Научная статья на тему 'Оценка менеджмента предприятий лесного комплекса г. Лесосибирска'

Оценка менеджмента предприятий лесного комплекса г. Лесосибирска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева С.А., Байрамукова Е.В.

The given article is devoted to the management estimate on the basis of functional model of management estimate. The analysis allowed to find priority directions of perfection of enterprise activity in timber complex in the town of Lesosibirsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка менеджмента предприятий лесного комплекса г. Лесосибирска»

ОЦЕНКА МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА Г.ЛЕСОСИБИРСКА

Евсеева С.А., Байрамукова Е.В. (Лф СибГТУ, г.Лесосибирск, РФ)

The given article is devoted to the management estímate on the basis of functional model of management estimate. The analysis allowed to find priority directions of perfection of enterprise activity in timber complex in the town of Lesosibirsk.

Мировые тенденции в менеджменте диктуют необходимость постоянного совершенствования качества бизнеса по всем направлениям деятельности компании.

Самооценка как инструмент управления возникла вместе с появлением премий в области качества, сначала премии М. Болдриджа, а затем Европейской премии. Самооценка позволяет компаниям получить всестороннюю картину своей деятельности, оценить, удовлетворены ли ее потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления совершенствования.

Различные модели для самооценки предлагают различные подходы к диагностике организации. Общим в методике самооценки является балльная система оценки по критериям той или иной модели. Проведя анализ различных моделей самооценки нами была выбрана функциональная модель оценки менеджмента, предложенная Масловым Д. В. и Белокоровиным Э. А.

Функциональная модель оценки менеджмента основана на принципах менеджмента Тейлора - Файоля, несет идею непрерывного совершенствования системы управления, позволяет руководителям проанализировать бизнес -процесс, свою деятельность по управлению организацией, выявить сильные и слабые стороны, наметить области первоочередных улучшений, проследить динамику улучшений. В основе ФМОМ лежат шесть основных функций управления: Прогнозирование/Планирование, Организация, Мотивация, Контроль, Координация и Коммуникация, которые соответственно являются оценочным критериями модели. Коммуникация - это жизненная энергия деятельности предприятия и уровень энергии определяется состоянием первых пяти функций. Каждый из пяти критериев содержит пять субкритериев. Таким образом, функциональная модель оценки менеджмента объединяет 25 оценочных категорий.

В качестве объектов исследования выбрано одно из крупнейших предприятий г. Лесосибирска, ОАО «Лесосибирский ЛДК №1».

Метод исследования - анкетирование менеджеров и работников предприятия.

Оценка менеджмента производится как со стороны руководителей, так и со стороны работников. Преимуществом двухсторонней оценки состоит в возможности определить, насколько соответствует представление руководителей о положении дел на предприятии мнению работников. Оценка менеджеров по

каждому из пяти критериев и общая оценка сравниваются с соответствующей оценкой работников, и вычисляется коэффициент адекватности менеджмента.

При анализе коэффициента адекватности менеджмента было выявлено, что в зоне адекватной оценки возможностей на предприятиях находятся практически все показатели, что свидетельствует об адекватном восприятие работниками управленческих решений, руководитель и коллектив руководствуются одинаковыми принципами в работе, что способствует гармоничному развитию организации. Руководители, пользуясь такой ситуацией, имеют возможность постоянно совершенствовать бизнес-процесс. Кроме этого, следует обратить внимания на показатели, которые находятся в зоне переоценки и недооценки, т.е. отражают расхождения мнений руководителей и работников относительно ситуации на предприятии. На ОАО «Лесосибирский ЛДК№1» такими являются планирование и контроль.

к н о о К

й ю и

и «

ей

н К

к а к

-е--е-

о

0,3 0,2 0,1 0 -0,1 -0,2 -0,3

1 2 3 4 5

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

■ 8

9 20 21 22 23 24 25

□ Кам

Оценочные показатели

Рисунок 1 - Анализ коэффициента адекватности менеджмента ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»

Важным элементом анализа в системе самооценки на базе ФМОМ является определение коэффициента согласия в коллективе. Анализ ответов работников дает возможность выявить зоны единства и полярности мнений в коллективе (рисунок 2).

При анализе коэффициента сплоченности коллектива было выявлено, что все критерии находятся в зоне единства, также наблюдается равнозначная оценка руководителей исполнителей, что говорит о большом потенциале для проведения эффективных изменений, так как положение дел по данному направлению одинаково воспринимается всем коллективом.

6

Кск

30

Оценочные категории

Рисунок 2 - Анализ коэффициента согласия в коллективе ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»

Дальнейший анализ предполагает выявление корреляций между коэффициентами адекватности менеджмента и коэффициента согласия в коллективе. Основной задачей анализа является более полное определение эффективности изменений в той или иной области.

Согласно, матрицы возможности улучшений, предложенной Масловым Д.В., Белокоровиным Э.А. выделяют четыре зоны анализа: эффективная (результативность программы улучшений высока); рабочая (большая вероятность улучшения деятельности); умеренная (реализация программы улучшений требует детальной подготовки и предварительного анализа коэффициентов); проблемная (разработка и реализация программы улучшений должны начинаться только после глубокого изучения неудовлетворительных показателей КСк, КАМ).

1,0 о.4) 0,8

= 0,7 в 0.6 s 0.5 ; о.4 * 2 0,3

2 Z 0.2 я 7 0,1 Г '* 0.0

z <2 -0.1

I I -°-2

-0.7 -0.8 -0.9 -1.0

К(ифф)|цнс111 сшласнм в коллективе

Рисунок 3 - Степень возможности улучшений по исследуемому показателю на ОАО «Лесосибирский ЛДК №1»

Согласно представленным данным, следует отметить, что для предприятия большинство показателей находятся в эффективной и рабочей зоне, т.е.

ч

и

о

а

ч

г о

о т н е

и ц

и о

е

и

и

икт

е

ч ч

о к

0,80 0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

10

15

20

25

0

5

результативность программы улучшений высока и большая вероятность улучшения деятельности.

Объективность оценки менеджмента определяется на основании коэффициента адекватности, поэтому важно выявление влияющих на него факторов. В ходе работы было выявлено пять факторов, от которых зависит объективность коэффициента адекватности. Анализ влияния факторов на коэффициент адекватности менеджмента на основе экспертных оценок показал, что наибольшее влияние на адекватность влияет профессионализм, компетенция опрашиваемых, осведомленность о состоянии менеджмента, совпадение взглядов руководителей и рабочих на политику управления предприятием.

Литература

1. Маслов Д.В., Белокоровин Э.А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.