Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РИСКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ'

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РИСКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК / ОЦЕНКА РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стефаненко Маргарита Николаевна, Курбетдинова Лиля Юсуфовна

В статье определена необходимость учета неопределенности инновационной деятельности и внедрения системы риск-менеджмента в структуре информационного сервиса предприятия. Проведен анализ понятия «инновационный риск» и показано его как этап экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ORGANIZATION OF INNOVATIVE RISK MANAGEMENT

The article identifies the need for accounting for the uncertainty of innovative activity and implementation of the system of risk management in the structure of the information service of the enterprise. the analysis of the concept of "innovation risk" and shows it as the stage of economic development.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РИСКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ»

Эффективность подготовки будущего специалиста в рамках дистанционной формы обучения во многом зависит от того, насколько сильна практико-ориентирован-ная составляющая, как в содержании учебных материалов, так и в блоке промежуточного и итогового контроля. В данном случае при разработке эти элементов учено-методического комплекса студент должен максимально использовать новейшую информацию по дисциплине, также данные Интернет-источников. Размещения этих материалов в электронном виде на учебном портале вуза позволяет вносить в них постоянные обновления, что способствует поддержанию их актуальности, в отличие от традиционных учебников. Возможности современных Интернет-технологий позволяют также решать проблему организации и проведения практических занятий. Так, студенту могут быть предложены материалы, как подготовленные в самом вузе так и использованные с Интернет-ресурсов [5, с. 50]. Современные компьютерные программы позволяют преподавателя разработать текст на основе различных видеофайлов, различных гиперссылок. Проблема заключается в том, что разработка таких материалов требует от преподавателя значительного времени, хорошего знания материала, креативности и нестандартного мышления.

Фактором, тормозящим эффективное течение процесса дистанционного обучения является также низкая степень компетентности во владения информационными технологиями, как студентов, так и преподавателей. Это касается, в первую очередь, лиц определенной возрастной категории. Преодолеть это препятствие вузы пытаются разработкой пошаговых инструкций и занятиями. На базе вузов, успешно продвигают обучения, организуя курсы по повышению квалификации преподавателей, где их знакомят с новейшими разработками в сфере программного обеспечения, используемые при разработке учебно-методических материалов[6].

Многие из вышеперечисленных проблем порождены не разработанностью законодательной базы формирования и развития системы дистанционного образования Российской Федерации. В частности, это касается вопросов разработки категоричного аппарата данной сферы правового регулирования, формирования правового поля, регулирующего основы формирования и развития системы дистанционного образования, формирова-

ния единого содержания профессионально-образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемые в различных формах обучения, инструментов регулирования и контроля дистанционных образовательных услуг.

Таким образом на сегодняшний день системе образования дистанционные технологии находится в своем развитии на стадии становления. Требуется принятие законодательных норм, структурирующих реализацию дистанционной формы обучения в рамках общей системы образования. Для эффективного внедрения технологии дистанционного обучения также необходимо подготовить преподавательские кадры, способные обеспечить решение этой задачи[6]. Решение задачи создания эффективной системы дистанционного обучения позволит получить на выходе конкурентоспособного специалиста с качественными знаниями практико-ориентированного характера.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" , 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.

2. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Болонский процесс: глоссарий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 148 с.

3. Гинзбург И. В., Трошкина Т. Н. Дистанционное образование в Российской Федерации: понятие и вопросы правового регулирования, журнал "Реформы и право", 2013, № 2

4. Открытое образование - стратегия XXI века для России / Под общ. ред. В.М.Филиппова, В.П.Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2000.

5. Хузиахметов А.Н, Насибуллов Р.Р. Структура и содержание дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования// Образование и саморазвитии, 2013-№5 (33). - с. 45

6. Кузьмин А.А. Система дистанционного образования в России: проблемы и перспективы// Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, г.Омск - режим доступа к изд.: http://www.national-science.ru/files /Pravila_ avtora.pdf

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РИСКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Стефаненко Маргарита Николаевна

Доктор экономических наук, профессор ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет

г. Симферополь Курбетдинова Лиля Юсуфовна Кандидат экономических наук ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет

г. Симферополь

EVALUATION OF ORGANIZATION OF INNOVATIVE RISK MANAGEMENT

Stefanenko Margarita Nikolaevna, Doctor of economic Sciences, Professor SBEIE RK Crimean engineering pedagogical University, Simferopol

Kurbetdinova Lilja Jusufovna, Candidate of economic Sciences SBEIE RK Crimean engineering pedagogical University Simferopol

АННОТАЦИЯ

В статье определена необходимость учета неопределенности инновационной деятельности и внедрения системы риск-менеджмента в структуре информационного сервиса предприятия. Проведен анализ понятия «инновационный риск» и показано его как этап экономического развития.

ABSTRACT

The article identifies the need for accounting for the uncertainty of innovative activity and implementation of the system of risk management in the structure of the information service of the enterprise. the analysis of the concept of "innovation risk" and shows it as the stage of economic development.

Ключевые слова: Риск-менеджмент, инновационный риск, оценка риска.

Keywords: Risk management, innovation risk, risk assessment.

В государственной стратегии регионального развития Республики Крым до 2020 года отмечается, что отечественную экономику отличает не только неблагоприятная для развития структура, но и низкий уровень инновацион-ности. Так отношение общего объема финансирования инновационной деятельности к ВВП в регионах Российской Федерации примерно в два раза ниже чем в странах Европейского Сообщества. Кроме того, в Республике Крым в течение последних лет наблюдалось уменьшение количества промышленных предприятий, которые внедряли инновации [7]. Одной из причин такого положения является высокая степень рискованности инновационной деятельности в Республике Крым. По утверждению В.И. Покотиловой, инновации - это наиболее рисковый элемент бизнеса, а в сложной рыночной среде становятся неосуществимыми вследствие различных препятствий и неопределенностей [6, с. 232.]. В инновационной деятельности гарантия положительного результата на стадии внедрения проекта практически отсутствует [5, с. 409.]. Поэтому курс на инновационное развитие предприятий Республики Крым обусловливает необходимость учета неопределенности инновационной деятельности и заставляет внедрять системы риск-менеджмента в структуре информационного сервиса предприятия.

По мнению Д.М. Степаненко, инновационный риск является разновидностью более емкого понятия «экономический риск», по аналогии с которым может быть определено как возможность (вероятность) разрыва существующих или возникновения новых инновационных отношений (связей) между субъектом и объектом данных отношений в пространстве и времени [9]. Поэтому, под инновационным риском следует понимать все риски, которые имеют место в процессе создания, внедрения и применения на практике прогрессивных нововведений. Инновационный риск ассоциируется с выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности их реализации.

Ученые, давая определение инновационного риска, возлагают в его основу разные аспекты. Так отдельные авторы концентрируют внимание на полезности нововведения, понимая под риском ее потери [4, с. 479], или вероятность потери ресурсов и недополучения доходов в результате внедрения инноваций [2, с. 315]. По другой точкой зрения понятие инновационного риска ставится в прямую зависимость к понятию эффекта от инноваций: экономического; научно-технического; финансового; ресурсного; социального и экологического [3, с. 140]. Неко-

торые ученые отмечают необходимость выделения в системе риск-менеджмента, прежде всего, рисков по стадиям инновационного проекта - потенциальные, на стадии разработки стратегии, на стадии осуществления инноваций, на стадии выпуска и продвижения на рынок новой продукции и на стадии контроля инновационной деятельности [6, с. 232]. Наконец, существует и мнение, что инновационные риски необходимо определять в зависимости от секторов их возникновения - материальное производство, информационные технологии, наукоемкие технологии, автоматизированные технологии производства и управления [10, с. 130].

Таким образом, единого мнения по поводу определения понятия «инновационный риск» не существует. Вместе с тем для целей учетной интерпретации, анализа и планирования наиболее адекватным будет определение инновационного риска как вероятности потерь, которые могут возникнуть при вложении предприятием средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, то есть технических и технологических инноваций, которые возможно не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также управленческих и маркетинговых инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. На предприятиях Республики Крым инновационный риск может возникать вследствие следующих ситуаций:

- внедрение более дешевого метода производства продукции;

- сокращение сроков производства продукции;

- создание новой продукции на старом оборудовании;

- производство новой продукции с помощью новой техники и технологий;

- внедрение новых методов управления предприятием;

- внедрение новых маркетинговых схем продвижения продукции;

- внедрение новейших технологий информационного сервиса.

При условии, что совокупность потенциально возможных, а также ресурсов, которые уже используются предприятием характеризует его потенциал, то для формирования более высокого потенциала и эффективного его использования целесообразно построить соответствующий организационный механизм снижения воздействия возможных неблагоприятных факторов, то есть механизм управления риском предпринимательской деятельности, составной частью которого является инновационный

риск. Поэтому для построения действенной системы управления рисками инновационной деятельности, перед теорией и практикой учетной науки возникают задачи разработки классификации рисков инновационной деятельности, выявления причин возникновения, выработка методических подходов к оценке и разработка стратегии предприятия по снижению уровня инновационных рисков.

Риски инноваций - это многогранное и сложное явление, признаки которого можно найти во многих других аспектах предпринимательской деятельности. Поэтому прежде чем определиться с базовыми принципами системы управления инновационными рисками целесообразно выяснить, какие виды рисков наиболее характерны инновационной деятельности предприятий всех направлений экономики народного хозяйства Республики Крым.

Научно-обоснованная классификация любого экономического объекта позволяет четко указать его место в общей системе и создает предпосылки для применения различных методов и приемов управления им. Несмотря на сложность и важность управления рисками инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования на сегодняшний день отсутствуют комплексные подходы к классификации инновационных рисков [9]. Кроме того, классификация рисков представляет собой их распределение на группы по определенным признакам для достижения поставленных целей [1, с. 22]. Поэтому для формирования учетно-аналитического обеспечения управления инновационной деятельностью предприятий Республики Крым следует классифицировать риски по группам, которые являются наиболее актуальными для их учетного отражения, оценки и прогнозирования.

Существующие классификации инновационных рисков носят общеэкономический характер и не способствуют увеличению уверенности пользователей в адекватности систем оценки, которые используются на предприятиях, а, соответственно, и в степени взвешенности принимаемых управленческих решений.

К категории наиболее высокого риска для инвестиций относятся инновационные проекты. Большинство коммерческих банков не вкладывают средства в исследования и разработки, рассматривая наличие этого условия в проекте как стоп-фактор. Как было показано ранее, финансирование сферы деятельности предприятий осуществляется за счет бюджетных средств и средств венчурных и специальных фондов, а размер такого финансирования является недостаточным. Расходы на инновации является одной из важнейших составляющих успешного развития отрасли, однако предприятия Республики Крым достаточно осторожно относятся к принципиально новым разработкам, предпочитая идти по пути незначительных усовершенствований уже существующих продуктов, то есть технологическим новшеством.

Таким образом, в системе риск менеджмента в первую очередь целесообразно выделить инновации, которые нуждаются в привлечении дополнительного капитала и акцентировать внимание именно на них.

На практике привлечение средств в инновационный проект из коммерческих источников становится возможным только при условии существования реального результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и отсутствии сомнений в возможности его внедрения и сбыта.

Наиболее радикальными для предприятий Республики Крым являются технологические инновации. Поэтому именно они требуют тщательного внимания в системе риск менеджмента предприятия. Исследование проведено Т.А. Васильевой и А.М. Диденко доказывает, что оптимальными для использования с позиции затрат и точности прогноза являются методы математического моделирования и статистический [8, с. 124-126]. Однако когда речь идет об анализе инновационного риска на предприятиях необходимо учитывать, что инновации в этой области носят наименее длительный характер среди всех других отраслей промышленности кроме фармацевтической [2, с. 310]. Среди всех приведенных методов анализа инновационного риска наиболее приемлемым является метод корректировки нормы дисконта и метод оценки ожидаемого эффекта от инновации.

Применение того или иного метода анализа риска на практике требует уточнения вероятности возникновения основных специфических рисков инновационной деятельности и построении матрицы ожидаемого ущерба от наступления рисковой ситуации. Т.А. Васильева и А.М. Диденко разработали шкалу значений коэффициентов уверенности в наступлении рискового случая [8, с. 171], которая может с некоторыми изменениями быть приспособлена к условиям деятельности предприятий Республики Крым. В шкале значения коэффициентов уверенности рассчитываются с использованием метода экспертных оценок при наличии достаточной информационной совокупности, в противном случае - методом аналогии. Вероятность риска оценивается в процентах от -100% до 0 при оценке ошибочности факта наступления рискового события, от 0 до 100% при оценке истинности факта наступления рискового события. При необходимости определение уровня риска отдельного инновационного проекта, а инновационной деятельности предприятия в целом используется интегральный показатель, который рассчитывается по формуле, где в числителе вероятность наступления риска за всеми инновационными проектами, а в знаменателе - ненаступление (3.1).

n I

Zrf х q n

pr = ш-1

n

Z rtiх q n

i=1 /

где Pr - вероятность инновационного риска, rf - оценка ошибочности факта наступления инновационного риска, rt - оценка истинности факта наступления инновационного риска, и - номер инновационного проекта, q - класс риска проекта.

Таким образом, процесс принятия управленческого решения об инвестициях в инновационную деятельность и инновационный потенциал предприятий Республики Крым кроме определения уровня инновационного риска, включающая ряд взаимосвязанных этапов, основными из которых являются:

- поиск направлений повышения инновационного потенциала предприятия, с целью дальнейшей трансформации этих направлений в конкретные инвестиционные проекты в рамках которых осуществляется предварительная оценка проектов;

- детализация информации о направлениях повышения потенциала высокотехнологичного предприятия с комплексным описанием каждого проекта в финансово-экономических терминах;

- подготовка бизнес-плана для принятия решения по каждому из направлений повышения инновационного потенциала высокотехнологичных предприятий, к которым сегодня относятся предприятия Республики Крым;

- мониторинг и координация каждого инновационного проекта с целью формирования и использования инновационного потенциала предприятия Республики Крым.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

2. Воронкова Д. К. Розвиток пщприемства: управлшня змшами та шноващями: монографiя / Д. К. Воронкова, Ю. С. Погорелова - Хармв: АДВА, 2009. -436 с.

3. Высокотехнологические предпрития в епоху глобализации / И. В. Иванов, В. В. Баранов, Г. И. Лысак, О. В. Кирсанов. - М.: Альпина Паблишер, 2003. -416 с.

4. Еверет М. Р. Дифузiя шновацш / М. Р. Еверет; пер.з англ В. Старка. - К.: Киево-Могилянська академiя, 2009. - 591 с.

5. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -589 с.

6. Покотилова В. I. Управлшня шновацшною дiяль-шстю в аграрному виробництви монографiя / В. I. Покотилова. - Кшв: ННЦ1АЕ, 2008. - 304 с.

7. Про затвердження Державно! стратеги репональ-ного розвитку на перюд до 2015 року [затверджена постановою Кабшету Мiнiстрiв УкраТни вщ 21.07.2006 р. - № 1001] [Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://zakon.nau.ua>.

8. Риск менеджмент инноваций / [Т. А. Васильева, О. Н. Диденко, А. А. Епифанов и др.] - Суми: Деловые перпективы, 2005. - 260 с.

9. Степаненко Д. М. Классификация инновационных рисков: теоретико-методологические и практические аспекты / Д. М. Степаненко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www. klgtu.ru/ ru/magazine/2010_19/2.doc>.

10. Frоm Idеаs ^ Аssеts: Invеsting Wisеly т 1^еИес:иа1 Рrореrty / Еditеd Ьу Вгисе Вегтап. - Nеw Yоrk: Jоhn Wilеy & Sоns 1пс., 2002. - 640 р.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОЛОРИСТИКИ В МАРКЕТИНГЕ

Куренная Виктория Витальевна

кандидат эконом.наук, доцент, Ставропольский Государственный Аграрный Университет,

г. Ставрополь Дубовицкая Ангелина Вячеславовна

студентка 1 курса экономического факультета, Ставропольский Государственный Аграрный

Университет, г. Ставрополь

ROLE AND VALUE OF SCIENCE ABOUT COLOUR IN MARKETING

Kurennaya Victoria Vital'evna, candidate of economics, assistant professor Stavropol state Agrarian University, Stavropol Dubovitskaya Angelina Vyacheslavovna, student of economics department, Stavropol State Agricultural University, Stavropol АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена актуальность и значимость колористики в развитии маркетинга на современном этапе; раскрытасодержательность и восприятие потребителями различной цветовой гаммы. Ключевые слова: цвет, маркетинг, потребители, цветовая гамма, восприятие, реклама. ABSTRACT

In article relevance and the importance of coloring in development of marketing at the present stage is considered; pithiness and perception is opened by consumers of various color scale.

Keywords: color, marketing, consumers, color scale, perception, advertising.

В наше время цвет играет важную роль, так как оказывает огромное влияние на психоэмоциональное восприятие и поведение людей. Цвет является важной составляющей процесса продвижения в маркетинге, например, при разработке фирменного стиля. Именно от правильного выбора цвета зависит восприятие всего рекламного продукта в целом. И в этом вопросе, безусловно, необходимо придерживаться научного подхода, а не полагаться на собственные предпочтения. Цветовая гамма

не только может визуально испортить в остальном удачный макет, но и вызвать негативные ассоциации у целевой аудитории.

При подготовке баннеров, буклетов или каких-либо иных печатных реклам, в первую очередь необходимо хорошо рассчитать стратегию создания оформления: безукоризненно подобрать текст, найти безупречную иллюстрацию и остановить выбор на той цветовой палитре, где маркетинговую рекламу товара потребитель примет к восприятию наилучшим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.