УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96 © С.Г. Ахмерова, Р. Р. Абдуллина, 2009
С.Г.Ахмерова1, Р.Р.Абдуллина2 ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ЮНОШЕЙ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа
2МБУЗДГП№ 4, г.Стерлитамак
В статье приводятся результаты комплексного изучения образа жизни и состояния здоровья 1025 юношей при первоначальной постановке на воинский учет.
Показано, что большинство допризывников не имеют четкого распорядка дня, оптимального двигательного режима, не придерживаются основ рационального питания, досуг зачастую не организован должным образом, значительно распространено в среде подростков табакокурение и употребление алкоголя. Наиболее существенные негативные изменения в образе жизни отмечены среди допризывников, которые нигде не учатся и не работают, и среди только работающих юношей.
Ключевые слова: допризывники, образ жизни допризывников, состояние здоровья допризывников.
S.G. Akhmerova, R.R. Abdullina THE EVALUATION OF PRE-COSCRIPTS’ LIFESTYLE UNDER MODERN CONDITIONS
The paper reviews the results of a complex study of lifestyle and health condition of 1025 male adolescents during their initial conscription registration. It has been shown that most pre-conscripts have no proper daily routine, optimal motor regimen. Their diet is inadequate, leisure activity is not organized. Cigarette smoking and alcohol consumption are common among adolescents. The most negative changes in lifestyle are noted among pre-conscripts who do not study or work, and among only working youths.
Key words: pre-conscripts, pre-conscripts’ lifestyle, pre-conscripts’ health condition.
Одной из основных социальных функций молодых людей является служба в Вооруженных силах России. Военная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, включающий в себя физические и морально-этические возможности исполнять гражданский долг. Во многом на формирование готовности к службе в армии влияет мик-росоциальное окружение призывника, его образ жизни и состояние здоровья. В современных условиях образ жизни молодых людей претерпевает определенные изменения, причем не всегда позитивно влияющие на здоровье и готовность юношей к службе в армии [1,
2, 3, 4].
Материал и методы
Нами проведено комплексное изучение образа жизни и состояния здоровья юношей крупного промышленного города. В исследовании приняло участие 1025 юношей, проживающих в г.Уфе. Исследование проводилось на базе призывных пунктов при первоначальной постановке юношей на воинский учет в 16 лет. Изучение образа жизни проводилось путем анкетирования, изучение состояния здоровья - посредством выкопировки данных из карт медицинского освидетельствования допризывников.
Результаты и обсуждение
Социологическое исследование показало, что большинство подростков относятся к учащейся молодежи: 45,3% учились в средних общеобразовательных учебных заведениях
(школы), 49,2% - в учреждениях начального и среднего профессионального образования (НиСПО), работали 3,0%, нигде не работали и не учились 2,5%.
По численности единственным ребенком в семье было 47,3% подростков, двое детей в 20,6% семей, трое - в 15,8%, четверо - в 13,8%, из многодетных семей было 2,4% респондентов. В полных семьях воспитывалось 64,3% подростков, родители состояли в разводе в 15,6% семьях, в 1,8% случаев подросток воспитывался матерью-одиночкой; отчимом или мачехой - в 6,4% случаев; в 1,9% случаев подросток воспитывался другими родственниками. Особую тревогу вызывает тот факт, что четверть подростков воспитывалась в неполных семьях, а у пятой части родители состоят в разводе.
Изучение образа жизни позволило выявить, что большинство юношей (81,1%) не придерживаются строгого распорядка дня. Практически ни у кого из обследуемых не обеспечивается в будние дни гигиенически обоснованная продолжительность сна. Сон продолжительностью в 8-9 часов отмечается в основном в выходные дни. Юноши, которые работают, имеют нерациональный для подростков режим дня: 24,5% работают по сменам, у 26,8% график работы уточняется ежедневно, 18,4% имеют кратковременные командировки. Только 30,3% имеют четкий график работы, с соблюдением обеденного перерыва, выходных дней и пр. Подростки, которые нигде
не работают и не учатся, четкого распорядка дня не имеют.
В проведении подростками свободного времени отмечены существенные различия. Наиболее организованный досуг у учащихся школ: 26,3% посещают учреждения дополнительного образования, 34,8% посещают кино, видеозалы, 12,6% - театры, музеи, выставки. В свободное время 51,3% читают литературу, прессу, 68,6% смотрят телевизор, 37,2% помогают дома по хозяйству. Учащиеся учреждений НиСПО гораздо реже посещают учреждения дополнительного образования (7,3%), театры, музеи, выставки (3,6%), реже читают прессу и литературу (36,8%). Они чаще в свободное время посещают кино и видеозалы (56,3%), смотрят телевизор (86,4%), чаще посещают танцзалы и дискотеки (73,2%), встречаются с друзьями (86,8%). Таким образом, учащиеся школ имеют более организованный и познавательный досуг, тогда как учащиеся НиСПО чаще предоставлены самим себе и имеют менее управляемый и познавательный вид досуга. Характерным является то, что среди учащихся школ хобби имеют 56,3% учащихся, а среди учащихся учреждений НиСПО только 12,3%.
На приготовление домашних заданий больше гигиенически нормированного объема времени тратит 34,6% учащихся школ (более 4-х часов в день) и только 10,3% учащихся учреждений НиСПО (более 4-х часов в день). Подрабатывают в свободное от учебы время 28,6% школьников. Из них имеют сезонную работу 73,6%, работают регулярно несколько раз в месяц 15,8%, подрабатывают более одного раза в неделю или по выходным - 10,6%. Среди учащихся учреждений НиСПО подрабатывают 68,5% подростков. Из них имеют сезонную работу 31,1%, работают регулярно несколько раз в месяц 36,1%, подрабатывают более одного раза в неделю или по выходным - 32,8%. Следовательно, учащиеся учреждений НиСПО имеют менее организованные и познавательные формы проведения свободного времени, при этом они чаще подрабатывают, что повышает риск их приобщения к негативным формам поведения взрослых.
Юноши, которые работают, большую часть свободного времени тратят на просмотр телевизора (84,3%), отдых с друзьями (54,8%) и помощь по дому (36,1%). Юноши, которые нигде не работают и не учатся, тоже имеют неорганизованные формы досуга: просмотр телевизора (96,1%), отдых с друзьями (61,6%), посещение видеозалов и дискотек (41,5%), помощь по дому (21,1%). Таким образом,
подростки, которые работают, и подростки, которые нигде не работают и не учатся, свободное время проводят неорганизованно и непознавательно.
Хорошая физическая подготовка, оптимальный двигательный режим являются одним из главных условий благоприятной адаптации молодого человека к военной службе. Изучение двигательного режима показало, что гигиеническую гимнастику регулярно делают только 12,3% обследованных, занимаются в спортивных секциях 16,4%, самостоятельно посещают тренажерные залы, бассейн или другие спортивно-оздоровительные центры 18,6%. Регулярность физической подготовки обеспечивалась только за счет посещений учащейся молодежью уроков физической культуры.
Оценка двигательного режима дополнялась определением наличия кумулятивного тренировочного эффекта (КТЭ). При этом оценивались периодичность и систематичность посещения уроков физкультуры и лечебно-оздоровительных занятий, посещения спортивных секций, тренажерных залов, бассейнов, лечебно-оздоровительных комплексов, а также самостоятельных занятий физкультурой. Как следует из данных табл. 1, у большинства подростков КТЭ вообще не обеспечен, а развивающий уровень КТЭ обеспечен только у пятой части обследованных. Структурный анализ выявил, что уровень кумулятивного тренировочного эффекта выше среди учащихся подростков. Видимо, высокий уровень КТЭ обеспечивается за счет обязательной организации физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях в виде уроков физической культуры, дополнительных и факультативных видов обучения. Отсутствие обязательной организации всех видов физического воспитания в учреждениях НиСПО приводит к тому, что среди учащихся этих заведений КТЭ обеспечен у меньшего числа допризывников в сравнении с учащимися школ. Особую тревогу вызывает слабая физическая подготовка подростков, которые либо работают, либо нигде не работают и не учатся: более чем у 70% обследуемых данных групп КТЭ не обеспечен.
Нами был проанализирован уровень сформированности навыка самоконтроля за оптимальностью двигательных нагрузок. Данным навыком владеет 84,3% школьников, среди учащихся учреждений НиСПО - 46,5%, среди работающих - 15,4%, среди подростков, которые нигде не работают и не учатся, -10,6%. Между уровнем сформированности
навыка самоконтроля за оптимальностью дви- ных центрах или клубах существует прямая
гательных нагрузок и занятиями подростков в сильная корреляционная связь (г= +0,84).
спортивных секциях, кружках, оздоровитель-
Таблица 1.
Сравнительные показатели систематичности физических нагрузок среди обследованного контингента юношей (Р ± т)
Уровень кумулятивного тренировочного эффекта Контингент обследованных
учащиеся школ учащиеся НиСПО работающие не работающие и не учащиеся всего
Развивающий 45,3**±2,3 24,3±1,9 12,4±5,9 9,1±5,6 22,7±1,3
Поддерживающий 31,6±2,1 33,5*±2,0 14,3±6,2 12,4±6,4 22,9±1,3
Не обеспечен 23,1±1,9 42,2±2,2 73,3* *±7,9 78,5**±7,9 54,4±1,5
Всего ... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
* Различие достоверно при Р<0,05.
** Различие достоверно при Р<0,01.
Анализ закаливания позволяет сделать вывод, что его уровень явно недостаточный: регулярно закаливается менее четверти подростков. Учащиеся подростки достоверно в большей степени приобщены к закаливающим процедурам в сравнении со сверстниками, которые работают или которые нигде не работают и не учатся. Было выявлено, что регулярно закаливаются 37,2% школьников, 32,5% учащихся учреждений НиСПО, 15,7% работающих допризывников и 4,4% допризывников, которые нигде не учатся и не работают.
Анализ организации питания подростков выявил, что режим питания большинство допризывников не соблюдает: данный показатель составил 49,1%. Недостаточная частота приема пищи зафиксирована у трети подростков, которые указали, что принимают пищу 12 раза в день. Почти половина юношей редко принимают горячую пищу. Так, ежедневно без полноценного обеда или ужина могли обходиться 48,2% подростков.
Состав продуктов питания, потребляемых подростками, представлен в табл. 2. Выявлено, что мясо и мясные продукты две трети обследованных потребляют ежедневно или
несколько раз в неделю. 80% юношей молоко и молочные продукты потребляют ежедневно или несколько раз в неделю. Около половины подростков яйца и сливочное масло также потребляют ежедневно или несколько раз в неделю. Возможно, что столь высокий показатель потребления продуктов животного происхождения связан с особенностями национальной кухни башкир и татар, а также и с тем, что в меню любого учебного заведения города обязательно включены данные продукты питания. А потребление рыбы и морепродуктов подростками явно недостаточно. Учитывая, что Республика Башкортостан входит в число территорий, где отмечен недостаток йода, необходимо проводить популяризацию рыбных блюд, включать их в меню учебных заведений.
Основным ингредиентом пищевого рациона подростков являются крупяные и макаронные блюда. Консервы и продукты длительного хранения также относятся к числу приоритетных продуктов питания. Недостаток свежих овощей, фруктов, ягод, соков зафиксирован в рационе только трети подростков.
Таблица 2.
Сравнительные показатели частоты потребления продуктов питания юношами (Р ± т)
Продукты питания Частота потребления
ежедневно несколько раз в неделю реже одного раза в неделю редко и не регулярно
Крепкий чай, кофе, какао 20,1±1,3 24,3±1,3 30,2±1,4 16,4± 1, 2
Свежие овощи, фрукты, ягоды, соки 29,1±1,4 36,2± 1,5 25,5± 1,3 9,2±0,9
Мясо и мясные продукты 52,3±1,5 28,2±1,4 15,2± 1,1 6,3±0,7
Рыба и морепродукты - 7,2±0,6 16,3± 1,2 76,5±1,4
Молоко и молочные продукты 23,4±1,3 58,3± 1,5 7,5±0,9 10,8± 1,0
Яйца и сливочное масло 9,6±0,9 37,4±1,5 3 4,5± 1, 5 18,5± 1,2
Крупяные, макаронные блюда 28,1±1,4 58,8±1,5 13,1±1,1 -
Консервы и продукты длительного хранения 16,3±1,2 21,3±1,3 62,4±1,5 -
Газированные напитки 10,6±0,9 48,3± 1,5 3 5,9± 1,5 5,2±0,6
Следовательно, основным ингредиентом пищевого рациона подростков крупного промышленного города являются крупяные и макаронные блюда, консервы и продукты длительного хранения. Блюда из продуктов животного происхождения еженедельно
встречаются в рационе двух третей подростков. Недостаток свежих овощей, фруктов, ягод, соков зафиксирован в рационе трети подростков.
Подростковый возраст сопряжен с возможностью приобщения к вредным привыч-
кам. При исследовании курили регулярно или эпизодически около 89% обследованных. По данным нашего исследования приобщение к табакокурению работающей молодежи шло более быстрыми темпами, чем учащейся. Так, в группе регулярно курящих подростков средний возраст приобщения к курению среди школьников составил 14,5±0,03 года, среди учащихся учреждений НиСПО - 12,3±0,04 года, среди работающих - 11,8±0,02 года, среди подростков, которые нигде не учатся и не работают - 11,6±0,06 года.
Около 80% юношей употребляет алкогольные напитки ежедневно или еженедельно. При этом частота потребления алкогольных напитков среди работающей молодежи выше, чем среди учащейся, а в группе учащихся и студентов наибольшая частота потребления алкоголя зафиксирована среди учащихся учреждений НиСПО. Также среди юношей, которые нигде не работают и не учатся, среди работающих и учащихся учреждений НиСПО было больше респондентов, которые несколько раз находились в состоянии алкогольного опьянения.
Последующее сопоставление результатов медицинского обследования юношей прослеженного контингента с особенностями образа жизни выявило достоверное влияние образа жизни и микросоциального окружения на их состояние здоровья. Посредством корреля-
ционного анализа было определено, что дисгармоничному развитию, неудовлетворительному уровню нервно-психической устойчивости, формированию неврологической и психиатрической патологии способствуют такие элементы образа жизни, как ранняя трудовая занятость, отсутствие четкого распорядка дня, неорганизованный досуг, отчуждение в семье, социальная депривация, потребление психоактивных веществ, низкая медицинская активность, отсутствие оптимального двигательного режима, нерациональное питание.
Заключение
Изучение образа жизни допризывников позволило сделать вывод, что большинство их не имеют четкого распорядка дня, оптимального двигательного режима, не придерживаются основ рационального питания, досуг зачастую не организован должным образом, значительно распространено в среде подростков табакокурение и употребление алкоголя. Наиболее существенные негативные изменения в образе жизни отмечены среди допризывников, которые нигде не учатся и не работают, и среди юношей, которые только работают и нигде не учатся. Для данной категории юношей необходимы разработка и реализация особых молодежных программ по оздоровлению образа жизни, в том числе с привлечением средств массовой информации, общественных организаций, молодежных центров.
Сведения об авторах статьи Ахмерова Светлана Герценовна, профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО БГМУ.
Адрес рабочий: г.Уфа, ул. Ленина, 3, ауд. 316. Тел. раб. (факс) 272-22-19, e-mail: ahm.63@mail.ru
Абдуллина Р.Р.- врач педиатр высшей категории, зав. педиатрическим отделением МБУС ДГП №4 г. Стерлитамак.
ЛИТЕРАТУРА
1. Великанов, А. А. Совершенствование медицинского обеспечения юношей допризывного и призывного возрастов на региональном уровне (на модели Ярославской области): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 2006.
2. Прохоров, Н.И. Медико-социальная, демографическая и гигиеническая характеристика состояния здоровья подростков, допризывников и призывников /Н.И. Прохоров, В.В. Палкин //Гигиена и санитария. - 2005. - №4. - С. 43-46.
3. Работкин, О. С. Влияние факторов риска на здоровье допризывной молодежи /О. С. Работкин, Л.Г. Савельева //Военно-медицинский журнал. - 2009. - Т. 329, № 3. - С. 97-98.
4. Тишук, Е.А. «Саморазрушающее» поведение подростков - угроза здоровью нации и обороноспособности страны /Е.А. Тишук, Н.А. Дворянчиков, А.В. Ядчук [и др.] //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 6. - С. 13-15.