Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона'

Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX / TAX SYSTEM / TAX POTENTIAL OF THE REGION / APPROACHES TO FORMING TAX POTENTIAL / BUDGET / TAX POLICY / REVENUE FROM TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьева Алсу Хусаиновна, Филатова Екатерина Андреевна

В статье проанализированы методики оценки налогового потенциала региона, выявлены их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to Tax Potential of the Region Assessment

The paper deals with methods of assessment of tax potential of the region, its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Экономика

УДК 336.22:332

Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона

Г

Евстафьева А.Х.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Филатова Е.А.

Аспирант кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье проанализированы методики оценки налогового потенциала региона, выявлены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговый потенциал региона, подходы к формированию налогового потенциала, налоговые поступления, бюджет, налоговая политика.

Налог, являясь одним из инструментов государственного регулирования, оказывает воздействие на процесс общественного воспроизводства на разных стадиях производства и распределения созданного общественного продукта.

В развитии взглядов на сущность налоговой системы России можно выделить три периода (табл. 1). На каждом историческом этапе определение налога дополнялось какими-то ранее неизвестными деталями и получало принципиально иное, не похожее на предыдущие, определения [1].

Теоретическое исследование налоговых отношений в государстве или отдельного региона, как правило, включает оценку, механизм формирования и реализации налогового потенциала.

Среди ученых нет единого мнения по поводу этого понятия. В мировой практике под налоговым 28

Таблица 1

Периоды развития налоговой системы России

Период развития Значение налогов Характер налогов Теоретическое обоснование

Древний мир, Средние века Незначительная доля в государственных доходах, обеспечение расходов по содержанию государственного аппарата и чрезвычайных расходов (война, строительство и т.п.) Неразвитость, случайный характер Отсутствие комплексных теоретических работ по налогообложению

XVII-XVIII вв. Ведущий источник доходной части бюджета Формирование первых налоговых систем Появление налоговых теорий, становление научно-теоретических воззрений на природу и методологию налогообложения

XIX в. Сохраняется фискальное значение, увеличивается регулирующее и социально-политическое значение налогов Регулярность, сокращение числа налогов Правовая основа установления и взимания налогов, использование научных подходов при проведении налоговых реформ

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Экономика

потенциалом понимается потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год при применении единых на всей территории страны условий налогообложения.

Налоговый потенциал региона - это сложная экономическая категория, имеющая различные подходы к оценке и требующая выявления факторов, определяющих его развитие и совершенствование. Основной целью развития налогового потенциала региона является обеспечение систематических и регулярных налоговых поступлений в бюджет в течение длительного времени [2].

Оценка налогового потенциала должна учитывать фактор налоговой политики как неотъемлемый элемент структуры налоговых отношений, влияющий на размер налогового потенциала. Выделяют три основных подхода к формированию налогового потенциала:

1) Фискальный подход - для него характерен акцент на всемерное наращивание массы налоговых обязательств (налогового бремени). Такой подход порожден кризисом государственной власти (верхи не могут осуществлять сбор налогов, а низы не хотят платить налоги). Налоговое бремя становится непомерным. Вместе с тем реальная собираемость налогов падает, а налогоплательщики предпочитают выбирать для себя нелегитимные формы хозяйствования. Фискальный подход был характерен для начального этапа рыночных преобразований в России. Однако практика показала, что реализация такого подхода заводит налоговую политику в тупик. Содержание последней редуцируется до административного давления на налогоплательщиков в целях элементарного «выколачивания» налогов;

2) Ресурсный подход - согласно этому подходу налоговый потенциал представляет собой ресурсы, которые подлежат сбору в бюджет через налоговые платежи. Особенность заключается в том, что расчет налогового потенциала должен осуществляться в условиях действующего в определенный момент налогового законодательства.

Первым шагом при использовании ресурсного подхода является изучение самой территории, например, субъекта РФ, налоговый потенциал которого подлежит исследованию, что является немаловажным фактором при формировании и развитии на-

логового потенциала [3]. Однако, недостаток этого метода в том, что нет акцента на объеме налоговых поступлений, которые могут быть собраны в регионе (перечислены в бюджет субъекта РФ).

3) Смешанный подход объединяет в себе основные черты ресурсного и фискального подходов и в глобальном плане сводится к тому, что, с одной стороны, он определяет налоговый потенциал как возможную сумму налоговых поступлений, а с другой - указывает также на необходимость изучения ресурсов конкретной территории, которые играют основную роль при формировании ее налогового потенциала. Данный факт является наиболее актуальным при исследовании налогового потенциала региона, так как каждый субъект РФ в своем роде уникален и имеет свои определенные характеристики и уровень социально-экономического развития. Следовательно, смешанный подход наиболее точно характеризуют сущность налогового потенциала региона.

На формирование величины налогового потенциала оказывают влияние внешние и внутренние факторы (рис. 1).

К внешним факторам относятся: инфляция, изменения законодательства, нормативы зачисления налогов по уровням бюджетной системы; к внутренним - экономическое развитие региона, налоговая, бюджетная политика, структура и специализация отраслевой экономики.

Рис. 1. Факторы формирования и развития налогового потенциала

29

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Экономика

Влияние внутренних факторов может корректироваться в рамках региона.

Важнейшими условием развития налогового потенциала в регионе является консолидация налоговых, бюджетных и корпоративных факторов, определяющих состояние и темпы экономического роста для региональной и национальной системы хозяйства. Вопросы взаимодействия региона и хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и потребляющих ресурсы на конкретной территории, являются объектом дискуссий и исследований многих ученых.

Формирование налогового потенциала национальной экономики и региона в отдельности находятся в непосредственной зависимости от отдачи потребляемых факторов производства и ресурсов, поступающих в распоряжение предприятий и домохозяйств и от факторов, определяющих, прежде всего, мобильность налогового потенциала.

Само формирование и мобильность налогового потенциала определяется количеством налогоплательщиков, их структурой, соответствием институциональным условиям национальной экономики.

Количество налогоплательщиков определяется демографической активностью предприятий, т.е.

Характеристика методов он

представляет собой процесс создания и регистрации предприятий как юридических лиц, которые, в свою очередь, характеризуются через численность, состав и структуру предприятий (организаций), функционирующих в определенное время, в рамках конкретной территории, в данных экономических условиях. Номинальное увеличение предприятий должно благоприятно воздействовать на расширение сферы налогового потенциала страны в целом и в отдельности региона. Но такая зависимость для российских условий практически не имеет места, так как представление о качественном составе пред-приятий-налогоплательщиков существенно ухудшается, и необходимо учитывать тот факт, что стремление соблюдать налоговую дисциплину не является для предприятий главным правилом.

Таким образом, увеличение численности пред-приятий-налогоплательщиков в РФ представляет собой лишь потенциальный параметр, определяющий условия для формирования налогового потенциала. Более глубокий анализ возможен при изучении структуры налогоплательщиков.

На сегодняшний день можно выделить следующие методики расчета налогового потенциала (табл. 2). Однако опыт развитых стран показывает,

Таблица 2

нки налогового потенциала

Метод Достоинства Недостатки

Оценка на основании показателя среднедушевых доходов населения В полной мере отражает не только средства регионального бюджета, но и поступления из Федерального бюджета. Простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения Не отражает доходы нерезидентов, особенности налогообложения различных отраслей

Оценка на основании валового регионального продукта Учитывает доходы резидентов и нерезидентов Объем ВРП не учитывает неравенство баз (структуру производства) и ставок налогообложения в различных регионах

Репрезентативная система налоговых показателей Может использоваться для определения налогового потенциала с учетом реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз Высокая трудоемкость

Метод корреляционно-регрессионного анализа Небольшая трудоемкость, значительная объективность. Позволяет выявить факторную зависимость фактических поступлений и налоговых баз Выбор показателей для расчета неоднозначен, что усложняет его применение на региональном уровне

Расчет, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала Признан самым точным. Определение коэффициента собираемости увеличивает достоверность данных. Разграничение расчета по видам налогов позволяет получить достаточно точный результат Информационной базой служат данные ретроспективного периода, не учитывается текущее и перспективное состояние налоговой базы. В основании расчета лежат данные за прошедший период

Упрощенный метод Доступность данных, простота их сбора Ограниченность расчетов за счет небольшого количества используемых параметров

Плановый метод Высокая степень достоверности Не используется информация о налоговой базе

Метод оценки на основе корректировки суммы фактически собранных в регионе платежей в базовом году Простота сбора данных, их доступность Низкая достоверность результатов

Оценка с использованием ИНП Высокая степень достоверности Требуется большой объем ретроспективной информации

Метод совокупных налоговых ресурсов Более точное отражение фактического объема налоговых ресурсов

30

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Экономика

что наибольшее распространение на практике получают комбинации подходов.

Методы оценки налогового потенциала региона можно разделить на прямые, которые основаны на показателях о формировании налоговых доходов, и косвенные, которые базируются на показателях экономической активности региона.

Поскольку налоговый потенциал определяет возможности территориальной единицы в формировании поступлений налоговых платежей в государственную бюджетную систему и может являться основой для прогнозирования налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, как России, так и отдельных субъектов федерации, решение задач оценки и прогнозирования налогового потенциала каждого субъекта Российской Федерации выходит на первый план. В этой связи значительно возрастает потребность в разработке научных подходов по точному определению и оценке налогового потенциала, подборе соответствующего инструментария и совершенствовании методики прогнозирования налогового потенциала субъектов федерации на перспективу.

Исследование существующих методик оценки налогового потенциала дало основание отметить, что ни одна из них не является эталонной и обязательной к расчету, что свидетельствует о необходимости применения комбинированных подходов, а также выработки направлений их совершенствования.

Методика оценки налогового потенциала должна быть простой и понятной. Однако в настоящее время это сопряжено с рядом трудностей, и в первую очередь, с отсутствием официальной статистики, содержащей необходимые данные для расчетов.

Наиболее важным и актуальным вопросом также является выявление особенностей и проблем формирования налогового потенциала субъектов РФ с учетом их социального и экономического состояния, а также разработка направлений развития налогового потенциала региона. При исследовании данных аспектов необходимо принимать во внимание и опыт ряда зарубежных стран.

Как показывает практика, оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют улучшить процессы налоговых поступлений в бюджетную систему, определить уровень налоговой активности регионов и тем самым стать одним из элементов системы критериев оценки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Литература:

1. Лобова Ю.А. Оценка и прогнозирование налогового потенциала: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - 169 с.

2. Евстафьева А.Х. Оценка налогового потенциала Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 4. - С. 13-15.

3. Толстая О.В. Налоговый потенциал региона и его развитие: дис. ... канд. экон. наук.- М., 2010. -223 с.

Methodological Approaches to Tax Potential of the Region Assessment

A. Evstafief, E. Filatova

Kazan State University of Architecture and Engineering

The paper deals with methods of assessment of tax potential of the region, its advantages and disadvantages.

Key words: tax, tax system, tax potential of the region, approaches to forming tax potential, revenue from taxation, budget, tax policy.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.