I #3(34)_2013 08.10.2013 1:05 Page 16
АЛЛЕРГОЛОГИЯ и ИММУНОЛОГИЯ в ПЕДИАТРИИ, № 3 (34), сентябрь 2013 БРОНХИАЛЬНАЯ АСМТА / BRONCHIAL ASTHMA
довали влияние лечения, включающего системные кортикостероиды, воздействующие на эозино-фильный катионный белок (ЕСР) и 17 типов цитокинов/хемокинов при остром приступе бронхиальной астмы у детей, вызванной риновирусом и респираторным синцитиальным вирусом (RSV).
Были измерены количество эозинофилов периферической крови, уровни ЕСР и 17 типов цитокинов/хемокинов (^-1$, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 17 и 1Ш-у, ТОТ-а, GM-CSF, G-CSF, МСР-1, М1Р-1$) с использованием мультиплексного анализа, основанного на изучении цепочек гранул -в 21 случае риновирус- и в 12 случаях RSV-инду-цированного приступа астмы у детей, и у 13 детей контрольной группы. Авторы также сравнили клинические данные и влияние системных кор-тикостероидов на эти реакции в разных группах.
Уровни ЕСР, ^-5, ^-6 в сыворотке крови были значительно выше у детей с риновирус-индуцированным обострением по сравнению с
контрольной группой, в то же время сывороточные уровни ^-1$ и №N-7 были значительно ниже у этих больных по сравнению с контролем. С другой стороны, при RSV-индуцированном приступе астмы только уровень периферических эозинофилов был значительно снижен по сравнению с риновирус-индуцированным обострением и контролем.
Кроме того, сывороточные уровни ЕСР, ^-5 и ^-6 при риновирус-индуцированном обострении астмы и уровни G-CSF при RSV-индуциро-ванном приступе астмы значительно уменьшились после лечения системными кортикостерои-дами.
Результаты исследования показывают, что влияние системных кортикостероидов на ЕСР и цитокиновый профиль различаются при ринови-рус-индуцированном и RSV-индуцированном приступе астмы у детей.
О.Р.
Konstantinou GN, Xepapadaki P, Manousakis E, Makrinioti H et al.
Assessment of airflow limitation, airway inflammation, and symptoms during virus-induced
wheezing episodes in 4- to 6-year-old children [Оценка ограничения воздушного потока, воспаления дыхательных путей, симптомов при вирус-индуцированных эпизодах свистящего дыхания у детей 4-6 лет]
J Allergy Clin Immunol. 2013 Jan;131(1):87-93
IQR, 7-11 ppb] и 0,84 L [IQR, 0,75-0,99 L] против 0,99 L [IQR, 0,9-1,07 L] соответственно; в обоих случаях P<0,001). Ограничение воздушного потока в день 0 было обратимо после бронходи-лататора. Значения FEV(0,5) и FeNO были связаны друг с другом и с симптомами со стороны верхних и нижних дыхательных путей. FeNO и FEV (0,5) значения вернулись к исходным значениям в течение 10 дней.
Легкие эпизоды свистящего дыхания у дошкольников характеризуются воспалением дыхательных путей, обратимой обструкцией и симптомами астмы. Уровни FeNO значительно повышаются в первые 48 ч и снижаются до индивидуальных исходных показателей в течение 10 дней от начала эпизода.
Длительное наблюдение свидетельствует, что симптомы, воспаление, функция легких хорошо согласовываются между собой в рамках фенотипа астмы.
О.Р.
Остается спорным вопрос, являются ли повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания у дошкольников отдельным фенотипом астмы.
Авторами проведено проспективное исследование 93 детей в возрасте 4-6 лет со среднетяже-лыми, вирус-индуцированными эпизодами свистящего дыхания, у которых удалось провести измерение фракции выдыхаемого оксида азота ^€N0) и спирометрию (с временем форсированного выдоха 0,5 с). Исследования функции легких и FeN0 проводились каждые 6 недель (исходный уровень) в течение 48 ч после острого эпизода свистящего дыхания (день 0) и через 10 и 30 дней. Проводилась ежедневная оценка симптомов и мониторирование пикфлоуметрии.
У 43 детей отмечались эпизоды свистящего дыхания. В день 0 уровни FeN0 были значительно увеличены, объем форсированного выдоха за 0,5 с (FEV(0,5)) был значительно снижен по сравнению с исходным уровнем (16 ррЬ [вероятное отклонение {IQR}, 13-20 ррЬ] против 9 ррЬ
16