Научная статья на тему 'Оценка нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций у детей с задержкой психического развития'

Оценка нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций у детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1513
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ХРОНОРЕФЛЕКСОМЕТРИЯ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / ДЕПРИВАЦИЯ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / ФАЛЬШ-СТАРТ / MENTAL RETARDATION / PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTIONS / PSYCHOEMOTIONAL FUNCTIONS / NEURODYNAMIC PROCESSES / CHRONOREFLEXOMETRY / TAPPING-TEST / DEPRIVATION / SENSOMOTORIC REACTIONS / FALSESTART

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова О. Ю.

С помощью метода хронорефлексометрии и теппинг-теста изучены нейродинамические процессы у детей с задержкой психического развития. Выявлены особенности переключаемости внимания, сила и выносливость нервной системы, особенности работоспособности в зависимости от половой принадлежности. На основании рисуночных тестов выявлено, что дети с задержкой психического развития имеют нарушения в эмоционально волевой сфере, в том числе каждый третий ребенок имеет высокую степень тревожности. У каждого второго ребенка преобладают отрицательные эмоции, что сказывается на развитии всех когнитивных процессов и на формировании нейродинамических функций. Выявленные особенности могут служить основой для разработки индивидуально-дифференцированных мер коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Герасимова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF NEURODYNAMIC PROCESSES AND PSYCHOEMOTIONAL FUNCTIONS AT CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

There areneurodynamic processes of children with mental retardationstudiedby usingchronoreflective metric method and tapping-test. There are features of a switching of attention, force and endurance of nervous system, feature of working capacity depending on a sexrevealed. Using drawing tests makes clear that that children with mental retardation have violations in emotional and will spheres, including every third child has high degree of uneasiness. Every second child has prevalence of negative emotions that affects to development of all cognitive processes and formation of neurodynamic functions. The revealed features can became as a basis for development of the individual differentiated correction measures.

Текст научной работы на тему «Оценка нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций у детей с задержкой психического развития»

УДК 364.48 ББК 60

ОЦЕНКА НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

О.Ю. ГЕРАСИМОВА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: [email protected]

Аннотация

С помощью метода хронорефлексометрии и теппинг-теста изучены нейродинамические процессы у детей с задержкой психического развития. Выявлены особенности переключаемости внимания, сила и выносливость нервной системы, особенности работоспособности в зависимости от половой принадлежности.

На основании рисуночных тестов выявлено, что дети с задержкой психического развития имеют нарушения в эмоционально - волевой сфере, в том числе каждый третий ребенок имеет высокую степень тревожности. У каждого второго ребенка преобладают отрицательные эмоции, что сказывается на развитии всех когнитивных процессов и на формировании нейродинамических функций. Выявленные особенности могут служить основой для разработки индивидуально-дифференцированных мер коррекции.

Ключевые слова: задержка психического развития, психофизиологические реакции, психоэмоциональные функции, нейродинамические процессы, хронорефлексометрия, теппинг-тест, депривация, сенсомоторные реакции, фальш-старт.

Актуальность. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с негрубой задержкой психического развития (ЗПР) велико и неуклонно возрастает (Бойко Ю. П., 2005; Садовничий В. А., 2005). У таких детей зачастую отмечается психическая и познавательная депривация, они характеризуются замедленным темпом развития, личностной незрелостью, нарушением познавательной деятельности; они не готовы к началу школьного обучения, у них преобладают отрицательные эмоции, нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость и низкая работоспособность; с такими детьми трудно работать педагогам и воспитателям.

Согласно данным исследований О. Н. Усановой (2005), ресурс развития детей с проблемами в развитии в значительной мере определяется особенностями той среды, в которой они находятся, а также функциональным состоянием центральной нервной системы. Как отмечал Л. С. Выготский (1956), своевременное раннее начало целенаправленной педагогической и психофизической коррекции способствует предупреждению многих вторичных отклонений в развитии детей с проблемами в развитии. Известно, что при условии систематической коррекции, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления дети с задержкой психического развития выравниваются до уровня здоровых сверстников (Рубцов В.В., 2005).

Реализацию этого направления следует осуществлять с учетом особенностей нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций в зависимости от уровня развития детей.

Цель исследования - изучить особенности нейродинамических процессов и психоэмоциональных функций у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений № 153, 268, 315 и 370 г. Челябинска, в которых имеются специализированные группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Методики исследования включали хронорефлексометрию, теппинг-тестирование, проективные методики и интерпретацию рисунков.

Для исследования были взяты дети в возрасте 6 лет. Выбор данного возрастного периода обусловлен тем, что, как отмечает В. Г. Каменская (2005), переходный возраст между шестью и семью годами может определяться как диапазон разнообразных рисков психофизиологической природы, требующих своевременной диагностики и компенсации. При формировании совокупностей мы опирались на данные литературных исследований. Как отмечают М. П. Мороз и соавторы (2000), проблемы в психическом развитии детей в настоящее время наиболее часто обусловлены церебральными нарушениями органического генеза, формирующимися в результате родовых травм, инфекционных заболеваний и интоксикаций, перенесенных внутриутробно и после рождения. В практике работы с детьми с задержкой психического развития наиболее часто используется классификация К. С. Лебединской (1982), разработанная на основе этиопатогенетического подхода. В соответствии с данной классификацией в исследование нами были взяты дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Была сформирована группа детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 75 человек.

По результатам хронорефлексометрии, выявлено, что у каждого десятого испытуемого при простых сенсомоторных реакциях фиксировались фальш-старты, свидетельствующие о слабости кортикального торможения и недостаточно развитом произвольном внимании. Суммарно ошибки и фальш-старты зарегистрированы у 17,0% детей.

Анализ сложных сенсомоторные реакций указывает на повышенную утомляемость у данной категории детей. При усложнении задания качество его выполнения ухудшалось. Так при появлении динамической помехи каждый десятый ребенок допускал ошибки, а у 28,0%, регистрировались фальш-старты, что свидетельствует о преобладании процессов возбуждения над торможением у каждого третьего ребенка с проблемами в развитии. В отличие от простых сенсомоторных реакций выполнение реакций выбора и различения связано с более сложной аналитико-синтетической деятельностью мозга и может быть использовано в качестве количественного критерия функциональной подвижности нервных процессов. Сложные сенсомоторные реакции позволяют обнаружить недостаточное развитие теменных и лобных ассоциативных полей, которые управляют процессом зрительной дифференцировки.

В нашем исследовании сенсомоторные реакции на дифференцировку и различение оптических раздражителей у детей с проблемами в развитии замедлены соответственно в 1,5 и 1,3 раза по сравнению с нормой, а в режиме статической помехи - на 70,0%. Замедление сенсомоторных реакций на все оптические раздражители свидетельствует о низком уровне уравновешенности нервных процессов.

Различия в длительности простых сенсомоторных реакций на оптические и акустические раздражители у мальчиков составляли 21,0%, у девочек - 25,0%. Следовательно, у девочек возбудимость центральной нервной системы при умственной деятельности находится на более низком функциональном уровне по сравнению с мальчиками.

Вместе с тем, и при сложных заданиях (в разных режимах) реакции мальчиков были быстрее, чем у девочек, соответственно на 12,0% - 40,0%. и на 7,0% - 33,0%. Данный факт может свидетельствовать о том, что у мальчиков мыслительные процессы проходят быстрее, они более быстро различают и дифференцируют.

Результаты теппинг - тестирования свидетельствуют о слабой нервной системе детей с задержкой психического развития с оценкой в один балл по пятибалльной системе. Показатель выносливости нервной системы у девочек значительно ниже (- 10,2), чем у мальчиков (- 4,6). При выполнении сложных заданий ошибки допускала каждая пятая

девочка (22,2%). С помощью теппинг-теста установлена более высокая утомляемость девочек, по сравнению с мальчиками. Темп снижения работы у девочек был более быстрый. Дети с недостаточным психическим развитием имеют особенности и в эмоциональном статусе.

Известно, что эмоциональный фактор влияет на процессы сенсорного анализа в проекционной зоне коры, а эмоции у дошкольников играют важную роль в осуществлении познавательной деятельности, восполняя дефицит информации, связанный с незрелостью системы анализа и обработки сенсорной информации.

На основании рисуночных тестов выявлено, что большинство (69,9%) детей с ЗПР испытывают дискомфорт в семье, связанный с конфликтными отношениями между различными членами семьи, либо испытывают неприязнь к себе со стороны других членов семьи. Так в 20,0% случаев членом семьи, с которым у ребенка не сложились эффективные связи, является мать.

Дети с проблемами в развитии, как правило, одиноки не только в семье, но и среди сверстников. Об этом свидетельствуют результаты исследования. Все дети испытывают трудности в общении. В половине рисунков детей у нарисованного человека отсутствуют черты лица, в доме отсутствуют двери и окна. Некоторые дети изобразили деревья летом без листьев.

Дети данной категории испытывают по отношению к себе не всегда дружелюбное отношение, для них характерен страх лишения родительской любви. По мнению К. Изард (2003), переживание страха, стыда за чувство неполноценности, трудности в общении, действуя совместно, вызывают отрицательные эмоции и оказывают чрезвычайно негативное воздействие на психику ребенка. По результатам нашего исследования, у 44,0% детей преобладают отрицательные эмоции. Каждый третий ребенок имеет высокую степень тревожности.

Поскольку одной из причин трудностей общения, тревожности, неуверенности в себе может являться непонимание эмоциональных состояний и неадекватная реакция на эмоции собеседника, мы исследовали восприятие детьми графического изображения эмоций. В нашем исследовании дети с задержкой психического развития плохо ориентируются в эмоциональных состояниях.

Из пяти предъявленных эмоциональных состояний (радость, грусть, страх, гнев, удивление) дети с проблемами в развитии хорошо знают только два - радость и гнев. И также хорошо демонстрируют и определяют их по мимике.

Таким образом, наше исследование показало, что у детей с ЗПР недостаточно развито произвольном внимание, сенсомоторные реакции на дифференцировку и различение оптических раздражителей замедлены, что может свидетельствовать о низком уровне уравновешенности нервных процессов. Имеются различия в длительности простых сенсомоторных реакций на оптические и акустические раздражители в зависимости от половой принадлежности. У девочек возбудимость центральной нервной системы при умственной деятельности находится на более низком функциональном уровне по сравнению с мальчиками.

Результаты теппинг - тестирования свидетельствуют о слабой нервной системе детей с задержкой психического развития. Показатель выносливости нервной системы связан с полом ребенка: у девочек он значительно ниже, утомляемость наступает более быстро. Значительная часть обследованных детей с задержкой психического развития предрасположена к нервно-психическим расстройствам, поскольку все они имеют нарушения в эмоционально - волевой сфере, в том числе каждый третий ребенок имеет высокую степень тревожности. У каждого второго ребенка преобладают отрицательные эмоции. Преобладание у детей с ЗПР сниженного эмоционального фона отрицательно сказывается на развитии всех когнитивных процессов и на формировании нейродинамических функций, что требует разработки индивидуально-дифференцированных мер коррекции.

Список литературы

1. Бойко, Ю.П. Стратегия развития психотерапевтической и медико-психологической помощи в Москве / Ю.П. Бойко, Н.Е. Кыров // Здоровье нации - основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. - М., 2005. - С. 100-101.

2. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М., 1956. - С. 117

3. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с. - (Серия «Мастера психологии»).

4. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. -М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2005. - 283 с.

5. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К. С. Лебединская; под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125 с.

6. Мороз, М.П. Оценка функционального состояния центральной нервной системы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью вариационной хронорефлексометрии / М. П. Мороз, И. В. Чубаров, А.Г. Чмуханова // Рос. физиологический журн. - 2000. - № 4. - С. 471-480.

7. Рубцов, В. В. Служба практической психологии образования: состояние и перспективы развития / В. В. Рубцов // Здоровье нации - основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. - М., 2005 . - С. 106-107.

8. Садовничий, В. А. Здоровье нации - основа процветания России / В. А. Садовничий // Здоровье нации - основа процветания России: конгр. Всерос. форума. - М., 2005. - С. 16-17.

9. Усанова, О. Н. Межведомственный и межпрофессиональный подход к помощи детям с проблемами в развитии / О. Н. Усанова, В. Б. Никишина // Здоровье нации - основа процветания России: материалы конгр. Всерос. форума. - М., 2005. - С. 107-108.

ASSESSMENT OF NEURODYNAMIC PROCESSES AND PSYCHOEMOTIONAL FUNCTIONS AT CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

O. Yu. GERASIMOVA - SUSMU

Abstract

There areneurodynamic processes of children with mental retardationstudiedby usingchronoreflective metric method and tapping-test. There are features of a switching of attention, force and endurance of nervous system, feature of working capacity depending on a sexrevealed. Using drawing tests makes clear that that children with mental retardation have violations in emotional and will spheres, including every third child has high degree of uneasiness. Every second child has prevalence of negative emotions that affects to development of all cognitive processes and formation of neurodynamic functions. The revealed features can became as a basis for development of the individual differentiated correction measures.

Keywords: mental retardation, psychophysiological reactions, psychoemotional functions, neurodynamic processes, chronoreflexometry, tapping-test, deprivation, sensomotoric reactions, falsestart.

References

1. Boyko, Yu.P. Strategy of development psychotherapeutic and medico-psychological assistance in Moscow / Yu.P.Boyko, N. E. Kyrov//Health of the nation - a basis of prosperity of Russia: materials nationwild forum. - M, 2005. - Page 100-101.

2. Vygotsky, H.p. Chosen psychological researches/H.p. Vygotsky. - M, 1956. - Page 117

3. Izard, K. Phycology of emotions / K. Izard. - SPb.: St. Petersburg, 2003. - 464 pages - (Masters of Psychology series).

4. Kamensk, V. G. Psychology of children with psychophysiology elements / V. G. Kamenskaya. -M.: The FORUM - INFRA-M, 2005. - 283 pages.

5. Lebedinskaya, K.S. Actual problems of diagnostics of a mental retardation of children / K. S. Lebedinskaya; under the editorship of K.S. Lebedinskaya. - M, 1982. - 125 pages.

6. Moroz, M.P. Evaluation of a functional condition of the central nervous system of children of younger school age with a mental retardationby means of a variation chronoreflective metric/ L. S. Moroz, I. V. Chubarov, A.G. Chmukhanova//Grew. Physiological magazine - 2000.- No. 4. - Page 471-480.

7. Hems, V. V. Service of practical psychology of education: a state and prospects of development / V. V. Rubtsov//Health of the nation - a basis of prosperity of Russia: materialsnationwild forum. -M, 2005. - Page 106-107.

8. Sadovnichiy, V. A. Health of the nation - a basis of prosperity of Russia / V. A. Sadovnichiy//Health of the nation - a basis of prosperity of Russia: nationwild forum. - M, 2005. -Page 16-17.

9. Usanova, O. N. Interdepartmental and interprofessional approach to the help to children with mental retardation/ O. N. Usanova, V. B. Nikishina//Health of the nation - a basis of prosperity of Russia: materials nationwild forum. - M, 2005. - Page 107-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.