Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ОНКОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ'

ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ОНКОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ОНКОНАСТОРОЖЕННОСТЬ / РАК / РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТОМАТОЛОГИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Студенты стоматологического факультета ординаторы и практикующие врачи играют ключевую роль в ранней диагностики онкозаболеваний полости рта. Цель настоящего исследования заключалась в оценке осведомленности о ранней диагностики онкологии полости рта среди студентов-стоматологов и студентов-лечебников медицинского университета путем оценки их знаний и ранней диагностики онкопатологии ротовой полости. Поперечное исследование было проведено среди студентов стоматологического и лечебного факультетов. Перед проведением исследования были созданы специальные тестовые задания о проявлении онкологических заболеваний полости рта. Данное тестирование включало в себя картографию, данные анамнеза, диагностику и картинки схемы рака полости рта. Судя по полученным результатам, студенты стоматологического факультета имели более высокий уровень знаний об онкопатологии полости рта, чем студенты лечебного факультета (P <0,05). Более 90% студентов-стоматологов смогли идентифицировать курение, употребление алкоголя, жевание бетеля, инфекцию вирусом папилломы человека и воздействие радиации как факторы риска развития онкологического статуса со стороны полости рта. Таким образом, полученные данные в ходе исследования позволяют провести сравнительный анализ между диагностическими навыками среди студентов стоматологического и лечебного факультетов и указать на необходимость дополнения существующей учебной программы в рамках ранней диагностики онкопатологии ротовой полости. Данная профилактическая программа онконастороженности среди студентов необходима для реализации и повышения раннего выявления предраковых состояний, а также снижение заболеваемости и смертности среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF AWARENESS OF THE MANIFESTATIONS OF ORAL CANCER AMONG DENTAL

Dental students, residents and practitioners play a key role in the early diagnosis of oral cancer. The aim of this study was to assess the awareness of the early diagnosis of oral cancer among dental students and medical students of the medical university by assessing their knowledge and early diagnosis of oral oncopathology. A cross-sectional study was conducted among students of the dental and medical faculties. Before conducting the study, special test tasks were created about the manifestation of oral cancer. This testing included cartography, anamnesis data, diagnostics and pictures of the oral cancer scheme. Judging by the results obtained, students of the Faculty of Dentistry had a higher level of knowledge about oral oncopathology than students of the Faculty of Medicine (P <0.05). More than 90% of dental students were able to identify smoking, alcohol consumption, betel chewing, human papillomavirus infection, and radiation exposure as risk factors for oral cancer status. Thus, the data obtained in the course of the study allow us to conduct a comparative analysis between diagnostic skills among students of the dental and medical faculties and indicate the need to supplement the existing curriculum in the framework of early diagnosis of oral oncopathology. This preventive program of cancer prevention among students is necessary for the implementation and improvement of early detection of precancerous conditions, as well as the reduction of morbidity and mortality among the population.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ОНКОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ...

V7TK" 049 (А(\ \Г\ n\Os I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J '• WJZ. OIO |(сс) кУ<$) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0062 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ ОНКОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА СРЕДИ

СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

© Автор (ы) 2021 SPIN: 8707-9340 AuthorlD: 776180 ORCID: 0000-0001-5559-9653

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Аннотация. Студенты стоматологического факультета ординаторы и практикующие врачи играют ключевую роль в ранней диагностики онкозаболеваний полости рта. Цель настоящего исследования заключалась в оценке осведомленности о ранней диагностики онкологии полости рта среди студентов-стоматологов и студентов-лечебников медицинского университета путем оценки их знаний и ранней диагностики онкопатологии ротовой полости. Поперечное исследование было проведено среди студентов стоматологического и лечебного факультетов. Перед проведением исследования были созданы специальные тестовые задания о проявлении онкологических заболеваний полости рта. Данное тестирование включало в себя картографию, данные анамнеза, диагностику и картинки схемы рака полости рта. Судя по полученным результатам, студенты стоматологического факультета имели более высокий уровень знаний об онкопатологии полости рта, чем студенты лечебного факультета (P <0,05). Более 90% студентов-стоматологов смогли идентифицировать курение, употребление алкоголя, жевание бетеля, инфекцию вирусом папилломы человека и воздействие радиации как факторы риска развития онкологического статуса со стороны полости рта. Таким образом, полученные данные в ходе исследования позволяют провести сравнительный анализ между диагностическими навыками среди студентов стоматологического и лечебного факультетов и указать на необходимость дополнения существующей учебной программы в рамках ранней диагностики онкопатологии ротовой полости. Данная профилактическая программа онконастороженности среди студентов необходима для реализации и повышения раннего выявления предраковых состояний, а также снижение заболеваемости и смертности среди населения.

Ключевые слова: педагогика, методология, компетенции, повышение уровня образования, образовательные программы, ранняя диагностика, профилактика, онконастороженность, рак, ротовая полость, студенты, стоматология, анкетирование, тестирование.

ASSESSMENT OF AWARENESS OF THE MANIFESTATIONS OF ORAL CANCER AMONG DENTAL

© Author (s) 2021

SERIKOV Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department

"Stomatology of children's age" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Abstract. Dental students, residents and practitioners play a key role in the early diagnosis of oral cancer. The aim of this study was to assess the awareness of the early diagnosis of oral cancer among dental students and medical students of the medical university by assessing their knowledge and early diagnosis of oral oncopathology. A cross-sectional study was conducted among students of the dental and medical faculties. Before conducting the study, special test tasks were created about the manifestation of oral cancer. This testing included cartography, anamnesis data, diagnostics and pictures of the oral cancer scheme. Judging by the results obtained, students of the Faculty of Dentistry had a higher level of knowledge about oral oncopathology than students of the Faculty of Medicine (P <0.05). More than 90% of dental students were able to identify smoking, alcohol consumption, betel chewing, human papillomavirus infection, and radiation exposure as risk factors for oral cancer status. Thus, the data obtained in the course of the study allow us to conduct a comparative analysis between diagnostic skills among students of the dental and medical faculties and indicate the need to supplement the existing curriculum in the framework of early diagnosis of oral oncopathology. This preventive program of cancer prevention among students is necessary for the implementation and improvement of early detection of precancerous conditions, as well as the reduction of morbidity and mortality among the population.

Keywords: dentistry, methodology, pedagogy, psychology, residency, questionnaires, motivation, professional training, mentoring, career, specialization, students, medicine.

ВВЕДЕНИЕ.

Рак полости рта развивается в основном в губах, ротовой полости, носоглотке и глотке. Поскольку более 90% случаев рака полости рта представляют собой плоскоклеточный рак полости рта, термин «рак полости рта» используется как синоним плоскоклеточного рака полости рта. Рак губы, полости рта и глотки вместе занимает седьмое место по частоте встречаемости. В 2012 году мировая заболеваемость и смертность от рака губ, полости рта и глотки, согласно сообщениям, составили 529 500 и 292 300, соответственно, что составляет 3,8% всех случаев рака и 3,6% смертей от рака [1-5].

Употребление табака, чрезмерное употребление алкоголя и пережевывание бетеля считаются основными этиологическими факторами в развитии потенциально злокачественных заболеваний полости рта и рака. Вирус папилломы человека (ВПЧ) также связан с раком ротоглотки. Раннее выявление посредством скрининга и

повышения осведомленности снизит заболеваемость и смертность от рака и улучшит качество жизни по сравнению с поздним выявлением и прогрессированием запущенного заболевания. Тем не менее, как медицинские работники, так и сами пациенты несут ответственность за задержку диагностики рака полости рта [6].

Отсутствие у пациентов знаний в понимании рака полости рта привело к задержке лечения. Напротив, медицинские работники должны обладать осведомленностью, знаниями и навыками для определения факторов риска, признаков, симптомов и поражений рака полости рта. Чем больше знаний и навыков, тем больше вероятность того, что практикующие будут уверены в проверке и предоставлении рекомендаций. Еще одна проблема -определение первоочередного внимания внедрению такой практики [7-9].

Медицинские работники, особенно практикующие врачи и стоматологи, несут большую ответственность за

SERIKOV Vadim Sergeevich ASSESSMENT OF AWARENESS OF THE...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

предотвращение рака полости рта и обнаружение его на ранних стадиях. Очень важно мотивировать пациентов отказаться от вредных привычек, которые могут привести к раку полости рта, что так же важно, как и лечение самого заболевания. Студенты-медики и стоматологи - будущие практикующие врачи. Следовательно, их знания о раке полости рта необходимо постоянно обновлять. Исследования, проводимые в области знаний о раке полости рта и осведомленности студентов-стоматологов и студентов-медиков, хорошо документированы в разных источниках, но мало таких исследований было проведено в государственных университетах. Более того, данные прогноза показывают общий рост заболеваемости и смертности от рака губы и полости рта к 2040 году для большинства. Всемирная организация здравоохранения четко заявляет, что снижение заболеваемости раком полости рта требует комплексного подхода посредством санитарного просвещения и повышения грамотности, снижения факторов риска и ранней диагностики. В этом контексте исследования оценивалась осведомленность о раке полости рта и дается подробная оценка текущих знаний о раке полости рта среди медицинских работников [10-15].

В частности, цель этого исследования заключалась в оценке осведомленности о раке полости рта среди студентов-стоматологов и студентов-медиков медицинского университета путем оценки их знаний, отношения и практики по профилактике и раннему выявлению рака полости рта. Результаты, полученные в этом опросе, позволят провести институциональную оценку двух групп участников (студентов-медиков и студентов-стоматологов) и указать на необходимость улучшения существующей учебной программы. Это также поможет в планировании и реализации эффективной образовательной программы для студентов-медиков и стоматологов, тем самым повышая вероятность раннего выявления предраковых состояний, а также снижение заболеваемости и смертности [16-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Поперечное исследование было проведено среди студентов стоматологического и лечебного факультетов. Перед проведением исследования были созданы специальные тестовые задания о проявлении онкологических заболеваний полости рта. Данное тестирование включало в себя картографию, данные анамнеза, диагностику и картинки схемы рака полости рта. Для выбора испытуемых использовалась удобная методика выборки, в которую были включены те, кто дал устное согласие. Цели исследования были объяснены студентам перед заполнением анкеты. Студентам сообщили, что никаких стимулов для участия в исследовании не будет, и что их личные данные не будут разглашаться. Участникам было дано достаточно времени, чтобы заполнить анкету. Собранная информация включала демографические данные участников (возраст, пол, преподавательский состав и год обучения), а также вопросы, касающиеся знаний (31 пункт), отношения (семь пунктов) и практики (пять пунктов). В общей сложности было задано 43 вопроса (один открытый и 42 закрытых), чтобы оценить привычки студентов к устному экзамену, знания о признаках и симптомах рака полости рта, факторы риска, их восприятие болезни и тех, кто ею затронут, и направление пациентов с раком полости рта, а также желание студентов получать дополнительную информацию о раке полости рта. Были даны ответы «Да», «Нет» или «Не знаю». Было проведено предварительное тестирование 80 студентов-стоматологов и студентов-медиков, чтобы убедиться, что анкета была понятной. Внутренняя согласованность анкеты, проверенная с помощью альфа Кронбаха, была приемлемой (а> 0,70). Анкета была проверена путем измерения адекватности выборки с использованием теста Кайзера-Мейера-Олкина (полученное значение 0,87 является адекватным), и тест сферичности Бартлетта оказался статистически значимым (Р <0,001). Поскольку 248

ответы не были латентными конструкциями, была проведена валидность конструкции, такая как подтверждающий факторный анализ. Результаты были проанализированы с использованием критерия хи-квадрат Пирсона для изучения различий между группами. Линейная регрессия использовалась для оценки предикторов, связанных со знанием рака полости рта. Любое обнаруженное различие и / или взаимосвязь считалось значимым при Р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Поскольку целью исследования была оценка знаний участников, ответы «Нет» и «Не знаю» были объединены в один ответ «Нет» во время анализа хи-квадрат. Вопросы о знаниях были разделены на общую осведомленность, факторы риска и признаки и симптомы. В целом, разница в общей осведомленности о раке полости рта между студентами-медиками и стоматологами была статистически значимой (Р <0,05). Наибольшая разница наблюдалась, когда студентов спрашивали: «Знаете ли вы различные способы выявления рака полости рта?», Поскольку только 112 (31,9%) студентов-медиков ответили положительно по сравнению со 150 (72,8%) студентами-стоматологами. На открытый вопрос о различных способах выявления рака полости рта участники дали разные ответы, включая биопсию, клиническое обследование, сбор анамнеза, самообследование, рентгенограммы, компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, методы окрашивания и анализы на онкомаркеры.

Большинство (> 90%) студентов-стоматологов смогли определить установленные факторы риска рака полости рта. Интересно, что более высокий процент студентов-медиков, чем студентов-стоматологов, согласился с тем, что потребление красного или обработанного мяса увеличивает риск рака полости рта (43,4% студентов-медиков против 40,3% студентов-стоматологов). Более 90% студентов-стоматологов знали, как проявляется рак ротовой полости клинически, но меньшее количество людей знали общие места, где может возникнуть рак ротовой полости. На вопрос о том, где чаще всего возникает рак ротовой полости во рту, 53,1% студентов-медиков ответили, что наиболее частым местом рака полости рта является дно ротовой полости, за которым следуют щеки 49,3%, язык 47,7% и нёбо 45,5%. Для сравнения, студенты-стоматологи сообщили, что язык был наиболее частым местом для рака полости рта 86,4%, за ним следуют щеки 69,9%, дно рта 62,6% и нёбо 48,5%. В целом, более высокий процент студентов-медиков, чем студентов-стоматологов, не знал различных признаков и симптомов рака полости рта. Основываясь на множественной линейной регрессии, для каждого дополнительного балла в оценке средний балл знаний уменьшался среди студентов-медиков по сравнению со студентами-стоматологами с поправкой на возраст и пол.

ВЫВОДЫ.

Риск развития рака полости рта выше среди лиц, подвергающихся воздействию нескольких установленных факторов риска. Осведомленность пациентов и практические знания необходимы для раннего выявления и профилактики рака полости рта. Практикующие стоматологи и врачи играют ключевую роль в диагностике рака полости рта и его предраковых поражений. Таким образом, это исследование было проведено для изучения знаний, отношения и практики рака полости рта среди студентов-медиков и стоматологов университета. Мы предлагаем практикующим врачам получить знания и необходимые знания об осмотре слизистой оболочки полости рта и направлять пациентов с подозрительными поражениями и пациентов с высоким риском к коллегам-стоматологам для дальнейшего обследования и исследования.

Таким образом, результаты исследования показали тенденцию, при которой студенты-медики обладают более низким уровнем знаний и более низким отношением

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 23Q9-1754; e-ISSN: 2712-S474

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич

ОЦЕНКА ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О ПРОЯВЛЕНИЯХ...

и практикой в отношении рака полости рта, чем студенты-стоматологи. Следуя теории разумных действий, высокий уровень знаний, вероятно, приведет к позитивному отношению и практике. Однако правильное отношение важно для преобразования этих знаний в изменение поведения. Следовательно, знания и осведомленность студентов-медиков о раке полости рта должны быть усилены с помощью лекций, семинаров и клинического вмешательства. Кроме того, мы предлагаем сделать акцент на обследовании и диагностике предраковых поражений, особенно во время смены врачей в челюстно-лицевой хирургии, оториноларингологии и онкологии. Кроме того, студенты могут быть заинтересованы в участии в организации кампаний по борьбе с раком полости рта, что может способствовать дальнейшему повышению осведомленности не только среди студентов, но и среди широкой общественности. Для будущих исследований мы предлагаем провести широкомасштабное межведомственное исследование для оценки знаний студентов-стоматологов и студентов-медиков о раке полости рта. С ростом заболеваемости раком полости рта во всем мире крайне важно, чтобы практикующие врачи и стоматологи обладали достаточными знаниями об обнаружении и лечении этого заболевания. В настоящем исследовании было замечено, что осведомленность о раке полости рта среди студентов-медиков ниже, чем среди студентов-стоматологов, что представляет собой проблему, которую необходимо решить с помощью соответствующих будущих улучшений в учебных программах и клиническом опыте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Роль куратора в адаптации студентов 1 курса к процессу обучения в университете /А.Э. Бондарева, О.В. Ирышкова, Д.С. Тишков и др. // Успехи современного естествознания. - 2014. - Ж 12-5. - С. 672

2. Тишков Д.С., Пихур О.Л., Брусенцова А.Е., Чевычелова О.Н. Эргономические аспекты в работе врача-стоматолога терапевтического профиля. Институт стоматологии. - 2019. - Ж 4 (85). - С. 41-4S.

S. Бородина K.M. Социальная тревожность, как фактор снижения успеваемости студентов // Региональный вестник. 2019. Ж 22 (S7). С. 7-8.

4. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного ин-тегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. Ж 4 (21). С. 269-272.

5. Тишков Д.С., Перетягина И.Н. Симуляционное обучение как эффективный метод практической подготовки // Карельский научный журнал.- 2020. - Т. 9. Ж 2 (S1). - С. 22-24.

6. Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых // Философия образования. - 2016. - Ж 6 (S9). - С. S22-S29.

7. Голованова Н.Ф. Педагогика. M.: Academia, 2019. - S52 c.

8. Дружинин В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

9. Дубровина И.В. Психология. M.: Издательский центр «Академия», 1990. — 464 с.

10. Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. - n 2. - с. 40-42.

11. Тишков Д.С. Изучение факторов, влияющих на успеваемость студентов медицинского вуза //Балтийский гуманитарный журнал. -2020. - Т. 9. - Ж S (S2). - С. 181-18S.

12. Penman J., & Oliver, M. Meeting the challenges of assessing clinical placement venues in a bachelor of nursing program //Journal of University Teaching & Learning Practice, 2017, Р.60—7S.

1S. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // Journal on the Horizon, 2019, 6 р.

14. Кравченко А. Психология и педагогика. M.: Проспект, 2019. -400 c.

15. Супрунова Л.Л. Сравнительная педагогика. - M.: Academia, 2017. - S12 c.

16. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация учащихся в коллективе. M.: Academia, 2015. -16 c.

17. Тишков Д.С. Систематический обзор интерактивных приложений компьютерной модели реальности для высшего медицинского образования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. Т. 9. - Ж 4 (SS). - С. 182-184.

18. Zhang X. Thoughts on improving the quality of undergraduate theses // J Inn Mong Normal Univ (Educ Sci Ed), 26 (S).201S. pp. 99-101

19. Бодина О.В., Тишков Д.С. Профессионально-этические проблемы при подготовке специалистов-стоматологов в медицинских вузах и их решение. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2019. - Ж 2. - С. S9-4S.

20. Тишков Д.С. Анализ прочности на изгиб и пористости высокопорошковых жидких и модифицированных смолой стеклоиономерных

цементов. Региональный вестник. - 2020. - Ж 8 (47). - С. 6-7.

21. Тишков Д.С. Изучение ассоциации нейроповеденческих качеств и когнитивных способностей, приводящих к академическим достижениям в высшем образовании // Балтийский гуманитарный журнал. -2020. - Т. 9. - Ж 4 (33). - С. 185-187

Статья поступила в редакцию 24.02.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.