Научная статья на тему 'Оценка моделей специальных банковских объединений: аспекты развития конкуренции банковского сектора'

Оценка моделей специальных банковских объединений: аспекты развития конкуренции банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская система / банковский сектор / Банк России / специальные банковские объединения / управляющая компания / франчайзинг / banking system / banking sector / Bank of Russia / special banking associations / management company / franchising

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Григорий Александрович

В условиях высокой степени концентрации банковского сектора РФ является актуальной разработка мероприятий по повышению автономности российской банковской системы и развитию конкуренции в банковском секторе. Одним из способов осуществления данных мероприятий является предложенное Центральным банком РФ формирование специальных банковских объединений для развития потенциала малых банков в условиях цифровизации рынка финансовой продукции и роста конкуренции со стороны крупных банков. В статье рассмотрены предложения Центрального банка РФ по развитию потенциала малых банков. Оценены особенности предложенных им моделей специальных банковских объединений «Альянс» и «Зонтик». Определены возможные проблемы применения данных моделей в российском банковском секторе. Проведен анализ перспектив применения малыми и крупными банками моделей специальных банковских объединений для формирования выводов по результатам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MODELS OF SPECIAL BANKING ASSOCIATIONS: ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN THE BANKING SECTOR

In the conditions of a high degree of development of the banking sector of the Russian Federation, it is relevant to develop measures to ensure the autonomy of the Russian banking system and the development of competition in the banking world at the present time. One of the ways to implement these measures is the management of special banking associations proposed by the Central Bank of the Russian Federation to develop the capabilities of small banks in the context of digitalization of the financial products market and increased competition from large banks. The article discusses the proposals of the Central Bank of the Russian Federation to develop the capabilities of small banks. The features of the special banking associations “Alliance” and “Umbrella” proposed in the models are assessed. Possible problems of using data models in a Russian banking institution on an ongoing basis are identified. A SWOT analysis of models of special banking associations was carried out to draw conclusions based on the results of the study.

Текст научной работы на тему «Оценка моделей специальных банковских объединений: аспекты развития конкуренции банковского сектора»

Оценка моделей специальных банковских объединений: аспекты развития конкуренции банковского сектора

Мальцев Григорий Александрович,

аспирант кафедры маркетинга и спортивного бизнеса, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

E-mail: malcev543212@gmail.com

В условиях высокой степени концентрации банковского сектора РФ является актуальной разработка мероприятий по повышению автономности российской банковской системы и развитию конкуренции в банковском секторе. Одним из способов осуществления данных мероприятий является предложенное Центральным банком РФ формирование специальных банковских объединений для развития потенциала малых банков в условиях цифровизации рынка финансовой продукции и роста конкуренции со стороны крупных банков. В статье рассмотрены предложения Центрального банка РФ по развитию потенциала малых банков. Оценены особенности предложенных им моделей специальных банковских объединений «Альянс» и «Зонтик». Определены возможные проблемы применения данных моделей в российском банковском секторе. Проведен анализ перспектив применения малыми и крупными банками моделей специальных банковских объединений для формирования выводов по результатам исследования.

Ключевые слова: банковская система, банковский сектор, Банк России, специальные банковские объединения, управляющая компания, франчайзинг.

В современных условиях для российского банковского сектора характерны тенденции к монополизации рынка и уменьшению количества кредитных организаций. За последние десять лет количество зарегистрированных кредитных организаций в Российской Федерации сократилось с 956 по состоянию на 01.01.2013 до 359 по состоянию на 01.01.2023 [3, с. 53], что уменьшает качество конкурентных отношений на рынке банковских продуктов, который при этом находится в состоянии монополистической конкуренции [4, с. 65]. Данные факторы являются угрозами для стратегического развития средних и малых банков, способствуют росту зависимости данной группы банков от маркетинговых стратегий крупных банков и стимулируют ее к обеспечению выживания через разработку и применение стратегии нишевого маркетинга, предполагающей занятие альтернативных рыночных ниш.

Помимо вышеперечисленных угроз, на данный момент для малых и средних банков характерны следующие внутренние и внешние вызовы [7]:

- недостаточная квалификация для участия в государственных программах;

- слабые компетенции в сфере 1Т-технологий;

- узкая продуктовая специализация;

- высокая регуляторная нагрузка;

- малый уровень доверия со стороны потребителей.

Для выживания в текущих условиях, расширения масштабов бизнеса и увеличения целевой аудитории малых и средних банков необходимым на данный момент является определение новых рыночных ниш и оптимальных для этих целей моделей бизнеса. Переходу малых банков к новым бизнес-моделям препятствует наличие барьера в виде нехватки организационных ресурсов на данные мероприятия.

В официальном документе Центрального банка РФ «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора»,опубликованном 27 декабря 2022 года, было предложено формирование концепции банковских объединений на основе франчайзинга для развития потенциала малых банков в условиях цифровизации рынка финансовой продукции и роста конкуренции со стороны крупных банков [1, с. 37]. Реализация предложенной концепции может способствовать увеличению степени участия малых банков в развитии экономики регионов при занятии ими новых рыночных ниш. В процессе осуществления нового вида сотрудничества предполагаются объединение ресурсов и оптимизация затрат региональных и малых

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

банков при сохранении их капитала и определенного уровня операционной автономности.

В июне 2023 года регулятором также были предложены для рассмотрения банками и дальнейшего обсуждения с ними данной инициативы возможные виды специальных банковских объединений [7]. В частности, Банком России были опубликованы две предлагаемые модели специальных банковских объединений для банков с базовой лицензией, которые представлены на рисунке 1. К ним относится модель «Альянс», основанная на объединении малых банков с управляющей компанией, и модель по франчайзинговому типу «Зонтик».

о. в

Рис. 1. Модели специальных банковских объединений

Центрального банка РФ Источник: составлено автором по [7]

Модель «Альянс» предполагает объединение банков с базовой лицензией на равных условиях и создание для организации их деятельности управляющей компании, капитал которой формируется на основе взносов малых банков. При использовании данной модели малые банки реализуют взаимодействие с Банком России через управляющую компанию. Разработка стандартов объединения, организация участия в крупных сделках, защита интересов малых банков и другие функции будут осуществляться также управляющей компанией [10].

В процессе взаимодействия малых банков с управляющей компанией необходимым для обеспечения эффективного функционирования объединения является наличие в заключаемом договоре детального описания услуг, предоставляемых управляющей компанией, и размера вознаграждения за данные услуги. В качестве подтверждения эффективности деятельности управляющей компании используются финансовые, маркетинговые и другие показатели, соответствующие выполняемым ею функциям.

В подобных объединениях чаще всего управляющая компания является юридическим лицом, которое может обладать любой организационно-правовой формой и аккумулирует на себе определенные стратегические, тактические, организационные, мотивационные и контрольные функции, а также занимается научно-техническими разработками для всех участников группы компаний [9]. Данный функционал предполагает наличие наибольшего среди субъектов группы уровня компетенций у управляющей компании в определенных договором сферах ее деятельности, повышенных

требований к степени образования и профессиональных навыков сотрудников, стажу их работы и другим характеристикам управляющей компании.

Помимо перечисленных, управляющая компания выполняет такие вспомогательные функции, как предоставление маркетинговых, юридических и бухгалтерских услуг подконтрольным организациям, что может являться для них более выгодным экономически и организационно по сравнению с децентрализованным развитием аналогичных структурных подразделений каждого отдельного субъекта группы. При таких условиях управляющая компания будет выполнять функцию центрального звена объединения, которое координирует сотрудников соответствующих подразделений малых банков.

Высокая степень разветвленности структуры объединения вследствие существенной географической удаленности между его участниками и управляющей компанией может стать фактором, определяющим необходимость создания у них схожих служб, осуществляющих вспомогательные функции. Службы управляющей компании, наделенные вспомогательными функциями, реализуют стратегические задачи группы в отличие от аналогичных служб остальных субъектов группы, которые занимаются выполнением оперативной деятельности.

Вышеизложенные наиболее распространенные особенности функционала управляющей компании могут обеспечить своевременность формирования и совершенствования стратегического планирования банковских объединений. Целесообразным для оперативного корректирования стратегических планов объединения также является использование возможностей оптимизации обмена сведениями между малыми банками и управляющей компанией и обеспечение доступа участникам объединения к информации, относящейся к результатам его функционирования, в том числе к показателям эффективности стратегической деятельности группы.

Объединение малых банков с управляющей компанией по предложенной регулятором рынка модели «Альянс» способствует расширению масштаба их деятельности и регионального охвата и увеличению линейки продукции через кооперацию и перекрестные продажи, а также предоставляет участникам группы возможность регулирования Банком России на консолидированном уровне [10].

На основе матрицы SWOT-анализа, которая используется для оценки внутренних и внешних факторов компании при стратегическом планировании, была составлена матрица перспектив применения модели «Альянс» для малых банков при объединении с управляющей компанией, которая представлена на рисунке 2. Сильные и слабые стороны модели были определены в сравнении с моделью, основанной на применении франчайзинговых механизмов. Также были выделены потенциальные возможности и угрозы реализации сотрудничества

по предложенной модели, которые могут сформироваться у малых банков.

Сильные стороны модели: Слабые стороны модели:

1. Централизованные закупки / инвестиции. 2. Взаимодействие с регулятором через управляющую компанию. 3. Координация участия в крупных сделках, синдикатах. 4. Представительские функции и защита интересов участников объединения управляющей компанией. 1. Меньшее количество ресурсов у управляющей компании. 2. Отсутствие столь высокого уровня компетенций у управляющей компании. 3. Отсутствие конкурентоспособной ГГ-инфраструктуры у управляющей компании.

Потенциальные возможности при сотрудничестве: Потенциальные угрозы при сотрудничестве:

1. Расширение масштаба деятельности и регионального охвата. 2. Упрощение синдицированного кредитования. 3. Коллективные инвестиции в стратегическое развитие объединения. 4. Увеличение линейки продукции через кооперацию и перекрестные продажи. 5. Предоставление участникам группы возможности регулирования Банком России на консолидированном уровне. 1. Неточное описание услуг, предо ставляемых управляющей компанией и размера ее вознаграждений. 2. Неэффективная деятельность управляющей компании при некорректном составлении показателей эффективности. 3. Отсутствие постоянного доступа к результатам деятельности управляющей компании.

Рис. 2. Перспективы применения модели специальных банковских объединений «Альянс» для малых банков Источник: составлено автором по [7]

В сравнении с моделью кооперации банков на основе франчайзинга, модель «Альянс» характеризуется таким недостатком, как отсутствие у управляющей компании столь высокого уровня соответствующих для обеспечения малых банков вспомогательными функциями компетенций и ресурсов, которыми обладают крупные банки. Участники рынка банковской продукции, занимающие на нем лидирующие позиции, располагают разветвленными региональными сетями филиалов, широкими ассортиментами продуктов и конкурентоспособными ^-инфраструктурами, таким образом, имеют больше возможностей для координации банковских объединений и ресурсного обеспечения их стратегического развития.

Следующая предложенная Банком России модель «Зонтик» основана на применении механизмов франчайзинга, представляющего собой один из методов взаимоотношений между участниками рынка, который реализуется через передачу участником-франчайзером прав на использование своей продукции и брендов участнику-франчайзи [8]. Таким образом банки с базовой лицензией и небольшие банки с универсальной лицензией могут получить возможность пользоваться товарным знаком и запатентованными технологиями крупного банка на возмездной основе.

При использовании механизмов франчайзинга крупный банк применяет один из оптимальных методов роста на новых рынках, при котором отсутствует необходимость вложений в открытие офисов в регионах, а также укрепляет бренды на существующих рынках банковской продукции. Для открытия нового отделения банка осуществляются вложения в приобретение оборудования, аренду офиса, интернет-связь и маркетинговые коммуникации, необходимость чего отсутствует во фран-чайзинговой модели.

Покупка франшизы компанией-франчайзи реализуется через предоставление франчайзеру при заключении договора на франшизу паушального взноса, представляющего собой единовременную плату владельцу франшизы за использование его брендов и других маркетинговых ресурсов. В российском банковском секторе применяется практика, при которой крупный банк выдает франчайзи кредит под проценты или оплачивает расходы для реализации данного мероприятия.

За получение возможности пользоваться брендом франчайзера и предоставление им операционной и бизнес-поддержки малые банки также будут осуществлять регулярные выплаты вознаграждений крупному банку или станут его миноритария-ми [10]. Вознаграждения, предоставляемые малыми банками франчайзеру, могут использоваться, в том числе, для выполнения крупным банком своих вспомогательных функций и обеспечения эффективного функционирования франчайзинговой системы.

Таким образом, при формировании специального банковского объединения с использованием механизмов франчайзинга крупный банк может применить возможности стратегического развития в банковском секторе через реализацию вложений малыми и средними банками в развитие регионального бизнеса, занятие данными банками новых финансовых рынков, расширение сети бизнеса и рост количества предоставляемых взносов при увеличении франчайзинговой сети. Помимо этого, крупный банк получает возможности структурирования сделок и реализации перекрестных продаж через участников данного объединения.

Малые банки, являющиеся участниками объединения, в свою очередь, могут получать специальные программы обучения и поддержку в принятии стратегических решений со стороны банка-франчайзера [7], обладая при этом независимостью во владении бизнесом. Данные факторы способствуют выживаемости банков-франчайзи в региональной конкурентной среде и их мотивации к стратегическому развитию.

Возможность использования брендов крупного банка при применении механизмов франчайзинга может обеспечить малые банки узнаваемостью среди потребителей на региональном рынке в качестве надежной кредитной организации, предоставляющей конкурентоспособные банковские продукты на профессиональном уровне.

Для малых банков одним из основных факторов, определяющих оптимальность выбора банковской франчайзинговой системы, является конкурентоспособность владеющего франшизой крупного банка, оценка которой может осуществляться перед заключением договора франшизы на основе вычисления маркетинговых, операционных и других показателей конкурентоспособности банка-франчайзера и других участников объединения.

Выводы, полученные при определении преимуществ и недостатков модели «Зонтик» для малых банков при объединении с крупным банком, выде-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

лены в отдельную матрицу, которая представлена на рисунке 3.

Спльные стороны модели: Слабые стороны моделн:

1. Большее количество ресурсов у крупного банка 2. Наличие высокого уровня компетенций у банка-франчайзера. 3. Широкий ассортимент продукции крупного банка. 4. Наличие конкурентоспособной 1Т-инфраструктуры у крупного банка. 1. Существенная зависимость эффективности деятельности от скоординированности бизнес-процессов и ресурсов участников объединения. 2. Меньшая защищенность интересов участников объединения.

Потенциальные возможности прн сотрудничестве: Потенциальные угрозы при сотрудничестве:

1. Повышение надежности для потребителей за счет сотрудничества с крупным банком. 2. Перекрестные продажи продуктов банка-франчайзера. 3. Специальные программы обучения и поддержка в принятии стратегических решений со стороны крупного банка. 4. Косвенное участие в государственных программах через крупный банк. 1. Некоординированные бизнес-процессы и ресурсы участников объединения. 2. Штрафы за несоблюдение стандартов крупного банка. 3. Расторжение договора на франшизу при нарушении банками-франчайзн стандартов крупного банка.

ложенным моделям, отмеченные экспертами агентства, которые были определены и крупными, и малыми банками, связаны со снижением уровня независимости банков и переходом потребителей к другим участникам объединения [6]. Данные риски по отношению к модели «Зонтик» обусловлены определенными факторами, характерными для франчайзинга и проявляемыми во взаимоотношениях между франчайзи и владельцем франшизы, особенностях выполнения его стандартов качества и франчайзинговых платежей.

Одним из таких факторов является существенная зависимость эффективности деятельности специального банковского объединения на основе применения механизмов франчайзинга от ско-ординированности бизнес-процессов и ресурсов участников объединения. Некоторые компании, предоставляющие свои бренды и технологии на рынке франчайзинга, вводят также различные требования к потенциальным франчайзи перед заключением договора, такие как наличие опыта деловых взаимодействий, конкретных характеристик корпоративной этики и планов на сотрудничество. Данные условия определены уязвимостью франчайзинга к угрозам, формируемым в процессе координации франчайзером деятельности других участников франчайзинговой системы [8].

Следующий фактор отношений франчайзинга несет потенциальные риски для крупного банка и представлен возможным нарушением стандартов качества, определяемых для банковской продукции франчайзера, со стороны банков-франчайзи. Качество продукции крупного банка, предоставляемой при реализации перекрестных продаж франчайзи, может оказывать влияние на его бренды, что формирует необходимость создания системы контроля за соблюдением стандартов франчайзера. В целях уменьшения риска нарушения стандартов качества продукции франчайзеры применяют внедрение системы соответствующих штрафов и в одностороннем порядке сохраняют право на расторжение договора на франшизу при нарушении франчайзи данных стандартов [5, с. 65].

Также для крупного банка, владеющего франшизой, существует риск недополучения франчайзинговых платежей в случае фальсификации данных со стороны банков-франчайзи. Данная проблема может сформироваться при исчислении платежей в качестве доли от выручки малых банков и занижении ими показателей в своей отчетности. Обеспечение финансовой устойчивости франчайзинговой системы в подобных условиях достигается посредством определения оптимальных для конкретного объединения параметров платежей и совершенствования системы контроля данной системы.

Возможная конкуренция по отношению к крупному банку со стороны банков-франчайзи является следующим фактором, который несет потенциальные риски для системы франчайзинга. Данный фактор может проявляться в несанкционированном использовании информации и технологий банка-франчайзера другими участниками объеди-

Рис. 3. Перспективы применения модели специальных банковских объединений «Зонтик» для малых банков Источник: составлено автором по [7]

При формировании объединения по модели «Зонтик» малые банки получают возможности использования ресурсов, компетенций и инфраструктуры участника рынка банковской продукции, занимающего на нем лидирующие позиции, расширения ассортимента через перекрестные продажи продукции франчайзера и косвенное участие в государственных программах через крупный банк [7].

Автор считает, что модель кооперации банков на основе применения механизмов франчайзинга обладает большим потенциалом увеличения конкурентоспособности малых банков в сравнении с моделью объединения банков с управляющей компанией за счет таких преимуществ крупных банков, как наличие высокого уровня компетенций для выполнения вспомогательных функций, конкурентоспособных ИТ-инфраструктур, широкого ассортимента банковской продукции и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования объединения. Целесообразным при этом для осуществления стратегического развития крупных российских банков является объединение малых банков с крупнейшими участниками рынка, обладающими слабыми позициями по количеству регионов присутствия и концентрации офисов на один субъект РФ.

Тем не менее, несмотря на возможности увеличения конкурентоспособности российских банков при их объединении по рассмотренным моделям, в российском банковском секторе, согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», „ инициатива Центрального банка РФ по созданию = специальных банковских объединений не получив ла поддержки [11]. При проведении исследования были проанкетированы 83 кредитные организации, еЗ 7% из которых готовы к обсуждению данной инициативы. Основные риски при объединении по пред-

нения. Уменьшение потенциальных рисков, связанных с этим фактором, осуществляется через определение соответствующих санкций, таких как требование перехода права собственности к франчайзеру при нарушении договора.

Выводы, полученные при определении преимуществ и недостатков модели «Зонтик» для крупных банков при объединении с малыми банками, также были выделены в отдельную матрицу, которая представлена на рисунке 4.

Сильные стороны модели: Слабые стороны модели:

1 Отсутствие необходимости вложений в открытие новых офисов в регионах. 2. Структурирование сделок. 3. Регулярные выплаты вознаграждений владельцу франшизы за использование его брендов и других маркетинговых ресурсов. 1. Зависимость брендов крупного банка от соблюдения стандартов малыми банками. 2. Недостаточность уровня компетенций малых банков.

Потенциальные возможности при сотрудничестве: Потенциальные угрозы при сотрудничестве:

1. Занятие новых финансовых рынков и расширение сети бизнеса. 2. Реализация перекрестных продаж через участников данного объединения. 3. Снижение санкционных рисков при структурировании через малые банки. 1. Некоординированные бизнес-процессы и ресурсы участников объединения. 2. Нарушение стандартов качества, определяемых для банковской продукции франчайзера. 3. Недополучение франчайзинговых платежей. 4. Несанкционированное использование информации и технологий банка-франчайзера.

Рис. 4. Перспективы применения модели специальных банковских объединений «Зонтик» для крупных банков Источник: составлено автором по [7]

Таким образом, предложенные модели специальных банковских объединений на основе франшизы, помимо перечисленных преимуществ, способствующих увеличению конкурентоспособности участников франчайзинговой системы, обладают рядом рассмотренных недостатков, которые устраняются определением оптимальных для конкретного объединения его участниками условий договора, а также созданием и совершенствованием системы контроля.

Литература

1. Программный документ Центрального банка РФ от 27.12.2022 «Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора» // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/ file/143838/dbra_20221227.pdf (дата обращения: 19.02.2024).

2. Авис, О.У. О конкуренции в российском банковском секторе и необходимости ее трансформации в условиях санкционного давления // О.У. Авис // Финансовые рынки и банки. - 2022. - № 5.- С. 72-77.

3. Белоусов, А.Л. Вопросы развития конкурентных отношений в российской банковской си-

стеме / А.Л. Белоусов // Russian Journal of Economics and Law. - 2023. - № 17 (1). - С. 51-62.

4. Бывшев В.А. Оценка уровня конкуренции в банковской системе Российской Федерации и роль в конкуренции малых банков / В.А. Бывшев, И.В. Трегуб // Финансовые рынки и банки. - 2023. - № 2. - С. 61-66.

5. Калмыков, В.В. Правовая природа договора франчайзинга в практике международных компаний / В.В. Калмыков // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - № Июль. -С.63-67.

6. Банкиры не хотят объединяться для поддержки мелких конкурентов [Электронный ресурс] // Деловое издание «Ведомости». - Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/event/?id=15816 (дата обращения: 12.04.2024)

7. Встреча с банками с базовой лицензией [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Docu-ment/File/148252/20230602_bbl.pdf (дата обращения: 12.03.2024).

8. Франчайзинг [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека «Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит» - Режим доступа: https://www. audit-it.ru/terms/agreements/franchayzing.html (дата обращения: 20.02.2024).

9. Управляющая компания для бизнеса: бонусы и риски [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека «Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит». - Режим доступа: https://www. audit-it.ru/articles/finance/a106/923950.html (дата обращения: 19.03.2024).

10. ЦБ РФ предложил банкам рассмотреть варианты создания банковских объединений [Электронный ресурс] // Интерфакс: центр раскрытия корпоративной информации. - Режим доступа: https://disclosure.1prime.ru/news/-203/%7B-613871fb-b06c-40f4-b9a2-d27e4198bb9c%7D.uif (дата обращения: 21.02.2024).

11. Эксперты назвали плюсы и минусы объединения банков в альянсы и зонтики [Электронный ресурс] // Официальный сайт АО «Эксперт РА». - Режим доступа: https://raexpert.ru/ researches/publications/vedomosti_jun04_2023 (дата обращения: 11.04.2024).

ASSESSMENT OF MODELS OF SPECIAL BANKING ASSOCIATIONS: ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF COMPETITION IN THE BANKING SECTOR

Maltsev G.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In the conditions of a high degree of development of the banking sector of the Russian Federation, it is relevant to develop measures to ensure the autonomy of the Russian banking system and the development of competition in the banking world at the present time. One of the ways to implement these measures is the management of special banking associations proposed by the Central Bank of the Russian Federation to develop the capabilities of small banks in the context of digitalization of the financial products market and increased competition from large banks.

The article discusses the proposals of the Central Bank of the Russian Federation to develop the capabilities of small banks. The fea-

C3

о

CO £

m p

СГ

CT1 А

IE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tures of the special banking associations "Alliance" and "Umbrella" proposed in the models are assessed. Possible problems of using data models in a Russian banking institution on an ongoing basis are identified. A SWOT analysis of models of special banking associations was carried out to draw conclusions based on the results of the study.

Keywords: banking system, banking sector, Bank of Russia, special banking associations, management company, franchising.

References

1. Policy document of the Central Bank of the Russian Federation dated December 27, 2022 «Prospective directions for the development of banking regulation and supervision» // Official website of the Central Bank of the Russian Federation. - Access mode: https://www.cbr.ru/content/document/file/143838/ dbra_20221227.pdf (access date: 02/19/2024).

2. Avis, O.U. On competition in the Russian banking region and the need for its transformation under sanctions pressure // O.U. Avis // Financial markets and banks. - 2022. - No. 5. -P. 72-77.

3. Belousov, A. L. Issues of development of competitive relations in the Russian banking system / A.L. Belousov // Russian Journal of Economics and Law. - 2023. - No. 17 (1). - P. 51-62.Byv-shev V.A. Assessing the level of competition in the banking system of the Russian Federation and the role in the competition of small banks / V.A. Byvshev, I.V. Tregub // Financial markets and banks. - 2023. - No. 2. - P. 61-66.

4. Byvshev V.A. Assessing the level of competition in the banking system of the Russian Federation and the role of small banks in competition / V.A. Byvshev, I.V. Tregub // Financial markets and banks. - 2023. - No. 2. - P. 61-66.

5. Kalmykov, V.V. Legal nature of the franchising agreement in the practice of international companies / V.V. Kalmykov // All-Russian Journal of Scientific Publications. - 2011. - No. July. -pp. 63-67.

6. Bankers do not want to unite to support small competitors [Electronic resource] // Business publication Vedomosti. - Access mode: https://www.cbr.ru/press/event/?id=15816 (access date: 04/12/2024)

7. Meeting with banks with a basic license [Electronic resource] // Official website of the Central Bank of the Russian Federation. - Access mode: https://www.cbr.ru/Content/Document/ File/148252/20230602_bbl.pdf (access date: 03/12/2024).Man-agement company for business: bonuses and risks [Electronic resource] / - Access mode: https://www.audit-it.ru/articles/fi-nance/a106/923950.html (access date: 03/19/2024).

8. Franchising [Electronic resource] // Internet library "Accounting. Taxation. Audit" - Access mode: https://www.audit-it.ru/terms/ agreements/franchayzing.html (access date: 02/20/2024).

9. Management company for business: bonuses and risks [Electronic resource] // Internet library "Accounting. Taxation. Audit". - Access mode: https://www.audit-it.ru/articles/finance/ a106/923950.html (access date: 03/19/2024).

10. The Central Bank of the Russian Federation invited banks to consider options for creating banking associations [Electronic resource] // Interfax: center for the disclosure of corporate information. - Access mode: https://disclosure.1prime. ru/news/-203/%7B613871fb-b06c-40f4-b9a2-d27e4198bb-9c%7D.uif (access date: 02/21/2024).

11. Experts named the pros and cons of combining banks into alliances and umbrellas [Electronic resource] // Official website of Expert RA JSC. - Access mode: https://raexpert.ru/researches/ publications/vedomosti_jun04_2023 (access date: 04/11/2024).

a.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.