Научная статья на тему 'Оценка организационно-технического уровня деятель- ности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала'

Оценка организационно-технического уровня деятель- ности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишмаков Сергей Владимирович

В экономической литературе организационно-технический уровень производства работ характеризуется множеством факторов. Однако, по мнению автора, многофакторный результат оценки неудобен, ибо он затрудняет обобщение отдельных сторон деятельности трудовых коллективов, принятие конкретного решения об измеряемом уровне. В связи с этим, правомерным является то, чтобы при оценке организационно-технического уровня деятельности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала частные показатели должны сводиться к нескольким синтезирующим показателям, а затем к одному обобщаемому. Система показателей организационно-технического уровня должна стимулировать работников предприятий к интенсификации его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шишмаков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of organizational technical activity of railway transport enterprises and its potential

Organizational technical level of production activity is characterized by many factors. However, the author supposes that the multi-factor result of estimation is not satisfactory because it causes difficulties for generalizing separate work results of collectives and making a certain decision about the level estimated. When estimating organizational technical activity level of railway enterprises and its potential the author believes it correct first to consider several synthesized indices and then the generalized index. The system of estimates of organizational technical level must stimulate the working collectives for intensifying the development of the level.

Текст научной работы на тему «Оценка организационно-технического уровня деятель- ности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала»

Оценка организационно-технического уровня деятельности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала

С.В. Шишмаков

В экономической литературе организационно-технический уровень производства работ характеризуется множеством факторов. Однако, по мнению автора, многофакторный результат оценки неудобен, ибо он затрудняет обобщение отдельных сторон деятельности трудовых коллективов, принятие конкретного решения об измеряемом уровне. В связи с этим, правомерным является то, чтобы при оценке организационно-технического уровня деятельности предприятий железнодорожного транспорта и его потенциала частные показатели должны сводиться к нескольким синтезирующим показателям, а затем - к одному обобщаемому. Система показателей организационно-технического уровня должна стимулировать работников предприятий к интенсификации его развития.

Organizational technical level of production activity is characterized by many factors. However, the author supposes that the multi-factor result of estimation is not satisfactory because it causes difficulties for generalizing separate work results of collectives and making a certain decision about the level estimated. When estimating organizational technical activity level of railway enterprises and its potential the author believes it correct first to consider several synthesized indices and then the generalized index. The system of estimates of organizational technical level must stimulate the working collectives for intensifying the development of the level.

кой области управления деятельностью предприятий железнодорожного транспорта. Формирование принципов инновационного менеджмента в отрасли в значительной степени связано с масштабными процессами реструктуризации железнодорожного транспорта России. Инновационный путь развития железнодорожного транспорта в настоящее время не имеет альтернатив, что предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам оценки инновационного потенциала предприятия в конкретных условиях производства работ и услуг. Методика оценки инновационного потенциала предприятия позволяет принимать квалифицированные управленческие решения при разработке инновационных проектов и при их реализации, выявлять факторы и резервы повышения эффективности работы предприятия. Оценка и планирование производственной деятельности и потенциала предприятия с помощью системы показателей, характеризующих организационно-технический уровень, интеллектуальные возможности персонала предприятия, а также сложность природно-экономических условий, в которых предприятие ведет работы, позволяет с высокой сте-

Шишмаков Сергей Владимирович - проректор по научной и экономической работе Дальневосточного института международного бизнеса

У,

правление инновационнои деятельностью является важнейшей составляющей менеджмента на предприятиях железнодорожного транспорта, ориентированного на стратегический успех в конкурентных условиях рыночной экономики.

Этим объясняется интерес специалистов к современным концепциям и содержанию инновационного менеджмента как специфичес-

пенью достоверности определить рентабельность продукции, услуг и капитальных вложений, сроки их окупаемости.

Организационно-технический уровень производства работ характеризуется множеством факторов. Многофакторный результат оценки в данном случае неудобен, так как он затрудняет обобщение отдельных сторон деятельности трудовых коллективов и принятие конкретного решения об измеряемом уровне. Учитывая это, необходимо, чтобы частные показатели оценки организационно-технического уровня сводились к нескольким синтезирующим показателям, а затем - к одному обобщающему.

Такой подход к проблеме позволит одновременно проводить однозначную оценку организационно-технического уровня по обобщающему и синтезирующим показателям в целом и детальную, поэлементную оценку процесса производства с помощью общих и частных показателей. Все эти факторы должны выражать интенсивность и результативность процесса производства работ и определяться относительной величиной.

Таким образом, система синтезирующих, общих и частных показателей оценки организационно-технического уровня производства работ должна отвечать следующим методологическим принципам:

- количественно выражаться показателями в виде относительных величин;

- отражать различные стороны деятельности оцениваемых объектов ОАО «РЖД» (дорог, отделений, цехов);

- характеризовать сдвиги в техническом и организационном развитии производства работ;

- обеспечивать единый подход к оценке организационно-технического уровня от центрального аппарата ОАО «РЖД» до железной дороги и ее структурных подразделений;

- отвечать требованиям научно обоснованного планирования и комплексного экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта;

- исходная база должна быть единой и давать возможность сравнивать показатели в различных производственных условиях;

- объективно и полно отражать любые изменения в изучаемом производственном процессе;

- рассчитанные показатели могут отли-

чаться только в количественном отношении.

Система показателей организационно-технического уроЕ1НЯ должна стимулировать работников к интенсификации его развития. Следовательно, в такую систему необходимо включать показатели, улучшение которых зависит от усилий коллективов предприятий железнодорожного транспорта. При отборе показателей для включения их в систему оценки организационно-технического уровня следует учитывать возможность проверки их достоверности.

Важный признак группировки всех показателей организационно-технического уровня производства работ - их функциональная направленность. Исходя из этого, предлагаемая система показателей организационно-технического уровня делится на три группы, каждая из которых характеризуется синтезирующими, общими и частными показателями, оценивающими:

технический уровень;

• качество работ; организационный уровень;

• уровень профессиональных и деловых качеств персонала;

• сложность природно-экономических условий (рис. 1).

Выделение взаимно независимых показателей, оказывающих влияние на эффективность труда, отвечает задачам комплексного экономического анализа и планирования производства работ.

Общие показатели по элементам производства рассчитываются как средневзвешенные величины частных показателей. Они представляют собой совокупность относительных показателей, выражающих степень соответствия конкретных условий производства, факторов технического и организационного характера нормативным, оптимальным или средним условиям.

Для соблюдения единых принципов и методов расчета частных показателей оценки они должны отвечать следующим основным требованиям:

- раскрывать характер конкретных условий производства, содержание технического и организационного уровней, качество работ и квалификацию персонала;

- не должны входить в число технико-экономических показателей, а также дублировать другие частные показатели;

- характеризовать условия производства, технику, технологию, организацию

Обобщающий показатель организационно-технического уровня (ОТУ) производства работ на

железнодорожном транспорте ( К )

Эффективность использования техники и технологий

(К,)

Прогрессивность техники, технологии и качества работ <к„„> Эффективность организации труда, производства и управления (Кои1) Профессиональные и деловые качества персонала (К„д) Сложность природно-экономических условий работ <кго)

Качество работ и услуг

<к„)

к;. К*

к,2 К*

К,,

К*

к*

к*

I

Организация

труда

(К)

к», К* К*

Кк4 КхИ

К,<5 К*12

К,<й К,,,

К*

Организация производства работ

(К„)

Организация управления производством

(К,)

Кы К»7

К08

к* Ко9

К04 КоЮ

Ко5

К*

Кп1 Кп6

Кп2 К„7

К„з Кп8

Кп4

К„5

К,,

к>3 Ку10

ку„

К,5

к,4

Ку,

Рис. 1. Классификация показателей оценки организационно-технического уровня производства работ на железнодорожном транспорте

труда, производства и управления как процесс, а не как результат производственной деятельности, что обеспечит возможность выявления резервов роста производительности труда;

- рассчитываться на единой базовой основе и на основе информации, отражающей не случайные, а типичные процессы (явления), и обеспечивать сравнимость результатов оценки во времени по различным предприятиям и их структурным подразделениям.

К синтезирующим показателям, характеризующим организационно-технический уровень производства работ на предприятиях железнодорожного транспорта, отнесены четыре показателя:

Кпр'Копу'Кпд'Кпэ (рис.1).

Расчет показателей производится по следующей методике.

Синтезирующий показатель, характеризующий прогрессивность техники, технологии и качества работ Кпр на предприятиях железнодорожного транспорта и по его подразделениям, рассчитывается по следующей формуле: ^ _ V"1 Пнп ;

где: Пнп | - нормативная или паспортная производительность труда имеющихся у предприятия техники, оборудования, технологии; пн0 , - нормативная производительность, соответствующая наиболее производительной технике и технологии из приемлемых в отрасли или за рубежом.

Показатель Кпр может иметь существенные различия по отдельным предприятиям, а также изменяться во времени, что указывает на различный инновационный уровень.

Организационный уровень работ характеризуется тремя группами показателей: уровнем организации труда, уровнем организации производства и уровнем управления производством.

Такое разделение показателей организационного уровня условно, так как на предприятии не всегда можно определить четкие границы между организацией труда, организацией производства и организацией управления. Однако такая группировка показателей позволяет разграничить сферу деятельности и меру ответственности работников отдельных служб предприятия за разработку и внедрение конкретных мероприятий, направленных на повышение организационного уровня.

Организация труда, организация производства и управления решают самостоятельные задачи. Тем не менее, они органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается организационный уровень работ оценивать через синтезирующий показатель эффективности организации труда, производства и управления Копу >

который позволяет судить о загрузке средств труда, как во времени, так и по мощности и определяется по формуле:

К..

V -

опу ~-

(2)

где:

2

коэффициенты соответ-

Э ' и

ственно экстенсивного и интенсивного использования возможностей техники, оборудования, технологии во времени и по мощности.

Показатель экстенсивной загрузки техники и технологии во времени рассчитывается по формуле:

К,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т т\

ф

(3)

к.

(4)

- объемы соответственно нормального или фактического выпуска продукции в натуральном выражении за единицу времени.

К общим показателям, характеризующим организационно-технический уровень производства работ на предприятиях железнодорожного транспорта, относятся: эффективность использования имеющихся техники и оборудования,

К ; качество работ и услуг, Кк>" организация труда, К0 ; организация производства» К ; организация управления производством,

Показатели рассчитываются по формулам:

К . =Уа -к. (5)

А общ ¿^ \ 1 , 1=1

где: К| - значение частных показателей, характеризующих технический уровень К_ качество работ К > уровень организа-

т/"

ци^ труда К0, организации производства кп и организации управления производством К ,;

у

а> - степень влияния конкретного частного показателя на производительность труда.

Расчет частных показателей количественной оценки организационно-технического уровня производства работ и услуг ^производят по следующей принципиальной схеме:

К;

где:

или

К, =1

X.

(6)

где: Тф - время фактической работы оборудования за смену (сутки, месяц, год); Т - плановый или нормативный фонд времени работы оборудования за тот же период.

Показатель интенсивного использования техники и технологии по мощности рассчитывается по формуле:

<3»

фактически достигнутое состояние определенного структурного элемента X - максимально возможная величина или

м

норматив по данному элементу.

Предлагаемая система показателей количественной оценки организационно-технического уровня работ может быть использована при разработке обоснованных взаимоувязанных текущих и перспективных планов, научных методов измерения, анализа и планирования основных технико-экономических показателей работ; при проведении оперативного контроля за выполнением инновационных проектов и программ; при разработке научных методов подбора и расстановки специалистов на производстве, эффективных форм и систем оплаты их труда.

Необходимая информация может быть получена из данных действующего первичного учета и статистической отчетности. Опыт показал, что те данные, учет которых в настоящее время не ведется, поддаются объективной регистрации и документированию. Расчет отдельных показателей может быть выполнен по данным хронометражных наблюдений и расшифровки диаграммных записей контрольно-измерительной аппаратуры.

Получение достоверной информации об инновационном потенциале предприятия является определяющим при оценке, так как степень объективности оценки прямо пропорциональна степени достоверности информации. Однако увеличение объема информации усложняет ее сбор, учет, хранение и поиск. При ручных методах сбора и обра-

ботки информации расширение ее объема требует больших затрат времени и численности работников, занятых этими операциями. В то же время рост объема информации неизбежен, так как от этого зависят качество и достоверность оценки. Все это говорит об актуальности автоматизации процесса обработки исходной информации.

Для работников предприятий железнодорожного транспорта необходимо знать не только достигнутые технический и организационный уровни работ, уровни квалификации и деловых качеств работников предприятия, сложность природно-экономичес-ких условий производства работ, но и причины, обусловившие высокие или низкие результаты производственно-хозяйственной деятельности коллектива. Также следует выделить среди них главные и второстепенные, зависящие и независящие от тех или иных работников, служб, органов управления и обслуживания. В связи с этим результатом оценки должны быть предложения, направленные на выявление новых резервов производства и путей повышения производительности труда и экономической эффективности работ на железнодорожном транспорте.

Методика оценки организационно-техни-

ческого уровня была апробирована в подразделениях Дальневосточной железной дороги.

Литература и источники:

1. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н. Завалина, А.К. Казанцева. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1998. - 567 с.

2. Лосев, B.C. Управление, эффективным развитием предприятий железнодорожного транспорта / B.C. Лосев, П.М. Сабитова. -Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2004. - 198 с.

3. Терешина, Н.П. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала: Учебное пособие / Н.П. Терешина, Л.В. Ш курина. - М.: УМ К МПС, 2002. - 127 с.

4. Шишмаков, В.Т. Оценка эффективности труда персонала на предприятиях железнодорожного транспорта: Сборник трудов / В.Т. Шишмаков, C.B. Шишмаков. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. -С. 43-51.

5. Шишмаков, В.Т. Инновационный менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / В.Т. Шишмаков, C.B. Шишмаков. - М.: Изд-во «Маршрут», 2006. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.