Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
УДК 336.225.613(470.41)
Оценка налогового потенциала Республики Татарстан
Евстафьева А.Х.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Проведена оценка налогового потенциала Республики Татарстан за 2006-2009 гг., предложены основные направления по совершенствованию налоговой политики и налогового потенциала региона.
Ключевые слова: налоговый потенциал региона, налоговые поступления, бюджет, налоговые доходы, налоговая политика.
Налоговый потенциал региона - это сложная экономическая категория, имеющая различные подходы к оценке и требующая выявления факторов определяющих его развитие и совершенствование. Основной целью развития налогового потенциала региона является обеспечение систематических и регулярных налоговых поступлений в бюджет в течение длительного времени.
В оценке налогового потенциала заинтересованы сами субъекты Российской Федерации, так как полученный результат дает более полное представление и осмысление общего развития региона и обеспечивает принятие стратегических решений.
На формирование структуры налогового потенциала оказывают влияние экономические (внутренние и внешние), правовые, социальные факторы и факторы налогового администрирования.
Понятие «налоговый потенциал региона» применяется в российской экономической науке более десяти лет. Существуют разнообразные трактовки сущности налогового потенциала [см.: 1]. В экономической литературе налоговый потенциал определяется как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Это - максимум налоговых поступлений, которые может при идеальных условиях обеспечить территория.
При рассмотрении налоговых доходов как реализованной части налогового потенциала региона необходимо принять во внимание то, что на территории субъектов Российской Федерации формируются доходы бюджетов всех уровней. Классификация доходов бюджетов предусматривает их деление на
налоговые и неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов. Основой бюджетной системы любого уровня являются налоговые доходы.
Уровень реализации налогового потенциала в доходах бюджета разного уровня различен. Это объясняется несколькими факторами, в частности, разным составом и структурой налогов, закрепленных за тем или иным уровнем бюджетной системы, структурой доначислений по результатам контрольной работы налоговых органов.
Структура налоговых поступлений по уровням бюджетной системы за последние годы в Республике Татарстан существенно не менялась. Анализ отраслевой структуры налоговых поступлений, мобилизуемых на территории Республики Татарстан, показывает преобладание промышленности в общих поступлениях, причем ежегодно прослеживается тенденция к повышению ее роли.
Республика Татарстан является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом, стабильным сельским хозяйством и устойчивой динамикой экономического развития. Начавшийся в 2008 году экономический кризис оказал негативное влияние на экономическое развитие республики, привел к существенному снижению налоговых доходов региона бюджета в 2009 г.
Существует целый ряд методов оценки налогового потенциала, базирующихся на: фактически собранных в регионе налоговых доходах; построении репрезентативной налоговой системы; совокупных налогооблагаемых ресурсах; валовом региональном продукте; среднедушевых доходах населения.
13
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
Оценка налогового потенциала Республики Татарстан проводилась за 2006-2009 гг. с использованием методов [2], представленных в таблице 1.
При оценке налогового потенциала Республики Татарстан на основе построения репрезентативной системы нами проведен расчет путем упрощения некоторых моментов. В частности, за налоговый потенциал региона был принят валовой приведенный налоговый ресурс; в состав репрезентативной налоговой системы в расчете включены: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, ресурсные платежи, налог на имущество организаций; приведение налогового ресурса репрезентативной налоговой системы осуществлено путем умножения налоговых ресурсов по налогам, включенным в репрезентативную налоговую систему, на соотношение фактических поступлений по данным налогам на общую сумму налоговых поступлений; расчет налоговых ресурсов по репрезентативным налогам производился на основании фактических данных показателей налоговой базы Республики Татарстан.
Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.
Уменьшение сумм собранных налогов означает ухудшение использования налогового потенциал. По этому критерию налоговый потенциал Республики Татарстан используется в достаточной мере.
Представленные данные свидетельствуют о том, что с 2006 по 2008 гг. наблюдается тенденция роста налогового потенциала, в 2009 г. налоговый потенциал снижается, что, безусловно, связанно с экономическим кризисом в стране.
Социально-экономи-че ское развитие ре спубли-ки во многом определяется уровнем поступлений налогов и сборов в территориальный бюджет и во внебюджетные фонды, который, в свою очередь зависит от существующей налоговой базы и, соответственно, налогового потенциала.
Организация рациональной системы управле-
14
ния бюджетными ресурсами и бюджетно-налогового планирования в процессе обеспечения финансирования региональных потребностей должна основываться на источниках и возможностях мобилизации доходов в бюджет. В этих условиях одним из ключевых направлений бюджетно-налоговой политики региона является выявление потенциальной способности генерировать бюджетные доходы.
Основными направлениями налоговой политики Республики Татарстан должны стать повышение общей налоговой культуры, инвестиционной привлекательности республики, эффективности использования государственной и муниципальной собственности, а также оптимизация перечня налоговых льгот, предоставляемых регионом. На уровне федерального законодательства целесообразно проработать механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности города и иных муниципальных образований.
Для развития потенциала налоговых доходов регионального бюджета можно порекомендовать со-
Таблица 1
Характеристика методов текущей оценки налогового потенциала, использованных при оценке налогового потенциала Республики Татарстан
Метод Достоинства метода Недостатки метода
Оценка на основании валового регионального продукта Учитывает доходы резидентов и нерезидентов. Объем ВРП не учитывает неравенство баз (структуру производства)и ставок налогообложения в различных регионах.
Репрезентативная система налоговых показателей Может использоваться для определения налогового потенциала с учетом реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз. Высокая трудоемкость.
Расчет, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала Признан самым точным. Определение коэффициента собираемости увеличивает достоверность данных. Разграничение расчета по видам налогов позволяет получить достаточно точный результат. Информационной базой служат данные ретроспективного периода, не учитывается текущее и перспективное состояние налоговой базы. В основании расчета лежат данные за прошедший период.
Таблица 2
Количественная оценка налогового потенциала Республики Татарстан за 2006-2009 гг.
Годы Налоговый потенциал, млн. руб.
Оценка на основе величины ВРП Оценка на основе построения репрезентативной системы показателей Расчет, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала Фактический налоговый сбор, млн. руб.
2006 207 871, 255 140820,902 175917,843 147 087,022
2007 256 878, 952 155464,207 202890,156 161 127,627
2008 192 164, 434 206862,821 255319,435 217 208,850
2009 185 553, 345 147152,795 182437,157 151 297,518
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 4
Экономика
хранение, а в дальнейшем и ускорение темпов роста региональной экономики, что приведет к улучшению финансового состояния организаций региона и, как следствие, к увеличению поступлений по налогу на прибыль. Немаловажным является и содействие в создании новых рабочих мест. Это приведет к выравниванию спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, при этом увеличение спроса на рабочую силу приведет к росту средней заработной платы, которая является частью налоговой базы НДФЛ. Такая политика улучшит положение дел в республике, что повысит ее инвестиционный потенциал. Однако, проведение такого комплекса мер по повышению налогового потенциала неизбежно приведет к росту расходов в региональном бюджете, и поэтому эффект от проведения данной политики, хотя бы в долгосрочной перспективе, должен быть выше, чем объем расходов на нее.
Одним из путей совершенствования налогового потенциала является борьба с теневой экономикой, причем решение проблемы роста теневой экономики должно оставаться приоритетной в правительственных программах экономического развития.
Полагаем, что в условиях сложной макроэкономической ситуации следует уделить особое внимание имеющимся резервам роста налогового потенциала с целью минимизации последствий кризиса, повышения эффективности налогового контроля и выработки эффективной региональной налоговой политики.
Литература:
1. Осипова Е.С. Налоговый потенциал в системе налоговых отношений // Налоги. - 2006. - № 3.
- С. 6-10.
2. Рощупкина В.В. Совершенствование методики оценки налогового потенциала региона: авторе-фер. ... дис.канд. экон. наук. - Ставрополь, 2007.
- 23 с.
Estimation of Tax Potential of the Republic of Tatarstan
A. Evstafieva
Kazan State University of Architecture and Engineering
The estimation of tax potential of the Republic of Tatarstan for the period of 2006-2009 has been carried out, the basic directions of perfection of tax policy and tax potential of the region have been offered.
Key words: tax potential of the region, tax revenues, the budget, tax incomes, tax policy.
15