них особое внимание заслуживают ксеновак-цины, получаемые из опухоли животных, так так выявлена высокая степень гомологии их антигенного состава с опухолями человека. Ксеногенная природа вакцины повышает ее иммуногенность и вызывает более выраженный специфический иммунный ответ.
Целью исследования явилось противоопухолевое и иммунотропное действие ауто- и ксе-новакцинотерапии у мышей-опухоленосителей с меланомой В16
Материал и методы. Мышам линии С57В1/6 с меланомой В16 трехкратно с интервалом 5 дней вводили лизат клеток мышиной меланомы В16 (аутовакцина) либо лизат клеток человеческой меланомной линии Вго (ксеновакцина). Вакцинацию начинали на 3-и сут после трансплантации опухоли, лизат 5х106 клеток опухоли вводили подкожно. Оценивали выживаемость мышей, гистологическую картину опухоли, реакцию бласттрансформации спленоцитов на меланомный антиген (В16), содержание в периферической крови ЮТ-у, ^-4.
Результаты. Отмечено статистически значимое увеличение средней продолжительности жизни в 1,2 раза в группе животных с ксеновакциной по сравнению группами, получавшими аутовакцину, и контролем (введение физиологического раствора). Между двумя последними группами не отмечено различий в медиане выживаемости.
При гистологическом исследовании в контрольной группе отмечена слабо выраженная лейкоцитарная инфильтрация опухоли и 1-11 сте-
пень патоморфоза (апоптоз и некроз). В обеих опытных группах инфильтрация и степень пато-морфоза были резко выражены. Однако в группе ксеновакцинированных животных большая часть инфильтрирующих клеток представлена нейтрофилами, а в группе мышей, получавших аутовакцину, отмечено одинаковое соотношение нейтрофилов и лимфоцитов.
При оценке пролиферативного ответа на антигены меланомы В16 отмечено достоверное увеличение индекса пролиферации (отношение стимулированной антигеном В16 пролиферации спленоцитов к спонтанной пролиферации спленоцитов) в группе мышей, вакцинированных аутологичной вакциной, и уменьшение в группе мышей, вакцинированных ксеновак-циной (соответственно 4,6 ± 0,3 и 1,3 ± 0,3 по сравнению с контрольной группой 2,8 ± 0,4 (р=0,002 и р=0,001)). В сыворотке крови мышей контрольной группы содержание ЮТ-у и ^-4 не превышало минимальной определяемой концентрации (1пг/мл и 5 пг/мл соответственно). В группе мышей, получавших аутовакцину, содержание ЮТ-у составило 6,5 ± 2,1 пг/мл. В то же время в группе ксеновакцинированных животных определялся ^-4 в концентрации 6,2 ± 0,8 пг/мл.
Вывод. Ксеновакцинотерапия позволяет увеличить продолжительность жизни мышей-опухоленосителей с меланомой В16, стимулируя иммунный ответ преимущественно по гуморальному типу. Однако требуются дальнейшие исследования по изучению тонких механизмов действия ксено- и аутовакцин.
ОЦЕНКА ОПУХОЛЕВОГО МАРКЕРА СА-125 У БОЛЬНЫХ С СЕРОЗНОЙ ЦИСТАДЕНОКАРЦИНОМОЙ ЯИЧНИКОВ В ДИНАМИКЕ
Е.В. БЕЛЯЕВА
ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»,
г. Саранск
Актуальность. В настоящее время в литературе наряду со специфическими для рака яичников - СА-125 описываются и другие не менее информативные опухолевые маркеры: РЭА,
СА 19-9, СА 72-4, СА 15-3, HMFG-2, CASA, LASA, CYERA 21-1 и др. Тем не менее наиболее изученным и широко применяемым маркером остается СА-125. Повышение уровня этого
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2QQ8. Приложение № 1
маркера может наблюдаться более чем у 80 % больных злокачественными эпителиальными опухолями яичников (кроме муцинозных карцином) и коррелировать с величиной опухолевых масс и клиническим течением заболевания, нормализоваться после радикальных операций и повышаться при рецидивах заболевания.
Цель. Оценить специфичность маркера СА-125 и возможность его использования для выявления доклинического рецидива опухоли и мониторинга у больных раком яичников.
Материал и методы. В исследование было включено 105 первичных больных раком яичников, находящихся в состоянии клинической ремиссии после комбинированного лечения и при рецидиве заболевания, у которых изучался уровень СА-125 в сыворотке крови. Уровень опухолевого маркера СА-125 был определен в следующих группах обследованных больных: у 20 здоровых женщин (доноры), у 25 больных доброкачественными новообразованиями яичников и 60 - злокачественными опухолями. Последнюю группу составили женщины, у которых впервые обнаружена злокачественная опухоль яичников (СА-125 определяли в динамике: до и после лечения, в период ремиссии и при рецидиве заболевания).
Результаты. Установлено, что при доброкачественных опухолях содержание СА-125 в
большинстве наблюдений (82 %) не превышало нормы, лишь у 3 больных было отмечено его повышение до 35-75 ед/мл. Существенного различия уровня Са-125 в сыворотке крови у больных с доброкачественными опухолями яичников и у здоровых женщин не наблюдалось (р>0,05). Высокие показатели СА-125 (от 120 до 900 ед/мл и более) обнаружены у 93,3 % больных злокачественными опухолями яичников. Значение имеет повышение уровня СА-125 по мере увеличения стадии заболевания. Если при I и II стадиях повышение СА-125 наблюдалось в 66,6 % и 85,7 % случаев соответственно, а уровни повышения маркера колебались от 125 до 435 ед/мл, то при III стадии у всех больных имело место повышение СА-125 от 300 до 10 000 ед/мл и более. Отмечена выраженная тенденция к уменьшению уровня СА-125 у больных раком яичников через 10 дней после операции. Маркер был повышен в 86,6 % случаев при рецидиве заболевания (245-5900 ед/мл) и у 26,6 % больных на фоне клинической ремиссии, что позволило диагностировать субклинический рецидив.
Выводы. Определение уровня СА-125 у больных раком яичников имеет важное значение при оценке эффективности проводимой терапии и для доклинического выявления рецидивов заболевания.
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ЖЕНЩИН, СТРАДАЮЩИХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
О.А. БЕХЕР
ГУ «НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН»
Актуальность. Рак молочной железы (РМЖ) занимает первое место в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями среди женщин как в РФ, так и в странах Западной Европы и Америки. Ежегодно в мире выявляется около 1 млн новых случаев, а к 2010 г. ожидается около 1 млн 450 тыс. вновь выявленных больных (Возный Э.К., 1999; Чиссов В.И., 2000). Поскольку число таких больных увеличивается, а результаты лечения и социально-психологическая реабилитация не могут быть признаны достаточно удовлетво-
рительными, данная проблема является одной из самых актуальных в клинической медицине (Герасименко В.Н., 1988; Чиссов В.И., 2000; Давыдов М.И., Летягин В.П., 2007).
Цель. Изучить структуру и взаимосвязь пограничных нервно-психических расстройств с распространённостью онкологического процесса у женщин, страдающих раком молочной железы, разработать принципы терапии и психопрофилактики.
Материал и методы. Объектом исследования явились 102 женщины в возрасте 20-79
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2008. Приложение № 1