ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(STATE & MUNICIPAL GOVERNMENT)
УДК 369.032
Бахарев Д. Д.
магистрант II курса по направлению «Государственное и муниципальное управление» Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(г. Пермь, Россия)
ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ПЕРМЬ
Аннотация: статья посвящена анализу реализации муниципальной жилищной политики в городе Перми. В статье выявлены основные проблемы при реализации муниципальной жилищной политики, а также проанализированы целевые программы по реализации жилищной политики и механизм закупок жилья для очередников.
Ключевые слова: муниципальная жилищная политика, муниципальное образование город Пермь, институт социального арендного жилья, целевые программы, проблемы муниципальной жилищной политики, нормативно-правовые основы, МКУ Управление жилищных отношений администрации города Перми.
Реализацией муниципальной жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь занимается Муниципальное Казенное Учреждение «Управление жилищных отношений администрации города Перми». Основной целью деятельности Управления является создание системы мер, направленных на улучшение жилищных условий жителей города Перми.
Основные задачи, которые решает Управление жилищных отношений:
-обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Перми и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
-организация работы по приватизации муниципального жилищного фонда; -организация переселения граждан из непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда;
- формирование и управление муниципальным жилищным фондом.[1].
В 2020 года Управление поменяло статус с автономного на бюджетное учреждение. Кроме этого, часть полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а именно инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, вставших на жилищный учет до 01.01.2005, ветеранов Великой Отечественной Войны, реабилитированных лиц, молодых семей передало Департаменту социальной политики администрацию города Перми.[2].
Регулирования жилищной политики по предоставлению жилья на местном уровне регулируются решениями Пермской городской Думы и постановлениями Администрацией города Перми.
Осуществление жилищной политики в муниципальном образовании город Пермь основано на реализации ряда программ. В частности, Администрацией г. Перми принято постановление от 17.10.2018 № 746 «Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение жильем жителей города Перми», согласно которому одним из путей решения данной проблемы является переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда, муниципальная адресная программа по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы [3]. Решение жилищной проблемы молодых семей, которые проживают на территории города Перми, осуществляется в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Муниципальная программа по предоставлению
жилья детям-сирот, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и малоимущим». Можно констатировать, что реализация программ не происходит должным образом, темпы по переселению из аварийного жилья и предоставлению детям-сиротам отстают от плановых значений. В частности, произошел срыв по расселению граждан из аварийного жилья за 2021 год, в котором удалось освоить лишь 70% средств, выделенных на решение данной задачи. Основная причина - резкое повышение стоимости приобретенного жилья. Решить жилищную проблему возможно за счет строительства социального арендного жилья.
В улучшении своих жилищных условий нуждаются и малоимущие семьи. В городе Перми, на сегодняшний день, в малоимущих семьях проживают более двадцати тысяч человек, из них 75% стоят в очереди на получение жилья по договору социального найма. Одной из главных причин в недостижении плана по предоставлению жилья для малоимущих семей являются низкие темпы обеспечения жильем со стороны властей и большое количество очередников со сроком ожидания до 3-5 лет. Необходимо упрощать механизм получения жилья для малоимущих семей и строить больше жилья с привлечением федеральных средств бюджета. [4].
На территории города Перми по состоянию на октябрь 2022 года расположены 6779 многоквартирных домов (далее - МКД) общей площадью 22,3 млн. кв. м. [5]. В последние годы отмечается рост строительства жилья. Так, за 2019 год в городе Перми было введено в эксплуатацию 598 166 кв. метров жилья, а это 40 многоквартирных домов. В 2020 году было введено жилье площадью 824 001 кв. метров, 50 многоквартирных домов введено в эксплуатацию. За 2021 год было получено 46 разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов. Общая площадь объектов составила 789 715 кв. метров.[6].
Диаграмма №1. Обеспеченность населения города Перми жильем в 2014-2020 годах, кв. м на 1 жителя.
Несмотря на увеличение строительства жилья, шансы очередников на получения жилья остаются не высокими. По данным службы статистики города Перми, 44 % семей нуждаются в улучшении условий проживания. Неподъемные первоначальные взносы, а также высокие ставки кредитования не позволяют гражданам приобрести жилье. И все это отрицательно сказывается на результативности муниципальной жилищной политики, а также на социально -экономическом развитии муниципального образования.[7].
Число семей, Число семей, Число Удельный вес
состоящих на состоящих на семей, числа семей,
учете в учете в получивших получивших
качестве качестве жилые жилые
нуждающихся нуждающихся помещения помещения, в
в жилых в жилых и числе семей,
помещениях помещениях улучшивших состоящих на
на конец на конец жилищные учете в
прошлого отчетного условия, качестве
года, единиц года, единиц единиц нуждающихся
в жилых
помещениях
на конец
прошлого
года, в %
1 2 3 4
Российская
Федерация 2266854 2180861 95595 4,2
Приволжский
федеральный
округ 522179 483904 22170 4,2
Республика
Башкортостан 58471 52923 2383 4,1
Республика
Марий Эл 13771 12756 461 3,3
Республика
Мордовия 22649 20561 486 2,1
Республика Татарстан 77366 69749 4752 6,1
Удмуртская Республика 16538 16327 634 3,8
Чувашская Республика 68355 63655 906 1,3
Пермский край 55706 51043 3439 6,2
Кировская область 24530 23731 901 3,7
Нижегородская область 33256 30518 1219 3,7
Оренбургская область 38890 36316 1693 4,4
Пензенская область 11740 11120 548 4,7
Самарская область 50152 47093 2862 5,7
Саратовская область 34747 33600 1477 4,3
Ульяновская область 16008 14512 409 2,6
Таблица 1. Предоставление гражданам жилых помещений по субъектам Российской Федерации за 2021 г.
Более 50% нуждающихся семей - это жители города Перми. В городе Перми остаются напряженные проблемы по предоставлению жилья таким категориям граждан как дети-сироты и жители в аварийном жилье. Несмотря на возросшие темпы расселения аварийного жилищного фонда, прирост площади аварийного жилья не позволяет сокращать долю аварийного жилищного фонда
и населения, живущего в аварийном жилье. За 2021 год были оказаны меры социальной поддержки по улучшению жилищных условий 455 молодым семьям, 6 ветеранам Великой Отечественной войны, одному человеку из числа реабилитированных лиц, 7 ветеранам боевых действий, 13 инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов.
Автор считает, что необходимо применять новые схемы предоставления жилья для таких граждан. Среди них - развитие института социального арендного жилья, закупка Управлением жилищных отношений администрации города Перми жилых помещений для расселения из аварийного жилищного фонда и предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировав государственные закупки УЖО Администрации г. Перми на
порталеhttps://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html?searchString=У ЖО+Администрации+Г.Перми&тофЬо1оеу=оп автор считает, что покупка квартир осуществляется по завышенным ценам. Так, например, стоимость приобретенного жилья для расселения из аварийного фонда составляет 87 303 тыс. рублей за 1 м2 (таблица.2). Анализ рынка покупки жилья говорит о том, что цена за 1 м2 составляет не более 80 тыс. рублей, проанализировав все районы города Перми.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта нормативным метолом:
Объект 1акупки Объем 1акунки (шла) Стоимость 1 кв.ч. общей площади жилья (руб.) КоличесIво кнар1ир (ни.) Начальная (максимальная) цена контракта. руб.
1 3 4 5 6
Помещение жилое. Квартира, г, Пермь 53,9 87 303,00 1 4 705 631,70
Таблица 2. Расчет начальной (максимальной) цены контракта нормативным методом.
В мае 2022 года в городе Перми заключено 23 договора на приобретение жилья для детей-сирот в строящихся домах. А с начало года, по данным Администрации города Перми, заключено 39 контрактов на общею сумму более 100 млн. руб. На начало 2022 года в городе Перми на учете для получения жилья состоит 1520 детей-сирот. Темпы получения жилья невысокие, что связано с отсутствием нужного количества помещений в спецжилфонде, удовлетворяющих требованиям, а покупка жилья в строящихся домах требует значительного времени. Но необходимо учитывать, что по нормативу только 25% квартир в доме может быть выделено для сирот.
При решении вопросов предоставления жилья детям-сиротам, по мнению автора, не стоит решать это за счет покупки квартир на вторичном рынке, а необходимо строить новое жилье. Проблему предоставления жилья для детей-сирот возможно решить с помощью социального арендного жилья на льготных условиях как временной меры, когда органы местного самоуправления не могут предоставить жилье детям-сиротам и находятся в поисках такого жилья.
Проблема недостаточного предоставления жилья таким категориям населения, как дети-сироты, малоимущие, инвалиды и т. д. в городе Перми остается актуальной, но ее возможно решить с помощью нового механизма -строительство арендных домов, который сможет повысить качество жилищных условий людей. Строительство социальных арендных домов должно решить проблему очередников, малообеспеченных и молодых семей. И с другой стороны, это позволит оживить отрасль строительства и изменить перспективы жилищной политики. Кроме того, развитие института социального арендного жилья — существенный толчок к более гибкой и мобильной трудовой миграции населения, один из существенных механизмов поддержки и развития промышленных кластеров, привлечения в муниципальное образование.
По мнению автора, необходимо менять старые механизмы предоставления жилья для нуждающихся граждан. В частности, необходимо
разработать и утвердить современную муниципальную жилищную политику с новыми схемами обеспечения жильем всех нуждающихся категорий граждан. На сегодняшний день муниципальная жилищная политика города Перми требует совершенствования, т. к. не справляется с реализацией целевых программ предоставляю жилья, в частности для детей-сирот и расселению из аварийного жилья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление администрации города Перми «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы» от 31.05.2019 № 238. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gorodperm.ru/upload/pages/2096/201 9/MP PERESELENIJE IZ AVARIJNOGO ZHILFONDA 20192025 gody (1).pdf?ysclid=l3lq25zsu9. (дата обращения: 04.11.2022).
2. Решение Пермской городской Думы от 21.12.2021 № 324 «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы об утверждении положений о функциональных органах администрации города Перми». [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/578025052?ys clid=l9bixgywdi215989400. (дата обращения: 06.11.2022).
3. Отчет Главы города Перми за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://www.gorodperm.ru/upload/pages/1001681/ dat 1622031681474.pdf?ysclid=l3l2d4hvts. (дата обращения: 05.11.2022).
4. Официальный сайт Администрации города Перми [Электронный ресурс]. URL:https://www.gorodperm.ru/actions/housing/ujo/ (дата обращения: 05.11.2022).
5. Официальный сайт службы статистики Пермского края. [Электронный ресурс]. URL: https://permstat.gks.ru. (дата обращения: 06.11.2022).
6. Онлайн-сервисДом.МинЖКХ.
[Электронный ресурс]. URL: https: //dom. mingkh.ru/?ysclid=l9bioikbtm2672622. (дата обращения: 06.11.2022).
7. Официальный сайт газеты business-class. [Электронный ресурс]. URL: https://business--class-
su.turbopages.org/turbo/business-class.su/s/news/2020/09/30/v-permskom-krae-zafiksirovano-855-tys-maloimushchih-semei . (дата обращения: 05.11.2022).
Bakharev D.D.
Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russia)
EVALUATION OF MUNICIPAL PROGRAMS AND THE MAIN PROBLEMS OF HOUSING POLICY OF THE MUNICIPALITY OF PERM
Abstract: the article is devoted to the analysis of the implementation of municipal housing policy in the city of Perm. The article identifies the main problems in the implementation of municipal housing policy, as well as analyzes targeted programs for the implementation of housing policy and the mechanism of housing purchases for waiting lists.
Keywords: municipal housing policy, Perm city municipality, Institute of social rental housing, target programs, problems of municipal housing policy, regulatory framework, Housing Relations Department of Perm City.