УДК 336.225
Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций
Статья посвящена вопросам налогового регулирования инвестиций. Особое внимание уделяется оценке выпадающих доходов бюджетов в связи с предоставлением льгот инвестиционного характера по отдельным видам налогов и разработке мер по совершенствованию налогового регулирования. Рассматриваются классификация инвестиций, принципы налогового регулирования, меры по налоговому стимулированию.
Ключевые слова: инвестиции; виды инвестиций; налоговое регулирование; меры налогового регулирования.
The article is devoted to the problems of tax regulation. Special attention is given to the assessment of income falling budgets in connection with the provision of incentives of investment nature of certain types of taxes and the development of measures to improve fiscal management. It also discusses the classification of investment principles of tax regulation and tax stimulation measures.
Keywords: investment; types of investments; tax regulation; measures of tax regulation.
Троянская Мария Александровна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы» Оренбургского государственного университета
E-mail: [email protected]
Тюрина Юлия Габдрашитовна
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы» Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
Классификация инвестиций
Под инвестициями понимается совокупность затрат инвесторов, направленная на вложение капитала на установленный период в различные виды деятельности с целью получения в перспективе прибыли (дохода) от осуществленного вложения капитала и сопровождающаяся получением экономической выгоды и социальным эффек-
том в краткосрочной и долгосрочной перспективе [1, с. 45-47].
Как экономическая категория инвестиции имеют свою классификацию, которая производится на основе признаков (или критериев), позволяющих объединить их в однородные по классифицирующему признаку группы. Но в настоящее время пока не создано единой и целостной классификации, раскрывающей всю полноту видов инвестиций. Все имеющиеся видовые группировки инвестиций являются укрупненными, общими и не охватывают всего их многообразия, которое может быть потенциально бесконечным. Исходя из специфики данного исследования обратимся к научному подходу В. Керна, который классифицировал инвестиции, выделив различные признаки и подразделив их на главные (обусловленные экономическим содержанием) и второстепенные (характеризующие их внешнее проявление).
Так, к главным классификационным признакам относятся:
• деление в зависимости от количества и вида затрат [вложения в материальные (физические) активы (реальные инвестиции), вложения в денежные активы, вложения в нематериальные (незримые) активы];
• группировка с учетом качественных характеристик результатов вложений (безопасность,
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
Э
<
I X
ш
& ай
причины осуществления вложении:
сферы инвестирования
отрасли. в которые осуществляются вложения
Рис. Классификационные признаки инвестиций
качество продукции, безотходность производства, социальный эффект);
• деление вложений в зависимости от временного интервала (определенные и неопределенные);
• группировка с учетом степени взаимозависимости вложений (независимые; взаимозависимые; взаимодополняющие; взаимоисключающие).
К второстепенным классификационным признакам относятся:
• вид объекта инвестиций [финансовые (спекулятивные и долгосрочные вложения) и реальные (материальные и нематериальные вложения)];
• причины осуществления вложений («вынужденные вложения», вложения, которые будут способствовать расширению производства, вложения с целью создания новых производств, вложения в исследования и инновации, вложения, содействующие повышению эффективности);
• сферы инвестирования (закупки, производство, управление, сбыт и т. п.);
• отрасли, в которые осуществляются вложения (добыча, производство, строительство, образование, наука и т. д.) [2].
В целях данного исследования представляет интерес позиция, содержащаяся в трудах М. И. Кныша [3] и В. В. Шеремета [4], которые выделяют в зависимости от целей инвестирования финансовые вложения:
• предназначенные для повышения эффективности собственного производства;
• в расширение собственного производства;
• в создание нового собственного производства или применение новых технологий в собственном производстве;
• ради удовлетворения требований государственных органов управления.
Обобщенная классификация инвестиций в целях нашего исследования представлена на рисунке.
Налоговое регулирование инвестиций
Вышеуказанный подход к определению финансовых вложений в зависимости от целей инвестирования более точно позволяет классифицировать инвестиции для определения видов мер налогового регулирования, которое основывается на регулирующей функции налогов, проявляющейся через процесс вмешательства государства в экономику с целью косвенного влияния на характер и структуру общественного воспроизводства. Налоговое регулирование предназначено для обеспечения успешной внешней и внутренней деятельности рыночных структур, создания условий для стимулирования региональных и приоритетных отраслевых направлений движения капитала, полноценного формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы, достижения социальной справедливости, создания условий сохранения рентабельности производств, расширения и роста качества рыночной среды при установлении внутренней согласованности интересов по оси «государство — налогоплательщик», снижения степени неопределенности и упорядочения финансовых потоков [5, 6].
В Российской Федерации налоговое регулирование тесно взаимосвязано с методами таможенного регулирования, государственной политикой развития инфраструктуры, снижением общих административных барьеров
На сегодняшний момент налоговое регулирование является одним из основных инструментов косвенного регулирования инвестиционной деятельности. Так, снижение налоговой нагрузки позволяет налогоплательщику увеличивать объем свободных денежных средств. Налоговое регулирование воздействует на все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение и потребление. Установление общего налогового бремени на хозяйствующие субъекты является инструментом воздействия государства на процесс производства. От величины общей налоговой нагрузки зависят степень инвестиционной активности и возможность дальнейшего раз-
вития. Воздействие на процесс обмена осуществляется посредством влияния на цену товара, поскольку косвенные налоги и налоги, включаемые в состав затрат, тесно связаны с ценообразованием. На практике складывается ситуация, при которой государство предоставляет льготы в тех отраслях экономики, в развитии которых оно заинтересовано в большей степени [7, с. 28-32].
Налоговое регулирование осуществляется посредством применения разнообразных инструментов, различающихся по целям воздействия (экономические, социальные, экологические), направлениям воздействия (стимулирующие, дестимули-рующие, компенсационные), механизму действия (системные, комплексные, локальные) и другим признакам.
Принципы налогового регулирования
Для того чтобы налоговое регулирование способствовало реализации поставленных целей, необходимо определить методологические основы, на которых базируются его построение и функционирование, т. е. выявить присущие ему принципы:
1. Преобладание регулирующей функции налога над фискальной. Основными причинами современного состояния экономики, когда налоги преимущественно выполняют фискальную функцию, являются:
а) недостаточная оснащенность региональных властей ресурсами для реализации регулирующей функции налогообложения. Современное состояние российской налоговой системы характеризуется высокой долей косвенных налогов, в то время как прямые налоги поступают преимущественно в территориальные и местные бюджеты. Преобладание косвенного налогообложения свидетельствует о преимуществе фискальной функции по сравнению с регулирующей;
б) сосредоточение основных полномочий в налоговой сфере в руках федеральных властей.
Основу принятия управленческих решений должна составлять регулирующая функция налогообложения. Опыт экономически развитых стран показывает, что налоговое регулирование является важнейшим рычагом воздействия государства на экономику. Российские реалии таковы, что налоговое регулирование еще не получило широкого распространения.
2. Сбалансированность интересов всех участников налоговых отношений. При построении модели эффективного налогового регулирования
необходимо учитывать, что каждый из участников налогового процесса является носителем определенных групп задач. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо построение такой модели, которая обеспечит наиболее оптимальное сочетание интересов всех участников. Практическим примером такой модели может служить предоставление налоговых преференций компаниям, осуществляющим инвестирование в определенные отрасли экономики. В данном случае государство получает дополнительные налоговые поступления, а общество — создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышение качества продукции и т. д.
3. Встраиваемость мер налогового регулирования в систему иных мер государственного воздействия. Актуальность данного принципа прослеживается на примере регулирования особых экономических зон, создаваемых в развитых и развивающихся странах. Основной целью создания особых экономических зон в развитых странах является техническое переоснащение производства на основе новых технологий, поэтому инвесторам предоставляются налоговые льготы. В развивающихся странах основной целью создания особых экономических зон является привлечение зарубежного капитала и передового управленческого опыта, поэтому, помимо налоговых льгот, инвесторам предоставляются также льготы по аренде земли, использованию рабочей силы. В Российской Федерации налоговое регулирование тесно взаимосвязано с методами таможенного регулирования, государственной политикой развития инфраструктуры, снижением общих административных барьеров [8].
Меры по налоговому стимулированию
Анализ экономической литературы показал, что классификация видов мер налогового регулирования в настоящее время отсутствует. Исходя из специфики данного исследования меры налогового стимулирования, принятые с 2001 по 2013 г., следует классифицировать в зависимости от отдельных видов инвестиций следующим образом:
1) общие меры:
• использование ускоренного (заявительного) порядка возмещения налога на добавленную стоимость (с 1 января 2010 г.);
• предоставление возможности получать вычет по налогу на добавленную стоимость с сумм аван-
сов, которые уплачены в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) (с 1 января 2009 г.);
• сокращение ставки по налогу на прибыль организаций с 24 до 20% (с 1 января 2009 г.);
• изменение порядка отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам (мера функционировала с 1 августа 2009 г. по 30 июня 2010 г.);
• освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (с целью снижения напряженности на рынке труда в рамках дополнительных мероприятий субъектов Российской Федерации);
• возможность субъектов Российской Федерации понизить для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащую зачислению в их бюджеты, но не ниже 13,5%;
2) меры стимулирования инвестиций в человеческий капитал:
• освобождение от налогообложения расходов работодателей на обучение сотрудников (с 1 января 2009 г.);
• выведение из-под налогообложения сумм взносов работодателей, которые направлены на накопительную часть трудовой пенсии (с 1 января 2009 г.);
• предоставление вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на сумму, которая была уплачена налогоплательщиком за свое обучение и обучение детей в образовательных учреждениях (120 000 руб. и 50 000 руб. соответственно);
3) меры, направленные на поддержку инвестиций в основные средства:
• освобождение ввезенного технологического оборудования, которое не имеет российских аналогов, от налога на добавленную стоимость (по перечню), не имеющего аналогов в Российской Федерации (формально действует с 30 апреля 2009 г., фактически — с 1 июля 2009 г.);
• возможность получения инвестиционного налогового кредита;
• повышение амортизационной премии до 30% для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20 лет (с 1 января 2009 г.);
• возможность использования метода убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам) для начисления амортизации (с 1 января 2009 г.);
• сокращение срока полезного использования некоторых основных средств путем переноса их
в группы с меньшим сроком полезного использования в пределах 3-7 амортизационных групп (с 1 января 2009 г. и с 1 января 2010 г.);
• введение специального повышающего коэффициента (не более 3) для основных средств, которые используются только для научно-технической деятельности (с 1 января 2009 г.);
• освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации мероприятий, связанных с организацией Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи, с развитием города как горноклиматического курорта;
• освобождение от обложения транспортным налогом, налогом на имущество организаций и налогом на прибыль организаций организаторов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 (с 30 июля 2010 г.);
• применение ставки 10% по налогу на добавленную стоимость при продаже племенных видов домашних животных, яиц и эмбрионов (действует с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 г.);
• освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, которые инвестированы в приобретение (строительство) жилых помещений военнослужащими — участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (с 1 января 2005 г.);
• применение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок и убытков от участия в инвестиционном товариществе;
• предоставление освобождения от уплаты налога на имущество организаций в течение трех лет со дня постановки на учет вновь вводимых объектов, которые имеют высокую энергетическую эффективность;
• уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций на сумму законченных капитальных вложений в гидротехнические и воздушные сооружения;
• освобождение от налога на имущество организаций — резидентов особой экономической зоны;
• льготное обложение налогом на прибыль организаций, реализующих инвестиционные проекты в Калининградской области (с 2006 г.);
4) меры на поддержку инвестиций в НИОКР:
• введение повышенного коэффициента 1,5 по расходам на НИОКР (32 направления) (в частности,
не принесшим положительных последствий) (с 1 января 2009 г.);
• освобождение от налога на добавленную стоимость расходов на НИОКР, которые относятся к созданию новых технологий и продукции или их усовершенствованию (с 1 января 2008 г.);
• освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость передачи исключительных прав на промышленные образцы, изобретения, полезные модели (с 1 января 2008 г.);
• освобождение от налога на прибыль организаций средств, которые получают научные организации от поддержки научно-исследовательских работ, и средств, безвозмездно полученных на ведение научной деятельности (с 1 января 2008 г.);
• увеличение до 1,5% норматива отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, отраслевых и межотраслевых фондов (с 1 января 2008 г.);
• уменьшение налоговой базы по упрощенной системе налогообложения на суммы затрат, связанных с патентованием и научно-исследовательскими разработками (с 1 января 2008 г.);
• отнесение к расходам в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика сумм, направленных на НИОКР, которые осуществлены в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (с 1 января 2002 г.— 0,5%, а с 1 января 2011 г.— 1,5%);
• предоставление профессионального вычета по налогу на доходы физических лиц налогоплательщикам, которые получили авторские вознаграждения за создание произведений науки, открытия, изобретения и промышленные образцы, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, но не более 25% от фактических доходов;
• возможность использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость организациями — участниками проекта «Сколково» в течение десяти лет со дня получения такого статуса (с 1 января 2011 г.);
• освобождение от обязанностей налогоплательщика организаций — участников проекта «Сколково» по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций (с 1 января 2011 г.);
• освобождение от налога на имущество организаций ядерных установок, используемых для научных целей.
Таблица 1
Динамика льгот по налогу на прибыль организаций за 2006-2011 гг.* (млрд руб.)
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Сумма прибыли в экономике 5722 6041 3801 4432 6331 7140
Инвестиции, профинансированные из прибыли 1604 2105 2627 2243 2715 3539
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот 35 29 42 40 53 67
В том числе
Сумма льгот, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ и ст. 25 Федерального закона от 10.01.2006 №16-ФЗ 0,45 0,89 - - - -
Сумма льгот, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ и ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» - - 0,01 0,02 0,04 0,05
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законодательными органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ 35 28 41 38 51 64
Сумма недопоступления налога в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ 0,09 0,002 - - - -
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с применением налоговой ставки 0% в соответствии с п. 6 ст. 288 НК РФ - - 0,98 1,3 2,1 2,9
* Составлено и рассчитано по данным ФНС России.
Таблица 2
Структура льгот по налогу на прибыль организаций* (%)
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот 100 100 100 100 100 100
В том числе
Сумма льгот, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ и ст.25 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ 1,29 3,12 - - - -
Сумма льгот, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001№ 110-ФЗ и ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» - - 0,03 0,06 0,07 0,07
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п.1 ст. 284 НК РФ 98,45 96,87 97,67 96,63 96,01 95,45
Сумма недопоступления налога в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ст.5 Федерального закона от 31.05.1999 № 104-ФЗ 0,26 0,01 - - - -
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с применением налоговой ставки 0% в соответствии с п.6 ст.288 НК РФ - - 2,30 3,31 3,92 4,48
*Составлено и рассчитано по данным ФНС России.
Таблица 3
Динамика структуры льгот по налогу на имущество организаций за 2006-2011 гг.* (%)
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Выпадающие доходы 100 100 100 100 100 100
В том числе
По льготам, установленным ст. 381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст. 7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и согласно п. 7 ст. 346.35 НК РФ инвесторам по Соглашениям о разделе продукции 54,22 51,33 53,93 59,11 60,07 12,49
По льготам, установленным в соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ органами законодательной власти субъектов Российской Ф 45,78 48,67 46,07 40,89 39,93 87,51
доставлено и рассчитано по данным ФНС России.
Таблица 4
Структура налоговых льгот за 2006-2011 гг.*
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Налоговые доходы 100 100 100 100 100 100
Всего выпадающие доходы (от всех рассмотренных инвестиционных льгот) 100 100 100 100 100 100
Налог на прибыль организаций 30,78 31,25 31,63 20,12 23,17 23,37
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот по налогу на прибыль организаций 13,95 9,61 11,19 8,90 9,39 9,46
Налог на имущество организаций 3,72 8 3, 4,07 6,14 5,51 4,81
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот по налогу на имущество организаций 81,08 82,59 70,26 63,56 54,26 49,01
Налог на добычу полезных ископаемых 21,42 17,23 21,50 16,77 18,36 21,02
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот по НДПИ 4,97 7,81 11,80 22,50 31,21 37,15
Налог на доходы физических лиц 17,14 18,21 20,97 26,50 23,36 20,53
Выпадающие доходы от инвестиционных льгот по НДФЛ 0 0 6,76 5,04 5,14 5,08
доставлено и рассчитано по данным ФНС России.
Оценка динамики предоставления льгот по налогам
Экономистами признано, что именно прямые налоги предоставляют налогоплательщикам наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиций. Рассмотрим динамику предоставления льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых в Российской Федерации в течение 2006-2011 гг. (табл. 1-4).
Как следует из табл. 1, в течение всего рассматриваемого периода наблюдается неоднозначная динамика показателей объемов прибыли в экономике, сумм выпадающих доходов от предоставленных инвестиционных льгот и инвестиций, профинансированных из прибыли. В целом за анализируемый временной период все показатели имеют темпы роста. Так, сумма прибыли в экономике увеличилась почти на 25%, суммы инвестиций, профинансированные из прибыли,— на 120% (или чуть больше чем в два раза), суммы выпадающих доходов от инвестиционных льгот — на 91%.
Отрицательная динамика рассматриваемых показателей в 2009 г. объясняется влиянием мирового финансового кризиса.
В рамках данного исследования, помимо динамики льгот по налогу на прибыль организаций, целесообразно рассмотреть и их структуру (табл. 2).
Динамика показателей табл. 2 в течение рассматриваемого периода изменялась, но незначительно — в пределах 2-3%. При этом следует отметить, что на протяжении всего периода наибольший удельный вес занимали суммы льгот, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в виде пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
Что касается выпадающих доходов по налогу на имущество организаций, то они показаны в табл. 3.
Показатели табл. 3 за рассматриваемый промежуток времени имели положительную динамику и увеличились следующим образом: на 49% — выпадающие доходы, на 65% — суммы по льготам, установленным ст. 381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст. 7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и согласно п. 7 ст. 346.35 НК РФ инвесторам по соглашениям о разделе продукции, на 30% — суммы по льготам, установленным на основании п. 2 ст. 372 НК РФ органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Что касается структуры льгот, то наибольший удельный вес, хотя и с небольшим отрывом, занимают льготы, установленные ст. 381, ст. 7 и п. 7 ст. 346.35 НК РФ. Однако в 2011 г. ситуация изменилась, и наибольший удельный вес 87,5% заняли льготы, установленные региональными законодательными актами, что связано со сменой приоритетов региональных органов власти по направлениям поддержки организаций.
Показатели приведенной таблицы свидетельствуют о том, что на протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес из всех предоставленных организациям и физическим лицам инвестиционных налоговых льгот составляли преференции по налогу на имущество организаций, который, однако, имеет тенденцию к снижению с 81,08% в 2006 г. до 49,01% в 2011 г. Доля выпадающих из бюджета сумм налога на добычу полезных ископаемых также высока и равняется 21%. Удельный вес льгот по налогу на прибыль организаций в общей сумме можно назвать относительно
незначительным. В 2006 г. он составил только около 14% и к 2011 г. снизился до 9,5%. Доля льгот по налогу на доходы физических лиц в общей сумме предоставленных инвестиционных преференций в течение всего анализируемого периода оставалась небольшой (этот показатель колеблется в пределах от 5 до7%) [6]. Это в большей степени связано с тем, что льготы по налогу на доходы физических лиц имеют ярко выраженный социальный характер. Поэтому одним из нерешенных вопросов в налогообложении доходов физических лиц в России остается низкий уровень вычетов, который не соответствует экономической ситуации в стране [9, с. 48-50]. В целом следует отметить, что преференции социальной направленности составляют незначительную часть общего объема всех установленных налоговых льгот.
Выводы
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что в течение рассматриваемого периода в Российской Федерации суммы выпадающих доходов от инвестиционных налоговых льгот имеют тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении роли налоговой политики государства в поддержке развития инвестиций и инвестиционной деятельности. Однако по-прежнему сохраняется высокая степень изношенности основных фондов в российской экономике, что, в свою очередь, требует принятия кардинальных мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности прежде всего промышленных и производственных предприятий, поскольку обновление основных фондов не может быть реализовано без увеличения инвестиционных вложений в экономику компаний. Именно поэтому первостепенная задача налоговой системы — налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации экономики как государства в целом, так и отдельных регионов.
Отметим, что на сегодняшний день налоговым законодательством не предусмотрено достаточное количество льгот по налогу на прибыль организаций, которые могли бы оказать стимулирующее воздействие на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, поэтому в части налогообложения прибыли можно внести в налоговое законодательство ряд поправок и дополнений:
• во-первых, для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых
механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль организаций инвестиционными льготами прямого действия;
• во-вторых, необходимо внедрить дифференцированную систему льгот по налогу на прибыль организаций по отраслевому, региональному признакам и видам капиталовложений;
• в-третьих, в целях предотвращения ухода от налогообложения введению налоговых льгот должна предшествовать тщательная экспертиза условий их предоставления;
• в-четвертых, обоснованность предоставления налоговых льгот должна подтверждаться расчетами, показывающими, через какой промежуток времени предприятие, которое получает налоговые льготы, компенсирует их за счет прироста выплаты иных налогов и платежей в бюджет;
• в-пятых, более активное привлечение иностранных инвестиций как одно из мероприятий по стимулированию роста инвестиционной активности региона можно осуществить путем предоставления им льгот особого характера (при реализации таких мероприятий прежде всего должны учитываться стратегический интерес и экономическая безопасность региона).
Как представляется, реализация данных мероприятий в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий за счет расширения возможностей финансирования инвестиций и повышения их качественной структуры, что в конечном счете послужит непосредственным фактором развития экономики региона и государства в целом.
Литература
1. Троянская М. А. Проблемы терминологии при определении инвестиций и инвестиционной деятельности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4.
2. Керн В. Модели для оценки инвестиционных проектов. Ярославль: Призма, 2006. 456 с.
3. Кныш М. И. Планирование инвестиционной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2006. 348 с.
4. Шеремет В. В. Управление инвестициями. М.: Высшая школа, 2006. 988 с.
5. Троянская М. А. Налоговое регулирование в налоговой политике: сущность, содержание, виды // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 28-29 нояб. 2012 г. / редкол.: Е. Б. Дьякова, Л. В. Перекрестова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 295 с.
6. Тюрина Ю. Г. Налогообложение доходов физических лиц и уровень жизни населения / Ю. Г. Тюрина, Г. И. Немирова: Монография / Под ред. С. В. Панковой. М.: ЗАО «Экономика», 2007.
7. Ермакова Е. А. Налоговое регулирование в системе государственного налогового менеджмента // Финансы и кредит. 2007. № 8.
8. Гордеева О. В. Принципы эффективного налогового регулирования // Финансы. 2010. № 9.
9. Тюрина Ю. Г. Механизм реализации социальной функции налогообложения доходов физических лиц // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 4.
Из выступления В. В. Путина на Инвестиционном форуме «Россия зовет» 2 октября 2012 г.
С принятием законов «О клиринге и клиринговой деятельности» и «Об организованных торгах» созданы все правовые условия для развития инфраструктурных организаций финансового рынка: бирж и центрального контрагента. Они будут работать в соответствии с международными стандартами, значительно снижая риски для участников рынка.
Мы намерены стимулировать и внутреннего инвестора - и преодолеть дефицит так называемых длинных денег. Этот вопрос волнует всех. Наша финансовая система пока не готова предложить такие инвестиционные ресурсы в том объёме, в каком это необходимо для развития экономики, но мы хорошо понимаем, что это не только экономический вопрос: от его решения во многом зависит доверие людей к финансовым институтам, к возможностям бизнеса реализовать множество проектов.