнейших критериев здоровья;

• что здоровье человека и уровень его физической подготовленности имеют прямую зависимость;

• что адаптация каждого организма обеспечивается благодаря мобилизации имеющихся у него морфофункциональных резервов, высокий уровень которых способствует протеканию приспособительных перестроек на более низком уровне.

Однако, здоровье и его связь с физическими кондициями человека не имеет прямолинейной зависимости: на это впервые обратил внимание Н.Н. Визитей, анализируя дефиниции здоровья, показал, что «достаточно точным свидетельством здоровья не может быть само по себе соответствие характеристик функционирования человеческого организма определенной формально установленной медико-биологической, а, вообще говоря, и какой-либо другой внешней норме» [3, с. 3-4]. В обычных условиях организм человека задействует лишь незначительную часть возможной функциональной производительности систем и органов, а экстремальные условия, адаптация к которым требует значительного напряжения всех систем организма, встречаются крайне редко.

Анализ методических рекомендаций по вопросу развития физических качеств показывает, что они ограничиваются лишь следующими замечаниями: «... обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока», и также «... использование двух режимов нагрузки - развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин)...» [4, с. 11]. Что делать и когда делать определяет сам преподаватель, однако, далеко не у всех достаточная квалификация, и, соответственно, это не позволяет полноценно решать поставленные задачи.

Представленные данные позволяют предположить, что проблема заключается не столько в уровне воздействия физических упражнений, сколько в порядке их использования. Именно эта конверсионная составляющая спортивного опыта, на наш взгляд, и позволяет наметить подходы к решению задачи укрепления здоровья. Еще в 1985 году Ю.В. Верхошанский [2] отметил, что одним из важнейших элементов тренировочного процесса является его планирование, реализуемое через программирование и организацию тренировочного процесса и представляющее собой цепь последовательных этапов, обеспечивающих достижение необходимого результата.

Главным моментом в этом заключении является достижение необходимого функционального состояния к запланированному сроку и на этой основе показывание заданного спортивного результата.

Физическое воспитание от спорта отличается целевыми установками. Поэтому в физическом воспитании, с учетом вышесказанного, главным является не просто состояние здоровья человека, а конкретно его способность в определенное время противостоять суммарному действию одного или нескольких неблагоприятных факторов внешней среды и особенностей жизнедеятельности.

Для устранения сложившегося противоречия следует определить, что может выступать в качестве основного объекта планирования в области физического воспитания. Таким предметом для планирования, на наш взгляд, может выступать достижение определенного уровня функционального состояния организма, обеспечивающего необходимую степень его устойчивости к воздействию средовых факторов (учебных и физических нагрузок) в проблемные периоды учебного года, в том числе и неблагоприятных. Несмотря на разнообразие подходов в выборе критериев здоровья, главным из них является отсутствие заболеваний.

На состояние устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и режима жизнедеятельности влияет целый комплекс факторов: уровень физических нагрузок [6]; уровень психических нагрузок [7]; сезонные эпидемиологические факторы. При этом последний фактор является периодически действующим.

Роль психических нагрузок особенно видна при оценке учебной нагрузки школьников. Считается, что ее уровень в последние годы значительно превышает адаптационные возможности организма школьников и сопровождается ростом заболеваемости различной этиологии. Но на первом месте стоит сезонная заболеваемость, которая в послед-

ние годы стала двухцикловой: ранней осенью и зимой.

Проявление вспышки заболеваемости в эти периоды, наряду с другими причинами, можно объяснить и резким возрастанием нагрузок различной природы после продолжительных летних и зимних каникул, вызывающих существенный дисбаланс в протекании адаптационных процессов в организме и сопровождающийся их срывом.

Это обстоятельство особенно важно при разработке планирования содержания и направленности физического воспитания в течение учебного года.

Планирование величины и направленности физических нагрузок может быть осуществлено двумя вариантами [2]: равномерным и концентрированным. Применение каждого из них связано с особенностями календарного периода и знанием не только возможного характера оперативного влияния на организм школьника, но и изменениями функционального состояния в долгосрочном плане [5].

Проведенный анализ направленности физических упражнений в процессе физического воспитания (табл. 1) в 16 школах г. Волгограда показал, что в проблемные периоды учебного года отмечается именно скоростно-силовая направленность процесса физического воспитания, и в эти же сроки наблюдается рост заболеваемости школьников.

Таблица 1

Распределение программного материала и направленности воздействий физических

упражнений

Учебные периоды Кол-во часов I четверть 27 ч II четверть 21 ч III четверть 30 ч IV четверть 24 ч

Направленность уроков ФК Ск-сил В Ск-сил, КС Ск-сил, КС, В Ск-сил В Ск-сил

Проблемные периоды

Итого 102 27 21 30 24

Примечание: Ск-сил - скоростно-силовые качества; В - выносливость; КС - координационные способности, I I - периоды сезонных заболеваний.

ВЫВОДЫ

1. Эффективность учебного процесса по физической культуре в школе в значительной степени определяется текущим функциональным состоянием организма ребенка, и, прежде всего, устойчивостью к воздействию средовых факторов, в том числе и неблагоприятных.

2. Существующая система планирования в школьном физическом воспитании не учитывает суммарного воздействия различных видов деятельности учащихся школ (учебной и физической нагрузки), а также неблагоприятных факторов внешней среды.

3. Скоростно-силовая направленность физических упражнений, совпадающая по времени с периодами инфекционной активности, сопровождается срывом процессов адаптации и ростом простудной заболеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-22.

2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физическая культура и спорт, 1985. - 176 с.

3. Визитей, Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско-антропологический аспект проблемы) / Н.Н. Визитей // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 9. - С. 3-6.

4. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.И. Лях. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 104 с.

5. Шептикин, С.А. Оценка динамики функционального состояния учащихся средних

классов / С.А. Шептикин, Т.С. Шептикина // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием (25 апреля 2012 г.). - Воронеж, 2012. - С. 215-219.

6. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 259 с.

7. Яковлев, В.П. Психологическая нагрузка и здоровье человека / В.П. Яковлев // Теория и практики физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 50-53.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (1993), "High-tech sports training conversion as the current direction of improving physical education and sport for all", Theory and practice ofphysical culture, No 4, pp. 21-22.

2. Verkhoshansky, Y.V. (1985), Programming and organization of the training process, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.

3. Vizitei, N.N. (2008), "Physical education and health athlete (philosophical- anthropological aspect of the problem)", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 3-6.

4. Lyakh, V.I. (2013), Physical Culture. Work programs. Subject line textbooks M.Ya. Vilenskogo, V. I. Lyaha. Grades 5-9: Handbook for teachers of General education organizations, publishing house "Education", Moscow.

5. Sheptikin, S.A. and Sheptikina, T.S. (2012), "Assessment of the middle school students functional state dynamics", Biomedical and pedagogical bases of adaptation, sports activities and a healthy lifestyle. Materials of the All-Russia. zaoch.nauch. - practical conference . with international. participation (25 April), publishing house "Voronezh FSEIHPE USIC", Voronezh, pp. 215-219.

6. Shlyk, N.I. (2009), Heart rate and the regulation type of children, adolescents and athletes, publishing house "Udmurt University", Izhevsk.

7. Yakovlev, V.P. (2006), "Psychological stress and health", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 50-53.

Контактная информация: shept1380@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2014.

УДК 612.76

ИССЛЕДОВАНИЕ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РЫВКОВОЙ ТЯГИ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Сеит Муратович Эрикенов, кандидат педагогических наук, доцент, Мурат Магометович Эбзеев, доктор педагогических наук, профессор, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В статье рассмотрены эмпирические аспекты и результаты исследования биомеханических параметров рывковой тяги атлетами-гиревиками в различных режимах сопротивления, в условиях использования тренажерного устройства «Улитка». Обосновано востребованность использования новых технологических и технических научных достижений в тренировочном процессе в спорте. Исследованы и охарактеризованы фазы и периоды в структуре рывка гири, что необходимо для выявления техничного и эффективного выполнения данного упражнения в различных режимах внешнего сопротивления спортсменами различной квалификации. Сравнительному анализу подвергались следующие характеристики: максимум скорости опускания и подъема гири, высота подъема, максимум силы реакции опоры, работа силы реакции опоры второй и третьей фаз, относительное значение работы силы реакции опоры фаз. Доказана, что выполнение тяг рывковых в условиях тренажера в режиме возрастающе-убывающего сопротивления обеспечивается перестройка структуры движения, приближение ее к рекордному режиму проявления двигательных характеристик.

Ключевые слова: гиревой спорт, рывковая тяга, тренажерные устройства, рывок гири, режим сопротивления, биомеханические параметры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.