Научная статья на тему 'Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией'

Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
458
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ПРАКСИС / ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Костенкова Нина Валентиновна

В статье представлен авторский вариант батареи тестов и контрольных упражнений для выявления пространственной диспраксии. По результатам тестирования двигательных возможностей детей с косоглазием и амблиопией обоснована необходимость коррекции схемы тела, зрительно-моторной координации средствами адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Костенкова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of violations of spatial praxis at children with squint and amblyopia

In this article we prove the possibility of usage the author's version of the battery of tests and control exercises to identify spatial dyspraxias. According to the results of testing of motor abilities of children with strabismus and amblyopia, the necessity of correction of the body scheme, visual-motor coordination by means of adaptive physical culture is substantiated.

Текст научной работы на тему «Оценка нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией»

h=0,65 м) и Сальхов (L=3,68 м; h=0,7 м), которые позволяют фигуристке выполнять наибольшее количество оборотов в полете;

3. Педагогический эксперимент позволил определить эффективность разработанных средств и методов при Р<0,05, а также позволил сократить время обучения выбросам у фигуристов парного катания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимов, В.М. Обучение парным и групповым упражнениям с помощью технических устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зимов В.М. - М., 1983. - 17 с.

2. Кубашевская, Л.И. Фигурное катание на коньках: судейство произвольных программ в одиночном и парном катании : метод. разработка для студентов / Л.И. Кубашевская. - М. : [б.и.], 1978.

- 32 с.

3. Москвина, Т.Н. Произвольная программа парного катания / Москвина Т.Н., Москвин И.Б.

- М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

4. Назаров, В.Т. Упражнения на перекладине: некоторые вопросы механики, техники выполнения, методики обучения / В.Т. Назаров. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 135 с.

REFERENCES

1. Zimov, V. M. (1983), Training in pair and group exercises with the help of devices, dissertation, Moscow.

2. Kubashevskaia, L. I. (1978), Figure skating: judging long programs in singles and pairs figure skating, Moscow.

3. Moskvina, T.N. and Mosnvin, I.B. (1984), Free program of pair skating, Physical Culture and Sports, Moscow.

4. Nazarov, V.T. (1973), Exercises on the crossbar: some questions of mechanics, techniques, methods of training, Physical Culture and Sports, Moscow.

Контактная информация: natalanz@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2019

УДК 796.011:617.75

ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ

Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент, Нина Валентиновна Костенкова, магистрант, Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Аннотация

В статье представлен авторский вариант батареи тестов и контрольных упражнений для выявления пространственной диспраксии. По результатам тестирования двигательных возможностей детей с косоглазием и амблиопией обоснована необходимость коррекции схемы тела, зрительно-моторной координации средствами адаптивной физической культуры. Ключевые слова: нарушения зрения, праксис, вторичные нарушения.

ASSESSMENT OF VIOLATIONS OF SPATIAL PRAXIS AT CHILDREN WITH

SQUINT AND AMBLYOPIA

Vladislav Fedorovich Vorobyov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Nina Valentinovna Kostenkova, the master student, Cherepovets State University

Annotation

In this article we prove the possibility of usage the author's version of the battery of tests and control exercises to identify spatial dyspraxias. According to the results of testing of motor abilities of children with

strabismus and amblyopia, the necessity of correction of the body scheme, visual-motor coordination by means of adaptive physical culture is substantiated.

Keywords: visual impairment, praxis, secondary disorder.

Хорошо известно, что А.Р. Лурия разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса - кинестетического и кинетического. Кинестетический прак-сис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический - как эфферентный. Это уточнило понимание праксиса в нейропсихологии как одной из высших психических функций, и апраксии - как его патологии. В настоящее время возрастает интерес к пограничным проявлениям таких расстройств, проявляющихся в форме идеомоторной, идеаторной, конструктивной и мелокинетической диспраксий. Причиной разлада в развитии координационных способностей может быть сенсомоторный дефицит высокого уровня, слабости в перцептивном потоке и сенсорной интеграции [5]. У детей с сенсорными нарушениями дефицитарность отдельных мышц может быть вторичной [1].

Согласно анализу литературных источников особенности пространственного праксиса у детей с нарушениями зрения проявляется в искажении восприятия схемы тела. Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Дети с трудом определяют пространственную удалённость и пространственные отношения. Поэтому представляется актуальным выявить своеобразие нарушений пространственного праксиса у детей с косоглазием и амблиопией.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование реализовано на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 44», которое посещают дети с нарушением зрения, слуха и тяжелыми речевыми нарушениями. Выборка испытуемых представлена 10 школьниками 7-9 лет с диагнозом косоглазие и амблиопия. Для оценки особенностей развития пространственного праксиса были определены показатели: прямолинейность ходьбы; умение детей ориентироваться в схеме собственного тела; умение детей определять центр; способность осуществлять перенос движений через среднюю линию тела; уровень развития зрительно-моторной координации; уровень развития межполушарного взаимодействия.

Нами была разработана диагностическая карта, на основе методики нейропсихоло-гической диагностики А.В. Семенович [2] и методики обследования детей Л.С. Цветковой [4] (таблица 1).

Таблица! - Диагностическая карта эксперимента

№ п/п Диагностическая методика Показатель диагностической методики

1. Диагностическое задание «Ходьба по прямой линии, «противоходом», по диагонали» Исследуется пространственный праксис (прямолинейность, целенаправленность движения), координация движений

2. Диагностическое задание «Реципрокная координация рук» Исследуется реципрокная координация рук, межполушар-ное взаимодействие в двигательной сфере, кинетический и регулятивный праксис

3. Диагностическое задание Проба «Кулак-ребро-ладонь» Исследуется выполнение двигательной программы деятельности, развитие кинетического (динамического) праксиса

4. Графическая проба «Заборчик»

5. Диагностическое задание «Пробы Хэда» Исследуется ориентировка в схеме тела, пространственный праксис

6. Диагностическое задание «Тест Ден-манна» Исследуются пространственные представления: стратегия восприятия, прямолинейность, наличие центра, симметрия

7. Диагностическое задание «Тест Рея -Тейлора» Исследуется развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз-рука

8. Диагностическое задание Гештальт-тест Л. Бендер Исследуется зрительно-моторная координация

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ медицинской документации показал, что 80% испытуемых имеет два зрительных дефекта, такие как сходящееся косоглазие и амблиопия, 60% - сходящееся косоглазие и гиперметропический астигматизм. Наиболее тяжелую зрительную патологию (которая включает одновременно три разных зрительных диагноза) имеют мальчики: 2, 4, 7, 8, 9 (таблица 2).

Таблица 2 - Анализ данных медицинских карт детей с нарушениями зрения

№ п/п Ребенок Возраст Зрительный диагноз

1. Мальчик 1 8 лет Сходящееся косоглазие

2. Мальчик 2 7 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропия выс. ст., врожденный птоз

3. Мальчик 3 7 лет Сходящееся косоглазие, сл. гиперметропический астигматизм

4. Девочка 1 7 лет Гиперметропический астигматизм

5. Мальчик 4 8 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропия, амблиопия OS 3 ст.

6. Мальчик 5 7 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропический астигматизм

7. Мальчик 6 7 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропический астигматизм

8. Мальчик 7 8 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропия сл. ст., астигматизм

9. Мальчик 8 8 лет Сходящееся косоглазие, гиперметропический астигматизм, амблиопия 1 ст.

10. Мальчик 9 7 лет Миопия ср. ст., амблиопия, астигматизм

Остановимся на результатах выполнения детьми двигательных заданий, их количественные результаты в 5-бальной шкале представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты выполнения двигательных заданий школьниками с косоглазием и амблиопией

№ Диагностические методики *

п/п 1 2 3 4 5 6 7 8

1 3 2 1 3 3 3 2 2

2 1 1 2 2 2 1 1 1

3 2 3 4 1 2 2 1 1

4 3 5 1 4 4 4 5 3

5 4 2 5 4 2 1 4 4

6 3 2 1 4 3 4 5 5

7 5 5 2 3 2 3 3 4

8 3 3 4 4 3 2 1 2

9 4 4 3 3 3 4 4 4

10 3 3 2 2 4 3 2 3

Примечание. Нумерация методик приведена в соответствие с таблицей 1

С заданием пройти по прямой линии до ориентира 10 м справились почти все школьники. При прохождении этой дистанции без ориентира некоторые дети в конце пути отклонились от прямого маршрута на 10-30 градусов. Некоторые шли извилистой линией, отклоняясь и возвращаясь на заданный маршрут. При ходьбе «противоходом» 3 м вместо прямолинейного целенаправленного движения, большинство детей после поворота двигались «зигзагом». По результатам проведенной диагностики выявлено, что у большинства испытуемых сформирована простая ориентировка в схеме тела.

Для оценки реципрокной координации рук использовали количественную систему оценки по балльной шкале результатов Ж.М. Глозман [цит. по 3]. Выявлено, что у пяти детей наблюдается дискоординация движений, сбои или отставание одной из рук, у трех детей - аллиированное выполнение обеими руками. Это говорит о недостаточной сформи-рованности динамического праксиса детей младшего школьного возраста с косоглазием и амблиопией и недоразвитии межполушарного взаимодействия.

Два ученика справились с заданиями пробы «Кулак-ребро-ладонь». Они имеют достаточно высокий уровень развития кинетического и регулятивного праксиса и хорошую реципрокную координацию рук. У восьми детей была отмечена замедленность выполнения и трудность в переключении с одного движения на следующее. Кроме того, школьники допускали ошибки в последовательности движений, наблюдались персеверации и

пропуски. Возможно, у части детей имеются незначительные поражения двигательных систем (премоторных отделов), так как в первом случае страдает переключение в автоматизированном режиме, во втором — затруднения можно связать с левополушарной недостаточностью.

У троих школьников присутствует соскальзывание вниз к концу строки при выполнении графической пробы «Заборчик». У четверых — незначительное изменение размера элементов (макрография и микрография).

Половина учеников выполнили оба задания речевого варианта пробы Хэда, показали хорошее знание левой и правой стороны. Многие дети проговаривали задание вслух, прежде чем выполнить инструкцию. В схеме собственного тела ориентировались правильно, но затруднились с переходом через среднюю линию 4 школьников, а двое обследуемых выполнили задание с ошибками. Наиболее трудным оказалось выполнение наглядного варианта. Все дети допустили ошибки в выполнении двуручных проб. Половина школьников выполнили несколько проб зеркально, но с последующей самокоррекцией.

Анализ оценки зрительно-пространственных представлений показал, что большинство школьников выдерживают определенную симметрию при воспроизведении образца; однако 6 школьников испытывали затруднения в определении центра фигур. У четверых наблюдается нарушение размеров рисунка. Фрагментарно-хаотический тип стратегии копирования, структурно-топологические, метрические ошибки встречается у половины испытуемых.

Школьники выполняли задание копирования фигур Тейлора и Рея-Остерицца в разном темпе в течение 5-8 мин. В изображении одной фигуры использовали от 5 до 7 разных цветных карандашей. Большинство деталей изображены в правильных местах и в правильном повороте. Но наблюдаются нарушения пропорций, горизонтальные, вертикальные и диагональные линии деталей смещены от центра. Половина детей 7-8 лет с косоглазием и амблиопией имеет нарушения восприятия образа и зрительно-пространственных функций.

Половина обследованных детей с косоглазием и амблиопией имеют уровень зрительно-моторной координации ниже возрастной нормы, у троих результаты соответствуют возрасту и двое показывают результаты выше нормы. Большинство школьников с косоглазием и амблиопией имеют низкий и средний уровень развития пространственного прак-сиса и ориентировки в схеме тела, зрительно-моторной координации и пространственных представлений.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты свидетельствуют о наличии таких вторичных нарушений в структуре дефекта, как пространственная и динамическая диспраксия, нарушения координации движений и недоразвитие межполушарного взаимодействия. Перечисленные особенности обусловлены первичным дефектом зрительной сенсорной системы, своеобразием психофизического развития в условиях сенсорной депривации и соответствующими функциональными возможностями конкретных систем организма. Физическая активность является неотъемлемой частью жизни детей с диагнозом нарушения координации развития [6]. Мы считаем, что для коррекции пространственного праксиса, а также предупреждения третичных нарушений развития младших школьников с косоглазием и амблиопией, необходима специально организованная работа по физической реабилитации, включающая систему физических упражнений адаптивной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, В.Ф. Индивидуальные особенности межмышечного взаимодействия при выполнении целенаправленных движений детьми дошкольного возраста / В.Ф. Воробьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 36-39.

2. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с.

3. Хохлов, Н.А. Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики / Н.А. Хохлов, М.С. Ковязина // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 141-149.

4. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: "Российское педагогическое агентство" ; "Когито-центр", 1998. - 128 с.

5. Role of pediatric physical therapists in promoting sports participation in developmental coordination disorder / I.L.J. Adams, W. Broekkamp, P.H. Wilson [et al.] // Pediatr. Phys. Ther. - 2018. - Apr., No. 30 (2). - P. 106-111.

6. Gomez, A. Developmental coordination disorder: core sensorimotor deficits, neurobiology and etiology / A. Gomez, A. Sirigu // Neuropsychology. - 2015. - Dec., No. 79 (Pt B). - P. 272-287.

REFERENCES

1. Vorobyov, V.F. (2017), "Individual characteristics of intermuscular interaction when performing purposeful movements of the preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 36-39.

2. Semenovich A.V. (2002), Neuropsychological Diagnostics and correction in childhood, Akad-emiya, Moscow.

3. Hohlov N.A. and M.S. Kovyazina (2016), "Sample for reciprocal hand coordination: quantitative methods of modification testing", Psychology questions, No. 6, pp. 141-149.

4. Tsvetkova, L.S. (1998), Technique of Neuropsychological diagnosis of children, "The Russian pedagogical agency, Moscow.

5. Adams, I.L.J., Broekkamp, W., Wilson, P.H. et al. (2018), "Role of pediatric physical therapists in promoting sports participation in developmental coordination disorder", Pediatr. Phys. Ther. 2018 Apr; 30 (2), pp. 106-111.

6. Gomez, A. and Sirigu, A. (2015), Developmental coordination disorder: core sensorimotor deficits, neurobiology and etiology, Neuropsychology, 2015 Dec, No. 79 (Pt B), pp. 272-287.

Контактная информация: vovofo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2019

УДК 796.894

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГИРЕВОМ СПОРТЕ

Татьяна Валентиновна Гавриш, доктор медицинских наук, доцент, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск; Илья Вячеславович Гавриш, кандидат медицинских наук, Областная клиническая больница № 1, Челябинск; Ольга Ивановна

Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Антон Викторович Чипышев, кандидат биологических наук, Уральский государственный университет физической

культуры, Челябинск

Аннотация

В статье представлены результаты изучения особенностей биомеханики и оценки специальной физической подготовленности спортсменов в гиревом спорте. Показано, что биомеханика рывка и удержания гири являю тся факторами риска развития диспноэ, функциональной асимметрии и, как следствие, дисфункционального состояния в целом. Для оценки и повышения уровня функциональной и специальной физической подготовленности спортсменов разработана проба с дозированной нагрузкой, специфичной для гиревого спорта. Для восстановления функционального потенциала рекомендуется часть упражнений заминки в структуре тренировочного занятия выполнять по методике лечебной физической культуры. Своевременное восстановление внесердечных механизмов кровообращения - горизонтального исходного положения тела, ритмичного дыхания через нос с синхронизацией фаз дыхания с движениями передней брюшной стенки, ежедневная двигательная рекреация способствовали повышению функциональной и специальной физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.